Разработка классного часа "Поговорим о дружбе"
классный час (3 класс) по теме

Свистунова Татьяна Георгиевна

 

Цели:

  • побуждать детей к осмыслению общечеловеческих ценностей (понятие «дружба»), к выработке личного отношения к ним, к освоению собственной внутренней позиции и жизненных ценностей;
  • формировать у ребят приемы и способы конструктивной, коммуникативной, познавательной видов деятельности;
  • способствовать разнообразному творческому самовыражению детей, их творческому отношению к собственной жизни;
  • совершенствовать умение работать в группах (взаимодействие и сотрудничество)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas.doc74 КБ
Office presentation icon k_klassnomu_chasu.ppt174 КБ

Предварительный просмотр:

Тематический классный час                                                                        «Поговорим о дружбе»

3 класс

Учитель начальных классов

МОУ «Каслинская СОШ №27»

Свистунова Татьяна Георгиевна

Цели:

  • побуждать детей к осмыслению общечеловеческих ценностей (понятие «дружба»), к выработке личного отношения к ним, к освоению собственной внутренней позиции и жизненных ценностей;
  • формировать у ребят приемы и способы конструктивной, коммуникативной, познавательной видов деятельности;
  • способствовать разнообразному творческому самовыражению детей, их творческому отношению к собственной жизни;
  • совершенствовать умение работать в группах (взаимодействие и сотрудничество)

Оборудование:

  • Стулья стоят полукругом
  • В конце класса стоят парты по числу групп, + для группы социологов
  • Компьютер, проектор, магнитофон (спокойная музыка для притчи)
  • На мультимедийном экране:

  - фрагмент мультфильма «Приключения кота Леопольда»;

  - заставка к теме «дети общаются»;

  - пословицы о дружбе;

  - 10 законов дружбы

  • Магниты
  • Лесенка достижений
  • Ватман с заготовкой силуэта «Настоящий друг»
  • Карточки с качествами друга
  • Конверты с проблемными ситуациями
  • Клей (2 шт.)

            Детям (для каждой группы):

             -  бейджики

              - карточки с качествами друга;

              - конверты с ситуациями, ручки, карандаши

Участники:

        - учащиеся 3 класса;

        - несколько родителей учащихся;

        - учитель

Ход занятия:

1.Создание психологической комфортности на занятии

- Доброе утро! Оно действительно доброе, потому что сегодня ясный зимний день, я в гостях у вас - замечательных красивых, приветливых детей, встретивших меня улыбкой. У меня хорошее настроение. Я приглашаю вас к общению! Уверена, что оно будет приятным.

Предлагаю вам сыграть в игру «Миксер». Вам понятно это слово?

 Встаньте, пожалуйста, в круг (дети и родители)

  • Поменяйтесь местами те, кто пил на завтрак чай.
  • Поменяйтесь местами те, у кого в одежде есть белый цвет.
  • Поменяйтесь местами те, у кого есть домашние животные.
  • Соберитесь вместе те, кто примерно одного роста.
  • Соберитесь вместе те, у кого примерно одного цвета волосы.
  • Соберитесь вместе те, у кого хорошее настроение!

Спасибо за разминку. Это упражнение помогло  преодолеть скованность и стеснение, а также настроиться на активную плодотворную работу.

2. Введение в тему

- Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались! А значит, у нас появилась возможность поговорить о чем-то интересном. Тему нашего разговора вам подскажет предлагаемый сюжет. Внимание на экран!

(видеофрагмент)

- Вы догадались, о чем пойдет разговор? (О дружбе)

- Ребята, а что, по-вашему, означает слово «дружба»? (Это когда люди хотят быть вместе, когда они интересуют друг друга, доверяют друг другу и т.д.)

- А теперь этот же вопрос я адресую родителям. Уважаемые родители, как вы понимаете значение этого всем известного слова? (Настоящая дружба – это когда уважают права друга,  прислушиваются к мнению друга и др.)

- Спасибо за ваши искренние ответы, уважаемые собеседники.

- Сегодня я хотела бы познакомить вас с одной очень старой и мудрой притчей.

(Притча рассказывается под спокойную тихую мелодию.)

Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и много друзей. Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню в одну из ночей проникли воры и угнали всех овец. Когда на утро хозяин пришел в овчарню, чтобы выгнать свое стадо на выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей. Вскоре вся округа знала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни. Прошел еще один день, и на заре хозяин увидел облачко пыли на дороге. Оно все увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он смог разглядеть и людей в облачке пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шел не с пустыми руками, а вел за собой маленькое стадо овец. Когда они все вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли ему помочь. С тех пор его стадо стало в несколько раз больше прежнего. Каждый раз по утрам, когда он шел выгонять свое стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семьи.

- Вам понравилась притча? Какими мыслями и чувствами вам хочется поделиться?

- Какие пословицы, на ваш взгляд, очень точно выражают смысл этой притчи? («Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Дружба дороже золота», «Друзья познаются в беде» и др.)

- Уважаемые родители, приведите пример из жизни, подтверждающий мудрость пословицы.

- Какие пословицы о дружбе вы еще знаете?

-Я предлагаю вам вспомнить или узнать еще пословицы о дружбе, которые придумал наш мудрый русский народ.

Прочитаем и объясним их:

  • Без беды друга не узнаешь
  • Будь друг да не вдруг
  • Верному другу цены нет
  • Друга ищи, а найдешь – береги
  • Дружба крепка не лестью, а правдой и честью
  • Друга на деньги не купишь
  • Скажи, кто твои друзья, и я скажу, кто ты
  • Горе на двоих – полгоря
  • Радость на двоих – две радости
  • Своих друзей наживай, а отцовых – не теряй

3.- Я предлагаю вам сейчас провести

Исследовательский мини-проект «Социологический опрос»

Цель: исследование (изучение) мнения членов группы-команды по вопросу: «Какой он - настоящий друг?»

-Сядьте, пожалуйста, по группам за свои отдельные столы. Каждой группе  предложены на карточке варианты качеств друга, нужно будет выбрать и подчеркнуть те,  которые вы считаете правильными, можно дописать свое. Затем каждая группа выберет одного представителя – социолога. Социологи собираются вместе, обрабатывают варианты ответов каждой группы, из повторяющихся вариантов составляют модель настоящего друга и представляют ее нам. Родители помогают ребятам.

(У каждой группы карточка с качествами настоящего друга):

- модно одет

- надежный

- веселый

- не признает свои ошибки

- отзывчивый

- не подойдет первым мириться

- добрый

- поддержит словом и делом

- верный

- не скажет правду

- вместе в горе и радости

- выручит в трудную минуту

Свое________________________

- Итак, сейчас социологи работают отдельной группой, составляя «Модель настоящего друга», а командам предлагаются конверты для новой групповой работы.

4. Закрепление социальных понятий.

- Нужно решить проблемные ситуации, которые бывают очень часто в жизни детей, выразив общее мнение группы.

Ситуация 1.

Твой друг получает плохие отметки за четверть и тебе запрещают с ним дружить.

Ситуация 2.

Твой друг употребляет плохие слова и выражения.

Ситуация 3.

Твой друг предлагает тебе поступить плохо.

Ситуация 4.

Твой друг не умеет играть в футбол и подводит команду.

(группы по очереди зачитывают ситуацию и комментируют свое мнение – как поступить)

- А сейчас попросим наших социологов представить продукт совместной деятельности – «Модель настоящего друга», составленная на основе мнения ребят вашего класса.

(представляют Модель, затем прикрепляют ее на доску).

- А знаете ли вы, что ученые-психологи изучали правила дружбы у народов разных стран. Оказалось, что несмотря на разный цвет кожи, разное воспитание и условия жизни, есть много общего в том, что люди считают дружбой.  Вывели

10 законов дружбы (появляются на экране). Прочитайте их глазами:

Доверять другу.

Делиться новостями, успехами и неудачами.

Уметь хранить чужие секреты.

Радоваться вместе с другом его успехам.

Предлагать свою помощь, а не ждать просьбы о помощи.

Стараться, чтобы другу было приятно в твоем обществе, не создавать неловких ситуаций.

Защищать друга.

Не критиковать друга в присутствии других людей.

Уважать право друга иметь других друзей, кроме тебя.

 Всегда выполнять свои обещания.

- Кто из вас старается соблюдать эти законы дружбы? Какие законы вам кажутся легкими? А какие трудноватыми?

- Попрошу вас снова сесть поближе ко мне (полукругом).

- Поднимите руку те, у кого есть друзья. У кого в классе есть друзья? Это очень здорово!

Рефлексия

- Можете ли вы мне сказать, почему человеку нужны друзья?

- Что ваш друг (ваша подруга) делает хорошего для вас?

- Что вы делаете хорошего для своего друга (своей подруги)?

5. Итог занятия

- Понравилось ли вам сегодняшнее занятие?

-Что вам запомнилось?

- Над чем вы задумались?

6. Рефлексивно-оценочная деятельность

- Ребята, на доске изображена «Лесенка достижений». Возьмите, пожалуйста, магнит и прикрепите его на ту ступеньку, где по вашему мнению находитесь вы как друг.

Анализ рефлексивной деятельности

- Посмотрите, сколько у нас друзей! Те, которые пока на 2-й и 3-й ступеньке вероятно очень честные. Они знают, над чем им надо еще поработать, чтобы стать настоящим другом! Посмотрите, сколько уже настоящих друзей – они на 1-ой ступеньке!

 

Завершение

- Я думаю, что сегодняшнее занятие вам запомнится.

- А у меня прекрасное настроение, потому что сегодня у меня появились новые друзья, с которыми мне было интересно общаться.

Хороший друг - как ветер.

При несчастье

Он унесет и горе и беду.

Как листья,

Что осыпались в ненастье

В осеннем, холодеющем саду.

А в радости –

Он мощный вал, стоящий

Надежно на пути врагов твоих.

Люблю друзей надежных, настоящих.

Ценю и воспеваю их!

- Подойдите, пожалуйста, ко мне мои новые друзья!  

Я желаю вам оставаться такими же замечательными, какие вы есть! Пусть  всегда с вами рядом будут настоящие друзья!

 

Эмоциональный настрой

Значение слова «миксер»

разминка

Видеосюжет из мультфильма «Приключения кота Леопольда»

беседа

мнение детей на основе жизненного опыта

Мнение родителей

Звучит спокойная мелодия

Притчу рассказывает учитель

Мысли детей

Дети вспоминают и говорят пословицы о дружбе

Примеры родителей из жизни

Пословицы на экране

Групповая работа

Карточки с качествами для каждой группы

Социологи составляют на ватмане «Модель настоящего друга»

Конверты с проблемными ситуациями для каждой группы – коллективное мнение

Закрепление социальных понятий,

Комментарии ситуаций каждой группой

Представление «Модели настоящего друга» социологами (на ватмане)

Законы дружбы на мультимедийном экране

Звучит музыка

Психологический прием

Релаксация детей под спокойную музыку

Высказывания детей

Дети прикрепляют магниты на лесенку, которая ведет к «Настоящему другу»

Дети встают кругом,

Обнимаются за плечи вместе с учителем


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Законы дружбы 1 . Доверять другу. 2. Делиться новостями, успехами и неудачами. 3. Уметь хранить чужие секреты. 4. Радоваться вместе с другом его успехам. 5. Предлагать свою помощь, а не ждать просьбы о помощи. 6. Стараться, чтобы другу было приятно в твоем обществе, не создавать неловких ситуаций. 7. Защищать друга. 8. Не критиковать друга в присутствии других людей. 9. Уважать право друга иметь других друзей, кроме тебя. 10. Всегда выполнять свои обещания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка классного часа (КТД) "Дружбой дорожить умейте" для 4 класса

Конспект классного часа в форме КТД "Дружбой дорожить умейте" для 4 класса...

Разработка классного часа на тему: «Дружба – чудесное слово» (Для учащихся младшего школьного возраста)

Данное внеклассное воспитательное мероприятие  «Дружба – чудесное слово» может быть использована учителями начальных классов для проведения классных часов, также полезна студентам, проходящим пед...

Разработка классного часа "В дружбе сила "

Разработка классного часа о дружбе....

Методическая разработка классного часа "О дружбе"

Возраст младшего школьника - очень важный для формирования правильных жизненных установок и ориентиров. Именно в этот период по-настоящему начинается процесс социализации. Ребенок учится жить в коллек...

Методическая разработка .Классный час "О дружбе".

Цели:Расширение знаний детей о дружбе.Развитие умения аргументировать свою точку зрения.Формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.Воспитание д...

разработка классного часа "Хоровод дружбы"

Разработка классного часа "Хоровод дружбы", 4 класс...

Методическая разработка классного часа "В дружбе сила каждого из нас"

Важность и актуальность выбранной темы классного часа определяется необходимостью формировать у детей нравственные качества, присущие дружеским взаимоотношениям, толерантным людям; способствовать...