Русские куклы."Скрутим куклу ладную, обережную, нарядную"
презентация к уроку по технологии на тему

Степанищева Любовь Федоровна

Презентация "Русские куклы" к уроку технологии "Скрутим куклу ладную, обережную, нарядную" призвана познакомить с одним из любимых традиционных занятий женщин и детей на Руси - изготовление тряпичной куклы, сформировать представление о красоте и простоте конструкции кукол - оберегов, развивать творческое воображение детей на основе решения художественных задач, воспитывать любовь к искусству.
--Материал рассчитан на учащихся 1 - 4классов.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русская кукла Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 94

Слайд 2

Куклы как элемент материальной культуры. В наше время на прилавках магазинов мы видим бесконечное множество красивых кукол, но они сделаны на фабриках и поэтому не несут душевной теплоты.

Слайд 3

Кукла, созданная руками мастера, индивидуальна в своем роде. У нее своя история создания и свой неповторимый образ. Через века и поколения пронесла народная память традиционные образы кукол.

Слайд 4

Каких-то полтораста лет назад куклы были непременным атрибутом повседневного быта наших бабушек и дедушек, неотъемлемой частью праздников, процесса воспитания детей.

Слайд 5

Куклы делятся на 3 группы : Куклы-обереги ; Игровые ; Обрядовые ; Типы кукол по назначению

Слайд 6

Богата земля русская обрядами и участниками бывают куклы. Во многом куклы были связаны со все возможными обрядами во время проведения праздников . Обрядовых кукол почитали и ставили в избе , в красный угол. Безликим обрядовым куклам приписывались различные волшебные свойства, они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни или несчастья, помочь хорошему урожаю. Считалось, что при изготовлении обрядовых кукол, недопустимо использовать колющие и режущие предметы, которыми человек мог пораниться. Поэтому тряпочки и нитки для будущих кукол нужно было не резать, а рвать. Куклы делались без единого шва, потому что не было большего греха, чем воткнуть в куколку иголку. Многие куклы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления. Вот такую куколку « шестиручку » дарили молодухе на второй день свадьбы, чтобы она стала хорошей хозяйкой и все успевала делать по хозяйству.

Слайд 7

Веснянка - куколка помощница, с ней можно поделиться горестями и радостями. Веселая задорная кукла, которую делали молодые девушки на приход весны. Она – оберег молодости и красоты. Коляда – приносит в дом счастья , мир и согласие. Обрядовые куклы

Слайд 8

Обрядовую куклу «Масленица» делали из соломы или лыка , но обязательно использовали дерево – тонкий ствол березы. Солома , как и дерево , олицетворяла буйную силу растительности. «Домашняя Масленица» ее называли дочкой Масленицы или ее младшей сестрой. Она символизировала крепкий достаток и здоровое потомство молодой семьи. Кукла считалась сильным оберегом жилища , выполняя заветы хозяев дома. Хранили эту куклу в красном углу или у входа в жилище.

Слайд 9

Свадебная кукла. Современный свадебный обряд не мыслится без сомкнутых колец, красно-голубых лент на кузове машины и нарядной куклы. Наиболее древним элементом символики является кукла. В русской свадебной традиции во главе свадебного поезда, везущего молодую пару в дом жениха, после венчания из церкви, под дугой упряжки подвешивали кукол: куклу Невесту и куклу Жениха, чтобы они отводили недобрые взгляды на себя. Женское и мужское начало соединялось в единое неразрывное целое одной рукой. Кукол изготавливали подруги невесты.

Слайд 10

Игровые куклы , предназначались для забавы детям. «Кто в куклы не играл , тот счастья не видал». Играя в куклы ребенок учился вести хозяйство , обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой , а символом продолжения рода , залогом семейного счастья. Кот Малышок-голышок Солнечный конь Заяц на палец Игровые куклы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обереговые куклы Зольная кукла Это очень древняя кукла, хранительница домашнего очага. Единственная кукла, которая без головного убора, без волос. Голова делается из золы, а тело тряпичное. Еще она считается свадебной, потому что ее дарила мать своей дочери (невесте), передавая вместе с куклой силу родного огня. И невеста в дом к жениху уносила этот огонь и благословение своего рода, своих предков. Таким образом, на огненном уровне соединялись два рода. А так же ее делали при переезде в новый дом, чтобы забрать с собой не только домового, но и силу огня из очага. Делала женщина ее как оберег своему любимому, когда он отправлялся в дальний путь по делам или военные походы. Она силой родного огня оберегала его в пути. Зольная кукла - мощный оберег, делается только для себя, и только для своих родных по крови людей. Зольная кукла - посредник между существующей жизнью и сгоревшей, отошедшей прошлое, символизирует преумножение рода, достаток, мудрость.

Слайд 2

Куклы из золы выполнялись Пелагеей Ильиничной Щербининой из села Шубное Острогожского района Воронежской области.

Слайд 4

Пеленашки . В старину люди были лишены элементарной медицинской помощи. Рождение ребенка было опасным как для него самого, так и для матери. Чтобы обмануть нечистую силу, совершали многочисленные родильные обряды. Сразу после рождения мальчиков заворачивали в нестиранные рубахи отцов, девочек — в поневы матери. Со старыми вещами старались передать младенцам часть жизненных сил родителей. Затем ребенка прятали в хлеву или в чулане. А муж переодевался в платье жены и занимал ее место в постели. К стонущему мужу подкладывали спеленатую куклу. Считалось, что так можно отвести опасность от роженицы и новорожденного. Чтобы сбить злых духов с толку, спеленатую куклу подкладывали к младенцу в колыбель, где она находилась до крещения ребенка. Куклу хранили в доме наравне с крестильной рубахой ребенка. Технология изготовления

Слайд 5

В Воронежском крае существовало 9 лихорадок основных и их старшая сестра Кумаха . Она и посылала эти нечистые силы мучить людей. Люди приглашали в дом к больному бабку-знахарку. Она брала одежду больного и изготовляла куклу, читая при этом заговор, называя каждую по именам, и обязательно последний завязанный узел должен совпасть с последним словом наговора. Вера в заговоры, вера в куклы помогала больным исцеляться, не болеть. Во время эпидемии вязались куклы из старой одежды человека и вешались над дверью, чтобы болезнь не входила в дом, а вселялась в эту куклу и начинала ее мучить. Лихорадки в своих названиях описывают те муки, которыми каждая из них терзает больного. Вот эти названия: 1. Трясся (Трясавица) 2. Огнея , или Огненная 3. Ледея , или Озноба 4. Гнетея 5. Глухея или Глохня 6. Ломея , или Костоломка 7. Пухнея 8. Желтея, 9. Глядея Для защиты от сестриц-трясовиц , злых лихорадок делали одноименных куколок. Лихорадки (Лихоманки, Трясовицы )

Слайд 6

Вепская кукла ( Рванка , Кормилица) Вепсская кукла, даже по внешнему виду напоминающая матушку-кормилицу, является олицетворением материнской заботы, женской защиты и любви. Часто такие куколки сопровождали ребенка с самого рождения, пока не изнашивались, ну а взрослым людям вепсская кукла помогала поверить в себя, успокоиться, почувствовать себя защищенным, как в детстве под маминым крылом. Кукла Воронежского края.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кукла-скрутка Кукла-скрутка, висящая в доме на стене, – наилучший оберег от порчи и сглаза . Она называется скруткой потому, что ни иголка, ни ножницы в ее изготовлении участия не принимают: ни к чему железу касаться ткани, резать лоскутки, из которых вот-вот родится почти живое существо - обережная кукла. Удивительно то, что обереги, сделанные с любовью, с добрыми мыслями, пожеланиями, а некоторые - по чудом сохранившимся древним традициям, способны брать заботу о "невидимых" событиях на себя. И чем сильнее чувства, заключенные в изделие, тем большую силу оно имеет, тем надежнее работает.

Слайд 2

1. Возьмите два прямоугольных лоскута белой ткани. Размер их должен быть разным. 2. Меньший лоскут скатайте жгутом и перевяжите нитками по краям. Это руки куклы. 3. Большой лоскут скатайте жгутом, сложите его пополам. Отступив от верхнего края 2 см, перевяжите нитками. Это будет голова и туловище куклы. 4. Поместите руки под головой куклы, перевяжите куклу в поясе. 5. Сделайте из ниток обереговый крест на груди. Нарядите куклу. Порядок изготовления .

Слайд 3

Куватка — игрушка, сделанная без шитья иголкой и без единой жесткой детали, она ни в каком случае не может повредить ребенку. А если над кроватью ребенка висит Куватка , то она отгоняет злую силу от младенца. Эти игрушки были небольшого размера и разных цветов, что развивало зрение ребенка. Верили, что кукла охраняет детский сон и оберегает ребенка, поэтому она всегда рядом с ним и в играх, и во сне. КУКЛЫ «КУВАТКИ»

Слайд 4

1. Возьмите два прямоугольных лоскута яркой ткани. Размер их должен быть разным. 2. Меньший лоскут скатайте жгутом и перевяжите нитками по краям и в середине. Это руки куклы. Порядок изготовления 3. Большой лоскут посредине перекрутите жгутом. 4. Перевяжите ткань ниткой, чтобы жгутик образовывал петельку. Это будет голова куклы. 5. Поместите руки под головой куклы, перевяжите куклу в поясе, В голову-петельку проденьте нитку для подвешивания.

Слайд 5

Кукла - московка . Эта кукла – символ материнской заботы и любви. Каждая мать заботится о своих детях, сколько бы их не было. Берегиня дома. Вешалась над входом, выше головы, так, чтобы она могла видеть входящих в дом, народ считал, что она оберегает от плохого глаза и злых людей. Кубышка-Травница. Следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. От нее исходит теплота, как от заботливой хозяйки. Она и защитница от злых духов болезни, и добрая утешница . Ее подвешивали в доме над колыбелью ребенка. Куклу давали играть детям. Еще её ставили около кровати больному. Зернушка ( Зерновушка , Крупеничка ) — кукла, которая символизировала достаток в доме и благополучие, была своего рода оберегом семьи. Делали эту куклу после сбора урожая. В основе этой куклы - мешочек, наполненный зерном. Также эту куклу могла делать женщина, чтобы у неё были дети. Кукла Бессонница. Защитить ребенка от злых духов и успокоить в колыбели была способна кукла Бессонница. Простенькую куклу-оберег мать быстро скручивала из 2-х лоскутков и подкладывала в люльку ребенка, приговаривая при этом: « Сонница-бессонница , не играй моим дитятком, а играй этой куколкой!» Такая кукла оставалась в доме навсегда.

Слайд 6

Утешница . Была самым сильным и верным средством от детских слез: "... До поры до времени куколку прятали, и когда ребенок начинал плакать так, что его трудно было успокоить, ее доставали… Изумленное дитя в миг забывало про слезы и капризы. Кукла была хороша: высокая, статная, богато наряженная, с сережками и украшениями из малюсеньких конфет…Восхищению ребенка не было предела… Родители угощали его конфетами, а фантики на кукле оставляли (в них позже снова заворачивали конфеты). Незаметно Утешницу прятали на прежнее место, чтобы ребенок забыл о ней. При необходимости все действия повторялись…" Колокольчик. У куколки три юбки. У человека тоже три царства. Медное, серебряное, золотое. И счастье складывается тоже из трех частей. Если телу хорошо, душе радостно, дух спокоен, то человек вполне счастлив. Эта куколка - веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Это оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение. День и ночь. Куклы-обереги жилища. Берегут порядок в доме. Днём куклу поворачивали на светлую сторону.

Слайд 7

Богучарский частный музей русского народного костюма и кукол. Достопримечательностью города с 1993 года стал частный музей русского народного костюма и кукол, принадлежащий сестрам Горбачевой Валентине Яковлевне, Ткачевой Зое Яковлевне и Сысоевой Галине Яковлевне. Выставка тряпичных кукол ручной работы, изготовленных из современных иатериалов по образцам старинной одежды различных районов Воронежской, Белгородской областей. Здесь есть куклы из соломы, лыка, травы, куклы-малютки, обереги.

Слайд 9

Куклы воронежских мастеров. Колокольчик Ангелочек Зайчик-на-пальчик Вепсская, кормилка , рванка Подорожная Детская Утешница Утешница Благодать

Слайд 10

Ответь на вопросы. На какие 3 группы делятся куклы по своему назначению? Обереговые , обрядовые, игровые. Назовите несколько кукол каждой группы. Обрядовые: Коляда, Масленица. Игровые: Малышок-Голышок , Зайчик на пальчик. Обереговые : Зольная, вепсская. Что делала женщина, когда узнавала, что у нее будет ребенок? Она начинала мастерить тряпичную куколку. Почему кукле не рисовали лицо? По поверьям, кукла без лица считалась неодушевленной, недоступной для вселения в нее злых духов, недобрых сил, а значит, безвредной для ребенка. Какие куклы жили в русских домах Воронежского края? Зольные, Вепсские или рванки , скрутки, Лихорадки. Какая кукла, висящая в доме на стене, является наилучшим оберегом от порчи и сглаза? Кукла-скрутка.

Слайд 11

Милашки Эх раз, еще раз, Наклонимся мы сейчас Начинаем перепляс, Постараемся для вас. Мы – милашки, Куклы – неваляшки. Взгляд туда и взгляд сюда, Делай раз и делай два. Ой беда, беда, беда, Закружилась голова. Мы милашки, Куклы – неваляшки. Глазками похлопали, Ножками потопали. Влево - вправо наклонились, Всем знакомым поклонились.

Слайд 12

Выводы. Изучив историю возникновения кукол, можно сделать следующие выводы: Изготовление обереговой куклы – это ремесло, потому что в основе ее изготовления лежит ручной труд, это рукотворная работа; Каждая куколка создавалась с определенной целью, имела свое название, свою историю, свой обряд приготовления; Куклы – обереги были самые разные, но одно у них было общее: у таких кукол не было лица; Куклы – обереги изготавливают без иголки и ножниц. Ведь это подружка и берегиня , поэтому колоть ее тело иголкой нельзя. Большое значение имела ткань для изготовления куклы (старая или новая, из чьей одежды, цвет, узор); Часто, изготавливая такие куклы, читались молитвы, приговоры. В настоящее время мастерицы допускают применение ножниц в своей работе при создании костюма каждой кукле; Мастерицы не только передают знания и мастерство, но и вкладывают свою душу, создавая новые куклы (кукла – вятушка , кукла – карамелька) Кукла – оберег должна быть не больше 10 -12 см (размером с ладошку) Красивая кукла, сделанная с любовью своими руками, является не только берегиней , но и гордостью девочки и ее верной подругой; Кукла –оберег – распространенный экспонат на выставках – ярмарках Воронежского края.

Слайд 13

Я представила только маленькую часть удивительного многообразия проявлений человеческого таланта - искусство создания КУКОЛ. Кукла не рождается сама - её создает человек. Она обретает жизнь с помощью воображения и воли своего создателя и, безусловно, несёт в себе его характерные черты, порой даже внешние, - как отражение настроений автора. “ К народным традициям должно быть величайшее внимание, их надо изучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать ” А. Б. Салтыков

Слайд 14

Рекомендуемая литература: 1. Журнал «Народное творчество» № 2 2004г 2. Журнал «Народное творчество» № 3 2004г 3. Журнал «Народное творчество» № 4 2004г 4. http://oberejie.ru/zakrutka.htm 5. http://www.galinadolls.com/index.html 6. http://www.mydolls.ru/index.php 7. http://dealine.tomsk.fio.ru/works/369/Tseplaeva/histore.htm 8. http://penza.fio.ru/personal/55/2/1/ist.htm 9. http://cat.tmn.fio.ru/works/33x/308/kukla.htm



Предварительный просмотр:

Тема занятия: «Скрутим куклу ладную, обережную, нарядную.».

Изделия: куклы-обереги Воронежского края.

Цель: создание кукол-оберегов с использованием традиционных технологий воронежских        мастеров.

Задачи:

  1. познакомить с одним из любимых традиционных занятий женщин и детей - изготовление тряпичной куклы;
  2. формировать представление о красоте и простоте конструкции кукол-оберегов и деталей их наряда;
  3. обучать приемам выполнения куклы из ткани в народном костюме на основе традиционных приемов: скручивание, присборивания, соединения деталей с помощью ниток (без сшивания);
  4. расширять и закреплять понятия и представление о традиционной русской кукле-обереге;
  5. развивать творческое воображение детей на основе решения художественных задач разного типа: повтор, вариация и импровизация в создании игрушки по мотивам народной куклы;
  6. воспитывать любовь к искусству.

Оборудование.

Для учителя: домашние поэтапные заготовки, наглядность, ткань (красная, белая, цветная),    тесьма, ленточка, нитки, презентация к уроку.

Для учащихся: ткань (красная, белая, цветная), тесьма, ленточка, нитки.

Х о д   у р о к а.

  1. Вводная часть

Организационный момент.

      Приветствие гостей занятия.

  1. Содержание урока.
  1. Сообщение темы

Сейчас я вам загадаю загадку, а вы, отгадав ее, догадаетесь,  какая же тема нашего сегодняшнего занятия.

Платье носит,

Есть не просит.

Всегда послушна,

Но с ней не скучно.

                                (кукла)

Правильно, кукла. Вот и сегодня на нашем занятии речь пойдет о куклах, причем не о современных куклах, а о куклах наших бабушек.

Выбирая именно эту, а не иную тему занятия, я подумала: «Будет ли интересна русская народная тряпичная кукла современному ребенку?»

Будет замечательно, если после моего рассказа о тряпичной кукле вам захочется самим сделать куклу для себя или в подарок.

  1.  Беседа по теме урока.

Одним из наиболее интересных представителей русской тряпичной народной куклы была и есть кукла-оберег.

Оказывается, раньше куклам приписывались различные волшебные свойства: они могла защищать человека от злых сил, принять на себя болезнь, помочь, чтобы вырос хороший урожай.

Так и появились первые куколки-обереги. Кукла была бережней, берегиней, хранительницей доброго духа. Берегиня –от слова «беречь», «оберег»(талисман).

Как изменялся внешний вид куклы-берегини?  

Вначале это был простой тряпичный или деревянный столбик, который символизировал образ человека вообще. Затем стала выделяться верхняя часть столбика- голова куклы (для нее использовали белую ткань). У тряпичных кукол лицо не изображалось. Отсутствие лица было знаком того, что кукла- вещь неодушевленная, а значит не доступная для вселения в нее злых сил, а значит, безвредной для ребенка. Поэтому безликая кукла была и игрушкой и оберегом.

Для изготовления куклы использовали поношенную одежду родителей.

Кто и как изготавливал куклу-оберег?

Пока дети были маленькими, куклы для них шили мамы, бабушки, старшие сестры. Одновременно малышей с 5 лет учили самих шить таких кукол, передавая им свой опыт.

При изготовлении куклы-оберега соблюдалась традиция: изготовить ее без ножниц и иголки. Ведь куколку нельзя было ни уколоть, ни порезать. Существовало поверие: если что-то отрезается  у куклы, значит то же самое отрезается в жизни от человека, для которого изготовляли. С иглой тоже самое. Если уколоть куклу, значит уколоть человека, причинить ему боль.

Таким образом, кукла-берегиня имеет очень интересное прошлое со своими тайнами и загадками. А ремесло по изготовлению кукол, широко распространенное в старину, развивалось и совершенствовалось как во всей Руси, так и в нашем Воронежском крае до появления в жизни фабричной куклы.

У каждой куклы есть свое название, предназначение. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

(слайды из презентации с 1 по 20)

Кроме прошлого у русской тряпичной куклы, есть и настоящее. Вот сейчас вы увидите и убедитесь в том, что русская тряпичная кукла прожолжает свое существование и в наше время, в наши дни.

(показ слайдов с 21 по 23 и демонстрация образцов кукол - оберегов)

Теперь, познакомившись с русской тряпичной куклой, ответьте мне на вопрос: захотели ли вы изготовить куклу-берегиню своими руками.

                                                                                (ответы детей)

Прежде чем приступить к практической части нашего занятия, проверим насколько внимательно Вы меня слушали.

(слайд  24 «Ответь на вопросы»)

  1.  Физкультминутка.

Милашки

Эх раз, еще раз,

Наклонимся мы сейчас

(Наклоны вправо, влево, руки на пояс.)

Начинаем перепляс,

Постараемся для вас.

(Тройной притоп – повторить 2 раза.)

Мы – милашки,

Куклы – неваляшки.

(Наклоны вперед, руки в стороны.)

Взгляд туда и взгляд сюда,

Делай раз и делай два.

(Поворот головы направо, налево.)

----------------------------------------------

Ой беда, беда, беда,

Закружилась голова.

(Круговые движения головой направо, налево 4 раза.)

 (Два наклона вперед прогнувшись.)

Глазками похлопали,

(Поморгать глазами, руки вниз.)

Ножками потопали.

(Ходьба с притопами на месте.) 

Мы милашки,

Куклы – неваляшки.

Влево  - вправо наклонились,

(Наклоны влево – вправо, руки на пояс.)

Всем знакомым поклонились.

(Наклон вперед)

  1. Планирование работы.

Изготовление из ткани разновидности куклы–оберега – куклы скрутки с использованием традиционных технологий воронежских мастериц.

(Слайд 16)

Последовательность выполнения работы.

1.   Возьмите два прямоугольных лоскута белой ткани. Размер их должен быть разным.

http://www.rukukla.ru/image/rukuklapic/822ce1f7c4bf.jpg

2.   Меньший лоскут скатайте жгутом и перевяжите нитками по краям. Это   руки куклы.

http://www.rukukla.ru/image/rukuklapic/822ce1f7c4bf.jpg

3.   Большой лоскут скатайте жгутом, сложите его пополам. Отступив от верхнего края 2 см, перевяжите нитками. Это будет голова и туловище куклы.

http://www.rukukla.ru/image/rukuklapic/822ce1f7c4bf.jpg

4.   Поместите руки под головой куклы, перевяжите куклу в поясе.

http://www.rukukla.ru/image/rukuklapic/822ce1f7c4bf.jpg

5.   Сделайте из ниток обереговый крест на груди.

             6.   Нарядите куклу.

.

  1. Практическая часть – выполнение изделия по намеченному плану.

Прежде чем приступить к практической части занятия, давайте с вами вспомним правила рабочего человека.

Правила рабочего человека.

  1. Каждый работает на своем рабочем месте.
  2. Внимательно слушать объяснение учителя.
  3. Прежде чем начать работу, правильно приготовь свое рабочее место.
  4. На уроке соблюдай тишину, не отвлекай товарища.
  5. Во время работы содержи рабочее место в порядке.
  6. Научился сам – помоги товарищу.
  7. Работать надо дружно.
  8. Закончил работу – убери свое рабочее место.

А теперь, используя инструкционные карты, которые лежат на каждом столе, начинайте изготовление воронежской обережной куклы – скрутки самостоятельно по намеченному плану.

  1. Итог урока.
  1. Выставка работ.
  2. Чему научились, что нового узнали на уроке?
  3. Появилось ли у вас желание попробовать себя в изготовлении еще какой – нибудь куклы – оберега?
  4. Выводы.
  • Куклы – обереги были самые разные, но одно у них было общее: у таких кукол не было лица;
  • Куклы – обереги изготавливают без иголки и ножниц. Ведь это подружка и берегиня,  поэтому колоть ее тело иголкой нельзя.
  • Большое значение имела ткань для изготовления куклы (старая или новая, из чьей одежды, цвет, узор);
  • Каждая куколка создавалась с определенной целью, имела свое название, свою историю, свой обряд приготовления;
  • Часто, изготавливая такие куклы, читались молитвы, приговоры.
  • В настоящее время  мастерицы допускают применение ножниц в своей работе при создании костюма каждой кукле;
  • Мастерицы не только передают знания и мастерство, но и вкладывают свою душу, создавая новые куклы.
  • Кукла –оберег – распространенный экспонат на выставках – ярмарках Воронежского края.

Я представила только маленькую часть удивительного многообразия проявлений человеческого таланта  - искусство создания КУКОЛ.  Кукла не рождается сама - её создает человек. Она обретает    жизнь с помощью воображения и воли своего создателя и, безусловно, несёт в себе его характерные черты, порой даже  внешние, - как отражение настроений автора.

“К народным традициям  должно быть величайшее внимание, их надо изучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать”

А. Б. Салтыков

  1. Рефлексия. 

Если вы довольны сегодняшней работой на нашем занятии, то, пожалуйста, дорисуйте улыбку на смайлике и поднимите его вверх. Если не довольны – то дорисуйте грустный или равнодушный рот и тоже поднимите его вверх.

  1. Вручение кукол – скруток гостям.
  2. Уборка рабочего места.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по технологии. Знакомство с русской народной куклой. Изготовление куклы - скрутки.

Наша школа является городской экспериментальной площадкой по вопросам толерантности. Этот урок разработан в рамках этой программы. На уроке используется и презентация....

Мастер - класс "Кукла - Радость"(изготовление тряпичной куклы)

мастер класс на внеурочную деятельность в начальной школе...

Конспект занятия. "Игрушки моего народа. Куклы богов, куклы людей"

Цель:  сформировать представление у воспитанников  о традиционной игрушке обских угров. Показать практическое значение игрушек  и их роль в традиционной педагогической культуре ха...

Театральная кукла. Кукла- марионетка.

Технологическая карта урока по технологии в 3 классе....

Русская народная игрушка (кукла Утешница)

Конспект мероприятия для недели "Русской игры и игрушки"...

Народные куклы. Изготовление куклы «столбушки» 2 класс

Тема: Народные куклы. Изготовление куклы  «столбушки».Цель: ознакомление и приобщение детей школьного возраста к народной культуре с помощью изготовления куклы «столбушки»...