Урок с применением личностно-ориентированной технологии «Горох. Строение растения и его особенности»
план-конспект урока по технологии на тему

Шитухина Валентина Васильевна

Тема урока: «Горох. Строение растения и его особенности»

Цель урока:

Знакомство со строением растения гороха и его особенностями

Задачи урока:

1.  Образовательные:

Ø Познакомить учащихся со строением растения гороха (тип листа, вид плода). Определить к какой группе растений относится горох. Выявить особенности растения (условия для роста, способность обогащать почву питательными веществами)

2.  Развивающие:

Ø Развивать мелкую моторику, умение анализировать и сравнивать объекты, память, внимание, устную речь. Расширять кругозор учащихся.

Ø Корригировать мелкую моторику в ходе выполнения зарисовок, устную речь через беседу на уроке и формулировании ответов на вопросы.

3.  Воспитательные:

Ø Воспитывать интерес к профессиям, связанным с выращивание культурных растений.

Ø Воспитывать умение сотрудничать в  процессе групповой работы.

Цели и задачи урока озвучены.

Тип урока изучение нового материала.

Применяемая технология на уроке личностно-ориентированная

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное  общеобразовательное  учреждение Краснодарского  края специальная (коррекционная)

школа-интернат  ст-цы  Калининской.  

«Горох. Строение растения

и его  особенности»

5 класс

Учитель: Шитухина В.В.

2016 год

Тема: «Горох. Строение растения и его особенности»

Цель посещения: анализ эффективности применения современных образовательных технологий

Тема урока: «Горох. Строение растения и его особенности»

Цель урока: 

Знакомство со строением растения гороха и его особенностями

Задачи урока:

  1. Образовательные:
  • Познакомить учащихся со строением растения гороха (тип листа, вид плода). Определить к какой группе растений относится горох. Выявить особенности растения (условия для роста, способность обогащать почву питательными веществами)
  1. Развивающие:
  • Развивать мелкую моторику, умение анализировать и сравнивать объекты, память, внимание, устную речь. Расширять кругозор учащихся.
  • Корригировать мелкую моторику в ходе выполнения зарисовок, устную речь через беседу на уроке и формулировании ответов на вопросы.
  1. Воспитательные:
  • Воспитывать интерес к профессиям, связанным с выращивание культурных растений.
  • Воспитывать умение сотрудничать в  процессе групповой работы.

Цели и задачи урока озвучены.

Тип урока изучение нового материала.

Применяемая технология на уроке личностно-ориентированная

Оборудование:

  • Плакат «Строение гороха»;
  • Плакат «Стадии развития семян гороха»;
  • Рисунки с изображением гороха;
  • Семена гороха для посадки  и консервированный горошек;
  • Карточки-сюрпризы для 1 группы учащихся (сильные ученики);
  • Дидактический материал «Собери картинку» для 2 группы учащихся (слабые ученики);
  • Простые карандаши;
  • Карточки для учащихся – строение растения гороха, стадии созревания семян;
  • Презентация к уроку в программе Microsoft PowerPoint.

Словарная работа:  травянистое, полегающее, прилистники, усики, боб, створки, зёрна, зернобобовая культура.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  • Проверка наличия учащихся в классе.
  • Проверка готовности к уроку.
  • Эмоциональный настрой (диалог учителя с учениками).

Учитель: Все вы слышали звонок? (Да)

Можно начитать  урок? (Да)

Настроение на «пять»? (Да)

Хотите новое познать? (Да)

Тихо за парты сядем сейчас,

И я урок начну для вас.

  1. Проверка домашнего задания.

Ребята (1 группа) отвечают на вопросы карточки сюрприза (вкладывают в кармашки правильные ответы). (Приложение 1). Ребята второй группы складывают пазлы с изображением растения гороха. (Приложение 2).

Карточка-сюрприз «Цветочные растения».

  1. (СЛАЙД №2) Как называются цветочные растения, растущие в теплицах и оранжереях?

а) растения открытого грунта;

б) растения защищенного грунта;

в) комнатные растения.

  1. (СЛАЙД №3)  Что используют для опрыскивания опушенных листьев растений?

а) почвенное сито;

б) лейку;

в) пульверизатор.

  1. (СЛАЙД №4)  Как называется лесная почва из перепревших листьев, используемая для посадки комнатных растений?

а) листовая;

б) дерновая;

в) перегной.

  1. (СЛАЙД «5)  Какой способ размножения комнатных растений представлен на иллюстрации?

а) стеблевым черенком;

б) делением корневища;

в) отпрысками.

По итогам опроса, на задней стороне карточки у тех, кто правильно ответил, должна сложиться изображение растения гороха. Дети вынимают подложку и проверяют получившееся изображение. Учитель оценивает работу учащихся.

Учитель: Ребята, кто может назвать растение, которое получилось у вас на оборотной стороне?

Учащиеся.

Учитель: Совершенно верно, это горох. Как вы думаете, почему у вас получился именно горох?

Учащиеся.

Учитель: Сегодня мы с вами приступаем к изучению новой главы, которая называется «Горох» (вывешивается плакат «Строение растения гороха»). Изучая эту тему, мы познакомимся со строением этого растения, его особенностями, видами, применением и т.п.

Тема урока (СЛАЙД №6) – «Горох. Строение растения и его особенности». Запишем тему урока в тетрадь.

Учитель: Прежде чем рассказывать вам новый материал, мне бы хотелось услышать от вас, то, что вы знаете об этом растении. (СЛАЙД №7)

Учащиеся рассказывают о том, что знают о растении гороха.

  1. Изложение новой темы (1 часть).

Учитель: Ребята, как вы думаете, как давно человек использует горох в пищу?

Учащиеся.

Историческая справка. 

Учитель: На Руси есть такая поговорка «Это еще при царе Горохе было…». Как вы думаете, что она означает?

Учащиеся.

Учитель: Когда о каком-либо событии говорят, что оно было при царе Горохе, это значит что очень, очень давно.

(СЛАЙД №8)

Ученик, выбранный педагогом, читает текст на слайде.

Учитель: Очень давно горох появился у человека. Как прочитал нам …. в археологических раскопках семена гороха были найдены еще в позднем каменном веке (свыше 20 тысяч лет тому назад) в Греции (Фессалия), Хорватии, Швейцарии, западной Германии. Это растение упоминается и в трудах древних историков.

Раскопки на территории нашей страны показали, что горох использовался в районе Харькова в VI—II вв. до н. э., в районе Минска — в VI—VIII вв. н. э., в Старой Ладоге — в VIII—IX вв. н. э.

Как культура зеленый горошек в России выращивают с 1674 г. Особенно ценился горох из Ярославской губернии.

О происхождении гороха сложены легенды, которые связывают происхождение гороха со слезами Адама и Богородицы. Когда изгнанный из рая Адам первый раз пахал землю, то плакал, и там, где падали его слезы, вырос горох. По другому преданию, когда Бог наказал людей за их грехи голодом, Богоматерь плакала, и ее слезы превратились в горох.

Строение растения гороха. (Работа с мобильным плакатом. Приложение 3). Учитель излагает новый материал с опорой на плакат, поочередно прикрепляя термины, а также слова для словарной работы.

Учитель: Горох – это травянистое растение с полегающим стеблем высотой 80 – 100см. встречаются сорта гороха с утолщенным стеблем, который не полегает.

(Разбор слов – полегающий, травянистый).

Учитель: Листья растения сложные, с крупными прилистниками, состоят из нескольких листочков, расположенных друг против друга. На концах листьев имеются ветвящиеся усики, которые цепляются за соседние растения и удерживают стебель гороха в прямом положении.

(Разбор слов - прилистники, усики).

Учитель: Летом на растении появляются душистые цветки белого или фиолетово-красного цвета. (СЛАЙД №9)  После цветения образуются плоды, которые у гороха называются бобами. Боб состоит из двух половинок – створок. Если раскрыть створки боба, то становятся хорошо видны зёрна (семена гороха).

Попробуйте сложить два слова «зёрна» и «бобовые». Какое слово может получиться?

Учащиеся придумывают слова.

Учитель: Сложив эти два слова,  мы получим название гороха как культурного растения – это зернобобовая культура.

(Разбор слов - бобы, створки, зёрна, зернобобовая культура).

Учитель: Сначала бобы плоские, потому что семена в них очень маленькие. (Плакат «Стадии созревания гороха». Приложение 4). Затем зёрна увеличиваются, и плод становится округлым.

Задание 1: У каждого на тарелочке два вида горошка – горох сухой для посадки и консервированный зеленый горошек. Необходимо потрогать, даже попробовать горох на вкус, «на зуб» и сказать, какой из двух видов горошка самый зрелый.

Ребята трогают, пробуют и делают вывод.

Учитель: Недозревшие зёрна гороха мягкие, зеленого цвета, созревшие – твердые, белой, желтой, розово-желтой или зеленой окраски. (СЛАЙД № 10) Где и как применяют различные по зрелости семена гороха, мы с вами будем изучать на последующих уроках, а сейчас вернемся к теме урока.

  1. Закрепление 1 части нового материала.

Задание 2 «Найди ошибку». (СЛАЙД № 11)  На слайде изображено растение гороха. Основные органы растения имеют надписи, в которых есть три ошибки.  Необходимо ошибки исправить. (Задание учащиеся выполняют у доски на компьютере).

Задание 3. Работа по карточке «Строение растения гороха». (Приложение 5) Подписать основные части растения. (Ученики 1 группы подписывают сами, ученики 2 группы пишут по обводке).

Задание 4. Работа по карточке «Виды зерен гороха». Подписать где изображены зрелые, а где недозрелые зёрна гороха. (Приложение 6). (Ученики 1 группы подписывают сами, ученики 2 группы пишут по обводке).

Физкультминутка. (Стихотворение Н. Горюновой)

А у нас взошёл горох,                        Встать на носочки, потянуться, руки вверх. 2 раза.
Лиза восклицала: "Ох!                       Наклоны головы вправо-влево.  2 раза.
Его надо поливать!                            Наклоны туловища вправо-влево.   2 раза.
Травку с корнем вырывать!              Наклоны туловища вперед.   2 раза.
Поухаживать за ним,                         Приседания.  2 раза.
А потом его съедим!!!"                      Прыжки на месте.   4 раза.

  1. Изложение нового материала (2 часть) с параллельным его закреплением.

Особенности растения гороха.  (Записываем в тетрадь). (Сильные ученики записи делают самостоятельно, слабые ученики вклеивают готовые карточки «Особенности растения гороха в тетрадь (Приложение 7)).

Учащиеся читают текст по абзацам. После этого в ходе беседы выводятся основные особенности растения гороха и записываются в тетрадь.

Ученик читает 1 абзац.  Семена гороха начинают прорастать при температуре 4 – 6 градусов тепла. Всходы выдерживают весенние заморозки до минус 4 градусов. Поэтому горох можно высевать ранней весной.

Учитель: Если горох высевают ранней весной и это растение не боится холодов, то, как его мы назовем?

Ученики.

Учитель: Растения, не боящиеся холодов, называются холодостойкими растениями.

1. Холодостойкое. (Записываем в тетрадь).

Ученик читает 2 абзац. Гороху необходима влажная почва, особенно в период прорастания семян.

Учитель: Вспомните, как называют растения, которые любят влагу?

Ученики.

Учитель: Растения, которые любят влагу, называют влаголюбивыми растениями.

  1. Влаголюбивое. (Записываем в тетрадь).

Ученик читает 3 абзац. На корнях растения образуются маленькие клубеньки. В клубеньках находятся клубеньковые бактерии, мельчайшие живые организмы. Они обладают способностью создавать питательные вещества, необходимые для роста растений, и обогащать ими почву.

Учитель: Как растение гороха влияет на состав почвы?

Ученики.

Учитель: Растение гороха обогащает почву полезными веществами.

3. Обогащает почву полезными веществами. (Записываем в тетрадь).

Задание 1. Зарисовываем корень  с клубеньками в тетрадь с иллюстрации учебника с. 53. (Приложение 8).

Учитель: Ребята, людям какой профессии необходимы те знания, которые мы сегодня с вами получили на уроке?

Ученики.

Учитель: Агроном, садовод, растениевод обязательно должны знать строение растения гороха и его особенности, чтобы получать хороший урожай.

Домашнее задание: стр. 52 – 55 читать. Узнать у мамы, как в вашей семье используется горох.

 Итог урока.

Какое растение мы сегодня с вами начали изучать?

  • Как вы думаете, почему горох удобнее сажать с другими растениями, у которых крепкий прямостоячий стебель?
  • Кто запомнил, для чего гороху усики?
  • Как называется плод гороха?
  • Как называются семена гороха?
  • Почему горох называют зернобобовой культурой?
  • Чем отличаются зрелые и недозрелые семена друг от друга?
  • Как вы думаете, горох можно высевать ранней весной? Почему?

        

  • Почему гороху необходимо большое количество влаги именно в первое время после посадки?
  • Где находятся клубеньковые бактерии у гороха?
  • Какую они играют роль в жизни растения?
  • Какую роль клубеньковые бактерии играют в природе?
  • С какими профессиями связана процедура выращивания гороха, как в садах, так и в полях?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности в 3 классе "Овощи. Картофель, капуста, свёкла, горох."

На уроке использовала упражнения на внимание, стихотворения, загадки об овощах, физминутку под музыку, песенку под музыку, песенку про овощи, д/игру "Какой овощ лучше, вкусней и нужней?"...

Урок окружающего мира Тема: Строение тела человека и главные правила сохранения здоровья. Цели: Показать, что здоровье человека - его важнейшее богатство. Познакомить с внешним и внутренним строением тела человека.

Тема: Строение тела человека и главные правила сохранения здоровья.Цели: Показать, что здоровье человека - его важнейшее богатство. Познакомить с внешним и внутренним строением тела человека. Совместн...

" У Царя Гороха" Новогодний праздник в начальной школе.

Сценарий новогоднего праздника с играми....

Презентация "Строение тела человека" к конспекту урока по окружающему миру во 2 классе по теме "Строение тела человека"

Данная презентация составлена к уроку по окружающему миру во 2 классе по теме "Строение тела человека". УМК "Школа России", учебник А.А. Плешакова "Мир вокруг нас", 2 класс.  Данная презентация м...

Урок с применением информационно- коммуникативной и здоровьесберегающей технологии «Строение плодового дерева»

Тема урока: «Строение плодового  дерева»Цель урока:Сформировать у учащихся знания о строении плодового дереваЗадачи урока: 1.  Образовательные:Ø Развить понятие о строении надземной и подзем...

Урок с применением информационно-коммуникативной технологии «Строение и некоторые особенности белокочанной капусты»

Цель урока:Познакомить учащихся со строением капустыЗадачи урока:1. Образовательные:Ø Познакомить обучающихся со строением и некоторыми  особенностями белокочанной капусты;Ø Закрепить знания...

Занятие кружка Юный исследователь по теме "Что такое исследование. Строение листа. Виды жилкования." с применением цифрового микроскопа

На этом занятиидети узнают, что такое исследование, в чём его особенность; сделают вывод, что всякое исследование начинается с вопроса;узнают, что на основе исследований сделано много открытий и ...