Рабочая программа по курсу "Технология. Человек, природа, техника" 2 класс УМК "Школа России"
рабочая программа по технологии (2 класс) по теме

Парахина Ирина Юрьевна

Рабочая программа по курсу "Технология. Человек, природа, техника"  (учебник "Технология. 2 класс" автор Роговцева Н.И.) для 2 класса включает в себя следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание программы, требования к уровню подготовки учащихся, литературу и средства обучения, тематическое планирование ( тема урока, виды деятельности учащихся, виды и формы контроля)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_tehnologiya.docx60.78 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №537

Московского района Санкт-Петербурга

Утверждаю                        Рассмотрено на заседании        Рекомендовано к утверждению

Директор ОУ                школьного МО                        педагогическим советом

____________

«    »________20   г.                «    » _______20   г.                        «    » _______20   г.        

Приказ №                                Протокол №                                Протокол №

Рабочая программа

по курсу «Технология. Человек, природа, техника»

2 класс

Учебник «Технология. 2 класс»

Роговцева Н.И., Богданова Н.В.,

Добромыслова Н.В.

Автор-составитель:

учитель начальных классов

II квалификационной категории

Парахина Ирина Юрьевна

Санкт-Петербург

2012-2013

  1. Пояснительная записка

ХХI  век – век высоких технологий. В современном мире технологические знания, технологическая культура приобретают все большую значимость. Вводить человека в мир технологии необходимо  в детстве, начиная с начальной школы.

Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только дает ребенку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо  продукции процессов, правил, навыков, предъявляемых к технической документации требований, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, освоении новых знаний, выполнении практических заданий).

Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.

Цели изучения технологии в начальной школе:

  1. Овладение технологическими знаниями и технико-технологическими умениями.
  2. Освоение продуктивной проектной деятельности.
  3. Формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.

Основные задачи курса:

  1. духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре;
  2. развитие эмоционально-ценностного отношения   к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями;
  3. формирование умения  осуществлять  личностный  выбор способов деятельности, реализовать их  в практической деятельности,  нести ответственность за результат своего труда;
  4. формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России;
  5. развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других;
  6. формирование целостной картины мира (образа мира) на основе  познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы,  освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии  процесса выполнения изделий в проектной деятельности;
  7. развитие познавательных мотивов, инициативности, любознательности и познавательных интересов  на основе  связи  трудового и технологического образования  с жизненным опытом и системой ценностей ребенка;
  8. формирование  мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
  9. гармоничное развитие понятийно-логического и образно-художественного мышления в процессе реализации проекта;
  10. развитие творческого потенциала личности в  процессе изготовления изделий при замене различных видов материалов, способов выполнения отдельных операций;
  11. формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений на основе обучения работе с технологической картой, строгого выполнение технологии  изготовления любых изделий;
  12. развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;
  13. формирование на основе овладения культурой проектной деятельности внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
  14. обучение умению самостоятельно оценивать свое изделие, свой труд, приобщение к пониманию обязательности оценки качества продукции,   работе над изделием в формате и логике проекта;
  15. формирование умения переносить освоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе  в практику изготовления изделий  ручного труда,  использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;
  16. обучение приемам работы с  природными,  пластичными материалами, бумагой, тканью, работе с  конструктором, формирование  умения подбирать   необходимые  для выполнения изделия инструменты;
  17. формирование привычки неукоснительно соблюдать  технику безопасности и правила работы с инструментами, организации рабочего места;
  18. формирование первоначальных умений  поиска необходимой информации в словарях, каталогах, библиотеке,  умений проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, навыков использования компьютера;
  19. формирование коммуникативных умений  в процессе реализации проектной деятельности (выслушивать и  принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей; распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения (договариваться), аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т.д.);
  20. формирование потребности в общении и осмысление его значимости для достижения положительного конечного результата;
  21. формирование потребности  в сотрудничестве, осмысление и соблюдение правил взаимодействия при групповой и парной работе, при общении с разными возрастными группами.

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, типовой учебной программы УМК «Школа России», рекомендованной Министерством образования РФ.

Типовая рабочая программа по технологии УМК «Школа России» разработана Н.И.Роговцевой, С.В. Анащенковой / Москва. Просвещение. 2011 г. в соответствии с требованиями ФГОС. Выбор типовой программы обоснован тем, что она ориентирована на планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования, разработана в соответствии с современными идеями, теориями общепедагогического и конкретно-методического характера.  При этом, в УМК «Школа России» бережно сохранены лучшие традиции российской школы, доказавшие свою эффективность в образовании учащихся младшего школьного возраста, обеспечивая как реальные возможности личностного развития и воспитания ребенка, так и достижение положительных результатов в его обучении.  Учебно-методический комплекс «Школа России» построен на единых для всех учебных предметов концептуальных основах и имеет полное программно-методическое обеспечение.

 Используется учебник:  Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. Технология. Человек. Природа. Техника. 2 класс. В учебниках представлены практические задания, технологическая документация (технологическая карта, чертеж и др.),   задания на самообслуживание,  культурно – исторические справки, разнообразный иллюстративный материал. Многие задания включают   ориентировочную основу действий, что позволяет ученикам самостоятельно ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства их достижения.

На изучение технологии во 2 классе  выделяется 34 ч. (1 ч в неделю, 34 учебные недели).

Курс технологии 2 класса представлен в программе следующими содержательными линиями:

Раздел

Кол-во часов

Требования к уровню усвоения материала по конкретному разделу

Перечень контрольных мероприятий

Здравствуй, дорогой друг.

1

Человек и земля

23

Человек и вода

3

Человек и воздух

3

Человек и информация

4

Итого:

34

Используемые технологии обучения: здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, игровые, технология проблемного обучения, деятельностного подхода, проектно-исследовательского обучения.

Используемые формы урока: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная, игровая, игра-путешествие, урок с использованием мультимедийных средств.

Виды и формы промежуточного, итогового контроля: готовое изделие, выставка работ.

В результате  изучения курса технологии программа обеспечивает достижение учащимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов, установленными федеральными государственными образовательными стандартами, образовательной программой образовательного учреждения.

Личностные результаты

  1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
  2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
  3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
  4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
  6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  7. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  8. Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
  2. Освоение  способов  решения  проблем  творческого  и  поискового  характера.
  3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
  5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
  6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
  7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
  8. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и  аргументировать  свою  точку  зрения и оценку событий.
  9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты

  1. Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
  2. Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
  3. Приобретение  навыков  самообслуживания;  овладение технологическими приемами ручной  обработки  материалов;  усвоение правил техники безопасности;
  4. Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
  5. Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

 

  1. Содержание курса 2 класса

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания 

Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) разных народов России). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа.

Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).

Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).

Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка). Система коллективных, групповых и индивидуальных проектов.  Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности — изделия, которые могут быть использованы для оказания услуг, для организации праздников, для самообслуживания, для использования в учебной деятельности и т. п. Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам.

Выполнение элементарных расчетов стоимости изготавливаемого изделия.

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. 

Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.

Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.

Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного использования.

Общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертеж и др.) анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор  и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние,  и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и др.), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Грамотное заполнение технологической карты. Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другой орнамент).

Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.

3. Конструирование и моделирование.

Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).

Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.).

  1. Требования к уровню подготовки учащихся 2 классов

В результате изучения технологии (труда) ученик должен

знать/понимать

  1. роль трудовой деятельности в жизни человека;
  2. распространенные виды профессий (с учетом региональных особенностей);
  3. влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;
  4. область применения и назначение инструментов, различных машин, технических устройств
  5. основные источники информации;

уметь

  1. выполнять инструкции, несложные алгоритмы при решении учебных задач;
  2. осуществлять    организацию    и    планирование    собственной    трудовой    деятельности,
  3. осуществлять контроль за ее ходом и результатами;
  4. получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы,
  5. эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);
  6. изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, сборной схеме,
  7. эскизу, чертежу; выбирать материалы с учетом их свойств, определяемым по внешним
  8. признакам;
  9. соблюдать  последовательность технологических операций при изготовлении и сборке
  10. изделия;
  11. создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов;
  12. осуществлять декоративное оформление и отделку изделий;
  13. использовать  приобретенные  знания  и   умения  в   практической  деятельности   и

повседневной жизни для: выполнения домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды, предметов быта и др.); соблюдения   правил личной гигиены  и использования  безопасных приемов работы  с материалами,    инструментами,    бытовой   техникой;    средствами    информационных    и коммуникационных технологий;создания различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу;

осуществления сотрудничества в совместной работе.

  1. Литература и средства обучения.

  1. Программа «Технология 1-4» Н.И.Роговцева, С.В. Анащенкова.
  2. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. Технология. Человек. Природа. техника: Учебник: 2 класс.
  3. Роговцева Н.И., Богданова Н.В.,Добромыслова Н.В. Технология. Человек. Природа. техника : Рабочая тетрадь: 2 класс.
  4. Роговцева Н.И., Богданова Н.В. Добромыслова Н.В. Уроки технологии: 2 класс.
  5. Демонстрационный и раздаточный материал.  Коллекции "Бумага и картон", "Лен", "Хлопок", "Шерсть"
  6. Комплекты тематических таблиц: «Технология обработки ткани», «Обработка бумаги и картона» (2 таблицы),  «Организация рабочего места»  (для работы с разными материалами – 6 таблиц).
  7. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок.
  8. Телевизор
  9. Видеомагнитофон
  10. Мультимедийный проектор
  11. Компьютер
  12. Мимио студио
  13. Ученические столы с комплектом стульев
  14. Стол учительский с тумбой
  15. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
  16. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала
  17. Подставки для книг

  1. Тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Виды деятельности

Виды и формы контроля

Здравствуй, дорогой друг (1 час)

1.

Как работать с учебником

Анализировать и сравнивать учебник, рабочую тетрадь, объяснять назначение каждого пособия. Использовать при изготовлении изделий навигационную систему учебника (систему условных знаков) и критерии оценки изготовления изделия. Определять материалы и инструменты, необходимые для изготовления изделия. Использовать рубрику «Вопросы юного технолога» для организации проектной деятельности при изготовлении изделия.

Изделие: папка достижений

Человек и земля (23 часа)

2.

Земледелие.

Искать и анализировать информацию о земледелии, его значении в жизни человека. Составлять рассказ о профессиях садовод и овощевод на основе наблюдений и собственного опыта. Понимать значимость профессиональной деятельности. Осваивать технологию выращивания лука в домашних условиях. Проводить наблюдения, оформлять их результаты.

Изделие: выращивание лука.

3.

Посуда.

Осуществлять поиск необходимой информации о посуде, ее видах, материалах, из которых она изготавливается. Составлять рассказ о способах изготовления посуды из глины. Анализировать слайдовый план плетения корзины, выделять основные этапы  и приемы ее изготовления. Использовать приемы плетения корзины при изготовлении изделия. Организовывать рабочее место. Размечать изделие по шаблону, составлять композицию. Осваивать приемы наматывания, обмотки и переплетения ниток для изготовления изделия. Соблюдать правила работы ножницами.

Изделие: композиция из картона и ниток «Корзина с цветами»

4.

Работа с пластичными материалами (пластилин)

Самостоятельно планировать последовательность выполнения работы с опорой на слайдовый план. Определять и использовать необходимые инструменты и приемы работы с пластилином. Организовывать рабочее место. Соотносить размеры деталей изделия при выполнении композиции. Воспроизводить реальный образ предмета (гриба) при выполнении композиции. Составлять рассказ о грабах, правила поведения в лесу.

Изделие: композиция из пластилина «Семейка грибов на поляне»

5.

Работа с пластичными материалами (тестопластика)

Составлять рассказ о профессии пекаря и кондитера на основе иллюстративного материала, собственного  опыта и наблюдений, осмысливать значение этих профессий. Составлять рассказ о национальных блюдах из теста по иллюстрациям учебника. Осваивать способ приготовления соленого теста и приемы работы с ним. Организовывать рабочее место для работы с соленым тестом. Выполнять изделия и оформлять его при помощи красок. Сравнивать приемы работы с соленым тестом и пластилином.

Изделие: магнит из теста

6.

Работа с пластичными материалами (глина или пластилин)

Осваивать технику изготовления изделия из пластичных материалов (пластилин, глина, соленое тесто). Сравнивать свойства пластичных материалов. Анализировать  форму и вид изделия, определять последовательность выполнения работы. Составлять  план изготовления изделия по иллюстрации. Выбирать необходимые инструменты, приспособления и приемы изготовления изделия. Использовать навыки работы над проектом под руководством учителя: ставить цель, составлять план, распределять роли, проводить самооценку. Слушать собеседника, излагать своё мнение, осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать и оценивать свою деятельность.  

Изделие: проект «Праздничный стол

7.

Народные промыслы. Хохлома. Работа с папье-маше.

Осуществлять поиск необходимой информации об особенностях народного промысла хохломская роспись. Анализировать с помощью учителя способы изготовления изделий в технике хохломской росписи, выделять этапы работы. Наблюдать и выделять особенности хохломской росписи. Осваивать технологию изготовления изделия «папье-маше». Соотносить этапы изготовления изделия с этапами создания изделия в стиле хохлома (с помощью учителя). Использовать приемы работы с бумагой и ножницами. Самостоятельно делать выводы о значении народных промыслов для развития декоративно-прикладного искусства, изучения истории родного края, сохранения народных традиций.

Изделие: миска «Золотая хохлома» в технике папье-маше.

8.

Народные промыслы. Городец. Работа с бумагой. Аппликационные работы.

Наблюдать  и выделять особенности городецкой росписи: тематика, композиция, элементы (фигуры людей, животных, цветы) сравнивать особенности хохломской и городецкой росписи.  Составлять план выполнения работы на основе слайдового плана и анализа образца изделия. . Организовывать рабочее место, соблюдать правила безопасного использования инструментов. Использовать навыки  работы с бумагой, раскрой деталей изделия по шаблону. Осмысливать значение народных промыслов для развития декоративно-прикладного искусства, изучения истории родного края, сохранения народных традиций.

Изделие: разделочная доска «Городецкая роспись»

9.

Народные промыслы. Дымка. Работа с пластичными материалами (пластилин)

Наблюдать и выделять особенности создания дымковской игрушки (лепка, побелка, сушка, обжиг, роспись). Выделять элементы декора и росписи игрушки. Использовать приемы работы с пластилином. Анализировать образец, определять материалы, инструменты, приемы работы, виды отделки и росписи. Составлять самостоятельно план работы по изготовлению игрушки. Контролировать и корректировать свою работу по слайдовому плану. Оценивать работу по  заданным критериям. Сравнивать виды народных промыслов.

Изделие: дымковская игрушка

10.

Народные промыслы. Матрешка. Работа с текстильными материалами (апплицирование)

Использовать приемы работы с бумагой, картоном и изделия на ткани по шаблону, оформлять изделие, использовать элементы рисунка на ткани для составления орнамента. Осваивать способ разметки деталей изделия на ткани по шаблону и способ соединения деталей из разных материалов (ткани и бумаги) при помощи клея. Сравнивать орнаменты, используемые в росписи изделий народных промыслов. Анализировать способ создания матрешки. Составлять самостоятельно план работы по изготовлению изделия. Контролировать и корректировать свою работу по слайдовому плану. Составлять рассказ о выполнении работы по рубрике «Вопросы юного технолога»

Изделие: матрешка из картона и ткани

11.

Работа с пластичными материалами (пластилин). Рельефные работы.

Осваивать технику изготовления рельефной картины с использованием пластилина. Анализировать образец пейзажа, предложенного в учебнике, и на его основе создавать собственный эскиз. Организовывать рабочее место. Использовать при создании эскиза художественные приемы построения композиции, соблюдать пропорции при изображении перспективы, составлять композицию в соответствии с тематикой. Использовать умения работать с пластилином, создавать новые цветовые оттенки путем смешивания пластилина.

Изделие: пейзаж «Деревня»

12.

Человек и лошадь. Работа с картоном. Конструирование.

Составлять рассказ о лошадях ( на основе иллюстрации учебника). Использовать умения работать по шаблону, выполнять аппликацию из бумаги на деталях изделия, оформлять изделие по собственному замыслу. Осваивать правила работы иглой, шилом при выполнении подвижного соединения деталей. Осваивать соединение деталей изделия скрепками для достижения эффекта движущейся конструкции. Анализировать, контролировать, корректировать и оценивать выполнение по плану, предложенному в учебнике. Составлять отчет о своей работе.

Изделие: игрушка «Лошадка»

13.

Домашние птицы. Работа с природными материалами. Мозаика.

Осваивать способы работы с новым и материалами (пшено, фасоль, семена и пр.), выполнять аппликацию в технике мозаика. Составлять тематическую композицию, использовать особенности материала для пере дачи цвета, объема и фактуры реальных объектов. Использовать свои знания о материалах и приемах работы в практической деятельности. Экономно расходовать материалы. Составлять план изготовления изделия, объяснять последовательность выполнения работы. Находить в словаре и объяснять значения новых слов. Составлять  рассказ об уходе за домашними птицами.

Изделие: композиция «Курочка из крупы» или «Петушок»

14.

Работа с бумагой. Конструирование.

Осуществлять с помощью учителя все этапы проектной деятельности, соблюдать правила работы в группе, ставить цель, распределять обязанности, обсуждать план изготовления изделия, представлять и оценивать готовое изделие. Конструировать объемные геометрические фигуры животных из разверток. Использовать приемы работы с бумагой и клеем, правила работы ножницами. Размечать и вырезать детали и развертки по шаблону. Оформлять изделие по собственному замыслу. Создавать и оформлять тематическую композицию. Проводить презентацию композиции, использовать малые фольклорные жанры и иллюстрации.

Изделие: проект «Деревенский двор»

15.

Строительство. Работа с бумагой. Полуобъемная пластика

Понимать значимость профессиональной деятельности людей. Осваивать новые понятия, находить их значения в словаре. Составлять рассказ о конструкции избы. Сравнивать ее с домами в местности проживания. Выполнять разметку деталей по шаблону. Осваивать приемы работы с бумагой (разметка сгибанием, скручивание на карандаше). Контролировать и корректировать свою работу. Оценивать качество работы. / осваивать технику кракле. Применять навыки изготовления мозаики при работе с новым материалом – яичной скорлупой. Сравнивать способы выполнения мозаики из разных материалов. По собственному замыслу оформлять контур изделия при помощи фломастеров.

Изделие: композиция «Изба» или «Крепость»

16.

В доме. Работа с волокнистыми материалами. Помпон.

Осуществлять поиск информации и сравнивать традиции убранства жилищ, поверья и правила приема гостей у разных народов России. Осваивать правила работы с циркулем. Использовать циркуль для выполнения разметки деталей. Соблюдать правила безопасности. Вырезать круги при помощи ножниц. Применять при изготовлении помпона умения работать с нитками (наматывать, завязывать, разрезать) оформлять изделия по собственному замыслу. Выполнять самостоятельно разметку и раскрой детали для отделки изделия.

Изделие: домовой

17.

Внутреннее убранство избы. Работа с пластичными материалами (пластилин, глина). Лепка.

Осваивать проектную деятельность с помощью учителя: анализировать изделие, планировать его изготовление, оценивать промежуточные этапы, осуществлять коррекцию и оценивать качество изготовления изделия, презентовать композицию по специальной схеме. Анализировать иллюстрацию учебника и выделять основные  элементы убранства избы, сравнивать убранство.  Составлять рассказ об устройстве печи, печной утвари, материалах, инструментах и приспособлениях, используемых печником для кладки печи. Анализировать конструкцию изделия, выделять детали, определять инструменты. Составлять самостоятельно план работы. Использовать умения работать с пластилином, организовывать рабочее место. Оформлять изделие по собственному замыслу.

Изделие: композиция «Русская печь»

18.

Внутреннее убранство избы. Работа с бумагой. Плетение.

Наблюдать, анализировать структуру ткани, находить уток и основу ткани, определять виды и способы переплетений. Осваивать новый вид работы – переплетение бумаги. Выполнять разметку деталей (основы и полосок)  по линейке, раскрой деталей ножницами, соблюдать правила безопасной работы. Выполнять разные виды переплетения бумаги, создавать узор по своему замыслу.

Изделие: коврик

19.

Внутреннее убранство избы. Работа с картоном. Конструирование.

Осуществлять поиск информации о мебели в русских избах. Анализировать конструкции стола и скамейки, определять детали, необходимые для их изготовления. Соблюдать последовательность технологических операций при конструировании. Использовать умения работать с бумагой, ножницами. Самостоятельно составлять композицию и презентовать ее. Самостоятельно организовывать свою деятельность. Овладевать способами экономного и рационального расходования материалов. Соблюдать технологию изготовления изделий.

Изделие: стол и скамья

20.

Работа с различными материалами. Елочные игрушки из яиц.

Осваивать при изготовлении елочной игрушки правила подготовки скорлупы к работе и технику работы с целой яичной скорлупой. Самостоятельно оформлять готовое изделие. Использовать элементы художественного творчества, оформлять изделие при помощи красок. Создавать разные изделия на основе одной технологии.  Составлять рассказ об истории возникновения елочных игрушек и традициях празднования Нового года.

Изделие: проект «Новый год»

21.

Народный костюм. Работа с волокнистыми материалами и картоном. Плетение.

Искать и отбирать информацию о национальных костюмах. Сравнивать и находить общее и различное. Определять по внешним признака вид ткани из натуральных волокон. Анализировать  детали женского головного убора и прически. Выполнять аппликацию на основе материала учебника. Осваивать приемы плетения косички в три нити. Использовать приемы работы с бумагой, раскроя деталей при помощи ножниц и применять правила безопасной работы с ними. Изготавливать с помощью учителя детали для создания модели национального женского головного убора, предварительно определив материалы для его изготовления.

Изделие: композиция «Русская красавица»

22.

Народный костюм. Работа с бумагой. Аппликационные работы.

Искать и отбирать информацию о национальных костюмах. Сравнивать и находить общее и различное в женском и мужском костюмах. Исследовать особенности нац.костюма своего края и определять его характерные особенности (цвет, форма, способы украшения). Осваивать правила разметки ткани, изготавливать выкройки, размечать ткань при помощи шаблона. Моделировать народные костюмы на основе аппликации. Осваивать элементы художественного труда. Организовывать, контролировать и корректировать работу по изготовлению изделия.

Изделие: костюмы Ани и Вани

23.

Работа с тканными материалами. Шитье.

Исследовать виды ниток и определять с помощью учителя их назначение. Осваивать строчку косых стежков. Использовать правила работы  иглой, организовывать рабочее место. Выполнять разметку ткани по шаблону, изготавливать выкройку. Выполнять строчку косых стежков для соединения деталей изделия. Использовать умение пришивать пуговицы разными способами. Контролировать и корректировать работу по изготовлению изделия. Оценить работу по заданным критериям.

Изделие: кошелек

24.

Работа с тканными материалами. Вышивание.

Исследовать способы украшения изделий при помощи вышивки. Осваивать технологию выполнения тамбурного шва, использовать пяльцы для вышивания. Переносить на ткань рисунок для вышивания. Применять и соблюдать правила при работе с иглой, организовывать рабочее место. Составлять последовательность изготовления изделия по плану. Анализировать текст, находить информацию о способах изготовления изделия.

Изделие: салфетка

Человек и вода (3 часа)

25.

Рыболовство. Работа с волокнистыми материалами. Изонить.

Искать и отбирать информацию о роли воды для человека. Составлять рассказ о рыболовстве. Осваивать технику «изонить». Создавать изделия в технике «изонить»: анализировать образец, определять необходимые материалы и инструменты, переносить рисунок орнамента при помощи копирки, подбирать цвета ниток, применять правила работы иглой, ножницами. Составлять план изготовления изделий, контролировать и корректировать работу . оценивать качество изготовления изделия. Делать выводы о значении воды для человека.

Изделие: композиция «Золотая рыбка»

26.

Рыболовство. Работа с природными материалам. Конструирование.                                              

Составлять рассказ об аквариумах и аквариумных рыбках. Распределяться на группы, ставить цель, самостоятельно обсуждать план изготовления изделия. Анализировать пункты плана, распределять работу по их выполнению. Организовать рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты для аппликации. Определять и отбирать  природные материалы для выполнения аппликации рыбок по форме, цвету и фактуре. Составлять композицию из природных материалов. Выделять технологические операции. Контролировать и корректировать работу. Предъявлять и оценивать изделие, проводить презентацию готового изделия.

Изделие: проект «Аквариум»

27.

Работа с бумагой и волокнистыми материалами.

Осваивать технику создания полуобъемной аппликации, использовать умение работать с бумагой и способы придания ей объема. Анализировать образец, определять материалы и инструменты, определять особенности технологии соединения деталей. Заполнять с помощью учителя технологическую карту, определять основные этапы изготовления изделия. Осуществлять  самоконтроль и корректировку своей деятельности по слайдовому плану. По заданным критериям оценивать работы одноклассников.

Изделие: «Русалка»

Человек и воздух (3 часа)

28.

Птица счастья. Работа с бумагой. Складывание.

Искать информацию о традициях использования символических птиц счастья в культуре разных народов. Объяснять значения понятия «оберег». Осваивать способы работы с бумагой: сгибание, складывание. Осваивать прием складывания изделий техникой оригами. Самостоятельно планировать свою работу. Составлять план изготовления изделия. Контролировать и корректировать свою работу. Оценивать свою работу и работу одноклассников по заданным критериям.

Изделие: оригами «Птица счастья»

29.

Использование ветра. Работа с бумагой. Моделирование.

Наблюдать за природными явлениями в воздушном пространстве. Искать и обобщать информацию о воздухе, ветре, проводить эксперимент по определению направления ветра. Составлять рассказ о способах использования ветра. Анализировать готовую модель, выбирать необходимые материалы и инструменты, определять приемы и способы изготовления. Организовывать рабочее место, соблюдать правила работы ножницами. Составлять план работы и заполнять технологическую карту. Осваивать подвижное соединение деталей. Конструировать объемное изделие на основе развертки, выполнять практическую работу по плану в учебнике.  

Изделие: ветряная мельница

30.

Использование ветра. Работа с фольгой.

Составлять рассказ о назначении и истории флюгера. Исследовать свойства фольги, возможности ее применения, сравнивать ее свойства со свойствами других видов бумаги. Анализировать образец изделия, определять материалы и инструменты. Составлять  план работы, соотносить план с технологической картой. Осваивать способ соединения деталей пр помощи скрепки. Самостоятельно выполнять раскрой и отделку изделия. Делать выводы о значении использования силы ветра человеком (спомощью учителя)

Изделие: флюгер

Человек и информация (4 часа)

31.

Ищем клад. Работа с пластичными материалами (глина). Рельефные работы.

Составлять карту-схему. Выполнять рисунок на глиняной дощечке. Самостоятельно составлять план работы. Анализировать и оценивать свою работу.

Изделие: композиция «Карта на глиняной дощечке»

32.

Книгопечатание. Работа с бумагой и картоном.

Составлять рассказ об истории кногопечатания. Анализировать  различные виды книг и определять особенности их оформления. Осваивать и использовать правила разметки деталей по линейке. Осваивать вклейку страницы в сгиб при помощи клапанов.  Самостоятельно составлять план изготовления изделия. Проверять и корректировать план работы при составлении технологической карты. Создавать книжку-ширму и использовать ее как папку своих достижений.

Изделие: книжка - ширма

33.

Книгопечатание. Работа с различными материалами.

Составление композиции на основе штампования. Применение правила работы резаком и ножом. Работа по плану. Анализ своей работы.

Изделие: картофельный штамп

34.

Подведение итогов.

Организовывать и оформлять выставку изделий. Презентовать работы. Оценивать выступления по заданным критериям.

Выставка изделий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и КТП по математике 2 класс "Школа России"

Рабочая программа по математике составлена на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы М. И. Моро, Ю. М. Колягина, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюков...

Рабочая программа по предмету " Окружающий мир" 1 класс " Школа России"

Представлена рабочая программа по предмету " Окружающий мир" авт. А.А.Плешаков....

Рабочая программа по ИЗО Б.Неменский 1 класс, школа России.

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование для 1 класса....

Рабочая программа по русскому языку 1-4 классы (Школа России) и планированием для 1 класса

Предложена рабочая программа по русскому языку с приложением календарно-тематического планирования для 1 класса...

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы (Школа России) с планированием на 1 класс

Программа окружающего мира и календарно-тематическое планирование на 1 класс...

Рабочая программа по предмету «Человек» в 4 классе

Рабочая программа по учебному предмету «Человек»  в четвертом классе (вариант 2)...