Партнерство и взаимопомощь: Ученик, родитель, я (учитель) – вместе дружная семья
статья

Лабзовская Любовь Валентиновна

Взаимодействие школы и семьи в воспитании детей не происходит равномерно, прямолинейно. По моим наблюдениям это сложный процесс, требующий систематических контактов, доверия и совместных усилий в решении всех возникающих вопросов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лабзовская Л.В.

Партнерство и взаимопомощь:

Ученик, родитель, я (учитель) – вместе дружная семья.

Мы все нуждаемся друг в друге: мы

связаны этой нуждой друг с другом,

от каждого идет нить отношения к  

каждому другому и, кроме того, -

нить отношения к нашему общему

достоянию……

И.А. Ильин.

                   

Взаимодействие школы и семьи в воспитании детей не происходит равномерно, прямолинейно. По моим наблюдениям это сложный процесс, требующий систематических контактов, доверия и совместных усилий в решении всех возникающих вопросов. В воспитании возможны «срывы», «ЧП», возврат к уже, казалось бы, пройденному этапу, уточнение позиций ребенка, семьи или школы по той или иной проблеме. Последние годы происходит отчуждение родителей от школы, пропал интерес к глубинным воспитательным    процессам.

   Меня очень волнует, как организовать  взаимодействие  семьи и школы, чтобы непростое дело воспитания ребенка стало общим? Как привлечь таких занятых мам и пап, а в некоторых случаях  не желающих заниматься воспитанием ребенка? Как аргументировать необходимость их участия в школьной жизни ребенка? Пожалуй, эти вопросы можно смело отнести к разряду вечных. Для решения этих проблем, я ищу новые формы взаимодействия с семьей, понимая, что родители и я – воспитатели одних и тех же детей. Результатом нашей деятельности может быть успешным только при условии, если я и родители станем союзниками. Наш союз должен быть основан на взаимном понимании, уважении, доверии, ответственности и направлен на развитие личности ребенка.

    Практика показывает, что родительское собрание – это самая универсальная форма взаимодействия. Здесь обсуждаются вопросы, волнующие учителя и родителей, участие родителей в школьной жизни своего ребенка и класса в целом.

 Я планирую разные формы проведения родительских собраний. Это и традиционная форма, дискуссия, круглые столы, мастерские, тематические консультации для родителей. Да и тематика разнообразная.

Родители знают теорию воспитания, но практически применяют немногое, иногда испытывают растерянность, видя расхождения между теорией и практикой. Главное, чтобы наши встречи не оставляли равнодушными мам и пап, заставили их еще раз уточнить свои точки зрения на воспитание детей, сравнить и стать своему ребенку помощником и другом. Мы обсуждаем, на каких основах должны складываться отношения: учитель-родители, учитель-ученик, родители-ребенок. Все это я делаю для того,  чтобы ребенку  было  в школе комфортно.

    Приведу пример одного из родительских собраний посвященных детскому чтению, опираясь   на опыт В.А.Сухомлинского: «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». Акцентирую внимание родителей на то, что одним из главных факторов, стимулирующих детское чтение, является читающая семья и соответствующая домашняя книжная среда. Готовясь к  родительскому собранию «Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребенка», продумываю ход собрания: провожу анкетирование учащихся, анализирую читательские интересы детей, готовлю памятки родителям “Как привить любовь к чтению”, подбираю проблемные ситуации, с которыми в жизни сталкиваются каждый из них, продумываю ответы на их предполагаемые вопросы. Собрания проходят живо, родители с интересом  слушают друг друга, одни делятся опытом, другие дают полезные советы. Все активны, всем интересно, нет равнодушных. В ходе дискуссии вырабатываются рекомендации или иначе руководство к действию. Не раз замечала, выйдя из школы, родители продолжают обсуждать тему родительского собрания. Одним собранием работа не ограничивается. Родительский комитет это связующее звено учителя и родителями. Он помогает организовать встречи с писателями (С.Махотин, А.Шевченко) и друг. совершать

 экскурсии по литературным местам (Суйда. Музей-усадьба Ганнибала, Кобрино. Домик няни, Рождествено. Музей-усадьба В. Набокова, Выра. Домик стационного смотрителя.) Совместная подготовка детей и родителей литературных праздников.        

    С каким удовольствием родители принимают участие в литературных спектаклях! А какое чувство гордости у детей за своих родителей! Вот она дружная семья  -Ученик, родители и я.

Вот они общие дела, которые сплачивают коллектив.

     При  поддержке  родителей приобретаем  абонементы  в  Русский  музей, Эрмитаж . После посещения Русского музея, дети  пишут  сочинения- эссе по картинам  русских  художников, где выражают свои мысли,  чувства  от  увиденного. Через  их сочинения  можно почувствовать,  что  дети  гордятся  неподражаемой  красотой  русской  природы, а следовательно и страной, в которой  они живут. Приведу   выдержки  из сочинений ребят: « Я восхищаюсь красотой русского  леса ! «  Грабарь Февральская  лазурь Олжабаева Ася 4 класс  Хочу привести  размышления детей: «У меня возникает  ощущение радости,  счастья, праздника, когда я смотрю на эту  картину»,  « Я  благодарна  художнику, что ещё  раз  могу пережить чувство  радости.»  «В этой  картине  я почувствовала  красоту  и  необыкновенность  русской  природы.» Эта  работа  благотворно влияет на развитие  личности.

    Я уделяю много внимания  патриотическому  воспитанию: самые  памятные даты – 9 Мая,  День  снятия  Блокады. Дети  пишут  ответ на  письмо  фронтовика,  берут  интервью  у  ветеранов, посещаем мемориал «900 Блокадных дней».

     В итоге, я  считаю, что  эффективным  сотрудничество будет только в том  случае, если оно направлено  на создание единого воспитательного процесса, единой социальной среды, где наивысшие  ценности  понимаются  как основа  жизни,  достойной  Человека.

     Положительные  отзывы  родителей  мне  импульс  к  новым  творческим  свершениям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная программа "Я, ты, он, она-вместе дружная семья

Цель программы: Создание условий для полноценного развития учащихся младших классов, их успешной адаптации в образовательной и социальной среде. Задачи: *развивать субъектность личности каждого учащег...

презентация воспитательной программы "Я, ты, он, она-вместе дружная семья"

Цель программы: Создание условий для полноценного развития учащихся младших классов, их успешной адаптации в образовательной и социальной среде. Задачи: *развивать субъектность личности каждого учащ...

"ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ-ШКОЛА, РОДИТЕЛИ И Я"

Проект плана работы с родителями  Реализация совместной деятельности школы и семьи по  духовно- нравственному  воспитанию детей...

Классный час "Вместе дружная семья" (2 класс)

Классный час призван содействовать осознанию важности семьи в жизни человека....

Внеклассное мероприятие "Папа, мама, школа, я - вместе дружная семья"

Данное мероприятие – заключительный этап проекта. В рамках этого проекта детьми были проведены исследования: «Моя родословная», «Моя фамилия», «Мое имя». Также учащиеся писали сочинения: «Моя семья», ...

Здравствуйте! Разрешите представиться! «Слово “МЫ”- сильней, чем “Я” Вместе – дружная семья!»

Аннотация к самопредставлению учащихся 2 «А» класса «Слово “МЫ”- сильней, чем “Я” Вместе – дружная семья!» Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования...

Сценарий классного вечера с родителями "Вместе дружная семья"

Данное мероприятие способствует сплочению классного коллектива, воспитывает чувство гордости за свою семью....