Рабочая программа по технологии 3 класс "Гармония"
календарно-тематическое планирование по технологии (3 класс) на тему

Козаченко Валентина Ивановна

Программа предназначена для учителей начальных классов по технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon программа по технологии328 КБ

Предварительный просмотр:

                Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе ФГОС и авторской программы Н.М. Конышевой (Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012: учебно-методический комплект «Гармония») в соответствии с ООП НОО МБОУ Куйбышевской СОШ.

Основная цель изучения данного предмета заключается в углублении общеобразовательной подготовки школьников, формировании их духовной культуры и всестороннем развитии личности на основе интеграции понятийных (абстрактных), наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции, а также творческой самореализации и формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности. В качестве результата изучения данного предмета предполагается формирование универсальных учебных действий всех видов: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных.

              Задачи изучения дисциплины:

  • привитие интереса к занятиям, формирование учебной мотивации;
  • формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о наиболее важных правилах дизайна которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
  • формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;
  • расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей, формирование представлений о ценности предшествующих культур и понимания необходимости их сохранения и развития;
  • расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования формирование практических умений использования различных материалов в творческой преобразовательной деятельности;
  • развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции; создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности;
  • развитие познавательных психических процессов ( восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.);
  • развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера и прочего через формирование практических умений;
  • развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
  • формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации, отбирать, анализировать и использовать информацию для решения практических задач;
  • формирование коммуникативной культуры, развитие активности, инициативности;
  • духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности: организованности и культуры труда, аккуратности, трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу и т.п.

Общая характеристика учебного предмета

          Согласно принципу гуманитаризации и культуросообразности, содержание получаемого образования по предмету не ограничивается практико-технологической подготовкой, а предполагает освоение на доступном уровне нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре. В процессе изучения программного содержания учащиеся знакомятся с традициями в развитии предметного мира, изучают традиционные ремёсла и приёмы работы. В результате мир вещей выступает для них как источник историко-культурной информации, а мастерство - как выражение духовной культуры человека; освоение приёмов и способов преобразовательной практической деятельности приобретает значение приобщения к человеческой культуре.

Принцип интеграции и комплексности содержания предполагает органичное включение нового материала в изучение последующего содержания и решение творческих задач; кроме того, согласно данному принципу, в содержании изучаемого материала учитывается личностный опыт учащихся, направленность предметного содержания на комплексное развитие всех структур личности и установление межпредметных связей с курсами других учебных дисциплин, что обеспечивает углубление общеобразовательной подготовки учащихся.

Учебный курс «Технология» интегрирует в себе как рационально-логические, так и змоционально-оценочные компоненты познавательной деятельности и имеет реальные связи со следующими учебными предметами:

  • окружающий мир (рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источник сырья с учётом экологических проблем; деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания; изучение этнокультурных традиций);
  • математика (моделирование - преобразование объектов из чувственной формы в дели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр., выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами);
  • изобразительное искусство (использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна);
  • родной язык (развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности: описание конструкции изделия, материалов способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов);

-литературное чтение (работа с текстовой информацией, восприятие и анализ литературного ряда в целостном процессе создания выразительного образа изделия).

   Основная тема программы третьего класса — «Человек - Предмет - Среда». Дальнейшее ознакомление с некоторыми новыми правилами дизайна строится на осмыслении духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы.

  Главные вопросы собственно дизайнерской линии на данном этапе обучения — это росы о стиле проектируемых вещей и их стилевом единстве. Проблема неразрывной связи предмета со средой становится объектом специального осмысления.С учётом особого значения предметно-практических видов деятельности для общего развития личности ребёнка младшего школьного возраста, сохранения его здоровья и стимулирования эмоционального благополучия в системе общего образования, рекомендуется организация дополнительных занятий (соответствующих кружков и факультативов) путём использования часов из объёма, предусмотренного для внеурочной работы. По курсу технологии, в 3 классе предусмотрено выполнение творческих проектов за рамками общего времени, отводимого на изучение предмета.

                                         

Место учебного предмета в учебном плане школы

Учебный предмет «Изобразительное искусство» изучается за счет часов обязательной части учебного плана школы:

-общее количество часов в год- 35;

Количество часов в неделю- 1.

                                                                         

Содержание учебного предмета

Наименование разделов учебной программы и  характеристика основных содержательных линий

Наименование разделов учебной программы

характеристика основных содержательных линий

Универсальные учебные действия

Формы и образы природы - образец для мастера (9 ч)

Образы природы в изделиях мастеров. Передача наиболее характерных деталей в условных формах оригами. Новые приёмы изготовления изделий из бумаги способом складывания. Силуэт: красота линий и форм. Особенности силуэтных изображений, их разновидности и способы вырезания из бумаги. Выразительность силуэтных изображений. Изготовление узоров- силуэтов в квадрате и в полосе. Переработка образов природы при изготовлении бытовых вещей: в посуде, изделиях из бисера и пр. Технология изготовления декоративных изделий из бисера.

Ориентироваться в учебнике, воспринимать и анализировать учебную информацию (условные обозначения, содержание, рубрики, расположение на странице, рисунки, схемы, словарь). Обсуждать содержание учебника и тетрадей. Распределять общий объем работы. Упражняться в выполнении различных приемов обработки бумаги: разрезании, сгибании.

Характер и настроение вещи, их выражение через конструкцию и внешний вид изделия (7 ч)

Зависимость выбора формы, цвета, деталей отделки в изделии от его назначения. Конструирование изделий определённого назначения (передача «характера и настроения» в вещах): пригласительных билетов и поздравительных открыток, настольных карточек, упаковок для подарков, ёлочных украшений. Новые приемы построения форм и разметки деталей изделия. Разметка на листе неправильной формы с помощью угольника. Бумажная пластика. Конструирование объёмных изделий из бумаги. Приёмы работы с циркулем. Разметка деталей, построение форм с помощью циркуля. Конструирование и изготовление изделий с использованием циркуля.

Готовить к работе материалы, инструменты и в целом рабочее место. Планировать работу, обсуждать ее с товарищем. Оценивать материал с точки зрения художественно-эстетической выразительности. Создавать в воображении выразительный образ изделия.

Красота и уют нашего дома. Гармония стиля (10 ч)

Общее понятие о стилевой гармонии в комплектах вещей. Конструирование и изготовление вещей с учётом требований стилевой гармонии; новые приемы обработки ткани. Изготовление простейшей выкройки из бумаги. Разметка и раскрой парных деталей. Синтепон; разметка деталей на синтепоне. Сборка и отделка изделий из ткани. Стилевые особенности записных книжек разного назначения. Конструирование записной книжки в мягкой обложке.

Упражняться в выполнении разметки с помощью шаблона. Планировать работу в соответствии с информацией в инструкции и с ориентацией на предполагаемый результат. Рассматривать и анализировать образцы.

Создавать в воображении выразительный образ изделия. Анализировать и оценивать полученные результаты.

От мира природы - к миру вещей (5 ч)

Чудесный материал - соломка. Конструирование изделий из соломки. Использование человеком конструктивных особенностей природных объектов в рукотворных изделиях. Неподвижные и подвижные соединения и их использование в конструкциях. Конструирование изделий с неподвижными и подвижными соединениями деталей.

Производить мысленное комбинирование и составление форм из геометрических фигур. Решать задачи на плоскостное конструирование. Анализировать информацию в учебнике. Анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать. Планировать работу, обсуждать ее с товарищем.

Подготовка к выполнению проекта (4 ч)

Подготовка к выполнению проекта. Решение проектно-конструкторских задач, выполнение эскизов. Подведение итогов года. Итоговая выставка.

Анализировать задание. Аргументированно излагать свою точку зрения, выслушивать мнение своих товарищей. Прогнозировать взаимосвязи предполагаемых действий и результатов. Планировать последовательность операций. Проявлять проектно-исследовательские умения. Производить контроль, корректировку работы и оценку ее результатов.

                                       

Перечень контрольных работ и направлений проектной деятельности

1 четверть

-защита проекта по теме «Формы и образы природы - образец для мастера»-23.10.2014

2 четверть

-защита проекта по теме «Характер и настроение вещи, их выражение через конструкцию и внешний вид изделия»-25.12.2014

3 четверть

-защита проекта по теме «Красота и уют нашего дома. Гармония стиля»-19.03.2015

4 четверть

   В конце учебного года проводится промежуточная аттестация - защита проекта «Город (село), в котором удобно и приятно жить».

Календарно-тематическое планирование

п/п

Дата

Раздел учебной программы

Кол-во часов

Виды

учебной деятельности

Планируемые  результаты

Виды

контроля

Тема урока

Планируемые предметные результаты

Универсальные учебные

действия

1 четверть-  9 часов                   Раздел 1. Формы и образы природы - образец для мастера (8 ч)

1

04.09

Вводный урок.

Повторение и обобщение пройденного, ознакомление с содержанием работы на новый учебный год.

1

Познакомиться с задачами, содержанием и организацией работы в предстоящем учебном году, учебником и рабочими тетрадями. Обсудить содержание учебника и тетрадей, в том числе тематику и содержание предстоящей проектной работы. Учиться выполнять практическую работу по инструкции.

Работать с информацией (учебником). Оформить индивидуальную рабочую тетрадь на печатной основе. Решать задачи на мысленную трансформацию заготовок из бумаги. Выполнять практическую работу по схематической инструкции (изготавливать изделия по графическим схемам).

Ориентироваться в содержании учебника. Воспринимать и анализировать учебную информацию (условные обозначения, содержание, рубрики, расположение на странице, рисунки, схемы, словарь). Вступать в общение, соблюдая правила общения, выражать свою точку зрения, слушать другого. Руководствоваться правилами при организации рабочего места и выполнении работы. Анализировать образцы изделий, рисунки, схемы. Использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной и материализованной форме. Планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия

с поставленной целью. Осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы.

Фронтальная

беседа.

2

11.09

Компьютерные технологии на службе человека (при наличии условий для работы с компьютером).

1

Познакомиться с компьютером как средством информационно-технологической поддержки деятельности человека, с основными профессиями, связанными с компьютерными технологиями. Повторить и закрепить приемы работы на компьютере.

Рассматривать, читать учебник. Рассказывать о своем опыте работы на компьютере. Обсуждать вопросы о роли компьютерных технологий в жизни современного общества, о правилах работы на компьютере. Выполнять отдельные упражнения в работе на компьютере.

Ориентироваться в содержании учебника. Воспринимать и анализировать учебную информацию (тексты, рисунки, схемы). Вступать в общение, соблюдая правила общения, выражать свою точку зрения, слушать другого. Руководствоваться правилами при организации рабочего места и выполнении работы.

Фронтальный

опрос.

3

18.09

Образы природы в оригами. Изделия: фигурки курицы, голубя.

1

Познакомиться с новыми технологиями получения форм и изготовления фигур в оригами. Упражняться в аккуратном и точном выполнении операций сгибания и складывания бумаги. Читать и анализировать графические схемы изготовления изделий.

Рассматривать образцы изделий, сравнивать их формы с формами объектов природы (природными прототипами). Рассказывать об этапах работы по графической инструкции. Вырезать детали по прямолинейной разметке. Анализировать различные способы работы, обсуждать их и сравнивать. Решать задачи на мысленную трансформацию исходной формы при работе с бумагой. Изготавливать фигурки курицы и голубя по графической инструкции, вносить в изделия творческие дополнения.

Анализировать информацию в учебнике, обсуждать ее. Принимать учебную задачу; понимать предлагаемый план действий, действовать по плану. Выполнять работу по инструкции. Проявлять учебно-познавательный интерес, догадку, стремление к познавательной самостоятельности. Прогнозировать необходимые действия для получения практического результата, планировать работу. Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей). Проявлять заинтересованное, внимательное, вдумчивое отношение к объектам природы и их отражению в произведениях искусства.

Фронтальный опрос, контроль выполнения практических действий.

4

25.09

Образы природы в оригами. Изделия: маски зайца, кролика.

1

Познакомиться с новыми технологиями получения форм и изготовления фигур в оригами. Решат ь задачи на мысленную трансформацию исходной формы при работе с бумагой. Упражняться в аккуратном и точном выполнении операций сгибания и складывания бумаги.

Рассматривать образцы изделий, сравнивать их формы с формами объектов природы (природными прототипами). Умение читать и анализировать графические схемы изготовления изделий. Вырезать детали по прямолинейной разметке. Анализировать различные способы работы. Изготавливать маски кролика и зайца по графической инструкции, вносить в изделия творческие дополнения.

Воспринимать и анализировать графическую и текстовую информацию. Анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать. Принимать учебную задачу; понимать предлагаемый план действий, действовать по плану. Выполнять работу по инструкции. Проявлять учебно-познавательный интерес, догадку, стремление к познавательной самостоятельности. Прогнозировать необходимые действия для получения практического результата, планировать работу. Творчески использовать полученные знания и умения в практической работе. Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей). Проявлять заинтересованное, внимательное, вдумчивое отношение к объектам природы и их отражению в произведениях искусства.

Контроль выполнения практических действий.

5

02.10

Силуэт: красота линий и форм. Узоры в квадрате.

1

Познакомиться  с декоративно-художественными особенностями силуэтных изображений. Освоить технологию вырезания силуэтов из бумаги. Анализировать особенности силуэтных изображений, их художественную выразительность, приемы изготовления изделий. Упражняться в применении средств художественной выразительности при изготовлении силуэтов.

Читать текст, воспринимать новую информацию по изучаемой теме, обсуждать ее. Рассматривать образцы изделий, сравнивать их формы с формами объектов природы (природными прототипами). Упражняться в вырезании простых симметричных и асимметричных силуэтных изображений. Решать задачи на мысленную трансформацию узоров в квадрате в соответствии с правилами их создания. Изготавливать изделия с симметричной (в квадрате) и асимметричной композицией в технике силуэтного вырезания.

Анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать. Принимать учебную задачу; понимать предлагаемый план действий, действовать по плану. Выполнять работу по инструкции. Проявлять учебно-познавательный интерес, догадку, стремление к познавательной самостоятельности. Прогнозировать необходимые действия для получения практического результата, планировать работу. Творчески использовать полученные знания и умения в практической работе. Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей). Проявлять заинтересованное, внимательное, вдумчивое отношение к объектам природы и произведениям искусства.

Фронтальный опрос. Контроль выполнения практических действий.

6

09.10

Образы природы в коллаже (из ткани или бумаги). Силуэт: красота линий и форм. Узоры в полосе.

1

 Познакомиться с декоративно-художественными особенностями коллажа. Освоить технологию изготовления коллажа из бумаги и ткани. Анализировать  способы и правила изготовления коллажа из бумаги и ткани.

Читать текст, рассматривать образцы изделий и композиций. Воспринимать новую информацию по изучаемой теме, обсуждать ее. Обсуждать варианты работы с товарищами. Создавать групповые или индивидуальные композиции на плоскости в технике коллажа.

Воспринимать и оценивать текстовую и визуальную информацию, обсуждать ее. Принимать учебную задачу; понимать смысл предлагаемой информации, действовать в соответствии с ней. Создавать мысленный образ (замысел) композиции. Прогнозировать композиционное решение в соответствии с замыслом. Планировать работу и выполнять ее по плану. Аргументированно излагать свою точку зрения, внимательно выслушивать мнения одноклассников. Творчески использовать полученные знания и умения в практической работе. Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей).

Контроль выполнения практических действий.

7

16.10

Отражение природных форм в изделиях человека. Лепка животных по наблюдениям. Формы природы в бытовых вещах.

1

Закрепить способы пластического изображения животных в процессе лепки. Проводить целенаправленные наблюдения за животными с целью детализации знаний и представлений об их внешности, пластике. Совершенствовать способы лепки из целого куска пластилина.

Читать, слушать информацию о скульптурных изображениях животных, способах лепки из целого куска пластилина, средствах художественной выразительности в пластике, обсуждать ее; рассматривать образцы. Вообразить любимое животное в виде скульптурного изображения. Упражняться в использовании новых знаний и освоенных приемов работы для создания выразительного образа. Создавать однофигурную пластическую композицию в технике лепки из пластилина.

Воспринимать и анализировать учебную информацию. Анализировать образцы изделий, обсуждать их. Принимать учебную задачу; понимать смысл предлагаемой информации, действовать в соответствии с ним. Проявлять учебно-познавательный интерес, стремление к творческой самостоятельности. Создавать в воображении выразительный художественный образ. Творчески использовать полученные знания и умения в практической работе. Прогнозировать действия, необходимые для получения определенного декоративно-художественного эффекта. Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей).

Фронтальный опрос. Контроль выполнения практических действий.

8-9

23-30.10

Образы природы в изделиях из бисера. Цветы и другие изделия из бисера.

2

Познакомиться с технологией изготовления изделий из бисера. Расширить знания и представления о передаче разнообразных форм природы в декоративно-прикладных изделиях. Читать и самостоятельно разрабатывать схемы деталей из бисера. Упражняться в самостоятельном составлении схем изделий из бисера.

Рассматривать и изучать образцы изделия. Слушать объяснения учителя, воспринимать инструкции и выполнять работу в соответствии с ними. Обсуждать и аргументировать возможные варианты работы. Изготавливать изделия из бисера по инструкции и образцам.

Воспринимать учебную информацию. Анализировать и сравнивать образцы изделий, схемы и инструкции. Руководствоваться правилами при выполнении работы. Планировать последовательность операций. Прогнозировать взаимосвязи предполагаемых действий и результатов. Проектировать изменение декоративно-художественного образа изделия. Творчески использовать приобретенные знания и умения в собственной деятельности. Производить контроль и оценку результатов работы. Проявлять терпение, старательность, добросовестное отношение, аккуратность, усидчивость, соблюдать культуру труда.

Фронтальный опрос. Защита проекта по теме «Формы и образы природы - образец для мастера»

2 четверть-  7 часов                Раздел 2. Характер и настроение вещи, их выражение через конструкцию и внешний вид изделия (7 ч)

1

13.11

Пригласительные билеты и поздравительные открытки. Открытка с окошком.

1

Решать творческие задачи художественно-конструкторского плана. Создать эскизы открытки с окошком в рабочей тетради. Освоить новые приемы работы.

Читать, слушать объяснения, рассматривать, анализировать, сравнивать образцы изделий. Обсуждать особенности и основные правила изготовления открыток с окошком. Выполнять построение прямоугольной заготовки - основы открытки. Изготавливать открытку.

Воспринимать и анализировать информацию; понимать смысл предлагаемой информации, действовать в соответствии с ним. Оценивать средства художественной выразительности в изделии. Принимать учебную задачу. Проектировать выразительное декоративно-художественное изделие. Прогнозировать действия, необходимые для получения определенного декоративно-художественного эффекта. Аргументированно излагать свою точку зрения, внимательно выслушивать мнения одноклассников. Творчески использовать полученные знания и умения в практической работе; воплощать замысел в изделии. Анализировать и оценивать результаты выполненной работы.

Фронтальный опрос. Контроль выполнения практических действий.

2

20.11

Пригласительные билеты и поздравительные открытки. Фигурная открытка.

1

Освоить новые способы работы. Решать творческие задачи художественно-конструкторского плана. Создать эскизы открытки в рабочей тетради.

Читать информацию в учебнике, рассматривать, анализировать, сравнивать образцы изделий. Обсуждать особенности и основные правила изготовления фигурных открыток. Осваивать новые приемы работы. Изготавливать открытку.

Воспринимать и анализировать учебную информацию; понимать смысл предлагаемой информации, действовать в соответствии с ним. Принимать учебную задачу. Создавать в воображении выразительный художественный образ; проектировать декоративно-художественное изделие на образной основе. Прогнозировать действия, необходимые для выполнения практической работы. Аргументированно излагать свою точку зрения, внимательно выслушивать мнения одноклассников. Творчески использовать полученные знания и умения в практической работе; воплощать замысел в изделии. Анализировать и оценивать результаты выполненной работы.

Фронтальный опрос. Контроль выполнения практических действий.

3

27.11

Упаковка. Связь упаковки и предмета. Упаковка для подарка «Домик».

1

Строить прямоугольник с помощью угольника, читать чертёж и технический рисунок изделия и работать по ним. Решать задачи на мысленную трансформацию объемной формы в плоскую развертку. Выполнять расчетно-измерительные и вычислительные задания.

Читать тексты учебника, воспринимать и анализировать образцы изделий. Рассматривать и анализировать графическую техническую документацию: чертеж, технический рисунок, эскиз. Решать задачи на создание адекватного образа подарочной упаковки. Обсуждать возможные варианты выполнения работы. Выбирать варианты. Выполнять построение прямоугольной развёртки в соответствии с чертежом. Выполнять работу по созданию декора упаковки.

Воспринимать и анализировать информацию в учебнике; принимать учебную задачу. Читать и анализировать простейшую техническую документацию (технический рисунок, чертёж, эскиз). Проявлять учебно-познавательный интерес, догадку, стремление к познавательной самостоятельности. Прогнозировать действия, необходимые для выполнения практической работы. Планировать умственные и практические действия. Оценивать результаты выполненной работы.

Контроль выполнения практических действий.

4

04.12

Мини-проект: проектирование упаковки для определенного предмета. Образ и конструкция игрушки. Новые приемы бумажной пластики. Дед Мороз и Снегурочка из бумаги.

1

Выявить функции упаковки, осмыслить единство упаковки и вещи. Познакомиться с новыми приёмами обработки и пластической трансформации бумажных заготовок. Выполнить работу по созданию декора упаковки с учетом формы и функции изделия.

Выполнять эскиз развертки упаковки в соответствии с поставленной конструкторской задачей. Выполнять построение прямоугольной развёртки в соответствии с замыслом. Подбирать материалы и выполнять декор изделия в соответствии с решаемой декоративно-художественной задачей. Изготавливать игрушку по образцу и по замыслу.

Создавать мысленный образ будущего изделия. Проявлять учебно-познавательный интерес, стремление к творческой самостоятельности. Моделировать, прогнозировать действия, необходимые для выполнения творческой работы. Осуществлять поиск способа выполнения задания. Проявлять смекалку, изобретательность. Проявлять проектно-исследовательские умения. Оценивать результаты выполненной работы.

Фронтальный опрос. Контроль выполнения практических действий.

5

11.12

Разметка деталей с помощью циркуля. Фонарик из кругов.

1

Познакомиться с приемами работы с циркулем. Упражняться в выполнении разметки с помощью циркуля и линейки; в построении окружности и различных фигур с помощью циркуля и линейки. Решать творческие задачи.

Рассматривать и обсуждать образцы изделий. Решать задачи на мысленную трансформацию объемных изделий. Обсуждать возможные варианты выполнения работы. Выполнять построение деталей с помощью циркуля и линейки. Изготавливать фонарик по образцу и по инструкции.

Анализировать текстовую и графическую информацию; творчески использовать ее в своей работе. Анализировать и сравнивать образцы; на основе анализа и сравнения делать обобщения и выводы о возможных вариантах работы. Читать чертежно-графическую документацию, выполнять работу на ее основе. Прогнозировать действия, необходимые для выполнения практической работы. Планировать умственные и практические действия. Аргументированно излагать свою точку зрения, выслушивать мнение своих товарищей. Оценивать результаты выполненной работы.

Фронтальный опрос. Контроль выполнения практических действий.

6

18.11

Разметка

деталей с

помощью

циркуля.

Звезда на

новогоднюю

ёлку.

1

Повторить и закрепить приемы работы с циркулем. Выполнить  чертежно-графические работы с помощью циркуля. Решать задачи, связанные с освоением нового способа построения формы звезды. Решать творческие задачи.

Рассматривать и обсуждать образцы изделий. Рассматривать и анализировать графическую инструкцию. Выполнять построение звезды с помощью циркуля и линейки. Обсуждать возможные варианты выполнения работы. Изготавливать звезду по образцу и по инструкции.

Анализировать текстовую и графическую информацию, творчески использовать ее в своей работе. Анализировать и сравнивать образцы; на основе анализа и сравнения делать обобщения и выводы о возможных вариантах работы. Читать чертежно-графическую документацию, выполнять работу на ее основе. Проявлять учебно-познавательный интерес, догадку, стремление к познавательной самостоятельности. Проектировать варианты изделия и их конструкцию. Прогнозировать действия, необходимые для выполнения практической работы. Планировать умственные и практические действия. Аргументированно излагать свою точку зрения, выслушивать мнение своих товарищей. Оценивать результаты выполненной работы.

Фронтальный опрос. Контроль выполнения практических действий.

7

25.12

Настольная

карточка.

1

Уточнить представления о единстве формы и функции в вещах. Упражняться в подборе конструктивных и декоративно-художественных средств в соответствии с творческим замыслом. Конструировать и изготавливать дополнительные декоративные детали.

Читать, слушать объяснения учителя, рассматривать образцы и графическую инструкцию в учебнике. Решать творческие художественно-конструкторские задачи. Выполнять построение прямоугольных заготовок по чертежу и техническому рисунку. Изготавливать настольную карточку в соответствии с заданием.

Анализировать текстовую и графическую информацию; творчески использовать ее в своей работе. Анализировать и сравнивать образцы; на основе анализа и сравнения делать обобщения и выводы о возможных вариантах работы. Читать чертежно-графическую документацию, выполнять работу на ее основе. Моделировать, выполнять мысленную трансформацию объемного изделия в плоскую развертку. Проектировать желаемые результаты, прогнозировать необходимые взаимосвязи действий и результатов. Планировать умственные и практические действия. Аргументированно излагать свою точку зрения, выслушивать мнение своих товарищей. Анализировать и оценивать полученные результаты.

Контроль выполнения практических действий.

Защита проекта по теме «Характер и настроение вещи, их выражение через конструкцию и внешний вид изделия»

3 четверть-  10 часов                               Раздел 3. Красота и уют нашего дома. Гармония стиля (10 ч)

1

15.01

Стиль и основные качества бытовых вещей. Кухонная прихватка. Изготовление выкройки. Разметка деталей и раскрой ткани.

1

Расширить и закрепить понятия и представления о единстве функциональных и эстетических качеств в вещах. Решать творческие художественно-конструкторские задачи.

Читать, слушать объяснения учителя, рассматривать образцы. Обсуждать информацию. Выполнять эскизы кухонных прихваток в рабочей тетради. Вносить конструктивные изменения и дополнения в эскизы в соответствии с заданием.

Анализировать текстовую и графическую информацию; творчески использовать ее в своей работе. Анализировать и сравнивать образцы; на основе анализа и сравнения делать обобщения и выводы о возможных вариантах работы. Прогнозировать использование материалов, отвечающих назначению изделия, делать аргументированный выбор.

Контроль выполнения практических действий.

2

22.01

Кухонная прихватка. Сборка изделия.

1

 Познакомиться с приёмом выполнения шва «строчка». Повторить и закрепить прием выполнения шва «вперед иголку».

Осваивать новые виды стежков, упражняться в выполнении шва «назад иголку». Осваивать приемы сшивания деталей из ткани. Изготавливать прихватку в соответствии с инструкцией.

Воспринимать объяснения и инструкции учителя. Анализировать информацию в учебнике. Выполнять работу по инструкции. Проявлять учебно-познавательный интерес, догадку, стремление к познавательной самостоятельности. Анализировать и оценивать полученные результаты.

Фронтальный опрос. Контроль выполнения практических действий.

3

29.01

Кухонная прихватка. Отделка изделия. Стилевое единство предметов. Мини-проект: проектирование комплекта для кухни (прихватка и грелка на чайник).

1

Выявить связь между формой и функцией изделия, узнать о стилевой гармонии и способах ее достижения в предметной среде. Выполнить эскизы изделий в соответствии с творческим замыслом.

Рассматривать и обсуждать образцы изделий. Вносить коррективы и дополнения в эскизы изделий, предложенные в рабочей тетради.

Анализировать образцы. Осуществлять творческий поиск, выдвигать проектные идеи, направленные на достижение поставленной цели и желаемого результата, прогнозировать необходимые взаимосвязи действий и результатов. Планировать умственные и практические действия. Творчески использовать полученные знания и умения в своей работе. Проявлять проектно-исследовательские умения. Аргументированно обосновывать проектный замысел, выслушивать и оценивать идеи одноклассников. Анализировать и оценивать полученные результаты.

Фронтальный опрос. Контроль выполнения практических действий.

4

05.02

Грелка на

чайник.

Изготовление

выкройки.

Разметка

деталей и

раскрой

ткани.

1

Совершенствовать приемы изготовления простейшей выкройки. Упражняться в разметке деталей и раскрое ткани.

Анализировать образцы изделий. Изготавливать выкройку, производить разметку и раскрой ткани в соответствии с инструкцией и собственным замыслом.

Воспринимать и анализировать учебную информацию. Анализировать конструкцию образцов, обсуждать их и сравнивать. Проектировать изделие в соответствии с поставленной целью. Прогнозировать и планировать систему целенаправленных действий для достижения результата (замысла). Применять освоенные способы работы в новых условиях, в рамках решения творческой задачи. Анализировать и оценивать полученные результаты.

Контроль выполнения практических действий.

5

12.02

Грелка на чайник. Сборка изделия.

1

Повторить прием выполнения швов «строчка» и «вперед иголку». Освоить новые приемы работы.

Читать инструкцию. Выполнять сшивание деталей изделия, используя освоенные приемы работы.

Воспринимать, анализировать и оценивать информацию в учебнике. Прогнозировать действия, необходимые для выполнения практической работы. Руководствоваться инструкцией и правилами при выполнении работы. Анализировать и оценивать полученные результаты. Проявлять терпение, старательность, добросовестное отношение, аккуратность, усидчивость, соблюдать культуру труда.

Контроль выполнения практических действий.

6

19.02

Грелка на чайник. Отделка изделия.

1

Экспериментировать с отделкой изделия. Освоить новые приёмы работы.

Рассматривать и обсуждать образцы. Читать и обсуждать информацию о вариантах отделки изделия. Выполнять отделку изделия в соответствии с правилами и собственным замыслом.

Воспринимать, анализировать и оценивать информацию в учебнике. Аргументированно излагать свою точку зрения, выслушивать мнение своих товарищей. Прогнозировать действия, необходимые для выполнения практической работы. Планировать умственные и практические действия. Творчески использовать приобретенные знания и умения в своей деятельности. Анализировать и оценивать полученные результаты. Проявлять терпение, старательность, добросовестное отношение, аккуратность, усидчивость, соблюдать культуру труда.

Контроль выполнения практических действий.

7

26.02

Обложка для книги (ткань). Изготовление выкройки. Разметка и раскрой ткани. Сшивание изделия.

1

Познакомиться с новыми приемами работы с тканью.  Повторить и закрепить приемы выполнения швов «строчка» и «вперед иголку».

Рассматривать и анализировать образцы. Читать словесную и графическую инструкцию и выполнять работу в соответствии с ней. Осваивать новые приемы работы. Сшивать обложку.

Воспринимать, анализировать и оценивать учебную информацию. Руководствоваться инструкцией и правилами при выполнении работы. Планировать умственные и практические действия, оптимальную последовательность операций. Анализировать и оценивать полученные результаты. Проявлять терпение, старательность, добросовестное отношение, аккуратность, усидчивость, соблюдать культуру труда.

Контроль выполнения практических действий.

8

05.03

Обложка для книги (ткань). Обработка края изделия.

1

Познакомиться с новыми приемами работы с тканью. Повторить прием выполнения шва «через край». Освоить новые приемы работы.

Рассматривать и анализировать образцы. Читать словесную и графическую инструкцию и выполнять работу в соответствии с ней. Обрабатывать край обложки, используя освоенные швы.

Воспринимать и усваивать новую информацию. Принимать учебно-познавательную задачу, понимать алгоритм действий, выполнять работу на его основе. Прогнозировать взаимосвязи предполагаемых действий и результатов. Производить контроль и оценку результатов работы. Проявлять терпение, старательность, добросовестное отношение, аккуратность, усидчивость, соблюдать культуру труда.

Фронтальный опрос. Контроль выполнения практических действий.

9

12.03

Стебельчатый шов. Монограмма.

1

Познакомиться со стебельчатым швом, его назначением и способом выполнения. Освоить прием выполнения стебельчатого шва. Упражняться в выполнении стебельчатого шва, в рисовании монограмм.

Рассматривать и изучать образцы вышивок стебельчатым швом. Воспринимать информацию о назначении и выполнении стебельчатого шва. Рассматривать, анализировать образцы монограмм, обсуждать правила их создания. Выполнять эскиз собственной монограммы. Вышивать монограмму на ткани стебельчатым швом.

Воспринимать и усваивать новую информацию. Анализировать и сравнивать образцы изделий; делать умозаключения о возможных вариантах их создания. Принимать учебно-познавательную задачу, понимать алгоритм действий, выполнять работу на его основе. Выполнять работу в соответствии с инструкцией. Создавать в воображении образ декоративно-художественного изделия в соответствии с правилами. Проявлять терпение, старательность, добросовестное отношение, аккуратность, усидчивость, соблюдать культуру труда.

Фронтальный опрос. Контроль выполнения практических действий.

10

19.03

Конструкция и образ записной книжки. Простой переплёт. Записная книжка в мягкой обложке.

1

Анализировать конструкцию изделия и устанавливать взаимосвязи между особенностями его функции и конструктивными особенностями. Освоить  прием сшивания тетради «в три прокола».

Рассматривать, изучать, обсуждать образцы изделия. Воспринимать информацию о взаимосвязи формы изделия с его назначением. Выполнять построение прямоугольных деталей с помощью чертежно-измерительных инструментов. Выполнять сшивание тетради в три прокола. Решать художественно-конструкторские задачи. Осваивать приемы работы с фальц -линейкой, шилом и канцелярским ножом. Изготавливать записную книжку в мягкой обложке.

Планировать порядок действий. Анализировать и сравнивать образцы изделия. Аргументированно излагать свою точку зрения, выслушивать мнение своих товарищей. Прогнозировать взаимосвязь выполняемых действий и предполагаемых результатов работы. Производить контроль и оценку результатов работы; корректировать ход работы. Проявлять терпение, старательность, добросовестное отношение, аккуратность, усидчивость, соблюдать культуру труда.

Фронтальный опрос. Защита проекта «Красота и уют нашего дома. Гармония стиля»

 4 четверть -9 часов                                                                Раздел 4. От мира природы - к миру вещей (5 ч)

1-2

02-09.04

Чудесный материал - соломка. Простые конструкции из соломки.

2

Освоить  приемы работы с соломенными трубками. Определить закономерности создаваемых конструкций, выбрать наиболее целесообразные и рациональные способы работы.

Рассматривать, изучать, обсуждать образцы изделия. Обсуждать и аргументировать свой выбор. Упражняться в работе с соломкой. Изготавливать изделия из соломенных трубок по вариативным образцам.

Воспринимать и усваивать новую информацию. Анализировать и сравнивать образцы изделия. Принимать учебно-познавательную задачу, понимать закономерности создания устойчивых конструкций. Планировать последовательность операций. Аргументированно излагать свою точку зрения, выслушивать мнение своих товарищей. Творчески использовать приобретенные знания и умения в собственной деятельности. Производить контроль и оценку результатов работы. Проявлять терпение, старательность, добросовестное отношение, аккуратность, усидчивость, соблюдать культуру труда.

Контроль выполнения практических действий.

3

16.04.

Неподвижные и подвижные соединения и их использование в конструкциях.

1

Совершенствовать умения конструирования сооружений и механизмов с заданными свойствами, приемы работы с деталями механического «Конструктора». Упражняться в сборке подвижных и неподвижных соединений.

Рассматривать и анализировать образцы изделия. Определять принцип действия узлов конструкций и механизмов, подбирать наиболее целесообразные способы выполнения работы. Обсуждать и аргументировать свой выбор. Изготавливать сооружения из разных материалов по вариативным образцам.

Анализировать и сравнивать образцы изделия. Принимать учебно-познавательную задачу, понимать смысл предлагаемой информации, действовать в соответствии с ним. Планировать последовательность операций. Прогнозировать взаимосвязи предполагаемых действий и результатов. Проектировать изделия в соответствии с технической задачей. Аргументированно излагать свою точку зрения, выслушивать мнение своих товарищей. Творчески использовать приобретенные знания и умения в собственной деятельности. Производить контроль и оценку результатов работы.

Фронтальный опрос. Контроль выполнения практических действий.

4

23.04.

Мини-проект: творческое конструирование (дизайн-проект сооружений с 4подвижным и неподвижным соединением деталей).

1

Обобщить и систематизировать полученные знания о различных видах конструкций и способах соединения деталей в изделии, приемах обработки материалов. Выполнить эскизы вариантов изделия.

Рассматривать и изучать образцы изделия. Подбирать необходимые материалы для работы. Изготавливать изделие по собственному замыслу.

Анализировать и сравнивать образцы - аналоги изделий; делать необходимые обобщения и выводы. Создавать в воображении мысленный образ изделия, адекватный поставленной задаче. Проектировать изделие в соответствии с поставленной целью; осуществлять поиск способов ее достижения. Прогнозировать и планировать систему целенаправленных действий для достижения цели. Применять освоенные способы работы в новых условиях, в рамках решения творческой задачи. Анализировать и оценивать полученные результаты.

Фронтальный опрос. Контроль выполнения практических действий.

5

30.04

Конструирование из разных материалов. Модель ракеты.

1

Совершенствовать умения конструирования сооружений и механизмов с заданными свойствами, приемов работы с различными материалами. Упражняться в освоении новых приемов работы (разрезание изделий из пластика, выполнение щелевого замка).

Читать, слушать, обсуждать информацию об использовании человеком «секретов» природы в своих изделиях. Рассматривать образцы технических устройств. Изготавливать макет ракеты из разных материалов.

Воспринимать, анализировать и усваивать новую информацию. Аргументированно излагать свою точку зрения, выслушивать мнение своих товарищей. Прогнозировать взаимосвязи предполагаемых действий и результатов. Планировать последовательность операций. Создавать в воображении образ изделия в соответствии с учебной задачей; проектировать собственное произведение. Творчески использовать приобретенные знания и умения в собственной деятельности. Производить контроль, корректировку работы и оценку ее результатов.

Фронтальный опрос. Контроль выполнения практических действий.

Раздел 5. Подготовка к выполнению проекта (4 ч)

6

07.05

Подготовка к выполнению проекта. Решение проектно-конструкторских задач, выполнение эскизов.

1

Выполнять расчеты, чертежно-графические работы. Самостоятельно планировать этапы работы над изделием. Изготавить макеты проектных изделий из соответствующих материалов.

Читать, слушать, обсуждать информацию и инструкции в учебнике. Рассматривать и обсуждать образцы- аналоги, репродукции и фотографии конструкций, сервизов, предметов окружающего мира. Придумывать предметы с требуемыми свойствами. Выполнять разметку, заготовку деталей и сборку изделия в соответствии с проектным замыслом по выбранной теме.

Анализировать задание. Аргументированно излагать свою точку зрения, выслушивать мнение своих товарищей. Прогнозировать взаимосвязи предполагаемых действий и результатов. Планировать последовательность операций. Создавать в воображении предметы с требуемыми свойствами, проектировать собственное изделие. Творчески использовать приобретенные знания и умения в собственной деятельности. Проявлять познавательную самостоятельность, настойчивость в решении поставленных задач. Соблюдать культуру труда и организованность. Проявлять проектно-исследовательские умения. Производить контроль, корректировку работы и оценку ее результатов.

Фронтальный опрос. Контроль выполнения практических действий.

7-8

14.05.

21.05

Обобщающий урок по теме «Как создается рукотворный мир: от мира природы - к миру вещей».

2

Рассмотреть и обсудить образцы, репродукции и фотографии предметов окружающего мира. Создать эскизы сервизов или технических сооружений в соответствии с проектной задачей.

Читать, слушать учебную информацию и инструкции. Производить оценку и выбор правильных ответов в соответствии с заданиями. Выполнять чертежно- графические работы.

Воспринимать, анализировать и отбирать необходимую информацию. Прогнозировать и планировать необходимые действия. Выполнять необходимые действия в соответствии с планом. Корректировать работу (при необходимости). Производить контроль и оценку результатов работы.

Проверка и анализ сформированности основных предметных и метапредметных результатов у учащихся по итогам 3-го года обучения.

9

28.05

Подведение итогов года. Промежуточная аттестация - защита проекта «Город( село), в котором удобно и приятно жить».

1

Обменяться впечатлениями об экспонатах выставки и учебных достижениях.

Рассматривать и анализировать экспонаты выставки. Делать краткие сообщения (для родителей и других посетителей выставки) об отдельных работах.

Воспринимать, анализировать информацию, содержащуюся в экспонатах выставки. Аргументированно высказывать свое мнение, внимательно и доброжелательно слушать мнение товарищей и гостей выставки. Производить оценку достижений.

Подведение итогов года. Выставка работ.

Итого за год: 35 часов

                       

Учебно-методическое и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:

  1. Технология: Наш рукотворный мир: учебник для 3 класса общеобразовательных учений / Н.М. Конышева. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013.
  2. Технология. 3 класс. Рабочие тетради №1, 2 / Н.М. Конышева. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013.

                 Электронно-программное обеспечение

  1. компьютер
  2. выход в Интернет

      Для работы каждому ребенку необходимы следующие материалы:

  1. наборы цветной бумаги для аппликации, картон, линейка, фальцлинейка, ткань, пластилин, швейные нитки, пряжа для вязания, природные и утилизированные материалы, пластмассовый «Конструктор», гуашь;
  2. инструменты: ножницы (школьные), подрезной нож, простые и цветные карандаши, линейка, угольник, циркуль, швейные и вышивальные иглы, кисти для клея и для красок, дощечка для лепки, подрезная доска.

                                               Планируемые результаты освоения учебного предмета и система их оценки

    В результате освоения курса «Технология» у третьеклассников будут сформированы предметные, личностные результаты, а также метапредметные результаты (регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться).

Личностные результаты

У третьеклассников будут сформированы:

-положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно- практической деятельности;

-осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно- практической деятельности; способность к самооценке;

-уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;

-понимание культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном мире;

-представления об общности нравственно-эстетических категорий (добре и зле, красивом и безобразном, достойном и недостойном) у разных народов и их отражении в предметном мире;

-понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с ми- природы;

-чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания.

У третьеклассников могут быть сформированы:

-устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности;

-установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической деятельности;

-привычка к организованности, порядку, аккуратности;

-адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели, изобретательность;

-чувство сопричастности с культурой своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Третьеклассник научится:

-самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;

-планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;

-следовать при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в учебнике, дидактическом материале и пр.;

-руководствоваться правилами при выполнении работы;

-устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для получения необходимых результатов;

-осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы.

Третьеклассник получит возможность научиться:

-самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла;

-прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения.

Познавательные универсальные учебные действия

Третьеклассник научится:

-находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;

-анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;

-анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;

-выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;

-использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме; выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями.

Третьеклассник получит возможность научиться:

-осуществлять поиск и отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных источников (справочников, детских энциклопедий и пр.);

-самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;

-создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации; воплощать этот образ в материале;

-понимать особенности проектной деятельности, выдвинуть несложную проектную идею в соответствии с поставленной целью, мысленно создать конструктивный замысел, осуществить выбор средств и способов для его практического воплощения, аргументированно защищать продукт проектной деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Третьеклассник научится:

  • организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;
  • формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать;
  • выслушивать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
  • в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;
  • проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы.

Третьеклассник получит возможность научиться:

-самостоятельно организовывать элементарную творческую деятельность в малых группах: разработка замысла, поиск путей его реализации, воплощение, защита.

Предметные результаты

Третьеклассник научится:

  • использовать приёмы рациональной и безопасной работы с разными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы, нож), колющими (швейная игла, шило);
  • правильно (рационально, технологично) выполнять геометрические построения деталей простой формы и операции разметки с использованием соответствующих инструментов и приспособлений: линейки, угольника, шаблона, трафарета, циркуля и др., осуществлять целесообразный выбор инструментов;
  • на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно-художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать;
  • отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении, формообразовании, сборке и отделке изделия;
  • работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;
  • изготавливать плоскостные и объёмные изделия по образцам, простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам, по заданным условиям;
  • решать простые задачи конструктивного характера по изменению вида и способов соединения деталей (достраивание, переконструирование) с целью придания новых свойств изделию;
  • понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), эстетическая выразительность - и уметь руководствоваться ими в собственной практической деятельности.

Третьеклассник получит возможность научиться:

  • определять утилитарно-конструктивные и декоративно-художественные возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с характером и задачами предметно-практической творческой деятельности;
  • творчески использовать освоенные технологии работы, декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения нестандартных конструкторских или художественных задач;
  • понимать, что вещи заключают в себе историческую и культурную информацию (т.е. могут рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые использовали эти вещи);
  • понимать наиболее распространенные традиционные правила и символы, которые исторически использовались в вещах (упорядоченность формы и отделки, специальные знаки в декоре бытовых вещей).

                                                                 

                                                                             Система оценки достижения планируемых результатов

Оценка результатов предметно-творческой деятельности учащихся осуществляется в ходе текущих и тематических проверок в течение всего года обучения в 3 классе. При текущем контроле проверяются знания и умения, которые являются составной частью комплексных знаний и умений, например, по обработке материалов, изготовлению различных изделий. Особое внимание уделяется работам, для изготовления которых были использованы чертёжные инструменты, поскольку умения владеть ими в курсе технологии являются основными и базовыми для большинства видов художественно-творческой деятельности. Учитель может дополнительно наблюдать и фиксировать динамику личностных изменений каждого ребёнка (учебная и социальная мотивация, самооценка, ценностные и морально- этические ориентации).Критерии оценки качественных результатов выполнения заданий:

  • чёткость, полнота и правильность ответа; -
  • соответствие изготовленной детали изделия или всего изделия заданным образцом характеристикам;
  • аккуратность в выполнении изделия, экономность в использовании средств;
  • целесообразность выбора композиционного и цветового решения, внесения творческих элементов в конструкцию или технологию изготовления изделия (там, где это возможно или предусмотрено заданием).

В заданиях проектного характера необходимо обращать внимание на умение детей сотрудничать в группе, принимать поставленную задачу и искать, отбирать необходимую информацию, находить решение возникающих при работе проблем, изготовлять изделие по заданным параметрам и оформлять выступление. Кроме того, отмечать активность, инициативность, коммуникабельность учащихся, умения выполнять свою роль в группе, вносить предложения для выполнения практической части задания, защищать проект.В конце года проводится комплексная контрольная работа, которая позволяет выявить целый ряд необходимых знаний и умений:

-культура и организация труда, рациональная, эстетичная и безопасная работа (в том числе экономное использование материалов и рабочего времени);

  • способы обработки материалов; использование соответствующих ручных инструментов: владение основными приёмами обработки материалов, умение отобрать для этого соответствующие инструменты и правильно их использовать;
  • самостоятельный анализ конструкции изделия и его воссоздание по образцу;
  • создание образа по ассоциации и с целью передачи определённой художественно-эстетической информации; воплощение образа в материале.
  •                  
  • Критерии оценки знаний и умений учащихся
  • При устном ответе обучаемый должен использовать «технический язык», правильно применять и произносить термины.
  •                                   Оценка «5»
  • -  полностью усвоил учебный материал;
  • -  умеет изложить его своими словами;
  • -  самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
  • -  правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
  •                                 Оценка «4» 
  • -  в основном усвоил учебный материал;
  • -  допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
  • -  подтверждает ответ конкретными примерами;
  • -  правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
  •                                 Оценка  «3»
  • -  не усвоил существенную часть учебного материала;
  • -  допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
  • -  затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
  • -  слабо отвечает на дополнительные вопросы.
  •                                 Оценка  «2»
  • -  почти не усвоил учебный материал;
  • -  не может изложить его своими словами;
  • -  не может подтвердить ответ конкретными примерами;
  • -  не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.
  •              
  • Нормы оценок выполнения обучаемыми практических работ
  • Учитель выставляет обучаемым отметки за выполнение практической работы, учитывая результаты наблюдения за процессом труда школьников, качество изготовленного изделия (детали) и затраты рабочего времени.
  •                                  Оценка  «5»
  • -  тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место;
  • -  правильно выполнялись приемы труда, самостоятельно и творчески выполнялась работа;
  • -  изделие изготовлено с учетом установленных требований;
  • -  полностью соблюдались правила техники безопасности.
  •                                  Оценка«4»
  • -  допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
  • -  в основном правильно выполняются приемы труда;
  • -  работа выполнялась самостоятельно;
  • -  норма времени выполнена или недовыполнена 10-15 %;
  • -  изделие изготовлено с незначительными отклонениями;
  • -  полностью соблюдались правила техники безопасности.
  •                                     Оценка     «3»
  • -  имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
  • -  отдельные приемы труда выполнялись неправильно;
  • -  самостоятельность в работе была низкой;
  • -  норма времени недовыполнена на 15-20 %;
  • -  изделие изготовлено с нарушением отдельных требований;
  • -  не полностью соблюдались правила техники безопасности.
  •                                    Оценка    «2»
  • -  имеют место существенные недостатки в планировании труда и организации раб
  • -  неправильно выполнялись многие приемы труда;
  • -  самостоятельность в работе почти отсутствовала;
  • -  норма времени недовыполнена на 20-30 %;
  • -  изделие изготовлено со значительными нарушениями требований;
  • -  не соблюдались многие правила техники безопасности.

Промежуточная аттестация в конце 3-го года обучения проходит в форме защиты проекта по теме   «Город(село), в котором удобно и приятно жить».

Проект

Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков:

•        Актуальность проблемы

•        Корректность методов исследования

•        Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями

           Характер общения участников проекта

•        Глубина проникновения в проблему, использование знаний из других областей

•        Умение аргументировать свои заключения, выводы

•        Эстетика оформления проекта

КАРТА ОЦЕНКИ проекта

ФИО учащегося _______________________________________________________

Класс________________________________________________________________

Руководитель _________________________________________________________

Тема работы __________________________________________________________

 

1. Осмысление проблемы проекта и формулирование цели и задач проекта или исследования

            1.1. Проблема

Понимает проблему

1 балл

Объясняет выбор проблемы

2 балла

Назвал противоречие на основе анализа ситуации

3 балла

Назвал причины существования проблемы

4 балла

Сформулировал проблему, проанализировал ее причины

5 баллов

 

1.2. Целеполагание

Формулирует и понимает цель

1 балл

Задачи соответствуют цели

2 балла

Предложил способ убедиться в достижении цели

3 балла

Предложил способы решения проблемы

4 балла

Предложил стратегию

5 баллов

 

1.3. Планирование

Рассказал о работе над проектом

1 балл

Определил последовательность действий

2 балла

Предложил шаги и указал некоторые ресурсы

3 балла

Обосновал ресурсы

4 балла

Спланировал текущий контроль

5 баллов

 

1.4. Оценка результата

Сравнил продукт с ожидаемым

1 балл

Сделал вывод о соответствии продукта замыслу

2 балла

Предложил критерии для оценки продукта

3 балла

Оценил продукт в соответствии с критериями

4 балла

Предложил систему критериев

5 баллов

1.5. Значение полученных результатов

Описал ожидаемый продукт

1 балл

Рассказал, как будет использовать продукт

2 балла

Обосновал потребителей и области использования продукта

3 балла

Дал рекомендации по использованию продукта

4 балла

Спланировал продвижение или указал границы  применения продукта

5 баллов

 

Количество баллов – _________________(максимальное кол-во – 25)       

2. Работа с информацией  (количество новой информации использованной для выполнения проекта, 
степень осмысления использованной информации)

2.1. Поиск информации

Задает вопросы по ходу работы

1 балл

Называет пробелы в информации по вопросу

2 балла

Назвал виды источников, необходимые для работы

3 балла

Выделил вопросы для сравнения информации из нескольких источников

4 балла

Выделил вопросы для сравнения информации из нескольких источников

5 баллов

 

2.2. Обработка информации

Воспроизвел аргументы и вывод

1 балл

Привел пример, подтверждающий вывод

2 балла

Сделал вывод и привел аргументы

3 балла

Сделал вывод на основе критического анализа

4 балла

Подтвердил вывод собственной аргументацией или данными

5 баллов

 

        Количество баллов – ________ (максимальное кол-во – 10)____

 3. Оформление работы

Не соблюдает нормы

1 балл

Неточное соблюдение норм

2 балла

Соблюдает нормы, заданные образцом

3 балла

Использует вспомогательную графику

4 балла

Изложил тему со сложной структурой, использовал вспомогательные средства

5 баллов

Количество баллов – _____________(максимальное кол-во – 5)___          

4. Коммуникация

4.1. Устная коммуникация

Речь не соответствует норме

1 балл

Речь соответствует норме, обращается к тексту

2 балла

Подготовил план, соблюдает нормы речи и регламент

3 балла

Использовал предложенные невербальные средства или наглядные материалы

4 балла

Самостоятельно использовал невербальные средства или наглядные материалы

5 баллов

4.2. Продуктивная коммуникация

Односложные ответы

1 балл

Развернутый ответ

2 балла

Привел дополнительную информацию

3 балла

Привел объяснения или дополнительную  информацию

4 балла

Апеллировал к данным, авторитету или опыту, привел дополнительные аргументы

5 баллов

4.3. Владение рефлексией

Высказал впечатление от работы

1 балл

Назвал сильные стороны работы

2 балла

Назвал слабые стороны работы

3 балла

Указал причины успехов и неудач

4 балла

Предложил  способ избегания неудач

5 баллов

Количество баллов – _____________(максимальное кол-во – 15)____________

 5. Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом

Самостоятельно не справился с работой, последовательность нарушена, допущены большие отклонения, работа имеет незавершённый вид

1 балл

Самостоятельно не справился с работой, последовательность частично нарушена, допущены отклонения

2 балла

Работа не выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением последовательности

3 балла

Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением последовательности, допущены небольшие отклонения

4 балла

Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески

5 баллов

Количество баллов –_______  _______(максимальное кол-во – 5)____________

6. Дизайн, оригинальность представления результатов

Количество баллов –_______  _______(максимальное кол-во – 5)____________

 Для быстрого подсчёта баллов и их оперативного перевода в оценочные нормы  предлагаем использовать 
следующие листы оценки проектной деятельности учащихся.

                                                                                               ЛИСТ ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ

проектных  работ учащихся

Фамилия и имя учащегося

Тема работы

Критерии оценки проекта

Сумма баллов

Перевод сумм баллов в оценочные нормы

Осмысление проблемы проекта и 

формулирование цели и задач проекта исследования

Работа с информацией

Оформление работы

 

Коммуникация

Степень самостоятель-ности в выполнении различных этапов работы над проектом

Дизайн, оригинальность представления результатов

85% и выше
«5»

71%-84%
«4»

50%-70%
«3»

Максимальное количество баллов по критериям

56-65

46-55

33-45

25

10

5

15

5

5

65

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                       

 Таким образом, максимальное количество баллов составляет 65 баллов.

Перевод сумм баллов за работу в традиционные оценочные нормы предлагаем осуществлять по следующей схеме:

-           Оценка «5»(отлично) выставляется за сумму баллов от 85% и выше

-           Оценка «4»(отлично) соответствует сумме баллов от 71%до 84%

-           Оценка «3» соответственно от 50% до 70%

Работа, содержащая информацию менее 50%, оценивается как неудовлетворительная. 

   

СОГЛАСОВАНО                                                                                                                                                                              СОГЛАСОВАНО

   Протокол заседания                                                                                                                                                           Заместитель директора по УВР      

   методического совета

МБОУ Куйбышевской СОШ                                                                                                                                                         ___________________ФИО

     от 28.08.2014  №1                                                                                                                                                                                   (подпись)

_________     ______________                                                                                                                                                                        29.09.2014

(подпись руководителя МС, ФИО)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...