"Умей, знай, при пожаре всем помогай!"
классный час (3 класс) по теме

Финиковская Валентина Евгеньевна

Устный журнало пользе и вреде огня для человека

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ustnyy_zhurnal_umey_znay_pri_pozhare_vsem_pomogay.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

         Устный журнал

УМЕЙ, ЗНАЙ, ПРИ ПОЖАРЕ ВСЕМ ПОМОГАЙ

Финиковская Валентина Евгеньевна, учитель начальных классов

______________________________________________________________________________

Цель: систематизировать знания учащихся о пожаре, об основных причинах возникновения

             пожаров в повседневной жизни.

Задачи: показать роль огня в жизни человека: как положительную, так и отрицательную;

                расширить представления обучающихся об опасностях, связанных с огнём;

                воспитывать людей, ориентированных на лучшие нравственные качества: мужество,    

                находчивость, самоотверженность.

Я сильнее всего и страшнее всего,

И все любят меня, и все губят меня.

Ход мероприятия

Учитель: Эпиграфом нашего устного журнала я выбрала загадку.  Сегодня мы пролистаем страницы и вспомним, когда огонь нам помогает, а когда действительно становится врагом.

              Тема выбрана не случайно. Огонь – это страшная сила. И часто сам человек бывает виновником пожаров. В 2010 году в России произошло 176 тысяч пожаров, на которых погибли более 12 тысяч человек. В нашем городке – 1 пожар. Пожарная служба тщательно следит за безопасностью городка. Но наша судьба в наших руках. Мы должны уметь в любой ситуации защитить своё здоровье и жизнь и оказать помощь нуждающимся.

                Предлагаем посмотреть сценку из жизни первобытного племени.

               СТРАНИЦА 1.

Сцена 1 «Появление огня в жизни человека»

(Пещера. В кругу сидят члены племени. Звучит фонограмма сильного дождя)

Женщина: Сегодня ветер особенно зол. В небе твориться что-то страшное. Я слышала, как в лесу за рекой раздался сильный удар. Оттуда повалил едкий туман, и новый непонятный свет разлился вокруг. Он и сейчас всё ширится.

Вождь: Однажды я уже видел такой отсвет. Это, что красный зверь напал на деревья и теперь борется с ними. Он победит, но не надо боятся. Нас защитит река. Красный зверь не сможет её перепрыгнуть.

Женщина: Кажется, ветер успокоился. Всё стихло. Ой, как хочется есть. Ведь из-за грозы мужчины давно не охотились.

Вождь: Пойдём  туда, где лежат мёртвые деревья. Попробуем добыть себе пропитание.

(Люди двигаются на сцене)

Мальчик (нагибается над опалённой птицей): Птица! Должно быть, она упала вместе с деревом. Перья исчезли, тушка почернела, она стала такая некрасивая. Зато вкусно пахнет. (Вонзает в тушку зубы) Какое вкусное мясо! (Все ищут добычу. Вождь делит. Едят)

Женщина: Как хорошо иметь маленького красного зверя у себя в пещере! Я пыталась его принести на ветке, но он умер по дороге. Должно быть, его всё время нужно кормить сухой травой или хворостом.

Мальчик: Мама, я попробую принести (Уходит. Все ложатся отдыхать)

Девочка: Как сыро и холодно в нашей пещере. Я не могу уснуть. Так хочется согреться.

Женщина: Потерпи, доченька, ты скоро привыкнешь к холод.

Девочка: К нему нельзя привыкнуть. Он пробирает меня до костей.

(Вбегает мальчик с горящей веткой)

Мальчик: Люди! Я принёс красного зверя. О, Вождь! Ты мудр. Позволь сказать дерзкое слово.

Вождь: Говори, сегодня ты – победитель.

Мальчик: По дороге я встретил двух мальчиков из соседнего племени. Они замёрзли и голодны. Разреши мне открыть им тайну Огня.

Вождь: Разрешаю. Поделись огнём, мальчик, и наши враги станут друзьями.

(Мальчик отламывает веточку и уносит).

Учитель: О каком красном звере шла речь?

- Где добыли огонь первобытные люди?

- Почему обгорелая птица показалась мальчику вкуснее?

- Почему было холодно девочке?

А ещё огнём отпугивали диких животных и освещали путь в темноте. Сейчас посмотрите фрагмент урока в первобытной школе.

Сцена 2 «Огонь – учитель и друг»

(Идёт урок в первобытной школе. Старейшина и дети)

Старейшина: дети, будьте готовы к тому, что жизнь человека сурова, полна лишений и постоянных опасностей. Наше спасение в учении у природы: у растений, у воды, у животных, у земли, у огня.

- Расскажите, чему вы научились у огня?

Девочка 1: Моя мама для хранения орехов и зерна сплела из гибких ветвей сосуд. Но воду в него наливать нельзя. Мама обмазала сосуд глиной и поставила поближе к огню, чтобы он просох. Огонь сжёг прутья, но мама не расстроилась, потому что сосуд из глины был ещё лучше. Он крепкий и лёгкий.

Девочка 2: Мой старший брат – охотник. Однажды он уснул возле большого костра. А когда проснулся, увидел, как в огне какой-то камень раскалился и вдруг потёк. Из него вытек огненный ручеёк, потом застыл и превратился в тяжёлую тёмную полоску. Полоска не ломалась, только плющилась под каменным молотком и меняла форму. Брат стал плавить все камни. «Растаявшими» камнями он заполнял углубления в земле в форме топоров и наконечников для копий. Оружие получалось прочнее каменного.

Старейшина: Вот видите, дети, что может сделать наблюдательный человек. Скоро мы выйдем из лесов и пещер, и наша жизнь станет лучше и легче.

Учитель: Скажите, ребята, о каких изобретениях человечества шла речь в этой сценке?

Дети: С помощью огня стали обжигать посуду из глины и плавить металлы.

                  СТРАНИЦА 2 «ПИЩА ОГНЯ»

Викторина.

  1. Как называется пища огня? (Топливо)
  2. Какой вид топлива самый распространённый и древний? (Дрова)
  3. Во что превратилась бы наша планета Земля, если бы транспорт и промышленность обслуживались только дровами? (В пустыню)
  4. Как называется твёрдое блестящее горючее вещество, которое служит людям как топливо, и этим помогает сохранить лес на Земле? (Каменный уголь)
  5. Как называется рыхлое, мягкое горючее вещество коричневато-бурого цвета? (Торф)
  6. Какое жидкое топливо, добываемое из недр земли, в старину называли «горным маслом»? (Нефть)

Учитель: В старину, чтобы добыть нефть, в узкий душный колодец на верёвке спускали рабочего. Он, копая землю, пел. Как только голос смолкал – значит товарищу плохо, он потерял сознание. Его тащили наверх, приводили в чувство, потом снова спускали. 150 лет назад отставной полковник Новосельцев изобрёл специальные механизмы для бурения скважин.

  1. Какое горючее вещество, называемое «невидимым топливом», является частым спутником нефти? (Газ)

-   Газ – прекрасный помощник, но он требует внимательного и уважительного к себе отношения. При утечке газа человек может отравиться и погибнуть, а если он случайно зажёг спичку – от его дома после взрыва не останется даже стен. Если вы почувствовали запах газа, нужно позвонить по телефону – 04.

                   СТРАНИЦА 3 «ЗАГАДОЧНАЯ»

  1. В избе – изба,

На избе – труба.

Зашумело в избе,

Загудело в трубе.

Видит пламя народ,

А тушить не идёт. (Печка)

  1. На улице столбом,

В избе скатертью. (Дым)

  1. Рыжий зверь в печи сидит,

Рыжий зверь на всех сердит.

Он от злости ест дрова

Целый час, а может – два.

Ты его рукой не тронь,

Искусает всю ладонь. (Огонь)

  1. Это тёмный – тёмный дом,

Сто сестричек жмутся в нём.

И любая из сестёр

Может вспыхнуть, как костёр.(Спичечный коробок и спички)

      СТРАНИЦА 4 «ИГРОВАЯ»

Учитель: Я буду читать стихотворение, а вы передавать по кругу шар. Тот, к кому попадает шар, должен сказать последнее слово стихотворной строчки и передать шар другому.

Этот шар в руках недаром

Раньше, если был пожар,

Ввысь взмывал сигнальный шар –

Звал пожарных в бой с пожаром,

Где с огнём беспечны люди,

Там взовьётся в небо шар,

Там всегда грозить нам будет злой пожар.

Раз, два, три, четыре –

У кого пожар в … квартире?

Дыма столб поднялся вдруг

Кто не выключил … утюг?

Красный отблеск побежал,

Кто со спичками … играл?

Стол и шкаф сгорели разом,

Кто сушил бельё над … газом?

Столб огня чердак объял

Кто там спички … зажигал?

Побежал пожар во двор

Это кто там жёг … костёр?

Пламя прыгнуло в листву

Кто у дома жёг … траву?

Кто бросал в огонь при этом

Незнакомые … предметы?

Помни каждый гражданин

Этот номер …01

Дым увидел – не зевай

И пожарных … вызывай!

               СТРАНИЦА 5 «ПРАКТИЧЕСКАЯ»

Учитель: Огонь с древнейших времён играл важную роль в жизни человека. Подтверждением этому служат пословицы, поговорки, загадки и т.д.

Игра «Кто больше знает пословиц про огонь»

Огонь не вода- схватит, не выплывешь.

Воры обкрадут, стены останутся, а огонь в разор разорит.

Огню да воде бог волю дал.

Нет дыма без огня.

Огнём вода ключом кипит, а водою и огонь заливают.

Огонь маслом заливать, лишь огня прибавлять.

Огня маслом не утушить, а жажды солью не утолить.

Огонь под полой далеко не унесёшь.

Огонь чистит, вода моет.

С огнём, с водой, с ветром не дружись, а с землёю дружись.

Учитель: Огонь может быть человеку другом, а может – врагом, и тогда надо знать, как правильно себя вести. Этому учит наша викторина.

Вопрос 1. Что делать, если загорелась ваша квартира?

Ответ: Позвонить по 01, потом вывести детей и престарелых и только затем тушить пожар своими средствами.

Вопрос 2. Что делать, если загорелся телевизор?

Ответ: Его надо сразу отключить от сети, а затем набросить плотное одеяло. Потом тушить водой через верхние вентиляционные отверстия стенки (стоять сбоку). Если кинескоп взорвётся, то опасен ядовитый дым. В этом помещении нельзя находиться.

Вопрос 3:Какие средства могут помочь вам в загоревшейся квартире, если нет огнетушителя?

Ответ: Плотная ткань, лучше мокрая, вода.

Вопрос 4: Почему во время пожара нельзя открывать окна?

Ответ: С притоком кислорода огонь вспыхивает сильнее.

Вопрос 5: Что опаснее на пожаре – огонь или дым?

Ответ: Дым. Хватит несколько глотков, чтобы потерять сознание и отравиться продуктами горения различной синтетики.

Вопрос 6: Как нужно передвигаться по задымлённым коридорам?

Ответ: На четвереньках или ползком, так как внизу меньше дыма.

Вопрос 7: Как нужно дышать в задымлённой квартире?

Ответ: Через мокрую ткань. Если есть возможность, нужно защитить лёгкие противогазом или респиратором.

       (Практические занятия)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Час общения "О пожаре знаю все"

материал в архивном файле содержит презентацию и приложения для организации часа общения по данной теме...

Конспект занятия "Что я знаю о пожаре"

Занятие на закрепление правил пожарной безопасности, работа по развитию речи по данной теме, воспитание уважительного отношения к труду пожарных....

«О пожаре знаю всё и не допущу его!» Викторина

Викторина: «Учусь безопасности». Можно ипользовать на классном часе...

Классный час в начальной школе «О пожаре знаю все и не допущу его»

Классный час в начальной школе «О пожаре знаю все и не допущу его» Цели: пропаганда знаний по вопросам охраны безопасности жизни; познакомить с причинами возникновения пожаров; система...

Классный час: "Что мы знаем о пожаре"

Классный час во 2 классе: "Что мы знаем о пожаре"...

Конспект урока « Пожар. Что я знаю о пожаре?»

Конспект урока по окруающему миру.2 класс Тип урока: изучение нового материала Тема:  « Пожар. Что я знаю о пожаре?»Цель: знакомство детей  с основными правилами п...