Формирование патриотизма школьников средствами краеведения через урочную и внеурочную деятельность
статья по теме

Трофимова  Светлана Николаевна

Патриотизм от греческого – отечество – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность  Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины.

Актуальность исследования определяется тем, что новой государственной идеологией, новым стержнем воспитательной системы школы должен стать российский патриотизм. Основой патриотического воспитания младших школьников является занятие краеведением, сбор, изучение краеведческого материала и использование его на уроках.

Краеведение есть не что иное, как важное средство связи школы с жизнью. Постижение красоты, культуры должно начинаться с воспитания любви и бережного отношения к малой Родине.  Особое внимание в формировании личности должно быть обращено на воспитание патриотического отношения к родному краю, его природным богатствам, людям, которые живут рядом.

Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это – самый массовый вид науки.    (Д.С. Лихачев)
Объект исследования – формирование патриотизма у учащихся начальной школы

Предмет исследования – организация краеведческой работы с целью формирования патриотизма

Цель исследования – выявление наиболее эффективных путей и средств краеведческой работы, необходимые для формирования основ патриотического воспитания младших школьников

Гипотеза – изучение краеведческого материала младшими школьниками способствует развитию патриотического воспитания, если оно осуществляется:

  • на основе предшествующих знаний и жизненного опыта детей с учетом их склонностей и потребностей;
  • на основе знаний о культуре, доступных восприятию детей данного возраста;
  • в качестве цели патриотического воспитания младших школьников, если целью является формирование у воспитанников ценностного отношения к родной природе, культуре и жизни предков как части малой родины

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование патриотизма школьников средствами краеведения через урочную и внеурочную деятельность

Актуальность исследования определяется тем, что новой государственной идеологией, новым стержнем воспитательной системы школы должен стать российский патриотизм. Основой патриотического воспитания мла...

Духовно-нравственное формирование личности и воспитание младших школьников средствами образовательной программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Школа Этикета"

Содержание   Пояснительная записка ……………………………………………………. 3   Содержание программы «Школа Этикета» 1 класс ………………………8   Тематическое планирование. 1 класс ……………………………………. 1...

Развитие речи - необходимое условие формирования коммуникативной компетентности младших школьников средствами урочной и внеурочной деятельности

Статья поможет учителям начальных классов правильно выстроить свою работу по подготовке учащихся к освоению коммуникативной компетентностью. Материал собирался в процессе обобщения опыта работы....

Формирование гражданственности и патриотизма у учеников начальной школы средствами урочной и внеурочной деятельности

Ученики начальной школы недостаточно знакомы с историей нашей страны, её традициями, моральными устоями нашего общества. Это может привести к искажению в их сознании понятия гражданственности и отсутс...

Духовно – нравственное воспитание младших школьников средствами урочной и внеурочной деятельности.

Духовно – нравственное воспитание младших школьников средствами урочной и внеурочной деятельности....

«Духовно- нравственное воспитание младших школьников средствами урочной и внеурочной деятельности»

В настоящее время вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из важных проблем современного общества. Перед общеобразовательной школой, семьёй ФГОС ставит  цель и задачи воспита...

«Духовно- нравственное воспитание младших школьников средствами урочной и внеурочной деятельности»

В настоящее время вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из важных проблем современного общества. Перед общеобразовательной школой, семьёй ФГОС ставит  цель и задачи воспита...