Жизнь дана на добрые дела
классный час (2 класс) по теме

классный час по этике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhizn_dana_na_dobrye_dela.docx44.56 КБ

Предварительный просмотр:

Жизнь дана на добрые дела

Цели:

- прививать детям нравственные нормы цивилизованного общества;

- на примере литературных  произведений, доступных  детскому восприятию, объяснить, какой смысл люди вкладывают в понятия «добро», «зло»;

- научить детей выделять нравственную сторону жизненных явлений и поступков;

- развивать представления учащихся о добре и зле;

- воспитывать стремление совершать добрые дела;

- развивать самооценку;

- воспитывать ценнейшие качества человека: доброту, отзывчивость, скромность.

План классного часа

I.Организационный момент

II. Вступительное слово учителя

III. Основная часть

  1. Беседа по сказке «Гуси-лебеди»;
  2. Игра «Весы»;
  3. Игра «Ручеёк»;
  4. Анализ афоризмов о доброте;
  5. Чтение стихов;
  6. Словарная работа.

VI. Домашнее задание

V. Итог занятия

      1. Вопросы;

      2. Заключительное  слово.

Ход классного часа

  1. Организационный момент
  2. Вступительное слово учителя

- Сегодня наш классный час я хочу начать с великолепного стихотворения В.В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».

( текст стихотворения читает учитель)


Крошка сын
          к отцу пришел,
и спросила кроха:
- Что такое
          
хорошо
и что такое
          
плохо?-
У меня
      секретов нет,-
слушайте, детишки,-
папы этого
          ответ
помещаю
       в книжке.

- Если ветер
            крыши рвет,
если
    град  загрохал,-
каждый знает -
              это вот
для прогулок
            плохо.
Дождь покапал
             и прошел.
Солнце
      в целом свете.
Это -
     очень хорошо
и большим
         и детям.
Если
    сын
       чернее ночи,
грязь лежит
           на рожице,-
ясно,
     это
        плохо очень
для ребячьей кожицы.

Если
    мальчик
           любит мыло
и зубной порошок,
этот мальчик
            очень милый,
поступает хорошо.


Если бьет
        дрянной драчун
слабого мальчишку,
я такого
       не хочу
даже
    вставить в книжку.

Этот вот кричит:
               - Не трожь
тех,
    кто меньше ростом!-
Этот мальчик
            так хорош,
загляденье просто!
Если ты
       порвал подряд
книжицу
       и мячик,
октябрята говорят:
плоховатый мальчик.

Если мальчик
            любит труд,
тычет
     в книжку
             пальчик,
про такого
          пишут тут:
он
  хороший мальчик.

От вороны
         карапуз
убежал, заохав.
Мальчик этот
            просто трус.
Это
    очень плохо.

Этот,
     хоть и сам с вершок,
спорит
      с грозной птицей.
Храбрый мальчик,
                хорошо,
в жизни
       пригодится.
Этот
    в грязь полез
                 и рад.
что грязна рубаха.
Про такого
          говорят:
он плохой,
          неряха.
Этот
    чистит валенки,
моет
    сам
        галоши.
Он
   хотя и маленький,
но вполне хороший.

Помни
     это
        каждый сын.
Знай
    любой ребенок:
вырастет
        из сына
               cвин,
если сын -
          свиненок,
Мальчик
       радостный пошел,
и решила кроха:
"Буду
     делать
хорошо,
и не буду -
          
плохо"

Человек  так устроен, что умеет анализировать, отделять плохое от хорошего. Главное умение – научиться слушать себя и не давать волю злым чувствам, учиться их подавлять. Воспитывать твёрдый характер очень важно.

 Научиться быть добрым чрезвычайно сложно, но необходимо. Добро и зло всегда идут рядом, так же как любовь и ненависть. Важно осознавать свои действия и их результаты. Дорога к добру нелегка. И сегодня мы отправимся по этой дороге.

(звучит песня «Дорога добра» слова Ю. Энтина, музыка М. Минкова)

1. Спроси у жизни строгой:
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому отправиться с утра?
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди Дорогою Добра!

2. Забудь свои заботы,
Падения и взлёты.
Не хнычь, когда судьба ведёт себя не как сестра.
Но если с другом худо,
Не уповай на чудо…
Спеши к нему, всегда иди Дорогою Добра!

3. Ах, сколько будет разных
Сомнений и соблазнов!
Не забывай, что эта жизнь – не детская игра.
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный:
Иди, мой друг, всегда иди Дорогою Добра!

( Пока звучит  песня, учитель открывает доску.  На ней  план-карта  путешествия и картинки с героями сказки «Гуси-лебеди», а так же различные высказывания философов о доброте)

III.Основная часть

  1. Беседа по сказке «Гуси-Лебеди».

- Итак, вот наша дорога.

- Гей путь напоминает вам она?

(путь Машеньки за Иванушкой  к Бабе Яге)

- Давайте вспомним эту сказку.

(Дети рассказывают сказку, учитель останавливает их по ходу сказки два раза)

- Почему Печка, Яблонька, Речка не ответили Маше на её вопрос, когда она обратилась к ним в первый раз?

(Она обратилась к ним грубо, забыла вежливые слова, не сделала то , о чём они её просили.)

- А почему потом они помогли ей?

( Она была ласкова и приветлива, оценила их труд. Им стало приятно, что девочка так себя повела, и они тоже ответили на Машенькину просьбу.)

  1. Игра «Весы»

- Ребята, перед вами дары Печки и Яблоньки: пирожки и яблочки. Напишите на пирожках, что вы хорошее, доброе сделали сегодня, а на яблочках опишите не очень хороший свой сегодняшний поступок. Затем положите пирожки на одну чашу весов, а яблочки на другую.

( Можно дать детям по 2-3 пирожка и яблочка. Как правило, дети пишут только хорошее, и учителю необходимо обратить внимание на то, что чаша с хорошими поступками намного перевешивает чашу с плохими поступками.)

  1. Игра «Ручеёк

- Вы помните, что Машеньке помогла и речка?

-Да!

-Предлагаю поиграть в «Ручеёк».

- Встаньте парами друг за другом, соединив руки вверх дугой, Это ручеёк. Один водящий выбирает себе нового партнёра, при этом говоря ему приятные слова.

( Во время игры звучит песня «Если добрый ты» слова М. Пляцковского, музыка Б. Савельева.)


Дождик босиком по земле прошёл,
Клёны по плечам хлопал,
Если ясный день - это хорошо,
А когда наоборот - плохо.
Если ясный день - это хорошо,
А когда наоборот - плохо.

Слышно как звенят в небе высоко
Солнечных лучей струны,
 Если   добрый  ты, то всегда легко,
А когда наоборот - трудно.
Если добрый ты, то всегда легко,
А когда наоборот - трудно.

С каждым поделись радостью своей,
Рассыпая смех звучно,
Если песни петь, с ними веселей,
А когда наоборот - скучно.
Если песни петь, с ними веселей,
А когда наоборот - скучно.

( Учитель подводит итог игры.)

- Молодцы, ребята, вы знаете много добрых слов. Сохраните этот климат доброжелательности в классе. Говорите друг другу больше хороших, добрых слов. От этого вы и сами будете становиться добрее.

Л. Татьяничева сказала так:

«Делать людям хорошо – хорошеть самому».

  1. Анализ афоризмов о добре

- И это не единственное высказывание о добре и доброте. Обратите внимание на доску. Давайте прочитаем и проанализируем высказывания Платона, Толстого, Шекспира, Паскаля и других выдающихся людей.

* Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное счастье.

                                                                                               Платон

*Человек, который думает только о себе и ищет во всём своей выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других.

                                                                                                Сенека

*В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для других.

                                                                                      Л. Н. Толстой

*Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта.

                                                                                   Мигель Сервантес

*Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям.

                                                                                     Жан Жак Руссо

*Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества в самом себе.

                                                                                      Вильям Шекспир

*Чем человек умнее и добрей, тем больше он замечает добро в людях.

                                                                                        Блез Паскаль

* Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других.

                                                                                        Л. Н. Толстой

*Знания должны увеличиваться с добротой.

                                                                                         Фазиль Искандер

*Лучшее, что храню в себе, это живое чувство к добрым людям.

                                                                                         Михаил Пришвин  

( всё записано на отдельных листах).

  1. Чтение стихов учащимися (дети учили их заранее).

- А что вы можете сказать о добре и доброте?

а) Давайте поклоняться доброте!

Давайте с думой жить о доброте:

Вся в голубой и звёздной красоте,

Земля добра, она дарит нас хлебом,

Живой водой и деревом в цвету.

Под этим вечно неспокойным небом

Давайте воевать за доброту.

                                                                                            А. Чепуров

б) Когда по склонам вечной суеты

Бежать от неудач устанешь люто.

Направь шаги тропою доброты

И радость помоги найти кому-то.

                                                                                           И. Романов

в) Как бы жизнь не летела –

Дней своих не жалей,

Делай доброе дело

Ради счастья людей,

Чтобы сердце горело,

А не тлело во мгле,

Делай доброе дело –

Тем живём на земле.

                                                                                                  А. Лесных

г) Ах, как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убедились сами.

А может не слова – дела важны?

Дела – делами, а слова – словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души во времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

                                                                                            М. Лисянский

д) Добрые люди, ничто нас не остудит,

И не захлопнуть распахнутых дверей!

Добрыми будем, и мир добрее будет,

Добрыми будем, и будет жизнь добрей.

                                                                                            Р. Казакова

  1. Словарная работа.

- Молодцы, ребята, хорошие стихи выучили. Мы с вами много говорили сегодня о добре и доброте. А знаете ли вы историю этого слова «добро»?

- Это слово является исконно русским. Доброжелательность всегда ценилась русским народом. Об этом мы можем судить по огромному количеству пословиц и поговорок. Много тёплых добрых слов в нашей речи:

- Дать добро – получить согласие, разрешение на что-либо, одобрение.

- Получить добро – получить согласие, разрешение на что-либо, одобрение.

- Добро пожаловать – вежливое приветствие и гостеприимное приглашение прийти, приехать.

- В добрый путь – доброе пожелание тому, кто уезжает куда-либо.

Доброе слово и дело может нас приободрить, вселить в нас уверенность, согреть душу. Давно уже замечено, что добрый человек всегда окружён искренними людьми, а это достоинство нельзя сравнить ни с какими материальными благами. Всем известно, что доброту и любовь нельзя купить за деньги. Добрый человек всегда найдёт поддержку и утешение в радости других людей.

  1. Домашнее задание.

– Представим себе, что у каждого из вас есть маленькое солнышко – доброта. Она очень нужна и вам самим, и близким вам людям, вашим друзьям, и просто тем, кто вас окружает.

На солнышках предлагаю вам написать письмо своему близкому человеку – маме, бабушке, папе, дедушке, другу. Но письмо не простое, слова и текст надо придумать, чтобы они были частичкой вашей души, добра. А человеку после прочтения вашего послания стало тепло.

  1. Итог занятия.
  1. Вопросы.

- Чему же научились во время путешествия по Дороге Добра?

- Какие пословицы или поговорки запомнили?

- Ответьте своими словами на вопрос крохи «Что такое хорошо и что такое плохо?»

2. Заключительное слово.

Не стой в сторонке равнодушно, когда у кого-то беда.                                

Рвануться на выручку нужно в любую минуту всегда.

И если кому-то поможет твоя доброта и улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит, что годы живёшь ты не зря!

Дополнительный дидактический материал

К. Д. Ушинский «Сила – не право».

   Прибежал Митя в сад, выхватил у своей маленькой сестры куклу и поскакал с куклой по саду, верхом на палочке. Таня стояла и плакала.
       Выбежал из дому старший брат Мити Сережа. Сереже показалось весело возить куклу по саду, и он отнял у Мити куклу и лошадь.
      Митя побежал жаловаться отцу; а отец сидел у окна и все видел.
  -    Что сказал Мите отец?

- Как должен был поступить старший брат Серёжа?

- Правы ли оба мальчика?

- Сформулируйте главную мысль рассказа.

- Подумайте, где и как вы проявляете свою доброту?

В. А. Сухомлинский.

У маленькой Кати большая радость - поправился её папа. Больше года он болел, в больнице лежал, три операции перенёс. Мама и Катя горевали. Не раз, бывало, проснётся ночью Катя и слышит: мама тихо плачет.

 А сегодня отец уже на работе. Здоровый и бодрый!

 Встретила девочка во дворе двух своих одноклассников, Петю и Гришу, и поделилась радостью:

- Наш папа выздоровел.

Мальчики посмотрели на Катю с удивлением, пожали плечами и , ничего не сказав, побежали гонять мяч.

Катя пошла к девочкам, игравшим в «классики».

- Наш папа выздоровел,- сказала она.

Одна из девочек, Нина, с удивлением спросила:

- Ну и что же?

Катя почувствовала, как к горлу подкатил тяжёлый комок, дышать ей стало трудно. Она отошла к одинокому дереву и заплакала.

- Какие чувства проявились у Пети, Гриши и девочек, когда Катя поделилась с ними радостью?

- Почему Катя заплакала?

- Приходилось ли вам в жизни встречаться с такими людьми?

- Как вы себя чувствовали бы, окажись на месте Кати?

- Какие советы вы дали бы ребятам?

- Как вы поступили бы на месте Пети, Гриши и девочек?

В. Осеева «Плохо».

Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:

 — Как вам не стыдно!

 — А что стыдно? Мы ничего не делали! — удивились мальчики.

 — Вот это и плохо! — гневно ответила женщина.

 Е. Пермяк. «Как Маша стала большой».

Маленькая Маша очень хотела вырасти. Очень. А как это сделать, она не знала. Всё перепробовала. И в маминых туфлях ходила. И в бабушкином капоте сидела. И причёску, как у тети Кати, делала. И бусы примеряла. И часы на руку надевала.

Ничего не получалось. Только смеялись над ней да подшучивали.

Один раз как-то Маша вздумала пол подметать. И подмела. Да так хорошо подмела, что даже мама удивилась:

- Машенька! Да неужели ты у нас большая становишься

А когда Маша чисто-начисто вымыла посуду да сухо-насухо вытерла её, тогда не только мама, но и отец удивился. Удивился и при всех за столом сказал:

- Мы и не заметили, как у нас Мария выросла. Не только пол метёт, но и посуду моет.

Теперь все маленькую Машу называют большой. И она себя взрослой чувствует, хотя и ходит в своих крошечных туфельках и в коротеньком платьице. Без причёски. Без бус. Без часов.

Не они, видно, маленьких большими делают.

- Как Маша пыталась вырасти?

- Помогло ли ей это?

- Почему взрослые стали называть Машу большой?

- Какие дела вы делаете дома?

В. А. Сухомлинский. «Чтобы бабочка не укололась».

Маленькая Зоя гуляла в саду. Она подошла к акации. На акации острые-острые колючки. Над акацией летает яркая бабочка. Ой, как же ей не страшно летать. Налетит на колючку, что же тогда будет? Подошла Зоя к акации. Сломала одну колючку, вторую, третью. Мама увидела и спрашивает:

- Что же ты делаешь, Зоя? Зачем колючки ломаешь?

- Чтобы бабочка не укололась, - ответила Зоя.

- Как вы оцениваете поступок Зои?

- Поразмыслите, добро или зло принесла Зоя к акации? Бабочке?

- Как бы вы поступили в таком случае?

- Какие добрые дела может сделать человек?

Э.Шим  «Жук на ниточке».

Майские жуки обгрызают листочки на деревьях. А личинки майских жуков обгрызают у деревьев корни. В общем, вредят, как могут. Мы этих майских жуков ловим хитрым способом. Рано утром, пока ещё прохладно, жуки не летают. Сидят на молоденьких берёзках, оцепенели. Тряхнёшь дерево – и жуки вниз посыплются, только собирай. Вот мы их и собираем в ведро, а один мальчик взял жука и привязал на ниточку. Поиграть захотел. Жук согрелся, ожил, хотел взлететь, а ниточка не пускает

Крутится жук на ниточке. Мы хохочем нам весело. Вдруг дедушка как крикнет:

- Сейчас же бросьте! Нашли забаву!

Мальчик, который жука привязал, даже обиделся.

- Это же вредитель!

- Знаю, что вредитель.

- Чего же вам жалко?

- Мне тебя жалко!

- Меня?

- Тебя. Хоть ты и не жук, а человек.

- Чего же меня жалеть, если я человек?

- А разве будет хороший человек кого-нибудь мучить для забавы.

Даже таких вот жуков. Даже вредителей ?

- Какие чувства возникли у вас после прочтения?

- Поразмышляйте о поступке мальчика.

- Прокомментируйте последнюю фразу дедушки.

Пословицы.

Обидеть – что ударить, приласкать – нужно слова искать.

Осень красна плодами, а человек – делами.

Спешите делать добро, а не ждите, когда сделают за вас другие.

Доброта, что солнце.

На добрый привет – добрый и ответ.

Добро творить – себя веселить.

Доброе дело два века живёт.

С добрым жить хорошо.

Торопись делать добро.

Не устоять худу против добра.

От добра добра не ищут.

Добро век не забудется.

Доброе дело само себя хвалит.

Себялюб никому не люб.

Доброму человеку бывает стыдно и перед собакой.

Худо тому, кто добра не делает никому.

За добро добром и платят.

Доброе слово - что ясный день.

Доброе слово лечит, злое – калечит.

Злой не верит, что есть добрый.

Добрая слава летит, а злая бежит.

Доброго чтут, а злого жалуют.

Добряк добро творит, быть может, и не зная, что от этого болит душа у негодяя.

Доброта без разума пуста.

Кто любит добрые дела, тому жизнь мила.

Делай другим добро – будешь и сам без беды.

Доброе дело питает и душу, и тело.

Добрый человек в добре живёт век.

Чего не сделаешь силком, того добьёшься добром.

За доброго человека сто рук.

Доброта нигде не теряет своего достоинства.

Добрые умирают, да дела их живут.

Доброе слово для человека, что дождь в засуху.

Не одежда красит человека, а его добрые дела.

Доброе слово и кошке приятно.

Доброта – язык, на котором немые могут говорить и некоторые глухие могут слышать.

Доброта лучше красоты.

Кто слишком долго думает о том, чтобы делать добро, тому нет времени быть добрым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жизнь дана на добрые дела

Тема: “Жизнь дана на добрые дела”           классный часЦель:формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие ...

Жизнь дана на добрые дела

Это мероприятие учит детей быть добрыми, отзывчивыми к своим близким и к окружающим им людей. На данных примерах они получают наглядные поступки....

Презентация к занятию "Жизнь дана на добрые дела."

Презентация к занятию "Жизнь дана на добрые дела". Лёгкая, расслабляющая музыка, пословицы о добре, сравнение добра и зла, притча о злом юноше......

Классный час «Жизнь дана на добрые дела». 4 класс.

Классный час «Жизнь дана на добрые дела». 4 класс. Цели:показать значимость человека в добрых делах для общества, воспитание в детях человечности, милосердия, умения прийти на помощь, нуждающейся...

Внеклассное мероприятие "Жизнь дана на добрые дела"

"Жизнь дана на добрые дела" Представлю вашему вниманию урок-конспект воспитательного мероприятия проведенного по учебно-методическому комплекту (УМК) «Все цвета, кроме черного». Материалы УМК...

проект "Жизнь дана на добрые дела"

Общества, где не ценят традиции, пренебрегают своим прошлым, никогда не являются долговечными. В лучшем случае их распад приводит к обретению заново когда-то отброшенного исторического наследия....

УМК Перспектива Технологическая карта по литературному чтению «Вводный урок раздела «Жизнь дана на добрые дела». С. Баруздин «Стихи о человеке и его делах»

Тема: «Вводный урок раздела «Жизнь дана на добрые дела». С. Баруздин «Стихи о человеке и его делах»Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с новым разделом; введ...