Программа по школьному самоуправлению «Город добрых дел»
статья по теме

Гром Юлия Ивановна

Программа направлена на создание и развитие ученического самоуправления.Участвуя в этой программе, ребята  учатся сотрудничать, осваивать навыки организации коллективных дел. Программа популяризирует среди младших школьников идею добровольного участия в общественных делах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Gorod_dobryh_del.doc421.5 КБ

Предварительный просмотр:

          МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №29

Программа

по

школьному самоуправлению

«Город добрых дел»

 

Учитель: Сечина Ю.И

Город добрых дел

 Цель создания  программы

Участвуя в этой программе, ребята   учатся сотрудничать, осваивать навыки организации коллективных дел. Программа популяризирует среди младших школьников идею добровольного участия в общественных делах.

Для учителя программа «    Город добрых дел    » является хорошей возможностью сделать новый шаг в развитии воспитательной работы в своём классе.  

    Под руководством  учителя, младшие школьники становятся участниками различных   акций «Полезные дела», «  Дарите друг другу радость», «Трудовые дела» или «Каждое дело с пользой»,   «Познавательные дела»,    «Наш День Победы»

Раньше во всех школах существовала система октябрятских звездочек. Иногда эта система существовала только формально. Но во многих школах и классах педагогам удавалось превратить эту систему в интересную игру, которая учила детей жить в коллективе. Игра в октябрят готовила ребят к активной общественной деятельности. После развала системы «октябрята - пионеры – комсомольцы»,  взамен не было создано другой, современной системы коллективного воспитания.

Программа «  Город добрых дел » сохраняет то лучшее, что было в октябрятской системе и предлагает новые, современные технологии социального воспитания младших школьников.  Многие проблемы, с которыми сталкиваются учителя начальных классов, объясняются именно отсутствием системы коллективного воспитания. Например, от чего зависит хорошая учеба ребенка? Наверное, все согласятся, что не только от хороших учебников, рабочих тетрадей и его интеллектуального потенциала. Поведение и оценки ребенка очень часто зависят и от того, нравится ли ему ходить в школу, хорошие ли у него отношения с ребятами, учителями, может ли он утвердиться в детском коллективе.

  Многие ребята лишены возможности научиться работать по собственному желанию и получать удовольствие от того, что ты сделал приятное другим людям. А ведь для некоторых ребят участие в общественных делах – это единственный способ заработать авторитет в чем-то хорошем.

 

Чему учит программа

Участвуя в этой программе, ребята научатся:

- работать в коллективе;

- не ссориться при выполнении коллективного задания, мириться, если поссорились;

- добровольно участвовать в общественной деятельности.

Основные правила для всех участников программы.

1.      Стараться быть добрым и помогать другим. (Ребята, давайте жить дружно!)

2.      Быть осторожным. Соблюдать технику безопасности.

3.      Заботиться о себе и о других.

Что предлагает программа

  Программа поможет   улучшить отношения в коллективе Вашего класса, создать в классе систему самоорганизации и самоуправления.

 Программа включает в себя несколько разделов.

Раздел 1. Система общих дел

Акция « Полезные дела»

   Такие акции нужны для того, чтобы ребята почувствовали, что делать полезные дела – это здорово и интересно. Ребята увидят, что, несмотря на свой юный возраст, они уже сейчас многое могут сделать собственными силами.

  Акция «  Дарите друг другу радость»  праздничные  поздравления людям, которые нуждаются в  поддержке.

     Акция «Трудовые дела» или «Каждое дело с пользой»

 Ребята должны   придумать и выполнить полезное дело для жителей своего  поселка.   Например,  посыпать   скользкие дорожки песком, подготовить для праздника актовый зал, собрать игрушки и  одежду  отдать их нуждающимся , участие в субботниках (на выбор).

  Акция «Познавательные дела»

  Акция «Наш День Победы» -  уборка памятников, помощь ветеранам  

Раздел 2. Система работы с классом

Учитель  выделяет 1-2 часа в неделю для работы по программе со своим классом.  

Чтобы программа воспринималась ребятами с интересом, необходимо стремиться создать творческую, неформальную атмосферу. Работа по программе не должна восприниматься как еще один дополнительный урок. Чтобы создать такую атмосферу,  можно  использовать некоторые приёмы. Например, придумать название для своего класса (группы, отряда), девиз.  Возможно, но не обязательно ввести собственную символику

Для работы по программе класс делится на «пятерки», т.е. микроколлективы по  4-5 человек. Это важно для того, чтобы выстроить в классе работающую систему детского самоуправления. В каждой пятёрке на неделю выбирается «дежком» – дежурный командир. Он организует работу «пятерки» в течение недели – руководит, учится быть лидером.

Поручения чередуются между «пятерками» каждую неделю. В конце недели в классе проводится подведение итогов, на котором обсуждаются результаты работы пятёрок и класса в целом.

Программа предлагает следующие основные поручения:

 Штаб порядка

Пятёрка организует работу по поддержанию чистоты в классе. Например, поливает цветы или вытирает доску. Если необходимо, то, по желанию, организует влажную уборку класса. А также придумывает разные сюрпризы для того, чтобы в классе было уютно.

Журналисты

Пятёрка готовит материалы для детской газеты. Это творческое поручение может включать в себя проведение конкурса рисунков, может сама пятерка подготовит плакаты на определенную тему.  

Главное, чтобы газета стала результатом творчества ребят, а не просто переписыванием книжек.

Затейники

Пятёрка организует празднование дней рождения, праздников и т.д.

 Волшебники

Группа проводит полезное дело для школы,  поселка и т.д. (например:  оформление праздничных открыток для одиноких людей, организация игр для первоклассников и т.д.)

Игроки

Ребята проводят игры на переменах для своего класса, могут выйти к младшим классам и провести игры для них.

Важным элементом работы с классом по программе является рефлексия – подведение итогов работы, которое проводится, как правило, в конце учебной недели. На еженедельном подведении итогов в классе обсуждаются примерно такие вопросы: умеют ли ребята  организовать работу, быть инициативными, хотят ли приходить на помощь, выполняют ли основные правила программы, не ссорятся ли и т.д. В обсуждении главное – сохранить доброжелательные отношения ребят. На каждом подведении итогов ребята решают, кого на этой неделе можно поощрить.(например, вручить наклейку)

Формирование «пятёрок», обучение ребят самоорганизации – один из самых сложных моментов в работе по программе. Но именно эта форма работы позволяет включить в активную общественную деятельность «тихих» ребят, которые не смогли еще себя проявить. Кроме того, эта работа позволяет создать в классе особую атмосферу доброжелательных отношений, научить ребят выполнять совместную работу и помогать друг другу.  Если ребята освоят эти навыки, они будут чувствовать себя комфортно в школе и в более старших классах. А значит, смогут более полно раскрыть свои творческие способности в школе.

Условия работы по программе

1. Желательно, чтобы оценки и поведение учеников на уроках не влияли на их участие в программе. Например, ребенок не может быть отстранен от дел, если он получил двойку. Нельзя во время подведения итогов работы по программе ругать ребенка за выполнение или невыполнение домашнего задания.   Педагогу нужно грамотно разделить учебную работу – выполнение роли учителя и работу по программе – выполнение роли руководителя детского коллектива.

2. Программа направлена не на соперничество между классами и «пятёрками» (даже если будут существовать какие-то соревнования), а на взаимодействие этих групп. Очень важным моментом является то, чтобы ребята ощутили, что они работают не ради победы, а для того, чтобы менять мир вокруг себя к лучшему.

3. В программе приветствуется добровольная деятельность. Например, если ребенок не хочет участвовать в каких-либо делах, то не стоит заострять на этом внимание. Может, следует предложить ребенку другую деятельность или предоставить возможность решить самому, чем он может помочь классу.

  


                                                        

    

                                                

                                        

   


ЦЕЛЬ:

1. Учить сотрудничать, осваивать навыки организации коллективных дел.

  1. Привить  идею добровольного участия в общественных делах.
  2. Развитие социальных умений функционирования коллектива в обществе.
  3. Сплочение детского коллектива
  4. Создание благоприятных условий для самоутверждения, самовыражения, самореализации каждого члена коллектива.

ДЕВИЗ: “Дело зовёт – ни шагу на месте,
               Полный вперёд! И только всем вместе!”

 

Без дела не сидите ,

Цветы полейте , мусор уберите.

Чтобы порядок в классе сохранить ,

Дежурство нужно вам установить .

Аврамчук Н., Асюта К., Войт А., Жариков А., Сечин Н., Самойло А., Карпов Д., Уляшова Г.

газету выпускают,

О жизни в школе всем вещают

И интервью возьмут у вас ,

А портретик  нарисует карандаш.

Янот Е., Яковченко Я., Равкович В., Позднякова Л.

Вы игры затевайте !

  На переменах, праздниках со всеми поиграйте.!

Малиночка А., Ткаченко Д., Десенко М., Суходольский В., Катаев И., Романенко А.

Всегда мы вместе отдыхаем

Скуки мы ни  в чем не знаем.

Любим петь и танцевать

 И культуру соблюдать !

Кобец А., Тютюнник Д., Шевченко В., Ильин М.,Исаев В.,Турковский И., Шапочкин О.

Акции Города добрых дел:

  1. Акция «Полезные дела»;
  2. Акция «  Дарите друг другу радость»;
  3. Акция «Трудовые дела» или «Каждое дело с пользой»;
  4. Акция «Познавательные дела»;
  5. Акции «Наш День Победы»

Деятельность самоуправления строится на следующих принципах:

  1. Равноправие. Все имеют право решающего голоса при принятии того или иного решения.
  2. Гуманность. Действия самоуправления основываются на нравственности, человеколюбии.
  3. Самодеятельность. Творчество, активность, самостоятельность учащихся.

4. Ответственность. Необходимо регулярно отчитываться о      проделанной работе и её результатах перед общим собранием

   

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выборы президента школьного самоуправления

Каждый год в октябре в нашем учреждении проводятся выборы президента школьного самоуправления. Цели мероприятия:осознание учащимися необходимости важности выборов, как элемента демократической си...

Реферат: « Формирование активной жизненной позиции через школьное самоуправление.»

Реферат: «  Формирование активной жизненной позиции  через  школьное самоуправление.»        Школа – это большой и сложный организм, эффективнос...

Выступление на МО начальных классов " Организация школьного самоуправления в 3 классе".

В данном выступлении старалась показать, как организовать самоуправление в классе. Проведение выборов по самоуправлению.Подведение итогов работы по четвертям и перевыборы. Поощрение детей....