Проект учебного занятия по технологии "Изделия из соломки"
план-конспект урока по технологии (3 класс) на тему

Непочатова Ирина Дмитриевна

Проект учебного занятия состоит из конспекта урока по теме: Золотистая соломка. Изделие золотистая соломка, и самоанализа урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_uchebnogo_zanyatiya_po_tehnologii.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

Проект учебного занятия по технологии

Ф.И.О. Непочатова Ирина Дмитриевна

Тема: Золотистая соломка. Изделие «Золотистая соломка»

Класс: 3

Планируемые результаты

 (Четкое определение итогового результата, поддающегося оценке)

Личностные:

Проявлять интерес к предмету «Технология»;

Воспитывать в себе культуру труда;

Понимать значимость организации рабочего места;

Проявлять бережное и экономичное отношение к используемому материалу.

Метапредметные

Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

Проводить анализ изделий и определять последовательность их выполнения под руководством учителя;

Владеть элементарными приемами самоконтроля и самооценки.

Регулятивные:

 Уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом;

Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Формирование  умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

Формировать умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные:

Ориентироваться в своей системе знаний;

Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Развитие операций мышления: сравнения, сопоставления и обобщения.

Коммуникативные:

Уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;

Формирование умения взаимодействовать в группе на основе сочетательного диалога.

Предметные:

Обрабатывать соломку холодным способом;

Развивать навыки работы с резаком и ножницами;

Составлять несложную аппликацию по образцу;

Владеть понятиями «соломка», «междоузлие», «эластичный».

Цель урока

(с ориентацией на ученика):

Познакомить с новым материалом – соломкой, ее свойствами и особенностями использования в декоративно-прикладном искусстве.

Задачи:

Ознакомить с технологией подготовки соломки к использованию (горячий и холодный способы);

Обучить приемам работы с соломкой.

Проблема:

Можно ли применять солому для изготовления аппликации?

Педагогические технологии:

Личностно-ориентированная технология, игровая технология, технология сотрудничества.

Структура и содержание занятия

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Задания каждого этапа

Используемые методы и приемы

Формы организации деятельности

I этап:

Организационный момент

Актуализация необходимых знаний

Цель: создать соответствующий эмоциональный настрой, психологически подготовить учащихся к усвоению нового материала.

Упражнение «Импульс»

С помощью рук отправим друг, другу хорошее настроение.

Проверяет домашнее задание, выясняя, что можно узнать из содержания этикетки товара. Сообщает, что любой товар, предназначенный для продажи, имеет свою этикетку. Предлагает закончить предложение «Этикетка на товаре нужна для того, чтобы…»

Берутся за руки с соседями по партам, слегка их сжимают.

Обсуждают выполнение задания «Этикетка» в рабочей тетради с. 38. Предлагают свои варианты фраз, чтобы закончить предложение.

Закончи предложение «Этикетка на товаре нужна для того, чтобы…»

Словесный метод

(беседа, рассказ, дискуссия).

Прием «Импульс»

Фронтальная

II этап: Мотивация познавательной деятельности

Цель: направить учащихся на учебную и познавательную деятельность как на средство достижения целей.

Располагает на доске несколько этикеток от подарков. Выясняет, для кого могут быть предназначены эти подарки. Уточняет, какой подарок и почему приятнее получать от сына или дочки родителям: купленный в магазине или сделанный своими руками.

Предлагает сделать картину из нового природного материала. Просит перечислить уже известные природные материалы. Для определения нового материала загадывает загадку: «Весной-травкой шелковистой, летом – нивой золотистой, ну а зимнею порой – аппликацией – игрою. Суха и очень ломка, зовут ее …(соломка)».

Просит рассказать, что можно сделать из соломки (прогнозирование).

Показывает изделия из соломы. Сообщает, что человек всегда стремился вносить в свою жизнь красоту. Предмет сначала изготавливался для употребления, а затем к нему прикладывался декор (украшение). Так возникло декоративно-прикладное искусство, к которому относятся и изделия народных промыслов. Картины из соломы – один из видов декоративно-прикладного искусства. Хлебушком  кормились, а сухие стебли соломы использовали как в быту, так и для изготовления украшений.

Высказывают предложения, отвечают на вопросы, обосновывают свое мнение.

Вспоминают природные материалы, перечисляют их. Отгадывают загадку, объясняют отгадку.

Вспоминают, какие соломенные изделия видели, называют аппликации, предметы быта: метелки, веники, плетеные корзины, вазы, кашпо, коврики, мебель, абажуры и т.д.

Перечислите природные материалы, которые уже использовали ранее для изготовления поделок.

Загадка

«Весной-травкой шелковистой, летом – нивой золотистой, ну а зимнею порой – аппликацией – игрою. Суха и очень ломка, зовут ее …(соломка)».

Предположите, что можно изготовить из соломы.

Словесный метод (беседа, рассказ, дискуссия)

Метод иллюстраций

Фронтальная

III этап Организация познавательной деятельности

Цель: открытие нового знания,

организация

учебной деятельности.

Лабораторная работа. 

Раздает детям тонкие веточки деревьев, травянистые стебли и соломку. Выясняет в беседе, как солому можно отличить от других предметов. Предлагает описать, как выглядит солома. Обращает внимание на то, что изделия из соломки очень привлекательны, красивы. Солома – замечательный материал для работы. Издавна народ применяет ее для изготовления легких и прочных вещей.

Знакомит с технологией подготовки соломки к работе по учебнику с. 85-86.

Предлагает ответить, какая соломка подходит для выполнения аппликации, какая часть соломки понадобится для работы.

Делит учащихся на группы.

Предлагает заполнить таблицу «Способы подготовки соломки» по группам.

Выясняет, какой способ подготовки соломенных лент кажется более простым и почему.

Организует работу с условными обозначениями (учебник с. 87).

Метод «Оценщик»

Учитель представляет образец для анализа (аппликация из соломки) и говорит, к нам поступил заказ нужно оценить изделие. Для этого мы создаем группы оценщиков (экспертов), 1 группа получает лист бумаги с надписью заключение эксперта (оценщика), на котором ведут записи оценщики, анализируя форму изделия; 2 группа анализируют материалы, из которых сделано изделие, так же ведут запись на листах-заключениях; 3 группа: объясняет назначение изделия. Затем представляют «заключения  оценщиков» (по 1 человеку от группы в устной форме), после выступления групп, идет обсуждение всем классом стоимости материалов для изготовления изделия (аппликация из соломки) и общая стоимость изделия.

Руководит составлением плана работы, заполнением технологической карты.

Объясняет прием работы с резаком, выясняет правила безопасной работы.

В ходе самостоятельной работы наблюдает за действиями учащихся, контролирует соблюдение правил безопасности.

Рассматривают раздаточный материал, находят солому, наблюдают, сравнивают, исследуют свойства соломы. Делают вывод: солома – это полый внутри стебель, легко обрабатываемый материал. Она золотистая, гладкая, гибкая, пахучая. Учитывая свойства соломы, её можно использовать для изготовления аппликации.

Читают текст учебника о технологии подготовки соломки.

Осуществляют поиск информации, отбирают материал для ответа на вопросы учителя.

Заполняют таблицу «Способы подготовки соломки» по группам:

1.Горячий способ (разрезать соломину вдоль ствола, положить на стопку газет, прижать горячим утюгом).

2.Холодный способ (разрезать соломину вдоль ствола, раскрыть на доске, прогладить кольцами ножниц).

Представляют выполненное задание в устной форме, по 1 человеку от группы.

Делают вывод: более прост холодный способ. Объясняют свое решение.

Определяют по условным обозначениям, что работа трудная, требует дополнительного времени, изделие надо доделать дома.

Наблюдают, анализируют образец  по группам:

1 анализируют формы изделия;

2 анализируют материалы, из которых сделано изделие;

3 объясняют назначение изделия.

Представляют результаты в устной форме.

С помощью учителя определяют стоимость необходимых материалов для изготовления изделия и общую стоимость изделия.

С помощью (учебника с. 87) составляют план работы по созданию аппликации из соломки, на его основе заполняют технологическую карту (рабочая тетрадь с. 40 – 41).

Работа с электронным приложение к учебнику Презентация «Аппликация из соломки».

Самостоятельная работа

Выполняют аппликацию. Контролируют и корректируют свою работу. Соотносят этапы работы с технологической картой, слайдовым и текстовыми планами. Выполняют раскрой деталей по шаблону. Соблюдают правила безопасной работы инструментами.

Сравнить, выявить отличительные признаки данных природных материалов.

Исследовать свойства соломы.

Работа с текстом «Технология подготовки соломки» учебника с. 85-86.

Заполнить таблицу «Способы подготовки соломки».

Проанализировать образец изделия.

Самостоятельно с помощью технологической карты выполнить аппликацию.

Практический метод (лабораторная работа),

Словесный метод (беседа, работа с учебником, работа с таблицей).

Активные методы обучения (Метод оценщик)

Фронтальная

Групповая

Индивидуальная

IV. Подведение итогов

Цель: проверить усвоение темы с помощью самостоятельной работы и самопроверки по эталону.

По завершении работы просит оценить изделие согласно критериям (рабочая тетрадь с. 41): композиция, цветное решение, самостоятельность, аккуратность.

Рассматривают свои работы, оценивают в баллах, сообщают о возникших трудностях и их преодолении, называют правила работы, которые понадобилось вспомнить.

Самостоятельно оценить изделие по критериям (рабочая тетрадь с. 41).

Индивидуальная

 

Самоанализ занятия

(письменный)

  1. Насколько удачно было отобрано содержание урока в соответствии с поставленной целью? По объёму материал был подобран верно, т.к. уложилась во временные рамки урока, и дети не испытывали большие трудности в его выполнении. Предложенный материал урока тесно связан с жизнью. Отобранный материал, позволил достичь цели поставленной на уроке.
  2. Можно считать, что избранное сочетание методов, приемов, форм и средств обучения является на уроке оптимальным для данного класса?  С точки зрения психологии и методики преподавания все  использованные на уроке приемы работы  соответствовали возрастным возможностям учащихся. Успешному ходу урока  способствовал правильный   подбор  материала. Содержание урока полностью  соответствовало  требованиям программы.
  3. За счет чего обеспечивалась высокая работоспособность школьников в течение всего урока? Продуктивной деятельности учащихся способствовали различные методы обучения: словесные (беседа, объяснение), наглядные (метод иллюстраций), практические (лабораторная работа, самостоятельная работа), а также активные методы обучения (игровой метод «Оценщик», работа в группах). 
  4. Рационально было распределено время на этапы урока?  Время между отдельными частями урока было распределено   вполне грамотно и рационально: 2 минут на приветствие, 6 минут на проверку  устного домашнего задания, 13 минут  на введение нового материала , 20 минут на отработку и закрепление введенного материала, 4 минуты подведение итогов (рефлексия).  
  5. Логичны были "связки" между этапами урока? Этапы урока логически взаимосвязаны между собой.
  6. Произошло ли самостоятельное «открытие» детьми нового знания? Да, учащиеся в ходе исследования (лабораторной работы) природного материала соломы, сделали вывод, что этот природный материал пригоден для изготовления аппликаций, изучили самостоятельно в группах способы обработки соломы. Применяя полученные знания, изготовили самостоятельно аппликации.
  7. Были запасные методические «ходы» на случай непредвиденной ситуации?  Нет, но в дальнейшем обязательно буду их продумывать и использовать в своей деятельности.
  8. Какова психологическая атмосфера урока? Получили учащиеся удовлетворение от урока? Приведите примеры. Учащиеся на уроке были достаточно активны и мотивированны. Каждому ребенку на уроке было комфортно, каждый ребенок был по своему успешен. Аппликациями  дети украсят свои комнаты дома.
  9. Как Вы сами оцениваете результаты своего урока? Удалось ли решить все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему? Получили удовлетворение от урока? Что стоит исправить? Над чем нужно еще поработать? Мне было легко вести урок, ученики быстро включались в работу. Меня порадовали и удивили дети.  Цель урока можно считать достигнута,   план урока выполнен, материал дети усвоили; я полагаю, что все научились подготавливать соломенные ленты холодным способом и применять их для изготовления аппликации. 
  10.  Насколько органична, оказалась данная модель урока для Вас и учеников? Содержание урока полностью  соответствовало  требованиям программы и возрастным нормам учащихся, в данной  модели урока  удалось использовать все формы организации деятельности (фронтальную,  групповую, индивидуальную), это помогло включить в работу всех учащихся. Активность ребят порадовала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект учебного занятия по теме "Части речи" 3 класс.

Учебное занятие по теме "Части речи" относится к блоку "Как устроен наш язык". 3 класс. Образовательная программа "Начальная школа XXI века". На занятии используются компетентностно - ориентированные ...

Проект учебного занятия "Что такое антонимы?"

Разработана технологическая карта. Описаны результаты деятельности учащихся...

Проект учебного занятия

Проект учебного занятия по окружающему миру 3 класс. Тема "Русская трапеза". Занятие построено в форме имитационного моделирования....

Проект учебного занятия по литературному чтению во 2 «В» классе (с применением совместного проекта Министерства образования и науки РТ «Совершенствование качества преподавания в РТ» и сингапурской компании)

Проект учебного занятия по литературному чтению во 2 «В» классе (с применением совместного проекта Министерства  образования и науки РТ «Совершенствование качества преподавания в РТ» и синга...

Проект учебного занятия

Проект урока по теме И. Пивоварова "Как провожают парохады" 4 класс. УМК "Перспективная начальная школа"....

Проект учебного занятия по окружающему миру

Куприянова Ирина Михайловна МБОУ»СОШ»№29, г. Череповец Проект учебного занятия по окружающему миру Предмет: окружающий мир, 1 класс, УМК «Планета знаний» Тема учебного занятия: «Будь здоров» Тип ...

Проект учебного занятия по литературному чтению «Готовимся к празднику «Литературный новый год» (1-2 урока)

Данное учебное занятие по литературному чтению подготовлено в соответствии с рабочей программой по предмету для учащихся 2 класса по УМК «Перспектива». На занятии предполагается групповая работа, где ...