Виды аппликационных работ в начальной школе
методическая разработка по технологии

Бардалист Оксана Николаевна

Выявление и описание особенностей обучения младших школьников аппликации на уроках технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vidy_applikatsionnyh_rabot_v_nachalnoy_shkole.doc118 КБ

Предварительный просмотр:

 «Виды аппликационных работ в начальной школе»

Содержание

                                                                                                                      стр.

Введение……………………………………………………………..…...…..3

Глава I. Аппликация как вид декоративно – прикладного

искусства……………………………………………………..….…..….……5

1.1. Из истории аппликации…………………………………………………5

1.2. Виды аппликационных работ…………………………….…….…..…..9

1.3. Материалы для аппликации…………………..……………………..…11

1.4.Инструменты и приспособления для выполнения  аппликации…………………………………………………………….....…..13

1.5. Технология выполнения аппликации ………………………….…...…15

Глава II. Преподавание аппликации на уроках технологии в начальной школе…………………………………………………………………..…...…16

2.1. Место аппликации в учебных программах по технологии в начальной школе….………………………………………………………………..…..…16

2.2. Методические рекомендации по изучению аппликации на уроках технологии в начальной школе……………………………………….…..….19

Заключение………………………………………………………….......….….21

Список литературы……………………………………………………..…..…23

Введение

                                                                  Детское сердце чутко к призыву

                                                                  творить красоту…важно только,

                                                                 чтобы за призывами следовал труд.

                                                                                                В.А.Сухомлинский

В «Концепции содержания непрерывного образования дошкольного начального звена» главной целью является оптимальное развитие личности каждого ребенка, его творческих способностей, интересов и склонностей.

Учителю начальных классов необходимо не только заметить увлеченность детей, но, главное, помочь им развить творческое воображение и фантазию. Для этого важно, чтобы ребенок проявлял любовь к прекрасному не только путем созерцания и разговоров, но и, будучи взрослым, вносил бы красоту в быт, во все окружающее, становясь настоящей творческой личностью.

Большими развивающими возможностями располагает техника выполнения аппликации. Аппликационные работы способствуют развитию глазомера, чувства формы, ритма, соотношения частей и целого, пониманию цвета и его преобразования, воспитывают аккуратность, терпеливость, помогают выражению собственной фантазии и т. д. Работа над аппликацией способствует приобретению умений действовать карандашом, ножницами, наносить клей кисточкой, приклеивать детали и т. п.

Щеблыкин И.К. определил аппликацию как  разновидность вышивки, применяемой «для украшения одежды, предметов быта, для создания самостоятельных декоративных панно». Аппликация относится к декоративно-прикладному искусству. (1, стр. 5).

Аппликация (от латинского аррliсаtiо — накладывание) - это способ создания художественных изображений из различных форм, фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных или нашитых на соответствующий фон. (10).

В качестве исследования выбрана тема: «Виды аппликационных работ в начальной школе».

Цель исследования: выявить и описать особенности обучения младших школьников аппликации на уроках технологии.

Задачи:

  1. Описать историю аппликации.
  2. Выявить виды аппликационных работ.
  3. Охарактеризовать материалы, инструменты и приспособления, необходимые для работы с аппликацией.
  4. Выяснить технологию выполнения аппликации.
  5. Установить место аппликации в учебных программах по трудовому обучению начальной школы.
  6. Дать методические рекомендации по изучению аппликации на уроках технологии в начальной школе.

Глава I. Аппликация как вид декоративно – прикладного

искусства

  1. Из истории аппликации

На основании работы Гусаровой И.Л. Аппликация в детском саду (2),  можно выявить, что аппликация появилась более 2500 лет назад у кочевых народов. Украшали ею одежду, обувь, жилище. Работы выполняли из кожи, меха, войлока.

Значительно позже материалом для аппликации стали ткани. Узор получали нашивкой кусочков ткани на материал, служащий фоном. Аппликациями из тканей украшали одежду и предметы домашнего обихода.

Вырезывание из бумаги, получившее свое развитие лишь в XVI в., можно считать наиболее «молодым» видом аппликация.

Занимались искусством вырезывания из бумаги многие замечательные художники и скульпторы прошлого: Альбрехт Дюрер, Питер Пауль Рубенс, датский скульптор Бертель Торвальдсен. Славился своим умением вырезывать и знаменитый сказочник Ганс Христиан Андерсен, создавший многофигурные силуэтные композиции по мотивам собственных сказок.

Широко бытовали профильный портрет и жанровые оценки.

Техника изображения была различной: либо рисунок тушью, либо вырезка из однотонной бумаги, т. е. аппликация.

В первой половине XIX в. крупнейшим мастером силуэта можно считать художника Ф. П. Толстого. Пятьдесят его силуэтных работ хранятся в Эрмитаже, двадцать — в Русском музее. Среди них — эпизоды из истории войны 1812 г., сцены охоты, морские и сельские пейзажи, жанровые сценки, а также изображения жуков, бабочек, стрекоз и многое другое (3, стр. 8).

Искусство силуэта возрождалось и развивалось в XX в. и нашло отражение в творчестве таких художников, как Г. Нарбут,

М. Добужинский, Д. Митрохин, Е. Кругликова. Особенно большой популярностью пользовались вырезки Е. Кругликовой. Она создавала картины со сложной композицией (например, «Париж накануне войны»), с большим количеством фигур и деталей.

Издавна славились на Украине, в Белоруссии бумажные узорчатые занавески — фиранки. Высокую оценку и довольно широкую популярность получили работы учащихся художественно-промысловой профшколы в Каменец-Подольске — витинянки. Это простые украшения, вырезанные из цветной бумаги, которые имеют четкие, чисто графические формы. Наиболее простой способ вырезывания — складывание бумаги пополам. Из бумаги, сложенной пополам, вырезали деревья, вазы, птиц, в несколько раз — фигурки в хороводе.

Вырезыванием чаще всего занимались девушки и женщины, работая ножницами без предварительного рисунка.

Из бумаги создавались даже картины с незамысловатыми сюжетами, где изображались птицы, звери, рыбы, растения, архитектурные сооружения. Вырезки наклеивались на стены, окна, в простенках.

На протяжении многих веков в деревнях и маленьких городках Польши наряду с живописью, которая была достоянием узкого круга людей, развивалось народное творчество — выцинанки. Декоративные узоры, вырезанные ножницами из бумаги, наклеивали на стены и потолки свежевыбеленных изб.

К древнейшим мотивам аппликации относятся так называемые деревца (узоры, очертания которых напоминают разветвленное дерево), человеческие фигурки, петухи, ажурные салфетки с бахромой или окаймленные надрезами, напоминающими острие стрел.

В тематических вырезках преобладали узоры, изображающие деревенские свадьбы, праздники.

Вырезки и «забавки» польских крестьян являются излюбленным украшением быта. Они отличаются многоцветной красочностью, смелостью, юмором, поражают выразительностью и жизненной правдой.         Современные выцинанки обогащаются новыми мотивами: голубь — символ мира, силуэты Дворца культуры и науки в Варшаве и т. д.

В настоящее время аппликация широко процветает в народном искусстве нашей страны и социалистических стран.

Продолжает жить вырезывание из бересты во многих областях России. Особенно славятся изделия Шемаготской артели Вологодской области — ажурные шкатулки и ларцы.

Используется аппликация и в оформлении современной, особенно детской и молодежной, одежды.

Бумажная аппликация широко бытует в детских учреждениях прибалтийских республик.

Простота и четкость контуров, локальность цвета, ясность симметричных композиций делают аппликацию особенно близкой детям, доступной их восприятию, поэтому аппликацию используют в оформлении помещений детского сада, детской одежды, праздничных атрибутов и т. п.

Вместе с тем и сама техника вырезывания из бумаги может быть освоена детьми дошкольного возраста. Русский художник И. Е. Репин, по его собственному признанию, приобщился к искусству через простонародную художественную деятельность - вырезывание из бумаги, которым он в совершенстве овладел в возрасте четырех-пяти лет. Маленький Илюша Репин вместе со своей сестрой покрывал окошки чугуевского дома затейливыми фигурками животных и людей на радость прохожим. Яркие, праздничные аппликации — различные композиции декоративных цветов в вазонах, золотистые колосья пшеницы, кукурузы, подсолнухи, фрукты, петухи, диковинные птицы — все это представляется на многочисленных выставках декоративно-прикладного искусства.

Аппликации уделяли внимание и видные художники зарубежных стран. Интересны своеобразные аппликации видного французского живописца Анри Матисса. Матисс окрашивал белые листы бумаги яркой гуашью, а затем вырезал из нее без предварительного рисунка силуэты. В его вырезках нет и намека на детали. Главную роль играет цвет. «Цвета надо уравновесить так, — говорил Матисс, — чтобы один цвет не погашал другой. Цвета должны не уничтожать, а поддерживать друг друга».

Самая молодая аппликация — флористика.   В  IV в. в Москве было организовано первое в мире общество художников-флористов. Их творчество основано на использовании необычного для аппликации материала — засушенных растений, соломы, тополиного пуха, мха, оболочек от чеснока, репчатого лука.

Много картин, превосходных по своему живописному решению, по изяществу, богатству красок, создано флористами: портреты Н. В. Гоголя, С. Есенина, Л. Н. Толстого, П. Пикассо, выполненные из засушенных растений художником-флористом Н. Алексеевским, «Васильки» — художницей 3. Мамонтовой, «Цикламены» — Е. Гавриловен, «Ромашки и колокольчики» — В. Демидовой и др. Великолепны «Кижи» — аппликация из соломы художника Ю. Унанова.

Работы художников-флористов пользуются неизменным успехом на выставках «Природа и творчество».

1.2. Виды аппликационных работ

Щеблыкин И.К. подразделяет аппликации по своему содержанию на предметные, сюжетные, орнаментальные и шрифтовые. (1).

Предметные аппликации изготовляют из вырезанных геометрических фигур, листьев, фруктов, овощей, цветов, грибов, насекомых. Они наиболее просты и доступны для выполнения детьми младшего школьного возраста.

Сюжетные (тематические) аппликации, состоящие из нескольких разных фигур, часто в динамике (в движении) служат для иллюстрирования литературных произведений (сказок, басен, стихотворений).

Сюжеты по желанию учащихся могут выбираться и на темы сельского хозяйства, промышленности строительства, фантастики и т. п. Для силуэтных аппликаций фигуры вырезают из однотонной бумаги. Упорным трудом можно добиться выполнения красивых силуэтных сюжетов, вырезанных из светлой бумаги и наклеенных на темный фон.

Орнаментальные аппликации применяют для оформления альбомов, стенгазет, пригласительных билетов, поздравительных открыток, сценических декораций, костюмов, украшения объектов труда.

В оформлении много места отводится тексту, а потому велико значение шрифтовых аппликаций, когда красивыми буквами из цветной бумаги оформляют заголовки, лозунги, плакаты, учебные таблицы.

По виду выполнения аппликации Щеблыкин И.К подразделяет их на плоские и объемные.(1).

Плоскую аппликацию выполняют путем вырезания деталей из бумаги, ткани, кожи и других материалов и наклейки их на основание, которое может быть из бумаги, картона, ткани.  

В некоторых случаях детали из бумаги делают способом обрывания. Края таких деталей получаются неровными. Этот способ аппликации хорошо применять в том случае, когда изображают животных, деревья, пушистый снег, меховую шапку. Оборванные края деталей создают впечатление пушистости, шероховатости.

Мозаика аппликацией получается из маленьких кусочков цветной бумаги, которые можно нарезать ножницами или сделать способом обрывания.

Бумажной мозаикой выполняют как контурные, так и сплошные изображения.

Аппликацию из бумаги можно выполнять однослойной и многослойной. К однослойным относятся такие работы, у которых детали наклеены в один слой полностью или частично. При выполнении многослойной аппликации на крупные детали наклеивают в два-три слоя более мелкие детали другого цвета.

Объемная аппликация. Широкое распространение в практической деятельности школьников получила объемная аппликация, создающая некоторую видимость объема. Объемная аппликация увеличивает художественные возможности ученических работ, расширяет творческие возможности ее выполнения. По приемам изготовления ее можно разделить на четыре группы.

1.  Отдельные элементы наклеивают на фон только частью своей плоскости.

2.  На развернутой обложке-сувенире приклеивают детали частью своей плоскости в два-три плана.

3.   На   фон   (основание   аппликации)   наклеивают   какую-нибудь  объемную  деталь   (коробку,  изображающую  скворечник,   автомобиль),   соломинки,   изображающие   бревна,   вату вместо снега и др.

4.  Некоторые   детали   (сердцевину   цветка   или   лепестки) приклеивают   несколько   помятыми   или   выполненными   из гофрированной бумаги, чтобы показать объем игрой материала.

1.3. Материалы для аппликации

Задумав выполнение того или иного изделия, нам нужно подобрать материал для его выполнения.

Основным материалом для аппликации является бумага. Но наряду с ней используются и солома, засушенные растения, береста, кора сосны, ткань.

Наша промышленность выпускает свыше 250 сортов бумаги, различной по цвету и фактуре.

Бумага — материал, состоящий из мелких растительных волокон, соответствующим образом обработанных. В продольном и поперечном направлениях обладает различными механическими и физическими свойствами. Например, бумага, отрезанная по поперечному направлению волокон, при наклеивании дает морщинки, а в продольном — ложится гладко, хорошо приклеивается. При работе следует учитывать эти особенности бумаги. Нельзя забывать, что при промазывании клейстером она разбухает и удлиняется. Поперек волокон бумага удлиняется гораздо больше, чем вдоль них. Если только что промазанную бумагу сразу наклеить, то в результате продолжающегося разбухания и удлинения на бумаге появятся морщинки и складки. Поэтому промазанной бумаге нужно полежать полторы-две минуты. Только после этого можно наклеивать па фон.

Ткань. Конечно, подбор материалов диктует само изделие, как по цвету, так и по фактуре, главное условие здесь – это свойство клейкости ткани.

Для определения клейкости ткани необходимо из выбранного образца вынуть нитку и подпалить её конец. У клеящихся тканей на конце нити должна получиться лепешечка, если сжать пальцами подожженный конец нитки. Ткань должна резаться выжигательным прибором, а не тянуться за иглой. Затем необходимо намочить ткань в горячей воде, при этом ткань ни в коем случае не должна линять, иначе вся ваша работа будет просто-напросто испорчена и принесет вам лишь разочарования. Перед изготовлением изделия следует выполнить образец из всех материалов, отобранных вами. Так можно узнать прочность будущего изделия, проверить цветовое сочетание выбранных материалов.

В работе можно использовать не только новую ткань, но и старые вещи, лоскутки от пошива изделий. Ткань должна быть чистая, хорошо выглаженная.

Аппликация из соломы   - оригинальное русское прикладное искусство.

Солома всегда была незаменимым и неизменно пластическим  украшений, в которых ярко и образно проявились фантазия и мастерство крестьян. Традицией ритуальных действий с соломой и изготовления из нее обрядовых изделий пронизаны многие народные ритуалы и праздники, приходящиеся на зиму, весну, лето. Непременным атрибутом масленицы, Ивана Купалы и других народных праздников у всех славянских народов было соломенное чучело, изображающее человека. Обычай этот уходит корнями в языческую древность.

Особенность картин-аппликаций в удивительной игре света на сверкающей соломе на контрастном фоне черного бархата.

Танец золотистых оттенков меняется каждый раз, когда меняется освещение или направление взгляда.

Аппликации благотворно влияют на психику человека, внося мир и спокойствие в его душу.

В аппликациях из соломы используют натуральную солому пшеницы, ржи, овса и дикорастущих трав.

Вырастут в поле и рожь, и пшеница.

Их обмолотят - солома родится

Руки коснутся её золотые,

И появляются, словно живые,

Смелый наездник и конь златогривый,

Гордый олень и телёнок бодливый,

Парень весёлый с гармошкой, жар-птица

И с золотою короной девица.

Вот ведь какая она не простая

Это соломка, совсем как живая.

В руки возьмёт лишь её мастерица-

Сразу она в чудеса превратится!

1.4.Инструменты и приспособления для аппликации

Оборудование, которое требуется для выполнения аппликаций, несложно: ножницы, кисти для клея, подставка для клеевых кистей, баночка для клея, простой карандаш, коробка для обрезков, тряпочки, газетная бумага.

Ножницы удобнее всего иметь с прямыми концами двух размеров—большие и маленькие. Большие ножницы длиной 14—20 см, прямые, с острыми и закругленными концами предназначены для вырезывания крупных изображений, маленькие длиной 8—10 см — для вырезывания мелких изображений.

Ножницы должны быть не тугими и хорошо наточенными. На первом же занятии надо вспомнить некоторые правила: давать ножницы товарищу и ставить их в стакан можно только кольцами вверх, а не острыми концами, нельзя размахивать ножницами и использовать как указку, словом — соблюдать осторожность при пользовании ножницами.

Кисти для клея. Хорошо иметь 2—3 кисти. Их подбирают в зависимости от размера аппликации. При проклеивании больших плоскостей целесообразно использовать флейцы. Флейцы — это широкие приплюснутые кисти. Мелкие детали аппликации лучше проклеивать маленькой кистью.

По окончании работы кисти следует хорошо отмыть от клея, вытереть, высушить и поставить в стакан ворсом вверх, для сохранения структуры ворса.

Чтобы во время работы клей не капал с кисточки и не пачкал стол, необходимо пользоваться подставками. Их можно склеить самим из картона или ватмана.

Для рисования контуров изображения будущей аппликации можно использовать простые карандаши М и ТМ (мягкий и твердо-мягкий). Они должны быть хорошо отточены. Для прорисовывания контуров нельзя употреблять химические карандаши и авторучки, так как при наклеивании следы от них испачкают аппликацию.

Клейстер раскладывают в любую невысокую посуду: пластмассовые розетки, солонки, керамические блюдца и пр. Посуду сразу же после работы следует мыть, чтобы на ней не засыхал клейстер.

При работе с клеем необходимо иметь влажные и сухие тряпочки: влажные — для протирания рук от клейстера, сухие — для придавливааия наклеиваемых изображений и снятия лишнего клейстера. Тряпочки должны быть всегда чистыми.

В процессе работы над аппликацией вырезанные из бумаги изображения промазывают клеем или клейстером па заранее заготовленной бумаге. Для этой цели используют газетную, журнальную, оберточную бумагу.

1.5. Технология выполнения аппликации

Техника аппликации не сложна для детей. Подготавливается основа под изделие. На отдельном листе бумаги делается эскиз изображения; находят размер, пропорции, цвет, количество необходимых деталей. Далее по разметке из цветной бумаги заготавливают детали и собирают макет на цветной основе. Размечать детали можно любым способом: по линейке, шаблону, рисованием и сгибанием. Раскрой деталей лучше производить ножницами, при определенном навыке — ножом, но можно раскраивать и пальцами, обрывая деталь по контуру. Этот прием используется, когда контур изображения должен быть нечетким (пушистый утенок, котенок, елочка) или когда нужно сделать изображение оригинальным.

В начальных классах может быть использован и другой прием техники аппликации — «одеванием». В этом случае нужное изображение рисуется на отдельном листе, вырезается и применяется как шаблон. По этому шаблону делают разметку частей, требующих разной окраски, вырезают детали и наклеивают на заготовленную цветную основу. Сначала наклеивают детали заднего плана, потом — детали, расположенные ближе к зрителю. Нижние детали надо заготавливать несколько большего размера в местах соприкосновения с верхними деталями, чтобы не было щелей в стыках. На аппликационных изображениях не следует ничего подрисовывать, все детали (даже самые мелкие — глаза, носы, рты) изготовляют из бумаги.

Задания по теме «Аппликация» в каждом классе подбираются так, чтобы дети в процессе их изготовления познакомились с разными видами аппликаций (шрифтовой, орнаментальной, предметной, сюжетной), приобрели знания и навыки разных способов разметки, раскроя бумаги и развивали свои способности в сборке деталей.

Глава II. Преподавание аппликации на уроках трудового обучения в начальной школе

2.1. Место аппликации в учебных программах по технологии в начальной школе

Название программы, автор

I кл.

II кл.

III кл.

IV кл.

Цирулик Н.А. Трудовое обучение

6ч.

Вырезанная из бумаги аппликация на бумажной основе. Симметричное вырезание. Плоская аппликация на бумажной основе из листьев.

8ч. Обрывная аппликация из бумаги на бумажной основе. Плоская аппликация из ткани на бумажной основе. Объемная аппликация из бумаги или природного материала на бумажной или картонной основе. Коллаж (комбинирование в одной работе различных материалов).

6ч. Плоская аппликация из бумаги или ткани на бумажной или тканевой основе. Выпуклая контурная аппликация.

6ч. Лоскутная аппликационная композиция из ткани. Композиция из соломки, стеблей тростника. Рельефная аппликация из ткани.

Конышева Н.М.

Художественно-конструкторская деятельность (основы дизайнобразования)

Аппликация с логическим заданием. Аппликация из геометрических форм, из природного материала.

Аппликация из природных материалов. Мозаика.

Коллажи на  темы природы.

-

Геронимус Т.М.

Трудовое обучение

Плоские аппликации из природных материалов на картоне. Плоские, выпуклые и мозаичные бумажные аппликации с петелькой – подвеской.

Бумажные аппликации из складных, изогнутых и объемных деталей. Аппликации из гофрированного картона. Выпуклая мозаика.

Выпуклая аппликация и прищипанная мозайка. Аппликация из дробленной яичной скорлупы на цветочном горшочке.

Выпуклые аппликации из разглаженной соломки.

Аппликационные работы как вид ручной деятельности включены в ГОС стандарт по технологии.

        Анализ учебных программ показал, что аппликационные работы широко используются на уроках технологии в начальной школе.

        Большое значение аппликационным работам уделяли следующие авторы: Геронимус Т.М., Конышева Н.М., Цирурик Н.А.

        При сравнении программ можно выявить, что программы Геронимус Т.М. и Цирулик Н.А. рассчитаны на четырехлетнее обучение, а программа Конышевой Н.М. на трехлетнее. Но авторы работ сошлись на мнении, что в I кл. необходимо включать аппликационные работы из природного материала.  Выполнение работ в последующих классах у каждого автора свое.

        Татьяна Михайловна расположила выполнение работ на тему аппликация в таком порядке (4,5,6):

  1. изделия из природного материала
  2. бумажная аппликация с использованием специальных инструментов
  3. мозаичная аппликация
  4. аппликация из соломы  

Аналогичный порядок и у Конышевой Н.М. Автор уже в I кл. включил аппликации из геометрических фигур.

Цирулик Н.А. сначала предлагает вырезанную из бумаги аппликацию, также симметричное вырезание, а лишь во II кл. обрывную аппликацию из бумаги.

Опираясь на собственный опыт, я имею другую точку зрения: сначала, должна идти аппликация из природного материала, а затем мозаичная аппликация, а именно, обрывание и прищипывание. Потому что ребята еще не знакомы с такими инструментами как, например, ножницы. А вот, когда они освоят этот вид аппликации, тогда их можно знакомить с аппликациями, для работы с которыми нужны специальные инструменты. Далее я расположила аппликацию из соломы.

        Разрабатывая программу, каждый автор считает свою программу лучшей. Но перед учителями начальных классов, перед учителями технологии всегда есть выбор – они могут выбрать ту программу, которую предпочитают именно они. Не зря ведь разработано такое большое количество программ.

2.2. Методические рекомендации по изучению аппликации на уроках технологии в начальной школе

Существенные методические рекомендации по преподаванию аппликации в начальной школе разработаны в трудах Т.М.Геронимус.

Автор рекомендует понятие аппликация закреплять в I кл. на основе имеющихся знаний детей, которые они получили в детском саду. Дети определили аппликацию как картинки, изготовленные способом приклеивания цветных кусочков на фоновую деталь.

На первом этапе Татьяна Михайловна советует размечать детали любой формы по шаблону или трафарету. Шаблон по форме та же самая деталь, только из картона, ее обводят карандашом на цветной бумаге. А трафарет – дырочка, оставшаяся от шаблона. То есть, одну и ту же деталь можно разметить и по шаблону и по трафарету, соблюдая определенные правила, на что автор делает особенный акцент, так как дети хорошо знают правила, но никогда их не соблюдают. Единственным путем, по мнению автора, является осмысление правила.

Т.М.Геронимус рекомендует учителю тщательно следить, чтобы дети для разметки брали только обрезки бумаги, причем нужно поощрять тех, кто сумел выбрать обрезок наименьшего размера.

Татьяна Михайловна также в своей книге Маленький мастер, 1 класс, выясняет, как правильно работать с ножницами. На самом деле ножницы никогда не двигают. Их только открывают и закрывают. Передвигают же заготовку.

По программе Т.М.Геронимус дети в 1 классе пользуются шаблоном или трафаретом, а уже во 2 и 3 классах – копировальной бумагой.

Следующим этапом является план окончания работы:

  • Каждую деталь аппликации намазывают от середины к краям на кусочке макулатуры;
  • Кисточки кладут только на подставочку;
  • Деталь сразу никогда не укладывают на место, она должна немножко полежать, впитать клей;
  • После укладывания на место деталь притирают рукой через белую макулатуру;
  • Излишки клея вытирают мокрой тряпочкой, чтобы растворить, а не размазать клей;
  • После приклеивания изделие сушат только под прессом.

У каждого автора свои рекомендации к выполнению аппликационных работ, но учитель начальных классов должен придерживаться именно тех, которые ближе ему самому или же разработать свои.

Заключение

Таким образом, исследование показало, что аппликация — один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: их радует яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение фигур, большой интерес вызывает у них техника вырезывания                  и                    наклеивания.

Аппликация появилась много лет назад для украшения одежды, обуви, жилища. Работы выполняли из кожи, меха, войлока.

В настоящее время основными материалами для аппликации является бумага, используют природные материалы, солому, ткань.

Для аппликации не требуется специального оборудования: ножницы, кисти для клея, подставка для клеевых кистей, баночка для клея, простой карандаш, коробка для обрезков, тряпочки, газетная бумага.

Аппликационные работы как вид ручной деятельности включены в ГОС стандарт по технологии.

Данный вид деятельности имеет широкое место в программах по трудовому обучению.

Задания по теме «Аппликация» в каждом классе подбираются так, чтобы дети в процессе их изготовления познакомились с разными видами аппликаций (шрифтовой, орнаментальной, предметной, сюжетной (1)), приобрели знания и навыки разных способов разметки, раскроя бумаги и развивали свои способности в сборке деталей.

Существенные методические рекомендации по преподаванию аппликации в начальной школе разработаны в трудах Т.М.Геронимус

По программе Т.М.Геронимус дети в 1 классе пользуются шаблоном или трафаретом, а уже во 2 и 3 классах – копировальной бумагой.

Дети, выполняя аппликационные работы, приобретают новые знания, закрепляют представления, полученные на других занятиях. Все виды изобразительной деятельности детей, в том числе и аппликация, направлены на формирование у детей определенных знаний, развитие умений, отработку навыков и воспитание личности. Специфика аппликации дает детям возможность активнее усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, о плоскостной форме и композиции. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные формы, сравнивать, накладывая одну форму на другую. Это позволяет быстрее приобрести композиционные знания и умения, что важно не только для создания сюжетных и декоративных аппликаций, но и для рисования.

        Данное исследование может быть продолжено эффективно в рамках выявления методов обучения аппликации на уроках технологии.

 Список литературы

  1. И.К.Щеблыкин, В.И.Романина, И.И.Кагакова Аппликационные работы в начальных классах, М.: «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 1983 г.
  2. Гусарова И.Л. Аппликация в детском саду, М., 1968 г.
  3. М.А.Гусакова Аппликация, М.: «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 1977 г.
  4. М.А.Гусакова, И.П.Фрейтаг Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских, М.: «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 1979 г.
  5. Геронимус Т.М. Маленький мастер. 1 класс: Учебник по трудовому обучению для учащихся 1 класса. – М.: АСТ – ПРЕСС ШКОЛА, 2001 г.
  6. Геронимус Т.М. Маленький мастер. Учебник по трудовому обучению. 2 класс. – М.: АСТ – ПРЕСС ШКОЛА, 2004 г.
  7. Геронимус Т.М. Маленький мастер. 3 класс: Учебник по трудовому обучению для учащихся 3 класса. – М.: АСТ – ПРЕСС ШКОЛА, 2003 г.
  8. Сборник программ для четырехлетней начальной школы. Система Занкова Л.В., ЗАО «Центр общего развития», 2000 г.  Программа Цирулик Н.А. Трудовое обучение.
  9. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы, часть II., М.: «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 2001 г.:
  • Трудовое обучение. Школа мастеров (Геронимус Т.М.)
  • Художественно-конструкторская деятельность (основы дизайнобразования) (Конышева Н.М.)

    10. www. bankreferatov. ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по проведению основных видов орфографических упражнений в начальной школе

В данном материале ракрываютс особенности проведения в начальной школе основных орфографических упражнений таких, как списывание, диктант, орфографический разбор, изложение, сочинение....

Статья "Особенности проведения некоторых видов грамматического разбора в начальной школе"

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов...

Памятка по математике "Виды схем" для учащихся начальной школы.

Памятка по математике "Виды схем" предназначена для учащихся 2-3 х классов. В ней раскрываются правила оформления схематического чертежа, решения и ответа решаемой задачи. Памятка пригодится как учащи...

Сущность и виды нетрадиционных уроков в начальной школе.

Нетрадиционная форма проведения урока....

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СЮЖЕТНО-ИГРОВОГО ВИДА «МОРСКОЕ ЦАРСТВО» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Урок - игра предназначен для детей начальной школы. В ходе урока используется классическая музыка: «Времена года» композиторов Вивальди, Чайковского и других, что способствует развитию эстетического в...

Конспект урока технологии "Народный костюм. Работа с бумагой. Аппликационные работы" 2 класс Школа России

Предмет: ТехнологияКласс: 2Тема урока: Народный костюм. Работа с бумагой. Аппликационные работыЦели урока:-  познакомить учащихся с правилами разметки ткани;- обучить приему разметки тк...