«Взаимодействие классного руководителя, школы и семьи в формировании и становлении личности младшего школьника»
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Обрезкова Ирина Геннадьевна

  Аннотация

    Наиважнейшей задачей современного воспитания создать пространство общения  для включения  детей  в творчески развивающую жизнь. удовлетворение  личностных  потребностей  постижение ценности  собственной личности, осознание своей роли в жизни семьи, окружающих людей, общества; превратить ребенка в сильную. яркую. творчески одаренную  личность, пробудить в нем любознательность к жизни через игровую деятельность. Главный ожидаемый результат воспитательной программы- организационное. полноценное . интересное развитиеидетского колеектива, преобладающее настроение в классе, сплоченность продуктивной деятельности. чувство гордости за свой класс. защищенность всех членов коллектива, удовлетворенность всех учащихся класса взаимоотношениями. процесом организации деятельности, развитие и становление внутреннего мира ребенка. Проект содержит теоретический и практический сатериал по развитию творческих способностей и может быть полезен к применению  в других общеобразовательных учреждениях

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема проекта: «Взаимодействие  классного руководителя, школы и семьи в формировании и становлении личности младшего школьника»

       

Задачи деятельности классного руководителя, школы и семьи

  • формирование и развитие коллектива класса;
  • создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
  • формирование здорового образа жизни;
  • организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
  • защита прав и интересов обучающихся;
  • организация системной работы с обучающимися в классе;
  • гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;
  • формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;
  • организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся.

Классный коллектив позволяет каждому самоутвердиться в новой роли для достижения общих успехов. Поэтому главная идея воспитания– создать пространство общения для включения детей в творчески развивающую жизнь, удовлетворение личностных потребностей и постижение ценности собственной личности, осознание своей роли в жизни семьи, окружающих людей, общества; превратить ребёнка в сильную, яркую, творчески одарённую личность; пробудить в нём любознательность к жизни через игровую деятельность.

   Представленные варианты моделей организации отдыха классного коллектива разнообразны. Они составлены по принципу сюжетно-ролевых игр, участвуя в которых дети погружаются совсем в другой мир – гармонии природы, солнца и воздуха, забывают о времени. Вот в этот момент и происходит волшебство и превращение ребенка – в творчески одаренную личность    

Конвенция ООН о правах ребёнка закрепляет право детей на игры. Игровая деятельность должна физически, эмоционально,  духовно развивать ребёнка, способствовать его развитию, демонстрировать образцы цивилизованного, т.е. созидательного, социального поведения.

         Игровая деятельность является основополагающей во всех программах. Ценность сюжетно-ролевой игры определяется тем, насколько в ребёнке она развивает такие качества, как настойчивость, смелость, умение ориентироваться в сложной ситуации, умение действовать в интересах коллектива, сообща добиваться победы, не разрушая позитивного отношения к действительности.

 Прогнозируемый результат:      

Главный ожидаемый результат воспитательной работы

– организованное, полноценное, интересное развитие детского коллектива, преобладающее настроение в классе, сплочённость продуктивной деятельности, чувство гордости за свой класс, защищенность всех членов коллектива, удовлетворенность всех учащихся класса взаимоотношениями, процессом организации деятельности, развитие и становление внутреннего мира ребёнка.

Показателями этого развития будут:

  • Укрепление физических и психических сил ребёнка.
  • Приобретение им новых навыков и умений в различных областях деятельности.
  • Умение участвовать в коллективно-творческой деятельности.
  •  Умение общаться с миром природы, друг с другом и взрослым.
  • Формирование общей культуры и новых ценностных ориентаций.
  • Раскрытие творческого потенциала ребёнка.
  • Знакомство с историческим наследием села.
  • Получение нового положительного жизненного опыта.

Основы воспитательной деятельности:

Признание ценностей детства, приоритетность прав, интересов, желаний детей в мире взрослых станет реальностью.

Ознакомление с мировой, отечественной, национальной культурой и историей.

Формирование творческой индивидуальности.

Гармоническое соотношение социальных и уникальных черт личности.

Принципы подхода к содержательной деятельности:

 Приоритет самореализации детей и подростков в жизнедеятельности коллектива.

Включенность детей в социально-значимые отношения через игровую деятельность.

Открытость для межличностного общения.

Проявление инициативы, самостоятельности, творчества.          

                                                           Литература

1  Венгер  А.Л.,  Цукерман Г.А.   Психологическое          

    обследование младших школьников. -М:Владос-Пресс, 2008.

   

2  Гин А. А.  Приемы  педагогической  техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность.

    Обратная связь. Идеальность: пособие для учителя.- М.:Вита-Пресс, 2009.

3  Дереклеева  Н.И. Родительские собрания 1-11 классы.-    М.:Вербум- М,2009

4  Дереклеева Н.И.  Научно-исследовательская деятельность      классного руководителя в школе - М.: Вербум-М, 2007.                                                                                                  

5  Решетников П.Е. Организация педагогической практики в начальных классах.-М.: Владос, 2011

   

6  Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе.-М.: Владос, 2011.


 7. Е.Л. Петренко,  Л. А. Мамонова  «Путешествуйте  с нами»  (из опыта работы) УИПКПРО Ульяновск  2004 г.

8.Интернет-ресурсы:

http://www.openworld.ru/school/m.cgi - Ежемесячный научно-методический журнал "Начальная школа". Архив этого журнала начинается с 1998 года. Для просмотра журнала на Вашем компьютере должна быть установлена программа Adobe Acrobat Reader. (Кстати, скачать эту бесплатную программу можно по адресу http://www.adobe.com/products/acrobat/readstep2.html) На этом же сайте Вы можете написать письмо в редакцию и принять участие в форуме.

 

http://nsc.1september.ru/ - Еженедельник издательского дома "Первое сентября" "Начальная школа". Его архив включает номера с 1997 года. Учитывая, что газета выходит каждую неделю, это огромный материал для учителей младших классов. Если Вы не можете найти эту газету в своей школе или в библиотеке, Интернет всегда поможет Вам.

 

http://suhin.narod.ru/zag1.htm - Загадки и кроссворды для детей. Избранные загадки и занимательные задания из книги И.Г. Сухина "Новые 500 загадок - 70 кроссвордов". Разделы книги: загадки-шутки в кроссвордах, занимательные задания в кроссвордах, литературные кроссворды, загадки в кроссвордах, русские народные загадки в кроссвордах, ответы. Книга предназначена для детей 5-12 лет, воспитателей детского сада, учителей, вожатых, библиотекарей, родителей.

 

http://suhin.narod.ru/log1.htm - Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат. Речевой материал для работы с детьми с недостатками произношения: пояснение методики, сборник упражнений и заданий. Занимательная математика и шахматы для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

 

http://psi.lib.ru/statyi/sbornik/umuch.htm - Психологические аспекты управления процессом усвоения знаний и способов деятельности учеников на уроке.

 

http://psi.lib.ru/detsad/stahan/semr.htm - Обеспечение школьной адаптации первоклассника. Физиологические и социально-психологические особенности привыкания ребенка к обучению в школе.

 

http://www.advise.ru/articles/80  - Советы родителям первоклассников.Жесткая ориентация на отличную учебу нередко заставляет ребенка думать, что учиться стоит не ради узнавания нового, а ради "пятерок", чтобы не огорчать папу с мамой. Рано или поздно такой ребенок может потерять всякий интерес к учебе.

 

http://www.education.rekom.ru/4_2000/aldoshina.htm - Клубная деятельность младших школьников. Cоциальные и методические аспекты работы с детьми 7-10 лет в досуговой деятельности.

 

http://www.edu.rin.ru/cgi-bin/article.pl?idp=1099 - Подготовка первоклассников: проблемы, советы, тесты и пр. Памятка родителям первоклассников.

 

http://www.voron.boxmail.biz - Детские сказки.. Авторская коллекция детских сказок в стихах, стихотворений, словарей, энциклопедий и пр.

 

 

http://www.ed.gov.ru - Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации.

http://www.rfh.ruРоссийский гуманитарный научный фонд

 http://www.int-edu.ru - Сайт Института Новых Технологий.

 http://www.rsl.ru - Российская государственная библиотека.

http://www.gnpbu.ruГосударственная научная педагогическая библиотека им. К. Д. Ушинского.

http://lib.ru - Библиотека Максима Мошкова.

http://www.pedlib.ru - Педагогическая библиотека.

http://dic.academic.ru  - Словари и энциклопедии on-line.

http://ditionary.fio.ru - Педагогический энциклопедический словарь.

http://www.km.ru - Портал компании «Кирилл и Мефодий»

http://vschool.km.ru - Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.

http://www.referat.ruСайт Московской коллекции рефератов.

http://www.maro.newmail.ruСайт Международной Ассоциации «Развивающее обучение» МАРО (система Эльконина-Давыдова)

 http://www.meeme.ru - Сайт Московского центра непрерывного математического образования.

http://www.kinder.ru - Интернет для детей. Каталог детских ресурсов.

http://www.ug.ru - Сайт «Учительской газеты».

http://www.cofe.ru/read-ka - Детский сказочный журнал «Почитай-ка».

http://www.cofe.ru/read-kas - Электронная версия журнала «Костер».

 http://skazochki.narod.ru - Сайт «Детский мир». Детские песни, мультфильмы, сказки, загадки и др.

 http://www.solnyshko.ee - Детский портал «Солнышко».

http://www.pspu.as.ru - Игротека математического кружка Е.А. Дышинского.

 http://vkids.km.ru - Сайт для детей и родителей «Virtual Kids».

http://www.freepuzzles.com - Сайт, содержащий математические головоломки.

 http://suhin.narod.ru - Сайт «Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат».

http://library.thinkguest.org - Сайт об оригами для детей и родителей.

 http://playroom.com.ru - Детская игровая, комната.

 http://historic.ru/cd/artyx.php - библиотека  по  искусству

 


   

         

                                     

                         

Авторский инновационный

образовательный проект на тему:

        

           

                 

«Взаимодействие  классного руководителя, школы и семьи в формировании и становлении личности младшего школьника»

                                                        Обрезкова Ирина Геннадьевна

учитель начальных классов,

высшая квалификационная  категория

МОУ Игнатовская средняя общеобразовательная школа

                                   Майнский район,

                                              Ульяновская область.

Проблемная тема:

    «Взаимодействие  классного руководителя, школы и семьи в формировании и становлении личности младшего школьника»


                                                «Игра – это имитация жизни,

это очень серьёзная деятельность,

 которая позволяет ребёнку

 самоутвердиться, самореализоваться»

/М.И. Рожков, И.И. Фришман/

                                       

                                    Введение

  Любому человеку, оказавшемуся в бушующем море, дремучем лесу, в бескрайней пустыне всегда понадобится компас, если он хочет выбрать правильный путь и не сбиться с пути. Так и ребёнку в наше сложное время требуется компас для правильного пути, для выбора между добром (развитие личности) и злом (наркомания, алкоголизм). В нашем случае компасом может быть классный коллектив со своей неповторимой жизнью, яркими, запоминающимися мероприятиями, праздниками, со своим соревновательным стимулом стать лучше, умнее, здоровее. Классный коллектив позволяет каждому самоутвердиться в новой роли для достижения общих успехов. Поэтому главная идея воспитания– создать пространство общения для включения детей в творчески развивающую жизнь, удовлетворение личностных потребностей и постижение ценности собственной личности, осознание своей роли в жизни семьи, окружающих людей, общества; превратить ребёнка в сильную, яркую, творчески одарённую личность; пробудить в нём любознательность к жизни через игровую деятельность.

   Представленные варианты моделей организации  классного коллектива разнообразны. Они составлены по принципу сюжетно-ролевых игр, участвуя в которых дети погружаются совсем в другой мир – гармонии природы, солнца и воздуха, забывают о времени. Вот в этот момент и происходит волшебство и превращение ребенка – в творчески одарённую личность.

               

Прогнозируемый результат

            Главный ожидаемый результат воспитательной программы – организованное, полноценное, интересное развитие детского коллектива, преобладающее настроение в классе, сплочённость продуктивной деятельности, чувство гордости за свой класс, защищенность всех членов коллектива, удовлетворенность всех учащихся класса взаимоотношениями, процессом организации деятельности, развитие и становление внутреннего мира ребёнка.

Показателями этого развития будут:

  • Укрепление физических и психических сил ребёнка.
  • Приобретение им новых навыков и умений в различных областях деятельности.
  • Умение участвовать в коллективно-творческой деятельности.
  • Умение общаться с миром природы, друг с другом и взрослым.
  • Формирование общей культуры и новых ценностных ориентаций.
  • Раскрытие творческого потенциала ребёнка.
  • Знакомство с историческим наследием села.
  • Получение нового положительного жизненного опыта.

Обоснование актуальности

          Конвенция ООН о правах ребёнка закрепляет право детей на игры. Игровая деятельность должна физически, эмоционально,  духовно развивать ребёнка, способствовать его развитию, демонстрировать образцы цивилизованного, т.е. созидательного, социального поведения.

         Игровая деятельность является основополагающей во всех программах. Ценность сюжетно-ролевой игры определяется тем, насколько в ребёнке она развивает такие качества, как настойчивость, смелость, умение ориентироваться в сложной ситуации, умение действовать в интересах коллектива, сообща добиваться победы, не разрушая позитивного отношения к действительности.

        Сюжетно-ролевая  - реальная жизнь в предлагаемых обстоятельствах, и в этой жизни принимают участие все. В такой игре создается ситуация выбора, ведь ребёнок выбирает не только направление своего участия в игре, но и способ достижения цели: или он идёт к цели один или со своим другом, или с классом. Сюжетно-ролевые игры представляют собой исполнение детьми какого-либо сюжета. Эти игры проходят без зрителей, все – участники!

       Важнейшая функция игры – организаторская. Она даёт возможность многогранного раскрытия личности, развития её способностей, сплочения детей на основе общих замыслов и интересов.

Такая игра должна:

-содействовать сплочению коллектива;

-иметь познавательное значение;

-активизировать общественную деятельность детей;

-обеспечивать мыслительную активность участников игры;

-создавать условия для детского творчества;

-проходить по принципу: «меньше зрителей – больше участников».

                   

Основы воспитательной деятельности

-Признание ценностей детства, приоритетность прав, интересов, желаний детей в мире взрослых станет реальностью.

-Ознакомление с мировой, отечественной, национальной культурой и историей.

-Формирование творческой индивидуальности.

-Гармоническое соотношение социальных и уникальных черт личности.

               

             

               Цели и задачи деятельности классного руководителя

Цель деятельности классного руководителя- создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

Задачи деятельности классного руководителя:

  • формирование и развитие коллектива класса;
  • создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
  • формирование здорового образа жизни;
  • организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
  • защита прав и интересов обучающихся;
  • организация системной работы с обучающимися в классе;
  • гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;
  • формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;
  • организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся.

Функции классного руководителя

    Деятельность классного руководителя – целенаправленный, системный, планированный процесс, строящийся на основе устава общеобразовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений.

    Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководителю надо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.

   Классному руководителю в своей деятельности необходимо учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни.

 

Функции:

1.Организационно-координирующие:

  • обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей;
  • установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования);
  • проведение консультаций, бесед с родителями (иными законными представителями) обучающихся;
  • взаимодействие с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;

  • организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
  •  организация воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;

  • стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;
  • взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом;
  • ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).

2.Коммуникативные:

  • регулирование межличностных отношений между обучающимися;
  • установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;
  • содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;
  • оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.

3.Аналитико-прогностические:

  • изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;
  • определение состояния и перспектив развития коллектива класса.

4.Контрольные:

  • контроль за успеваемостью каждого обучающегося;
  • контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.

Формы работы классного руководителя

           

             В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает формы работы с обучающимися:

  • индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);
  • групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.);
  • коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования);

                 При выборе форм работы с обучающимися целесообразно руководствоваться  следующим:

  • определять содержание и основные виды деятельности в соответствии с задачами, стоящими перед общеобразовательным учреждением;
  • учитывать принципы организации образовательного процесса, возможности, интересы и потребности обучающихся, внешние условия;
  • обеспечивать целостность содержания, форм и методов социально-значимой, творческой деятельности обучающихся класса.

             

                 

            Взаимодействие классного руководителя и семьи

     

  Суть взаимодействия классного руководителя и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств.

  Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности.

   Такое взаимодействие предполагает единство требований к ребенку и организацию совместной деятельности, изучение ребенка в семье и в школе с помощью специальных методик и составления программ развития.

   Характер взаимодействия педагогов с семьей должен быть дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковое, надо ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания.

   Основными формами работы с семьей являются групповые и индивидуальные.

К индивидуальным формам можно отнести беседы с родителями по вопросам воспитания ребенка, консультации, посещение семьи.

   Классному руководителю необходимо помнить, что к любой беседе, консультации (если они заранее обговорены и спланированы) нужно готовиться.

   Посещение семьи, как форма работы с родителями на сегодня в педагогике спорная. С одной стороны, классный руководитель лучше узнает условия, в которых живет ребенок, и значит, сможет по возможности влиять на их улучшение. А с другой стороны, эту форму работы можно рассматривать как вторжение в личную жизнь семьи, что ведет к осложнению взаимоотношений педагога с семьей.

   Такая  форма может использоваться в зависимости от условий, особенностей и специфики ситуации. Если в своей практике классный руководитель /воспитатель использует эту форму работы с семьей, желательно соблюдать следующие условия:

  • Не приходить в семью без предупреждения!
  • Не планировать свой визит более чем на 5-10 минут (чтобы не быть обременительным)!
  • Не вести беседу стоя, у входа, в верхней одежде (родители могут растеряться, придите им на помощь: «Разрешите раздеться, где у вас можно присесть и поговорить»)!
  • Нельзя вести беседу в агрессивном тоне!
  • Не поучайте родителей, а советуйте!
  • Желательно вести беседу при ребенке, выбрав щадящую для него форму и содержание (если беседа проходит без ребенка, то зачастую родители, пересказывая беседу, с умыслом искажают ее в свою пользу)!

          Групповые формы. Наиболее эффективными в последнее время становятся родительские собрания, которые претерпели изменения в структуре и содержании. Существенное значение для взаимодействия имеет стиль общения педагогов на родительских собраниях. Монолог учителя на собрании должен звучать реже, чем диалог с родителями, в процессе которого происходит взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск решения возникающих проблем.

   

 К групповым формам работы с семьей можно отнести и психолого-педагогическое просвещение, которое предполагает их активное, творческое участие в обсуждении вопросов, занятий, определении тематики лектория.

    Активными формами взаимодействия могут быть конференции по обмену опытом семейного воспитания; вечера вопросов и ответов; диспуты; встречи с учителями, администрацией, специалистами (медиками, психологами, юристами).

    Классный руководитель привлекает родителей к управлению работой школы и к организации деятельности классов, что предполагает:

  • обсуждение и решение родителями проблем воспитания детей, жизни школы;
  • участие родителей в организации воспитательной работы, помощь в подготовке праздников, различных дел, в организации экскурсий, выходов в театр, музеи;
  • помощь в оформлении;
  • ремонт кабинета;
  • ведение кружков;
  • создание органов самоуправления (родительский комитет, советы дел, проблемные группы).

     Содержание и формы взаимодействия определяются в процессе планирования совместной деятельности родителей и детей в начале учебного года. Одна из главных задач классного руководителя – способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребенка в семье, формированию навыков их совместной деятельности и общения.

    С этой целью целесообразно проводить в школе «Праздник семьи», конкурс «Семья года», соревнования с участием бабушек и внучек, мам и дочерей, отцов и сыновей, праздник близнецов, выставки семейных творческих работ. Можно проводить совместные встречи, где рассказывают о своих семейных традициях, увлечениях, родословной своей семьи.

    Классный руководитель стимулирует создание семейных клубов, привлекает родителей к организации кружков и других объединений по интересам. Педагогу важно создавать ситуации для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям. Этому могут способствовать:

  • поздравления с праздником, днем рождения (подарки, сюрпризы);
  • сочинения, тематика которых связана с рассказом о своих близких;
  • рассказы о профессиях своих родителей;
  • творческие встречи с родителями, посвященные их увлечениями;
  • организация выставок результатов труда родителей.

   Классный руководитель должен познакомить родителей с правовыми основами семейного воспитания детей: Конституция страны, законодательными документами о браке, семье, правах ребенка и защита детства. Важное место среди документов занимает Международная Конвенция ООН о правах ребенка, принятая в 1989 году.

                 

                 

                   

                         

  Инновационная деятельность учителя

«Воспитание познавательной активности через личностно-ориентированный подход в воспитательном процессе»

      Одним из направлений развития современной школы является отказ от дисциплинарной модели воспитания и переход к личностно-ориентированной модели. Таким образом, учителю придётся решать проблему оказания помощи каждому ребёнку в организации его личной самостоятельной деятельности как в урочное, так и во внеурочное время. А это предполагает, что учитель займёт позицию координатора детской деятельности.

    «Самостоятельность нужна ребёнку, чтобы познать самого себя, испытать свои силы, развить свои способности». Действительно, суть самостоятельности следует искать в семантике слов – «сам делаю, собственно моя деятельность». Значит, самодеятельность есть деятельность по собственному почину, личной инициативе, а это предполагает самовыражение личности, является средством её самореализации.

     Наиболее благоприятным периодом формирования готовности ребёнка к самодеятельности является возраст 6-10 лет. Этот возраст содержит большие потенциальные возможности для полноценного разностороннего развития. И в силу присущих ему психологических новообразований, особенностей социального развития является сенситивным для развития самодеятельности. Эффективность развития самодеятельности у детей этого возраста обеспечивается личностно-ориентированным взаимодействием педагогов и родителей с младшими школьниками на основе индивидуального подхода.

     При этом необходимыми условиями выступают: учёт индивидуального

своеобразия и возможностей ребёнка; безоценочное восприятие маленького человека; актуализация потребности младшего школьника в игре; подбор и разнообразие видов деятельности, занятий и увлечений для испытания им своих возможностей; стимулирование творческого самовыражения ребёнка; обеспечение сочетания обязательных и свободно избираемых ребёнком видов занятий; содействие осознанию маленьким школьником своего «Я» среди других значимых в процессе коллективной либо индивидуальной

деятельности; система согласованных требований и ожиданий от ребёнка со стороны семьи и школы.

     Данные условия определяют методику работы педагога по воспитанию младших школьников и развитию их самодеятельности. Этапы работы следующие:

-изучение детских интересов, возможностей и первичных потребностей;

-постановка каждого ребёнка в позицию творческого субъекта жизни    классного коллектива и социальной среды, в которой он живёт;

-включение детей в игровую деятельность с целью реализации и испытания ими своих возможностей;

-расширение межличностного общения;

-предоставление ребёнку возможности активной самостоятельной деятельности; преобразования и усложнения этой деятельности.

     Решено создать в классе свою таинственную страну, невидимую для взрослых. Она будет существовать только в детском воображении, а населять её будут весёлые человечки. Но для этого необходимо было решить, где будут жить, и что будут делать жители этой незримой страны. И вот что у нас получилось:

Дюймовочка: «Пусть она живет на цветах и ухаживает за ними, рассказывает нам рассказы, сказки, стихи о растениях, поёт песенки, показывает картинки и рисунки  о животных и растениях». (Чуть позже она стала оказывать помощь «зелёному патрулю» и наблюдать за погодой, заполняя «Календарь природы и труда людей».)

Буратино: «Он продал красивую «Азбуку», потому что хотел посмотреть кукольный театр. Чтобы он больше не огорчал папу Карло, пусть живёт на наших партах или в наших портфелях и следит, чтобы мы не забывали доставать учебники, ручки и всё другое; он всегда хотел быть учителем, так пусть же иногда им будет и на какой-нибудь урок пусть принесёт интересное».

Чиполлино: «Это борец за справедливость, он всегда должен быть среди нас и разбирать наши споры, пусть он нас примеряет, не даёт нам драться. Только давайте запретим ему при этом ругаться, толкаться, щипаться и кричать, пусть лучше следит за всякими правилами (правилами общения, честной игры – принимались ещё при знакомстве)».

Гурвинек: «Журналист, экскурсовод, рассказчик «В мире интересного».

(Чуть позже – главный читальщик: организатор читальных перемен).

Весёлый карандаш: «Организатор рисовальных перемен, первый помощник учителя на уроках по изобразительному искусству, сам рисует, приносит в класс и всем показывает рисунки, является экскурсоводом по нашим выставкам».

Самоделкин: «Делает разные поделки, всегда что-нибудь мастерит, приносит в класс поделки и рассказывает, как их сделать; он первый помощник учителя на уроках труда; организатор мелкого ремонта игрушек, книг, классной и школьной мебели, а также экскурсовод по выставкам наших поделок».

Петрушка: «Весельчак, организатор спортивных, танцевальных и игровых перемен, помощник учителя в организации «желанной» перемены». (На этой перемене каждый ребёнок находит себе дело по интересу, а учитель исполняет – очно или заочно – заветные желания детей.) «Он песенник, пусть придумывает новые физкульминутки, новые игры, активный участник на всех праздниках».

Незнайка: Вот тут возникли сложности: некоторые дети не захотели, чтобы он жил в классе, считая, что он плохой, но всё-таки… «Он выдумщик, мечтатель, рассказчик небылиц, стихов и сказок, придумщик сюрпризов».

         На празднике-чаепитии по случаю «новоселья» детям была предложена игра на целую неделю «Я – весёлый человек!» Каждый ребёнок мог быть кем хочет и исполнять обязанности любого человека. Таким образом, нам хотелось узнать устойчивость интереса к тем или иным видам деятельности. Причём каждый ученик мог менять свою роль даже в течение одного дня.

       

 Каждый месяц в классе проходил «Турнир вежливых»; успехом пользовался «Аукцион загадок, пословиц и поговорок» (на уроках труда и дома дети готовили поделки, которые потом разыгрывали на аукционе. Выигрывал их тот, кто больше называл загадок, пословиц и поговорок). Конкурс «Вырасти свой цветок!» дал возможность в конце года устроить выставку комнатных растений, выращенных детьми, причём «свой» цветок необходимо было представить как живое существо. Для желающих был организован театр мод (кукольная одежда); на «Фабрике Деде Мороза» шло изготовление новогодних костюмов и ёлочных игрушек, «Сказки из бабушкиного сундучка» чаще всего рассказывали сами бабушки. Кто-то из родителей предложил организовать перемены «Папа с мамой тоже первоклассники». На этих переменах разучивались игры и любимые песни пап и мам, когда они были маленькими; познакомились с любимыми книжками, мультиками и уроками пап и мам. В духе времени было предложено составлять гороскоп класса. Некоторое время родители проводили читальные перемены «Читалочка», где дети делали заявки и определяли тематику чтения.

       Таким образом, и родители не остались в стороне от нашей игры. На одном из родительских собраний они предложили организовать «Родительский калейдоскоп», что вменяло в обязанность каждому родителю два раза в год прийти в класс (на перемене либо после уроков) и провести занятие по привитию детям элементарных практических навыков самообслуживания: пришить пуговицу, подклеить книгу, познакомить со слесарными инструментами и пр.

      Результат нашей работы обнадёживает. Не только у детей, но и у некоторых из родителей появилось желание заняться самостоятельной творческой деятельностью. В коллективе детей и их родителей сложились дружеские отношения, школьники научились быть деятельными, активными на уроках, переменах и во время проведения праздников и утренников. Почти все стали организаторами не только своей личной деятельности, но и деятельности других школьников, конечно, в меру своих возможностей. У учащихся возрос интерес к учению, к школе. Все дети привыкли выполнять общественные поручения, стали легко организуемы. А к концу учебного года каждый ребёнок стал чем-то и в чём-то интересен, привлекателен, значим и даже «знаменит» независимо от своих способностей к учению.                

Принципы подхода к содержательной деятельности

-Приоритет самореализации детей и подростков в жизнедеятельности временного разновозрастного коллектива.

-Включенность детей в социально-значимые отношения через игровую деятельность.

-Открытость для межличностного общения.            

                               

                        Дифференцированный подход

Совокупность

возрастной                     индивидуальный          половой

подход                             подход                             подход (мальчики, девочки)

1.Изучение и оценка возможностей ребёнка.

2.Сопоставление полученных результатов с требованиями к конкретной возрастной категории.

3.Отбор содержания.

4.Формы и методы.

5.Компенсация недостающих моментов, стимулирующих развитие личности.

6.Разработка программы роста.

7.Проявление инициативы, самостоятельности, творчества.

8.Игра:

-познавательная;

-физическая;

-мыслительная;

-ролевая;

-творческая;

-развивающая;

-коллективно-творческая деятельность.

           

            Модель развития детских коллективных дел

Составление коллективно-творческих дел в класса

Этапы программы

Педагогическая деятельность

Цели и задачи

  • Создание условий…
  • Ознакомление…
  • Развитие…
  • Оздоровление…
  • Формирование…
  • Овладение навыками…
  • Создание системы…
  • ……………………..

Содержание /направление деятельности

  • Досуговое
  • Познавательное
  • Спортивное
  • Трудовое
  • Экологическое
  • Художественно-эстетическое
  • Военно-патриотическое
  • ……………………

Механизм реализации /

Средства

  • Режим
  • Самоуправление
  • Игра
  • Труд
  • Стимулы
  • Кружки и секции
  • Традиции и ритуалы
  • Самообслуживание
  • Стиль отношений
  • Педагогический отряд
  • Пример
  • Диагностика
  • Анализ и рефлексия
  • Материально-техническая база
  • Природные условия
  • …………………..

Результат

  • Повышение самооценки
  • Приобретение знаний, умений, навыков
  • Изменение отношений
  • Появление традиций
  • Изменение ценностей ориентаций
  • Благоприятный психологический климат
  • Изменение статуса
  • …………………

Последствие

  • Корректировка целей и задач
  • Постановка новых задач
  • Анализ, рефлексия
  • Отбор средств и выбор стратегии
  • ………………..

               

Схема работы воспитательной системы

-Основная идея – включение всех детей в проводимые дела, игры, конкурсы, состязания, соревнования и т.д.

-Изменение позиции ребёнка от простого зрителя до участника и организатора игры.

«Светлячки»

1 класс – путешествуют на паровозике

«Капельки»

Приобретают специальности: «Цветовод», «Санитар», «Физорг».

2 класс – путешествует на ракете

«Ручейки»

Приобретают специальности: «Затейники», «Юные предсказатели погоды», «Знатоки природы».

3 класс – путешествует на корабле  «Подсолнухи»

Приобретают специальности: «Библиотекарь», «Географ». «Природный патруль».

4 класс – путешествует на машине времени   «Солнышки»

Приобретают специальности: «Краевед», «Менеджер», «Художник», «Дел дорожных мастер».

       Все игры построены на вчерашнем, сегодняшнем и завтрашних днях, они дают человеческие качества, как способность сотрудничать с другими, сочувствие и другим  и творческие возможности, которые являются жизненно-необходимыми, игра не может утратить своей актуальности, ведь она учит преодолевать конфликты и разумно проводить досуг.

      Они помогут задуматься над тем, как помочь ребёнку сформировать свой внутренний мир. В этом смысле они уникальны в классном коллективе, где есть неравнодушные взрослые, которых волнуют вопросы добра и зла не только «сегодняшнего дня» но и дня будущего.

                 

           

Инновационные проекты родительских собраний.

Анкеты. Тесты. Опросы.

     В начальной школе ребенок приспосабливается к общению с одним учителем, на средней ступени обучения он вступает в контакт с большим количеством взрослых. Ученик иногда боится лишний раз спросить учителя, скрывает, что у него есть вопросы. В результате успеваемость падает.

     Развитие ума, способность самостоятельно мыслить формируется и совершенствуется в ходе индивидуального освоения умственной культуры. Один из способов ее освоения – добросовестное выполнение домашних заданий.

    Назначение домашнего задания:

-овладение навыками учебного труда;

-формирование умения работать с дополнительной литературой;

-воспитание ответственности, самостоятельности.

Обсуждение в группах результатов анкетирования родителей, учителей и школьников (само анкетирование проводится накануне родительского собрания).

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

  1. Сколько времени тратит Ваш ребенок на выполнение домашних заданий?
  2. На какие предметы больше всего затрачивает времени?
  3. Помогаете ли Вы ему? По каким предметам?
  4. Объективно ли выставляются оценки за домашнюю работу?
  5. Всегда ли записано домашнее задание? Если не записано, чем ребенок это аргументирует?
  6. Объективно ли, по мнению ребенка, учитель комментирует оценку?

АНКЕТА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

  1. Всегда ли Вы задаете по своему предмету задания на дом?
  2. Учитываете ли возраст и возможности обучающихся?
  3. Назовите обучающихся, которые хорошо выполняют задания по вашему предмету.
  4. Назовите обучающихся, которые плохо выполняют или не выполняют задания вообще.
  5. Выясняете ли Вы причину невыполнения заданий?
  6. Комментируете ли оценки за выполнение домашних заданий?
  7. Как поощряете обучающихся за выполненное домашнее задание?
  8. Дайте рекомендацию родителям по теме предстоящего собрания.

АНКЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

  1. Сколько времени ты выполняешь домашние задания?
  2. На какие предметы больше тратишь времени? Почему?
  3. Выполняешь ли сам(а) или с помощью взрослых?
  4. Проверяют ли работу взрослые?
  5. Доволен(а) ли ты всегда оценкой за домашнюю работу?

  1. С каким настроением выполняешь задания дома?
  2. Успеваешь ли записывать задания на уроках?
  3. Списываешь часто?
  4. Если не выполнишь, что скажешь учителю?

Вопрос для обсуждения: какие рекомендации вы бы дали родителям, педагогам и школьникам по проблеме домашних заданий и их выполнений?

Работа в группах с памятками для родителей и школьников

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

  1. Формируйте положительную мотивацию выполнения домашнего задания.
  2. Поощряйте за хорошо выполненное задание, хвалите, радуйтесь результатам, если ребенок получил хорошую оценку.
  3. Помогайте ребенку, если это ему необходимо.
  4. Не выполняйте за ребенка задания.
  5. Используйте дополнительную литературу.
  6. Консультируйтесь с учителями-предметниками, если ребенок испытывает затруднения.

Вопросы для обсуждения:

-Всегда ли вы следуете этим рекомендациям? Почему?

-Что вы здесь считаете излишним?

-Что бы вы добавили к этой памятке?

ПАМЯТКА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

  1. Слушать учителя внимательно и отвечать на заданные вопросы.
  2. Задавать вопросы, если непонятно.
  3. Записывать задания по каждому предмету.
  4. Использовать дополнительную литературу.
  5. Выяснять значение непонятных слов и выражений.
  6. Находить нужную информацию в Интернете.
  7. Трудовые темы повторять в тот же день.
  8. Обращаться к взрослым за помощью, если возникли затруднения.
  9. Необходимо делать перерывы.
  10. Выучить правила, материал понять и запомнить.
  11. Сочинения и доклады готовить заранее, а не в последний день.
  12. Составлять план ответа.

Вопросы для обсуждения:

-Всегда ли ваши дети следуют этим рекомендациям? Почему?

-Что вы здесь считаете излишним? Что – спорным? Почему?

-Что бы вы добавили к этой памятке?

 

Следующий вид анкет позволяет изучить взаимоотношения «ребенок-родитель».

АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Допустимые ответы: «да», «нет», «иногда», «отчасти».

  1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с родителями?
  2. Говорят ли с вами ваши родители по душам, советуются ли с вами по своим личным делам?
  3. Интересуются ли родители вашей учебой, проблемами по отдельным предметам, проблемами с учителями и одноклассниками?
  4. Знают ли родители ваших друзей?
  5. Участвуете ли вы в хозяйственных делах вместе с родителями?
  6. Проверяют ли постоянно ваши родители, как вы готовите уроки?
  7. Есть ли у вас и ваших родителей общие занятия, увлечения?
  8. Участвуете ли вы в подготовке семейных праздников?
  9. Хотите ли вы всегда проводить свои праздники без взрослых?
  10. Обсуждаете ли вы с родителями прочитанные книги, газеты?
  11. А телевизионные передачи, фильмы?
  12. Бываете ли вы вместе с родителями в кино, театре, музее?
  13. Бываете ли вместе с родителями на прогулках, в походах?
  14. Нравится ли вам проводить вместе с родителями отпуск? Учитель подсчитывает результаты и их записывает. За каждое «да» - 2 балла, «отчасти, иногда» - 1 балл, «нет» - 0 баллов.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Допустимые ответы: «да», «нет», «иногда», «отчасти».

  1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?
  2. Говорят ли с вами дети по душам, советуются ли «по личным делам»?
  3. Интересуются ли они вашей работой?
  4. Знаете ли вы друзей ваших детей?
  5. Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных заботах?
  6. Проверяете ли вы, как они учат уроки?
  7. Есть ли у вас с ними общие занятия и увлечения?
  8. Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?
  9. На «детских праздниках» - предпочитают ли ребята, чтобы вы были с ними, или хотят проводить их «без взрослых»?
  10. Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги, газеты, журналы?
  11. А телевизионные передачи и фильмы?
  12. Бываете ли вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах?
  13. Участвуете ли вместе с детьми в прогулках, туристических походах?
  14. Предпочитаете ли проводить отпуск вместе с ними или нет?

За каждое «да» - 2 балла, «отчасти, иногда» - 1 балл, «нет» - 0 баллов.  

Более 20 баллов: Ваши отношения с детьми можно считать благополучными.

От 10 до 20 баллов: Отношения оцениваются как удовлетворительные и достаточно многосторонние.

Менее 10 баллов: Контакты с детьми явно недостаточные, необходимо принимать срочные меры для их улучшения.

    Родители сопоставляют свои результаты с результатами детей и общей интерпретацией. Можно поинтересоваться, ожидали ли они подобных данных?

    Если учитель видит заинтересованность родителей, он может предложить им оценить себя как родителя в следующих тестах.

ТЕСТ №1 ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «Какой вы родитель?»

Отметьте те фразы, которые вы часто используете в своей семье.

  1. Сколько раз тебе повторять!
  2. Посоветуйте мне, пожалуйста.
  3. Не знаю, чтобы я без тебя делал(а).
  4. И в кого ты только такой(я) уродился(ась)!
  5. Какие у тебя занимательные друзья!
  6. Ну на кого ж ты похож(а)!
  7. Вот я в твое время!
  8. Ты моя опора и помощник(ца)!
  9. Ну что за друзья у тебя!
  10. О чем ты только думаешь!
  11. Какая ты у меня умница!
  12. А ты как считаешь, сынок (доченька)?
  13. У всех дети как дети, а ты?
  14. Какой(ая) ты у меня сообразительный(ая)!

  Оцените результаты, поставив себе 2 балла за ответы в №1,4,6,7,9,10,13 и 1 балл за все остальные ответы.

7-8 баллов: Живете душа в душу, ребенок любит и уважает вас.

9-10 баллов: Вы непоследовательны в общении, ребенок вас уважает, но не всегда откровенен.

11-12 баллов: Необходимо быть ребенку внимательнее, авторитет не заменяет любви.

13-14 баллов: Идете по неверному пути. Существует недоверие между вами и ребенком. Уделяйте ему больше времени.

ТЕСТ №1 ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «Хорошо ли я занимаюсь воспитанием своего ребенка?»

  1. Сколько новых учебных предметов у вашего ребенка добавилось в этом учебном году?

а) 4; б) 3; в) 2.

  1. Знаете ли вы всех преподавателей, работающих в классе, где учится ваш ребенок?

а) знаю всех; б) знаю половину; в) знаю лишь некоторых.

  1. Сколько раз вы просматриваете тетради (учебники) ребенка ради интереса?

а) постоянно, б) 1-2 раза в четверть, в) ни разу.

  1. Если вы обнаружили, что ребенок испытывает трудности по одному или нескольким предметам, и не способны помочь, что вы будете делать?

а) обращусь за помощью к учителю, б) пойду к завучу, в) заставлю ребенка более серьезно учить предмет.

  1. Знаете ли вы интересы (увлечения) своего ребенка?

а) да знаю, б) частично, в) догадываюсь, но точно не знаю.

  1. Знаете ли вы, где и с кем ребенок проводит свое свободное время?

а) да, б) иногда, в) нет, но догадываюсь.

   Подсчитайте количество высказываний а, б, в.

Если лидирует ответ а: Вы знаете, что ребенок нуждается в вашей помощи, и оказывайте эту помощь своевременно.

Если лидирует ответ б: Вас волнуют проблемы, но неурядицы с учебой могут привести к дестабилизации всей остальной деятельности ребенка.

Если лидирует ответ в: Вы и другие члены вашей семьи должны помочь ребенку.

             

               

             

Система коллективно-творческих дел

  Система может включать самые разнообразные направления деятельности и формы работы. Основные дела коллектива могут готовиться советом дела, следующим способом:

Этапы организации коллективно-творческих дел

1.Коллективное целополагание. Определение темы, цели, задач предстоящей деятельности; выработка убеждения в общественной значимости и необходимости предстоящего дела; увлечение всех общественной деятельностью.

2.Коллективное планирование. Обсуждение различных предложений, вариантов плана («Мозговой штурм»), определение оптимального для данных условий варианта, подбор материала, выбор совета дела.

Совет дела – распределяет задание, контролирует их выполнение.

Планирование включает вопросы:

-Что делаем?

-Для кого?

-Когда делаем?

-Где?

-Кто участвует?

-Кто организует?

-Кому доверить руководство делом?

     3.Коллективная подготовка. Определяются творческие группы, которые  

     отвечают за тот или иной аспект дела.

Например:

  • оформительская группа (разработка эскизов оформления, рекламы; изготовление макетов)
  • пресс лагерь (объявления, реклама, стенгазета по итогам дела, сценический опрос по ходу дела, сбор и т.д.)
  • группа эмоционального настроя (оформления, развлекательные заставки, шутки, сюрпризы, приятные неожиданности и т.д.)
  • группа организаторов (начинают дело, направляют его ход и развитие, ведут, отвечают за всё), в зависимости от формы и характера дела – этих групп может быть очень много. Важно, чтобы каждый член коллектива чувствовал себя участником дела.

4.Проведение дела. Содержание и методика его проведения зависят от соответствующих ему целей, задач, формы. Дело проводится эмоционально, ярко, с выдумкой, с участием каждого ребёнка в любой роли.

5.Подведение итогов. Коллективный анализ:

-Что удалось?

-Что получилось/ не получилось?

-Почему?

-Чему научились?

-Что учесть в будущем?

Коммуникативное взаимодействиеAMUSEPRK

Цель: Формирование культуры межвозрастного общения и взаимодействия, формирование умения слушать, грамотно выражать свои мысли, формирование мотивации ребёнка на саморазвитие, развитие толерантности и т.д.

Формы работы:

  • огонек (анализ дня или дела, тематический, огонек знакомств, прощальный огонек)
  • встреча (поколений, с героем нашего времени, с интересным человеком и т.д.)
  • беседа
  • диспут
  • дискуссия
  • ток-шоу

  • пресс-конференция
  • круглый стол (обмен мнениями, опытом)
  • аукцион идей

Игровая деятельность                               BOYBIKE

Цель: Развитие различных способностей ребёнка, проба ребёнком разных ролевых позиций.

Формы работы:

  • собственно детские игры всех видов
  • игровые праздники
  • игровой фольклор
  • театральные игровые действа
  • игровые тренинги и упражнения
  • игровая диагностика
  • соревнования, состязания
  • конкурсы, эстафеты
  • игровые обряды и обычаи
  • розыгрыши, сюрпризы
  • карнавалы, маскарады
  • игровые аукционы

Познавательная деятельность                    BANKER   

Цель: Расширение кругозора; формирование познавательного интереса; развитие логики, мышления.

Формы работы:

  • экскурсия
  • вечер разгаданных и неразгаданных тайн
  • игровые телевизионные модели («Что? Где? Когда?» и т.п.)
  • игровые модели на основе настольных игр («Крестики-нолики»)
  • викторины
  • ТРИЗы
  • час почемучек
  • обзор книжных новинок
  • университет таинственных явлений
  • съезд мечтателей
  • экспедиция за играми, поговорками, обрядами, …
  • вечер весёлых задач
  • конкурс кроссвордов

Предметно-практическая деятельность               BARBQUE   

Цель: Развитие творческих способностей, формирование умений и навыков создавать что-либо своими руками, развитие эстетического вкуса.

Формы работы:

  • конкурс на лучшую поделку
  • конкурс фигур из песка
  • выставка (рисунков, поделок) / вернисаж, галерея
  • мастерская, мастер – класс, кружок
  • музей «Заходи, глазей»
  • турнир бумажных голубей
  • бумажный зоопарк

Направления работы:

-работа с природным материалом (шишки, желуди, камни, ракушки, солома, береста, лоза, …)

-рисование (красками, карандашами, мелком, цветные кляксы, нитью, пальцами, …)

-рисование (красками, карандашами, мелком, цветные кляксы, нитью, пальцами, …)

-вышивка

-оригами

-макраме

-коллаж (картинки и фотографии из журналов)

-папье-маше

-лепка (пластилин, глина, солёное тесто, …)

-рисование пластилином

-работа с фольгой

-работа с бисером (плетение фенечек)

-аппликации

-роспись на ткани

-поделки из кожи

-изготовление мягкой игрушки, объемной игрушки (из ниток, клубков, и т.д.)

Трудовая деятельность                                       CARPENTR      

Цель:  Формирование уважительного  отношения к труду, ознакомление детей с миром профессий.

Формы работы:

  • игра «Война с королем мусора»
  • трудовой десант
  • операции («Родник», «Зелёная аптека»)
  • штаб заботы о классном коллективе
  • эстафета трудовых дел
  • защита профессий
  • трудовая вахта
  • ателье мелкого ремонта (игрушки, книги)
  • город весёлых мастеров
  • экскурсии (на ферму, в лесничество)

Организационно-ритуальная деятельность        CAROLER3  

Цель: Создание доброжелательной атмосферы в коллективе, привнесение элементов романтики в деятельность; создание положительной мотивации детей к саморазвитию.

Формы работы:

  • обряд посвящения (если реализуется сюжетно-ролевая игра)
  • ритуал награждения
  • линейка
  • костёр
  • общий сбор
  • день рождения коллектива
  • орлятский круг

Креативная деятельность                                       CEO   

Цель: Развитие творческих (музыкальных, артистических,…) способностей, формирование художественно-эстетического вкуса, формирование творческого подхода к решению проблем.

Формы работы:

  • клуб весёлых и находчивых
  • защита проектов
  • творческий конкурс
  • творческие мастерские (вокал, хореография, театр,…)
  • бал, карнавал
  • вечер (поэзии, музыки, живописи)
  • кинофестиваль
  • концерт («Ромашка», «Сюрприз»)
  • кукольный театр
  • театр (мод, теней, пантомимы)

Спортивно-оздоровительная деятельность         AEROBICS    

Цель: Физическое оздоровление детей, формирование ценности здорового образа жизни, развитие интереса к занятиям спортом.

Формы работы:

  • эстафета
  • подвижные игры
  • закаливание
  • поход
  • спартакиада
  • олимпиада
  • весёлые старты
  • зарядка
  • туристический слёт
  • полоса препятствий

  • день здоровья
  • марафон
  • спортчас
  • конкурс пирамид
  • комический футбол
  • народные игрища
  • турнир спортивных комментаторов
  • ориентирование на местности
  • день рекордов Гиннес

Экологическая деятельность                                       AUSTRALA    

Цель: Приобщение к миру природы, включение детей в общение с природой.

Формы работы:

  • академия лесных наук
  • аукцион цветов
  • экскурсии
  • выставка лесных даров
  • день леса
  • зеленый патруль
  • исследовательская экспедиция
  • экологическая тропа
  • зелёный десант

Массовые формы

Цель: Создание положительной атмосферы, развитие творческих способностей.

Формы работы:

  • концерт, шоу, вечер, театрализованное представление / праздник
  • клуб весёлых и находчивых, конкурс талантов, конкурсные программы

Система диагностики классного коллектива

        Система диагностики классного коллектива необходима для изучения интересов и склонностей детей, для изучения складывающихся взаимоотношений в коллективе, влияния этих взаимоотношений на развитие личности ребёнка. Обладая вышеперечисленными данными, педагог может спрогнозировать дальнейшее развитие ребёнка, выстроить индивидуальную траекторию его личностного развития.

       Применяю следующие виды диагностики в классном коллективе:

1.Предварительная диагностики.

Она проводится в организационный период.

Цель: выявить интересы и ожидания детей; выявить индивидуальные личностные особенности с последующим учётом их при работе по программе.

Формы:

  • анкета родителей (для изучения особенностей детей, привычек, …)
  • анкета детей (изучение интересов, ожиданий, …)
  • медицинская карта (информация о состоянии здоровья и противопоказаниях)
  • диагностические упражнения
  • диагностические методики (изучение сферы интересов)

2.Текущая диагностика.

Она проводится в основной период.

Цель: отслеживать эмоциональное состояние и развитие детей. Если есть необходимость – корректировка программы с учётом полученных данных.

Формы:

  • опросники, тесты
  • цветопись, наблюдение
  • игровые формы, социометрия и др. методики
  • наблюдение, дневник, беседы

3.Итоговая диагностика.

Она проводится в конце учебного года.

Цель: соотнести полученные результаты с целями и задачами программы; подвести итоги реализации программы.

Формы:

  • анкета (подведение итогов учебного года)
  • возвращение к «Ожиданиям»

4.Проблемная диагностика.

Она проводится в случае возникновения проблемной ситуации

Формы:

  • наблюдение
  • беседа

Методы диагностики

         Тесты – это стандартизированные и обычно краткие по времени испытания, предназначенные для количественных и качественных индивидуально-психологических различий между людьми. По содержанию тесты делятся на тесты способностей, тесты интеллекта, тесты личности и тесты достижений. Их отличительная особенность в том, что они состоят из заданий, на которые нужно получить правильный ответ.

        Опросники – группа психодиагностических методик, в которой задания представлены в виде вопросов и утверждений. По содержанию личностные опросники делятся на опросники черт личности, опросники мотивов, опросники интересов, опросники ценностей.

Опросники-анкеты служат для получения информации о человеке, не имеющей непосредственного отношения к его психологическим особенностям. Различают анкеты с открытыми вопросами, анкеты с закрытыми вопросами, анкеты с полузакрытыми вопросами.

        Наблюдение – метод диагностики, представляющий возможность увидеть человека или коллектив в непосредственной деятельности, в разнообразии взаимоотношений. Наблюдение может быть включенное (в процессе совместной деятельности педагога и ребёнка) и невключенное (открытое или закрытое наблюдение педагога за деятельностью ребёнка со стороны).

        Беседа – метод сбора информации о человеке на основе вербальной коммуникации. Одним из самых распространенных видов беседы является интервью. Интервью бывает свободное (без строгой детализации вопросов, но по общей программе), стандартизированное (чёткая последовательность вопросов), частично стандартизированное (стойкая стратегия, а тактика свободная).

         Эксперимент – метод, который позволяет создать специальные условия для выявления тех или иных сторон личности ребёнка.

         Анализ продуктов деятельности – метод, основанный на количественно-качественном анализе документальных и материальных источников. Позволяющий изучить продукты человеческой деятельности (письма, фотографии, кинозаписи, творческие работы, материалы СМИ, и  т.д.)

       

                                                                       

         

                 

          Старый школьный афоризм гласит : « Самое  сложное  в работе  с  детьми— это  работа  с  их родителями.»                  

            Главными моими задачами в этом направлении являются  способствование   единению, сплочению семьи , установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребёнка в семье, а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребёнка.

                       Самое сложное в этой работе –посещение семей школьников.

       Особенно они актуальны,если  мы берём новый класс.Дело это очень деликат-

        ное поэтому следует тщательно всё продумать и предотвратить любую ситуа-

        цию  которая может произойти. Большинство родителей ,как правило,          приветствуют посещения классного руководителя,некоторые даже сами

       приглашают. Вот с этих семей я и начинаю посещение. За время своей работы      я составила свод правил, которые следует помнить во время таких посещений.

 

             

                                                                                     

   

     Надо заранее договориться о посещении и не назначать на этот день больше ничего, чтобы не сидеть «как иголках» к. беседа может затянуться.

   

    Не планировать свой визит больше, чем на один час.

т

           Не беседовать у двери на ходу. Сначала некоторые родители чувствуют себя

           неловко, забывают пригласить, здесь можно им прийти на помощь.

   

          Тон в беседе должен задавать классный руководитель. Тон должен быть

   спокойным и дружелюбным. От нас требуется максимум так-тичности и     выдержки.

   

       Желательно продумать предварительные вопросы или основные пункты

       разговора. Лучше всего пользоваться специальной картой-схемой. Вопросы

       надо помнить, беседа должна быть естественной и непринуждённой. После       посещения надо записать всё услышанное, а также записать выводы.

       Вести беседу желательно со всей семьёй. Во-первых, вы знакомитесь сразу со       всей семьёй. Во-вторых, сам ребёнок должен участвовать в беседе, так как говорят всё-таки о нём, и, в конце концов вы его гордость. Но есть моменты, когда присутствие ребёнка исключительно. Я заранее обговариваю эти моменты, и родители под каким-либо предлогом отправляют ребёнка из комнаты.

       Надо помнить, что для ребёнка ваш приход-событие. Порой он совершает    прямо-таки революцию в умах ребят. Разговоры о визите не смолкают долгое время, дети рассказывают все подробности, смакуя каждую мелочь, хвалятся

и снова зовут в гости.

         

                                     

                                               Программа работы с родителями

 Семья - это та первичная среда,

 где человек должен учиться творить добро.

В.А.Сухомлинский

ПРОГРАММА   РАБОТЫ  С  РОДИТЕЛЯМИ

      Одним из важных направлений  в деятельности классного руководителя является работа с семьёй, в которой ребёнок растёт и воспитывается. И какую бы сторону развития детей мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в  его эффективности на разных возрастных этапах играет семья, поэтому основными воспитателями являются родители, а задача классного руководителя помочь и подсказать им. Скажем откровенно, что задача очень непростая        

  Никакая созидательная модернизация школьного дела немыслима без опоры на свои вековые традиции. Игнорирование этих традиций ведет к деградации общества и человека. В то же время всемирное значение педагогического творчества Я.А.Коменского доказывает, что любой продуктивный педагогический опыт, опирающийся на народные традиции, всегда выходит далеко за рамки того исторического и культурного контекста, в котором он возник и развивался. 

Цель и задачи программы

Цель программы:

воспитание в сотрудничестве с семьей достойного человека и гражданина 

Задачи:

      развивать личность каждого подростка, приобщать к жизненно необходимым знаниям; создавать условия для развития активной, свободной и творческой личности, умеющей самостоятельно и инициативно действовать,  с  учетом  индивидуальных  способностей  и  собственных  интересов;

      воспитывать через классные часы, родительские всеобучи, внеклассные мероприятия (игры, походы, акции экскурсии) любовь к Отечеству, родному краю, национальной культуре и формировать осознанное отношение ребенка к таким понятиям, как сыновья верность, девичья гордость, скромность, чувство собственного достоинства, самодисциплина, выдержка, чувство ответственности.

      стремиться приобретать новые знания, которые развивают ум, душу и здоровье и способствовать повышению уровня родительской культуры

      «Семья должна быть царством любви и добра. В этом царстве у каждого должен быть свой уголок, согретый любовью. Семья – это пространство любви, где идет постоянное состояние, кто кого больше любит.» - писал И.Я.Яковлев. Все лучшее закладывается в семье: дети впитывают жизненные впечатления и получают жизненный опыт вместе с отцовским уважением, с любовью матери и их поддержкой. Контакт с родителями ребенку нужен как воздух, поэтому строю воспитательную работу, опираясь на родительскую поддержку.»

                                         План проведения родительского всеобуча

на родительских собранияхв 2014-2015учебном году 

Цель - повышение педагогической культуры родителей 

Задачи: 

  •     формирование активной педагогической позиции родителей;
  •     вооружение родителей педагогическими знаниями иумениями;
  •     активное участие родителей в воспитании детей;
  •     развитие педагогики сотрудничества.

 

Тема

Сроки

Ответственные

 

1

Результативность школьного урока: от чего она зависит?

Сентябрь

Обрезкова И. Г. – кл. руководитель

2

Как воспитать толерантного человека?

Ноябрь

Обрезкова И. Г. – кл. руководитель

3

С чего начинать воспитание воли у мл. школьника

Январь

Обрезкова И. Г. – кл. руководитель

4

Влияние благополучия семьи на личностное развитие ребенка

Март

. Обрезкова И. Г. – кл. руководитель

 

Совместное планирование дел

Цель - организация совместной деятельности и сплочение родительского коллектива 

 Август.  

        1.   Встреча-беседа. Реальные  дела. Оформление  и  ремонт  классной  комнаты.

      2.Приобретение  книг,  тетрадей, прописей и  иных  учебных  принадлежностей.

 Сентябрь

       1. Праздничное  представление. Экспресс-опрос состава  родительского  коллектива. Встреча  администрации  школы  с  родителями.  Обсуждение  заранее  написанных  предложений  и  идей  по  улучшению  организации  жизни  класса.

       2. "Хорошо, что  есть  семья,  которая  от  бед  всегда  хранит меня". Анализ  результатов  организации  сотрудничества  семьи  и  школы,  организация горячего  питания  в школе. Перспективы  развития  детского  коллектива – анализ  совместной  работы  коллектива  класса,  классного  руководителя, психолога, социального  педагога  и родителей. Выбор  родительского  комитета.

      3. Родительское  собрание  вместе  с учащимися "Результативность школьного урока: от чего она зависит?". Анкетирование "Оценка самоактуализации учащихся"

 Октябрь

       1. Индивидуальные  консультации. Самостоятельность  ребёнка  во  время  выполнения  домашних  заданий. Как  её  развивать?     

 Ноябрь

         1. Праздничная  встреча. «День МАтери".

Анализ результатов  четверти.  Информирование  о  достижениях  ребёнка.

      2. Тематическое  родительское  собрание «Положительные эмоции в жизни человека»  

Декабрь

        1. Совместное  празднование  Нового  года. Оформление  подарков  и  сюрпризов  для  учащихся. "Маленькие  и  большие  радости  празднуем  вместе".          

 Январь  

     1.  анкетирование, психологический  тренинг. "С чего начинать воспитание воли у подростков?".

Анализ результатов  четверти.  Информирование  о  достижениях  ребёнка.

       2. Обмен  рецептами   сохранения  и  укрепления  здоровья  детей. "Рецепты наших бабушек составлялось  из  того,  что  рядом  росло".

         3. Индивидуальные  консультации. 

 Февраль

      1. Смотр – конкурс на  лучший  дневник. "Маленькие  тайны  дневника  школьника". Анализ  родительским  комитетом отношения  семей  учащихся к  ведению  школьного  дневника.

 Март 

         1. Тематическое родительское  собрание. 

         2. Конкурсы, викторины. Совместное творческое общение детей и родителей. "Нашим  мамам – наш  привет".

         3. Анализ результатов 3 четверти.  Информирование  о  достижениях  ребёнка. Индивидуальные консультации с теми, кто не смог участвовать на родительском собрании.

 Апрель

          1. Тест – прогноз. "Воспитание желания  трудиться".

          2.  Индивидуальные встречи. "Как научить ребенка учиться? 

Май

         1. Рейд – проверка читательских формуляров. "Роль  книги   в  развитии  интеллектуальных  умений  ребёнка".

        2. Родительское собрание . Наши дела и планы на будущее.

                                                             

                                 НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

 1.    «Я и КОЛЛЕКТИВ» 

№ п/п

Наименование мероприятий

Срок выполнения

Ответственные

1.

2.

 

 

 

3.

  

4.

 

5.

 

 

6.

Тестирование «Ваш ребёнок».

Анкетирование «Будем знакомы». Знакомство с родителями новых учеников класса. Привлечение родителей к участию в жизни класса.

Посещение семей учащихся, нарушающих дисциплину на уроке.

Классное родительское собрание «Физическое развитие младшего школьника в школе и дома».

Индивидуальные консультации для родителей, отсутствовавших на родительских собраниях.

Индивидуальные консультации.

Сентябрь

16 ноябрь 2015 года

 

  

В течение года

 

16.11. 2015года

 

С 15 по 22 ноября 2015года

 

В течение года

Кл. рук-ль

Кл. рук-ль

 

  

Кл. рук-ль, соц. педагог

 

Кл. рук-ль

 

Кл. рук-ль

 

 

Кл. рук-ль

 

 

 2.    «ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ»

№ п/п

Наименование мероприятий

Срок выполнения

Ответственные

1.

 

2.

 

3.

 

4.

 

 

5.

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальные консультации для родителей слабоуспевающих учащихся.

Лекторий «Причины и последствия детской агрессии".

Родительское собрание «Наказание и поощрение в семье».

Индивидуальные консультации для родителей учащихся из неблагополучных семей.

Встреча с родительским активом по вопросу организации спортивного часа (совместного отдыха родителей и детей).

Собрание родительского актива по вопросу организации новогоднего праздника.

 

В течение года

 

1.12.2015 г.

  

16.01.2016г.

 

В течение года

 

В течение года

 

   

12.12.2016г.

Кл. рук-ль

  

Зам. дир. поВР

   

Социальный педагог

 

Кл. рук-ль, соц. педагог

 

Кл. рук-ль

 

 

Администрация школы

Эффективность воспитательного процесса определяется мерой соотноше

ния поставленных целей,прогнозируемого результата,затраченных усилий и

педагогических средств учителя.Поэтому,учитель нач.кл. должен владеть ме

тодами изучения результатов воспитательной работы,выполняющей конт

роль-корректирующую футкцию.

     Главным показателем эффективности воспитательного процесса учителя

Является уровень воспитанности школьников.

     Что является показателем воспитанности школьников?

1.Устойчивые мотивы деятельности детей.

2.Интерес к определённым видам социальной активности.

3.Ценностное отношение к окружающему миру.

Установление эффективности воспитательной роботы нач.школе предполагает сравнение показателей,характеризующих детей в течение не

скольких лет.С этой целью я использую оформление таблицы.

                    В психологии   3 вида направленности:

       «на себя»                    «на объект»                 «на других людей»

«На себя»        быть здоровым,жить весело,развлекаться.

«На объект»    наличие интересного дела,увлечённость занятием.

«На других людей»    желание помочь окружающим,наличие друзей.

Одним из важных критериев воспитанности учащихся является уровень развития отношений в классе.

        Основными параметрами выступают:

- преобладающее настроение в классе.

-сплоченность и продуктивность совместной деятельности.

-чувство гордости за свой класс.

-защищённость всех членов коллектива.

Например,для изучения сплоченности или конфликтности может быть пред

ложена серия утверждений.

  1. При изучении направленности используется методика  Л.М.Фридмана

   

    1.Наш класс очень дружный.

2.В нашем классе нет ссор.

3.В нашем классе иногда бывают ссоры.

4.Наш класс совсем недружный.

5.Трудно учиться в таком классе.

        Серия утверждений определяющая состояние взаимопомощи в классе.

1.В нашем классе принято помогать друг другу без напоминания.

2.В нашем классе помогают только друзьям.

3.В нашем классе помогают только тем,кто просит.

4.Помогают только тогда,когда об этом просит учитель.

5.В нашем классе не принято помогать другим.

Итоги проведённого исследования результатов и эффективности воспитате

льной работы я сообщаю в обобщённом,систематизированным виде на роди

тельских собраниях методических совещаниях.Исследование может быть за

вершено разработкой путём решения выявленных проблем и недовольств.

   Всё что происходит в классе,должно быть педагогически целесообразным,

т.е. полезным для развития ребёнка.Этим измеряется и педагогическая муд

рость,профессионализм учителя.

п/п

                       Мероприятия

 

    Срок

1

1.Тетрализованная встреча в костюмах сказочных героев

«Дороги сказок»

2.»День Здоровья»-спортивный праздник

сентябрь

сентябрь

2

3.Родительский Час «У самовара»

4.Тур.поход «В лес по загадки»

октябрь

октябрь

3

5.Осенние именинники

6.Праздник «Золотая Осень»

ноябрь

ноябрь

4

7.Родительский час общения «Чтение- лучшее учение»

8. «Новогодний праздник»

декабрь

декабрь

5

9. «Джельмен-шоу»-состязания ,турниры

10. «Взятие Снежного городка»

февраль

март

6

11. «Праздник Светлого Рождества»

январь

7

12. Эти строки мы посвящаем малышам

13. «День птиц»- весенний праздник

март

8

14. Конкурс между семьями «Кто лучше знает традиции

       России?

15. Конкурс семейных альбомов «Фото на память»

май

май

   

     

«Классный час»

(посвящен году семьи)

Тема: Всему начало – отчий дом.

          Семейное кругосветное путешествие.

Форма проведения:  Путешествие на трехмачтовом бриге «Надежда»

Цель:

  1. Способствовать воспитанию коллективизма, формировать понимание знания дружбы в жизни ребёнка.
  2. Формировать у родителей интереса к делам класса и взаимоотношения в детском коллективе.
  3. Обсудить с родителями в процессе игры проблему формирования трудовых умений в семье, показать необходимость формирования у ребёнка потребностей выполнения трудовых обязанностей в семье.
  4. Развивать кругозор детей, учить младшего школьника «эмоциональному общению» (у родителей формировать представление об основных видах «эмоционального общения»).
  5. Формировать мотивацию активного участия у родителей в воспитании детей в семье.
  6. Развивать у детей и родителей интерес к совместному времяпровождению.
  7. Формировать интеллектуальную культуру взрослых и детей.

Оборудование:

Оформление класса: Сеть рыбацкая с рыбаками, якорь, спасательный круг «Надежда», штурвал, шапочки – бескозырки, флаги-расцвечивания, две бочки, два гусиных пера, два маленьких Российских флажка.

Для заданий: 

  • Пословицы и поговорки о семье
  • Приметы природы
  • Поленья дров с надписями
  • Свечи – подсвечники
  • Карта – план путешествия
  • Бинокли

Для детей и родителей:

1)

2) Экипажные журналы

Звучит музыка «Родительский дом»

Ученик: 

В нашем доме – праздник славный

Думаю, что нет его важней.

Здесь сегодня ваши папы, мамы.

Если ли кто-нибудь на свете

Ближе и родней?

Учитель:

-Дорогие ребята, у нас с вами сегодня замечательный классный час, посвящен он семье. Классный час будет необычным, потому что мы будем с вами путешествовать.

-А вы любите путешествовать?

-На чем можно путешествовать?

-Мы будем путешествовать на трехмачтовом бриге «Надежда». Сначала разделимся на две больших семьи экипажа (деление проходит по типу: «Лето», «Зима»).

(Дети разделились на две большие семьи, на два экипажа)

Учитель:

Капитаном корабля буду я, но попрошу в своих экипажах выбрать командиров. Итак, выберем в каждом экипаже своего командира!

(Дети совещаются, предлагая на роль командиров своих товарищей)

Учитель: 

Командиром экипажа быть очень почетно, но и ответственно! Проверим командиров на знание морских правил! Вам предложены две дорожки зеленая и синяя (по типу игры «Умники и умницы»). На зеленой дорожке две ступени, но они сложные, содержат сложные вопросы, здесь ошибаться нельзя. На синей дорожке вопросы тоже не легкие, но можно взять помощь семьи, экипажа.

Итак, на зеленую дорожку вышел…

         на синюю дорожку вышел…

Вопросы:

Зеленая дорожка         Как называется кухня на корабле?  

                                                          (камбуз)

                        Помещение в нижнем отсеке корабля для груза?

                                                          (трюм)

Синяя дорожка         Как называют повара на корабле?

                                                          (кок)

                                                Как называется окно на корабле?

                                                           (иллюминатор)

Учитель:

Вы молодцы! Справились с заданием! Назначаю вас командирами! Каждый экипаж придумывает название своего экипажа.

Дети: 

Экипаж №1 – «Победа».

Экипаж №2 – «Ласточка»

Учитель:

Во время путешествия вы будете зарабатывать своей команде очки и записывать результаты в свой личный бортовой журнал. Командиры, возьмите бортовые журналы!

Учитель:

Командирам доложить о готовности отплытия!

Дети: 

Экипаж «Победа» к отплытию готов!

Экипаж «Ласточка» к отплытию готов!

Учитель:

Ребята, родители, мы отплываем и уже в открытом море! За бортом кричали чайки, плещутся волны, ныряют дельфины!

Музыкальная заставка: «Море! Море!»

Учитель:

Впереди какой-то остров. Прочтем названия хором!

Остров «Встреч»

Что за чудеса? На этом острове даже нет света. Прошу всех соблюдать спокойствие и оставаться на своих местах. На нашем корабле все есть, выйдем из положения. Зажигаем свечи!

(стук в дверь, заходит Гарри Поттер)

Друзья! Задам я вам вопрос,

А вы над ним подумайте

Подумайте одно из двух –

Да или нет – ответьте вслух

Коль вы находчивы сполна,

Поможет рифма – но она –

Настолько хитрая у нас,

Что может с толку сбить подчас.

  1. Скажи. Приветствуя рассвет. Поёт ли сом усатый? (нет)
  2. А рассекая гладь пруда, умеют гуси плавать? (да)
  3. А если солнцем снег согреть, он станет льдом холодным? (да)
  4. Ответь, а может резеда цвести в саду зимою? (нет)
  5. А крокодил собрать букет из белых лилий может? (нет)
  6. Верблюд способен, дай, ответ идти три дня без пищи? (да)
  7. А тех, кто трудится всегда, в народе уважают? (да)
  8. В конце спросить пришла пора – а вам понравилась игра? (да)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное становление личности младших школьников

формирование патриотизма через знакомство с народным фольклором, народными традициями, обычаями, приобщение детей к истокам русского народного творчества, воспитание любви к родному краю на основе эле...

"Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников". Выступление на педагогическом совете (из опыта работы)

С первых дней первоклассникам необходима педагогическая поддержка. Моя задача - создание условий для развития индивидуальности ребёнка, благоприятной нравственно-психологической атмосферы. Я должна ст...

Социализация как фактор успешности становления личности младшего школьника

Одной из задач школы на современном этапе становится создание условий для формирования социально успешной личности ребенка. Процесс социализации - эта та сила,которая заставляет человека развиваться. ...

РОЛЬ ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предполагает обязательным для изучения в 4 классе курс «Основы религиозных культур и светской этики». Каждая школа, в...

Влияние семьи на становление личности младшего школьника

Влияние семьи на становление личности младшего школьника...