Комплексная программа воспитания младших школьников "Я познаю мир"
методическая разработка по теме

Шевцова Марина Викторовна

Как воспитывать сегодня? Мои мысли и взгляды на воспитание личности младшего школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_vospityvat_segodnya.rar45.25 КБ

Предварительный просмотр:

Как воспитывать сегодня?

Мои взгляды и мысли на воспитание личности ученика

«Цель истинного воспитания – не только в том, чтобы заставить людей делать добрые дела, но и находить в них радость; не только быть чистым, но и любить чистоту; не только быть справедливым, но и жаждать справедливости»  (Д. Рескин).

Моя педагогическая цель – воспитывать именно таких людей: жизнелюбивых, честных, добрых и активных в своей жизни.

Основная идея – качество воспитания определяется не объёмом проведенных мероприятий, а качеством отношений между детьми и окружающими их взрослыми.

В идеале человек, живущий в современном обществе, должен уметь самостоятельно строить свою жизнь, неся ответственность за неё и транслируя гуманистические ценности. Это предполагает, что он:

  1. уверен в себе, активен, не боится пробовать;
  2. умеет быть терпимым к другим людям, не похожим на него;
  3. способен к самообразованию;
  4. умеет принимать решения и достигать результаты в соответствии с поставленной целью;
  5. умеет брать на себя ответственность за свои поступки, не ущемляя права и свободы других.

                

С чего же начинается воспитание?

Моя система воспитания начинается с того, что я сначала четко представляю себе, чего же я хочу добиться от детей на данном этапе времени, какими я хочу увидеть их в конце года, что я могу изменить и чего ни в коем случае не должна делать. То есть на основе анализа за прошлый год, с учетом позитива и негатива в своей работе за прошедший период определяю воспитательные задачи.

Особое значение я придаю совместной деятельности учеников и взрослых.  «От сотрудничества – к сотворчеству!» - девиз моей работы.

Воспитательная тема, над которой я работаю – «Концепция становления личности ребенка в начальной школе». Акцент делаю на развитие личностных компетентностей учащихся и педагогической концепции становления коллектива, как одного из факторов становления личности.

Работая по данной теме, стараюсь следовать сразу нескольким направлениям одновременно. Важнейшими из них считаю следующие:

  1. Коллективизм
  2. Патриотизм
  3. Духовность
  4. Творчество

Я согласна с В.А. Сухомлинским: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». Так пусть перед ними открывается чудесный мир в чудесных красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям. Поэтому, не исключая никаких направлений и форм воспитания, выделяю и ставлю на первое место творчество. Делаю вывод, что через творчество я могу добиться своей цели.  Считаю, что творчество – это двигатель всех школьных дел: учебы, труда, внеклассной работы  – способный вовлечь в процесс педагогов, детей и родителей.  Уверена, что любое школьное дело можно сделать творческим, увлекательным, если подойти к нему не формально, а с инициативой и любовью.

В каждом ребенке, прежде всего, пытаюсь увидеть личность, и уже исходя: из этого, устанавливаю контакты с учениками, стараюсь, чтобы ребенок раскрыл передо мной свой: внутренний мир. Такой стиль общения дает возможность для изучения личности, а следовательно, и для выявления ее наклонностей и потенциональных возможностей.

Цель:   помочь   детям    в конструировании    их   собственного   внутреннего    мира,

индивидуализации и развитии личности.

Задачи: учить быть самостоятельными; учить адаптироваться к жизни, противостоять сложным: жизненным обстоятельствам; быть в постоянном поиске новых знаний; развивать творческие, интеллектуальные способности; воспитывать такие качества как взаимовыручка, доброта.

Как педагог со стажем, стараюсь использовать различные формы работы с учениками и родителями. Среди традиционных форм я использую: родительские собрания. индивидуальные консультации для родителей, посещение на дому. Родители являются инициаторами, организаторами таких форм работы. Интересующие вопросы определяются через анкеты, которые проводятся 1 раз в полугодие. Совместно с родителями составляется план воспитательной работы. Родители изучают литературу по предложенной проблеме, по психологии, педагогики, дефектологии,

Эти мероприятия проводятся: в формах:

•        круглого стола, где каждый родитель может высказать свое мнение, задать

        интересующий вопрос.

  1. родительских чтений.
  2. тематических консультаций.        

                Такая работа помогает мне лучше узнать семьи и их проблемы, родителям особенности воспитания своих детей, найти правильный подход к своему ребенку, детям - получить правильное ориентирование, становление личности.

Во взаимодействии с учениками основным является слово и мой личный пример. Зная возрастные особенности детей младшего школьного возраста, я использую игровые, трудовые, психологические, образно-художественные формы, учу каждого ребенка реально оценивать свои поступки и поступки других.

Апробация данной концепции в течение несколько лет показало, что мои ученики более воспитанные, умеющие сдерживать свои эмоции, они отличаются целеустремленностью, умением высказывать, отстаивать свою жизненную позицию, указывать на недостатки другого человека в корректной форме. Эти ученики успешны, легки в общении, деятельны, не боятся создавших проблем - смело берутся за решение. При этом мои ученики чувствуют мою поддержку, доверие к себе и уважение к своей личности и не ощущают страха и одиночества.

 

Комплексная программа воспитания младших школьников

«Я познаю мир»

Пояснительная записка

Восточная мудрость гласит: “Если ты думаешь на год вперед, посади семя, если ты думаешь на десятилетие, посади дерево, если ты думаешь на век вперед, воспитай человека”.

Воспитание – это сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация стимулирования активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями.

Младший школьный возраст – это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни.

В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования личности творческой, обладающей высокой культурой, с широкими и глубокими познаниями, имеющей чувство патриотизма.

Набирая учеников в первый класс и анализируя взаимоотношения учащихся между собой, отношение их к школе, учебе, я обнаружила:

  1. неумение  детей трудиться на общее благо,
  2. нетерпимость друг к другу,
  3. эгоизм, дефицит общения,
  4. негативные отношения в семье, выливающиеся в агрессию, нервозность ребенка

Как организовать жизнь детского коллектива так, чтобы она являлась средой личностного становления каждого ребенка?  Как добиться, чтобы категории нравственности стали нормой повседневной жизни учащихся?  Как построить воспитательный процесс, чтобы учащиеся были социально востребованными?

Исходя из всего вышеперечисленного,   для меня стала очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов к воспитанию.

Опыт прошлых лет показывает, что ни одна программа не приносит желаемых результатов, если не используется системный подход в воспитательной деятельности. Именно система позволяет создать условия для проявления реализации и развития самостоятельности её участников.

На основании собственного педагогического опыта, опыта семейной жизни, материнского опыта и, конечно же, при помощи изучения педагогической литературы я  разработала свою комплексную программу воспитательной работы, в которой   акцентировала  внимание на:

  1. индивидуальной педагогической помощи детям в разрешении их проблем социализации
  1. индивидуальной деятельности каждого своего воспитанника   
  2. индивидуальном осмыслении школьником жизни и своего «Я» в этой жизни.

     В центре моей работы стоит ребенок, индивидуальность, то есть Я, отсюда название программы «Я познаю мир».

Программа предназначена для воспитательной работы в 1- 4 классах. Она поможет классным руководителям профессионально и грамотно организовать внеклассную работу с детьми на протяжении четырех лет.

С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.

Занятия, разработанные в соответствии с данной программой, предполагают привлечение родителей, работников учреждений  культуры,  допобразования и др.

Программа помогает ученику адаптироваться в новом школьном мире, проявить свою индивидуальность, сформировать новое отношение к себе, своему характеру, способностям.

Программа также ориентирована на повышение значения роли и статуса семьи, класса, школы, страны, мира в целом для каждого ребенка.

Определяющую роль занимает педагогическая концепция коллектива. При разработке программы воспитания «Я познаю мир» был уделен акцент на становление деловых и межличностных отношений, укрепление чувства «мы», на поиск и стабилизацию благоприятного положения каждого школьника в классе, на самоутверждение класса в школьном коллективе, на развитие и совершенствование навыков самоуправления.

Комплексная программа “Я познаю мир» разработана в соответствии с Конституцией РФ, Конвенцией ООН о правах ребёнка, Уставом школы, Программой развития школы, Программой воспитательной работы школы

Данная программа апробирована в течение четырех лет (2005 -2009годы). Наблюдения, отзывы детей, учителей, родителей, свидетельствуют об ее эффективности. Дети быстро адаптируются к школьной жизни, у них формируются коммуникативные навыки, прививаются нормы поведения в общественных местах, расширяется кругозор, в том числе в области здорового образа жизни. К концу 4 класса дети отличаются самостоятельностью и активной гражданской позицией.

Цель программы:

  1. Создать условия для развития межличностной коммуникации и творческого самоопределения и самореализации школьника.

Задачи:

  1. Использовать широкий выбор направлений, форм и видов деятельности для:
  1. успешного освоения учащимися образовательных программ,
  2. формирования навыков социального взаимодействия и культуры общения,
  3. формирования позитивных межличностных отношений,
  4. повышения культурного уровня учащихся,
  5. формирования культуры здорового образа жизни.
  1. Предоставить дополнительные возможности для проявления творческих способностей детей,  активного вовлечения родителей в организацию и проведение дел.
  2. Оказать поддержку органам детского самоуправления и развитию организаторских, лидерских качеств школьника.

Программа строится на основе следующих педагогических принципов:

1. Воспитание в процессе обучения

2. Воспитание в коллективе и через коллектив.
3. Индивидуальный подход в воспитании.

4. Воспитание в соответствии с потребностями ребенка и общества на данный момент.

5. Вариативность  предлагаемых форм организации жизнедеятельности школьного коллектива;

6. Опора на положительное в личности и коллективе, воспитание на примере.
7. Сочетание высокой требовательности к ученикам с уважением их личного достоинства и забота о них, использование мер поощрения и взыскания.
8. Преемственность, последовательность и систематичность в воспитании.

С помощью совокупности принципов педагог может творчески подойти к построению педагогического процесса, а значит, творчески организовать внеклассную деятельность школьников.

Поставленная основная цель воспитания и вытекающие из неё задачи реализуются различными способами.

Способы достижения цели:

  1. Организация разнообразной творческой деятельности детей:
  1.  в процессе обучения (на уроках);
  2. вне процесса обучения: участие в творческих, инициативных группах, коллективах, кружках, участие в школьных и окружных мероприятиях.
  1. Создание условий для самоутверждения каждого воспитанника:
  1. различные формы коллективной и групповой работы со школьниками: игровые, дискуссионные, состязательные, творческий труд, художественное творчество, психологические, позволяющие ребенку адекватно воспринимать, осознавать действительность и самого себя;
  2. совместный поиск идеалов, совместное решение нравственных задач, моделирование проблемных ситуаций, способствующих свободному  и полному раскрытию всех способностей школьников.
  1. Создание условий, в которых учащиеся могут приобретать новый социальный опыт, выходя за рамки принятых социальных ролей:
  1. проведение игр, моделирующих различные проблемные ситуации, требующие проявления инициативы и ответственности, позволяющие школьникам приобрести навыки достойного поведения и усвоить правила современного этикета.

Формы реализации программы:

В воспитательной работе будут использованы традиционные и нетрадиционные формы работы: классные часы различной направленности (нравственной, интеллектуальной, информационной), тематические классные часы, КТД, экскурсии, встречи с интересными людьми, соревнования, акции и т.д.

Содержание программы:

Считаю, что основой воспитательной системы современной школы должны стать понятия: Человек. Семья. Отечество. Труд. Знания. Культура. Мир. Земля.

Исходя из этого приоритетными  направлениями работы стали:

  1. Нравственное направление «Я – человек»
  2. Учебно – познавательное направление «Мой мир знаний»
  3. Художественно – эстетическое направление «Мир красоты и гармонии»
  4. Гражданско – патриотическое направление «Я и Отечество»
  5. Направление « Я и семья»
  6. Физкультурно - оздоровительное направление «В здоровом теле – здоровый дух»
  7. Трудовое направление «Дело мастера боится»

«Я – человек»

Цель: способствовать развитию творческой активности младших школьников, формированию позитивных межличностных отношений и коммуникативной культуры.

Виды деятельности классного руководителя:

  1. Изучение потребностей, интересов и желаний ребят в организации и проведении внеклассных мероприятий;
  2. Предоставление учащимся возможности самостоятельного и совместного планирования жизни класса во внеурочной деятельности;
  3. Стимулирование инициативы и активности в жизни класса.
  4. Создание положительных ситуаций общения;
  5. Изучение отношения учащихся к деятельности внеклассных учреждений и результативности участия в них;
  6. Предоставление родителям необходимой информации об участии ребенка в жизни классного коллектива, демонстрация достижений учащихся;

Формы внеклассной работы:

  1. Тематические классные часы;
  2. Посещение музеев, выставок;
  3. Театрализованные представления;
  4. Праздники, конкурсы;
  5. Тематические и индивидуальные беседы, консультации для детей и родителей.

 «Мой мир знаний»

Цель: развитие всесторонних интересов у младших школьников, повышение умственной культуры труда, формирование ценностного отношения к знаниям.

Виды деятельности классного руководителя:

  1. Изучение результативности учебной деятельности учащихся класса для организации коррекционной работы;
  2. Организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся;
  3. Сотрудничество с психологической службой школы для организации коррекции интеллектуальных умений учащихся.

Формы внеклассной работы:

  1. Интеллектуальные олимпиады, марафоны;
  2. Конкурсы на развитие интеллекта;
  3. Вовлечение учащихся в кружки и факультативы.

 «Мир красоты и гармонии»

Цель: формирование позитивного опыта взаимодействия школьников с природой, деятельность в области художественного, эстетического и нравственного воспитания.

Виды деятельности классного руководителя:

  1. Ознакомление учащихся с примерами нравственной позиции людей;
  2. Организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на воспитание интереса учащихся к самим себе, желания самосовершенствования;
  3. Сотрудничество с психологической службой школы для формирования умения слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы.
  4. Организация встреч учащихся с сотрудниками ДШИ, музея.

Формы внеклассной работы:

  1. тематические классные часы;
  2. экскурсии;
  3. дискуссии, беседы;
  4. участие в поисковой работе.

 

«Я и моя семья»

Цель: формирование культуры семейных отношений, максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.

Виды деятельности классного руководителя:

  1. Изучение семей учащихся, системы нравственных ценностей и традиций семьи, влияющих на нравственное и личностное становление ребенка;
  2. Поощрение родителей, участвующих в жизни класса и школы,
  3. Сотрудничество с психологической службой школы.

Формы внеклассной работы:

  1. Тематические классные часы, праздники семьи, спортивные состязания с участием родителей;
  2. Дни творчества, дни открытых дверей;
  3. Экскурсии, викторины, КВНы родительско – ученических и семейных команд;
  4. Родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, беседы с детьми и родителями.

 « Я и Отечество»

Цель: воспитание гражданских чувств через формирование интереса к истории своего народа, его традициям и культуре, формирование правовой культуры учащихся.

Виды деятельности классного руководителя:

  1. Организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения;
  2. Сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся. 

Формы внеклассной работы:

  1. Тематические классные часы;
  2. Конкурсы, викторины по правовой тематике;
  3. Игры, дискуссии, беседы;

«В здоровом теле – здоровый дух»

Цель: показать школьнику значимость физического состояния для его будущего жизнеутверждения, для развития его нравственных качеств и душевных сил.

Виды деятельности классного руководителя:

  1. Сотрудничество с медицинским персоналом школы с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса;
  2. Сотрудничество с родителями учащихся;
  3. Организация внеклассных мероприятий, формирующих ценностное отношение к занятиям физкультурой, спортом.

Формы внеклассной работы:

  1. Спортивные конкурсы;
  2. Тематические классные часы;
  3. Беседы, дискуссии;
  4. Дни здоровья;
  5. Встречи с медицинскими работниками,
  6. Встречи с родителями, выпускниками школ, занимающимися спортом.

 

«Дело мастера боится»

Цель: воспитание положительного отношения к труду как важнейшей ценности в жизни.

Виды деятельности классного руководителя:

  1. Организация и проведение внеклассных мероприятий, формирующих ценностное отношение к труду;
  2. Организация и проведение встреч учащихся с людьми различных профессий,  влияющих на воспитание интереса учащихся к разного рода занятиям;
  3. Ознакомление учащихся с примерами трудовых подвигов людей, с целью формирования потребности учащихся в творческом труде;
  4. Сотрудничество с родителями учащихся;

Формы внеклассной работы:

  1. Тематические классные часы, беседы.
  2. Праздники;
  3. Встречи учащихся с людьми различных профессий.
  4. Субботники, генеральные уборки.

Этапы реализации программы:

I этап  «Учись учиться» (1 класс)

II этап «Вместе мы сила!» (2 класс)

III этап «Дерзайте, вы таланты!» (3 класс)

IV этап «Сами с усами!» (4 класс)

На первом этапе, где дошкольник уже школьник, ведущая деятельность - учёба. Происходит узнавание себя в ней, в собственном взгляде на окружающих.

На втором этапе - главное не ты мне, а я тебе. Результат совместной деятельности – забота не только о себе, но и о сверстниках, близких.

На третьем этапе - умение жить  и работать в коллективе, подчинение своих интересов интересам коллектива.

На завершающем этапе - от авторитарности управления к демократичности, приём самостоятельных решений, самостоятельный  анализ своей деятельности, поступков.


 «Учись учиться» 

месяц

«Я – человек»

«Мой мир знаний»

«Мир красоты и гармонии»

«Я и семья»

«Я и Отечество»

«В здоровом теле – здоровый дух»

«Дело мастера боится»

сентябрь

Кл. час «Мы школьники, а это значит …»

Линейка «Здравствуй, школа»

Экскурсия в парк «Есть в осени первоначальной»

Совместный с родителями праздник «Мы школьниками стали»

Выставка рисунков

«Мой дом»

Цикл бесед о поведении в ЧС, ППБ, ТБ дома и в школе

Конкурс поделок «Дары осени»

октябрь

Кл. час «Расскажи нам о себе»

Беседа «Права и обязанности ученика»

Конкурс рисунков «Золотая осень»

Родительское собрание «Как помочь ребенку учиться»

Краеведческий час «Знакомьтесь, музей»

Прогулка в осенний  лес

Конкурс поделок из природного материала «Зоопарк»

ноябрь

«Праздник осенних именинников»

Беседа «Любимая книга детства»

Музыкальные загадки

«Весёлые нотки»

Круглый стол

 «Культурные ценности семьи и их значение для ребенка»

Беседа «Страна, где я живу»

Беседа школьного врача «Гигиена и её значение»

Беседа

«В гостях у минуток»

декабрь

Кл. час «Как вести себя в общественных местах»

Утренник «Здравствуй, Зима!»

Новогоднее представление «Здравствуй, ёлка!»

Урок этической грамматики «Вся семья вместе, так и душа на месте»

Игра – беседа «Как в старину Новый год встречали»

Подвижные игры на снегу

Конкурс «Самая длинная цепочка»

январь

Кл. час «Что изменилось у меня за полгода учебы в школе»

Конкурс загадок «В гостях у бабушки Загадушки»

Экскурсия «Зимний лес»

Родительское собрание «Садимся за уроки»

Беседа об обычаях русского народа

«В гостях у самовара»

Познавательная беседа «Если хочешь быть здоров …»

Конкурс поделок «Зимняя сказка»

февраль

«Праздник зимних именинников»

В мире народной мудрости «Чему научит пословица?»

Беседа «Наши братья меньшие»

Семейный праздник «Рыцарский турнир»

Выставка рисунков «Слава Армии Российской»

Веселые старты

«День защитника Отечества»

Кл. час «Мир профессий»

март

Кл. час «Что значит быть добрым?»

Праздник «Прощай, Азбука»

Конкурс рисунков «Красавица Весна»

Праздник «Нашим мамам наш привет»

Беседа «Как чудесен этот мир, посмотри»

Веселые старты

«Мама, папа, я – спортивная семья»

Выставка поделок «подарок маме»

апрель

«Да здравствует вежливость»

Путешествие в сказку

Урок в природе «Все на белом свете солнышкины дети»

Этическая беседа «Я в своей семье»

Утренник «Полет к звездам»

Беседа «Сон – лучшее лекарство»

Экскурсия в пожарную охрану

май

«Праздник весенних именинников»

Игра «Умники и умницы»

Кл. час «Цветы приносят радость»

Родительское собрание «Давайте играть»

Урок мужества в музее «Этот День Победы»

Игры на природе

«День веселых испытаний»

Трудовой десант «Школьный двор самый лучший»

Прогнозируемые результаты:

  1. устойчивые положительные результаты обучения;
  2. приобщение школьников к истории своей семьи, школы, края;
  3. повышение уровня социальной комфортности.

 «Вместе мы - сила!»

месяц

«Я – человек»

«Мой мир знаний»

«Мир красоты и гармонии»

«Я и семья»

«Я и Отечество»

«В здоровом теле – здоровый дух»

«Дело мастера боится»

сентябрь

Экскурсия в Дом творчества «Мое хобби»

Кл. час «Зачем мы ходим в школу»

Беседа «Её зовут «дымка»

Родительское собрание «Моделирование воспитательной системы класса»

Беседа о ПДД

«Красный, желтый, зеленый»

Час общения «Как я провел лето»

Участие и подготовка к выставке «Дары осени»

октябрь

«Час общения «Моя любимая игрушка»

Викторина по сказкам

Праздник «осенние краски Алтая»

«Удивительный овражек» - поход выходного дня

Экскурсия по экспозициям музея «Мой край родной»

Беседа школьного врача «Забота о глазах»

Выставка поделок из природного материала

ноябрь

Кл. час «От чего зависит настроение?»

Игра «Что? Где? Когда?»

Беседа «Мир вокруг меня. Какой он?»

Родительское собрание «Воспитание сознательной дисциплины»

Викторина «Мы крутим глобус»

Урок здоровья «Спорт в жизни людей»

(встреча со спортсменами)

Операция «Кормушка»

декабрь

Этическая беседа «Не стесняйся доброты своей»

Игра – путешествие «Страна Мультфильмия»

Конкурс снежинок

Новогоднее представление «Здравствуй праздник новогодний!»

Традиции встречи Нового года в разных странах

Игры бабушек и дедушек

Ёлочные игрушки своими руками «В мастерской Деда Мороза»

январь

Кл. час «Самооценка и взаимооценка, как способ познать себя и других»

Интеллектуаль -

ная игра «Слабое звено»

 «Устное народное творчество» Игра – путешествие

Родительское собрание «Научитесь сами и научите детей»

Час общения «Тайны вокруг нас»

Подвижные игры на природе

Кл. час «профессии наших родителей»

февраль

Кл. час «Прогулка по городу вежливости»

Интеллектуальный марафон «Чему учат в школе»

Беседа «Любимый уголок природы»

Путешествие по страницам семейного альбома

Праздник, посвященный 23

февраля

Игра – соревнование «Взятие снежной крепости»

«Дедушкина мастерская»

март

Кл. час «Мой любимый сказочный герой»

Конкурс детских песен

Музыкальная гостиная «Как мне милы родные звуки»

Праздник «При солнышке тепло, при матери – добро»

Фотографии моей Родины

Веселые старты

«Мама, папа, я – спортивная семья»

Выставка рисунков «Счастье матери»

апрель

Час нравственного разговора «Что такое хорошо! …»

Праздник «Книга – наш лучший друг»

Беседа – рассказ «Этот удивительный мир растений»

Родительское собрание «Взаимоотношения в семье»

Познавательная игра «Звездный час»

Урок здоровья «Прыжки в жизни человека»

Экскурсия на почту

май

«Давайте жить дружно!»

Беседа по ПДД «Что значит быть ответственным?»

Беседа – рассказ «Этот удивительный мир животных»

Экскурсия в природу

«Возьмемся за руки»

Утренник «Они сражались за Родину»

Азбука безопасного поведения на улицах

Трудовой десант «Школьный двор самый лучший»

Прогнозируемые результаты:

  1. расширение кругозора;
  2. активное участие родителей в жизни класса и школы;
  3. проявление уважительного отношения к старшим.

 

«Дерзайте, вы таланты!»

месяц

«Я – человек»

«Мой мир знаний»

«Мир красоты и гармонии»

«Я и семья»

«Я и Отечество»

«В здоровом теле – здоровый дух»

«Дело мастера боится»

сентябрь

Кл. час «Корень учения горек, а плод его сладок»

Брейн – ринг по сказкам

Экскурсия в детскую школу искусств

Родительское собрание

«Проблемы и задачи 3 года обучения»

Конкурс рисунков «Осенние краски Алтая»

Беседа школьного врача «Значение осанки в жизни человека»

Кл. час  с приглашением родителей разных профессий

октябрь

Кл. час «О жадности и жадных»

Путешествие в мир загадок

Игра – конкурс «Эти удивительные растения»

Беседа «Детство моих родителей»

Конкурс сочинений «Край родной, навек любимый»

Экскурсия в детскую спортивную школу

«День пожилого человека»

помощь ветеранам

ноябрь

Беседа  «Что значит быть ответственным?»

КВН по русскому языку

Познавательная игра «Эти замечательные животные»

День матери - праздник

Выставка рисунков «Мир и моё Отечество»

Беседа «Меры безопасного поведения на водоемах, покрытых льдом»

Кл. час «Слава хлебу на столе»

декабрь

Внеклассное мероприятие «Спешите делать добро»

Музыкальные состязания

«Здравствуй, Зимушка – Зима»

Мастерская Деда Мороза

Родительское собрание

«Как вырастить ребенка нравственным»

Путешествие по страницам истории

«С любовью к России»

Встреча с инспектором ГиБДД

Беседа «Причины детского травматизма»

Конкурс новогодних игрушек

январь

Круговая беседа «Я чувствую себя счастливым,  когда …»

Игра «счастливый случай»

 Кл. час «Как прекрасен этот мир»

Старт поисковой операции «Как образовалась моя семья?»

Святки

Праздник Нового года

Игра – путешествие в страну «Опрятности»

«Книжкина больница»

февраль

Час откровенного разговора «Считаете ли вы себя культурным человеком?»

Кл. час «Культура умственного труда в классе и дома»

«Золотая хохлома»

«Защитники Родины – мои родственники»

Заочное путешествие «Чем богат наш край?»

Зимняя зарница

Круглый стол «Семейные традиции и способность ребенка трудиться»

март

КВН для девочек «Супершкольница»

Праздник пунктуационных знаков

Выставка рисунков «Весна на моей улице»

Дискуссия «Трудно ли быть мамой?»

Летопись природы родного края

Веселые старты

«Мама, папа, я – спортивная семья»

Встречаем гостей из музея  

Мастер – класс «Русская глиняная игрушка»

апрель

Кл. час «О лени и лентяях»

Внеклассное занятие по природоведению «Почему их так называют?»

Кл. час «На лесной полянке»

Поездка в музей летчика – космонавта Г. Титова

Игра «Звездный час»

Юморина «Пересмешники

Тимуровская работа «Ветеран живет рядом»

май

Встреча с интересным человеком «О чем рассказал орден?»

Творческий отчет

«Ярмарка талантов»

 «Праздник русской березки»

Оформление альбома

«Символы моей семьи»

Выставка рисунков

«Миру – Мир»

Родительское собрание

«Организация летнего отдыха детей»

Трудовой десант «Школьный двор самый лучший»

Прогнозируемые результаты:

  1. повышение интеллектуального уровня;
  2. проявление самостоятельной творческой активности;
  3. повышение степени удовлетворения родителей результатами работы школы и классного руководителя.

«Сами с усами!»

месяц

«Я – человек»

«Мой мир знаний»

«Мир красоты и гармонии»

«Я и семья»

«Я и Отечество»

«В здоровом теле – здоровый дух»

«Дело мастера боится»

сентябрь

Кл. час  «Вы сказали, здравствуйте!»

Читательская конференция по произведениям С. Михалкова «Будь Человеком»

 «В мире прекрасного»

Родительское собрание

«Проблемы и задачи 4 года обучения»

«В мире дорожных знаков»

Встреча с работниками ГиБДД

Игры на воздухе «Мой веселый звонкий мяч»

Трудовой десант «Школьный двор самый лучший»

октябрь

Кл. час «Кому нужна моя помощь?»

День самоуправления

Игра по чтению «Счастливый случай»

Викторина Растительный мир земного шара»

Операция «дорогие мои старики»

Беседа «Символы российского государства»

Беседа школьного врача  «Мои друзья – витамины»

«Что нам стоит дом построить»

помощь ветеранам

ноябрь

Кл. час «Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть»»

Доверительная беседа «Невидимые враги, которые мешают хорошо учиться»

Викторина «Животный мир земного шара»

Праздник «Я песню милой маме пою»

Беседа «Что значит быть счастливым в своей стране?»

Беседа «Вредные привычки»

Родительское собрание «О роли семьи в трудовом воспитании младших школьников»

декабрь

Кл. час «Умеем ли мы обижаться?»

Интеллектуальное лото

Игра «Наполним музыкой сердца»

Праздник семьи

Информационный час «Чем живет планета земля»

Азбука безопасного поведения

«Чистота в школе» генеральная уборка

январь

Час доверительного разговора «Мое хочу и мое надо»

В клубе знатоков

Поездка в город на новогодние представления. Посещение худ. выставок, музеев.

Поисковая работа «Откуда мы родом?»

Праздник «Святки»

Поход на лыжах в зимний лес

«Зимняя сказка» выставка поделок

февраль

Психологический классный час «Тренируем память»

Районный марафон знаний

Родительское собрание «Как вырастить ребенка нравственным?»

Семейный праздник «Мы любим друг друга!»

Беседа с лектором районного музея «Чем и кем славен мой поселок?»

Спортивный праздник, посвященный Дню Защитника Отечества

«Азбука стирки»

март

Доверительная беседа «Мои мечты, мои желания»

Информационный час «Это интересно»

Конкурс сочинений «Улыбка матери»

Беседа - презентация

«Вот какие бабушки у нас»

Кл. час «Я человек и гражданин»

Веселые старты

«Мама, папа, я – спортивная семья»

Встречаем гостей из музея  

Мастер – класс «Кукла - закрутка»

апрель

Кл. час «благодарность – это …»

Викторина

«Что? Где? Когда?»

Экскурсия в лес «Берегите первоцветы»

Дискуссия «За что уважают в семье и обществе?»

Космический КВН для мальчишек

Праздник

«Я здоровье берегу – сам себе я помогу»

«Все работы хороши, выбирай на вкус!»

май

Этическая беседа «Встречают по одежке – провожают по уму»

Выпускной вечер «До свидания, начальная школа!»

Экскурсия «Весна! Весна! И все ей радо!»

Родительское собрание «Прощай, начальная школа»

Устный журнал «Этот праздник со слезами на глазах»

Кл. час «Огонь – друг и враг человека»

Трудовой десант «Школьный двор самый лучший»

Прогнозируемые результаты:

  1. развитое чувство гордости, любви к родному краю, стране;
  2. высокий уровень формирования негативного отношения к вредным привычкам;
  3. владение методами самовоспитания и самоконтроля.

Формами и методами контроля успешности проведенных мероприятий являются анкетирование, тестирование, выездные и открытые мероприятия.


Организационно – педагогические условия

реализации программы:

  1. Связь с социумом

Учитывая возраст моих воспитанников, можно с уверенностью сказать, что потребность в общении вне рамок школы у них очень велика. Целесообразно сделать это общение позитивным и максимально интересным. Поэтому, на мой взгляд, нужно в максимальной степени использовать в воспитательной работе взаимодействие класса с правоохранительными и досуговыми центрами (ДЮСШ, ДШИ, ДЮЦ, РДК, районные библиотеки, музей), активно откликаться на поступающие от них предложения и проявлять инициативу самим, тем более, что возможность выхода коллектива за рамки школы, представляя свои достижения и делясь опытом, повышает уровень значимости каждого учащегося для коллектива, способствует формированию чувства собственного достоинства.  

Схема взаимодействия младшего школьника с организациями и учреждениями

дополнительного образования:

Дом культуры (цель: организация полезного досуга детей).

Музей (цель: формирование интереса к прошлому и необходимости его сохранения).

Спортивная школа (цель: физическое развитие и укрепление здоровья).

младший школьник

Детско – юношеский центр (цель: развитие творческих способностей учащихся).

Детская школа искусств (цель: развитие творческих способностей учащихся, приобщение к миру прекрасного).

Правоохранительные органы (цель: профилактика правонарушений среди школьников, соблюдение их гражданских прав и обязанностей).

Библиотека (цель: развитие потребности у учащихся к духовным ценностям, оказание методической и просветитель

ской помощи).

  1. Работа с родителями

Цели и задачи:

  1. изучить воспитательные возможности семей;
  2. формировать активную педагогическую позицию родителей, повышать воспитательный потенциал семьи;
  3. вооружать родителей необходимыми для воспитания детей психолого-педагогическими знаниями и умениями;
  4. активно вовлекать родителей в жизнедеятельность класса.

Направления сотрудничества с родителями:

  1. Регулярное проведение родительских собраний с обсуждением перспектив жизни класса;
  2. Проведение индивидуальных консультаций с родителями;
  3. Регулярное информирование родителей об успешности обучения учащихся;
  4. Проведение с родителями совместных мероприятий;
  5. Привлечение родителей к участию в решении школьных проблем;

  1. Органы детского самоуправления:

Совет «Знания»

Совет «Пресс – центр»

Совет

«Порядок»

коллектив  

учащихся

класса

Совет

«Досуг»

Совет

«Художников»»

Совет «Здраво -

охранение»

  1. Работа с учителями-предметниками, работающими в классе:
  1. организация встреч родителей с работающими в классе педагогами;
  2. осведомление учителей-предметников о состоянии здоровья учащихся;
  3. знакомство учителей с условиями жизни детей и взаимоотношениями в семьях;
  4. индивидуальные беседы ученика, учителя-предметника и классного руководителя при необходимости решения возникающих проблем;
  5. выяснение у учителей-предметников причин снижения результативности работы того или иного ребенка, если таковое имеет место.

  1. Индивидуальная работа с обучающимися

Направление деятельности

Формы и методы работы

Изучение индивидуальных особенностей обучающихся, условий и процесса их развития.

Психолого-педагогические диагностики и мониторинг:

  1. составление индивидуальных характеристик воспитанников;
  2. оформление «Карты увлечений» и интересов школьников и их родителей.

Установление межличностных контактов с каждым ребенком.

  1. Изучение материалов медицинского и психологического обследования школьников.
  2. Совместное определение с воспитанником и их родителями перспектив его развития.
  3. Индивидуальные беседы и консультации.
  4. Создание ситуации успеха.

Содействие воспитанникам в деятельности по самопознанию, самоопределению, саморазвитию.

  1. Психолого-педагогические диагностики, тренинги.
  2. Определение перспектив и зоны ближайшего развития.
  3. Тематические классные часы.
  4. Индивидуальные беседы и консультации.

Создание условий в классном коллективе для проявления и развития реальных и потенциальных возможностей обучающихся, реализации социально ценных и значимых интересов и потребностей школьников.

  1. Реализация программы развития и адаптивных возможностей обучающихся.
  2. КТД и мероприятия.

Взаимодействие с родителями, с целью проектирования индивидуального развития обучающихся, педагогической поддержки общественно полезных инициатив школьников, коррекции отклонений в интеллектуальном, нравственном и физическом становлении их личности.

  1. Индивидуальные консультации, беседы.
  2. Разработка и осуществление программы коррекционной деятельности.
  3. Ведение Дневника личностных достижений (Портфолио) обучающихся.

Условием достижения цели является также соблюдение следующих заповедей воспитания:

  1. Учитывай уровень развития своего воспитанника.
  2. Определи, что ты хочешь от ребенка, узнай его мнение на этот счет.
  3. Не подсказывай готового решения, а показывай возможные пути к нему.
  4. Предоставь самостоятельность ребенку.
  5. Не упусти момент первого успеха ребенка.
  6. Делай своевременные замечания.
  7. Оценивай поступок, а не личность.

А главная заповедь – НЕ НАВРЕДИ!

Ожидаемые результаты:

  1. будет наблюдаться положительная динамика воспитанности школьника;
  2. будут значительно расширены возможности для удовлетворения разнообразных запросов детей во внеурочной деятельности;
  3. активнее будут использоваться возможности системы учреждений дополнительного образования и воспитательных центров;
  4. вырастет число школьников, принимающих активное участие в мероприятиях школы, района.

Критерии оценки:

Критериями оценки результатов воспитательной программы “Я познаю мир ” являются следующие:

  1. Уровень сформированности классного коллектива.
  2. Результаты коллективных и индивидуальных психолого-педагогических диагностик.
  3. Уровень вовлечённости обучающихся в коллективно-творческую деятельность, в работу актива класса.
  4. Уровень состояния психического и физического здоровья учащихся.
  5. Уровень удовлетворённости обучающихся и их родителей воспитательной моделью класса

«Всякая ученическая группа  в школе должна

по идее становиться коллективом, ибо только в этом случае возможно полное достижение всех целей и задач школы»

Л.М.Фридман

По программе изучения уровня развития детского коллектива "Какой у нас коллектив" (автор программы А.Н. Лутошкин) осуществляю ежегодную диагностику сформированности и развития класса, определяю его состояние и перспективу развития.

Диагностика и мониторинг обучающихся:

Предмет изучения

Критерии оценки

Методики

Нравственные качества обучающихся

  1. Отношение друг к другу, к взрослым, животным.
  2. Ответственность за свои поступки.
  3. Развитие коллективистических отношений.
  4. Уровень воспитанности.
  1. Социометрия.
  2. Наблюдения.
  3. Анкетирование родителей и обучающихся.
  4. Методики изучения мотивации школьников.
  5. Методики изучения сплоченности коллектива.

Интеллектуальные способности

  1. Участие учащихся класса и коллектива в целом в школьных конкурсах.
  2. Итоги учебного года.
  3. Оценка учителями-предметниками словарного запаса учащихся, их кругозора.
  1. Портфолио отдельных учащихся класса и класса в целом.
  2. Индивидуальные беседы.

Коммуникабельность

  1. Взаимоотношения между мальчиками и девочками, с другим классом этой параллели.
  2. Наличие в классе «изгоев», «лидеров».
  1. Наблюдение.
  2. Анализ участия класса в мероприятиях школы.
  3. Анализ состояния правонарушений в классе.

Гражданская позиция

  1. Отношение учащихся к своей стране.
  2. Участие учащихся в коллективных делах.
  3. Соблюдение Устава школы, Правил для учащихся.
  4. Ответственное отношение к своим поступкам.
  1. Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности.
  2. Анализ состояния правонарушений в классе.

Здоровье учащихся

  1. Уровень психического развития учащихся.
  2. Уровень развития навыков саморегуляции.
  3. Умение переносить стрессовые ситуации.
  4. Отсутствие школьного травматизма.
  1. Анализ листков здоровья.

Диагностика и мониторинг

обучающихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитания младших школьников "Планета Здоровья"

Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. ...

Программа воспитания младших школьников.

Программа воспитания составлена на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности нражданина России и полностью соответствует требованиям ФГОС. Идея составления данной программы...

Программа воспитания младших школьников в ГПД "Становление"

Данная программа дает возможность развивать, контролировать и анализировать работу детей и воспитателя группы продленного дня....

Программа воспитания младших школьников

Программа воспитания и социализации младших школьников рассчитана на 4 года, составлена с воответствии с фгос второго поколения....

Комплексная программа воспитания младших школьников

Программа  воспитания младшего школьника, план воспитательной работы учителя....

Программа воспитания и социализации "Познай себя" 3 класс

Программа воспитания и социализации "Познай себя" используется в 3 классе. Пространство воспитания интегрировано в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и...