Дополнительная образовательная программа ЮИДД «Перекрёсток»
методическая разработка (1,2 класс) по теме

Шальнова Елена Владимировна

Автор - составитель Шальнова Е.В. Программа имеет рецензию заведующий кафедрой технологий развивающего обучения ГОУ СИПКРО (г. Самара), кандидата педагогических наук, доцента, Нестеренко Л.П. и  рекомендована к практическому применению в учебно-воспитательном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Programma_YuIDD_dlya__2-3_klassa.doc229 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования  и науки Самарской области

Общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа №8

г.о. Октябрьск Самарской области

Утверждена

к использованию

Директор __________

Кузнецова В.В.

«__»__________20__- 20___г.г.

Дополнительная

образовательная программа

ЮИДД «Перекрёсток»

Автор – составитель:

учитель начальных классов  

1 категории

Шальнова Е.В.

Рассмотрено на заседании МО

Протокол___ от «__»____________г.

Руководитель МО Шальнова Е.В.

_____________________

Содержание

                                                                                

           1. Пояснительная  записка                                                                                                                                

           2. Содержание программы  

  • Первый год обучения
  • Второй год обучения
  • Результативность
  • Продвижение в развитии учащихся
  • Средства диагностики результатов

           3. Заключение  

           4. Методическое обеспечение программы

           5.  Библиография                                                                                                

           6. Приложение     

  • Примеры педагогической диагностики (тесты и анкеты)
  • Педагогические задачи
  • Описание  дидактических игр, используемых при изучении ПДД

Пояснительная записка

Вряд ли в настоящее время можно представить себе человека, который так или иначе не сталкивался бы с наземным транспортом, будь то автобус, трамвай, троллейбус, мотоцикл или велосипед. Увеличивается количество транспортных средств, повышаются их скоростные характеристики, возрастает интенсивность движения на дорогах и, особенно в крупных городах, множится количество дорожно-транспортных происшествий, связанных с гибелью людей.

Статистика дорожно-транспортных происшествий показывает, что ежегодно на дорогах планеты погибает около 350 тысяч человек и 7 млн. получают ранения. В России эти цифры соответственно — 25—30 тысяч и 900 тысяч.

В постановлении Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. №100 "О федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах" говорится о том, что необходимо формировать основы  и приоритетные направления профилактики дорожно-транспортных происшествий, реализовывать комплекс мероприятий, в том числе профилактического характера, снижающих количество дорожно-транспортных происшествий, особенно с участием детей.

Считаю, что обучение правилам дорожного движения следует рассматривать как составную часть учебно–воспитательной работы в школе.

Сложные условия современного дорожного движения предъявляют ко всем его участникам очень высокие требования. Участники дорожного движения должны ориентироваться в сложной дорожной обстановке, обладать способностью предвидеть развитие транспортных ситуаций, быть максимально внимательными и предупредительными друг к другу.

Основу взаимодействия и «мирного сосуществования» всех участников движения создают Правила дорожного движения, которые необходимо четко знать, а самое главное — неуклонно выполнять.

Сохранить жизнь и здоровье детей — значит сохранить будущее нации. Эта проблема стоит сегодня как никогда остро: с каждым годом растет число дорожно-транспортных происшествий, в которых гибнут, становятся инвалидами, получают тяжелейшие травмы российские дети.

Как научить ребенка сознательно относиться к выполнению Правил дорожного движения? Можно читать лекции, проводить беседы, ставить спектакли, проводить викторины и различные соревнования, применять иные формы обучения, но необходимо все это соединить в единую целостную систему обучения непрерывного обучения детей.

Важно решать вопросы комплексно, воссоединив практические и теоретические занятия в непрерывный процесс обучения и воспитания, начиная с раннего возраста.

Необходимость создания условий для непрерывного обучения участников дорожного движения диктуется условиями бурного роста современного автомобильного транспорта и увеличением интенсивности движения на автодорогах.

Комплексный подход к решению проблемы может дать положительный результат - сокращение числа дорожно-транспортных происшествий с участием детей.

Система непрерывного обучения навыкам безопасного поведения детей на улицах складывается из следующих компонентов:

  •  проведение различных видов внеурочной деятельности обучающихся в общеобразовательных учреждениях по проблематике безопасности дорожного движения и по изучению правил дорожного движения;
  •  кружковая работа.

Для создания условий по организации непрерывного процесса обучения навыкам безопасности на улицах и дорогах в системе дополнительного образования детей, с учетом возрастных особенностей и психологической теории ведущей деятельности детей рекомендуется начинать обучение детей основам безопасного поведения на улицах и дорогах с раннего школьного возраста.

Цель программы: создание условий для формирования у учащихся устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Задачи программы:

  1. Изучить   литературу  по данному   вопросу .
  2. Формировать у обучающихся устойчивых навыков соблюдения и выполнения правил дорожного движения.
  3. Прививать культуру безопасного поведения на дорогах, первичные навыки  оказания первой медицинской помощи при ДТП.
  4. Обучать школьников правилам дорожного движения.
  5. Обеспечивать гармоничное эстетическое и физическое  воспитания.
  6. Формировать общечеловеческие нравственные  ценностные  ориентации.

Методы и формы     работы:

I. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности  –  словесные, наглядные, практические методы обучения.

  1. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности - метод познавательных игр, дискуссии, организационно-деятельностные игры.
  2. Метод проектов
  3. Моделирование  реальных условий дорожного движения с практической деятельностью
  4. Экскурсии
  5. Работа в группах – парах,  тройках.

Программа построена по принципу нарастания объема изученного материала. Это нарастание можно проследить в увеличении количества освоенных дорожных знаков, дорожной разметки и т.д. Педагог постоянно акцентирует внимание обучающихся на то, что безоговорочное выполнения ПДД - это условие сохранения жизни себе и окружающим.

Каждая тема, включенная в программу, содержит теоретическую и практическую части.

В теоретическую часть включены необходимые сведения из Правил дорожного движения по заданной теме и беседы, посвященные ПДД школьников в дни каникул и в связи с сезонными изменениями дорожной обстановки или в инфраструктуре микрорайона.

Практическая часть заключается в работе учащихся над дидактическими материалами по заданной теме, экскурсиями по пешеходным маршрутам, местам активного отдыха детей, по улицам и перекресткам микрорайона, а также сюжетно-ролевым играм, играм с использованием изготовленных обучающимися имитационных и дидактических материалов по ПДД на улицах и дороге.

 

Выполнение программы рассчитано на двухлетний срок обучения в начальной школе.

Первый год обучения - дети 8-9 лет, рассчитан на один учебный год.

Второй год обучения - дети 9-10 лет, рассчитан на один учебный год.

Программа рассчитана на 1 часовое занятие  в неделю.

                 Уровень подготовки детей первого года обучения:

  • знать основные части улицы и дороги, общие правила ориентации, правила перехода улиц и дорог;
  • знать название, назначение и возможные места установки изученных дорожных знаков;
  • определять наиболее опасные участки улиц и дорог, где не следует переходить улицу.

                         Уровень подготовки детей второго года обучения:

  • знать название, назначение дорожных знаков, изученных за два года обучения и места их установки;
  • знать значение сигналов светофоров, регулировщиков;
  • знать правила безопасного поведения на городских улицах и загородных дорогах;
  • самостоятельно определять места для безопасного перехода улиц и дорог, входить и выходить из общественного транспорта.
  • знать где разрешено школьникам кататься на велосипедах;
  • знать правила безопасного поведения школьников при движении группой и колонной на улице;
  • безопасно переходить улицу и дорогу самостоятельно и с группой школьников.

Формы контроля: зачеты, конкурсы, викторины, игры.

Содержание программы

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Первый год обучения

Тема занятия

Всего часов

Теоретическ. часов

Практическ. часов

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

1

1

-

2

Дорожная азбука

7

5

2

3

Игра – дело серьезное

7

1

6

4

Три волшебных цвета – красный, жёлтый,  зелёный.

5

-

5

5

В гостях у доктора Айболита

3

2

1

6

Дарить радость людям

3

2

1

7

 Праздник для всех - Мастерская ЮИДД

8

2

6

Итого:

34

13

21

1.        Вводное занятие (1 ч)

На первом вводном занятии ребята знакомятся с планами и работой кружка «Перекрёсток», узнают о правилах внутреннего распорядка, о правилах по технике безопасности занятий в кабинете, на учебной площадке, зале, во время экскурсий, при проведении мероприятий.

2.         Дорожная азбука (7 ч)

Темы уроков:

  • Улица. Тротуар. Проезжая часть. Перекресток.
  • Почему на улице опасно? Дисциплина на улице - залог безопасного движения.
  • Где и как надо переходить дорогу?
  • Как нужно ходить по улицам группами,
  • Особенности движения пешеходов по мокрой, скользкой дороге (дождь, гололед, снегопад).
  • Наши друзья - дорожные знаки,  светофор (светофор и его сигналы).  
  • Дорога - не место для игр.
  • Встречи с инспектором ГИБДД.

                Практические занятия  - отработка безопасного движения на учебных планшетах и схемах микрорайона, маршруты передвижения группы или колонны школьников в театр, на экскурсию, в бассейн; тренировочные занятия с детьми на учебной площадке, отрабатывающие основные правила безопасного поведения на дороге; пешеходная прогулка с целью наблюдения за движением автотранспорта и пешеходов через перекресток.  Экскурсия с целью ознакомления - «Наш микрорайон».

3.        Игра - дело серьезное (7 ч)

Все темы, для доступности и интереса юных кружковцев, преподносятся в виде игры. Знать правила дорожного движения - очень важно и серьезно, и чтобы занятия не сводились к изучению теории, зазубриванию дорожных знаков, ребятам предлагается поиграть в пешеходов, водителей, инспекторов, врачей, родителей.

Игры:  (Приложение )

  •  «Занимательные эстафеты» (подвижная игра).
  • «Злостный нарушитель ПДД и страж порядка» (сюжетно-ролевая игра).
  • «Пешеход - водитель» (сюжетно-ролевая игра).
  • Игра - аттракцион «Внимание, пешеход!».
  • Настольные игры
  • Имитационная игра «Автобусы».
  • Игра «Заяц» (подвижная игра).
  • Игра на внимание «Запомни сигналы регулировщика».
  • Игра - экскурсия «Знающий пешеход».
  • Игра на внимание «Огни светофора».
  • Игра «Собери картинки» (игра на внимание).
  • Игра - тренировка «Что можно и что нельзя».
  • Игра «Эстафета автомобилей» (подвижная игра).
  • «Поиски жезла» (игра на координацию движения).

4.        Три волшебных цвета - красный, желтый, зеленый  (5 ч)

Занятия по данной теме направлены на развитие творческих способностей детей.

  • Конкурс рисунков и комиксов по ПДД   (школьный, окружной, областной уровни)
  • Оформление стенной газеты, уголка класса.
  • Изготовление дорожных знаков.
  • Выпуск буклетов для младших школьников
  • Изготовление реквизита к выступлению агитбригады.
  • Конкурс «Мои новые знаки».
  • Конкурс на лучшую иллюстрацию к сказке по ПДД.

5.        В гостях у доктора Айболита (3 ч)

  • Рассматривание различных ситуаций ДТП.
  • Что делать, если необходима помощь?
  • Действия при ДТП.
  • «Не навреди!» (что нельзя делать по отношению к пострадавшему в ДТП).
  • Встреча с медицинским работником (практическое занятие).

6.         Дарить радость людям (3 ч)

• «Дорожный этикет».

  • Взаимопомощь (переведи через дорогу младшего, помоги пожилому).
  • Шефская помощь (устная пропаганда ПДД среди воспитанников детских садов).

7.         Праздник для всех - Мастерская ЮИДД (8 ч)

        В связи с возрастными особенностями детей, а это любознательный и увлеченный возраст, самое большое количество часов отводится на праздники.

  • Разучивание стихов, песен, загадок, басен о ПДД.
  • Подготовка и проведение театрализованных праздников: «В королевстве дорожных знаков», «Знай правила движения, как таблицу умножения!», «Петя Светофоров в стране дорожных знаков».
  • Проведение конкурсов, викторин, игровых программ.

Второй год обучения

Тема занятия

Всего часов

Теоретическ. часов

Практическ. часов

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

1

1

-

2

Дорожная азбука

7

5

2

3

Игра – дело серьезное

5

-

5

4

Три волшебных цвета – красный, жёлтый,  зелёный.

5

-

5

5

В гостях у доктора Айболита  - первая медицинская помощь

3

2

1

6

Двухколёсный друг - велосипед

3

2

1

7

 Праздник для всех - Мастерская ЮИДД

10

2

8

Итого:

34

12

22

1.        Вводное занятие (1 ч)

На первом вводном занятии обучающиеся знакомятся с планированием работы кружка, с планами дальнейших действий.  Проводится инструктаж по технике безопасности.

  1. Дорожная азбука (7 ч)

Темы уроков:

  • Правила безопасного поведения обучающихся на улицах и дорогах.
  • Примеры ДТП.
  • Дорога и ее главные составные части.
  • Правила перехода улиц и дорог.
  • Дорожные знаки.
  • Обязанности пассажира. Посадка и высадка из транспортных средств.
  • Правила перехода улицы при высадке из транспортного средства.
  • Из истории Правил дорожного движения.
  • Встречи с сотрудниками ГИБДД.

                Практические занятия - отработка безопасного движения на учебных планшетах и схемах микрорайона,  составление на компьютере схем маршрутов передвижения школьников в театр, на экскурсию, в бассейн; тренировочные занятия с детьми на учебной площадке, отрабатывающие основные правила безопасного поведения на дороге; пешеходная прогулка с целью наблюдения за движением автотранспорта и пешеходов через перекресток. Экскурсия с целью ознакомления - «Наш район».

3.         Игра - дело серьезное (5 ч)

Игры:

  • «Не попади в ловушку» (настольная игра).
  • Игры на координацию движения.
  • Игры на развитие внимания.
  • Игры на память физических действий.
  • Сюжетно-ролевая игра «Автоинспектор и водитель».
  • Игра - аттракцион «Внимание, пешеход!».
  • Игра на  внимание «Запомни сигналы регулировщика».
  • Игра на  внимание «Огни светофора».
  • Игра - тренировка «Что можно и что нельзя».
  • Игра «Разные машины» (подвижная игра).

4. Три волшебных цвета - красный, желтый, зеленый» (5 ч)

  • Конкурс плакатов, комиксов  «Внимание, дорога».
  • Оформление стенгазеты «Светофорик», «Молний», уголков по БДД.
  • Изготовление дорожных знаков.
  • Изготовление реквизита к выступлению агитбригады.
  • Конкурс «Новые дорожные знаки».
  • Конкурс на лучшие инсценированные частушки по ПДД.

5. В гостях у доктора Айболита  - первая медицинская помощь (3 ч.)

  • Изучение средств оказания первой медицинской помощи.
  • Овладение элементарными способами первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП.
  • Виды травм.
  • Встреча с медицинским работником (практические занятия).

6. Двухколёсный друг – велосипед (3 ч.)

  •         Правила управления велосипедом.
  • Где можно и где нельзя кататься на велосипеде.
  • Уход за велосипедом.
  • Практические занятия (практическая езда на учебной площадке   с   целью   отработки   навыков   безопасного  управления велосипедом, маневрирование и остановка;
    игра-соревнование на мастерство вождения велосипеда).
  1. Праздник для всех - Мастерская ЮИДД (10 ч.)

          На втором году обучения делается акцент на агитационно – пропагандистскую работу.        

  • Разучивание стихов, песен, загадок, басен о ПДД.
  • Подготовка и проведение театрализованных праздников и спектаклей.
  • Проведение конкурсов, викторин, игровых программ.
  • Выступления агитбригады в детских дошкольных учреждениях, в школе актерского мастерства.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

Перечень знаний,  умений и навыков, которые должны уметь  учащиеся по правилам безопасного поведения на дорогах и улицах.

Первый год обучения.

Должны знать:

  1. Основные части улицы и дороги - проезжая часть, мостовая, тротуар, обочина, кювет, разделительная полоса.
  2. Где должны находиться или двигаться по улице пешеходы, а где транспортные средства.
  3. Общие правила ориентации на улице и дороге для безопасного нахождения на них и безопасного ее перехода.
  4. Название, назначение и возможные места установки изученных дорожных знаков.
  5. Светофоры транспортные и пешеходные. Значение световых сигналов.
  6. Правила перехода улиц и дорог по пешеходным переходам, регулируемым сигналам, сигналам светофоров вне перекрестков и на перекрестках.
  7. Номер телефона служб «Скорая помощь» и МЧС.
  8. Где и как можно кататься на велосипеде.

Должны уметь:

  1. Определять наиболее опасные для пешеходов участки улиц и дорог.
  2. Определять, где следует школьникам переходить улицу и дорогу.
  3. При необходимости, обращаться за помощью к взрослым пешеходам при переходе проезжей части улиц и дорог, в местах интенсивного движения транспорта.
  1. Вызывать «Скорую помощь» или службу МЧС при ДТП.
  2. Подавать сигналы поворота правой и левой рукой при езде на велосипеде.

Второй год обучения

Должны знать:

  1. Наиболее характерные и частые ошибки поведения пешеходов на улицах и дорогах, которые приводят к дорожно-транспортным происшествиям.
  2. Названия, назначение дорожных знаков, изученных за два года обучения и места их установки.
  3. Дорожную разметку на улицах и дорогах, в местах остановок общественного транспорта и на пешеходных переходах.
  4. Правила безопасного поведения школьников на городских улицах и загородных дорогах.
  5. Значения сигналов светофоров для транспорта и пешеходов.
  6. Значения сигналов регулировщиков для транспорта и пешеходов.
  7. Что такое перекресток, какие виды перекрестков есть в микрорайоне школы и населенного пункта.
  8. Значение сигналов, подаваемых водителями транспортных средств.
  9. Виды травм, средства оказания первой медицинской помощи.
  10. Правила управления велосипедом.

Должны уметь:

  1. Самостоятельно определять места безопасного перехода улиц и дорог с регулируемым и нерегулируемым движением транспортных средств.
  2. Определять для пешехода безопасное расстояние до движущихся транспортных средств.
  3. Вежливо и этично вести себя  в общественном и личном транспорте.
  4. Оказывать элементарную медицинскую помощь пострадавшим  в ДТП
  5. безопасно управлять велосипедом.

Продвижение в развитии учащихся:

  1. Развитие   творческого потенциала личности обучающегося.
  2. Приобретение навыка работы учащихся с информационными ресурсами
  3. Активное и результативное участие учащихся в проектной деятельности и творческих конкурсах.
  4. Формирование  потребности в здоровом образе жизни.
  5. Развитие мышления, памяти, воображения;
  6. Активизация таких мыслительных процессов как  анализ и синтез, обобщение и абстракция, сравнение и др.
  7. Овладение учащимися ключевыми компетентностями:
  • готовность к разрешению проблем,
  • готовность к самообразованию,
  • готовность к использованию информационных ресурсов,
  • готовность к социальному взаимодействию,
  • коммуникативная компетентность.

Средства диагностики результатов

  1. Педагогическая диагностика

- анализ анкет и тестов  учащихся  и родителей  (Приложение 1)

- отзывы родителей

-  статистика  ДТП с участием учащихся школы, района

-  собеседование

-  педагогические задачи  (Приложение 2)

-  степень участия  детей в мероприятиях , доля призёров мероприятий

 

  1. Психологическая диагностика – психологические тесты на определение мотивации учащихся, интереса к предмету.  

Заключение

Мы должны научить и детей, и родителей безопасному поведению на дороге а это возможно при условии знания и выполнения ими Правил дорожного движения, а также умения правильно оценить дорожную ситуацию.

Работа идет комплексно по всем разделам воспитания и обучения. Её совместно проводят учителя- родители- дети.

          Для повышения ответственности за соблюдением детьми правил дорожного движения с родителями также проводится определенная работа. Частыми гостями школы - сотрудники ГИБДД, врачи-травматологи.

Использование  наглядности, дидактического раздаточного материала, особенно в младших классах предполагает повышение интереса у учащихся к изучению ПДД. Элемент соревнований, состязаний формирует положительную мотивацию у детей.

Вовлечение в процесс обучения учащихся ПДД и сохранения их жизни и здоровья  возможно большего числа людей из школьного окружения дает лучшие результаты и во многом облегчает деятельность педагогического коллектива. Очень важно, чтобы окружающие, будь то родители наших учащихся или посторонние люди, молодые или пожилого возраста были не равнодушными к судьбам детей и по возможности помогали предотвращать поступки детей, связанные с нарушением правил дорожного движения. Тогда и только тогда, когда все обратим взоры на подрастающее поколение, вместе будем заботиться о жизни и здоровье наших детей, тогда, возможно, будет меньше пролитых материнских слез и покалеченных детских жизней.

Методическое обеспечение программы

  1. Кабинет по безопасности дорожного движения.
  2. Учебная площадка для практических занятий по ПДД.

4.        Учебно – наглядное пособие для учащихся (12 плакатов) «Безопасность дорожного движения»/ по ред И.П. Ижевского.

5.        Методическое обеспечение:

  • Настольные игры по тематике дорожного движения.
  • Дорожные знаки.
  • Рисунки и модели транспортных средств.
  • Макеты фрагментов улиц и перекрестков. Набор материалов и технических средств для сюжетно-ролевых игр на воздухе или в помещении.
  • Действующая модель светофора.
  • Телевизор.
  • Видеомагнитофон, видеотека.
  • Компьютер, компьютерные программы и игры.
  • Видеопроэктор, экран.

Библиография

  1. Методические рекомендаций для системы дополнительного обучения детей Правилам дорожного движения (рекомендации разработаны в рамках Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в России» и одобрены Министерством образования РФ) / авт. кол. под рук. С. В. Барканова, О. А. Ни-коновой, -М., 2001.
  2. Азбука дороги. Книжка - картинка. - Ярославль, 1980.
  3. Аксонов, И. Я. Транспорт: история, современность, перспективы, проблемы / И. Я. Аксонов. - М.: Наука, 1985.
  4. Бойко, Е. И. Время реакции человека / Е. И- Бойко - М.: Медицина, 1984.
  5. Безопасность дорожного движения. Учебно-наглядное пособие для учащихся (12 плакатов)/ под ред. И.П. Ижевского, - М., Просвещение, 2007.
  6.  Бурьян В.М. Классные часы по ПДД – М.:ТЦ Сфера, 2004..
  7. Дети и дорога. Младший школьник на улице: методический комплект для учителей начальных классов учебных заведений. - М.: Информатик, 1994.
  8. Левитина, С. С. Можно ли управлять вниманием школьников? / С. С. Левитина. - М., 1998.
  9. Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1-4 класы. – М., ВАКО. 2006.
  10. Кузьмина Т.А. Шумилова В.В. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Система работы в образовательном учреждении – Волгоград. «Учитель» - 2006
  11.  Справочник классного руководителя: внеклассная работа  школе по изучению Правил дорожного движения / авт. – сост. В.Е. Амелина.- М., Глобус, 2006.

Приложение 1

Тест для учащихся

1. С какой стороны Вы обходите автобус или машину?

А. Спереди (2)

Б. Сзади (3)

В. По настроению (1)

2. Что для Вас означает зеленый свет светофора?

А. Зеленый - мой любимый, когда  он загорается, я  просто стою и  Любуюсь (2)

Б. А что такое светофор? (1)

В. На зеленый я перехожу дорогу (3)

3. Как вы поступаете, если видите, что вдалеке от Вас едет машина, но учитывая её скорость,  она скоро будет рядом, а вам нужно перейти дорогу?

А. Постараюсь перебежать, я очень тороплюсь (2)

Б. Подожду, пока она проедет (3)

В. Буду переходить дорогу, а водитель, увидев   меня затормозит (1)

4. Представьте, что Вы с друзьями играли с мячом и он укатился на проезжую часть. Ваши действия?

А. Сразу побегу за мячом, меня домой без него не пустят (1)

Б. Я за ним не пойду, это опасно, вдруг машина, пусть лежит (3)

В. Пошлю друга (1)

5. Вы переходите через железную дорогу, какой ногой нужно сначала перешагнуть через рельсы?

А. Левой (1)

Б. Правой (1)

В. Я не хожу по железной дороге (3)

6. Вы с друзьями идете по узкой тропинке, Вам навстречу идет еще группа людей. Ваши действия?

А. Я уступаю место, чтоб они прошли (3)

Б. Может быть кто- то и отойдет, но не я (2)

В. Никаких, сами разойдутся, чтобы нас пропустить (1)

7.   Куда Вы смотрите, когда переходите дорогу?

А. Под ноги, чтобы не споткнуться (2.)

Б. По сторонам, есть ли на дороге машины (3)

В. Не помню (1 б)

        Анкета для родителей

Подчеркните  ответ.

  1. Имеется ли в семье свой личный транспорт? (Да, нет)
  2. Есть ли в семье водители-профессионалы? (Да, нет)
  3. Какого возраста в семье дети?  ______________________________________
  4. Где вы узнаете о дорожных происшествиях, связанных с детьми:
  • на собраниях в детском саду, школе;
  • из разговоров;
  • по телевидению, радио, в печати?

5.        Как ваш ребенок знает Правила движения?
• Считаю, что знает на «5», «4», «3», «2».

  1. Кто научил ребенка соблюдать правила:
     - детский сад;

          - школа;

          - сами родители;

         - бабушка, дедушка.

7.        Как часто вы говорите ребенку о необходимости соблюдать Правила:

- ежедневно;

- иногда;

- очень редко;

- не говорим на эту тему;

- другие ответы._____________________________________

8.        Ваш ребенок стал школьником. Что вы сделали для того, чтобы ваш  ребёнок  правильно переходил дорогу:

- показали самый короткий и безопасный путь от дома до школы;

- несколько раз прошли по этому пути вместе с ребенком, показав, как правильно  переходить дорогу;

-  другие меры (указать)._________________________________

 9.        Соблюдаете ли вы сами Правила движения:

- всегда соблюдаю;

- не всегда;

- не соблюдаю.

10.        Нарушаете ли вы Правила, когда идете вместе с ребенком:
       - нет;

- иногда бывает, когда спешим;

- не обращаем внимания ни на светофор, ни на машины.

11.        Как реагирует на ваше нарушение ребенок:
- никак не реагирует;

       - говорит, что мы идем неправильно; требует, чтобы шли   правильно.

Тест для детей младшего школьного возраста “Подбери слова”

Цель: выявить знания детей по ПДД, уровень развития словарного запаса речи.

Инструкция: Учитель называет определение, например, воздушный транспорт. Ребенок должен перечислить слова, относящиеся к этому определению (самолет, вертолет, воздушный шар).

Наземный транспорт

Воздушный транспорт

Предупреждающие знаки

Запрещающие знаки

Знаки сервиса

Сигналы светофора

Действия человека

Методика для детей младшего школьного возраста

“Продолжи предложение”

Цель: выявить знания детей о правилах дорожного движения, умения правильно рассуждать, развитие логического мышления.

Задача детей: продолжить предложение.

Пешеходы всегда должны двигаться…….

Я никогда не нарушаю………

Светофор состоит из……..

Я знаю, что знаки бывают……..

Я помню случай, когда на дороге…….

Плохо, когда взрослые…..

Регулировщик, это человек, который…..

Пассажирам автобуса запрещается…….

Знать правила дорожного движения нужно для того, чтобы……

Проанализируйте процесс обобщения, рассуждения ребенка, умения правильно рассуждать.

Тест для детей младшего школьного возраста “Дорожная история”.

Цель: выявить знания детей о правилах дорожного движения, оценка словарного запаса и воображения.

Инструкция: ребенку дается задание придумать дорожную историю, затратив 3 минуты и затем пересказать ее. История может включать разные ситуации, которые произошли либо самим ребенком, либо может быть вымышленная, придуманная с различными персонажами из сказок, мультфильмов.

При обработке результатов учитывается: знания детей ПДД, необычность сюжета, разнообразие персонажей, образов, оригинальность, словарный запас ребенка, рассказ должен состоять из полных предложений.

Оценка результатов:

“отлично” - ставится за историю, необычную и оригинальную, свидетельствующую о незаурядной фантазии ребенка, хороших знаниях по ПДД, богатом словарном запасе.

“хорошо” - если история простая, нет оригинальности, знания по ПДД недостаточные.

“плохо” - ребенок не сумел придумать историю.

Автор психолог Замалеева А.И.

Тест “Проверь себя”

Цель: определить уровень развития знаний и умений усваиваемые детьми по правилам дорожного движения в подготовительной группе.

Задача ребенка найти лишнее слово.

1. Знаки сервиса включают в себя… (больницу, пост ГАИ, телефон, аптеку).

2. В специальный транспорт входит… (скорая машина, пожарная машина, машина милиции, велосипед).

3. В понятие “транспорт” входит…(машина, автобус, велосипед, пешеход, трактор).

4. Общественный транспорт включает в себя…(автобус, троллейбус, трамвай, прицеп, такси).

5. У машины есть…(колеса, руль, парус, педаль, фары).

6. Пешеход имеет право…(переходить улицу, идти по тротуару, играть на проезжей части).

7. Запрещающие знаки включают в себя…(поворот направо запрещен, разворот запрещен, остановка запрещена, круговое движение).

8. Водителю велосипеда можно… (ездить, не держась за руль, двигаться по крайней правой полосе в один ряд, двигаться по обочине дороги, если это не создает помех пешеходам).

9. Дорожные знаки делятся на…(предупреждающие, запрещающие, предписывающие, указательные, разрешающие).

10. Светофор состоит из цветов (зеленого, желтого, красного, синего).

Экспресс-тест для родителей.

Цель: Определить уровень знаний, умений по правилам дорожного движения, передаваемых родителями детям.

Необходимо выбрать наиболее предпочтительное решение из двух вариантов; А и В:

1.

А – Ребенок должен знать, какие службы экстренной помощи вызвать при ДТП.

Б – Ребенку это не нужно, с ним всегда взрослый.

2.

А – Необходимы беседы родителей о том, что играть на дороге опасно.

Б – Правилам дорожного движения должны обучать в школе.

3.

А – Нельзя оставлять детей без присмотра в машинах.

Б – Нужно доверять детям, приучать к самостоятельности.

4.

А – Знакомить детей с различными произведениями литературы, в которых изложены дорожные ситуации.

Б – Дети смотрят в основном телевизионные передачи, и сами черпают знания о ПДД.

Ключ к тесту:

Если предпочтение отдается варианту:

А – вы сообщаете ребенку определенные знания, умения о выполнении правил дорожного движения.

Б - вы не осознаете своей роли в предупреждении дорожно-транспортных происшествий с вашими детьми.

Приложение 2

Педагогические  задачи  на основе информационных опасных ситуаций.

Вариант 1

- Как следует переходить через дорогу на перекрестке?

- Что следует делать при переходе дороги на перекрестке, где есть пешеходный переход?

- Как переходить через проезжую часть на регулируемом перекрестке?

- Какие опасности подстерегают пешехода на перекрестке?

Вариант 2

1. Как переходить через улицу на нерегулируемом перекрестке, на котором нет пешеходного перехода?

2. Разрешается ли переходить дорогу, если к перекрестку приближается транспортное средство с включенным проблесковым маячком синего цвета?

3. Можно ли переходить через дорогу, если регулировщик стоит спиной или лицом к пешеходам, его руки опущены или вытянуты в стороны?

4.Где следует ожидать трамвай, если остановка трамвая расположена на середине дороги, оборудована приподнятой посадочной площадкой?

Наряду с основными вопросами школьникам предлагаются дополнительные, вспомогательные вопросы, например:

1. Какие ошибки допускают пешеходы на перекрестках?

2. Какие транспортные средства оборудованы проблесковыми маячками?

3. Какие сигналы регулировщиков запрещают выходить на дорогу?

4. Какие дорожные знаки помогут пешеходу найти площадку для ожидания трамвая?

Педагогические  задачи  на основе имитационных опасных ситуаций.

Учитель рисует на доске схему перекрестка, обозначает на ней дорогу, пешеходный переход, транспортные средства, пешеходов, дорожные знаки и т.д. Учащиеся  втетрадях рисуют аналогичную схему. Школьникам предлагаются задания:

- Определить безопасный маршрут перехода через проезжую часть и зеленым мелком (при работе в тетради школьники рисуют зеленым фломастером) схематично нарисовать варианты (пешеходов 1, 2, 3, 4 и т.д.) перехода через дорогу.

- Определить опасный маршрут перехода через проезжую часть и красным мелком (при работе в тетради школьники рисуют красным фломастером) схематично нарисовать неправильные (опасные) варианты (пешеходов 1, 2, 3, 4 и т.д.) перехода через дорогу.

Приложение 3

Описание  некоторых дидактических игр,

используемых при изучении ПДД

Игра №1. Сравни знаки.

Учащимся выдаются пары знаков. Сначала они должны сказать, чем знаки похожи, а затем - чем они отличаются.

Игра №2. Найди такой же знак.

Учащемуся выдается набор карточек со знаками, среди которых есть повторяющиеся. За  пределенное время он должен найти пары повторяющихся знаков и дать им правильные названия.

Игра №3. Найди ошибки.

Учащимся выдаются знаки, некоторые из которых изображены неточно. Предлагается за определенное время найти неточности и назвать те знаки, в которых они были допущены.

Игра №4. Запомни знак.

Учащимся выдаются наборы карточек. Учитель показывает демонстрационную карточку с одним из знаков, учащиеся по памяти должны отыскать в своем наборе такую же и назвать знак, изображенный на ней.

Игра №5. Дорисуй знак.

Учащимся выдаются наборы знаков, которые изображены не полностью. Предлагается закончить изображение знаков, назвать их /возможно несколько вариантов/.

Игра №6. Мозаика.

Учащимся выдаются наборы разрезанных карточек с изображением знаков. Предлагается за определенное время сложить знаки и назвать их.

Игра №7. У гадай знак.

Выбирается ведущий. Ему предлагается описать изображение какого-либо знака. Остальные учащиеся угадывают знак, показывают карточки с соответствующим изображением. Называют загаданный знак.

Игра №8. Светофорики.

Учащимся выданы сигнальные карточки зеленого и красного цвета. Учитель или ведущий показывает какой-либо знак и дает ему название /верное или ошибочное. Если название верное - учащиеся показывают зеленый сигнал, если ошибочное - красный.

Игра №9.  Путешествие по городу.

Учащимся выдается набор карточек. Предлагается составить рассказ о путешествии по городу, на улицах которого встречаются эти знаки.

Игра №10. Наши помощники.

Учащимся предлагается одна из ролей на выбор: турист, водитель машины, больной, школьник, велосипедист и т.д. Необходимо выбрать те знаки, которые будут помогать им в пути, дать их название, составить рассказ о “знаках-помощниках”.

Игра №11. Группы знаков.

Учащимся выдаются наборы карточек с изображенными на них знаками. Предлагается разложить знаки по группам: предупреждающие, запрещающие и т.д. Дать название каждой группе и знакам в ней.

Игра № 12. Лишний знак.

Учащимся выдаются наборы карточек со знаками, принадлежащими к одной группе и 1-2 знаками из другой группы. Предлагается найти лишние знаки и объяснить, почему они лишние.

Игра № 13. Кроссворд.

Предлагаются картинки с изображением транспортных средств. Инструкция: впиши названия средств транспорта в клеточки кроссворда. Если все подобрано верно, ты прочитаешь зашифрованное слово. Примечание: на картинках изображены: 1. груЗовик; 2. саНи; 3. трАмвай; 4. раКета; 5. мотоцИкл; 6. лайНер; 7.Автобус; 8. маШина; 9. таксИ; 10. теплохоД; II. вертолет; 12. троллейбУс; 13. поеЗд; 14. Ь 15. Яхта. Ответ: ЗНАКИ -НАШИ ДРУЗЬЯ.

Игра №14. Мяч - соседу.

Игроки становятся по кругу лицом в центр на расстоянии шага друг от друга. Игрок называет знак из любой группы, затем передает мяч соседу справа, тот, поймав мяч, называет знак из той же группы. Затем называет знак из любой другой группы и передает мяч соседу справа, который называет знак из той же группы, а затем из другой и т.д. Допустивший ошибку игрок выходит из круга.

Игра №15. Игра со скакалкой.

Игрок, вращая скакалку, на каждый прыжок называет один дорожный знак из любой группы. Игру можно усложнить, если предложить игрокам называть знаки, принадлежащие к одной определенной группе знаков. Игру можно проводить в форме соревнования между отдельными участниками или командами.

Игра № 16. Найди друзей.

Игрокам выдается карточка с изображением знака, принадлежащего к одной из групп. За определенное время участникам предлагается объединиться в группы по какому либо признаку и назвать этот признак. Примечание: объединение может быть выполнено по группам знаков; по цвету; по форме и т.д.

Игра № 17. Домино.

Участникам раздаются карточки-домино, которые состоят из двух частей: на одной половинке каждой карточки изображен знак, на другой - написано название некоторого другого знака. В ходе игры учащиеся имеют право выкладывать цепочку из карточек, совмещая изображение знака на одной карточке с его правильным названием на другой карточке, при этом совмещать знак со знаком или название с названием запрещается.

Игра № 18. Лото.

Игрокам выдаются карточки лото, на которых изображены дорожные знаки и фишки. Ведущему выдается набор карточек с названием знаков. Ведущий зачитывает название знака, игроки закрывают фишками его изображение на соответствующих карточках. Побеждает игрок, первым закрывший знаки на своих карточках.

Игра №19. Перекресток /вариант 1/.

Учащиеся играют на макете с изображением улиц, перекрестков. Каждый учащийся руководит движением одной из фигурок: пешехода, автомобиля, велосипедиста, регулировщика, светофора и т.д. По сигналу регулировщика или светофора игроки начинают движение соответствующих фигурок. После окончания игры ситуации разбираются: участники объясняют, почему именно так они руководили транспортным средством, пешеходом и т.д.

Игра № 20. Перекресток /вариант 2/.

Учащиеся играют на размеченной площадке с дорожными знаками в классе, спортивном зале или спортивной площадке на улице. Каждый учащийся играет роль какого-либо транспортного средства, пешехода, или регулировщика. По сигналу регулировщика или светофора “транспортные средства” пешеходы приходят в движение. Затем ситуация анализируется.

Игра № 21. Расставь дорожный знак.

Игрокам предлагается игровое поле с изображенными на нем улицами, перекрестками, школой, больницей, столовой и т.д. Учащимся предлагается расставить дорожные знаки, а затем объяснить выбранный способ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно - ориент. классный час " Перекрёсток души"

Классный час проведён в ноябре месяце во время прохождения недели толерантности....

Программа работы ЮИДД на 2015-2016 уч.г.

Программа работы ЮИДД...

Рабочая программа "Перекрёсток"

Актуальной проблемой современной жизни является детский дорожный транспортный травматизм. С увеличением количества машин на улицах города увеличилось и количество ДТП с участием ей и подростков....

Программа по правилам дорожного движения "Перекрёсток семи дорог"

                             Актуальность создания программы          Раз...

Дополнительная образовательная программа кружка «Юные инспектора дорожного движения» (ЮИДД)

Программа кружка  «Юные инспектора дорожного движения» разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона Российской Федерации «О безопасности», «Правил безопасн...

Программа ЮИДД "Свет" МАОУ СОШ № 9 г. Холмска

Программа ЮИДД "Свет" МАОУ СОШ № 9 г. Холмска...

Сценарий конкурсно-игровой программы по правилам дорожного движения «Весёлый перекрёсток».

Сценарий конкурсно-игровой программы по правилам дорожного движения«Весёлый перекрёсток»Цель мероприятия: формировать у обучающихся навыки безопасного поведения на улицах и дорог...


 

Комментарии

Галочкина Елена Николаевна

Замечательный пластилиновый мультфильм! Молодцы!