Программа кружка "Декоративно-прикладное творчество"
рабочая программа по технологии (1, 2, 3, 4 класс)

Программа кружка  "Декоративно-прикладное творчество" для  обучающихся 1-4 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа «Декоративно-прикладное творчество»

Возраст: от 7 до 12 лет

План приема: до 15 детей

Форма обучения: очная

ОВЗ: Нет 

Адрес: 

424031, Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Осипенко, 46

Муниципалитет:

Городской округ Йошкар-Ола

 Все программы организатора:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Йошкар-Олы»

Контакты организации: 

88362423646

olaschool2@yandex.ru

Программа «Декоративно-прикладное творчество» имеет художественную направленность и развивает творческие способности детей, последовательного дифференцированного обучения теоретическим и практическим основам композиции и технологий изготовления сувениров из различных подручных материалов с учётом возрастных особенностей учащихся. По форме организации содержания образовательного процесса программа традиционная, по уровню реализации – базовая.

Актуальность и педагогическая целесообразность

     Актуальность программы «Декоративно-прикладное творчество» заключается в том, что она органично дополняет уроки по изобразительному искусству и технологии. Благодаря этому, занятия по этой программе способствуют разностороннему развитию ребенка. С первого занятия учащиеся выполняют как завершенные, так и не завершённые изделия, требующие более кропотливой работы, с использованием сложных технологий. При определении тематического планирования учитываются возрастные особенности восприятия детьми темы задания, художественные и творческие склонности, интересы и навыки каждого ребёнка. Подготовка к участию в выставках, конкурсах, фестивалях и ярмарках стимулирует детей на детальное изготовление композиции или поделки по соответствующим темам.

Отличительные особенности программы

     Программа  «Декоративно-прикладное творчество»  отличается от других программ художественной направленности тем, что в программе используется подача материала по нарастающей сложности  «от простого к сложному», а в основе обучения заложено несколько видов ручного труда, освоение различных технологий выполнения творческих работ, изучение свойств различных материалов, что даёт детям возможность реализовать любые творческие идеи и приобрести навыки работы с разным материалом (бумага, кожа, природный материал, пластилин, текстиль и др.). У каждого ребёнка есть возможность попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нем, а также позволяет поддерживать интерес к художественному творчеству.

     Новизна программы заключается в том, что она позволяет    параллельно    осваивать   несколько     направлений     декоративно-прикладного творчества, что предоставляет больше возможностей для творческой самореализации обучающихся, чем типовая программа по одному виду деятельности.   Это даёт возможность не только изучать различные виды и техники декоративно-прикладного творчества, и комбинировать их одновременно в каком-либо изделии.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебно – тематический план на первый год обучения:

  1. Вводное занятие - 1 час
  2. Работа с бумагой и картоном – 6 ч
  3. Модульное оригами - 6 ч
  4. Аппликация (сюжетная, плоскостной картонаж, мозаичная, сюжетная полуобъемная) – 6 ч
  5. Работа с природным материалом- 10 ч
  6. Изделия из пластилина - 8 ч
  7. Торцевание – 6 ч
  8. Силуэтное вырезание - 6 ч
  9. Квиллинг - 6 ч
  10. Работа с нитками - 6 ч
  11.  Открытки в различных техниках – 6 ч
  12. Выставка творческих работ - 1 час;

Итого 68 часов.

 

Учебно – тематический план на 2 год обучения:

  1. Вводное занятие - 1 час;
  2. Поделки из природных материалов - 10 ч
  3. Силуэтное вырезание – 3 ч
  4. Оригами – 3 ч
  5. Цветы из ткани - 8 ч
  6. Моделирование из гофрированной бумаги – 6 ч
  7. Изонить – 4 ч
  8. Декупаж –
  9. Изготовление панно, открыток и декоративных изделий с использованием изученных техник – 10 ч
  10. Лепка из пластилина – 4 ч
  11. Изготовление изделий из бросового материала – 6 ч
  12. Работа с фетром. атласными лентами – 9 ч
  13. Выставка творческих работ - 1 час;

Итого 68 часов.

 

Учебно – тематический план 3 год обучения:

  1. Вводное занятие - 1 ч
  2. Модульное оригами – 6 ч
  3. Гофроквиллинг- 4 ч
  4. Работа с природным материалом –10 ч
  5. Работа с фетром. атласными лентами –8 ч
  6. Изготовление декоративных изделия из мешковины и шпагата – 6 ч
  7. Изготовление русской тряпичной куклы – 4 ч.
  8. Декорирование стеклянных бутылок и банок– 2 ч
  9. Изготовление панно, открыток и декоративных изделий с использованием изученных техник – 10 ч
  10.  Канзаши  - 10 ч
  11. Творческие задания на свободную тему – 2 ч
  12. Роспись гипсовых заготовок –4 ч
  13. Выставка творческих работ - 1 ч

Итого 68 часов.

 

Учебно – тематический план 4 год обучения:

  1. Вводное занятие - 1 ч
  2. Сухое валяние - 4 ч
  3. Поделки из фетра и атласных лент- 8 ч
  4. Декорирование предметов – 4 ч
  5. Изготовление изделий из бросового материала - 6 ч
  6. Изготовление топиариев – 8 ч
  7. Работа с фетром, атласными лентами – 10 ч
  8. Изготовление текстильных игрушек – 8 ч
  9. Поделки и композиции из кожи – 4 ч
  10. Рисование шерстью, техника «Живописный войлок» - 4 ч
  11.  Изготовление панно, открыток и декоративных изделий с использованием изученных техник – 10 ч
  12. Выставка творческих работ - 1 час;

Итого 68 часов

 

 

Личностные универсальные учебные действия

У учащихся будут сформированы:

· интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

· познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

· адекватное понимание причин успешности/неуспешности в творческой деятельности.

Учащиеся получат возможность для формирования:

· внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

· выраженной познавательной мотивации;

· устойчивого интереса к новым способам познания.

 

Метапредметные универсальные учебные действия

Регулятивные универсальные учебные действия

Учащиеся научатся:

· планировать свои действия;

· осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

· адекватно воспринимать оценку учителя;

· различать способ и результат действия.

Учащиеся получат возможность научиться:

· проявлять познавательную инициативу;

· самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

 

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

· допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

· учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

· формулировать собственное мнение и позицию;

· договариваться, приходить к общему решению;

· соблюдать корректность в высказываниях;

· задавать вопросы по существу;

· контролировать действия партнёра.

Учащиеся получат возможность научиться:

· учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

· владеть монологической и диалогической формой речи;

· осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

 

Предметные универсальные учебные действия

Познавательные универсальные учебные действия

Учащиеся научатся:

· осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

· высказываться в устной и письменной форме;

· анализировать объекты, выделять главное;

· осуществлять синтез (целое из частей);

· проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

· устанавливать причинно-следственные связи;

· строить рассуждения об объекте.

Учащиеся получат возможность научиться:

· осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

· осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

· использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

 

ПЕДАГОГ Алексеева Людмила Ивановна – учитель начальных классов. Высшая квалификационная категория, стаж 32 года.

ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ

Основные цели работы:

  1. помощь детям в раскрытии и развитии творческих способностей в процессе овладения разными видами прикладного искусства;
  2. помощь детям в обретении жизненного опыта, необходимого для социализации, самоопределения;
  3. общее знакомство с видами народного декоративно-прикладного искусства;
  4. развитие важнейших сфер личности (самосознания, эмоционально-волевой, мотивов поведения, побуждения к творчеству и самостоятельности), обеспечение своевременного и полноценного психологического развития младших школьников;
  5. создание оптимальных условий для развития индивидуальности ребенка.

Реализация программы позволяет решить комплекс задач:

Развивающие:

  • развитие интереса к познавательной деятельности;
  • развитие индивидуальных когнитивных способностей (воображение, пространственное и образное мышление);
  • развитие зрительно-двигательной координации и пространственно-зрительной ориентации, мелкой моторики рук;
  • развитие творческого потенциала.

Образовательные:

  • обучение основам художественной грамоты (изобразительной, декоративной, конструктивной);
  • приобщение к художественной культуре и искусству;
  • формирование устойчивых навыков декоративно-прикладного творчества.

Воспитательные:

  • социализация личности ребенка (естественное преодоление психологических барьеров, толерантность), привитие навыков общения со сверстниками и взрослыми;
  • воспитание эстетического вкуса;
  • воспитание нравственно-волевых качеств: самостоятельности, аккуратности, усидчивости, трудолюбия, целеустремленности.

 

РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ

В результате освоения программы дети должны знать:

  • виды декоративно-прикладного творчества (художественная вышивка, вязание, макраме, декупаж, изонить и др.);
  • название и назначение инструментов и приспособлений для ручного труда (ножницы, кисти для клея, кисти для красок, иголки, спицы, вязальный крючок, пяльцы и т. д.), приемы и правила пользования ими;
  • названия и назначение материалов (бумага, картон, нитки, ткань, бисер, веревки, природный материал и т. д.), их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;
  • правила организации рабочего места;
  • приемы разметки (линейка, угольник, циркуль, шаблон, трафарет);
  • приемы соединения различных деталей (клей, нитки, проволока, щелевые замки);
  • правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами.

 

Должны уметь:

  • правильно организовывать свое рабочее место;
  • пользоваться простейшими инструментами ручного труда;
  • соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами;
  • определять основные части поделок, выделять общие и индивидуальные признаки предметов, анализировать под руководством педагога различные изделия (определять их назначение, материал, из которого они изготовлены, способы соединения деталей и последовательность изготовления);
  • узнавать и называть плоские геометрические фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг) и объемные (конус, цилиндр, пирамида, шар);
  • экономно размечать материалы с помощью трафаретов, шаблонов, линейки, угольника; вырезать строго по разметке;
  • прочно соединять детали между собой, применяя клей, нитки, проволоку;
  • сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность;
  • применять приобретенные навыки на практике.

ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ

Программа реализуется на базе МБОУ «СОШ№ 2 г. Йошкар-Олы» и предназначена для детей данного ОУ. Ограничений по здоровью нет. 

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА

МБОУ «Средняя общеобразовательная  школа №2 г. Йошкар-Олы», кабинет № 7

Кабинет соответствует санитарно-гигиеническим и техническим требованиям.

Оборудование:

·      стулья, рабочие столы для детей;

·      стол и стул педагога;

·      магнитная доска с набором магнитов;

       образцы готовых изделий

·      шкафы для хранения материалов и инструментов.

Материалы и инструменты:

·      ножницы;

·      фигурные ножницы;

·      фигурные дыроколы;

·      линейки;

·      карандаши;

·      краски;

·      инструмент для квиллинга;

·      клеевой пистолет;

·      кисточки;

·      цветная бумага;

·      картон;

       бросовый материал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа кружка "Радуга творчества" 1 класс ФГОС

рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, сприсок литературы...

Рабочая программа кружка "Театр-творчество-дети"

Программа расчитана для детей 1-4 классов....

Программа кружка «Художественное творчество: станем волшебниками», 3 класс

Программа  кружка «Художественное творчество: станем волшебниками» для 3 класса разработана на основе Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния, Ко...

программа кружка "Радуга творчества"

программа кружка "Радуга творчества"...

Приложение к авторской программе кружка "Литературное творчество"

Программа утверждена на уровне Республики Башкортостан, к ней  разработки занятий, рекомендовано для внеурочной деятельности...

Программа кружка "Сундучок творчества"

В кружковых занятиях техническим творчеством закладывается понимание ребёнком культуры труда, этики трудовых отношений...

Программа кружка: "Техническое творчество"

Программа дает возможность растущему человеку проявлять себя,переживать ситуацию успеха ,особенно для неуверенных в себе детей,имеющих те  или иные комплексы,испытывающих  трудности в освоен...