ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ».
методическая разработка (4 класс) по теме

Подольская Наталья Леонидовна

 

Предлагаемые ниже приемы и упражнения пополнят копилку воспитательных средств классного руководителя и будут способствовать установлению доброжелательной атмосферы в классном коллективе.Представленный опыт может быть интересен и полезен всем учителям начальных классов, независимо от профиля класса и программы, по которой они работают. В плане преемственности начальной и средней школы опытом могут воспользоваться классные руководители в старшей школе..

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

«ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ  НАЧАЛЬНЫХ  КЛАССОВ».

УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА.

«Я, ты, он, она - вместе дружная страна, вместе - дружная семья, в слове «мы» - сто тысяч "я"!» - так оптимистично и жизнеутверждающе начинается неко гда очень популярная в нашей стране песня. Далее, если вспомнить, в песне следует описание «большеглазых, озорных, черных, белых и цветных, рыжих и веселых», которые, несмотря на разность внешних данных, интересов и увлечений, взглядов и убеждений, довольно неплохо уживались в одной стране. Но так поется в песне, а в жизни все намного сложнее. Не так легко быть объединенными одним «ансамблем» отношений, входя в такие социальные образования, как «страна», «город», «семья», «школа», «класс».

Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответствен ность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость... Отдельно хотелось бы подчеркнуть важность формирования у чело века с самого детства такого качества, как терпимость.

К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жиз ни, верованиям, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает суще ствовать в наше время как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах. Не является исключением и школа. Следует отметить, что предметом нетерпимости в школе может выступать как национальная, религиозная, этническая, социальная, половая принадлежность ребенка, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки.

Одной из наиболее частых причин обращений классных руководителей за помощью к психологу является проблема межличностных отношений в классе, в основе кото рых часто лежат явления нетерпимости. Обстановка в стране, в обществе в целом и в образовании в частности, наталкивают на необходимость проведения специаль ной работы по формированию толерантности в школьной среде.

Толерантность - это уважение, принятие и правильное понимание богато го многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов прояв ления человеческой индивидуальности.

Проявлять толерантность - это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. Толерантность - глобальная проблема, и наиболее эффективным способом ее формирования у подрастающего поколения является воспитание. Воспитание в духе толерантности способствует формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ ОПЫТА.

Основная цель современного образования – развитие личности ребенка – неотделимо от совершенствования содержания методов обучения и воспитания в начальной школе, особенно в условиях, когда по наблюдениям психологов, резко снижается уровень общего психического развития детей, а значит и воспитанности.

Особое значение, по моему мнению, для  детей, с которыми я работаю, имеет задача формирования коммуникативных навыков.

Невысокий общекультурный уровень многих семей, скудная, часто не нормативная, бытовая лексика родителей, отсутствие привычки к чтению, отсутствие или малочисленность домашних библиотек, относительно ограниченный доступ детей к учреждениям культуры из-за их отдаленности (у нас  спальный район) – все это делает задачу развития  коммуникативных навыков актуальной.

Сегодня дети увлечены боевиками, детективами, фантастикой, ложными кумирами и понятиями,  что зачастую порождает агрессивность, жестокость, культ насилия. Именно поэтому так важно вызвать интерес к родной культуре, истории, традициям

Идет процесс засорения речи детей иностранными, часто грубыми словами, обедняя наш русский язык. Ребята заменяют положительных литературных героев, которые учат добру, справедливости, на «Бетманов», «Покемонов». Русская речь катастрофически отстает от высоких канонов российской словесности. Она становится стилистически беспомощной, примитивной и, зачастую, вульгарной. Понимаем ли мы, на каком языке говорим. Следовательно необходимо вести работу над формированием языковой и коммуникативной компетенции,  новых духовных образов, чтобы избежать интеллектуальной деградации учащихся, именно в начальной школе, где закладываются основы умения учиться, надо как можно больше внимания уделять развитию коммуникативных навыков, духовности и толерантности…

Важно отметить, что применяемый мной комплексный подход в развитии толерантности, позволяет формировать личность школьника в целом, развивать его творческие способности, чувства, эмоциональность, коммуникативность, в широком смысле, как расширение границ общения с окружающим миром, то есть мой подход таит в себе большие перспективы для дальнейшего совершенствования.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА

В педагогической практике накоплено немало методов, форм и приемов работы по воспитанию толерантности у школьников, связанных с организацией деятельности детей в классе, использованием произведений художественной литературы и кинофильмов, организацией диалоговых форм работы (дискуссий, диспутов, дебатов).

В своем педагогическом опыте я ориентируюсь на идеи ведущих педагогов и возрастных психологов, на основные положения Концепции воспитания.

Решение задач формирования толерантности  у младших школьников невозможно без выполнения психолого-педагогических условий:

  1. соответствия процесса воспитания, психологическим возможностям и  возрастным особенностям детей;
  2. создание  среды, способствующей не только формированию толерантности, но и познавательному, эмоциональному, эстетическому, нравственному развитию ребенка;
  3. учет, сохранение и развитие индивидуальности ребенка.

Мой педагогический опыт опирается на следующие дидактические принципы:

  1. принцип сознательности, творческой активности  и самостоятельности учащихся
  2. принцип гуманизации – уважительного, доброжелательного отношения к каждому ребенку;
  3. принцип индивидуализации – максимального проявления творческих возможностей каждого ребенка

В основу содержательной стороны моего педагогического опыта были положены идеи  Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, П.И. Пидкасистого, Н.Н. Поддьякова в области теории общения и деятельности, также труды Е.В. Бондаревской, А.А. Вербицкого, В.А. Сластенина, рассматривающих концепции личностно-ориентированного образования; работы Ю.К. Бабанского, С.П. Баранова, П.И. Пидкасистого, К.Д. Ушинского по теории учебной деятельности; теоретико-эмпирические исследования Ш.А. Амоношвилли, Е.В. Бондаревской, А.С. Белкина посвященные теории педагогического взаимодействия; работы Р.Г. Апресян, А.Г. Асмолова, Р. Бетти, И.Г. Пчелинцевой, в которых раскрываются теоретические подходы к определению понятия толерантности.

НОВИЗНА ОПЫТА

Новизна моего педагогического опыта заключается в создании системы комплексного развития личности учащихся начальной школы в процессе работы над формированием у них толерантности.

Научная новизна результатов исследования:

  1. раскрыты сущность, содержание, принципы и механизм, этапы процесса формирования толерантности у младших школьников;
  2. выявлены и экспериментально обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективность реализации
    данного процесса в школе;
  3. определены содержание, формы и методы толерантного воспитания младших школьников.

ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ

Главным в своей педагогической идее я считаю формирование коммуникативных умений учащихся через комплексное развитие  личности в процессе работы над толерантностью.

Основная цель моей педагогической деятельности – сущность опыта-
в создании условий для ориентации учащихся на ценности ненасилия, толерантности, справедливости, законности как нравственную основу поведения в социальных конфликтах и принцип их конструктивного разрешения;

ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

Этапы работы:

  1. этап (приложение № 1)

Цель: проанализировать и оценить уровень разработанности проблемы толерантности в литературе; раскрыть сущность понятия толерантности;

  1. этап (приложение № 2)

Цель: подобрать методику исследования уровня толерантности для детей начальных классов и их педагогов;

  1. этап (приложение № 3)

Цель: исследовать уровень толерантности у учащихся; проанализировать полученные данные и сделать соответствующие выводы;

  1. этап: (приложение № 4)

Цель:  подобрать мероприятия для развития толерантности у учащихся начальной школы;

  1. этап (приложение № 5)

Цель: развития толерантности у учащихся начальной школы посредством подобранных мероприятий;

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

Теоретическая значимость:

  1. разработана и теоретически аргументирована модель системы развития толерантности в образовательной среде /обучение, внеклассная работа, семейное воспитание/,
  2. разработаны критерии и показатели уровней развития толерантности у младших школьников,
  3. уточнен категориальный аппарат процесса формирования толерантности у младших школьников,
  4.  определены ее основные компоненты, уточнено толкование понятий "толерантность", "воспитание толерантности".
  5. Обозначены черты толерантности (целесообразность, значимость, полезность, необходимость, нормативность).

Практическая значимость исследования

  1. Разработаны познавательные, личностные, коммуникативные условия, создающие реальные возможности для активизации деятельности школы и семьи по формированию толерантности у младших школьников.
  2. Внедрены и экспериментально проверены технологии, позволяющие повысить уровень толерантной культуры младших школьников.
  3. Разработаны материалы, которые могут быть использованы в школах, педагогических вузах и в других образовательных учреждениях, а также в процессе семейного воспитания, в работе институтов повышения квалификации учителей.

Эффективность любого процесса оценивается по достигнутым результатам. Я рассматриваю результативность своего педагогического опыта, исходя из поставленных мною задач.

Надо учитывать тот факт, что развитие личности ребенка– процесс очень сложный, противоречивый, изменчивый во времени, поэтому поставленные задачи можно считать относительно решенными.

Мне удалось:

  1. повысить культуру учащихся,
  2. повысить показатели по уровню воспитанности учащихся;
  3. снизить уровень агрессивности, единичные случаи нервно-психических заболеваний, заболеваний сердечно-сосудистой системы, вегетативно-сосудистой дистании и нарушений речи.
  4. в процессе работы удалось научить школьников анализировать, синтезировать, выделять главное, сосредотачивать внимание на одних явлениях и абстрагироваться от других, то есть развить их интеллектуальные способности;
  5. научить ребят чувствовать себя, друг друга, обогатить их  эмоциональную сферу;
  6. развить у них такие качества как  гуманность, вежливость,  альтруизм, способность к сопереживанию.

По обследованиям психологов школы у учащихся улучшились показатели тестов интеллекта.

В плане развития коммуникативных навыков учащиеся могут свободно общаться с учителем, с другими взрослыми, друг с другом.  

АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

Представленный опыт может быть интересен и полезен всем учителям начальных классов, независимо от профиля класса и программы, по которой они работают. В плане преемственности начальной и средней школы опытом могут воспользоваться классные руководители в старшей школе..

Предлагаемые ниже приемы и упражнения пополнят копилку воспитательных средств классного руководителя и будут способствовать установлению доброжелательной атмосферы в классном коллективе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Системный подход в обучении и воспитании учащихся начальной школы толерантности. учитель начальных классов ГОУ «Школа № 394» Подольская Наталья Леонидовна

Слайд 2

1995 год был провозглашен Организацией Объединенных Наций годом, посвященным толерантности. 16 ноября День толерантности

Слайд 3

Этапы работы: проанализировать и оценить уровень разработанности проблемы толерантности в литературе; раскрыть сущность понятия толерантности; - подобрать методику исследования уровня толерантности для детей начальных классов и их педагогов; - исследовать уровень толерантности у учащихся третьих классов; - проанализировать полученные данные и сделать соответствующие выводы; подобрать мероприятия для развития толерантности у учащихся начальной школы; - развития толерантности у учащихся начальной школы посредством подобранных мероприятий;

Слайд 4

Агрессивность Толерантность Безразличие «… толерантность означает уважение, принятие и понимание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.» “ Декларации принципов толерантности” (ЮНЕСКО, 1995) Толерантность (активная) Толерантность(пассивная) сангвиник флегматик меланхолик холерик Интолерантность Пересечения качеств толерантного человека и качеств “чистых” типов темперамента

Слайд 5

Тестовые задания для выявления уровня толерантности у учащихся Тест коммуникативной толерантности В. В. Бойко для педагогов

Слайд 8

Техники эмоциональной саморегуляции Физические Когнитивный Сенсорно- перцептивные

Слайд 9

обучение воспитание чтение художественной литературы написание сочинений создание автопортрета создание эмблемы и т.п. праздники игры беседы тематические классные часы дискуссии экспедиции и т.п.



Предварительный просмотр:

(Приложение № 4)

1. Прием «Обнаружение противоречий»

На флаге и гербе Южной Кореи имеется символический знак –монада, в ко тором воплощена древняя восточная теория о двух силах: «Инь» (темной, земной, пассивной, женской) и «Ян» (светлой, небесной, активной, мужской). Вся вселенная покоится на взаимодействии, сотрудничестве и борьбе этих двух начал, которые составляют единство хаоса. Значения, открывающиеся при осмыслении монады, позволяют использовать этот знак, более чем какой-либо другой, для формирования толерантного сознания учащихся.

В мире нет силы без слабости, юга без севера, верха без низа, тепла без холода, дня без ночи, жизни без смерти, мужчины без женщины... Учитель может попросить ребенка продолжить этот ряд.

В человеке, как частичке этого безграничного мира, также уживаются добро и зло, активность и пассивность, правда и ложь, свобода и зависимость, мудрость и глупость... Вновь этот ряд может завершить ребенок. При перечислении пар антонимов учителю следует визуально обращаться к заранее нарисованной модели монады.

Упражнение «Таблица антиподов»

Учитель просит ребенка разделить страницу пополам и написать положительные и отрицательные черты своей личности. Затем происходит обсуждение таблицы. Далее то же самое можно проделать в отношении ребенка, к которому у него проявляется нетерпимость .

2. Прием «Коррекция позиций»

Обтекаемость формы монады и цветового рисунка внутри нее говорят о тенденции к изменению, неустойчивости, обратимости всего происходящего. Примеров можно привести множество: сегодня я люблю, а завтра ненавижу; в школе я пассивен, а на улице - активен; вчера я был здоров, а сегодня - болен; в прошлом году мне нравилась математика, а в этом - биология; с другом я добр, а с предателем... Учитель предлагает ребенку привести примеры из своей жизни, когда в ней происходили неожиданные изменения. Все течет, все изменяется. И в различных жизненных ситуациях оказываются востребованными как позитивные, так и негативные качества человека.

Упражнение «Обрати минусы в плюсы»

Классный руководитель вновь обращает внимание ребенка на составленную таблицу антиподов, где записаны его отрицательные качества, и вместе они пытаются осмыслить, где и в каких ситуациях эти качества могут быть применимы. Например, нетерпимость приемлема по отношению к воровству, лжи, насильственному принуждению. Ту же работу можно проделать с качествами ребенка, по отношению к которому наблюдаются явления нетерпимости.

3. Приём «Акцент на лучшее»

Вновь обращение к образу монады. Тёмное пятно – на светлом фоне и светлое пятно на тёмном. Как не бывает в жизни идеального человека, так и в самом отъявленном преступнике имеются ростки позитивного. Важно стараться принимать себя и других, безусловно, такими, какие они есть, опираясь при этом на то хорошее, доброе, что в человеке имеется. «Я принимаю тебя и пытаюсь понять причину твоих поступков».

Упражнение  Камушек в ботинке

У каждого человека имеется свое уязвимое место, своя проблема, свой «камушек в ботинке», который мешает ему свободно двигаться в нужном направлении и дает о себе знать на каждом шагу. Классный руководитель просит ребенка найти в себе то, что мешает жить ему в мире с собой и с окружающими людьми (поиск темного пятна).

Упражнение   Жемчужина в раковине

Естественно и то, что каждый человек является носителем только ему присущих индивидуальных позитивных качеств и достоинств, которые позволяют ему выстоять в любых, даже самых критических, ситуациях. Педагог предлагает ребенку отыскать в себе то, что является его наивысшим достоинством (поиск светлого пятна).

4. Прием «Поиск толерантной позиции»

Согласно Э. Берну, существует четыре жизненные позиции по отношению к себе и другим:

Я - о'кей, ты - о'кей. Это позиция вполне здоровой личности, символизирующая достойную жизнь, позиция Героев и Принцев, Героинь и Принцесс.

Я - о'кей, ты - не о'кей. Я - Принц, а ты - Лягушка. Это позиция превосходства, надменности, нетерпимости по отношению к людям, которых человек считает недостойным себя.

Я - не о'кей, ты - о'кей. Это позиция неудачника, который потерял веру в себя, занимается самоуничижением и самоедством.

Я - не о'кей, ты - не о'кей. Это позиция безнадежности, отчаяния, потери жизненного смысла.

Упражнение «Превращение монады

Классный руководитель просит представить себе взаимодействие двух людей в образе монады. Что происходит с рисунком монады, когда человек занимает ту или иную позицию в общении? Ребенок вместе с учителем пытается сделать рису нок монады для каждой из четырех позиций. Анализ рисунков.

5. Прием «Ломка стереотипов»

На самом деле мир, в котором мы живем, не настолько прост, чтобы делить его на черный и белый, а людей - только на хороших и плохих. Мир, окружающий нас, разноцветен и радужен, а человек, как частичка его, таинствен и многогранен. И счастлив тот, кто сумеет отыскать как можно больше переходных цветов, моти вов, оттенков в себе и других. Чем богаче и пестрее внутренний мир человека и ок ружающих нас людей, тем интереснее жить.

Упражнение   Идеальный образ себя

Учитель просит ребенка нарисовать свою многоцветную монаду, состоящую из тех качеств, которые он приемлет в себе, не разделяя их на черные и белые, хо рошие и плохие, мужские и женские. То же самое упражнение можно проделать в отношении человека, на кого была направлена нетерпимость ребенка.

 

Описанные приемы могут применяться классным руководителем в индиви дуальной беседе с ребенком, проявляющим нетерпимость в отношении чего-либо или кого-либо. Отдельные из них могут служить также материалом для проведения классного часа на соответствующую тематику с последующей организацией груп повой рефлексии. Однако следует отметить, что применение на практике этих приемов предполагает наличие гуманной позиции классного руководителя по от ношению к детям, высокую степень доверительности в отношениях с ними, безус ловное их принятие и поддержку. В заключение хочется сказать, что педагогиче ских приемов по формированию толерантности существует достаточно много. Ка ждая педагогическая ситуация рождает новые приемы, а каждый учитель использу ет те, которые соответствуют его индивидуальному стилю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение моего педагогического опыта "Формирование общеинтеллектуальных умений через использование активных и интерактивных форм и методов обучения"

Обобщение моего передового педагогического опыта «Формирование общеинтеллектуальных умений через использование активных и интерактивных форм и методов обучения»...

Описание инновационного педагогического опыта «Формирование художественно-творческих способностей посредством приобщения детей к театральному искусству»

В педагогической теории и практике вопросам театрального воспитания отводилось и отводится не так много места, недостаточно изучены возможности театрального образования и влияния его на о...

Публичное представление собственного педагогического опыта «Формирование мыслительной деятельности младших школьников средствами технологии развития критического мышления» (на примере метода ролевой игры «Шесть шляп мышления»).

Новые образовательные стандарты нам говорят о том, что ученик, выходя из стен начальной школы должен овладеть умением учиться. Только используя в педагогической деятельности новые приёмы и современные...

Представление педагогического опыта « Формирование и развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников»

В современном обществе происходят перемены, увеличился поток информации, а это значит, что ученику необходимо усвоить большой объём знаний, уметь самостоятельно усваивать знания и выстраивать свои отн...

Представление педагогического опыта "Формирование самооценки младшего школьника"

Оценка - правильное кровообращение, без нее неизбежны застой  и болезненные явления.Н. Островский...