урок по духовно-нравственному воспитанию "Добро и зло"
план-конспект урока (4 класс) по теме

Жилина Инесса Александровна

Формирование нравственной позиции учащихся по отношению к добру и злу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока_dokument_microsoft_word.docx22.86 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Тема урока: «Добро и зло»

Класс: 4

Цель урока: формирование нравственной позиции по отношению к добру и злу.

Задачи урока

в области ценностей:

учить совершать добродетельные поступки сознательно, добровольно, повседневно, бескорыстно, с чувством собственного достоинства;

в области опыта:

 приобрести опыт коммуникативной деятельности;

в области знаний:

 дать определение добра и зла; усвоить мотальные нормы и нормы поведения; выявить  качества добродетельного человека;

 в области умений и навыков:

ученики научатся коллективно определять качества добродетельного человека,  смогут сформулировать правила мудрости, т.е. правила, как стать добродетельным человеком;

индивидуально  найти и назвать особенности  добродетельных поступков. 

Основные термины и понятия:  добро и зло как  основные  этические понятия.

                                                  Ход урока

  1. Организация деятельности учащихся. (Слайд 1)

Человеческая доброта удивительна,

А улыбка от души восхитительна!

Вы друг другу улыбнитесь

И тихонечко садитесь. (Слайд 2)

  1. Сообщение темы урока.

  - Ребята, сегодня на уроке будем говорить об основных этических понятиях –  

 добро и зло. (Слайд 3)        

  Вы узнаете:

 - Что такое добро.

-  Что такое зло.

-  Почему нужно стремиться к добру и избегать зла. (Слайд 4)

  1. Игровой момент: соберите пословицу.

Добро,  зло  пропадёт  а  не  умрёт .  (Добро не умрёт, а зло пропадёт.)

- Как вы думаете, почему так говорят? (Слайд 5,6)

  1. Беседа.

- Ребята, а как думаете вы, что такое добро? (рассуждение детей). (Слайд7)

          Одно добро – это сокровища, книги, драгоценности, картины, игрушки. Такое добро можно увидеть и даже руками потрогать. Другое добро можно услышать – это музыка, задушевные стихи, нежные слова. Но есть такое добро, которое нельзя потрогать, его нельзя увидеть, услышать, но его должен иметь каждый человек: и вы, и я, и ваши родители. Это доброе сердце, добрую душу, добрые слова, чтоб помогать тем, кто попал в беду. О таких людях говорят "Добрый человек".

        Добро, по сути, можно творить ежесекундно. Можно сеять добро каждым взглядом, каждым прикосновением. И сердце будет расти в этом упражнении добра.  Думать о хорошем, посылать в мир светлые мысли, - мне кажется, это и есть творение добра, которое порой мы затрудняемся выразить в каких-то других своих поступках.

         Однако понятно, что мыслью можно делать и обратное, даже не осознавая этого.  Потому, особое внимание мне бы хотелось обратить на такую нашу несовершенную сторону, как зло.

- Как вы понимаете, что такое зло? Какого человека можно назвать злым? (Ответы детей) (Слайд 8)

      Вот при таком поведении, мысли наши и слова приобретают своеобразные «крючки» или стрелы, которые больно ранят человека.

Быть легче добрым или злым?

 Наверно, легче злым.

Быть добрым – значит отдавать

Тепло свое другим.

Быть добрым – значит понимать

И близких и чужих

И радости порой не знать,

Заботясь о других.

 Конечно, доброму трудней,

И все же посмотри:

Как много у него друзей!

А злой всегда – один…

- Ребята, как вы думаете, каким легче быть добрым, или злым? Почему?

  1. Игровой момент: соберите головоломку:

М !                                 Д

    О                            ОГАЙ

П      Я                       ЛЮ                             М

(Помогай людям) (Слайд 9)

-Как можно помогать людям? Как ещё можно творить добро?

Физ.минутка.

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились.

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнись.

        Большинство людей считают себя добрыми. Они сочувствуют обиженным, плачут, когда видят чужое несчастье. Им хочется, чтобы все жили в мире и согласии. Только вот приложить усилия для установления мира и согласия как-то не получается, а ведь настоящая доброта – деятельная.

        Поиграем в игру «Сделай доброе дело» (Слайд 10)

-  Как бы мы могли им помочь?

- Бездомным собакам и кошкам;

- пожелтевшим от жары цветам;

-  своей бабушке, которая несёт сумки;

- пожилым, больным людям в общественном транспорте;

- уставшей маме.

  1. Притча о добре и зле. (Слайд11)

- Ребята, послушайте притчу.

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Скажите, о каких двух волках говорил старик? Как вы понимаете последнюю фразу?

  1. Рефлексия.

- Какие добрые дела можем совершить мы?

- Ребята, давайте совершим доброе дело сейчас, на уроке.

Повернитесь к своему соседу, улыбнитесь ему. Скажите своему однокласснику хорошие, добрые слова и пожелайте добра.

- Выйдите к доске, напишите или нарисуйте, что для вас значит доброта.

  1. Итог урока.

- Что вы узнали о добре и зле?

- Как можно сделать мир добрее?

- Почему надо бороться со злом?

- Дети, я думаю, если мы будем заботиться о росте этого пусть ещё маленького зёрнышка добра, который есть в нашем сердце, - оно обязательно превратится в то солнце добра, которое сделает и мир наш добрее, и каждого из нас - добрее, милосерднее и щедрее.

  1. Задание на дом.

- Ребята, предлагаю выбрать вам одно из заданий:

1) Запишите сколько добрых дел вы совершили за неделю, опишите одно подробно;

2) Составьте правила доброжелательности;

3) Поговорите дома с членами семьи, друзьями о добре и зле. Вспомните святых и расскажите на следующем уроке, какие добрые дела они совершили.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комбинированный урок по духовно нравственному воспитанию и технологии: "Пасхальные традиции. Подготовка пасхальных подарков (техника декупаж)".

Данный урок является комбинированной междисциплинарной разработкой по духовно-нравственной культуре и технологии с использованием техники декупаж. Результатом урока помимо новоприобретенных знаний явл...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки нравственности" (духовно-нравственное направление)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки нравственности" (духовно-нравственное  направление)...

Занятие по внеурочной деятельности «Уроки доброты» духовно-нравственной направленности по теме урока:" Откуда берутся бездомные животные?"

Занятие разработано по внеурочной деятельности "Уроки доброты" по направлению  - "духовно-нравственное воспитание". Занятие построено в форме дискуссии о том, почему мы видим ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Уроки нравственности» (духовно-нравственное направление) 2-класс

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человек...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 2 класса «Уроки нравственности» (духовно-нравственное направление)

Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания  у младших школьников....