Классный час "Подвиг защитников Ленинграда"
методическая разработка (3 класс) по теме

Макар Ольга Алексеевна

Предлагаю Вашему вниманию сценарий воспитательного мероприятия, прсвящённого освобождению города - героя Ленинграда от фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podvig_zashchitnikov_leningrada.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:






















Открытый классный час



в 3 «г» классе гимназии № 7



по теме « Подвиг защитников Ленинграда»















                                      Учитель: Макар О.А.






































Необходимое оборудование для проведения классного часа:

ксерокопии документальных фотографий военных лет;  ДВД-фильм «Дороги Жизни»; СД-проигрыватель с записями фонограмм военных мелодий;  экспонаты школьного музея (фрагменты немецких снарядов и мин времён войны); элементы художественной экспозиции: чайник, кружка, керосиновая лампа, образец хлебной нормы блокадника; военные награды; цветы.

Учитель: 27 января наша страна отмечала одну из  недавно утверждённых памятных дат – День воинской славы России.  Это был день славы города Ленинграда. Именно в конце января 1943 года в годы Великой Отечественной войны  нашими войсками была прорвана фашистская блокада города.

Сегодня мы посвящаем нашу встречу городу-герою  Ленинграду. Его бесстрашным защитникам,  мужественным жителям. Помогут мне её провести активисты нашего гимназического музея Боевой Славы.

 Перенесёмся мысленно к событиям более чем 60-летней давности, связанных с тяжёлым испытанием для нашей страны – Великой Отечественной войной.

(под муз. фонограмму учитель читает стихи Ю. Воронова «Опять война…»)

Опять война, опять блокада…

А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда:

«Не надо, не надо раны бередить.

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне

И о блокаде пролистали

Стихов достаточно вполне».

И может показаться: правы

И убедительны слова.

Но даже если это правда,

Такая правда –

Не права.

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память – наша совесть.

Она, как силы, нам нужна.

 

 1–ый активист: 22 июня 1941 года гитлеровские войска атаковали нашу страну. Имея в планах молниеносный захват нашего государства, немецкое командование осуществляло мощные, хорошо подготовленные удары по трём основным направлениям: группа «ЦЕНТР»» на Москву,  группа «ЮГ» на южное направление и Украину, группа «СЕВЕР» - на Ленинград, вторую нашу столицу (показ на карте).

Ремарка учителя: Внимание! Мы будем  называть этот город так, как он назывался в годы войны (сейчас, как вы знаете, ему вернули историческое название – Санкт-Петербург).

Фашисты мечтали стереть этот город с лица земли. Они бросили на его захват отборные части, вооружённые лучшей военной техникой. Перед командующим группой армий «СЕВЕР» генералом  фон Леебом  Гитлер  поставил задачу – штурмом овладеть городом и сделать его необитаемым. 

Учитель: Организаторы защиты Ленинграда быстро и чётко расставили  сотни тысяч людей на участки, решающие судьбу обороны. В июле и августе 1941 года  в городе было организровано79 рабочих батальонов народного ополчения. Ленинград  отдал в армию 40 тысяч своих земляков.

Звучит аудиозапись «Священная война»

Учащиеся 3 г читают «Я помню ту осень…» Н. Тихонова

1-ый активист: В конце лета 1941 года тысячи ленинградцев воздвигают укрепления вокруг города, роют окопы, устанавливают противотанковые заграждения. Старики, женщины, студенты, преподаватели, старшие школьники работают по 12-14 часов в сутки, нередко под дождём, близко от линии фронта, под обстрелом врага… (показ архивных фотографий)

На заводах и фабриках города к станкам встали женщины и дети. День и ночь не прекращалась работа. На улицах висели призывы: «Всё для Родины! Всё для победы!»

Учитель: С каждым днём всё суровее становился облик города. Окна магазинов и общественных зданий закрыли предохранительными щитами. Окна жилых домов заклеивались бумажными крестами. На памятники надели защитные футляры из досок. В парках и садах разместились на огневых позициях зенитные батареи. Было эвакуировано 96 предприятий. Эвакуировались в тыл также музеи, театры, научно-исследовательские институты. Город превратился в военную крепость (показ архивных фотографий).

2Несмотря на предпринятые действия,30 августа 1941 года Ленинград оказывается  в «клещах окружения». Немцы перерезали последнюю железную дорогу, связывающую Ленинград со страной, а 8 сентября взяли укрепление Шлиссельбург и окончательно окружили город с суши. Ленинград оказался в БЛОКАДЕ.

Кто из вас поможет мне объяснить смысл этого выражения? (ответы учащихся)

РАБОТА С ПОНЯТИЕМ «БЛОКАДА»: окружение войск противника с целью уничтожения, а также изоляция враждебного государства, города с целью прекращения его сношений с внешним миром.

После нескольких неудачных попыток наступления Гитлер предпочёл сменить тактику. Он сказал: «Этот город надо уморить голодом. Перерезать все пути подвоза, чтобы туда мышь не смогла проскочить. Нещадно бомбить с воздуха, и тогда город рухнет, как переспелый плод».

2-ой активист: С сентября начались постоянные артиллерийские обстрелы и  массированные бомбёжки города вражеской авиацией.  Рёв сирен заполнял комнаты, аудитории, улицы, площади. Радио постоянно предупреждало: «Воздушная тревога! Воздушная тревога!». Всего за время блокады немцы обрушили на Ленинград 100тысяч бомб и150 тысяч  мин и снарядов. В среднем ежедневно в Ленинграде гремело 245 взрывов. Во всём городе, вероятно, не осталось ни одного целого стекла. В нашем школьном музее хранятся осколки таких же мин и снарядов, которыми враг бомбил и обстреливал  Ленинград  (демонстрация экспонатов школьного музея).

Учитель: С каждым днём в Ленинграде становилось всё меньше продовольствия. Покинуть город уже никто не мог.  Но здесь оставалось очень много детей, стариков.

20 ноября была установлена самая низкая норма выдачи хлеба – 250граммов  рабочим и 125 граммов всему остальному населению. (ПОКАЗ ОБРАЗЦА).  В эти страшные дни в квартирах, на улицах, на рабочих местах, в очередях за хлебом умирали люди. А на город с неба падали немецкие листовки, призывающие перейти линию фронта и встать на сторону немцев

Учащиеся 3 г читают  «И листовки летели с неба…»

3-ий активист: Первая блокадная зима выдалась особенно тяжёлой. Иссякли запасы топлива, остановились трамваи и автобусы. В истощённом состоянии люди приходили на работу пешком. Многие до неё просто не доходили. В осаждённом городе оставалось около 400 тысяч детей. Их матери,  лишая  себя куска хлеба, поддерживали слабые детские силы, тем самым нанося вред своему здоровью. Женщины отдавали всё, что могли, что имели, только бы обменять  свои вещи  на хлебные карточки. Чтобы не заморозить детей, они с превеликими трудностями  доставали дрова, бережно расходуя каждое полено, а если дрова кончались, в ход шли мебель, паркет и даже книги. В городе замёрзли водопровод и канализация. За водой ходили к прорубям. Ведро воды стало великой ценностью.  Многие не в состоянии были поднять ведро, носили в чашках бидончиках. Не было электричества.  Стояли безмолвные улицы обледенелые дома в рубцах и ранах… Смерть входила в подъезды, дома, заглядывала в квартиры. И только звук метронома иногда напоминал, что ещё теплится жизнь. В первую блокадную зиму от голода умерло 252 тысячи человек.

ЗВУЧАНИЕ МЕТРОНОМА

ПРОСМОТР ДВД-ФРАГМЕНТА

Учащиеся 3 г читают  «Да, Ленинград остыл…»

Учитель: Страшно читать дневники, оставленные жителями блокадного Ленинграда. Одним из таких  документов является дневник Тани Савичевой (показ портрета).

Выступление актива музея:

1-ый активист: Вот странички из дневника 11-летней ленинградской  школьницы Тани  Савичевой.

«Женя умерла 28 декабря в 12.30 утра. 1941 год».

Женя – это сестра Тани.

2-ой активист: «Бабушка умерла 25 января в 3 часа. 1942 год».

3-ий активист: «Лёка умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 год».

Лёка – это брат Тани.

1-ый активист: «Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи . 1942 год».

2-ой активист: «Дядя Лёша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».

3-ий активист: «Мама, 13 мая в 7.30 часов утра 1942 года».

1-ый активист: «Умерли все».

2-щй активист: «Осталась одна Таня».

3-ий активист: После смерти родных Таня попала в детский дом, откуда её вывезли на Большую  землю. За жизнь Тани боролись два года, но спасти её так и не удалось.

Учитель: Вся страна помогала Ленинграду в его героической борьбе против фашистов.

С невероятными трудностями  в город доставляли небольшие партии продуктов, топлива. Не перерезанной врагом оставалась только узкая полоска воды на Ладожском озере. Поздней осенью прервалась и эта ниточка. На Ладоге становился лёд. Государственный комитет Обороны требовал проложить по Ладожскому льду автомобильную дорогу. От этой дороги зависело спасение жителей Ленинграда, снабжение войск фронта. Ждать твёрдого льда было невозможно, в городе заканчивалось продовольствие. 12 ноября 1941 года на тонкий лёд спустились первые разведчики. Опираясь на шесты, бесконечно останавливаясь и падая на лёд, они проверяли возможность движения по нему. Лёд под ногами ходил ходуном, а город ждал. Следом за людьми на лёд вышли конные обозы. Проваливаясь под некрепкий лёд, они двигались к Ленинграду и везли муку. 22 ноября на лёд вышли первые грузовики. Когда лёд немного окреп, машинами, на которых  привозили продовольствие, стали вывозить людей. Большинство из них самостоятельно двигаться уже не могли. Эту дорогу назвали «Дорогой жизни».

ПРОСМОТР ДВД-ФРАГМЕНТА

Дорога жизни, спасавшая Ленинград от голодной смерти, была полна опасностей и тревог. Она скорее напоминала поле боя, чем дорогу в обычном понимании этого слова. Здесь, как на передовой, рвались снаряды и бомбы, погибали люди.

Когда шла подготовка к  этой нашей встрече, я обратилась к вам, дорогие мои ребята, с просьбой узнать у старших членов своей семьи, жил ли кто из ваших родных в те времена в осаждённом Ленинграде или, быть может, принимал участие в его героической обороне. Сейчас я хочу предоставить вам слово.

(выступления третьеклассников)

3-ий активист: Немцы считали, что они задушили,  уничтожили город. Им казалось, что в таких условиях просто невозможно выжить. Однако город жил, работал, боролся. За почти 900 дней блокады заводы Ленинграда дали фронту более 2 тысяч танков, 1500 самолётов, 150 тяжёлых морских орудий, 12 тысяч миномётов, 212 тысяч единиц стрелкового оружия, более 7 миллионов артиллерийских снарядов и мин.

2-ой активист: Больные, замёрзшие, изголодавшиеся люди старались сохранить библиотеки и музеи, готовились и выходили в эфир радиопередачи. В суровом 1942 году  состоялась ленинградская премьера Седьмой симфонии известного композитора Дмитрия Шостаковича (показ портрета). Музыканты, отогревавшие пальцы своим дыханием,  слушатели, едва живые от холода. Но Седьмая симфония звучала как набат. Звучала не только как вызов врагу, но и как предвестник Победы.

(звучит аудиозапись Седьмой симфонии Шостаковича)

Учитель: Пришло 18 января 1943 года, день, который никогда не исчезнет из памяти ленинградцев. В этот день соединились войска  Волховского и Ленинградского фронтов.

Блокада Ленинграда была прорвана.  Город выстоял, победил. Ни голод, ни холод, ни обстрелы, ни бомбёжки не сломили дух его защитников. Чтобы окончательно снять блокаду,  понадобился ещё год.  В конце января 1944 года войска Волховского и

Ленинградского фронтов при участии Балтийского флота и партизанских отрядов успешно завершили операцию по разгрому  фашистских войск под Ленинградом.

27 января 1944 года тёмное январское небо озарилось вспышками салюта. Страна салютовала в честь победы защитников Ленинграда. За стойкость и героизм в период 900-дневной блокады Ленинград получил звание город-герой, а его защитники были награждены медалями «За оборону Ленинграда».

Учащиеся  3 г читают Ю. Воронова «Мне кажется, когда гремит салют…» или Ю Воронов «За залпом залп…»

Прошу всех встать и почтить память  погибших в годы Великой Отечественной  войны 1941-1945 годов минутой молчания. Вечная память героям!

 (МИНУТА МОЛЧАНИЯ)

Сегодня у нас в классе присутствует множество гостей и среди них нам особенно радостно приветствовать педагога дополнительного образования города Чехова Запонкину Татьяну Владимировну. Жизнь этой женщины самым тесным образом переплелась с героическими испытаниями великого города, которому мы посвятили сегодня нашу беседу.  Татьяна Владимировна, просим Вас сказать нам несколько слов.

(ВЫСТУПЛЕНИЕ ГОСТЬИ  - ВРУЧЕНИЕ ПАМЯТНОГО БУКЕТА)

Обращение учителя:

Люди!

Покуда сердца стучатся,-

Помните!

Какою ценой завоёвано счастье,-

Пожалуйста, помните!

Мечту пронесите через года и жизнью наполните!..

Но о тех, кто уже не придёт никогда, -

Заклинаю,-

Помните!  (Р. Рождественский «Реквием»)

(ЗВУЧИТ АУДИОЗАПИСЬ ПЕСНИ «ДЕНЬ ПОБЕДЫ»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Блокадный Ленинград"

 В преддверии великого праздника Дня Победы мы начинаем задумываться о том, что нынешнее поколение совсем не знает той войны. Все меньше и меньше становится ветеранов, которые могли бы рассказать наши...

Классный час "Блокада Ленинграда"

Классный час "Блокада Ленинграда"...

"Юным защитникам Ленинграда посвящается"

Литературно-музыкальная композичия ко дню снятия блокады Ленинграда...

Презентация"Мемориал Героическим защитникам Ленинграда"

Данную презентацию можно использовать на классных часах, посвященных защитникам Ленинграда или уроках истории Санкт-Петербурга....

«Слава защитникам Ленинграда!»

Урок Мужества. Сценарий, посвященный 72-годовщине снятия блокады Ленинграда...

Урок мужества на тему: "Защитникам Ленинграда посвящается..."

Урок мужества на тему: "Защитникам Ленинграда посвящается...", для учащихся  начальной школы...