Технология проблемного обучения в начальной школе.
методическая разработка по технологии (1, 2, 3, 4 класс)

Ковалевская Татьяна Михайловна

Проблемное обучение (по Е.Л. Мельниковой) - такая организация

учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя

проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся

по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение

знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей.

  Так что же такое – технология проблемного обучения, и какова его теоретическая основа?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teoreticheskie_osnovy_tehnologii_problemnogo_obucheniya.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

« ЕСЛИ МЫ БУДЕМ УЧИТЬ СЕГОДНЯ ТАК,

КАК МЫ УЧИЛИ ВЧЕРА, МЫ УКРАДЕМ  

                                            У ДЕТЕЙ ЗАВТРА».     ДЖОН ДЬЮИ

 

1. Теоретические основы технологии проблемного обучения

Технология проблемного обучения – это не новое педагогическое явление. Об элементах проблемного обучения упоминал еще Сократ. Особенно близко подходил к этой проблеме К.Д. Ушинский. Например, Ушинский написал: «Мы рассматриваем лучший способ передачи механических комбинаций к рациональному для всего возраста, и в особенности для детского, метод используемый Сократом и обратились к его имени Сократовский. Сократ не наложил мысли слушателям, но, зная, какие противоречия многих мыслей и фактов лежат друг около друга в них головы, которые плохо освещены сознанием, вызвал вопросы эти разряды противоречия в легком кругу сознания, и таким образом вынудил их продвинуться вместе, или разрушить друг другом или урегулировать в третьем свое соединение и понимание мысли».

Технология проблемного обучения основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи (1859 – 1952), основавшего в 1894 году в Чикаго опытную школу, в которой учебный план был заменен игровой и трудовой деятельностью.

Наиболее общее определение технологии проблемного обучения нам дает М.И. Махмутов: «Технология проблемного обучения – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением или готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивости мотивов учения и мыслительных способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности детерминированного системой проблемных ситуаций».

         «Проблемный урок, или  Как открывать знания с учениками» - так

назвала один из своих трудов Елена Леонидовна Мельникова – автор

технологии проблемного диалога, лауреат премии Правительства РФ в

области образования, канд. психологич. наук, доцент кафедры начального и

дошкольного образования АПКиППРО, г. Москва, которая многие годы

пишет о проблемном обучении.

Проблемное обучение (по Е.Л. Мельниковой) - такая организация

учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя

проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся

по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение

знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей.

  Так что же такое – технология проблемного обучения, и какова его теоретическая основа? Технология проблемного обучения – это система обучения, основанная на получении новых знаний учащимися посредством разрешения проблемных ситуаций как практического, так и теоретического характера. При решении проблемных задач проявляется и развивается процесс мышления у любого человека.

 Технология проблемного обучения ставит несколько задач:

 1) усвоение учащимися знаний, умений, приобретенных в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем;

 2) воспитание активной, творческой личности, умеющей видеть, решать нестандартные профессиональные проблемы;

 3) развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений.

Особенности методики.

Проблемные методы - это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами и явлениями их сущность, управляющие ими закономерности.

Различают два типа проблемных ситуаций: педагогическую и психологическую. 

Первая представляет особую организацию учебного процесса, вторая касается деятельности учеников.

Педагогическая проблемная ситуация.

Психологическая проблемная ситуация.

Создаётся с помощью активизирующих действий, постановки учителем вопросов, подчёркивающих противоречия, новизну, важность и другие отличительные качества объекта познания.

Сугубо индивидуальное явление: это «вопросное состояние», поисковая деятельность сознания, психологический дискомфорт. Ни оченьтрудная, ни слишком лёгкая познавательная задача не создаёт проблемной ситуации для учеников.

Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах урока.

Были выделены фазы проблемного обучения, в которых и осуществляется педагогический процесс, характеризуемый активностью и самостоятельностью учащихся:

  1. фаза – создание проблемной ситуации;
  2. фаза – формирование гипотез решения;
  3. фаза – проверка решения с систематизацией полученной информации. Поэтому обучение задач включает такие фрагменты деятельности учителя и ученика как организация проблемной ситуации и формирование проблем, человека или решения группы проблем учениками, проверкой полученных решений и также систематизации, фиксации и использования снова приобретенного знания в теоретических и практических действиях.

2. Методы и виды технологии проблемного обучения 

 В наше время выделяют три основных метода проблемного обучения:

  1. проблемное изложение,
  2. частично–поисковая деятельность;
  3. самостоятельная исследовательская деятельность.

 Самый простой метод – проблемное заявление учебного материала по лекции, когда учитель поднимает проблематичные вопросы, строит проблемные задачи и решает их, ученики только мысленно участвуют в процессе поиска решения.

Частично – метод поиска постепенно знакомит учеников с независимым решением проблем. Во время работы учащиеся под руководством учителя решают проблемы.

 Частично – методы поиска требуют энергичной мыслительной деятельности учеников, творческого поиска, анализа собственного опыта и накопленного знания, способность обобщить частичные заключения и решения.

Таким образом, проблемный вопрос, проблемная задача – различные формы выражения учебной проблемы и основные дидактические понятия, применение которых приводит к возникновению проблемной ситуации и поисковой деятельности учащихся.

Обучать нужно так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, но чтобы у них вызывался интерес к дисциплине, подлинная увлеченность процессом познания, формировалось творческое сознание. Одной из многих педагогических технологий, которые позволяют это сделать является технология проблемного обучения. 

                  Основное звено проблемного обучения: проблемная ситуация.

           Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение человека,      

          возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее  

          явление, факт, процесс действительности не может достичь цели  

          известным ему способом.

Существует несколько методов постановки проблемной ситуации:

  1. проблемная ситуация «с удивлением»;
  2. проблемная ситуация «с затруднением»;
  3. побуждающий диалог;
  4. подводящий диалог;
  5. сообщение темы урока с использованием приема «яркое пятно»;
  6. демонстрация «непонятных» явлений;
  7. сообщение темы урока с использованием приема «актуализация»

 Проблемная ситуация «с удивлением» или  «с затруднением» - этот путь наиболее сложен, так как он в точности повторяет звено постановки проблемы в настоящем научном творчестве. Однако именно таким образом формируется творческая способность учащихся к самостоятельному осознанию противоречия и формулированию проблемы.

Побуждающий диалог - это способ, который обнаруживает проблему, вопрос, трудность, т.е. помогает формулировать учебную задачу. Используется для:

 - побуждения к созданию противоречия;

  - побуждения к формулированию учебной проблемы.

 Подводящий диалог - это логически выстроенная цепочка заданий и вопросов; система посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к созданию темы урока.

Положительный результат – это  то, что на уроках дети не являются пассивными слушателями, а проявляют высокую активность в учебном процессе.

«Яркое пятно» — сообщение интригующего: сказки, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни.

Демонстрация непонятных явлений (эксперимент, наглядность). 

«Актуализация» — обнаружение смысла, значимости предлагаемой темы урока для самих учащихся.

По реакции проблемные ситуации делятся на 2 типа: с удивлением и затруднением.

Тип противоречия

Приемы создания проблемной ситуации

I. Проблемные ситуации, возникшие с "удивлением”

Между двумя (или более) положениями

Прием 1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения. Прием 2. Столкнуть разные мнения учеников с помощью вопроса или практического задания

Между житейским представлением обучающихся и научным фактом

Прием 3.

Шаг 1. Обнажить житейское представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания "на ошибку".

Шаг 2. Предъявить научный факт посредством сообщения, эксперимента или наглядности

II. Проблемные ситуации, возникшие "с затруднением

Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя

Прием 4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще. Прием 5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.

Прием 6.

Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими.

Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено

 3. Организация проблемного обучения в школе

Организация проблемного обучения в практике имеет определенные сложности.

Прежде чем планировать проблемное изучение темы (раздела), необходимо установить возможность его и дидактическую целесообразность. При этом нужно учитывать специфику содержания изучаемого материала, его сложность, характер информации (описательный или требующий обобщений, анализа, выводов).

Важно выявить «внутренние условия мышления» обучаемых, а именно:

– уровень знаний по изучаемой теме;

– интеллектуальные возможности обучаемых, уровень их развития.

В зависимости от выявленного уровня «внутренних условий мышления» обучаемых разрабатываетсясистема конкретных заданий, выводящих на обнаружение противоречия на пути движения от незнания к знанию. К таким заданиям можно отнести:

– вопросы, требующие объяснить то или иное явление;

– вопросы, с помощью которых педагог преднамеренно сталкивает противоречивые суждения, мнения, оценки великих людей, ученых, самих обучаемых;

– задания на сопоставления, сравнения и т.н.

Очень важно  при разработке системы проблемных ситуаций последовательная работа по решению проблемных ситуаций. Опыт показывает, что обучаемые не могут сразу разрешить  сформулированную проблему , потому что у них нет необходимых умений организовать самостоятельную исследовательскую работу. Поэтому необходимо создание последовательной системы, которая позволит управлять познавательной деятельностью обучаемых, усваивать ими требуемые знания, овладевать способами исследовательской деятельности.

При организации проблемного обучения нельзя обойтись без традиционных методов обучения. Как правило, используются разнообразные методы. В зависимости от специфики и уровня сложности информации используют различные методы: репродуктивные, объяснительно–иллюстративные, поисковые, экспериментальные и др.

Заключение

Использование технологии проблемного обучения на уроках позволяет в комплексе решать все три задачи обучения: образовательную, воспитательную, развивающую. Технология проблемного обучения, как и любой другой метод преподавания не является универсальным, однако оно представляет собой важную составную часть современной системы обучения любого предмета. Оптимальное сочетание его с другими методами на различных этапах изучения дисциплины позволяет получить хороший результат, а значит и удовлетворение от педагогической деятельности.

Эта технология позволяет не только формировать систему знания, навыков в учениках, но также и достигать высокого уровня развития учеников школы, развития их способностей к самообучению, самообразованию, позволяет делать образовательный процесс интересным и захватывающим, позволяет развивать личность ученика, создавать ситуацию с успехом.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение технологии проблемного обучения в начальной школе

В данной статье описываются теоретические и практические аспекты применения технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе....

"Особенности применения технологии проблемного обучения в начальной школе"

Цель работы: теоретическое обоснование и экспериментальная апробация педагогических условий реализации технологии проблемного обучения в начальной школе. Исходя из данной цели, были определены следующ...

Использование технологии проблемного обучения в начальной школе

Использование технологии проблемного обучения в начальной школе...

Технология проблемного обучения в начальной школе

В последние годы перед учителями встали проблемы:несоответствия уровня обученности школьников их реальным возможностямнизкий уровень мотивации;снижение или отсутствие интереса к предмету;высокий урове...

Доклад на тему: «Технология проблемного обучения в начальной школе"

Одна из технологий ,используемых в начальной школе ,является проблемная технология.О ней и говорится в докладе....