Программа по технологии 4 класс 1 час в неделю УМК "Гармония"
рабочая программа по технологии (4 класс) по теме

Гаранжа Вера Владимировна

Рабочая программа по технологии из расчёта 1 час в неделю УМК "Гармония" 2013-2014 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologiya_4_klass.doc712 КБ

Предварительный просмотр:

        

Пояснительная записка
к тематическому планированию по технологии 4 класс

  1. Место дисциплины в структуре стандарта

Данная  рабочая  программа  разработана  на  основе  учебной  программы по трудовому обучению для четырехлетней начальной школы «Художественно-конструкторская деятельность»  (основы  дизайнообразования) (автор – доктор пед. наук, профессор Н. М. Конышева). Программа по технологии разработана с учётом требований Федерального государственного стандарта нового поколения к общим целям изучения курса. В качестве концептуальных основ данного учебного предмета использованы системно-деятельностный, здоровьесберегающий, гуманно-личностный, культурологический подходы.

Согласно базисному учебному плану начального общего образования, определённому ФГОС, на изучение учебного предмета «Технология» в 4 классе отводится 34 часа 1 час в неделю. В новом государственном стандарте начального общего образования подчёркивается особое значение предметно-практических видов деятельности для общего развития личности ребёнка младшего школьного возраста, важности сохранения его здоровья и стимулирования эмоционального благополучия в системе общего образования.

  1. Цели освоения дисциплины

Основная цель изучения данного предмета заключается в углублении общеобразовательной подготовки школьников,

формировании их духовной культуры и всестороннем развитии личности на основе интеграции понятийных (абстрактных), наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции, а также творческой самореализации и формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.

Задачи изучения дисциплины:

формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;

 формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;

расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей; формирование представлений о ценности предшествующих культур и понимания необходимости их сохранения и развития;

расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования; формирование практических умений использования различных материалов в творческой преобразовательной деятельности;

развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции; создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности;

развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.);

развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера и пр. через формирование практических умений; развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);

формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации, отбирать, анализировать и использовать информацию для решения практических задач;

 формирование коммуникативной культуры, развитие активности, инициативности; духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности: организованности и культуры труда, аккуратности, трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу и т. п.

  1. Структура и содержание дисциплины технологии

4 КЛАСС (34 часа)

Из глубины веков – до наших дней (8 часов)

Керамика в культуре народов мира. Особенности керамической посуды у разных народов; отражение в посуде образа жизни и обычаев; форма и роспись сосудов. Архитектурная керамика; изразец.

Плетение из лозы, берёсты, щепы; имитация этих материалов в плетении из бумажных полос.

Украшения в культуре народов мира. Использование древних традиций в современных изделиях. Изготовление изделий на основе народных традиций.

Традиции мастеров в изделиях для праздника (7 часов)

Гофрированная подвеска из бумаги. Традиционные приёмы выполнения складок и конструирования изделий. Раскладная открытка; особенности конструкции раскладных открыток, композиция изделий. Упаковка –футляр для подарка; связь упаковки с подарком, зависимость конструкции и отделки от назначения упаковки. Карнавал. Традиции разных народов в организации карнавалов, их культурно-исторический и современный смысл. Праздничный пряник. Традиционное праздничное угощение в народной культуре. Творческое использование традиционных канонов в современной жизни.

Декоративная рамка для фото. Зависимость формы, декора рамки от особенностей обрамляемой фотографии или картины. Приёмы изготовления декоративной рамки в технике барельефа. Изготовление праздничных сувениров и подарков к Новому году и Рождеству.

Мастера и подмастерья. Зимнее рукоделие (10 часа)

Вязание крючком; материалы, инструменты, технология вязания. Изготовление простых изделий. Петельный шов; технология

выполнения петельного шва, его функциональное и декоративное назначение. Изготовление изделий с использованием петельного шва; декоративные кармашки. Жёсткий переплёт, его составные части и назначение. Технология выполнения простых переплётных работ. Обложка для проездного билета. Ремонт книги. Изготовление подарков, сувениров с использованием освоенных технологий.

В каждом деле – свои секреты (9 часов)

Соломенных дел мастера; декоративно-художественные свойства соломки. Обработка и использование соломки как поделочного материала в различных видах изделий. Отражение культурно-исторических традиций в изделиях из соломки. Замена соломки другими волокнистыми материалами. Игрушки из соломки и ниток. Аппликация из соломки.

Металл в руках мастера. Ремёсла, связанные с обработкой металла; чеканка. Тиснение по фольге как упрощённый аналог чеканки по металлу. Подготовка материалов и инструментов, способы работы. Изготовление декоративной пластины способом тиснения по фольге.

Секреты бумажного листа. Технологии и культурные традиции в искусстве оригами. Новые виды складок и приёмы работы.

Традиционные ремёсла как отражение особенностей национальной культуры народов мира.

  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины технологии

В результате изучения технологии (труда) ученик должен

знать:

– о том, что вещи заключают в себе историческую и культурную информацию (т. е. могут рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые использовали эти вещи);

– о том, что мир вещей развивается в соответствии с историческими традициями, т. е. закономерно;

– наиболее распространённые традиционные правила и символы, которые исторически использовались в вещах (упорядоченность формы и отделки, знаки Солнца, Земли и Воды в форме и декоре бытовых вещей);

– швы (петельный и «козлик»);

иметь представление:

– о значении продуктивной практической деятельности человека в жизни, культуре, истории человечества;

– о требованиях и правилах, по которым создаётся гармоничная рукотворная среда обитания человека; о многообразии универсального дизайнерского принципа (единства в вещах функциональной целесообразности и внешней выразительности);

– о социально-историческом и духовно-эстетическом смысле мира вещей, ценности существующих в нем культурных традиций;

– о гармонии окружающей предметной среды и её связи с миром природы;

– об утилитарно-конструктивных и декоративно-художественных возможностях различных материалов;

уметь:

– выполнять швы петельный и «козлик», использовать их для решения декоративно-художественных задач;

– вязать крючком цепочку и простое полотно;

– изготавливать аппликацию из соломки; выполнять несложную чеканку по мягкому металлу;

– выполнять более сложные виды бумажной пластики;

– выполнять изделия в техниках плетения из полос и бисероплетения с учётом народных традиций;

– выполнять окантовку картонных заготовок бумагой, изготавливать жёсткий переплёт упрощённого вида;

– обрабатывать различные материалы соответствующими способами;

– творчески использовать декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения конкретных конструкторских или художественных задач;

– читать простую технико-технологическую документацию (эскиз, чертёж, схему и проч.) и работать по ней;

– самостоятельно анализировать конструкцию изделия и воссоздавать его по образцу;

– выдвигать несложную проектную идею в соответствии с поставленной целью, мысленно создавать конструктивный замысел или преобразовывать готовую конструкцию (на плоскости или в объёме) и практически воплощать мысленные идеи и преобразования в соответствии с конкретной задачей конструкторского или художественного плана на основе освоенных технологий работы;

– создавать образный замысел с целью передачи определённой художественно-эстетической информации; воплощать мысленный образ в материале.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- выполнения домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды, предметов быта и др.);

- соблюдения правил личной гигиены и использования безопасных приемов работы с материалами, инструментами, бытовой техникой;

- поиска, преобразования, хранения и применения информации (в том числе с использованием компьютера) для решения различных задач;

- создания различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу;

- осуществлять сотрудничества в совместной работе.

  1. Образовательные технологии

  Проблемная, ИКТ, личностно-ориентированная, здоровьесберегающая, технология педагогических мастерских, игровые технологии

  1. Оценочные средства для текущего контроля

Оценка за готовое изделие, проект

  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины технологии

Для реализации программного содержания используется учебно-методический комплект, рекомендованный Министерством образования РФ:

1). Программа: учебно-методический комплект для 4-летней начальной школы. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011.

2).  Конышева, Н. М. Технология. Наш рукотворный мир: учебник. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2012.

34).  Конышева, Н. М. Рабочая тетрадь ч. 1, 2. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013.

5). Конышева, Н. М. Методические рекомендации к учебникам для 4 класса. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2012;

6). Конышева, Н. М. Методика трудового обучения младших школьников: учебное пособие. – М.: Академия, 2012;

7).  Конышева, Н. М. Конструирование как средство развития младших школьников на уроках ручного труда. – М.: Флинта, 2010.

Дополнительная литература для организации внеурочной работы и проектной деятельности учащихся

1). Н. М. Конышева. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии: Книга для учителя. - Смоленск: Ассоциация XXI век

2). С. В. Петрушина. Вырезаем силуэты. - Смоленск: Ассоциация XXI век

Источник: http://www.ass21vek.ru/teach/files/prog-teh_2010.pdf

  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины технологии

Для полноценной реализации курса технологии в начальном общем образовании и достижения планируемых результатов необходима соответствующая материальная база. При этом данная программа разработана с учётом значительного разнообразия реальных условий, в которых существует современная отечественная начальная школа, и предполагает, что её содержание может быть реализовано при минимальных затратах на материальные ресурсы. Для работы каждому ребёнку необходимы следующие материалы: наборы цветной бумаги для аппликации, картон, ткань, пластилин, швейные нитки, нитки для вышивания, пряжа для вязания, природные и утилизированные материалы, гуашь и инструменты: ножницы (школьные), подрезной нож, простые и цветные карандаши, линейка, угольник, циркуль, швейные и вышивальные иглы, кисти для клея и для красок, дощечка для лепки, подрезная доска.


п/п

Тема урока

Час

Дата

Словарь терминов

Межпредмет-

ная связь

Региональный

компонент

Оборудование

Учебник

  1. Из глубины веков – до наших дней (8 ч.)

1

Вводный урок. Задачи и содержание работы в новом учебном году и первой четверти

1

Мастер, мастерство

Учебник, тетрадь

с. 3-5

2


Керамика в культуре народов мира.

Лепка сосуда по традиционным канонам гончарного искусства.

Т/б при работе с пластилином.

1

Керамика

форма

Литературное чтение

Посуда иллюстрации

пластилин

с. 6 – 15

3

Керамика в культуре народов мира.

Роспись сосуда символическим орнаментом по традиционным канонам.

1

Орнамент

свастика

ИЗО

Изделия местных мастеров

Краски

сосуд

с. 16 –21

4

5


Архитектурная керамика. Изразец.

Декоративная плитка.

Коллективное панно

Т/б при работе с пластилином

2

Изразец

панно

Литературное чтение

Иллюстрации

Картон

Пластилин

Краски, клей

с. 22 – 28

с. 29-31

 

6


Древнее ремесло-плетение изделий.

Плетеная коробочка.

Т/Б при работе с ножницами

1

Щепа, лык, береста

плетение

Литературное чтение

Иллюстрации

бумага

с.32-39

7

Украшения в культуре народов мира. Цепочки из бисера. Технология изготовления узора «колечки»..

Т/б при работе с леской.

1

Раскопки

Магия

бисер

Окружающий мир

Украшения местных мастеров

Украшения леска, бисер

с.40-46

8

Украшения в культуре народов мира. Цепочки из бисера. Технология изготовления узора «крестик»

1

Окружающий мир

Леска, бисер

с. 47-48

  1. Традиции мастеров в изделиях для праздника (7 час.)

9

Бумагопластика. Изготовление форм приёмом гофрирования.

Гофрированная подвеска.

Т/б при работе с ножницами.

1

сгиб

ИЗО

Цветная бумага линейка карандаш ножницы, клей

с. 49-59

10

 Бумагопластика.

Раскладная картинки.

Т/б при работе с ножницами.

1

каркас

Математика

Картон, цветная бумага, карандаш, ножницы

с.60-63

11

12

Новые приёмы бумагопластики.

Футляр-упаковка  для подарка

Т/б при работе с ножницами.

2

выкройка

Математика

Местный колорит

Бумага, ножницы

с.64-69

13

Традиции новогодних праздников и карнавалов.

 Карнавальные шапочки (оригами)

Карнавальные маски.

Т/б при работе с ножницами

1

Святки

треуголка

Окружающий мир

Иллюстрации

бумага, картон, ножницы, тесьма

с.70-77

14


Традиционные народные праздники. Святочные фигурные пряники по традиционным канонам

. (Лепка из солёного теста).

 Т/б при работе с тестом. 

1

Обряд

фигурки

святки

Окружающий мир

Какие изделия из теста изготавливаются в нашем селе?

Мука, клей, соль

с.78-81

15

Барельеф в декоративном изделии.

 Конструирование и изготовление декоративной рамки для фото.

Т/б при работе с ножницами, клеем.

1

барельеф

Окружающий мир

Рамка для депутата Ставропольского края

Картон, солёное тесто, карандаш, ножницы, клей

с.82-87

                                                            3. Мастера и подмастерья. Зимнее рукоделие  (10 час.)

16

17

Простейшие приёмы вязания крючком; цепочки.

Панно из цепочек.

Т/б при работе с крючком

2

Подмастерья

рукоделие

Окружающий мир

Иллюстрации

нитки, крючок

с.88-93

18

Петельный шов:  технология выполнения.

 Сувениры из ткани и ниток.

Т/Б при работе с иглой.

1

выкройка

Математика

Ткань, нитки, игла, клей, ножницы

с.94-96

19

Петельный шов и его использование в отделке изделий. Декоративные кармашки из ткани: изготовление выкройки,  разметка и раскрой, подготовка деталей изделия к сборке.

1

Ткань, нитки, игла, клей, ножницы

с. 97-102

20

Петельный шов и его использование в отделке изделий. Декоративные кармашки из ткани (завершение работы)

1

Ткань, нитки, игла, клей, ножницы

с. 97-102

21

22

Технология окантовки картона. Обложка для проездного билета.

Т/б при работе с клеем.

2

заготовка

Математика

Картон, бумага, клей, ножницы

с.103-107

23

Простые переплётные работы. Жесткий переплёт. Ремонт книги.

Т/б при работе с ножницами, клеем, иглой.

1

разметка

Математика

Книга, картон, цветная бумага, ножницы, иголка с ниткой, клей

с.108-115

24

25

Простые переплётные работы. Жесткий переплёт. Книжка-малышка.

2

Картон, цветная бумага, ножницы, иголка с ниткой, клей

с. 115

                                                                4.  В каждом деле – свои секреты (9 час.)

26

Соломенных дел мастера. Приёмы и технологии аппликации из соломки.

Технологии изготовления простых соломенных подвесок-звёздочек.

Т/б при работе с соломой.

1

аппликация

Окружающий мир

Солома, бумага, клей

с.116-122

27


Соломенных дел мастера.

Игрушки из волокнистых материалов по народным образцам. Золотой петушок Лошадка/олень)

Т/б при работе с ножницами.

1

Окружающий мир

Беседа о личных игрушках

Нитки, шпагат, ножницы,  волокнистые материалы

с. 123-124

с.125- 130

с.131-136

28

29

Металл в руках мастера. Тиснение по фольге: перевод рисунка.

Декоративная пластина.

Т/б при работе с металлической фольгой.

2

Ручное тиснение

Окружающий мир

Металлическая фольга

с.137-144

30

31

Секреты бумажного листа. Старинное искусство оригами.

Кусудама.

2

Кусудама

ИЗО

Игла, клей, бумага, крепкая нитка

с. 145-151

32

Секреты бумажного листа.

Коробочка санбо.

1

Санбо

Окружающий мир

Бумага

с. 152-153

33

34

Проект 1.

Тема: «Город, в котором удобно и приятно жить»

Проект 2.

Тема: «Традиции мастеров: из глубины веков – до наших дней».

2


Сферичес

кая форма

Литературное чтение, окружающий мир

Ремёсла местных мастеров

Бумага, клей, ножницы, бутылки, коробки, банки

с. 155-161

с. 162

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культуре 3 класс 3часа в неделю

Рабочая программа по физической культуре 3 класс 3 часа в неделю...

Рабочая программа по письму и развитию речи для учащихся 4 класса по специальной (адаптированной) программе 8 вида, 5 часов в неделю

Рабочая программа уроков письма и развития речи для 4 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. В начальном ...

Рабочая программа по письму и развитию речи для учащихся 4 класса по специальной (адаптированной) программе 8 вида, 5 часов в неделю

Рабочая программа уроков письма и развития речи для 4 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. В начальном ...

Рабочая программа по технологии 2 класс ФГОС по Н. М. Конышевой 2 часа в неделю.

Данная рабочая программа  разработана на основе авторской программы Н. М. Конышевой и с  учетом требований ФГОС. Программа расчитана на 68 часов, 2 часа в неделю, 34 учебные недели. Программ...

Рабочая программа учебного курса «Технология» для 1 класса по технологии и авторской программы курса «Технология» Н. А. Цирулик по ФГОС

Программа учебного курса «Технология» для 1 класса   по технологии  и авторской программы  курса «Технология»  Н. А. Цирулик по ФГОС...

Рабочая программа учебного курса «Технология» для 2 класса по технологии и авторской программы курса «Технология» Н. А. Цирулик по ФГОС

Рабочая программа учебного курса «Технология» для 2 класса   по технологии  и авторской программы  курса «Технология»  Н. А. Цирулик по ФГОС...

Рабочая программа по технологии 2 класс 2022-2023 учебный год ( 1 час в неделю,34 часа)

Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-н...


 

Комментарии

Спасибо.Несмотря на изменившееся оформление, материал можно использовать и в 2015г.