Программа по внеурочной деятельности "Оч.умелые ручки"
календарно-тематическое планирование по технологии (2, 3 класс)

Жехновская Наталья Николаевна

Программа содержит планирование занятий работы с бисером и занятий по оригами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл och.umelye_ruchki_3_z.docx27.81 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа курса дополнительного образования

                                                   «Оч.умелые ручки»

                                                     

Срок реализации программы: 2019/2020 учебный год

                                     

                                        Программу составила: Жехновская Наталья Николаевна                    

Санкт-Петербург

2019

Пояснительная записка

В настоящее время актуальна проблема сохранения культурной самобытности народа, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей. Декоративное прикладное творчество – неотъемлемая часть культуры, уходящей корнями в народное творчество, и непрерывно развивающейся и совершенствующейся в соответствии с запросами современного общества.

Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности «Декоративно-прикладное творчество» несёт в себе прикладной практико- ориентированный характер. Разработана на основе типовых программ, с учётом учебных стандартов образовательных школ России, программы образовательной области «Технология»; методических пособий: Т.Б.Сержантова «Оригами .Лучшие модели» М. Айрис-пресвс,2008; Пособие для руководителей кружков. – М.: Просвещение, 2009; Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги: Книга для воспитателей детского сада и родителей. – М.: Просвещение, 2011;Т. Н.Баскова «Бисер. Уроки труда в начальной школе»

Настоящая программа является существенным дополнением в решении   развивающих, воспитательных, образовательных задач педагогики. Способствует обучению детей через творческую совместную  деятельность, направленную на постановку проблемы и решение проблемных ситуаций в индивидуальной и коллективно- творческой деятельности.

Цели программы: развивать творческие способности обучающихся, способствовать развитию интереса к декоративно-прикладному творчеству обучающихся, формировать эстетический вкус.

Задачи: 

Образовательные:

  • Обучение   технике эксперимента для решения задач в процессе изготовления изделий: выбор последовательности кроя, сборки, раскладки и замены деталей и материала;
  • Формировать устойчивые знания по основам композиции, цветоведения, материаловедения;
  • Организация  производительного труда, соединяя приобретённые знания и умения, навыки творчества;
  • Обучение  разным способам использования материалов (бумага, ткань, соленое тесто, бисер и др.) при изготовлении изделий, работать с инструментами и приспособлениями, используемыми в декоративном творчестве;

Воспитательные:

  •  Формирование  умения работать в коллективе;
  • Воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, терпения, умения доводить начатое дело до конца.

Развивающие:

  •  Развитие компетенций учащихся, которые помогут им: разбираться в схемах, чертежах, выражать свой замысел с помощью эскизов, чертежей;
  • Развитие  находчивости, устойчивого интереса декоративно-прикладному творчеству, к поисковой деятельности.

Характеристика  программы:

Тип программы : дополнительная, образовательная;

Направленность: художественно- эстетическая;

Вид- модифицированная;

Формы проведения занятий: групповые.

Количество учебных часов: год-68ч

                                                неделя -2часа

Ожидаемый результат:

  • Активизация познавательной и творческой деятельности;
  • Сформированные знания о разделах декоративно- прикладного творчества;

      Фантазия – это общая объединяющая для разных видов народного творчества. Занятия в кружке открывают большие возможности для развития детской инициативы, творчества, позволяют соединить изобразительную (эскиз, чертеж, схема) и трудовую деятельность при выполнении изделий из бумаги и бисера.

Занятия в кружке способствует развитию вкуса, пробуждению положительных эмоций. Выработке жизненно важных качеств: трудолюбия, аккуратности, целеустремлённости, патриотизма, умения работать самостоятельно. Изделия, изготовленные руками детей, могут служить для младших - предметом игр, для старших - украшением одежды, интерьера. Разнообразие занятий помогает поддерживать у ребёнка высокий уровень интереса к рукоделию. Овладев несколькими видами рукоделия и комбинируя их, ребёнок получает возможность создать изделия с применением различной техники. Чередование занятий разными видами рукоделия даёт возможность ребёнку найти себя в одном из видов творчества. Наиболее полно реализовать в нём свои способности.

Программа занятия включает следующие разделы:

1. Вводное занятие.

2. Работа с бумагой.

3. Работа с бисером.

В разделе «Работа с бумагой» обучающиеся получают навыки работы с бумагой, знания об оригами, умение читать схемы и чертежи.

Раздел «Работа с бисером». Казалось бы, ничего общего с первыми разделом программы нет. Но прежде чем получить готовое изделие, необходимо: прочитать схему или сделать чертеж; подобрать контрастные или близкие цвета; использовать для основы материалы разных свойств (проволока, леска, нитки и т. д.); использовать бисер для украшения и отделки готовых игрушек (глаза, усы, точки, украшения одежды).

На всех этапах обучающиеся привлекаются к изготовлению образцов, шаблонов, составлению композиций. Приветствуется самостоятельный поиск в различной литературе эскизов, схем, чертежей.

Программа носит вариативный характер и зависит от интереса детей в группах, возраста, года обучения, поэтому возможен перенос изучаемых тем. Программой предусмотрено участие в районной выставке детского творчества, в республиканских выставках и др.

На занятиях предусматривается следующие формы организации учебной деятельности:

- фронтальная (одновременно со всеми) при обработке определённых технологических приёмов.

- групповая, распределение обучающихся по группам для выполнения определённой работы.

-индивидуальная, даётся самостоятельное задание с учётом возможностей обучающегося.

Основные формы контроля: тесты, анкетирование, игры, творческие отчёты, зачёты, викторины.

Реализация программы способствует овладению учащимися: техникой бисероплетения, работе с бумагой, формирует умение работать в коллективе, ценить труд, вложенный в работу, вырабатывает интерес к рукоделию.

Содержание программы

Вводное занятие. Техника безопасности. Инструменты, материалы и приспособления. Продолжить знакомство учащихся с декоративно-прикладным направлением кружка. Ознакомить учащихся с программой обучения на текущий год. Установить график дежурства в кабинете. Знакомство с учебной литературой для учащихся.

Работа с бумагой. Свойства бумаги. Правила безопасности при работе с ножницами, клеем. Приемы складывания модулей. Изготовление объёмных изделий.

Работа с бисером. Продолжить отрабатывать технику плетения на леске и проволоке. Научить скручивать бисер на проволоке в формы листочков, цветов.

Практическая работа. Плетение на проволоке броши, лилии. Скручивание бисера на проволоке двумя-тремя дугами. Осуществлять самоконтроль, сравнивать с образцом.

 Методическое обеспечение программы

Основной дидактический принцип обучения- обучение в предметно-практической деятельности. В процессе реализации программы используются разнообразные методу обучения : объяснительно- иллюстративный, рассказ, беседа,работа с книгой, демонстрация, упражнение, практические работы репродуктивного и творческого характера, методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра, проблено- поисковый метод, ситуационный, экскурсии. С целью уровней обученности предлагается следующая градация:

1 уровень- репродуктивный, с помощью педагога;

 2 уровень- репродуктивный, без помощи педагога,

3 уровень- продуктивный;

4 уровень- творческий.

            Педагогический контроль знаний, умений, навыков обучающихся осуществляется в несколько этапов и предусматривает несколько уровней:

  1. Промежуточный контроль:
  2. Тестовый контроль. Представляет проверку репродуктивного уровня усвоения теоритических знаний с использованием карточек заданий по темам изученного курса;
  3. Фронтальная и индивидуальная беседа;
  4. Цифровой, графический и терминологический диктанты;
  5. Выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней сложности;
  6. Решение ситуационных задач, направленные на проверку умений использовать приобретённые знания на практике.
  7. Решение кроссвордов;
  8. Игровые формы контроля;

               Промежуточный контроль предусматривает участие в конкурсах и выставках декоративно- прикладного творчества разного уровня.

           Итоговый контроль проводится по сумме показателей за всё время обучения в творческом объединении, предусматривает выполнение комплексной работы, включающей изготовление изделия по единой предложенной схеме и творческую работу по собственным эскизам с использованием различных материалов.

         Конечным результатом выполнения программы предполагается выход учащихся на 3-4 уровни  обученности. Участие в выставках и конкурсах различных уровней.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата

Кол-во часов

Наименование разделов

1

1

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.

Работа с бумагой 34ч.

2

1

Происхождение оригами (беседа)

3

1

Страна оригами

4

1

Таблица взаимосвязи базовых форм

5

1

Условные знаки, принятые в оригами

6

1

Базовая форма «Треугольник»

7

1

Базовая форма «Книжка»

8-9

2

Базовая форма «Дверь»

10-11

2

Базовая форма «Воздушный змей»

12-13

2

Базовая форма «Блин»

14-15

2

Базовая форма «Рыба»

16-17

2

Базовая форма «Дом»

18-19

2

Базовая форма «Катамаран»

20-22

3

Базовая форма «Двойной треугольник»

23-25

3

Базовая форма «Квадрат»

26-28

3

Базовая форма «Птица»

29-31

3

Базовая форма «Лягушка»

    32-34

3

Объемное моделирование из готовых модулей

Работа с бисером 34ч.

35

1

Секреты основы бисероплетения  (беседа: воспитательная работа)

36

1

Низание в одну нить

37

1

Продольное низание цепочки из бусин одной величины

38-39

2

Продольное низание цепочки с пупырышками

40-41

2

Продольное низание в несколько нитей(последовательное)

42-44

3

Продольное низание зигзагообразно цепочки

45-46

2

Низание в крестик

47-49

3

Параллельное низание на проволоке

50-54

5

Низание контурного изображения на проволоке

55-57

3

Низание в одну и в две нити

58-62

5

Низание в две нити

63-68

6

Круговое плетение. Плетение жгута.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умелые ручки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности на 1 класс....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умелые ручки". 1 класс. Школа 2100

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умелые ручки". 1 класс. Школа 2100...

Авторская программа по внеурочной деятельности "Умелые ручки" (2 класс)

 В данной программе "Умелые ручки" предусмотрена работа по расширению знаний и умений детей по обработке различных материалов. Дети знакомятся с такими операциями, как резание, плетение, с...

рабочая программа по внеурочной деятельности "Умелые ручки"

программа разработана для внеурочной деятельности 1-4 классы "Умелые ручки"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности" Умелые ручки" 2 класс

Общекультурное направление внеурочной деятельности. В программе представлены цели и задачи данного курса, планируемые результаты, основное содержание программы и тематическое планирование....

Рабочая программа по внеурочной деятельности ""Умелые ручки" 3 класс

1. Пояснительная записка2. календарно - тематическое планирование...