Внеурочная деятельность начальных классов "Город мастеров"
календарно-тематическое планирование по технологии (1, 2, 3, 4 класс)

Чаанмай Алена Борисовна

Рабочая программа с календарно-тематическим планом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gorod_masterov_1.docx51.73 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Город мастеров» 1-4 класс

Пояснительная записка

Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.

Направление: социальное

Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребѐнка. Освоение множества технологических приѐмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаѐт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Важным направлением в содержании программы является духовно-нравственное воспитание младшего школьника. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:

  • патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
  • трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
  • ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;
  • ценностного отношения к природе, окружающей среде;
  • ценностного отношения к здоровью (освоение приѐмов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).

Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

  • интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
  • формирование информационной грамотности современного школьника;
  • развитие коммуникативной компетентности;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учѐтом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путѐм индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.

Цель курса:

  • Развитие творческих способностей младших школьников, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
  • Обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению.
  • Воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека, любви к родному краю и себе.

Задачи курса:

  • - развивать воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, интерес к истории родного края, его культуре;
  • - учить изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов: ткани, меха, бумаги, картона, пластилина, бисера, пряжи, бросового и природного материала;
  • - учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности младших школьников;
  • - воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.

Условия реализации образовательной программы

Для занятий в кружке объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой

деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Детям предлагаются художественно-технические приемы изготовления простейших изделий, доступных для младших школьников объектов труда.

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 6-11 лет, на 4 года обучения.

Общее количество часов: 34 ч.

Из расчѐта 1 час в неделю, 1 класс – 33 часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс –

34 часа.

Следует отметить, что программа каждого года обучения может реализовываться как самостоятельный курс обучения. Группы формируются по годам обучения, а также могут быть и сборные группы.

Учитывая возраст детей, для успешного освоения программы занятия в группе

должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Оптимальное количество детей в каждой группе должно быть не более 5- 10человек.

Содержание учебного курса

Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить себе - место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни.

Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия художественным трудом и повышает заинтересованность учащихся. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира). Система, ориентирующая на уровень ближайшего развития детей, способствует освоению школьниками как опорного учебного материала (исполнительская компетентность), так и выполнению заданий повышенной сложности в режиме дифференциации требований к обучающимся.

Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путѐм индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет возможность принять самостоятельное решение о выборе задания, исходя из степени его сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами. Содержание программы нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, преемственность с дошкольными видами деятельности детей, формирование мотивации детей к труду, к активной деятельности на уроке и во внеурочное время.

В программе уделяется большое внимание формированию информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения). Включены задания, направленные на активный поиск новой информации –в книгах, словарях, справочниках. Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка. Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники.

Развитие коммуникативной компетентности осуществляется за счет приобретения опыта коллективного взаимодействия (работа в парах, в группах, совместные игры и т.д.), формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.

Социализирующую функцию учебно-методических и информационных ресурсов образования обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей.

У ребѐнка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации. Значительное внимание должно уделяться повышению мотивации. Ведь настоящий процесс художественного творчества невозможно представить без особого эмоционального фона, без состояния вдохновения, желания творить. В таком состоянии легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность. Произведения, возникающие в этот момент в руках детей, невозможно сравнить с результатом рутинной работы.

На первом этапе формируется деятельность наблюдения. Ребенок анализирует изображение поделки, пытается понять, как она выполнена, из каких материалов. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы показаны в пособиях в виде схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приѐмы и методы, учиться применять их на других материалах.

Следует помнить, что задача занятия —освоение нового технологического приема или комбинация ранее известных приемов, а не точное повторение поделки, предложенной в пособии. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого учащегося, поскольку допускаются варианты, как упрощения, так и усложнения задания.

Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел. Следует организовывать работу по поиску альтернативных возможностей, подбирать другие материалы, вместо заданных, анализируя при этом существенные и несущественные признаки для данной работы.

                         Личностные и метапредметные результаты освоения курса

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
  • устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
  • адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
  • выраженной познавательной мотивации;
  • устойчивого интереса к новым способам познания;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Метапредметные универсальные учебные действия:

Регулятивные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
  • учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
  • выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи. Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

-допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • контролировать действия партнера.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • владеть монологической и диалогической формой речи.
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

-изготавливать различные поделки из цветной бумаги, пластичного материала.

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом

информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

  • использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
  • высказываться в устной и письменной форме;
  • анализировать объекты, выделять главное;
  • осуществлять синтез (целое из частей);
  • проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения об объекте;
  • обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
  • подводить под понятие;
  • устанавливать аналогии;
  • проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • с помощью изученных методов и приемов изготавливать различные поделки.
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

-использованию методов и приѐмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

Материальное, методическое, кадровое обеспечение программы

Учебные и методические пособия:

  • Научная, специальная, методическая литература (См. список литературы).

Дидактические материалы (из опыта работы педагога):

  • Инструкционные карты сборки изделий.
  • Схемы создания изделий (размноженные на ксероксе).
  • Образцы изделий.
  • Альбом лучших работ детей.
  • Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний.
  • Интернет сайт www.stranamasterov.ru
  • Интернет сайт www.paper-studio.ru
  • Интернет сайт www.increations-ru.blogspot.com

Календарно-тематический план 1 класс (33час)

Раздел тема

Кол-во часов

Дата

Факт

1

Вводное занятие. Принятие правил работы в классе.

Знакомства правила техники безопасности

1

6

06.09

2

Знакомства материалами

1

13.09

3

        Экскурсия  «Наблюдение за природной осенним пейзажем »

1

20.09

4

Апликация из листьев «Природа осенью»

1

27.09

5

Панно мозаика с использованием макаронных крупяных изделийй

2

04.10

11.10

Работа с бумагами

6

6

Вырезанная из бумаги аппликация

2

18.10

25.10

7

Художественное складывание

1

08.11

8

Сложи гармошкой таких зверюшек

1

15.11

9

Оригами условные знаки, принятые в оригами «Заяц»

1

22.11

10

Попробуй сложить рыбу

1

29.11

Лепка «Печатаем» рисунки на пластилиновой основе

5

11

«Прием работы с пластилином»

Отрезать, размять, раскатать, скатать, перекрутить, прищипнуть,вытянуть

2

06.12

13.12

12

Овощи из пластилина

1

20.12

13

«Рисуем» жгутиками из пластилина «Цветик-семицветик»

1

27.12

14

«Рисуем» жгутиками из пластилина «Ягодки

1

17.01

Плетение

6

15

Плетение три пряди

1

24.01

16

Плетение из двух пряди. Узлы

1

31.01

17

Улитка «косичкой»

1

07.02

18

Использовать как закладку

1

21.02

19

Аппликация с использованием «Брелок»

2

28.02

07.03

Моделирование на плоскости

4

21

Аппликация из кругом

2

14.03

21.03

22

Геометрические мозаики

2

04.04

11.04

Конструирование из бумаги

6

23

Мягкая игрушка из бумагами

«Птичка»

2

18.04

25.04

24

Божья коровка

1

02.05

25

Контуры для мозаики

1

     16.05

26

Выкройки и детали для вырезания

1

23.05

27

Итоговая занятия

1

30.05

Всего

33

Календарно-тематический план 2 класс (34 час)

Раздел тема

Кол-во часов

Дата

Факт

1

Вводное занятие. Принятие правил работы в классе.

Знакомства правила техники безопасности

1

6

06.09

2

Знакомства материалами

1

13.09

3

        Экскурсия  «Наблюдение за природной осенним пейзажем »

1

20.09

4

Аппликация из листьев «Природа осенью»

1

27.09

5

Панно мозаика с использованием макаронных крупяных изделий

2

04.10

11.10

Работа с бумагами

6

6

Вырезанная из бумаги аппликация

2

18.10

25.10

7

Художественное складывание

1

08.11

8

Сложи «гармошкой» таких зверюшек

1

15.11

9

Оригами условные знаки, принятые в оригами «Заяц»

1

22.11

10

Попробуй сложить рыбу

1

29.11

Лепка «Печатаем» рисунки на пластилиновой основе

5

11

«Прием работы с пластилином»

Отрезать, размять, раскатать, скатать, перекрутить, прищипнуть,вытянуть

2

06.12

13.12

12

Современные игрушки из пластилина

1

20.12

13

«Рисуем» жгутиками из пластилина «Цветик-семицветик»

1

27.12

14

Пластилиновый град

1

17.01

Плетение

6

15

Плетение три пряди

1

24.01

16

Плетение из двух пряди. Узлы

1

31.01

17

Улитка «косичкой»

1

07.02

18

Использовать как закладку

1

14.02

19

Аппликация с использованием «цветочки»

2

21.02

07.03

Моделирование на плоскости

4

21

Аппликация из кругом

2

14.03

21.03

22

Геометрические мозаики

2

04.04

11.04

Конструирование из бумаги

6

23

Мягкая игрушка из бумагами

«Птичка»

2

18.04

25.04

24

Божья коровка из природными материалами

2

02.05

16.05

25

Контуры для мозаики

1

     23.05

26

Выкройки и детали для вырезания

1

27.05

27

Итоговая занятия

1

30.05

Всего

3

Календарно-тематический план 3 класс (34 час)

Раздел тема

Кол-во часов

Дата

Факт

1

Вводное занятие. Принятие правил работы в классе.

Знакомства правила техники безопасности

1

5

07.09

2

Знакомства материалами

1

14.09

3

        Экскурсия  «Наблюдение за природной осенним пейзажем »

1

21.09

4

Аппликация из листьев «Природа осенью»

1

28.09

5

Панно мозаика с использованием макаронных крупяных изделий

1

05.10

Объемные плетение

6

6

«Гармошка», сплетенная из двух полосок

1

12.10

7

Брелок

2

19.10

26.10

8

Бегемотик

1

09.11

9

Лягушка

1

16.11

10

                   Загадочный зверь

1

23.11

5

11

«Прием работы с пластилином»

Отрезать, размять, раскатать, скатать, перекрутить, прищипнуть,вытянуть

2

07.12

14.12

12

Современные игрушки из пластилина

1

21.12

13

«Рисуем» жгутиками из пластилина «Цветик-семицветик»

1

28.12

14

Пластилиновый град

1

18.01

Плетение с помощю нити и иголки

8

15

Рисунки из узлов

2

25.01

01.02

16

Узоры в круге

2

08.02

15.02

17

Техника изонить «Закладка»

2

22.02

01.03

18

Узоры в треугольнике и кватрате

1

08.03

19

Аппликация с использованием «цветочки»

2

15.03

22.03

Шитье и вышивание

6

21

Швы «через край»и «петельный»

2

05.04

12.04

22

Шов «строчка»

2

19.04

26.04

Пугавца на ножке

2

03.05

10.05

Моделирование и конструирование

4

23

Выкройки и детали для вырезания

2

17.05

24.05

24

Пенал для карандашей

1

27.05

Всего

34

Календарно-тематический план 4 класс (34 час)

Раздел тема

Кол-во часов

Дата

Факт

1

Вводное занятие. Принятие правил работы в классе.

Знакомства правила техники безопасности

1

5

07.09

2

Знакомства материалами

1

14.09

3

        Экскурсия  «Наблюдение за природной осенним пейзажем »

1

21.09

4

Аппликация из листьев «Природа осенью»

1

28.09

5

Панно мозаика с использованием макаронных крупяных изделий

1

05.10

Объемные плетение

6

6

«Гармошка», сплетенная из двух полосок

1

12.10

7

Брелок

2

19.10

26.10

8

Бегемотик

1

09.11

9

Лягушка

1

16.11

10

                   Загадочный зверь

1

23.11

5

11

«Прием работы с пластилином»

Отрезать, размять, раскатать, скатать, перекрутить, прищипнуть,вытянуть

2

07.12

14.12

12

Современные игрушки из пластилина

1

21.12

13

«Рисуем» жгутиками из пластилина «Цветик-семицветик»

1

28.12

14

Пластилиновый град

1

18.01

Плетение с помощю нити и иголки

8

15

Рисунки из узлов

2

25.01

01.02

16

Узоры в круге

2

08.02

15.02

17

Техника изонить «Закладка»

2

22.02

01.03

18

Узоры в треугольнике и кватрате

1

08.03

19

Аппликация с использованием «цветочки»

2

15.03

22.03

Шитье и вышивание

6

21

Швы «через край»и «петельный»

2

05.04

12.04

22

Шов «строчка»

2

19.04

26.04

Пугавца на ножке

2

03.05

10.05

Макраме

4

23

Броши

2

17.05

24.05

24

Праслед

2

27.05

Всего

34

Список литературы

Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. –СПб.: «Литера», 1997 Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветущий сад оригами. – СПб.: «Химия», 1995 Бахметьев А., Кизяков Т. Оч. умелые ручки. – М.: «РОСМЭН», 1999

Виноградова Е.Г. Браслеты из бисера. – СПб.: «Валери СПД», 1999 Гудилина С.И. Чудеса своими руками. –М.: «Аквариум», 1998 Гусакова М.А. Аппликация. – М.: «Просвещение», 1982

Гусакова М.А. Подарки и игрушки своими руками. – М.: «ТЦ Сфера», 2000 Гусакова М.А. Рукоделие в начальных классах. -М.: «Просвещение», 1985 Гусева Н.А. 365 фенечек из бисера. – М.: «Айрис-Пресс», 2003

Докучаева Н. Сказки из даров природы. – СПб.: «Валери СПД», 1998 Еременко Т., Лебедева Л. Стежок за стежком. – М.: «Малыш», 1981

Калинич М.М., Павловская Л.М., Савиных В.П. Рукоделие для детей. – Минск: «Полымя», 1998

Канурская Т.А., Маркман Л.А. Бисер. – М.: «Профиздат», 2000

Конышева Н.М. Наш рукотворный мир. – М.: «Ассоциация ХХIвек», 2000 Конышева Н.М. Секреты мастеров. – М.: «Ассоциация ХХIвек», 2000 Конышева Н.М.Умелые руки. – М.: «Ассоциация ХХIвек», 2000

Конышева Н.М.Чудесная мастерская. – М.: «Ассоциация ХХIвек», 2000 Кочетова С.В. Игрушки для всех. –М.: «Эксмо», 2002

Красовская Е.Т. Вязаный ѐжик: Альбом самоделок. – М.: «Малыш», 1988

Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров. – М.: «Просвещение».1990 Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль: «Академия развития», 1997

Петрунькина А. Фенечки из бисера. – СПб.: «Кристалл», 1998

Пудова В.П., Лежнева Л.В. Легенды о цветах. Приложение к журналу «Оригами». – М.:

«Аким», 1998


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности начальной ступени образования (2 класс) научно-познавательного направления 2012 г

Значение средств связи в истории человеческой цивилизации. Календарные обычаи и обряды, сохранившиеся  у некоторых народов  с древнейших времён....

Открытый урок по внеурочной деятельности. Кружок « Страна Мастеров»

Тема урока : «Изготовление бабочки из различных материалов»Цели урока:               -использование учащимися УУД для самост...

программа внеурочной деятельности кружка "Маленький мастер"

программа по внеурочной деятельности кружка "Маленький мастер" содержит пояснительную записку, содержание данного курса, требования к умениям и знаниям,  учебно-тематический план, ценностные орин...

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Кружок "Город мастеров"

Данная программа ориентирована на воспитание личности,  способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества. Особое внимание в программе уделено п...

Рабочая программа внеурочной деятельности кружок "Маленький мастер"

Рабочая программа с 3 уровнями результатов и мониторинговой картой...

Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности. Кружок «Страна мастеров». Тема: «Работа с соленым тестом. Изготовление поделки «Цветик-семицветик». 2 «В» класс

Цель:расширить кругозор учащихся по  лепке сувениров из солёного теста, ознакомить учащихся с современными материалами, инструментами и приспособлениями при выполнении сувениров из соленого теста...

Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка "Юный мастер".

Занятия в кружке "Юный мастер" знакомят детей с культурой и историей родного края, с разными видами декоративно-прикладного искусства (вышивка, шитье, плетение, т.д.). Уже в начальной школе ...