Сотрудничество и взаимодействие классных руководителей в школе.
материал по теме

Финиковская Валентина Евгеньевна

Доклад на городском семинаре

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОТРУДНИЧЕСТВО И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ В ШКОЛЕ

____________________________________________________________________

Финиковская Валентина Евгеньевна, председатель МО классных руководителей

         Методическое объединение в нашей школе функционирует с 200 года. Необходимость возникновения МО связана с задачами воспитательной системы в условиях современного общества. Жизнь меняется, а ребёнок, по словам Януша Корчака, всё тот же «мотылёк над пенным потоком жизни, как придать прочность крыльям, не снижая полёта, закалять, не утомляя?». Ответ один: искать и разрабатывать оптимальные условия для развития личности школьника, что и делаем вместе, сообща.

          Одним из основных документов, в нашей школе, является «Положение о методическом объединении классных руководителей». В котором сказано, что методическое объединение – это структурное подразделение внутришкольной системы управления воспитательным процессом, координирующее научно-методическую и организационную работу классных руководителей классов, в которых учатся и воспитываются учащиеся определённой возрастной группы.

           Основными задачами методического объединения классных руководителей являются:

  1. Повышение теоретического, научно-методического уровня подготовки классных руководителей по вопросам психологии и педагогики воспитательной работы.
  2. Обеспечение выполнения единых, принципиальных подходов к воспитанию обучающихся.
  3. Вооружение классных руководителей современными воспитательными технологиями и знанием современных форм и методов работы.
  4. Координирование планирования, организации и педагогического анализа воспитательных мероприятий в классных коллективах.
  5. Изучение, обобщение и использование на практике передового педагогического опыта работы классных руководителей.
  6. Содействие становлению и развитию системы воспитательной работы в классных коллективах.

В «Положении» обозначены следующие функции методического объединения классных руководителей:

  1. Организует коллективное планирование и коллективный анализ жизнедеятельности классных коллективов.
  2. Координирует воспитательную деятельность классных руководителей и организует их взаимодействие.
  3. Вырабатывает и регулярно координирует принципы воспитания учащихся.
  4. Организует изучение и освоение классными руководителями современных технологий воспитания, форм и методов воспитательной работы.
  5. Обсуждает социально-педагогические проблемы деятельности классных руководителей и творческих групп педагогов, материалы обобщения передового педагогического опыта классных руководителей, материалы аттестации классных руководителей.
  6. Оценивает работу членов объединения, ходатайствует перед администрацией школы о поощрении лучших классных руководителей.

МО классных руководителей ведёт следующую документацию:

  1. список членов методического объединения;
  2. аналитические материалы по итогам проведения мероприятий,

тематического административного контроля (копии справок, приказов);

  1. материалы «методической копилки классного руководителя»;
  2. протоколы заседаний методического объединения;
  3. годовой план работы методического объединения.

         Тематику заседаний МО планируем совместно с заместителем директора по воспитательной работе и классными руководителями. План работы обговаривается и утверждается на первом заседании. Тематика обусловлена требованиями самой жизни. Например, она заставляет по-новому переосмысливать некоторые традиционные вопросы семейного воспитания. На заседании методического объединения «Система работы с семьёй. Семейное воспитание в школе» Заместитель директора по воспитательной работе познакомила классных руководителей с планом работы с родителями по четвертям. За круглым столом обсудили письмо Министерства образования РФ «Об организации родительского всеобуча в общеобразовательных учреждениях». Я пополнила методическую копилку классных руководителей «Рекомендациями к плану работы родительского комитета»; материалами для родительских собраний: «Воспитание и родительское время», «Папы, мамы и школьные отметки», «Как помочь учиться», «Режим дня школьника». Опытом работы с родителями своих воспитанников поделились Корнеева Н. Ю., Костина Т. Л. Приняли положение о классном родительском комитете. Было решено:

- родительское собрание проводить одновременно во всех классах (по просьбе родителей учеников 41 км);

- с целью пропаганды здорового образа жизни детей организовать на общешкольных родительских собраниях лекции и консультации врача;

- постоянно задействовать родителей в проведении классных и общешкольных мероприятий.

          Результаты:

- участие родителей в общешкольных и классных мероприятиях: спортивная игра в 2-4 кл. «Папа, мама и я – спортивная семья», интеллектуальный марафон «И-го-го!» (3-4 кл.), семейный праздник «Дочки-матери» в 5-6 классах, сладкоежки;

- посещение уроков во время проведения недели «Открытых дверей»;

- активная работа общешкольного родительского комитета;

- помощь в подготовке смотра строя и песни «Верность воинству храним» и конкурса спортивного танца;

- активное посещение классных родительских собраний.

           Тема ещё одного из заседаний МО была обусловлена дискуссией о критериях оценки воспитанности школьников. Одни учителя считают главным послушание и исполнительность, вежливость и культуру поведения. Другие отдают предпочтение дисциплинированности, ответственному отношению к учению и общественной активности. Третьи пытаются дать оценку мировозрению и убеждениям своих воспитанников. Что принять за критерии, признаки и показатели воспитанности? Что изучать, как изучать и зачем изучать? Ответы искали вместе на заседании методического объединения «Диагностика уровня воспитанности и других личностных характеристик учащихся 1-11 классов». Было отмечено, что изучать личность -  значит, пытаться понять ребёнка, его интересы, его стремления, его характер, семейные условия, которые оказывают на него влияние, и многое другое. Изучать нужно в процессе практической деятельности, путём педагогического наблюдения, методом педагогической интуиции, специальными психолого-педагогическими методами. Изучать нужно с целью побуждения ребёнка к саморазвитию и самовоспитанию

            Классным руководителям были предложены диагностические программы изучения уровней воспитанности учащихся разных возрастных групп и сводные листы данных изучения уровня воспитанности, программы изучения ученического коллектива, программы изучения развития классного коллектива.

           Классные руководители провели диагностику и зафиксированные в сводных листах данные (средний % воспитанности по школе – 86) позволяют информационно обеспечить процесс воспитания и учесть их при выборе содержания, методов и форм работы.

           Воспитание патриотизма является приоритетным в основном направлении воспитательной деятельности. Поэтому неоднократно на заседаниях методического объединения поднимался вопрос о патриотическом воспитании. Классные руководители знакомились с документами Министерства образования РФ, участвовали в разработке «Программы патриотического воспитания» обучающихся нашей школы и т.д. Обсуждали организацию и проведение мероприятий:

- «Песни у костра»;

- «Россия – родина моя»;

- лекторий «Художники о Великой Отечественной войне»;

- акция «Чествуем пожилых людей»;

- экскурсии в музей войсковой части;

- акция «Мы – дети военных» и т.д.

            Наши дети любят свою семью, свою школу, посёлок, Кольский край и Родину. Они понимают, что в их руках будущее России.

           На основе работы методического объединения выработалась модель деятельности классного руководителя. Классное руководство – профессиональная деятельность педагога, направленная на воспитание ребёнка в классном ученическом коллективе. В своей деятельности классный руководитель руководствуется положениями Конвенции о правах ребёнка, законодательства Российской Федерации о правах ребёнка и их гарантиях, Закона РФ «Об образовании», нормами Устава образовательного учреждения и «Положения о классном руководителе».

            Каждый классный руководитель ведёт папку со следующей документацией:

- план воспитательной работы;

- карта-схема психолого-педагогической характеристики ученика (составляется на основе психолого-педагогических диагностик, медицинской карты, личных дел);

- сведения об участии учеников класса в классных, общешкольных делах, экскурсиях;

- сведения об участии в деятельности органов самоуправления, распределение постоянных и разовых поручений;

- конспекты, планы классных часов;

- тетрадь индивидуальной работы с учащимися, требующими особого подхода;

- работа с родительским комитетом, сообщения на классных родительских собраниях, протоколы родительских собраний;

- методическая копилка;

- летопись класса.

            Понимая значимость воспитательного процесса, на одном из заседаний мы решили, что каждый учитель, который является классным руководителем, будет работать не только над методической темой по учебной деятельности, но и изберёт тему самообразования по воспитательной работе. Работая над темой не менее трёх лет, классный руководитель проводит открытое мероприятие и готовит доклад. Доклад предполагает аргументацию выбора, научное обоснование темы, формы и методы работы по данной теме, знакомство с литературой и практическая направленность.

            Открытые мероприятия, заседания МО, семинары для классных руководителей, консультации и заседания заместителя директора по воспитательной работе способствуют сплочению педагогического коллектива. Классные руководители получают необходимые для работы программные, справочные, методические материалы. Подробные сценарии родительских и классных собраний, а также методика их составления и проведения помогают начинающим и опытным педагогам разнообразить и инновационно подойти к своей деятельности. Беседы за круглым столом позволяют высказаться каждому и услышать мнения других. Только во взаимодействии с учениками, родителями, администрацией, коллегами можно добиться определённых успехов в воспитании.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

взаимодействия классного руководителя с родителями в организации воспитательной работы учащихся начальной школы

в презинтации освещается взаимодействия классного руководителя с родителями в организации вопитательной работы учащихся начальной школы...

Взаимодействие классного руководителя, учащихся и родителей в организации воспитательной работы классного сообщества.

Взаимодействие классного руководителя , учащихся и родителей в организации воспитательной работы классного сообщества.   Начальная школа – это то звено школы, где большую роль игр...

Роль классного часав организации взаимодействия классных руководителей с обучающимися

Роль классного часа в организации взаимодействия классных руководителей с обучающимися....

«Взаимодействие классного руководителя с семьей как средство развития коммуникативной культуры учащихся начальной школы»

Совместная работа с семьей, организованная классным руководителем, позволяет реально влиять на качество семейного воспитания....

«Роль классного часа в организации взаимодействия классного руководителя и учащихся».

Данная статья будет полезна классным руководителямТема:«Роль классного часа в организации взаимодействия классного руководителя и учащихся»....

«Взаимодействие классного руководителя, школы и семьи в формировании и становлении личности младшего школьника»

Аннотация    Наиважнейшей задачей современного воспитания создать пространство общения  для включения  детей  в творчески развивающую жизнь. удовлетворение  л...