Программа работы школьного лагеря.
рабочая программа по теме

Данная программа предусматривает организацию работы школьного эколого - краеведческого лагеря.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_na_2011_god.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ СОШ  с УИОП  № 51 города Кирова

Программа

профильного эколого - краеведческого лагеря  «Солнышко»

с дневным пребыванием детей

                                              Утверждаю:

         Директор МОУ СОШ с УИОП № 51

         _____________________________ Майорова В.П.

10 мая 2011 года

Автор программы:

начальник школьного лагеря Полубоярцева Н.П.

Киров

2011

  Паспорт программы.

      МОУ СОШ с УИОП № 51 города Кирова

            610035, город Киров, улица Калинина, 53

            Директор школы:     Майорова В.П.

            Начальник лагеря:   Полубоярцева Н.П.

Название программы.

«Наш  край »

3.Сроки реализации: 1 смена с 01.06.2011 по 28.06. 2011 г

                         

4. Количество участников программы:

1 смена – дети 155 человек, взрослые 15 человек

                                        Пояснительная записка.

Наша Родина – Россия.

Огромны просторы нашей страны, огромны её природные богатства, замечательные люди населяют её. Но есть в России места, особенно близкие каждому из нас. Это наш родной край, где мы родились и росли, где впервые пошли в школу.

         Лето для детей – это разрядка, восполнение израсходованных сил, восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, время открытий и приключений, время игры и азартного труда, время событий и встреч с чудом, время познания новых людей, а главное - самого себя.  Летние каникулы – это  время для  организации экологической работы.

   В процессе эколого-краеведческой работы происходит духовное обогащение детей посредством общения с природой; раскрываются личностные качества ребенка, его внутренний мир, отношение к одноклассникам; формируется экологическая культура детей в процессе краеведческой деятельности.  

Содержание  программы.

Структура работы лагеря:

Содержание, методы и формы работы определяются педагогическим коллективом лагеря на принципах демократии и гуманности, развития культурно- исторических  традиций, инициативы и самодеятельности с учётом интересов детей. В лагере создаются необходимые условия для отдыха детей, физкультурно-оздоровительной и экологической работы, краеведческой и экскурсионной деятельности, организации общественно полезного труда. В организации работы школьного лагеря уже сложились свои традиции.

В лагере создаётся: 6 отрядов  в первую смену и 2 отряда во вторую смену), наполняемость которых не более 25 человек. Отряды создаются с учётом возраста и интересов учащихся, санитарно-гигиенических норм, правил техники безопасности. За каждым отрядом закрепляется  комната-класс, где дети могут играть в свободное время, читать, общаться друг с другом.  Каждый отряд имеет своё название, отрядную песню. Вожатые назначаются приказом по лагерю из старшеклассников по их личному желанию.

В помощь педагогическому коллективу лагеря, с целью координации и организации культурных, спортивных и других мероприятий в лагере работает штаб. В него входят: педагог-организатор и  старшеклассники. Задача штаба: разработка, организация и проведение общелагерных мероприятий.

 Работа лагеря подчинена единому режиму:

                        8.30 – линейка, зарядка.

                        9.00 – завтрак.

                        9.30-10.00 – отрядные дела.

                        10.00 – 12.00 – коллективные мероприятия, выходы в музеи,

                           театры, кино.

                        12.00 – обед.

                        12.30-14.30 – отрядные и коллективные дела.

Ежедневно в лагере проводится утренняя линейка. Начинается она с внесения флага лагеря. Флаг лагеря представляет собой желтое полотнище с эмблемой солнца. На линейке сообщается о мероприятиях на день, награждаются ребята, отличившиеся в предыдущий день. Это победители эстафет, конкурсов, лучшие прыгуны, танцоры, футболисты и т.д. Наградами являются самодельные медальки, творчески сделанные ребятами из штаба. Традицией стало и проведение после линейки зарядки.

        По итогам каждого дня выпускается « молния», где отражаются события, победы, успехи и достижения ребят.

В лагере организуется соревнование между отрядами. Итоги подводятся еженедельно. Отряду – победителю вручается приз – сладкий пирог.

Каждый ребёнок по окончанию смены получает благодарность. Варианты самые разные: за творческое участие, за победу, за верность лагерю и т.д.

Для создания бытовой комфортности продумывается и оформление лагеря, оформляются   отрядные комнаты и зал.

С целью оценки эффективности каждого дня в отрядах проводится рефлексия («зеркало настроения» - игровой термин). Рефлексия проводится и в конце лагерной смене

Цели и задачи программы:

Цель программы: формирование  экологической культуры детей, вооружение их

навыками экономного, бережного использования природных ресурсов,      формирование активной позиции по отношению к природе.  Создание условий для творческого самовыражения личности, развитие самостоятельности, активности, ответственности за сделанный выбор.

Для достижения этих целей  программа должна обеспечить решение следующих задач:

Задачи:

1.Способствовать реализации познавательных интересов  способностей и            потребностей   ребёнка через  изучение природы своей малой Родины.

 2.  Способствовать воспитанию трудолюбивой и любознательной личности ребёнка.

 3.  Способствовать развитию у детей личного экологически ориентированного опыта

по взаимодействию с окружающей средой.

  4. Сохранение и укрепление здоровья детей.

  5.Развитие эстетических и нравственных сторон личности.

  6..Воспитание ответственности, бережного отношения к природе, развитие экологического кругозора

7.Развитие культуры общения детей со своими сверстниками.

 8.Развитие навыков адаптации детей в окружающем мире.

Принципы построения программы:

  1. Принцип саморегуляции.
  2. Принцип педагогической поддержки.
  3. Принцип гармонизации отношений ребёнка и детского коллектива.
  4. Принцип общечеловеческого развития на основе местных традиций.
  5. Принцип интеграции.
  6. Принцип сотрудничества детей и взрослых.
  7. Принцип открытости и доброжелательности.
  8. Принцип информативности.
  9. Принцип самобытности, уникальности, индивидуальности личности каждого ребёнка.  

Нормативно – правовая основа разработки и реализации программы:

В основе концепции программы следующие нормативно-правовые документы:
1. Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.
2. Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990г.
3. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от2007 года

4.СП 2.4.4.969-00 Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул..
5.Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
6.Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
7.  Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.
8.  Инструкции по организации и проведению мероприятий, экскурсий.

8. Приказ директора школы об открытии школьного лагеря

9. Приказы Управления образованием.


10. Должностные инструкции работников.

11.  Заявления от родителей.

12.  Акт приемки лагеря.

13.  План – сетка на каждый день

Формы реализации программы

Познавательная деятельность:

  1.  познавательные игры;
  2.   музейные выставки, выставки в Диораме.
  3. викторины

Творческая деятельность:

  1.  конкурс проектов;
  2.  конкурс рисунков на асфальте;
  3.  творческая мастерская «Умелые руки»
  4. конкурс рисунков «Мой город»

Физкультурно-спортивная деятельность:

  1.  утренние зарядки;
  2.  эстафеты;
  3.  соревнования;
  4.  День бегуна, день прыгуна;
  5.  спортивные игры.
  6. «Весёлые старты»

Воспитательно-профилактическая деятельность:

  1.  конкурсы;
  2.  беседы;
  3.  тематические праздники.

Развлекательная деятельность:

  1.  праздники;
  2.  ярмарка;
  3.  конкурсы;
  4.  развлекательные программы.

Санитарно-оздоровительная деятельность:

  1.  операция «Уют»;
  2.  закаливание.

Игровой блок

  1. торжественное открытие и закрытие лагеря;
  2. конкурс рисунков на асфальте “Мир вокруг меня”, “Мой город”;
  3. конкурс рисунков “Огонь-друг, огонь-враг”;
  4. фестиваль “Музыкальный калейдоскоп”;
  5. конкурс “Поющие соловейчики”;
  6. проект “История моей семьи”;
  7. конкурс “Красный, желтый, зеленый”;
  8. экскурсии в городской музейно-выставочный центр «Диорама»
  9. выходы в кинотеатр, театр;
  10. игра “Найди клад”;
  11. “Веселая ярмарка на Вятке».

Кадровое обеспечение.

Начальник лагеря, воспитатели, педагог-организатор, спортивный руководитель, музыкальный руководитель назначаются из числа работников школы приказом директора.

Перед началом работы лагеря все работники проходят медицинский осмотр. Каждый работающий в лагере знакомится с условиями труда, правилами внутреннего распорядка, своими должностными обязанностями; проводится инструктаж по технике безопасности.

        Вожатые отрядов назначаются начальником лагеря из учащихся старших классов, присутствует принцип добровольности.

        Контроль за здоровьем детей осуществляет медицинский работник школы.

Финансовое и материально-техническое обеспечение.

        Источники финансирования: федеральный бюджет, областной бюджет, городской бюджет, средства  родителей

 Стоимость путёвки на одну смену: 1975 рублей.

        Основные статьи затрат: питание, культурная программа, аптечка, проезд детей

в городском транспорте , награждение победителей.

        Наличие материально-технического обеспечения:  лагерь занимает 6 кабинетов, расположенных на первом этаже школьного здания; есть  зал для проведения коллективных мероприятий, спортивный зал, спортивная площадка.

        Лагерь обеспечен спортивным инвентарём, компьютером, аудио и видео техникой.

Этапы реализации  программы .

  1. Подготовительный (май):
    - Подбор кадров;
    - Проведение теоретических и практических занятий с вожатыми;
    - Проведение семинара с работниками лагеря, инструктивных совещаний;
    - Подготовка методических материалов;
    - Подготовка материально-технической базы.
    2. Организационный этап:
    - Формирование отрядов;
    - Знакомство с режимом работы лагеря и его правилами;
    - Оформление уголков отрядов.
    3. Основной этап (18 дней смены):
    - Экологические исследования по плану;
    - Краеведческие исследования по плану;
    - Трудовые дела по плану;
    - Досуговые мероприятия;
    - Методическая работа с воспитателями, с вожатыми.
    4. Заключительный этап (17-18 день):
    - Закрытие смены;
    - Обобщение итогов деятельности;
    - Сбор отчетного материала;
    - Выпуск фотодневника лагеря.

Критерии эффективности программы:

  1. желание участвовать в работе лагеря на следующий год. постановка реальных целей и планирование результата программы;
  2. заинтересованность педагогов в реализации программы;
  3. благоприятный психологический климат в детском и взрослом коллективах, удовлетворенность детей предложенными разнообразными видами деятельности, формами работы;
  4. творческое сотрудничество педагогов и детей;

Предполагаемые результаты программы.

При активном участии детей и взрослых в реализации программы у детей возникнет мотивация к знакомству с другими детскими коллективами.

Успешное выступление детей в мероприятиях, конкурсах повысит социальную активность, которая должна проявиться в течение учебного года инициативами по организации жизни в школе. Дети станут дружным, сплочённым, творческим коллективом, ставящим перед собой новые цели.

  Приложение.

Диагностика

Анкета. Проводится в первый – второй день лагерной смены в каждом отряде. Итоги анкетирования используются при определении личностного подхода к воспитанникам, планировании дел в отряде, отражаются в плане работы воспитателей.

1.Я в лагере для того, чтобы:

  1. отдохнуть, позагорать;
  2. найти себе новых друзей;
  3. научиться чему-нибудь новому;
  4. потому, что так получилось.

       2.В лагере мне нравятся:

  1. мальчики и девочки;
  2. вожатые;
  3. то, что не скучно, всегда что - то делаем;
  4. никак не могу понять.

      3.Моё самое любимое занятие – это:

  1. читать книги, узнавать что-то новое;
  2. петь, танцевать, слушать музыку;
  3. заниматься спортом;
  4. что – то мастерить своими руками.

                  4.Мои первые впечатления о лагере:

  1. мне здесь очень нравится;
  2. всё хорошо, но хочу домой;
  3. здесь есть чем заниматься;
  4. нормально, могло бы и лучше.

Анкеты «Подводя итоги смены».

 Цель: определение результативности воспитательного процесса в лагере.

              Отдыхая в лагере, ты:

  1. нашёл новых друзей;
  2. участвовал в различных конкурсах, смотрах;
  3. научился чему- то новому;
  4. ждал, когда же отпустят домой;
  5. свой вариант.

Творческие задания:

Конкурс экологических сказок – 1.2 .3 отряд

Конкурс проектов « История  улицы, на которой я живу», «История моей школы», «История моей семьи» (по выбору) 4, 5. 6 отряды


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа летнего школьного лагеря

Программы летних пришкольных лагерей, разработки мероприятий....

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ ДНЕВНОГО ПРЕБЫВАНИЯ - 2015

Июль 2015 - ссылка на страницу сайтаНачальник лагеря: Боровкова Елена Анатольевна. Организатор мероприятий: Дворецкая Свелана Валерьевна В последнее время общество осознало необходимост...

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ ДНЕВНОГО ПРЕБЫВАНИЯ - 2016

Июнь 2016 - ссылка на страницу сайтаНачальник лагеря: Боровкова Елена Анатольевна. Организатор мероприятий: Дворецкая Свелана Валерьевна Родной край – частица нашей огромной страны. Обр...

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ ДНЕВНОГО ПРЕБЫВАНИЯ - 2015

В последнее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в летних л...

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ ДНЕВНОГО ПРЕБЫВАНИЯ - 2016

Родной край – частица нашей огромной страны. Образ того места, где человек родился, вырос, он до конца жизни проносит в своём сердце, так как любовь к Родине – одно из самых прекрасных человечес...

Программа для школьного лагеря дневного пребывания

Данная программа разработана по всем требованиям к программаме лагеря дневного пребывания. Можно найти много полезной и интересной информации. Может пригодиться для разработки программ для школьного л...

План работы школьного лагеря "ДОМОВЕНОК"

    Цель работы лагеря: укрепление здоровья детей, развитие мотивации личности к познанию и творчеству. Основные задачи лагеря:Содействовать укреплению физического и духовно...