Ахмаева О.А. Программа воспитательной работы в классе. Игра-путешествие "Волгарики"
рабочая программа (1 класс) по теме

Ахмаева Ольга Анатольевна
Программа патриотического воспитания школьников, в основе которой воспитание любви к своей семье, соседям, к малой Родине, месту, где ты родился и вырос

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Opisanie_raboty.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 30

 с углубленным изучением отдельных предметов»

г. Энгельс, Саратовская область, ул. Колотилова  - 82,

телефон: 8-(8453)-72-19-94

Программа воспитательной работы в классе.

Игра – путешествие «Волгарики».

Учителя начальных классов

 высшей квалификационной категории

Ахмаевой Ольги Анатольевны

2010 год

«Люби свой край, служи Отчизне

И будет цель твоя проста.

В родных истоках корень жизни.

А остальное  суета…»

Николай Фёдоров, поэт, ветеран,

почётный гражданин г. Энгельса.

        Наша школа на протяжении нескольких лет работает в условиях непрерывности и преемственности образовательного и воспитательного процессов через особую адаптивную организацию деятельности по формированию основ мировосприятия, мировоззрения с раннего детства до завершения образования.

        Основой воспитательной системы школы является эколого-краеведческая программа «Гнездо». Она ориентирована на выполнение социального заказа, который состоит в повышении требований к воспитанию, формированию у подрастающего поколения современного мышления, гражданской  ответственности, духовности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации в современных условиях.

        Программа «Гнездо» разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Концепции модернизации российского образования на основе государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы» и программы туристско-краеведческого движения учащихся РФ «Отечество». В программе заложены личностно - деятельностный  подход и основы формирования ключевых компетенций: ценностно-смысловых, общекультурных, познавательных, информационных, социально-трудовых.

        Цель программы - формирование личности, способной к успешной социализации и обладающей ценностно-смысловыми и общекультурными экологическими и краеведческими компетенциями.

Сложившаяся воспитательная система предполагает:

  • создание единой системы образовательно-воспитательного пространства, отвечающего интересам ребенка, семьи и общества в целом;
  • обеспечение индивидуального подхода в процессе развития каждого обучающегося;
  • интегрирование основного общего и дополнительного образования.

Непрерывный образовательный процесс в школе осуществляется ступенчато. Следовательно, и задачи, стоящие перед педагогами, изменяются в зависимости от возрастных характеристик ребенка.

В начальной школе ведущим в воспитании является адаптация ребенка  в социуме школы, развитие рефлексии собственного поведения, общение со сверстниками и взрослыми, воспитание гражданина.

Решением всех поставленных задач служит игра – путешествие «Волгарики». (Данная игра является частью воспитательной работы школы «Гнездо»).

 Актуальность, социальная и педагогическая целесообразность.

        После того как в школах не стало пионерских и октябрятских организаций, каждое общеобразовательное учреждение создает собственные воспитательные системы. Для  педагогического коллектива нашей школы важно, чтобы школа стала для ребенка вторым домом, «гнездом». Мы живём на берегу великой русской  реки – Волги. Поэтому  мы – команда волжских человечков и жизнь свою организуем, путешествуя в игре «Волгарики».        Эта игра:

  • создает условия для развития личности ребенка, формирование его жизненной позиции, характера;
  • позволяет учитывать индивидуально-психологические, физиологические, возрастные и социальные особенности детей;
  • отвечает принципам гуманизации и оптимизации.

        Игра – путешествие  «Волгарики» призвана помочь детям узнать себя, накопить знания о том, что находится вокруг и почувствовать ответственность за происходящее, испытать радость и гордость от того, что они живут в Поволжье. Игра объединяет разные виды деятельности обучающихся с целью овладения определенными навыками: наблюдение, занятие спортом, поиск, исследование,  физический труд и другие.

Цели игры:

Создание условий для творческого самовыражения личности.

Воспитание гражданина своей страны.

Задачи:

Организовать игру – путешествие   для развития индивидуальных способностей детей.

Способствовать формированию здорового образа жизни.

Создать положительный эмоциональный климат в коллективе, способствующий развитию коммуникативных способностей детей.

Познакомить с историей города и Поволжья.

Основная идея игры – воспитание патриотизма, чувства гордости за свой родной край. Волжане – это люди открывшие гармонию в себе и ищущие гармонию в своих отношениях с другими людьми.

Волжане – это люди, обладающие знаниями и знающие как ими распоряжаться на пользу себе и другим людям, умеющие наблюдать, действовать и чувствовать ответственность за происходящее.

Волжане – это трудолюбивые люди, отдающие свой труд на благо процветания общества.

Волжане – это благородные люди, способные прийти на помощь другим.

        Эта игра помогает каждому ребенку проявить и развивать все свои таланты, делает внеклассную работу более целенаправленной и интересной. Проявляя свои таланты и способности, ребята   больше узнают о себе, о родной стране, знакомятся с историей, людьми, событиями, предприятиями. Они приобщаются к делам взрослых, к важным событиям, которыми живет страна, учатся отстаивать свою точку зрения и помогать другим, заботиться о своем здоровье и творчески решать поставленные задачи.

                        Социальные связи

Родители

        Проводя игру, мы  ориентируемся на личностный подход, на гуманистические цели воспитания на уровне субъект - субъектных отношений. Эта игра возможна только в союзе с родителями. Поэтому перед ее началом нужно обязательно провести родительские собрания и заручиться поддержкой родителей. Они непосредственные участники всех «путешествий». Традиционным должно стать проведение семейных праздников, когда родители с детьми создают творческие группы, и все семьи участвуют в мероприятии. Родительский комитет должен принимать активное участие в осуществлении всех задумок. Изменение позиции родителя от постороннего «наблюдателя» или «надзирателя» к позиции активного участника – это главная особенность игры.

Социум

Для осуществления внешкольного воспитания детей существует достаточно благоприятное культурно-образовательное пространство. Мы установили тесные связи с детской библиотекой № 11:  работники библиотеки проводят для ребят викторины, беседы, библиотечные и классные часы. Тесно сотрудничаем с Краеведческими музеями г. Саратова и Энгельса, художественным музеем им. А. Н. Радищева, музеем Льва Кассиля, Планетарием. Дом культуры «Мелиоратор», клуб «Юность» открывают свои двери для ребят. Для проведения занятий по правилам дорожного движения приглашаем инспектора ГИБДД.

 В традиции класса вошло посещение театров г. Саратова и Энгельса. В 2008-2009 учебном году взяли шефство над ребятами 2-й младшей группы МДОУ №69 г. Энгельса.

                

 Cоздание игрового пространства

Игровые роли

Путешественники -  обучающиеся класса, родители, шефы. Ребята выступают  в роли «веселых человечков»:

Капитан – командир класса. Он  дает команды, информирует о правилах игры.

Умнички– информируют о книгах, устраивают выставки книг, занимаются подготовкой викторин, участвуют в конкурсах, олимпиадах.

Городовички – рассказывают об истории и сегодняшнем дне родного города, организуют и проводят экскурсии, выставки, берут интервью, собирают материалы для газеты.  

Трудовички – курируют трудовые дела, прилежную учебу, выпускают газету (устную, компьютерную, живую, рисованную)

Добрячки – организуют помощь себе и другим, добрые дела от души и по просьбе.

Здоровячки – учат бережно относиться к своему здоровью, проводят и контролируют занятия физкультурой и спортом, выполнение режима дня, правильное питание, организуют походы, туристические слеты. 

Игровой транспорт.

 Игровой транспорт меняется в зависимости от характера передвижения по маршруту и выбора детей. Знакомясь с природой родного края, ребята плывут по Волге и ее притокам на теплоходе; отправляются в прошлое Энгельса на «машине времени»; узнают новое о нашей солнечной системе, пролетая на звездолете. Транспорт, на котором путешественники отправляются по маршруту следования, должен быть целесообразным, удобным, скоростным.

Карта путешественников. Карта прослеживает движение по тропам путешествия.

Успешный Дневничок.

1-й вариант: общий классный дневничок ведёт учитель, родители.  (1-2-й класс).

2-й вариант: общий классный дневничок. Дети записывают свои достижения и победы в этот дневничок. Свои автографы заносят и родители, которые с удовольствием играют вместе с нами.(3-й класс)

3-й вариант: такой дневничок  есть у каждого путешественника. (4-й класс)

Уголок путешественника.

 В уголке находится список экипажа, девиз, анонсы предстоящих мероприятий, спецзадания для путешественников, поздравления и благодарности и грамоты членов экипажа, итоги тематических дел, акций, смотров, выставки рисунков, газеты и т. д.

        Игра-путешествие – это романтическое действие, совместное творчество ребят и взрослых, в результате которого происходит расширение кругозора, накопление знаний о том,  что находится вокруг нас, возникает желание участия в делах  семьи, школы, города. Ребята учатся наблюдать, смотреть и видеть, а так же думать и осознавать, что они видят. Большое внимание в программе уделяется формированию здорового образа жизни, укреплению здоровья детей, воспитанию гражданина своей страны.  

                                Модель игры

          Обучающиеся класса путешествуют по тропам по карте:

у Городовичков – историческая тропа (экскурсии, встречи с интересными людьми);

у Добрячков – экологическая тропа доброты и дружбы, патриотическая тропа.  Добрая почта (октябрьская – День пожилых людей, январская – Новогодняя, февральская – Защитников Отечества, мартовская – милым женщинам, майская – ко Дню Победы);

у Здоровячков –  тропа здоровья и спорта (зарядка, физминутки, спортивные часы, соревнования, школа здоровья);

у Трудовичков  –  трудовая (руководство дежурством по классу, организация выставок, субботников, трудовых операций, рейдов, акций и т. д.).

у Умничек  - тропа познаний (конкурсы, олимпиады и т.д.)

Этапы игры

Подготовительный период

1. Сбор заявок и классное обсуждение;

2. Проведение родительских собраний с целью вовлечения родителей в игру;

3. Мультимедийная презентация. ( Для того, чтобы  заинтересовать детей, сделать так, чтобы игра стала неотъемлемой частью их жизни, научила любить свою страну, расширила кругозор, чтобы возникло желание «непременного участия»,  мы подготовили презентацию (Сопроводительный текст к презентации в приложении 1).

Основной этап

Старт игры – путешествия. Путешествие по тропам.

Заключительный этап

Подведение итогов путешествия. Организация выставок (поделки, сочинения, фотомонтаж) и торжественное награждение.

Система поощрений

Вручение игровой валюты «волгариков»

«Дневничок успешности»

Автографы героев игры и взрослых

Благодарности от помощников в «Уголке путешественника»

Грамоты героям игры.

Диагностика результативности.

Для определения результативности данной программы используются следующие методы: педагогическое наблюдение, беседы, опросы, анкетирование.

Приложение 1.

Заставка.                                                                 Слайд 1

«О, Волга, колыбель моя!                                                 Слайд 2

Любил ли кто тебя, как я…»

Сказал когда-то так поэт.

Прошло с тех пор немало лет,

Но кто хоть раз в наш край попал,

Душой добрей и чище стал!

                                                

Мальчишки и девчонки! А также их родители!                         Слайд 3

А в путешествие-игру отправиться хотите Вы?!                        

Тебя в игру мы приглашаем.

Узнаешь ты про край родной.

Оценишь ты и убедишься,

Что нет другой земли такой!

Чтоб путешествие начать

Пора бы  роли нам раздать:

                                        

Если знаний много, много                                                 Слайд 4

Накопил ещё до школы,

И желание учиться

Не даёт остановиться,

Хочешь ты дипломы получать

И учиться только лишь на «пять»-

То роль для тебя ясна

Будешь Умничкой тогда!        

                                        

Если любишь быть в движенье,                                         Слайд 5

Хочешь знать о приключеньях,

Читаешь книги о зверях,

Народах, нравах, временах,

То с ролью Городовичка

Ты справишься наверняка!         

                                        

Если ты всегда готов                                                 Слайд 6

Помочь в беде любому,

Найдёшь ты пару добрых слов

Котёнку и больному,

Не ждёшь наград и похвалы

То в Добрячки скорей иди!

                                        

Если знаешь всё, всё, всё                                                 Слайд 7

Про режим и про питанье,

И зарядка для тебя

Не игра, не наказанье,

И в спорте ты не новичок-

Конечно, ты - Здоровячок!

                                        

Если любишь ты трудиться,                                         Слайд 8

Не лениться, веселиться,

Любишь, чтоб везде вокруг

Был и порядок, и уют.

То роль твоя – твоё призванье:

«Трудовичок» её названье!

                                        

Так собирайся ж поскорей!                                         Слайд 9

Возьми в поход с собой друзей,

Родителей взять не забудь

И – «В добрый путь!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа воспитательной работы 3 класс

В программе-пояснительная записка, направления воспитательной работы, работа с родителями....

Программа воспитательной работы 4 класс

Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. В современной школе роль классного руководителя остаётся неизменной. Он руководит, направляет, воспитывает. Маленький человек и...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 3 класс

Гла Тема воспитательной работы:    «Азбука коллективной жизни»- умение жить  и работать в коллективе, подчинение своих интересов интересам коллектива....

Программа воспитательной работы 2 класс "Культурно-речевое воспитание"

Главная цель работы над программой – культурно – речевое воспитание учащихся. Культурно – речевое воспитание - дело большой социальной значимости.  Данная программа, обращена, прежде всего, к ребенку,...

Программа воспитательной работы в классе составлена на основе программы профессора Щурковой Надежды Егоровны

Программа воспитательной работы в классе составлена на основе  программы профессора Щурковой Надежды Егоровны...

программа воспитания и социализации ( программа воспитательной работы 3 класс)

Программа воспитания и социализациии составлена в соответствии снормативно- правовой базой.Настоящая программа является программой воспитания у младших школьников духовно-нравственных основ социальной...