доклад на тему : Обучать воспитывая и воспитывать обучая.
статья по теме

Кравченко Наталья Георгиевна

Здесь речь пойдет о воспитании детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                      Д О К Л А Д.

ТЕМА: ОБУЧАТЬ, ВОСПИТЫВАЯ И ВОСПИТЫВАТЬ

            ОБУЧАЯ.

Сегодня речь пойдет о воспитании, как о целостном формировании личности.

В наше стремительное беспокойное время, когда у взрослых нервы на пределе из – за множества бытовых проблем, лавиной низвергающихся на их головы, дети своим неуправляемым поведением как бы отражают нашу действительность. Ни уговоры, ни бесконечные беседы, ни разгневанный тон взрослых не в состоянии под час успокоить души воспитанников, направить их мысли и стремления на путь познания и добра. Мы взрослые, подчас бьемся иной раз как об стенку лбом о детское невосприятие наших слов и чувств. Мы говорим с ними будто на разных языках, и наши титанические усилия не дают желаемых результатов. Из этих битв мы выходим опустошенными, без сил, душевных и физических. Но больше всего угнетает каждого из нас бесплодность наших усилий. И тогда мы задаем себе вечный вопрос: « Что делать?» Конечно, рецептов на все случаи никогда не бывает. Наше учительство, не понятное до конца обществом и постоянно им обвиняемое, в одиночку решает эти проблемы и поэтому решить их не может.

Нравственное формирование человека начинается с рождения . Младший школьный возраст имеет большие возможности для систематического и последовательного воспитания детей . Организуя учения , труд , игру детей , учитель получает возможность влиять на их развитие , давать ему эмоциональную направленность .

В своей работе воспитательный процесс я строю так , чтобы предусмотреть ситуацию , в которой ребенок получает возможность сделать самостоятельный выбор поступка . Условия для этого сплошь и рядом встречаются в жизни . Но условия можно создать и специально в игре , учении , труде , творческих занятиях . Ученик должен правильно действовать , когда за ним не наблюдают , когда от него не требуют отчета . Урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний , накопление опыта нравственных взаимопониманий . На уроке ученик приучается к самостоятельной работе , для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других , научится слушать и понимать своих товарищей , сопоставлять свои знания со знаниями остальных , отстаивать мнение , помогать и принимать помощь . В воспитательном процессе все предметы одинаково важны. Разнообразие предметов дает возможность каждому ребенку проявить в учении сильную сторону своей индивидуальности .

У одного острый ум , у другого – умелые руки , третий ловок , изящен ,отлично владеет своим телом , движением , четвертый особенно восприимчив к прекрасному , а пятый наблюдателен .

Так , чтение и разбор статей , рассказов , стихотворений , сказок из книги « Родная речь » помогает детям понять и оценить нравственные поступки людей .

Приведу фрагмент урока по сказке А.С. Пушкина « Сказка о царе Салтане...»

  1. Знакомство с биографией Пушкина не только которая дана в учебнике , но и с интересными фактами из биографии , которые дети найдут сами и расскажут нам .
  2. Сл. работа по тексту. Объяснение знания слов : светлица , аршин , грамота , указ , маковки церквей и т.д.

Пушкинская сказка – прямая наследница народной сказки . Оно написана ярким , сочным , выразительным , простым , близким подлинной народной речи языком . Чтобы это доказать , я прошу детей дома выполнить фразы , слова , которые приближены к речи простого народа.

3. Обязательно провожу работу с иллюстрациями . В этом помогают рисунки понравившегося эпизода , которые дети выполнили дома . Эти рисунки подписываем текстами из сказки . Так проверяю , хорошо ли дети запомнили содержание сказки .

На уроках чтения легче , проще и естественнее решить задачу нравственного воспитания.

Отобранные тексты для чтения и вопросы к ним позволяют расширять и углублять нравственные знания , понятия и представления детей .

4. Язык сказки.

- Понаблюдайте, какую часть речи чаще всего использует Пушкин

в этой сказке (сущ. и глаголы.), реже встречаются прилаг.

- А теперь найдем отрывок , где больше всего глаголов . О чем этот отрывок ? ( описание волны ).

- Что вы чувствуете в этом отрывке ? ( движение волны ).

- Это движение событий увлекают нас за собой и мы следим , что же произойдет дальше !

- Выделите слова и выражения , которые показывают , что язык сказки близок к народной речи .

- что еще доказывает, что это сказка глубоко народная? Посмотрите построение сказки. Какие строчки напоминают вам конец многих сказок? (и я там был...) и т. д.

При чтении дети знакомятся с окружающей жизнью, природой, с персонажами - с их радостью и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки детей. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше , сделать что то хорошее , помогает осознать человеческие отношения , познакомить с нормами поведения .

Большинство текстов для чтения посвящено воспитанию доброты, отзывчивости , взаимопомощи и справедливости .

Большой раздел посвящен воспитанию в детях любви ко всему живому. При работе над этими текстами стараюсь привлечь внимание к природе, воспитываю у них желание оберегать животных и растительный мир .

Не менее важно и экологическое воспитание детей в современном технологическом мире.

Главная его задача :

-- Формирование человека, который ставит охрану жизни и среды обитания на 1 – вое место.

Начиная с 1 класса, программа по ознакомлению с окружающим миром

требует постоянного внимания к воспитанию бережного отношения детей к природе, раскрытию эстетического, познавательного, практического значения природы в жизни людей.

Так, например, при обучении детей уходу за комнатными растениями:

-- Посмотрите, дети, растения растут в одинаковой земле, поливаем их одинаковой водой, а они разные! Разные листья, стебли, цвет. Откуда они берутся?

-- Можно сделать их на заводе, фабрике? Нет!

-- Можно сделать игрушечные, из бумаги, из пластилина, а живые - нет!

Что сложнее устроено: космический корабль или живой цветок на окне?

-- Цветок!

Люди научились строить огромные заводы, самолеты, космические корабли, роботы, но создать самый маленький живой организм не могут! А погубить растение легко ли? Очень легко! Забудем, поливать несколько дней, и растения умрут!

Вот когда вам захочется сорвать цветок, веточку сломать, бабочку пой мать вспомните об этом.

Или другой пример:

Тема урока: Изменения в живой природе.

Зимой парки, леса кажутся почти безжизненными. Особенно зимнее «умирание» растений и насекомых. Весной они появляются вновь в огромных количествах. Откуда они появляются? Возникают ли каждый раз заново?

Вот вопросы, которые можно поставить перед детьми. Проверим, мертвы ли растения. Для этого срежем на прогулке веточку и поставим ее в классе в баночку с водой. Понаблюдаем оживание ветки , сделаем вывод о том , что растения зимой спят. Так же как и растения спят и насекомые. Зимой их так же много, как и весной, но их трудно найти, потому что осенью, прежде чем заснуть, они надежно спрятались.

Такая работа, по формированию экологических представлений у младших школьников, начиная с 1 – го класса является основным условием воспитания экологической культуры и чувства личной ответственности за состояние природы и подрастающего поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад доклад на тему: «Формирование культуры семейных отношений».

                                           Семья - один из шедевров природы                                                                           (Дж. Сантаяна,  философ)Семья - основанная на брак...

Доклад на тему "Если ты можешь удержать внимание детей-ты можешь их обучать"

Если рассматривать структуру учебного процесса, то можно выделить два его субъекта: это учитель и ученик. Основная задача учителя всегда являлась умение  передать знания учащимся, но на сег...

Педагогический совет по теме: "Современный урок - как основа эффективного и качественного образования". Доклад по теме: "Современный учитель"

В своей педагогической практике учителя начальной школы используют разнообразные формы, средства и методы обучения, направленные на формирование активности учащихся и способствующие повышению качества...

Презентация (доклад) на тему: "Развитие логического мышления учащихся при решении текстовых задач (математическое моделирование) на уроках математики в рамках реализации ФГОС НОО" (выступление с докладом на круглом столе)

Основной задачей школьного курса математики всегда являлось обучение решению текстовых задач. Решение задач занимает в математическом образовании огромное место. Умение решать задачи является одним из...