Презентация (доклад) на тему: "Развитие логического мышления учащихся при решении текстовых задач (математическое моделирование) на уроках математики в рамках реализации ФГОС НОО" (выступление с докладом на круглом столе)
презентация урока для интерактивной доски по математике (1, 2, 3, 4 класс)

Основной задачей школьного курса математики всегда являлось обучение решению текстовых задач. Решение задач занимает в математическом образовании огромное место. Умение решать задачи является одним из показателей уровня математического развития, глубины освоения учебного материала. Математику любят в основном те ученики, которые умеют решать задачи.

Цель работы: разобраться в вопросах моделирования, показать как можно использовать модели для обучения младших школьников прирешении текстовых задач.

Задачи: 

1. Охарактеризовать методические особенности моделирования задач.

2. Доказать положительное влияние математического моделирования на умение решать текстовые задачи.

Выводы:Таким образом, формирование логического мышления – это важная составная часть педагогического процесса. Помочь в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал - одна из основных задач современной школы. Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие самостоятельной логики мышления. Математика именно тот предмет, где можно в большой степени это реализовывать. Научить детей решать задачи - значит научить их устанавливать связи между данными и искомым и в соответствии с этим выбрать, а затем и выполнить арифметические действия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon kruglyy_stol_12.04.18g.ppt (1.62 МБ)1.62 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие логического мышления учащихся при решении текстовых задач (математическое моделирование) на уроках математики в рамках реализации ФГОС НОО Билялова С.Р. учитель начальных классов МБОУ «Земляничненская С.Ш.» 12.04.2018г.

Слайд 3

Цель работы: Задачи: Охарактеризовать методические особенности моделирования задач. Доказать положительное влияние математического моделирования на умение решать текстовые задачи.

Слайд 4

План 1 . Роль математики в развитии логического мышления. Задачи развития логического мышления. 2. Методические основы моделирования. Математическая модель. 2.1. Математическое моделирование как средство формирования умения решать задачи учащимися начальной школы. 2.2. Виды моделирования. 2.3. Графические модели к текстовым простым задачам. 3. Рекомендации к использованию метода моделирования на уроках математики.

Слайд 5

Роль математики в развитии логического мышления Математика - это самая теоретическая наука из всех изучаемых в школе. В ней высокий уровень абстракции и в ней наиболее естественным способом изложения знаний является способ восхождения от абстрактного к конкретному. Главная цель работы по развитию логического мышления состоит в том, чтобы дети научились делать выводы из тех суждений, которые им предлагаются в качестве исходных. Уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий (сравнения, классификации, обобщения, анализа и др.).

Слайд 6

Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие самостоятельной логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания. Математика именно тот предмет, где можно в большой степени это реализовывать.

Слайд 7

Ребенок с первых дней занятий в школе встречается с задачей. Сначала и до конца обучения в школе математическая задача неизменно помогает ученику вырабатывать правильные математические понятия, глубже выяснять различные стороны взаимосвязей в окружающей его жизни, дает возможность применять изучаемые теоретические положения. В тоже время решение задач способствует развитию логического мышления. Решение задач занимает в математическом образовании огромное место. Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня математического развития, глубины освоения учебного материала. Математику любят в основном те ученики, которые умеют решать задачи. Следовательно, научив детей владеть умением решать задачи, мы окажем существенное влияние на их интерес к предмету, на развитие мышления и речи.

Слайд 9

Использование метода моделирования помогает решать комплекс очень важных задач: развитие продуктивного творчества детей; развитие высших форм образного мышления; применение ранее полученных знаний в решении практических задач; закрепление математических знаний, полученных детьми ранее; создание условий для делового сотрудничества; активизация математического словаря детей; развитие мелкой моторики руки; получение новых представлений и навыков в процессе работы.

Слайд 10

Математическая модель - это описание какого-либо реального процесса на математическом языке. Математическое моделирование- процесс построения и изучения математических моделей.

Слайд 11

Моделирование как средство формирования умения решать задачи учащимися начальной школы. Необходимость овладения младшими школьниками методом моделирования как методом познания в процессе обучения можно обосновать с разных позиций. Во-первых , это способствует формированию диалектико-материалистического мировоззрения. Во-вторых , как показывают эксперименты, введение в содержание обучения понятий модели и моделирования существенно меняет отношение учащихся к учебному предмету, делает их учебную деятельность более осмысленной и более продуктивной. В-третьих , целенаправленное и систематическое обучение методу моделирования приближает младших школьников к методам научного познания, обеспечивает их интеллектуальное развитие.

Слайд 12

Классификацию моделей можно проводить по различным признакам. Наиболее известной является классификация по характеру моделей . Согласно ей различают следующие виды моделирования :

Слайд 13

Виды моделирования Все модели можно разделить на: Схематизированные Знаковые

Слайд 14

Схематизированные: Вещественные (предметные); Графические: рисунок ; условный рисунок; чертёж; схематический чертеж (схема).

Слайд 15

Вещественные (предметные): обеспечивают физическое действие с предметами. Они могут, строиться из каких-либо предметов (пуговиц, спичек, бумажных полосок и т.д.), они могут быть представлены разного рода инсценировками сюжета задач

Слайд 16

Графическое моделирование Целесообразным является введение уже с 1-ого класса понятий «целого» и «части» и развития умений учащихся устанавливать отношения между этими понятиями. Как на языке математики записать то, что, например, яблоко состоит из отдельных частей? Если яблоко целое, обозначим его кругом, а кусочки яблока – обозначим треугольниками, и получим такую графическую модель. + + + = Упростим и будем иметь базовую модель: + = Целое и части – это относительные понятия. Основные свойства этого отношения (на множестве натуральных чисел): целое не может быть меньше чем часть, а часть не бывает больше, чем целое; целое равно сумме частей, а часть равна разности между целым и другой частью = -

Слайд 17

Графические модели к текстовым простым задачам Задачи на нахождение суммы двух чисел Даша собрала 6 белых грибов, а Лена – 4 лисички. Сколько всего грибов собрали девочки?

Слайд 18

Задачи на нахождение остатка Мама испекла 9 пирожков. За обедом 6 пирожков съели. Сколько пирожков осталось?

Слайд 19

Задачи на нахождение неизвестного слагаемого по известной сумме и известному слагаемому Ребята посадили возле школы 7 плодовых деревьев. Из них 5 яблонь, а остальные – груши. Сколько груш посадили ребята?

Слайд 20

Задачи на нахождение уменьшаемого по известным вычитаемому и разности Когда Лена прочитала 7 страниц книги, ей осталось еще прочитать 2 страниц. Сколько страниц в книге?

Слайд 21

Рекомендации Начинать надо с изучения специальной литературы. Например, это методика обучения математике в начальных классах и учебников Е. Александровой, Л. Петерсон. На родительских собраниях обязательно познакомьте родителей с методом обучения их детей. Ваши советы и инструкции могут им пригодиться. Используйте любую возможность стать участником мастер - классов по математическому моделированию.

Слайд 22

ВЫВОДЫ Таким образом, формирование логического мышления – это важная составная часть педагогического процесса. Помочь в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал - одна из основных задач современной школы. Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие самостоятельной логики мышления. Математика именно тот предмет, где можно в большой степени это реализовывать. Научить детей решать задачи - значит научить их устанавливать связи между данными и искомым и в соответствии с этим выбрать, а затем и выполнить арифметические действия. Структуру задачи можно представить с помощью различных моделей. Каждая модель выступает как одна из форм отображения сущности (структуры) задачи, а преобразование её идет по пути постепенного обобщения, абстрагирования и, в конечном результате, построения её математической модели. Уровень овладения моделированием должен занимать особое и главное место в формировании умения решать задачи. Обучение моделированию необходимо вести целенаправленно и систематически. При решении задач с использованием моделей важно понять значения: часть и целое. Особенность моделирования состоит в том, что наглядность представляет собой не простое демонстрирование натуральных объектов, а стимулирует самостоятельную практическую деятельность детей. Умение учащихся работать с моделью, ее преобразование для изучения общих свойств изучаемых понятий составляет одну из главных задач обучения во всех предметных областях.

Слайд 23

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах. – М.: «Просвещение», 1984 Гавриш Антонина Ивановна графические модели к текстовым задачам - презентация Гнеденко Б.В. Формирование мировоззрения учащихся в процессе обучения математике. – М.: «Просвещение», 1982. Журнал «Начальная школа» 1981-1998 гг. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. Уч.пособие. – М.: «ACADEMA» Н.Б.Истомина, Г.Г.Шмырева Дидактические карточки – задания по математике АСТ Астрель, 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельна работа учащихся как одна из технологий развития УУД на уроках математики в рамках реализации ФГОС в начальной школе.

Самостоятельна работа учащихся как одна из технологий развития УУД на уроках математики в рамках реализации ФГОС в начальной школе....

Формирование познавательных УУД на уроках математики в рамках реализации ФГОС НОО

В школе предмет “Математика” является основой развития у учащихся познавательных универсальных учебных действий....

Метод моделирования, как обобщенный прием самостоятельной деятельности учащихся при решении текстовых задач

Данная статья раскрывает актуальность использования на уроках математики в рамках новых образовательных стандартов метода моделирования при работе над текстовыми задачами.Работа включает анализ различ...

«Развитие логического мышления первоклассников на уроках математике в свете реализации ФГОС НОО»

Доклад на тему: "Развитие логического мышления первоклассников на уроках математике в свете Реализации ФГОС НОО"...

Выступление на РМО на тему «Развитие логического мышления школьников на уроках математики в условиях реализации ФГОС»

Формирование логического мышления – важнейшая составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал &nd...

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХМАТЕМАТИКИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО...