"ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ-ШКОЛА, РОДИТЕЛИ И Я"
календарно-тематическое планирование (2 класс) по теме

Кучеренко Ольга Александровна

Проект плана работы с родителями

 Реализация совместной деятельности школы и семьи по

 духовно- нравственному  воспитанию детей 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «СОШ №2 г. Калининска Саратовской области»

Проект плана

работы с родителями

«ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ-

ШКОЛА, РОДИТЕЛИ И Я»

(совместная деятельность школы и семьи по

 духовно- нравственному  воспитанию детей)

Подготовила

учитель начальных классов

Кучеренко О.А.

2010 – 2011 уч. год

“Школа и семья - два важнейших

образовательных института, которые  

  изначально призваны дополнять

друг друга и взаимодействовать  

  между собой”.

Актуализация проблемы

Ребёнок улыбается матери – первая в жизни улыбка. Ребёнок играет – первые в жизни игры. Ребёнок стал школьником – первые уроки. Первые книжки, первые картинки, первые песенки…первые радости и обиды. Всё первое. Первые кирпичики здания личности. Каким человеком станет этот ребёнок? Каким человеком сделаем его мы? На каком этапе своей жизни человек должен начинать думать сам за себя? С ответов на эти вопросы начинается формирование духовной личности ребёнка. На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах. И задача духовно-нравственного воспитания заключается в формировании такой личности.

Долгое время среди специалистов-ученых и педагогов шли споры: кто же отвечает в большей мере за нравственный мир детей: семья или школа? Наконец, большинство пришло к правильному выводу: не снимая ответственности со школы, больше требований надо предъявлять к семье, так как именно здесь закладывается фундамент личности, ее нравственные ценности, ориентации и убеждения. Таким образом, важность семейного воспитания неоспорима. Никто не имеет большего влияния на детей, чем отец и мать.

Но и школа не снимает с себя ответственности, и даже более того, успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным.

Педагоги и родители — важнейшие силы в процессе становления и развития личности ребенка, воспитания духовно-нравственной культуры. От успешного взаимодействия школы и семьи выиграет каждая сторона, поскольку и в педагогике, и в семейном воспитании накоплен огромный положительный опыт.

Предпринятые на сегодняшний день попытки совместного воспитания гармонично развитой личности ребенка показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является, как ни странно, семья.

Порой родители легкомысленно надеются, что педагоги успешно справятся с поставленными задачами, что цели будут достигнуты, что дети их станут хорошими без их вмешательства, и самоустраняются от непосредственного воспитания собственных чад.

Выстраивая взаимоотношения семьи и школы, учителя понимают, что на каком-то этапе теряют тесную связь с родителями. Возможно, устарели наши формы работы с родителями, а может быть, это и занятость родителей, неустроенный быт семьи, социальная незащищенность, рост количества асоциальных семей? Что же нужно делать?

Цель и задачи проекта

Цель:

  • Укреплять связи семьи и школы. Раскрыть внутренний мир младшего школьника и заложить основы духовно-нравственных отношений, тем самым, формируя духовно-нравственную воспитанность.

Задачи:

  • Вовлечь родителей в совместную с детьми и педагогами учебно-познавательную, культурно-досуговую, общественно-полезную и спортивно- оздоровительную деятельность.
  • Оказание помощи семье в воспитании детей.
  • Психолого-педагогическое просвещение семей.
  • Коррекция семейного воспитания.
  • Знакомство с нормативно – правовой документацией по защите прав ребенка.

Задачи воспитания:

  • Сформировать в каждом ребенке общечеловеческие ценности, добродетели: любовь к ближнему, сострадание, справедливость, гражданственность, веру в прекрасное, ответственность, этическую культуру, нравственные устои.
  • Пробудить все силы, присущие человеку: физические, умственные, этические, эмоциональные, эстетические.
  • Сформировать человеческие устои, понимание добра и зла.
  • Не приспособить индивида к потребностям общества, а сформировать у него умение ориентироваться в обществе, воспитать человека-творца.
  • Сформировать культуру общения.
  • Воспитать потребность в созидательной деятельности, творческом развитии, положительном отношении к труду как средству самоутверждения.
  • Приобщить воспитанников к региональной, национальной и мировой культуре.

Срок реализации: 2010- 2011 уч. г.

Участники проекта:

  • родители, дедушки, бабушки
  • дети
  • классный  руководитель
  • психолог, соцпедагог

Необходимые ресурсы

  • кабинет начальных классов
  • библиотека
  • компьютер
  • Интернет
  • магнитофон
  • фотоаппарат
  • видеокамера
  •  методическая литература

Предполагаемые результаты

  1. ДРУЖНЫЙ КОЛЛЕКТИВ - социально – активные ученики и их родители, способные общаться во благо друг другу и окружающим, способных добывать знания и учить других, организовать себя и коллектив, умеющих оценивать, прежде всего, себя, свою деятельность, а затем работу других.
  2. Знание семейных обычаев, традиций, их уважение и соблюдение.
  3. Создание сценариев, выставок, презентаций для передачи приобретенного опыта коллегам.
  4. Приобретение участниками проекта навыков творческого сотрудничества и применение их в повседневной жизни.

Показатели результативности

  1. Сравнительный анализ результатов анкетирования в начале и после реализации проекта.
  2. Степень активности учащихся в подготовке и реализации мероприятий.
  3. Степень активности родителей  в реализации проекта.
  4. Степень важности проведенных мероприятий для повышения воспитательного потенциала и в решении воспитательных проблем.
  5. Презентация проекта, отзывы коллег.

Организация работы с родителями

  • круглый стол
  • психолого-педагогические консультации
  • диагностика
  • совместные праздники
  • участие в проектах
  • родительские собрания
  • дни открытых дверей
  • лектории
  • педагогические практикумы
  • телефон доверия

План – карта действий по реализации проекта

Сроки

Деятельность классного руководителя

Деятельность учащихся и родителей

Подготовительный период

Сентябрь

20.09

1. Диагностика семей учащихся с целью выбора оптимальных форм взаимодействия:

  • анкетирование родителей (анкеты изучения семей учащихся, выявления пожеланий учащихся в организации совместных дел);
  • анкетирование учащихся (взаимоотношения в семье, эмоциональный комфорт).
  • Диагностика внутрисемейных отношений «Фотография моей семьи»
  • Типы семейного воспитания выступление психолога.

2. Анализ результатов анкетирования на родительском собрании, с участием психолога, с целью планирования совместной работы по ликвидации проблем в воспитании, знакомство с формами сотрудничества.

3.Вынесение на рассмотрение плана проекта, утверждение предложенных форм сотрудничества, обсуждение совместных мероприятий и согласование графика работы, формирование состава творческих групп.

3. Планирование просветительской работы с родителями с целью влияния на становление взаимоотношений в семье и повышение уровня воспитательного потенциала.

Акция «Помоги погорельцам»

  1. Участие в анкетировании.

  1. Выражение отношения к проекту с целью разработки планов семейного воспитания.

3.Определение тематики совместных мероприятий с семьями учащихся

4.Утверждение проекта, внесение поправок, пожеланий.

5.Выбор актива класса   и родителей, распределение обязанностей в организации совместного сотрудничества.

6.Выделение промежуточных задач, поиск путей их решения.

Родители и дети собирают вещи, средства личной гигиены, игрушки, книги.

Основной период

Октябрь

12. 10

20.10

1. Составление и рассмотрение семейного праздника «В кругу семьи». (Целями мероприятия ставлю: укрепления взаимоотношений в семье, вовлечение участников процесса в неформальное сотрудничество, привитие гордости и уважения к семейным традициям.)
2. Утверждение пошаговых действий: составление планов работы родителей дома, контроль над выполнением домашних заданий.
3. Подготовка художественных номеров с учащимися в школе.
4. Подготовка оборудования и слайдовых материалов к консультациям, практикумам, празднику.

5. Минипроект «Мой дедуля», «Моя бабуля» (ко Дню пожилого человека)

Проведение праздника «В кругу семьи».

Родительское собрание. Круглый стол. «Содружество врача, педагога и семьи в гигиеническом воспитании младших школьников. Профилактика простудных заболеваний».

Индивидуальная работа с учащимися  «группы риска» и их родителями. (Развина М. А. – социальный педагог)

  1. Рассмотрение и обсуждение сценария праздника ко дню семьи, выработка критериев оценки, подготовка художественных номеров, выполнение домашних заданий.
  2. Отчет родителей о проделанной дома работе с детьми.
  3. Подготовка учащимися художественных номеров и поделок.
  4. Подготовка родителями оборудования.
  5. Подготовка стендовых материалов.

Участие родителей и детей в празднике.

Родители делятся опытом в воспитании детей.

Телефон доверия с психологом, социальным педагогом, учителем.

(21-5-55)

Ноябрь

Диагностика удовлетворенности родителей, учащихся работой ОУ, признание  профессионализма пед. коллектива. (Реброва М. Н.- психолог)

  Индивидуальные беседы с учащимися 1-4 классов и их родителями по охране прав детства. (Реброва М. Н.- психолог, Развина М. А.- соц. педагог)

Участие родителей в диагностике.

Телефон доверия с психологом, социальным педагогом, учителем.

22.11-26.11

22.11

Организация и проведение фотовыставки ко Дню матери «Милая, любимая, родная». Обсуждение материала к выставке с учащимися на классном часе.

Организация и проведение родительского собрания «Закон - семья-ребенок». Предварительно провести опрос учащихся на знание своих прав и обязанностей.

Родители и учащиеся подбирают материал к выставке.

Обсуждение с родителями результатов опроса, ситуаций, когда в семье нарушаются права детей. Родители делятся положительным опытом нравственного и правового воспитания детей в семье.

Декабрь

20.12

Диагностика межличностных  отношений в классе. Тренинги.   (Реброва М. Н.- психолог)

Проведение на родительском собрании педагогического практикума (тесты для родителей) «Ошибки в воспитании, которые все когда-либо совершали». Подведение итогов по проекту I полугодия.

Проведение новогоднего   карнавала.

Телефон доверия с психологом, социальным педагогом, учителем.

Переосмысление воспитательных приоритетов, путем искоренения пробелов в системе воспитания.

Родители готовят детям новогодние подарки, костюмированное поздравление. Дежурят во время проведения карнавала.

Январь

20.01

Индивидуальные беседы с учащимися 1-4 классов и их родителями по сохранению психического здоровья детей.

 Диагностика внутрисемейных отношений «Рисунок семьи». Тренинг «Внутрисемейные отношения».

 День открытых дверей. Фестиваль нетрадиционного урока для родителей.

Телефон доверия с психологом, социальным педагогом, учителем.

Посещение родителями открытых уроков.

Февраль

21. 02-25.02

Акция «Ветеран». (УСЗН, Музыка Е. В.)

На классном часе к 23 февраля проводится подготовка к мини проекту « Папа и я, неразлучные друзья».

Конкурс поделок «Делаем вместе с папой».

Диагностика отношений родителей и учащихся к классному руководителю.

Родители и дети готовят рисунки, поделки, поздравления  для ветеранов.

Родители и дети собирают материалы к проекту и готовят его защиту.

Ребята вместе с папами выполняют поделки.

Телефон доверия с психологом, социальным педагогом, учителем.

Март

23.03

Семейный праздник Горница-узорница»  проводится с целью сплочения коллектива, развития творческих способностей учащихся, установления комфортных отношений между родителями и детьми.

На классном часе «Моя мама лучше всех» обсуждается проведение минипроекта «Мама, солнышко мое».

Выпуск книги «Наш любимый рецепт».

Работа с родителями, учащимися 1-4 классов по сохранению психического здоровья. (Реброва М.Н., психолог)

Диагностика межличностных  отношений в классе. Тренинги.   (Реброва М. Н.- психолог)

Проведение родительского собрания «Оптимальный двигательный  режим, как фактор работоспособности детей».  Родительские чтения: Режим дня в жизни школьника.

Проведение спортивного праздника «Мама, папа и я здоровая семья».

Проведение беседы «Нравственное отношение в семье». Анкетирование.

Участие в семейном празднике. Подготовка художественных номеров, рисунков, игр и конкурсов учащимися под руководством учителя. Изготовление подарков всем участникам праздника. Подготовка оборудования к мероприятию.

Родители и дети собирают материалы к проекту и готовят его защиту.

Дети, мамы и бабушки готовят материал к книге

Телефон доверия с психологом, социальным педагогом, учителем.

Родители делятся опытом в воспитании детей.

Родители и дети готовят группу поддержки, инвентарь.

Телефон доверия с психологом, социальным педагогом, учителем.

Апрель

На классном часе обсуждается озеленение пришкольного участка.

Экологический проект «Укрась кусочек планеты».

Классный час «Добро и зло в семье»

Проведение родительского собрания  «Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии». Игровой тренинг, (проблема: грубость и агрессивность поведения детей).

Дети и родители дома выращивают рассаду цветов для пришкольного участка.

Проведение анкетирования с родителями на данную тему.

Родители делятся опытом и участвуют в тренинге.

Заключительный период

Май

Акция «Ветеран». (УСЗН, Музыка Е. В.)

Проведение семейного праздника «ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ - ШКОЛА, РОДИТЕЛИ И Я».

Оформление портфолио проекта, презентация проекта. Вынесение благодарностей участникам проекта.

Проведение и обработка повторного анкетирования учащихся и родителей, для выявления эффективности системы воспитательных мероприятий.

Подведение итогов реализации проекта. Исправление недочетов проекта. Обобщение материалов.

Родители и дети готовят рисунки, поделки, поздравления  для ветеранов к 9 мая.

Подготовка домашних заданий:
1) составление генеалогического древа;
2) рассказ о семейных традициях и реликвиях;
3) подбор фотографий для электронного альбома.

4) Рисунки «Мой дом»

5)мини- сочинение «Моя семья»

Подготовка учащимися  и родителями художественных номеров, костюмов, оборудования.

Анализ совместно выполненной работы, определение ее эффективности.
Предварительное планирование совместной работы на будущий год.

Литература

  1. Мартынова Я. Ю. Классные часы. 2 класс: Пособие для учителя. Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.- 96с.
  2. Жиренко О. Е., Лапина Е. В., Киселева Т. В. Я - гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2008. – 160с.
  3.  Жиренко О. Е., Лапина Е. В., Киселева Т. В. Классные часы по эстетическому и нравственно- этическому воспитанию: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2007. -208 с.
  4. Груздева Ю. В., Богачкина Н. А. Классные часы с психологом: 1-4 классы. -      М.: «Глобус», 2009. – 332с.
  5. Л. И. Саляхова Родительские собрания: 1-4 классы.- М.: «Глобус», 2007.- 315 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная программа "Я, ты, он, она-вместе дружная семья

Цель программы: Создание условий для полноценного развития учащихся младших классов, их успешной адаптации в образовательной и социальной среде. Задачи: *развивать субъектность личности каждого учащег...

презентация воспитательной программы "Я, ты, он, она-вместе дружная семья"

Цель программы: Создание условий для полноценного развития учащихся младших классов, их успешной адаптации в образовательной и социальной среде. Задачи: *развивать субъектность личности каждого учащ...

Классный час "Вместе дружная семья" (2 класс)

Классный час призван содействовать осознанию важности семьи в жизни человека....

Обобщение опыта работы Проект по работе с семьёй "Наша дружная семья-школа, родители и я!"

Сегодня учитель и родители должны рассматриваться как партнёры в воспитании детей, а это означает равенство сторон, их взаимное уважение и заинтересованность в успешном сотрудничестве, что неизбежно в...

Сценарий классного вечера с родителями "Вместе дружная семья"

Данное мероприятие способствует сплочению классного коллектива, воспитывает чувство гордости за свою семью....

презентация на тему "Наша дружная семья" Школа России 2 класс

Презентация на тему "Наша дружная семья"...

Партнерство и взаимопомощь: Ученик, родитель, я (учитель) – вместе дружная семья

Взаимодействие школы и семьи в воспитании детей не происходит равномерно, прямолинейно. По моим наблюдениям это сложный процесс, требующий систематических контактов, доверия и совместных усилий в реше...