Классный час для учащихся 2-4 классов на тему: «Как уберечь себя от беды?»
классный час (2,3,4 класс) по теме

 

1). Классный час проводится в начале сентября как стартовый в серии мероприятий по проблеме здоровьесбережения.

2).Форма проведения – устный журнал.

3). Ориентируясь на лимит времени, количество страниц журнала можно сократить по усмотрению организатора занятия. 

4). Целесообразно некоторые страницы журнала проиллюстрировать слайдами из презентации личного производства или позаимствованными у коллег из интернета.

5). Сказки, используемые  при проведении занятия, имеют ссылки на источник, но для удобства пользователей тексты даны в приложении к этой работе без изменений и сокращений. На занятии можно использовать их в сокращенном виде или использовать лишь одну из них.

6). Уместно организовать выставку детских книг по теме классного часа, с которой дети будут знакомиться перед  занятием и после него в течение дня или нескольких дней.       

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_dlya_uchashchihsya_2.docx56.58 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час для учащихся 2-4 классов на тему: «Как уберечь себя от беды?»

  Цель: актуализировать проблему здоровьесбережения  учащихся.

  Задачи:          

  1. нацелить детей на здоровый образ жизни и активную жизненную позицию;
  2. систематизировать имеющиеся знания по теме;
  3. повторить и закрепить знания правил поведения в осеннем лесу ;
  4. развивать творческую активность детей, любознательность, коммуникативные способности;
  5. воспитывать бережное отношение к природе и своему здоровью.

  Аннотация:

1). Классный час проводится в начале сентября как стартовый в серии мероприятий по проблеме здоровьесбережения.

2).Форма проведения – устный журнал.

3). Ориентируясь на лимит времени, количество страниц журнала можно сократить по усмотрению организатора занятия.

4). Целесообразно некоторые страницы журнала проиллюстрировать слайдами из презентации личного производства или позаимствованными у коллег из интернета.

5). Сказки, используемые  при проведении занятия, имеют ссылки на источник, но для удобства пользователей тексты даны в приложении к этой работе без изменений и сокращений. На занятии можно использовать их в сокращенном виде или использовать лишь одну из них.

6). Уместно организовать выставку детских книг по теме классного часа, с которой дети будут знакомиться перед  занятием и после него в течение дня или нескольких дней.      

Оборудование: мультимедийный проектор, электронный носитель с презентацией по теме, лист ватмана с заготовками для составления опорной схемы, индивидуальные карточки с незаполненной опорной схемой по количеству учащихся, имитированный журнал (на страницах – заголовки), жетоны за удачные ответы в достаточном количестве, 3 медали для победителей, утешительные призы – картинки по теме в достаточном количестве, «Памятка для школьников Санкт-Петербурга о мерах пожарной безопасности» по количеству учащихся.

                        Ход занятия.

1.Погружение в тему.                                                                             Классный руководитель                                                                                     - Прочитайте тему на доске. Попытайтесь предположить, о чем пойдет сегодня у нас с вами разговор? (Высказывания детей.) Вспомним:  «Кто умнее всех на свете?» Отвечайте дружно, дети! (Человек.) «На земле он всех сильней, потому что всех…(умней).» Правильно! «Кто способен все понять, и трудиться, ичитать? (Человек).» «Кто может мыслить, говорить, беду мгновенно предотвратить? (Человек)». Да, человек – разумное существо, в живой природе он – главный, он – царь! Но как ему уберечь себя от множества опасностей, преследующих его на каждом шагу в течение всей жизни. Об этом нам предстоит сегодня порассуждать, высказать свое понимание по этому вопросу. Интереснее будет сделать это в форме устного журнала.

2. Листаем страницы журнала.                                                                           Страница 1. «Фундамент проблемы». 

(Все удачные ответы поощряются жетонами, по их количеству в конце занятия будет выявлено три наиболее активных ученика).                                                                                   - Странное название страницы. Мы знаем , что от прочности фундамента зависит устойчивость и надежность         архитектурного сооружения. На этой страничке – три волшебных  камня со странными надписями. Вероятно, это ,как фундамент, является главным в деле охраны здоровья и жизни  человека. Расшифруем слова. (На первом камне: «Отгадай загадку!»).Текст загадки: «Умение познавать, рассуждать, понимать окружающее – что это?» (Мышление. Переворачиваем карточку с этим словом.) На втором камне: «ЯЗНИНА».(Знания Переворачиваем карточку, демонстрируется это слово.) На третьем камне: «СЛЕДОПЫТ – СЛЕД = ?». (Опыт; переворачиваем карточку, демонстрируется слово.) Как вы понимаете значение слова опыт? Так чем же должен вооружиться человек, чтобы быть разумным существом живой природы, чтобы оберегать от опасностей свою жизнь и жизнь других людей?

Страница 2. «Полезная схема».                                                                                                      Составление опорной схемы силами учащихся под руководством классного руководителя.  На доске по ходу беседы появляется схема, параллельно дети заполняют индивидуальные карточки.

             КАК УБЕРЕЧЬ СЕБЯ ОТ БЕДЫ?

  1. ПРОФИЛАКТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ
  2. ПРАВИЛЬНОЕ ЛЕЧЕНИЕ
  1. ЗАКАЛИВАНИЕ ОРГАНИЗМА
  1. ЗАНЯТИЯ ФИЗКУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ
  1. СОБЛЮДЕНИЕ

 ПРАВИЛ ОТ И ТБ

  1. ФИЗИЧЕСКИЙ И УМСТВЕННЫЙ ТРУД

  1. ИЗУЧЕНИЕ СВОЕГО ОРГАНИЗМА
  2. СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВИЛ ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ
  1. ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С ПРИРОДОЙ
  1. СОБЛЮДЕНИЕ РЕЖИМА ДНЯ
  1. СОБЛЮДЕНИЕ РЕЖИМА ПИТАНИЯ
  1. ИЗБАВЛЕНИЕ ОТ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК

Страница 3. «Узелки на память» идущему в лес по грибы-ягоды.

- Какой вид отдыха люди предпочитают  в сентябре – октябре? (Вылазки по грибы-ягоды.) Какие опасности могут подстерегать человека в осеннем лесу? (Дети называют варианты, классный руководитель кратко фиксирует ответы на доске.)

ЯДОВИТЫЕ ГРИБЫ И ЯГОДЫ

ВСТРЕЧА С ДИКИМИ ЖИВОТНЫМИ

ПОЖАР В ЛЕСУ

ФИЗИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРАВМЫ

ВЕРОЯТНОСТЬ ЗАБЛУДИТЬСЯ

ВЕРОЯТНОСТЬ ПЕРЕОХЛАДИТЬСЯ ИЛИ ПЕРЕГРЕТЬСЯ

?

                                          

Страница 4. «Отдыхай-ка!» Музыкальная физкультминутка.

Страница 5. «Смекалистых».        

Интересную страницу откроем сейчас;                                                              Ответы готовьте каждый из вас.                                                                        Хотите победителем стать?                                                                              Но для этого многое надо знать,                                                                        Уметь думать, рассуждать, отвечать.                                                                 Успех жетоном будем отмечать.

  1. На привале нам помог:                                                                                 Суп варил, картошку пек.                                                                            Для похода он хорош,                                                                                    Да с собой не понесешь.                                                                       Шипит и злится, воды боится.                                                                        С языком, а не лает.                                                                                    Без зубов, а кусает.        (Огонь.)
  2. Без рук, без ног к небу ползет. (Дым.)
  3. Что опаснее для жизни человека на пожаре: дым или огонь? (Дым.)
  4. Почему? (Хватит несколько глотков, чтобы потерять сознание и отравиться продуктами горения.)
  5. Как помочь человеку, на котором вспыхнула одежда?                                     (Нельзя давать ему бегать – пламя разгорится сильнее; помочь ему сбросить воспламенившуюся одежду или погасить ее водой; накинуть на пострадавшего одеяло или другую вещь, оставив голову открытой, чтобы он не задохнулся продуктами горения; необходимо вызвать скорую помощь, оказать посильную доврачебную помощь: положить стерильную повязку или завернуть раненого в простыню, укрыть потеплее, напоить теплым чаем; не смазывать кожу и раны вазелином или другим жиром…)

Страница 6. «Доскажи словечко!»

  1. Пламя прыгнуло в листву.                                                                          Кто в лесу зажег… (траву)?
  2. Кто бросал в огонь при этом                                                          Незнакомые … ( предметы)?
  3. Дым увидел – не зевай,                                                                                А пожарных  … (вызывай!)
  4. Помни каждый гражданин -                                                                 Звони при пожаре по … (01)!

Страница 7. «Сказочная».                                                                                     Послушайте сказку «Осколок стекла».(Шорыгина Т.А. Осторожные сказки: Безопасность для малышей. – М.: Книголюб, 2003, стр.63; см. приложение 1.)

Во время работы со сказкой уместно продемонстрировать на экране слайды с изображениями следующих ядовитых грибов и растений: бледная поганка, мухомор,  ложный опенок, сатанинский гриб; волчье лыко, вороний глаз, ландыш, лютик ядовитый).

Страница 8. «Страница добрых советов.                                                                                           Чтение сказки «Советы лесной мышки». (Шорыгина Т.А. Осторожные сказки: Безопасность для малышей. – М.: Книголюб, 2003, стр.71; см. приложение 2.)

Страница 9. «Ориентирование на местности».                                                             - Возвращалась домой наша знакомая Настенька да заблудилась. Однако , она точно знала, что ей возвращаться надо в северном направлении. Но компаса нет, солнышко спряталось за тучи.  Вижу, вы способны помочь малышке. Рассматриваются и обсуждаются  слайды презентации такого содержания:                                                  1) мох на камнях и старых деревьях – с северной стороны;                                          2) у муравейников крутой склон направлен на север, а более пологий – на юг;                  3) муравьи строят свои муравейники с южной стороны деревьев;                                   4) на свежих пнях расстояние между годовыми кольцами шире с той стороны, которая лучше освещена солнцем, - с южной;                                                                  5) грибы растут с северной стороны деревьев, кустарников, пней;                                  6) у отдельно стоящего дерева с северной стороны растет меньше ветвей, чем с солнечной, южной стороны;                                                                                  7) возле пней и кочек ягоды клюквы, брусники, черники растут с освещенной солнцем южной стороны.                                                                                      - Почему нельзя ориентироваться на местности только по одному из этих способов?

3. Итог занятия. Награждение активистов, вручение памяток.

4. Рефлексия.                                                                                                  - Этот классный час для вас оказался полезным?                                                                     Дети отвечают с помощью цветовых сигнальных карточек (условные обозначения – на доске!):                                                                                                зеленый – «да»;                                                                                          голубой  - скорее «да», чем «нет»;                                                                  желтый  - скорее «нет», чем «да»;                                                                  красный – «нет».

- Спасибо за совместную работу, я вами довольна! На выставке очень интересные книги, в них вы найдете дополнительную интересную информацию и ответы на разные вопросы. Разговор на эту тему мы продолжим на последующих встречах.

Используемая литература:

Ильин А.А. Большая энциклопедия выживания. – М.: Эксмо, 2005.                            Сибиряков Л.И. Опасные приключения Ванечки и Манечки. – М.: Мир безопасности, 1998.   Шорыгина Т.А. Осторожные сказки: Безопасность для малышей. – М.: Книголюб, 2003.  Энциклопедия для детей. Личная безопасность/ Глав. Ред. В.А. Володин.- М.: Аванта+,2001.                               

Приложения.

Приложение 1.

  «Осколок Стекла» (Шорыгина Т.А. Осторожные сказки: Безопасность для малышей. – М.: Книголюб, 2003, стр.63).

   Хотите верьте, хотите нет, но однажды из-за маленького осколка стекла случилась  большая беда. Бутылочный осколок лежал на лесном пригорке под старой сосной. Пригорок был густо усыпан сухими порыжевшими сосновыми иголками.  

   В жаркий летний полдень осколок собрал солнечные лучи в одну точку, и от их тепла стала тлеть тонкая высохшая былинка, потом загорелись сухие иглы хвои, от них огонек перекинулся на обломанные ветки, и в лесу запахло дымом.  

  1. Как вы думаете, откуда в лесу появился осколок стекла?

  А надо вам сказать, что под корнями сосны в уютной норе жила лисица с лисятами. Лисица почувствовала запах дыма, выглянула из норы и увидела горящие ветки.

   Как раз в это время над поляной пролетала сорока, она тоже заметила огонь и громко встревоженно застрекотала:

- Караул! Пожар! Горим! Горим!

- Эй, сорока-белобока, быстрее лети за медведем, он у нас в лесу главный пожарный, знает, как с огнем справиться. А я побегу зверей созывать на помощь. Если дружно возьмемся за дело, то потушим огонь, ведь он еще маленький.

   Сорока полетела за медведем, а лиса созвала на поляну лесных жителей.

- Ну-ка, серые зайки, бегите к ручью за водой. Вы, кроты, ройте землю. А бурундуки, еноты и белки засыпайте землей огонь! – стал распоряжаться медведь.

- А нам что делать? – спросили медведя лисы и волки.

- Срывайте большие ветки да сбивайте ими пламя, - скомандовал пожарник-медведь.

  Принялись звери с огнем бороться: водой заливать, землей засыпать, ветками сбивать. Огненные языки становились все меньше и скоро совсем погасли.

   Никто и не заметил, как одна хитрая огненная змейка спряталась под корягой.

   Когда усталые звери разошлись, огненная змейка стала потихоньку лизать корягу, потом поползла по высохшей траве к куче валежника.  С каждой минутой она росла и крепла, а когда добралась до валежника, то из маленькой змейки превратилась в настоящего огненного змея. Языки пламени вылетали из его раскрытой пасти, рассыпались искрами и поджигали кусты и деревья.

   Ветер подхватил пламя и понес его по лесу. Горящие ветви громко затрещали, лес стал наполняться дымом.

   Почуяли звери и птицы запах дыма, выбрались из нор и гнезд и видят: бушует в лесу пожар!

 - Нет, с таким огнем нам не справиться! – решили они. _ Придется с насиженных мест сниматься и убегать!

   Лисица вывела из норы своих малышей и сказала им:

- Бегите, детки, за мной к лесному ручью, да пониже к земле пригибайтесь, хвостом мордочку прикрывайте, чтобы дымом не надышаться.

   Лисята быстро бежали следом за матерью. Стремительно убегали, спасаясь от огня, и другие лесные обитатели: волки, медведи, белочки, бурундуки. Огненный змей гнался за ними по пятам.

   Скоро звери добрались до большой реки, в которую впадал ручей. Они бросились в воду и переплыли на другой берег.

   Огненный змей тоже приполз к реке, добрался до самой кромки воды, зашипел, стал гаснуть – перебраться на другой берег он так и не смог.

  1. Как вы думаете, стих ли после этого лесной пожар?

 Но пожар не стих. Огонь сдался только тогда, когда в лесу появились пожарные. Люди победили лесной пожар, но зверям и птицам пришлось строить себе новое жилье в другом лесу.

  1. ВОПРОСЫ

Почему в лесу начался пожар?

Как звери боролись с огнем?

Куда спряталась огненная змейка?

Могли ли лесные жители потушить большой пожар?

Как вы думаете, быстро ли огненная змейка превратилась в большого огненного змея?

Как звери спасались от лесного пожара?

Почему, убегая из зоны огня, нужно прикрывать рот и нос мокрым платком?

Почему надо бежать, пригибаясь к земле?

Как река помогла зверям спастись от огня?

Кто потушил лесной пожар?

Почему звери и птицы не смогли вернуться в свой лес?

Почему в лесу нельзя баловаться со спичками, поджигать ветки и траву, бросать бутылки и осколки стекла?

Приложение 2.

«Советы лесной мышки» (Шорыгина Т.А. Осторожные сказки: Безопасность для малышей. – М.: Книголюб, 2003, стр.71).

  Летом Настя гостила у бабушки в деревне.

   Однажды она взяла корзинку и пошла в лес по грибы, по ягоды. Только вышла Настенька на дорогу, видит на обочине стоит большой зеленый куст, усыпанный мелкими ярко-красными ягодками, собранными в гроздья.

 - Ах! Какие хорошенькие ягодки! Сейчас попробую, сладкие ли они? – подумала девочка и протянула руку, чтобы сорвать ягоду.

  1. Какой совет вы могли бы дать девочке?

- Не рви, девочка, эти ягоды. Они хоть и красивые, но ядовитые. А кустарник, на котором они растут, называется бузиной, - услышала Настя чей-то тонкий голосок.

 - Ой, кто это? – удивилась Настенька.

   Ей показалось, что голосок идет откуда-то снизу, и она присела на корточки. Под кустом бузины на земле росла невысокая трава, лежали прутики, сучки, листики, но никого не было видно.

   Вдруг один листочек зашевелился, и из-под него показалась прехорошенькая мордочка лесной мышки с черными смышлеными глазками и крошечными розовыми ушками.

 - Лесная мышка! Да какая пригожая! Рыженькая, с темной полоской вдоль спинки! – обрадовалась Настя.

   Она протянула мышке раскрытую ладонь, и та ловко взобралась на нее.

 - Это ты со мной разговаривала, мышка? – спросила девочка.

 - Конечно я! Кто же еще! Увидела, что ты хочешь ядовитую ягоду сорвать, вот и решила предупредить тебя.

 -Спасибо. Мышка! – поблагодарила Настя. – Но я не знала, что мыши умеют говорить.

 - Я живу в избушке старика-лесовика, он меня и научил вашему языку, - пропищала мышка. – Я вижу, Настенька. Ты не очень-то разбираешься в лесных ягодах – какие съедобные, а какие нет.

 - Это ты, мышка, правильно заметила. Я ведь в городе живу, а к бабушке в гости только на каникулы приезжаю, - объяснила Настя.

 - Что ж, если хочешь, я с тобой в лес пойду, покажу разные ягоды и грибы, расскажу о них.

 - Конечно. Хочу! – обрадовалась девочка.

 - Ну, тогда пошли. Я впереди побегу, а ты за мной иди.

   Мышка быстро побежала по тропинке, а Настя пошла за ней. Скоро они оказались в густом лесу, и девочка заметила под елью невысокий стебелек с крупными оранжево-красными ягодами.

 - Что это за ягоды? – спросила Настя у мышки.

 - Это семена ландыша.

 - Ландыша? – удивилась девочка. – А я думала, что у ландыша белые душистые бубенчики…

 - Белые цветочки у ландыша бывают в конце весны и в начале лета, а потом, когда они отцветают, на их месте появляются зеленые ягоды, к концу лета они краснеют. У ландыша и корни, и стебли, и листья, и ягоды – очень ядовитые!

   Настя огляделась по сторонам и заметила куст с крупными сочными алыми ягодами, похожими на вишню.

 - А эти ягоды съедобные или ядовитые? – спросила она мышку.

 - Очень ядовитые! Называют их волчьими ягодами или волчьим лыком. Собирать их нельзя – предупредила девочку мышка.

 - Ой, смотри, мышка, какая удивительная ягодка! На глаз с большими ресницами похожа.

 - А ее так и называют – вороний глаз. Черная сочная ягодка лежит на зеленой розетке из листьев. Запомни, Настенька, это опасная ягода, ею можно отравиться. Никогда ее не рви!

 - Хорошо, не буду. А скажи мне, пожалуйста, какие ягоды можно собирать?

 - Таких ягод очень много. Это малина и костяника, голубика и черника, калина и земляника. Пойдем, я тебе покажу некоторые из них.

   Мышка привела девочку на поляну. Настя наклонилась, чтобы сорвать костянику, и вдруг заметила большущий темно-коричневый гриб, края шляпки которого загибались вверх, а в самой шляпке блестела дождевая вода.

   Неожиданно с нижней ветки густой зеленой ели на землю спрыгнула рыженькая белочка, подбежала к грибу, ловко уселась на краю шляпки и стала пить из нее воду, словно из блюдца.

  Настя и мышка с интересом наблюдали за белкой. Та напилась и ускакала в чащу леса.

 - Здорово! – воскликнула Настя. – А скажи, из какого гриба пила воду белка?

 - Этот гриб называется черным груздем – чернушкой. Вообще-то, чернушки – съедобные грибы, их мариновать и солить можно, но этот гриб уже старый, перезрелый. Его рвать не надо. Сейчас мы других грибов наберем.

   Мышка показала Насте сыроежки, подберезовики и подосиновики. Девочка аккуратно собрала грибы и уложила их в корзинку.

  1. Какие съедобные грибы вы знаете? Как они выглядят?

- А вот этот гриб я знаю. Он очень ядовитый! – сказала Настенька, указывая на большой ярко-красный мухомор, шляпка которого была словно забрызгана белой известкой.

   Мухомор не таясь рос под молоденькой елочкой.

 - Мне бабушка рассказывала, что другие грибочки под листиками таятся, в мох зарываются, ветками прикрываются, а мухомор прятаться не любит.

   Настя взяла хворостинку и хотела сбить с мухомора шляпку, но мышь остановила ее.

 - Ты правильно сказала, что для людей мухоморы опасны, а вот лесные великаны-лоси ими лечатся. Так что лучше, Настенька, не трогай мухомор. Пусть себе растет, лесное царство украшает и лосям помогает.

Долго еще Настя с мышкой бродили по лесу. Много полезного и интересного узнала девочка.

  1. ВОПРОСЫ

Где Настя гостила летом?

Куда пошла Настя?

Кого встретила девочка по дороге в лес?

О чем рассказала ей лесная мышка?

Почему нельзя собирать и есть ягоды бузины, ландыша, вороньего глаза? Как они выглядят?

Какие съедобные ягоды вы знаете? Расскажите, как они выглядят.

Какие ядовитые грибы вы знаете7 Расскажите. Как они выглядят.

Почему нельзя собирать незнакомые ягоды и грибы?

Сценарий классного часа составила Козлова Е.И., учитель начальных классов.

                                 

                                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 4 классе на тему "Как уберечь ребёнка от насилия""

Показать родителям на примере статистики актуальность обсуждаемой проблемы. Обсудить с родителями возможные пути выхода из трудных жизненных ситуаций....

Классный час для учащихся 2 – 4 классов.Я здоровье берегу – сам себе я помогу.

Тема: "Я здоровье берегу - сам себе я помогу"Цели: Перевод знаний в повседневные жизненные навыки, профилактика вредных привычек;привитие этических норм и навыков здорового образа жизни.Оборудование: ...

Классный час на тему: «Как уберечь себя от вредных привычек» («Добровольное сумасшествие»)

Цель:Сформировать позицию противостояния опасным для здоровья и жизни зависимостям – от наркотиков, алкоголя, курения;Развивать у детей интерес к знаниям;Пропаганда ЗОЖ.Место: классВремя: 45 минутВозр...

Классный час для учащихся 3-го класса на тему: «Мой путь к доброте».

Классный час для учащихся 3-го класса на тему: «Мой путь к доброте».   Воспитывает доброе отношение к окружающим людям, культурное поведение во всех сферах жизни...

Классный час для учащихся 2-3 классов по теме: "Защита животных - обязанность каждого человека"

Классный час направлен на формирование экологической культуры младших школьников в процессе внеклассной работы.  Во время классного часа учащиеся  знакомятся с животными, занесенными в Красн...

Классный час для учащихся 2-4 классов на тему "Правильное питание"

Проблемы здоровья волнуют людей в любом возрасте - это одна из главных ценностей человеческой жизни, источник радости. Моя задача, как учителя, развивать у детей младшего школьного возраста интерес к ...