РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочная деятельность «Умелые ручки» 3класс
рабочая программа по технологии (3 класс) по теме

Кавылина Надежда Васильевна

Степень обучения: начальная школа 3класс.

Количество часов: 34 часа в год по 1 часу в неделю.

Уровень базовый.

 Срок реализации 2013-2014 учебный год.

Учитель: Кавылина Надежда Васильевна

Программа составлена на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования  авторских программ по технологии «Умелые руки» Кудашевой  Анны  Анатольевны.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umelye_ruchki_3_klass.docx34.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новообинцевская средняя общеобразовательная школа»

РАССМОТРЕНО                

на заседании ШМО

учителей начальных классов

________________

        ФИО

Протокол

от «__» _______2013г.

№ _____

СОГЛАСОВАНО

заместитель

директора по УВР

_______________

ФИО

«  »_____2013г.

УТВЕРЖДЕНО

приказ №

от «  » ____ 2013г.

директор

_____________

              ФИО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Внеурочная деятельность

«Умелые ручки»

 3класс

Степень обучения: начальная школа 3класс.

Количество часов: 34 часа в год по 1 часу в неделю.

Уровень базовый.

 Срок реализации 2013-2014 учебный год.

Учитель: Кавылина Надежда Васильевна

Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования  авторских программ по технологии «Умелые руки» Кудашевой  Анны  Анатольевны.

с. Новообинцево

Паспорт программы дополнительного

                 образования  «Умелые руки»

 в общеобразовательной школе для начальных классов

Наименование программы

«Умелые ручки»

Основные исполнители программы

1. Учитель начальных классов

2. Учащиеся школы 1 – 4 классов.

Задачи курса

- учить  изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов;

- - развивать у детей воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, интерес к истории родного края, его культуре; проектные способности младших школьников;

- воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного.

Срок реализации программы

Четыре года.

Основные разделы программы

  1. Пояснительная записка.
  2. Цель программы.
  3. Задачи.
  4. Особенности построения курса.
  5.  Условия реализации программы.
  6.  Содержание программы.
  7. Учебно-тематический план.
  8. Требования к ЗУН  при работе в кружке.
  9. Методические рекомендации по проведению занятий.
  10.  Оценка результатов работы.
  11.  Библиография.

Направление деятельности: художественно-эстетическое

Уровень освоения: долгосрочная

Тип программы:  модифицированная

Возрастной диапазон:  младший школьный возраст (от 6 до 11 лет)

        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой  личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Что же понимается под творческими способностями?

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.

Таким образом, творчество –  создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Изучением творческих способностей занимались многие психологи, философы, педагоги. Достаточно назвать таких деятелей науки, как Л. Н. Коган, Л. С. Выготский, Н. А. Бердяев, Д. С. Лихачёв, А. С. Каргин, В. А. Разумный, О.И. Мотков и другие.

В результате многолетних экспериментальных исследований психологов

Э. Фромма, И. П. Волкова, Р. Бернса, О. И. Моткова и других установлено, что свойства психики человека, основа интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Актуальность программы.

Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Однако, по базисному учебному плану на изучение курса «Технология»  отводится всего 1 час в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества. Улучшить ситуацию можно за счет проведения кружковой работы.
       Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных  с изготовлением вначале простейших,  затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

На основе предложенных  для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, швеи, портнихи, скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют,  выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.

Программа «Умелые руки» направлена на развитие творческих способностей – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

При разработке программы были использованы материалы авторских программ по технологии «Умелые руки» Кудашевой  Анны  Анатольевны

и.

            Цель программы

Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего  интерес к техническому и художественному творчеству.

                                   

Для достижения этой цели программа ставит следующие задачи:

                 3 год обучения

Образовательные

1. Формировать навыки  и умения по изготовлению и оформлению выполненной работы.

2.Обучать детей владению инструментами и приспособлениями.

3. Научить выполнять швы «козлик», «узелок».

4. Познакомить с техникой бисероплетения.

5. Обучать приемам конструирования поделок из природного материала.

6. Познакомить  с приемами художественного моделирования из бумаги.

Развивающие

1.Развивать интерес к истории родного края, его культуре.

2. Развивать творческую инициативу, смекалку.

3. Развивать память, воображение, мышление.

Воспитательные

1. Воспитывать трудолюбие,

2. Формировать  коммуникативные способности личности ребенка.

3.Воспитывать экологически разумное отношение к природным ресурсам.

Для занятий  объединяются учащиеся, проявляющие интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Детям предлагаются художественно-технические приемы изготовления простейших изделий, доступных для младших школьников объектов труда.

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, работа с бросовым материалом и т.д.) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.

По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.

Содержание в каждом классе разделено по видам обрабатываемых материалов.

             

           Условия реализации программы

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 6 -11 лет, на 4 года обучения: 34часа в год, 1 раза в неделю.

Рекомендуемое количество учащихся в группе 10-18 человек.

                             

К концу 3 года обучения учащиеся должны

знать:

  • название, назначение, правила пользования ручным инструментом для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов;
  • правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
  • приемы разметки (шаблон, линейка, угольник, циркуль);
  • способы контроля размеров деталей (шаблон, угольник, линейка),
  • применение пастели и бисера в окружающем мире.

уметь: 

  • правильно называть ручные инструменты и использовать их

     по назначению;

  • выполнять работу самостоятельно без напоминаний;
  • организовать рабочее место и соблюдать порядок во время работы;
  • понимать рисунки, эскизы (определять название детали, материал,

     из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры);

  • выполнять работы, используя изобразительный материал – пастель;
  • самостоятельно изготовлять изделия (по образцу, рисунку, эскизу);
  • изготовлять изделия из бисера.

                  Учебно-тематический план 3 года обучения

№ п/п

             Наименование

             раздела

Теория

Практика

Всего часов

1

Введение

       1

       1

2

       2

Работа  с бумагой и картоном

        1

      8

9

3

Работа с тканью, мехом

        1

       7

8

4

Художественное творчество

        1

       4

       

5

5

Работа с бисером

        1

       2

3

6

Работа с природным материалом

        1

      4

5

7

Итоговое занятие

        1

1

2

        7

       27

Итого

34

                           

             Содержание программы  3 года обучении  (34 часа)

В третьем классе уровень абстрагирования повышается: при обсуждении используется образец в сборе, а не в деталях, и обучение чтению эскиза продолжается на базе анализа образца и его технического рисунка, что позволяет в определенной степени подойти к самостоятельному внесению изменений в эскиз.

Третьеклассники обсуждают возможность замены одной операции на другую с целью упростить изготовление, то есть фактически обсуждают вопросы рационализации труда.

1.Вводная беседа (2 часа).

Теория – 1 час

  • Введение в образовательную программу 3 года обучения
  • Требования к поведению учащихся во время занятия.
  • Соблюдение порядка на рабочем месте.
  • Соблюдение правил по технике безопасности.

Практика – 1 час

  • «Бабушки-рукодельницы». Беседа с участием бабушек обучающихся, выставкой их работ.

2.Работа с бумагой и картоном (9часов).

Теория – 1 час

  • Профессия дизайнера.

Практика – 8 часов

  • Изготовление игрушек-сувениров (новогодний фонарик, бабочка, кубик, цветок, ракета) (3 часа)
  • Мозаика (тема в соответствии с датами и событиями) (2 часа)
  • Аппликации по желанию детей (3 часа)

3.Работа с тканью, мехом (8 часов).

Теория – 1 час

  • Из истории мягкой игрушки.
  • Знакомство с профессией портной.

Практика – 7 часов

  • Техника выполнения  швов «козлик», «узелок». Тренировочные упражнения. Повторение ранее изученных способов и приемов шитья  (2 часа)
  • Технология изготовления и шитье мягкой игрушки «Котенок» (2 часа)
  • Изготовление настенного кармашка для мелочей (2 часа)
  • Технология и изготовление игрушки из меховых шариков «Паучок» (1 час)

4.Художественное творчество (5часов).

Теория – 1 час

  • Изобразительный материал – пастель.

Практика – 4 часа

  • Техника рисования пастелью. Тренировочные упражнения (1час)
  • Работа пастелью:  «Зимний пейзаж» (1 час), « Весенний цветок» (1 час), «Лунная дорога» (1 час),
  • 5.Работа с бисером (3 часа).

Теория – 1час

  • Знакомство с материалом, беседа “Родословная стеклянной бусинки”, показ образцов, иллюстраций. Подготовка к работе, полезные советы; материалы и инструменты.

Практика – 2 часов

  •  Пробные плетения (1 час).
  •  Плетение колец (1 час).

6.Работа с природным материалом (5 часов)

Теория – 1 час

Охрана окружающей среды в Алтайском крае

Практика – 4 часа

  • Аппликация из семян и плодов растений «В подводном царстве»(1 час).
  • Изготовление животных из желудей, шишек, соломки и др.(2 часа)
  • Изготовление коллективной поделки по замыслу(1 час)

7. Итоговое занятие (2 часа).

Теория – 1 час

Рефлексия, анкетирование

Практика – 1 час

Выставка творческих работ

п/п

Дата проведения

Тема

1

Введение в образовательную программу 3 года обучения

Требования к поведению учащихся во время занятия.

Соблюдение порядка на рабочем месте.

Соблюдение правил по технике безопасности.

2

Бабушки-рукодельницы». Беседа с участием бабушек обучающихся, выставкой их работ.

3

Профессия дизайнера.

4

Изготовление игрушек-сувениров (новогодний фонарик, бабочка, кубик, цветок, ракета)

5

Изготовление игрушек-сувениров (новогодний фонарик, бабочка, кубик, цветок, ракета)

6

Изготовление игрушек-сувениров (новогодний фонарик, бабочка, кубик, цветок, ракета)

7

Мозаика (тема в соответствии с датами и событиями

8

Мозаика (тема в соответствии с датами и событиями

9

Аппликации по желанию детей

10

10н

Аппликации по желанию детей

11

11н

Аппликации по желанию детей

12

12н

Из истории мягкой игрушки.

Знакомство с профессией портной.

13

13

Техника выполнения  швов «козлик», «узелок».

14

14н

Тренировочные упражнения. Повторение ранее изученных способов и приемов шитья  

15

15н

Технология изготовления и шитье мягкой игрушки «Котенок

16

16н

Технология изготовления и шитье мягкой игрушки «Котенок

17

17н

Изготовление настенного кармашка для мелочей

18

18

Изготовление настенного кармашка для мелочей

19

19н

Технология и изготовление игрушки из меховых шариков «Паучок»

20

20н

Изобразительный материал – пастель.

21

21н

Техника рисования пастелью. Тренировочные упражнения

22

22н

Работа пастелью:  «Зимний пейзаж»

23

23н

« Весенний цветок»

24

24н

«Лунная дорога»

25

25н

Знакомство с материалом, беседа “Родословная стеклянной бусинки”, показ образцов, иллюстраций. Подготовка к работе, полезные советы; материалы и инструменты.

26

26н

Пробные плетения

27

27н

Плетение колец

28

28н

Охрана окружающей среды в Алтайском крае

29

29н

Аппликация из семян и плодов растений «В подводном царстве»

30

30н

Изготовление животных из желудей, шишек, соломки и др

31

31н

Изготовление животных из желудей, шишек, соломки и др

32

32н

Изготовление коллективной поделки по замыслу

33

33н

Рефлексия, анкетирование

34

34н

Выставка творческих работ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности Умелые руки

Рабочая программа  внеурочной деятельности "Умелые руки" разработана в соответствии с ФГОС. Расчитана на  два года....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые ручки" (1 класс)

Общекультурное направление внеурочной деятельности. В программе представлены цели и задачи данного курса , планируемые результаты, основное содержание программы и тематическое планирование. Разви...

рабочая программа по внеурочной деятельности "Умелые руки"

рабочая программа по внеурочной деятельности художественно-эстетического направления "Умелые руки" для 1 класса...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умелые ручки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности на 1 класс....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умелые ручки". 1 класс. Школа 2100

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умелые ручки". 1 класс. Школа 2100...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочная деятельность «Умелые ручки» 2 класс

Степень обучения: начальная школа 2 класс.Количество часов: 34 часа в год по 1 часу в неделю.Уровень базовый. Срок реализации 2013-2014 учебный год.Учитель: Кавылина Надежда ВасильевнаПрограмма с...

Рабочая программа и КТП внеурочная деятельность "Умелые руки"

Рабочая программа неурочной деятельности "Умелые руки" составлена для 3-го класса....