Рабочая программа по технологии 4 класс УМК "Планета знаний"
рабочая программа по технологии (4 класс) по теме

Сальникова Полина Васильевна

..

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_tehnologii_4_klass.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ ООШ с. Докторово

.                                                                                                                                        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

«Технология» 4 класс

Составитель:

 Сальникова Полина Васильевна

        учитель начальных классов,

                                                                                        1 квалификационная категория    

2012-13 учебный год

О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ТЕХНОЛОГИЯ»

Пояснительная записка

Данная программа по технологии составлена в соответствии с общими целями изучения курса, определёнными Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

В рамках этой программы для каждого ребёнка создаются оптимальные условия для формирования нравственной, активной, творческой, эмоционально и эстетически развитой, творческой и самостоятельной личности.

Цели программы:

  1. развитие творческого потенциала личности ребёнка, образного и ассоциативного мышления, творческого воображения и восприимчивости, создание наиболее благоприятных условий для развития и самореализации как неотъемлемой части духовной культуры личности. Развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического, логического и конструкторско-технологического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;
  2. формирование начальных технологических знаний, трудовых умений и бытовых навыков, опыта практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способов планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы, умения использовать полученные знания, умения и навыки в учебной деятельности и повседневной жизни. Формирование начальных форм познавательных универсальных учебных действий — наблюдение, сравнение, анализ, классификация и обобщение;
  3. представлений о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, о правилах создания предметов рукотворного мира, о народных традициях, о мире профессий;
  4. воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям разных профессий, результатам их труда, к материальным и духовным ценностям; интереса к информационной и коммуникационной деятельности; осознание практического применения правил сотрудничества в коллективной деятельности, понимания и уважения к культурно-исторической ценности традиций, отражённых в предметном мире. Воспитание привычки к самообслуживанию в школе и дома, к доступной помощи старшим и младшим и помощи по хозяйству.

В соответствии с этими целями и методической концепцией авторов можно сформулировать три группы задач, направленных на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов.

Образовательные задачи

  1. знакомство с различными видами декоративно-прикладного искусства, с технологиями производства;
  2. освоение технологических приёмов, включающее знакомство с инструментами и материалами, техническими средствами, а также технику безопасности при работе с ними;
  3. формирование первоначальных конструкторско-тех-нологических знаний и умений; целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека; внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий; умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических: текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных);
  4. ознакомление с миром профессий и их социальным значением, историей возникновения и развития;
  5. овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, в компьютере, в сети Интернет;
  6. знакомство с миром информационных и компьютерных технологий, освоение простейших приёмов работы на компьютере с учётом техники безопасности.

Воспитательные задачи

  1. формирование прочных мотивов и потребностей в обучении и самореализации;
  2. развитие интересов ребёнка, расширение его кругозора, знакомство с историей и культурой народа, с его культурными ценностями, с историей возникновения и использования предметов быта;
  1. формирование и развитие нравственных, трудовых, эстетических, патриотических и других качеств личности ребёнка;
  2. пробуждение творческой активности детей, стимулирование воображения, желания включаться в творческую деятельность;
  1. формирование интереса и любви к народному и декоративно-прикладному искусству, живописи, архитектуре и дизайну;
  2. формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;
  3. воспитание экономичного подхода к использованию различных материалов для творчества, природных ресурсов, пониманию проблем экологии окружающей среды.

Развивающие задачи

  1. развитие самостоятельного мышления, умения сравнивать, анализировать, формировать предварительный план действий;
  2. развитие стремления к расширению кругозора и приобретению опыта самостоятельного познания, умения пользоваться справочной литературой и другими источниками информации;
  3. развитие речи, памяти, внимания;
  4. развитие сенсорной сферы: глазомер, форма, ориентирование в пространстве и т.д.;
  5. развитие двигательной сферы: моторика, пластика, двигательная сноровка и т.д.;
  6. развитие коммуникативной культуры ребёнка;
  7. развитие пространственного мышления;
  8. развитие эстетических представлений и критериев на основе художественно-конструкторской деятельности;
  9. развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
  10. развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого мышления (на основе решения художественных и конст-рукторско-технологических задач);
  11. развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

развитие эстетических представлений и критериев на основе художественно-конструкторской деятельности.

Учебно-методический комплект:

  1. класс

О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. Технология. 4 класс. Учебник. — М.: АСТ, Астрель.

О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. Технология. 4 класс. Рабочая тетрадь. — М.: АСТ, Астрель.

О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. Обучение в 4 классе по учебнику «Технология». Методическое пособие. — М.: АСТ, Астрель.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

4 класс (34 ч)

Объёмное конструирование из бумаги и других материалов (7 ч)

Знакомство с миром профессий. Взаимосвязь профессий. Разнообразие типографской продукции. Профессия метеоролога. Сведения об измерении силы и направления ветра. Принципы действия ветроуказателя, флюгера, ветряной вертушки. Профессия топографа. Рельеф земли. Профессия архитектор. Конструкции мостов. Мост. Древние зодчие. Принципы построения бревенчатого сруба.

Практическая деятельность. Изготовление шаблона из картона. Работа с канцелярским ножом и дыроколом. Памятный фотоальбом (поделка из картона с прорезями). Изготовление объёмной поделки с вращающимся модулем. Изготовление поделок: «Вертолётик» (бумажный подвижный модуль), пуговичная «Вертушка» (подвижная инерционная игрушка). Поделка «Волшебный цветок» (бумажная подвижная модель). Изготовление салфеточной массы для лепки. Работа с циркулем и линейкой. Изготовление развёртки для конуса. Вырезание сектора. Изготовление макета рельефа земли. Чудо-мост (эксперимент). Работа с отвесом. Выравнивание по отвесу. Изготовление поделки «Пизан-ская башня» (бумажный макет). Поделка «Колодец» (объёмный макет из дерева). Изготовление объёмного макета из различных материалов.

Конструирование из природных и рукотворных материалов, знакомство с окружающим миром (7 ч)

Возникновение профессий. Сведения о самых первых профессиях. Принципы экономичного ведения хозяйства. Экономия природных ресурсов и экология. Правила экономии. Уборка в доме. Мероприятия по сохранению здоровья. Здоровое питание. Пищевой режим. Режим дня. Личная гигиена. Гигиена быта. Свойства гипса. Гипс как декоративный материал. Мексиканская игрушка пиньята. Техника папье-маше. Бисероплетение.

Практическая деятельность. Изготовление поделки из природных материалов сувенирный веник. Мешочек для запаривания трав (объёмная поделка из ткани). Работа с гипсом. Поделка гипсовый подсвечник. Изготовление куклы пиньята (объёмная поделка из папье-маше на основе воздушного шара). Поделка ящерка (бисероплетение по схеме). Изготовление ёлочных игрушек из бисера. Новогоднее меню.

Работа с текстильными материалами (8 ч)

Талисманы, амулеты. Пряжа и плетение. Деловой этикет. Спецодежда. Одежда делового человека. Деловой костюм. Галстук. Искусственные цветы. Цветы из ткани. Технологические приёмы работы с тканью. Виды швов. Ручной шов «Строчка». Швы на джинсах. Заплатки. Обсуждение профессии дизайнера. Проект оформления детской комнаты.

Практическая деятельность. Плетение по схеме. Изготовление оберега. Поделка в технике изонить. Навыки завязывания галстука. Последовательность глажения мужской рубашки. Поделка из ткани по выкройке грелка-курица на чайник. Поделки: пышные цветы (объёмная поделка из ткани), цветы с бахромой (объёмная поделка из ткани), спиральные розы (объёмная поделка из ткани), объёмные цветы (поделка из ткани). Поделка Чудо-букет (объёмная поделка из ткани). Нарядные заплатки — декоративное украшение. Изготовление заплатки из ткани. Поделки: сумка-карман из джинсовой ткани, сумка-мешок из джинсов (объёмная поделка из ткани).

Устройство и работа компьютера, программы Paint, Word, Интернет и работа с ними (11 ч)

Свойства информации. Профессии информационных технологий. Хранение информации. Носители информации. Виды и свойства информации. Систематизация информации. Интерфейс. Калькулятор. Работа в Word. Таблицы. Photoshop (Фотошоп). Работа с фотографией в Paint (декорирование). Компьютерная вёрстка. Современный верстальщик. Роль Интернета в жизни современного человека. Электронная почта. Компьютерные вирусы. Безопасность компьютера. Просмотр веб-страниц. Переход по ссылке. Интернет. Достоверность информации в Интернете. Электронные публикации. Электронный журнал. Веб-дизайн. Как попасть на нужную страницу с помощью URL. Информационно-поисковые системы.

Практическая деятельность. Работа с флешкой. Поиск информации в компьютере (файлы и папки). Работа с калькулятором. Изготовление таблички на дверь. Расписание звонков. Весёлая открытка (преобразование в Paint, использование надписей). Школьная стенгазета (статья для газеты). Поиск информации о любимом животном.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу 4 класса

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

  1. осознание созидательного и нравственного значения труда в жизни человека и общества;
  2. положительная мотивация и познавательный интерес к созданию личностно и общественно значимых объектов

труда;

  1. представления о мире профессий и важности правильного выбора профессии, о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека, о роли ручного труда в жизни человека;
  2. уважительное отношение к труду людей и людям труда, к традициям своего народа;
  3. мотивация к самообслуживанию в школе, дома, элементарному уходу за одеждой и обувью, к оказанию помощи младшим и старшим, доступной помощи по хозяйству в семье.

Могут быть сформированы:

  1. понимание культурно-исторической ценности традиций, отражённых в предметном мире;
  2. мотивация на творческую самореализацию при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно-декоративных и других изделий;
  3. чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе (в ходе проектной деятельности);
  4. устойчивая учебно-познавательная мотивация учения;
  5. понимание причин успеха в деятельности, способность к самооценке.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

  1. осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни и в соответствии с поставленной задачей;
  2. отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия;
  3. экономно расходовать используемые материалы;
  4. соблюдать безопасные приёмы труда, в том числе с ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла, шило);
  5. изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, схеме, чертежу, развёртке;
  6. соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия;
  7. создавать модели несложных объектов из различных материалов;
  8. осуществлять декоративное оформление и отделку изделий;
  9. анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
  10. решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи;
  11. пришивать пуговицы, выполнять разные виды швов;
  12. пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско-технологических задач;
  13. использовать простейшие приёмы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания;
  14. создавать небольшие тексты, использовать рисунки из ресурса компьютера, программы Word и Power Point.

Учащиеся получат возможность научиться:

  1. соотносить объёмную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их развёрток;
  2. создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале;
  3. работать с различными материалами, зная их свойства (пластилином, глиной, солёным тестом, природными материалами, бумагой, картоном, гофрокартоном, тканью, нитками, проволокой, фольгой, бисером);
  4. проводить мелкий ремонт одежды;
  5. отремонтировать разорвавшуюся книгу;
  6. ухаживать за домашними питомцами и растениями;
  7. обращаться с бытовыми приборами;
  8. пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, с доступными способами её получения, хранения, переработки;
  9. использовать приобретённые навыки для творческой самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно-декоративных и других изделий.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

 Регулятивные

Учащиеся научатся:

  1. удерживать цель в процессе трудовой, декоративно-художественной деятельности;
  2. действовать самостоятельно по инструкции, учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала;
  3. использовать изученные правила безопасности, способы действий, пошаговые разъяснения, навыки, свойства материалов при выполнении учебных заданий и в творческой деятельности;
  4. осознанно использовать безопасные приёмы труда;
  5. самостоятельно планировать действия, необходимые для изготовления поделки;
  6. участвовать (находить своё место, определять задачи) в коллективной и групповой творческой работе;
  7. распределять обязанности и общий объём работ в выполнении коллективных поделок;
  1. вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самооценки;
  2. сопоставлять результаты собственной деятельности с оценкой её товарищами, учителем;
  3. адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её при дальнейшей работе над поделками.

Учащиеся получат возможность научиться:

  1. планировать собственную творческую деятельность с учётом поставленной цели (под руководством учителя);
  2. распределять рабочее время;
  3. осуществлять универсальные способы контроля и коррекции результатов действий;
  4. прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной и декоративно-художественной задачей;
  5. организовывать коллективную и групповую творческую работу, элементарные доступные проекты.

Познавательные

Учащиеся научатся:

  1. наблюдать и сравнивать свойства различных материалов;
  2. узнавать и называть освоенные материалы, их свойства, происхождение, практическое применение в жизни;
  3. различать материалы по декоративно-художественным и конструктивным свойствам;
  4. соотносить развёртку заданной конструкции с рисунком, простейшим чертежом или эскизом;
  5. конструировать из разных материалов в соответствии с доступными заданными условиями;
  6. осуществлять поиск необходимой информации на персональном компьютере для решения доступных конструк-торско-технологических задач.

Учащиеся получат возможность научиться:

  1. обобщать полученные знания о различных материалах и их свойствах;
  2. классифицировать и обобщать информацию об истории происхождения материалов (глины, пластилина, бумаги, ткани, проволоки, фольги,), предметов (книги, игрушек, упаковки, колеса), инструментов (ножниц, шила, иглы), измерительных приборов (часов, термометра, сантиметровой ленты), ремёсел и технологий (оригами, изонить, бисероплетения, вышивки, фитодизайна);
  1. пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомиться с доступными способами её получения, хранения, переработки.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  1. задавать вопросы уточняющего характера;
  2. высказывать собственное мнение о результатах творческой работы;
  3. рассказывать о профессии своих родителей (близких, знакомых);
  4. объяснять инструкции по изготовлению поделок;
  5. уметь дополнять или отрицать суждение, приводить примеры;
  6. учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при создании творческой работы в группе;
  7. договариваться и приходить к общему решению.

Учащиеся получат возможность научиться:

  1. владеть монологической формой речи, уметь рассказывать о разных профессиях, о значении труда в жизни человека и общества;
  2. брать интервью у одноклассников и взрослых;
  3. задавать вопросы с целью планирования хода выполнения работы, формулирования познавательных целей в ходе проектной деятельности;
  4. владеть диалогической формой речи, аргументировать собственную позицию и координировать её с позиций партнеров при выработке решений творческих задач, аргументированно критиковать допущенные ошибки, обосновывать свою идею;
  5. оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 3 класса Планета знаний

Рабочая программа по УМК "Планета знаний", включающая пояснительную записку, характеристику предмета, календарно-тематическое планирование....

рабочая программа по технологии (УМК"планета знаний) 1 класс

рабочая программа по технологии (УМК"планета знаний) 1 класс...

Рабочая программа, математика, 4 класс, Планета знаний.

В программе представлена пояснительная записка, основное содержание, Требования к уровню подготовки обучающихся, планирование, учебно-методическое обеспечение, материально-техническое оснащение....

Пояснительная записка к рабочей программе по технологии УМК "Планета Знаний"

Рабочая программа написана на основе:- федерального образовательного стандарта начального общего образования- примерной программы начального образования, авторской программы О.В. Узоровой, Е.А. ...