Урок технологии "Лепка из теста. Праздничный пряник" 4 класс (УМК "Гармония")
план-конспект урока по технологии (4 класс) по теме

Диденко Лариса Петровна

Тема : "Лепка из теста . Праздничный пряник"

Цель урока: формирование умений работы с тестом как поделочным материалом.

Задачи:

 Образовательная

- Расширить представления детей о народной культуре и её отражение в бытовой среде в процессе усвоения данного вида творчества (тестопластики);

-Научить проектировать картины из праздничных пряников с учётом основных принципов дизайна.

Развивающая

-Создать условия для развития умения работать в группе и совершенствования учебного труда.

Воспитательная

- Способствовать формированию интереса к культурным традициям своего народа.

Цели для детей:

  1. Узнать, какие бывают виды пряников.
  2. Научиться лепить из теста праздничные пряники и создавать из них картины.

Тип урока – комбинированный.

На уроке используется технология проектного обучения.  По доминирующей деятельности учащихся – практико-ориентированный проект; по комплектности и характеру контактов – монопроект; по длительности –мини проект.

Структура урока состоит из следующих этапов:

  1. Погружение в проект (проблемное введение в тему, главная проблема проекта формулируется вместе с детьми).
  2. Организация деятельности (создание мастерских, распределение ролей, инструктаж, сообщение нового материала).
  3. Осуществление деятельности (определение порядка работы, доработка технологической карты, практическая работа).
  4. Презентация (представление результата, рефлексия деятельности, самооценка деятельности)

Рефлексия настроя и эмоционального настроения (в начале, середине) проводится с целью установления эмоционального контакта с группой.

Рефлексия полученных знаний организована с использованием методики  «Тест незаконченного  предложения».

Форма организации деятельности  учащихся – групповая.

Работа с учащимися организована в сочетании репродуктивных и творческих методов.  Для активизации учебно-познавательной деятельности используются словесные, наглядные, практические методы.

На уроке используются средства обучения:  мультимедио,  дидактический материал.

Для эстетического воздействия урока используются картины из соленого теста, оформление классной комнаты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                МБОУ РСОШ №10

           

               Урок технологии

                    в 4 классе

             (УМК «Гармония»)

          Учитель: Диденко Лариса Петровна

Тема: Лепка из теста. Праздничный пряник.

Тип урока: Объяснение нового материала.

Форма работы: групповая

Цель: формирование умений работы с тестом как поделочным материалом.

Задачи урока:

Образовательная

 -  Расширить представления детей о народной культуре и её отражении в бытовой среде в процессе усвоения данного вида творчества (тестопластики);

- Научить проектировать картины из праздничных пряников с учётом основных принципов дизайна.

Развивающая

– Создать условия для развития умения работать в группе и совершенствования учебного труда.

Воспитательная

- Создать условия для формирования интереса к культурным традициям  своего народа.

Оборудование для учащихся: клеёнки, цветное солёное тесто, стеки, салфетки, шаблоны, бисер, пуговицы, фольга, клей ПВА; для учителя: мультимедио, классная доска, дидактический материал.

                                           

 Ход урока

1. Организационный момент. Психологический настрой на урок.

- Ребята, меня зовут Лариса Петровна. Сегодня я проведу у вас урок технологии.

- Я улыбнулась вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте: как хорошо, что мы сегодня с вами вместе. Глубоко вдохните в себя свежесть раннего утра и выдохните обиду и злость. Я желаю вам хорошего настроения и удачи в работе.

II. Погружение в проект.

1. Проблемное введение в тему.

- Ребята, вспомните, какие изделия изготавливали на уроках? Какие материалы использовали? (бумага, пряжа, пластилин, природный материал).

-Сегодня мы с вами познакомимся с новым поделочным материалом

Учитель выставляет муку, воду.  

- Назовите эти продукты? (мука, вода)

- Что получится при их смешивании? (тесто) – достаёт тесто

- Что делают из теста? (пекут хлеб, пироги, печенье и т.д)  Слайд №1

 - Русские люди  издавна отметили пластические свойства теста и лепили из него самые разные фигурки.  Слайд №2 – фигурки из теста.

- Самые известные из них - русские пряники. Слайд№3- Пряники

   Русские, сладкие, мятные,

   К чаю ароматному

  Угощенье знатное.

2. Постановка проблемы.

- Вы можете предположить, чем будем заниматься на уроке? (Ответы детей)

- Правильно. Тема нашего урока: «Лепка из теста. Праздничный пряник» Слайд№4 - Тема

- Какие цели поставим перед собой?  Слайд№5 – цели 

1. Узнать, какие бывают виды пряников.

2. Научиться лепить из теста праздничные пряники и создавать из них картины.

3. Изложение учебного материала.

- Что такое пряник? (ответы детей) – учитель выставляет на доску слово «лакомство»

- Знаете ли вы, почему это лакомство так назвали? ( Первые пряники называли  «медовым хлебом», позже в него стали добавлять разные пряности (душистые травы, коренья)- гвоздика, мята, корица, душистый перец и др. Вот из-за этих пряностей медовый хлеб и приобрёл название «пряник».

- Мастера готовили их  по – разному: печатали  с  резных  досок, вырезали  с  помощью  специальных  форм, лепили, как  игрушки. По способу изготовления их так и назвали: печатные, вырезные, лепные.  Слайд №6 – Виды пряников

- На Руси пряники были обязательно на многих праздничных застольях.

- Как вы думаете, к каким  праздникам пекли пряники?

(ко дню рождения, свадьбе, на Новый год или Рождество, Пасха) .  

- Каким  должен быть праздничный пряник? (нарядным, ярким, красиво украшенным)

Для этого пряничную  поверхность  украшали  разноцветной  сахарной  глазурью.

(Глазурь- оболочка из подкрашенного сахара, сахара и шоколада, сахара и яйца).

- Но пряники были не только любимым лакомством. Они имели совсем неожиданное применение: они были предметами игры. Во время ярмарок и базаров люди собирались в группы и кидали пряники. Выигрывал тот, чей пряник летел дальше всех и, падая, не разбивался.  Учитель выставляет на доску слово Игра

                                                                                                                                                                                                 

- Когда главным символом рождества стала ёлка, бедные люди изготавливали из хлебного теста рождественские украшения, сувениры. Чем только не украшали: и тополиным пухом, и перьями, даже зубьями от расчёски делали борозды.

Учитель выставляет на доску слово Украшение, сувенир.

Но в тесто стали добавлять большое количество соли.

-Как вы думаете, для чего? (Чтобы поделки надолго сохранились.Соль защищает изделия от грызунов и вредных  насекомых.)

-  Вот почему эти фигурки нередко называли очень просто - «мукосольки». Учитель выставляет на доску слово «мукосольки»

 Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме, - символ богатства и благополучия в семье. И хлеб с солью будут всегда на столе.

-Поделкам из этого материала  находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Современные мастера усовершенствовали технику лепки и стали создавать картины. Учитель выставляет на стол картины из солёного теста.

Искусство лепки из соленого теста называют тестопластикой. Учитель выставляет на доску слово «тестопластика»

III. Постановка творческого задания.

1. Создание творческих групп.

- Наши пряники в отличие от настоящих тоже будут из соленого теста и есть их, конечно, будет нельзя. Тогда как их можно будет использовать? (подарить, поиграть)

- Сейчас наш класс превращается в мастерские, а вы, ребята - в мастеров – пряничников, которые продемонстрируют нам своё творчество и умение. Договоритесь, кто из вас будет главным мастером. Главный мастер будет контролировать  работу всех мастеров пряничного дела и подведёт итог совместной работы.

- Назовите правила работы в группе. (помогать друг другу, прислушиваться к мнению товарищей и т.д.)

2. Самоопределение к деятельности: 

Чтобы получить удовольствие от работы в мастерской у всех должно быть хорошее настроение, мы должны помогать друг другу во время работы и тогда наши изделия будут излучать тепло и доброту. Для того, чтобы настроение чуть-чуть улучшилось, попробуйте на счёт “раз” хлопнуть в ладоши, а на счёт “два” хлопнуть ладошкой по ладошке соседей. Приготовились? “РАЗ”, “ДВА”! Молодцы!

3. Инструктаж деятельности.

  1. В каждой мастерской на столе лежат конверты. В жёлтых находится рисунок, разрезанный на части. Сложив его, вы узнаете, какую  форму  будет иметь ваш пряник.

Главный мастер возьмите конверты.

Время -30 сек.

Проверка.  Ответы: мастерская№1-  форма рыбки, мастерская№2- форма цветка, мастерская№3- форма звёздочки. 

   

  1. Форму пряников вы узнали. Что ещё необходимо знать для изготовления пряника?(Какой формы пряник будем изготавливать, как его сделать)

В синих конвертах находятся этапы работы по изготовлению пряника. Ваша задача расположить по порядку этапы работы.

-Главные мастера возьмите конверты. Время- (30 секунд

- Вы составили инструкцию по изготовлению пряника. Проверим.

- На экране будут появляться этапы работы в правильной последовательности.

Если вы в таком же порядке расположили этапы, хлопните 1 раз в ладоши.

- Мы будем изготавливать праздничный пряник, тогда какого этапа нет? (Украсить пряник)

  1. Разомнём тесто.
  2. Раскатаем тесто.
  3. Приложим трафарет.
  4. Вырежем пряник.
  5. Украсим пряник.

- Ещё раз прочтите внимательно инструкцию.

- Кто догадался, какой вид пряника вы будете изготавливать? (вырезной) Слайд – виды.

- Какой инструмент нам потребуется для вырезания пряника? (стек)

- Назовите правила безопасной работы со стеком.

 (Нельзя подносить стеки близко к глазам, чесать ими уши или грызть их.)

IX. Осуществление деятельности. Самостоятельная работа учащихся.

1. Изготовление пряника.

 -Приступим к работе.  

- Мастерская 1 –назовите 1-й этап  - «Разомните тесто».

Для этого поднимите салфетку. Посмотрите, с каким красивым тестом мы будем работать!

Возьмите понравившейся вам кусочек и разомните. Почувствуйте, какое тесто мягкое, эластичное.

- Мастерская 2 – назовите 2-й этап – «Раскатайте тесто в лепёшку».

При помощи какого инструмента раскатывают тесто? (скалки). Что делать? Как раскатать тесто в лепёшку без скалки? (слегка придавить ладошкой) Для этого положите кусочек теста на фольгу и слегка придавите ладошкой. Старайтесь, чтобы толщина лепёшки была равномерной.

-Мастерская 3- назовите 3-й этап. – «Приложить трафарет».

А трафареты находятся в синих конвертах. Главные мастера раздайте шаблоны своим рабочим. Приложите шаблон к лепёшке, не вдавливая его в тесто.

-Мастерская 1 – назовите 4-й этап.- «Вырежем пряник, используя стек.»

- Пряники вырезали, что дальше? (будем украшать) Украшать будем бисером и пуговицами. Что нельзя делать, при работе с этими материалами?  (брать в рот, засовывать в нос, уши)

- Каждый из вас должен придумать свой узор для пряника.

- А для хорошего настроения украшать будем под русскую народную мелодию.

- Какие красивые пряники у вас получились!

- Обратимся ещё раз к целям урока. Что ещё не сделали? Слайд – цели.

- 1. Какие существуют виды пряников?

   2. Какой вид пряника вы изготавливали, при помощи чего вырезали?

2. Создание картин.

- Вы сейчас будете создавать картины.

Я предлагаю

мастерской 1 – Отпустить пряничных  рыбок в море

мастерской 2 – Чтобы ваши цветы не завяли, заполните ими корзину.

Мастерская 3- Чтобы ваши звёзды сверкали ярче, расположите их на ночном небе.

- Для этого аккуратно снимите фольгу с пряника. Смажьте место на заготовке клеем и приложите пряник. Время – 1 мин.

- У каждого произведения искусства есть своё название. Придумайте и вы самое оригинальное название своей картине и оцените свою работу в мастерской по плану-шпаргалке.  Время – 2 мин.

V. Презентация.

1. Представление работ. Рефлексия.

 - Я хочу пригласить вас на выставку пряничных картин. Слово предоставляется …..

Главный мастер представляет работу мастерской с анализом деятельности по плану:

Творение нашей мастерской мы назвали_______________________

Мы считаем, что нам удалось_________________________________

Сегодня мы узнали_________________________________________

Мы попробуем_____________________________________________

Наша картина называется _________________________________

Мы сегодня научились____________________________________

Нам было интересно_______________________________________

Нам очень захотелось_____________________________________

Мы представляем работу нашей творческой мастерской  _____________________________(название)

Теперь мы можем___________________________________________

 Больше всего нам понравилось_______________________________

Нам пригодятся     ____________________________________

- Вам нравятся ваши картины? Где бы вы их хотели разместить?

- Оказывается,  вы тоже можете быть художниками и мастерами своего дела, вы можете творить и создавать вот такую красоту. Но этому, конечно, нужно учиться.

2. Самооценка деятельности

    Оцените свою работу на уроке сами. Кто считает, что сегодня хорошо поработал, узнал много нового, вылепил красивый пряник – ВСТАНЬТЕ.

- Посмотрите на правую ладонь и мысленно положите на неё те знания и умения, с которыми вы пришли на урок; на левую – те, что получили на уроке. Хлопком объедините эти знания. Скажите «Спасибо» себе и окружающим за работу на уроке.

- Ребята, вы сегодня все потрудились отлично. Этому способствовала ваша дружная и слаженная работа в мастерских.

Мне было интересно с вами работать. Всем спасибо. Урок окончен. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по окружающему миру (1 тест-1четверть 3 класс, 2тест- год 2 класс)

Тест создан для проверки знаний учащихся 3 класса за 1 четверть....

Презентация к уроку окружающий мир 2 класс УМКГармония "Моя Родина - г. Н. Новгород"

Немного истории, яркия картинки, достопримечательности...

Конспект урока изобразительной деятельности. Тема: «Праздничный салют»

Рисование восковыми мелками способом тычка (набивка жёсткой полусухой кистью)....

Сценарий праздничного урока на тему «Christmas» во 2 классе

Это обучающее занятие для младших школьников, приуроченное к традиционному празднику англоговорящих стран – Рождеству. В ходе урока ребята познакомятся с историей праздника, пополнят словарный з...

Конспект урока по изобразительному искусству "Праздничная открытка", 3 класс

Уже в Древнем Риме существовал женский день, который отмечали богатые женщины. В этот день они получали подарки, окружены вниманием. Прошло немало времени. Женщины решили изменить свою жизнь, бороться...

Технологическая карта урока технологии по теме: "Праздничные открытки. Праздничная открытка на 23 февраля" (3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: изготовление праздничной открытки к 23 февраляЗадачи:Дидактические:1. Обобщить знания обучающихся о празднике;2. Изготовить праздничную откры...