Формирование патриотизма школьников средствами краеведения через урочную и внеурочную деятельность
статья (3 класс) по теме

Трофимова  Светлана Николаевна

Актуальность исследования определяется тем, что новой государственной идеологией, новым стержнем воспитательной системы школы должен стать российский патриотизм. Основой патриотического воспитания младших школьников является занятие краеведением, сбор, изучение краеведческого материала и использование его на уроках.

Краеведение есть не что иное, как важное средство связи школы с жизнью. Постижение красоты, культуры должно начинаться с воспитания любви и бережного отношения к малой Родине.  Особое внимание в формировании личности должно быть обращено на воспитание патриотического отношения к родному краю, его природным богатствам, людям, которые живут рядом.

Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это – самый массовый вид науки.    (Д.С. Лихачев)
Объект исследования – формирование патриотизма у учащихся начальной школы

Предмет исследования – организация краеведческой работы с целью формирования патриотизма

Цель исследования – выявление наиболее эффективных путей и средств краеведческой работы, необходимые для формирования основ патриотического воспитания младших школьников

Гипотеза – изучение краеведческого материала младшими школьниками способствует развитию патриотического воспитания, если оно осуществляется:

  • на основе предшествующих знаний и жизненного опыта детей с учетом их склонностей и потребностей;
  • на основе знаний о культуре, доступных восприятию детей данного возраста;
  • в качестве цели патриотического воспитания младших школьников, если целью является формирование у воспитанников ценностного отношения к родной природе, культуре и жизни предков как части малой родины

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование патриотизма школьников

 средствами краеведения  через  урочную и внеурочную деятельность

Трофимова Светлана Николаевна,

учительница начальных классов

МБОУ «Октёмская СОШ»

МР «Хангаласский район»

Патриотизм от греческого – отечество – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность  Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины.

Актуальность исследования определяется тем, что новой государственной идеологией, новым стержнем воспитательной системы школы должен стать российский патриотизм. Основой патриотического воспитания младших школьников является занятие краеведением, сбор, изучение краеведческого материала и использование его на уроках.

Краеведение есть не что иное, как важное средство связи школы с жизнью. Постижение красоты, культуры должно начинаться с воспитания любви и бережного отношения к малой Родине.  Особое внимание в формировании личности должно быть обращено на воспитание патриотического отношения к родному краю, его природным богатствам, людям, которые живут рядом.

Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это – самый массовый вид науки.    (Д.С. Лихачев)
Объект исследования – формирование патриотизма у учащихся начальной школы

Предмет исследования – организация краеведческой работы с целью формирования патриотизма

Цель исследования – выявление наиболее эффективных путей и средств краеведческой работы, необходимые для формирования основ патриотического воспитания младших школьников

Гипотеза – изучение краеведческого материала младшими школьниками способствует развитию патриотического воспитания, если оно осуществляется:

  1. на основе предшествующих знаний и жизненного опыта детей с учетом их склонностей и потребностей;
  2. на основе знаний о культуре, доступных восприятию детей данного возраста;
  3. в качестве цели патриотического воспитания младших школьников, если целью является формирование у воспитанников ценностного отношения к родной природе, культуре и жизни предков как части малой родины

Воспитание патриотизма у маленького гражданина – это кропотливая систематическая работа по формированию у младшего школьника чувства гордости за свою семью, свою улицу, свой класс и школу, свое село и город, в котором родился, за свою страну – Россию; это изучение и воспитание уважения к традициям своей семьи, традициям своего класса, школы, традициям своего народа. Можно много говорить и о личном примере родителей, учителей и просто живущих рядом людей. Но порой наставления и поучения так и остаются поучениями и наставлениями, а не собственной позицией ребёнка. С введением ФГОС второго поколения серьёзно встал вопрос о воспитании настоящего гражданина россиянина. Новым стержнем воспитательной системы школы должен стать российский патриотизм. Основой патриотического воспитания младших школьников является занятие краеведением, сбор, изучение краеведческого материала и использование его на уроках. Ведь как можно «научить» любить то, о чём ничего не ведаешь

Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и лучших его людях, тем более действенным скажутся они в формировании благородного нравственного чувства: интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков, а главное, - они помогут учащимся на доступных, близких примерах из окружающей жизни понять сущность и полноту большого патриотизма – патриотизма как чувства долга перед народом, перед Родиной.

Мы не воспитаем любви к Родине, не пробудив у ребенка любви к деревьям, цветам, тишине и покою отчего дома. Нам не воспитать любовь к народу, не воспитав любви к окружающим людям – к сверстникам и взрослым. Любовь и преданность Родине начинается с признательности матери, отцу, бабушке, школьному учителю, тренеру; с ощущения сердечного тепла, которым окружен ребенок, с переживаниями красоты родных мест.

Набрав, первый  класс  составила программу развития класса. Целью данной работы является  создание условий для воспитания патриотических чувств младших школьников на традициях народной культуры в урочной деятельности и за счет расширения социокультурного пространства воспитательного воздействия. Мы не воспитываем любви  к Родине, не пробудив у ребенка любви к деревьям, цветам, тишине и покою отчего дома. Нам не воспитать любовь к народу, не воспитав любви к окружающим людям – к сверстникам и взрослым.

В нашей программе работает, действует каждый ребенок, ибо воспитывают детей не слова, даже самые прекрасные, а его собственные действия, а также действия и поступки тех, кто его воспитывает: родителей, учителя.

Краеведческая тема всегда актуальна и требует творческого подхода, а создание проектов с использованием ИКТ помогает расширить методические приемы, дает возможность чередовать и сочетать различные формы уроков, внеклассных мероприятий. Итогом является познавательный интерес к истории родного края, формируется уважительное отношение к своему народу, осознание своего места в обществе, осмысление, что история — это история судеб конкретных людей, отпечатки деятельности разных поколений. Работа над проектом помогает добиваться нового качества образования, предмет становится наглядным и увлекательным. Занятия краеведением создают условия для научно-исследовательской работы. Накапливается материал, который можно дополнять, расширять, обновлять и практически применять на уроках и во внеклассной работе. Данная организация работы с детьми способствует активизации познавательного интереса к краеведению, формированию осознанного отношения к ценностям родного края, воспитанию гражданских чувств и, прежде всего любви к родному поселку, городу, краю. ИКТ активно внедряется в образовательный процесс нашей школы, пополняется копилка материалов по различным разделам учебно-воспитательной деятельности, центром, которого является  патриотическое воспитание. Компьютерные технологии помогают сегодня проводить воспитательную работу на современном уровне. В качестве связи краеведческой деятельности с программным материалом используем изучение животного мира родного края, для этого  мы начали изучать животный мир зоопарка «Орто Дойду». Начали проект «Орто Дойду» олохтоохторо».  Проект выполняется в трех этапах.  В этом году идет 3-й этап работы, завершение. Дети защищают свои проекты. Выступили со своим проектом в улусной  НПК «Афанасьевские чтения» и  Мандарова  Диана отмечена дипломом 3-й степени, Платонов Кирилл участвовал со своим докладом в «Заболоцкие чтения», выступил со своим докладом во Всероссийском фестивале творческих открытий и инициатив «Леонардо», отмечен грамотой и медалью (г. Москва). Вместе с детьми сделали азбуку животного мира зоопарка «Орто Дойду». Это работа сплотила детей, но и помогло пробудить интерес к животным родного края.

Всем классом побывали в сельской библиотеке. Там ребята увидели выставку книг,  рассказывающую о нашем улусе, о жителях села, об участниках ВОВ и тыла, о первых трактористках, о трудовом подвиге работников машинно-тракторной станции Октемского наслега (МТС). Библиотекарь рассказала много интересного и удивительного о  нашем селе, улусе. Посетили презентацию книги про наше село «Октем  мой – краса Эркээни. Ты благословенный край родной».

Ребятам было дано задание поговорить с родителями, дедушками и бабушками, выяснить новые интересные факты. По итогам этой работы дети класса написали сочинения, подготовили доклады, стенды о своих дедушках и бабушках. Например: Трофимов Андрей написал о своем дедушке, участнике ВОВ, участвовал в 5 -й улусной конференции краеведов, занял 2 место. Встретились с жительницей  села Осиповой Варварой Петровной, вдовой  участника ВОВ, ветеран труда и тыла, которая очень интересно рассказала о Малтааны. Сейчас  собираем материал о Малтааны: они родом из Малтааны.

Посещение местного музея познакомило детей историей села, историей школы. К юбилею школы мы собрали материал «Мои родители – выпускники школы», провели совместное  родительское собрание с детьми. Сделали проект и в этом году продолжили работу, сделали альбом, Яковлева Эвелина защитила проект.

Мой опыт позволяет сделать вывод, что изучение ребенком своей семьи не только способствует духовному сближению взрослых и детей, но и является для ребенка первым шагом в познании Родины, ее истории, традиций.

Провели классный час  о народных мастерах нашего села, собрали большой материал о мастере –хомусисте  Христофорове Иване Ивановиче.

Устный журнал  «Прекрасное рядом» о достопримечательностях нашего улуса, о красоте природы -  фотоэкскурсия. Каждый уголок района – это прекрасный рассказ о прошлом, настоящем и будущем своего села, улуса.

По плану должны провести классный час «Улица лучшая - моя!». Ребята соберут материал об  улице, где живут: возникновение названия, жители улицы. После всю проделанную работу соединим  с материалом,  что есть в школе. Мы новые жители этих улиц, новые взгляды.

 Уроки русского языка и литературного чтения, искусства, культура народов Республики Саха (Якутия) содержат богатый материал из литературного и культурного наследия нашей страны. Умелое сочетание учебных занятий, внеклассных мероприятий, экскурсий позволяет эффективно проводить работу по формированию у учащихся знаний и представлений о достижениях нашей страны в области науки, техники, культуры. Это достигается в процессе знакомства с жизнью и деятельностью выдающихся учёных, конструкторов, писателей, художников, композиторов и др. Систематическая и целенаправленная работа в данном направлении воспитывает в детях основы национального самосознания и достоинства, чувство уважения к своей истории, языку, к внутреннему миру человека, и в конечном итоге формирует осознанное патриотическое чувство. Написали доклад о наших талантливых земляках: художник первого Букваря на якутском языке, Капитонов Иннокентий Васильевич, солистка хора радио и телевидения Иванова Мария Спиридоновна, солист балета Анисимов Александр  Львович.

Ко дню космонавтики сделали «Виртуальный музей космонавтики», где собрали материал, который имеется дома у учащихся, объявили конкурс рисунков, посетили музей космонавтики в Октемском лицее, познакомились и увидели работы их сверстников.

Народные игры, чабыр5ах дают возможность прикоснуться к истокам народного фольклора, обогащают речь, развивают коммуникативные навыки. Группа детей из нашего класса  занимаются в фольклорном кружке, участвовали в республиканском конкурсе фольклорного жанра, отмечены дипломом 2 степени. Тараховский Артур выступает в различных конкурсах разговорного жанра. Это занятие повысило мотивацию мальчика, сформировал самостоятельность.

Фестиваль «В семье единой», на котором каждый класс представлял традиции и обычаи людей разных национальностей, живущих в нашем  селе Октемцы.  Это было настоящее шоу. Дети представляли свои работы в нескольких номинациях:

- национальный костюм/головной убор;

- национальная песня/танец;

- национальный обряд;

- национальная кухня.

Участие родителей класса  в мероприятии придало ещё больше интереса со стороны детей и родителей. А закончилось все «поеданием» разных национальных яств и обменом кулинарных рецептов. Проживание детьми обрядов во время праздника помогло создать особую атмосферу восприятия народных традиций и обычаев, сблизило детей, их родителей в общей любви к своему народу, а, следовательно, и к Отечеству. А ведь это и есть первые ростки патриотизма.

Я стараюсь избегать прямого научения школьников, создавая условия для развития патриотических чувств. К патриотизму нельзя призвать. Нужно медленно и серьезно воспитывать духовное начало в человеке.

        

Наиболее эффективные пути и средства краеведческой работы

Направления

1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

4 год обучения

Село, в котором

мы живём

Познакомить с музеем села

Народные мастера нашего села

«Улица

лучшая –моя»

Название озер и мест вокруг села

Моё село и

мои родители

Проект «Мои родители – выпускники школы»

Проект «Мои родители – выпускники школы»

Родословная семьи

Сайдам ыал

Люди и времена

Ветераны ВОВ и тыла

Наши бабушки и дедушки

Знаменитые наши земляки

Традиционные ремесла нашего села

Достопримечательности нашего села, долины, улуса

Экскурсии.

Проект «Орто Дойду»

Фотоэкскурсия  «Прекрасное рядом»

Экскурсии

Проекты, доклады

История села, улуса, республики

Герб, флаг, библиотечные уроки, встречи с земляками.

Предприятия

нашего района, культурные и образовательные учреждения.

Э  К  С  К  У  Р  С  И  И

Расширять знания учащихся о достопримечатель-

ностях города

Устный журнал по городу Якутску.

ЭКСКУРСИИ

Важно понимать, что формирование гражданского сознания у ребенка возможно лишь тогда, когда он видит истинный пример для подражания, пример истинного патриотизма. Роль школы, и главным образом школьных учителей в развитии и активизации краеведческого движения по-прежнему высока.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование патриотизма школьников средствами краеведения через урочную и внеурочную деятельность

Патриотизм от греческого – отечество – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность  Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стре...

Духовно-нравственное формирование личности и воспитание младших школьников средствами образовательной программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Школа Этикета"

Содержание   Пояснительная записка ……………………………………………………. 3   Содержание программы «Школа Этикета» 1 класс ………………………8   Тематическое планирование. 1 класс ……………………………………. 1...

Развитие речи - необходимое условие формирования коммуникативной компетентности младших школьников средствами урочной и внеурочной деятельности

Статья поможет учителям начальных классов правильно выстроить свою работу по подготовке учащихся к освоению коммуникативной компетентностью. Материал собирался в процессе обобщения опыта работы....

Формирование гражданственности и патриотизма у учеников начальной школы средствами урочной и внеурочной деятельности

Ученики начальной школы недостаточно знакомы с историей нашей страны, её традициями, моральными устоями нашего общества. Это может привести к искажению в их сознании понятия гражданственности и отсутс...

Духовно – нравственное воспитание младших школьников средствами урочной и внеурочной деятельности.

Духовно – нравственное воспитание младших школьников средствами урочной и внеурочной деятельности....

«Духовно- нравственное воспитание младших школьников средствами урочной и внеурочной деятельности»

В настоящее время вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из важных проблем современного общества. Перед общеобразовательной школой, семьёй ФГОС ставит  цель и задачи воспита...

«Духовно- нравственное воспитание младших школьников средствами урочной и внеурочной деятельности»

В настоящее время вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из важных проблем современного общества. Перед общеобразовательной школой, семьёй ФГОС ставит  цель и задачи воспита...