РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Уроки нравственности» (духовно-нравственное направление) 2-класс
рабочая программа (2 класс)

Горбачёва Светлана Викторовна

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ярцевская средняя  школа №4

имени Героя Советского Союза О.А.Лосика

Рассмотрено

ЭМС

от _______2020г

Протокол №_____

Принято

Педагогическим советом

от _________2020г

Протокол №_____

Утверждено

Приказом по

МБОУЯСШ  №4

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Уроки нравственности»

(духовно-нравственное направление)

2-Б класс

Составитель:

Учитель: Горбачёва Светлана Викторовна

Квалификационная категория: высшая

2020 – 2021 учебный год

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это

высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.

Программа «Уроки нравственности» составлена на основе программы Э.Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности», и может быть реализована учителем начальной школы в сотрудничестве с родителями. Возможно привлечение заинтересованных учащихся и педагогов дополнительного образования. Учитель проводит занятия во внеурочное время один раз в неделю. На занятиях присутствует весь класс или группа учащихся 8 – 10 человек.

«Уроки нравственности» должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями. Важно отметить всех, кто выполнил домашнюю работу. На уроках нравственности важна активность школьника, его участие в обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.

Программа включает в себя 135 занятий по 35 - 45 минут и рассчитана на четыре года обучения.

Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.

Задачи:

  1. Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
  2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.
  3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
  4. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать

свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.

Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.

Программа составлена на основе следующих принципов духовно –нравственного развития и воспитания:

Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы

сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.

Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.

Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.

Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.

Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.

                            Планируемые результаты освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности «Уроки нравственности»

Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности

  • общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.
  • ходе реализации программы «Уроки нравственности» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

·на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

·на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;

·на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.

В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.

Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов. К четвертому классу у младшего школьника появляется реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов.

Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.

В результате прохождения программного материала к концу 1 класса обучающиеся должны знать:

  1. Отличие понятий «этика» и «этикет».
  2. Правила вежливости и красивых манер.
  3. Заповеди и соответствующие притчи.

Уметь:

  1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и

за другими.

  1. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.
  2. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.
  3. Быть доброжелательными.
  1. Соблюдать заповеди.
  2. Сострадать животным, не обижать их.
  3. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.
  4. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.
  5. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.
  • результате прохождения программного материала к концу 2 класса обучающиеся должны знать:
  1. Требования этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями.
  2. Заповеди и правила этикета.
  3. О доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии, отражённом в сказках («Преданный друг» О. Уайльда, «Мешок яблок» В. Сутеева, «Девочка, наступившая на хлеб» Г. X. Андерсена).
  4. Афоризмы.

Уметь:

  1. Исполнять заповеди.
  2. Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице.
  3. Выполнять общение.
  4. Написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать подарки.
  5. Исполнять ментальную зарядку как один из способов самоконтроля в самовоспитании.
  • результате прохождения программного материала к концу 3 класса обучающиеся должны знать:
  1. Ранее изученные заповеди и афоризмы.
  2. Каким должен быть воспитанный человек.
  3. Требования этикета к разговору, в том числе к разговору по телефону.
  4. Краткое содержание прочитанных на уроках притч и сказок в подтверждении своих нравственных убеждений.
  5. Пословицы о дружбе, верности данному слову, доброте, благодарности.
  6. Правила вежливого отказа, несогласия. Как обращаться к разным людям.

Уметь:

  1. Соблюдать правила вежливости и красивых манер.
  2. На практике применять методы самовоспитания и самоконтроля.
  1. Уметь разговаривать по телефону, соблюдая правила этикета.
  2. Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним.
  3. Проявлять тактичность и доброжелательность в общении.
  4. Быть сострадательными к чужому горю.
  5. Не обижать животных и птиц.
  6. Различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.
  7. Проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках.
  • результате прохождения программного материала к концу 4 класса обучающиеся должны знать:
  1. Правила этики и культуры речи.
  2. Требования к манерам, чем отличается корректное поведение от галантного.
  3. Об источниках наших нравственных знаний.
  4. О совести как основе нравственности.
  5. Заветы предков. «Поучение» В.Мономаха.
  6. Стихотворения о родине (на выбор).
  7. Афоризмы.
  8. О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствие своих поступков.

Уметь:

  1. Различать хорошие и плохие поступки.
  2. Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках.
  3. Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.
  4. Исполнять заповеди.
  5. Давать правильную оценку поступков литературных героев и сверстников, уметь

мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.

У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

Личностные универсальные учебные действия:

  1. -ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  2. знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  3. развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
  4. эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. 

Регулятивные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

  1. принимать и сохранять учебную задачу;
  2. учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  3. планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  4. адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  5. вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Познавательные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

  1. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
  2. строить сообщения в устной и письменной форме;
  3. осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

   Для оценки планируемых результатов освоения программы «Уроки нравственности» рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».

Критерии

Показатели

Измерители

Сформированность

моральных норм и

правил поведения

Знает основные моральные нормы и правила поведения

Диагностика нравственной

воспитанности:

-диагностика нравственной

самооценки;

- диагностика этики поведения;

- диагностика отношения к

жизненным ценностям;

-диагностика нравственной

мотивации.

Соблюдает моральные нормы и

правила поведения.

Ориентируется в нравственном

содержании и смысле

собственных поступков и

поступков окружающих людей

Наблюдения педагогов и

родителей.

Методика изучения уровня

воспитанности.

Анкета «Оцени поступок»

(дифференциация

конвенциональных и моральных

норм,

по Э.Туриэлю в модификации

Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004). наблюдения педагогов и родителей.

Для оценки результативности программы «Уроки нравственности» в Приложении приведены диагностические материалы и проверочные задания для каждого раздела.

Содержание программы

3 класс (34 часа)

Раздел 1: Культура общения (9ч)

Этикет разговора. Общение к разным людям. Вежливый отказ, несогласие. Этикетные ситуации. Афоризмы. Разговор по телефону. Играем роль воспитанного человека.

Раздел 2: Самовоспитание (7ч)

Что значит быть вежливым? Мои достоинства и недостатки. Большое значение маленьких радостей. О хороших и дурных привычках. Афоризмы о самовоспитании.

Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (10ч)

Заповеди: как мы их исполняем. О сострадании и жестокосердии. Лгать нельзя, но если…? Всегда ли богатство счастье? Спешите делать добро. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Раздел 4: Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя? (8ч)

Как сердцу высказать себя? В трудной ситуации, попытаемся разобраться. И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать. Думай хорошо – и мысли созревают в добрые поступки. Диалоги о хороших манерах, добре и зле. Афоризмы. Чему научились на уроках этики.

Календарно-тематическое планировани

3 класс

Задачи:

  1. Способствовать усвоению младшими школьниками круга обязанностей и правил поведения в школе и дома.
  2. Научить различать добро и зло, давать правильную оценку различным поступкам, уважать чужое мнение, будучи несогласным, с ним.
  3. Раскрыть сущность правильного вежливого отказа, несогласия общения с разными людьми, сострадание к чужому горю.

п/п

Наименование разделов и тем.

Кол-

во

часов

Дата

Теория

Практ

ика

Раздел №1

Культура общения

1.

Этикет разговора.

1

07.09

+

2.

Обращение к разным людям.

1

14.09

+

3.

Обращение к разным людям.

1

21.09

+

4.

Вежливый отказ, несогласие.

1

28.09

+

5.

Этикетные ситуации.

1

05.10

+

6.

Этикетные ситуации.

1

12.10

+

7.

Афоризмы.

1

19.10

+

8.

Разговор по телефону.

1

26.10

+

9.

Играем роль воспитанного человека.

1

09.11

+

                               Раздел № 2

Самовоспитание

10.

Что значит быть вежливым?

1

16.11

+

11.

Мои достоинства и недостатки.

1

23.11

+

12.

Мои достоинства и недостатки.

1

30.11

+

13.

Большое значение маленьких радостей.

1

07.12

+

14.

О хороших и дурных привычках.

1

14.12

+

15.

О хороших и дурных привычках.

1

21.12

+

16.

Афоризмы о самовоспитании.

1

28.12

+

Раздел № 3

Общечеловеческие нор мы нравственности

17.

Заповеди: как мы их исполняем.

1

11.01

+

18.

О сострадании и жестокосердии.

1

18.01

+

19.

О сострадании и жестокосердии.

1

25.01

+

20.

Лгать нельзя, но если...?

1

01.02

+

21.

Лгать нельзя, но если...?

1

08.02

+

22.

Всегда ли богатство счастье?

1

15.02

+

23.

Всегда ли богатство счастье?

1

22.02

+

24.

Спешите делать добро.

1

01.03

+

25.

Спешите делать добро.

1

15.03

+

26.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

1

29.03

+

Раздел № 4

Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя?

27.

«Как сердцу высказать себя?»

1

05.04

+

28.

В трудной ситуации, попытаемся разобраться.

1

12.04

+

29.

В трудной ситуации, попытаемся разобраться.

1

19.04

+

30.

«И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать».

1

26.04

+

31.

«Думай хорошо - и мысли созревают в добрые поступки».

1

17.05

+

32.

Диалоги о хороших манерах, добре и зле.

1

17.05

+

33.

Афоризмы.

1

24.05

+

34.

Чему мы научились на уроках этики.

1

24.05

+

Для оценки результативности программы «Уроки нравственности» в Приложении приведены диагностические материалы и проверочные задания для каждого раздела.

Список литературы

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
  3. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.
  4. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.
  5. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся 9 начальное общее образование) [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 50 с.
  6. Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. - М.: Просвещение, 2010. 68 с.
  7. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
  9. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.
  10. Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. – 140с.

Приложение

Тест на знание правил поведения в общественных местах (1 класс)

Этот тест покажет Вам насколько Вы знаете правила поведения в общественных местах, культурно ли Вы себя ведете.

Следует ли сдавать в гардероб (в музее, на выставке) зонты, портфели, большие пакеты и пр.?

  1. следует, если их принимают в гардероб,
  2. не следует, если они тебе не мешают,
  3. следует.

Можно ли трогать руками музейные экспонаты?

  1. можно, если ты уверена в прочности материала, из которого они изготовлены,
  2. нежелательно,
  3. нельзя ни в коем случае.

Допустимо ли шумное выражение восторга в музее, на выставке?

  1. допустимо,
  2. нежелательно, в любом случае предпочтительна сдержанность,
  3. шумное поведение допустимо везде.

Нужно ли слушать экскурсовода, если его рассказ вам неинтересен?

  1. нужно,
  2. не нужно,

3)следует постараться дать понять экскурсоводу, что его рассказ недостаточно увлекателен.

Нужно ли приходить в театр, на концерт заранее?

  1. не нужно,
  2. нужно,
  3. желательно, но не обязательно.

В какой одежде ходят в кино?

  1. в нарядной,
  2. в спортивной,
  3. в будничной.

Что лучше надеть, собираясь в театр?

  1. свитер и джинсы,
  2. легкую декольтированную одежду,
  3. нарядную одежду по сезону,
  4. желательно брючный костюм .

Можно ли появиться в театре в платье с открытой спиной?

  1. да,
  2. нет, платье может иметь декольте только спереди,
  3. для театра предпочтительнее платье без декольте.

Обязательно ли снимать в кинотеатре головной убор?

  1. и юноше, и девушке обязательно,
  2. на усмотрение юноши и девушки,
  3. юноше — обязательно, девушке — если у нее высокая прическа или большая шляпа (шапка),
  4. девушке — обязательно, юноше только меховую шапку и шляпу (кепку, берет и вязаную шапочку можно не снимать).

Может ли девушка находиться в театре в головном уборе?

  1. нет,
  2. сколько угодно,
  3. в любом, кроме меховой шапки,
  4. только в небольшом, являющемся частью вечернего костюма.

Как проходят по ряду перед сидящими зрителями?

  1. спиной к сидящим, наклоняясь вперед, чтобы не загораживать сцену лицом к сидящим,
  2. боком к сидящим, наклоняясь вперед чтобы не загораживать сцену .

Следует ли извиняться перед сидящими в театре, в кино, проходя через середину ряда?

  1. следует,
  2. не следует,
  3. желательно.

Следует ли благодарить тех, кто встал, пропуская вас к вашему месту в кинотеатре?

  1. обязательно,
  2. желательно,
  3. не следует.

Можно ли занимать оба подлокотника кресла в кинотеатре?

  1. можно, если успеешь это сделать первым,
  2. желательно,
  3. нежелательно.

Можно ли просить бинокль и программу у соседа по ряду?

  1. можно — ничего в этом особенного нет,
  2. нельзя — программу и бинокль каждый приобретает сам,

3) на ваше усмотрение.

Можно ли аплодировать, когда занавес еще не поднят?

  1. можно,
  2. нельзя,
  3. нежелательно.

Можно ли аплодировать, когда занавес поднят и спектакль вот-вот начнется?

  1. нельзя,
  2. нежелательно,
  3. можно — в знак одобрения декораций.

Можно ли вслух комментировать спектакль?

  1. можно, если это интересно вашим соседям,
  2. нежелательно, если вы не уверены в реакции ваших соседей,
  3. нельзя — подождите антракта.

Можно ли на концерте, в театре подпевать артистам?

  1. можно, если у вас хороший слух и голос,
  2. желательно — чтобы подбодрить артиста,
  3. нельзя.

Можно ли есть в фойе (помимо буфета)?

  1. можно,
  2. нежелательно,
  3. нельзя.

Как выразить свой восторг от концерта?

  1. громким свистом и топаньем ног,
  2. криками «браво» и вставанием.

Как проявить своё неодобрение в связи с содержанием спектакля или игрой актеров?

  1. свистеть и топать ногами,
  2. немедленно встать и покинуть зал,
  3. молчать и не аплодировать.

Можно ли отправиться в гардероб, если занавес не опустился?

  1. можно,
  2. нельзя,
  3. допускается в крайних случаях, если вы спешите на поезд или на последний автобус,
  4. на ваше усмотрение.

Задания по разделу «О добром отношении к людям».

1. Выбери и подчеркни нужный ответ (или запиши свой вариант). Графы. 1. Слова приветствия.

  1. Прощальные слова.
  2. Слова извинения.
  3. Слова благодарности.
  4. Слова просьбы.

Слова на карточках

Спасибо

Пожалуйста

Благодарю

Здравствуйте

Добрый день

Извините

Будьте добры

До свидания

Простите

Добрый вечер

Будьте любезны

Жаль

Очень признателен

Доброе утро

До встречи

Если Вас не затруднит

Не могли бы Вы мне помочь

Я рад Вас видеть

Мне очень жаль

Прощайте

У тебя пять красивых открыток. Тебе нужно разделить их между тобой и твоей сестрой. Как ты поступишь:

— отдашь все открытки сестре;

— отдашь ей одну открытку;

— предложишь ей выбрать самой 1 — 2 открытки;

— выберешь себе открытки, а оставшиеся отдашь сестре;

— _________________________________________ .

2. Запиши ответы.

2.1.Ты нашел деньги, которые потерял товарищ. Что бы ты сделал?

____________________________________________________________ . 2.2. Дома ты рассказал про этот случай. Что сказали бы твои близкие: мама ____________________________________ ; папа _____________________________________ ; бабушка __________________________________ ; дедушка __________________________________ .

3. Выбери нужный ответ и подчеркни его.

Каким ты бываешь чаще всего:

  • радостным;
  • злым
  • спокойным;
  • плачущим;
  • смеющимся;
  • недовольным;

(запиши другое слово, обозначающее твое состояние).

Задания по разделу «О добром отношении к людям».

  1. Выбери нужные ответы и подчеркни его. Доброжелательность — это:

доброе отношение к окружающим, желание им помочь; желание и стремление оказать помощь только близким родственникам или товарищу; желание и стремление оказать помощь любому человеку; умение ничего не делать; нежелание быть добрым.

  1. Закончи предложение: 

Доброжелательный человека всегда __ .

Как можно назвать такого человека, который стремится делать добро, желает добра другим?________________ .

  1. Вспомни сказки, где действуют персонажи (герои), желающие добра другим. Назови сказку.

Назови добрых героев.

Назови недобрых,

Объясни, почему одних можно назвать добрыми, а других недобрыми. Покажем, как дети строят свою аргументацию на примере сказки «Золушка». Фея — добрая. Она порадовала Золушку поездкой на бал.

Мачеха и ее две дочери недобрые. Они (допиши предложение)_______________

Сделай рисунки к сказкам.

  1. Расскажи случай из своей жизни: кто и как сделал тебе добро; как ты помог другому. 
  2. Какие детские книги ты знаешь, где рассказывается о добрых поступках. Назови и запиши имена героев. 
  3. Вычеркни лишнее: 
  • желать добра
  • сочувствовать
  • сопереживать
  • воровать
  1. Вставь в клеточки пропущенные буквы: д_бр_желательный. 
  2. Придумай маленький рассказ, в котором Буратино грустит, потому что не знает, как помочь Мальвине, попавшей в беду (она упала и испачкала своё красивое платье, оцарапала ногу). Особое внимание следует обратить на добрые дела и слова Буратино: ласковое обращение с желанием утешить, реальная помощь и т.д.

Нарисуй свою любимую игрушку. Постарайся, чтобы она была веселой, доброй

Задания по разделу «Правила опрятности и аккуратности».

1. Закончи предложения:

Бережное отношение к вещам — это ...

Бережливым мы называем человека, который ...

2. Подчеркни нужный ответ или допиши его.

Ты стал на один час волшебником и оказался в школьной библиотеке. Что ты сделаешь?

  • Буду читать самую интересную книгу.
  • «Вылечу» все «больные» книги.
  • Поищу журнал с комиксами.

... (допиши дела, которые ты считаешь нужными сделать).

3. Придумай историю о том, как ты со своими одноклассниками пришёл в библиотеку, чтобы «полечить» книги. Как вы это делали? Каким образом книги благодарили вас?

  1. Назови, что сделано человеком из окружающих тебя в школе вещей, предметов. 
  2. Перечисли профессии людей, которые эти вещи и предметы сделали. 

5. Прочитай текст и ответь на вопрос.

Маше купили новый ранец. Её соседу по парте тоже подарили ранец. Детям очень понравились их новые сумки, они с удовольствием укладывали в них и доставали оттуда школьные вещи.

К концу второй четверти у Маши сумка была такая же красивая, как и в начале учебного года. Костя с завистью смотрел на неё. Его же сумка имела жалкий вид: в грязных пятнах, со сломанными и оторванными молниями.

Спрашивает Костя Машу: «Почему твоя сумка, как новая, а у меня нет?» Отвечает Маша: «Для меня ранец — это сумка для школьных книг и вещей, а для тебя — это ещё и мяч, и санки, им ты пользуешься и во время драки».

Каким словом можно назвать отношение Маши к своему рюкзаку, а каким — Кости?

6. Сравни смысл слов: бережливость — жадность. Чем бережливость отличается от жадности?

7. Сочини сказку о жадности, придумай ей название, запиши её, закончив выводом (правилом).

  1. Придумай небольшой рассказ, показав, к каким печальным последствиям может привести неаккуратность человека по отношению к вещам, книгам.

Если сможешь, сделай к нему иллюстрацию, т.е. рисунок. 

  1. Прочитай стихотворение и найди основное правило, в нём заключённое.

Сами вещи не растут.

Вещи сделать — нужен труд. Карандаш, тетрадь, перо,

 Парты, доски, стол, окно,

 Книжку, сумку — береги;

 Не ломай, не мни, не рви.

Тест на умение пользования мобильным телефоном?

Сейчас появился особый, «мобильный», сотовый этикет, который неукоснительно должны соблюдать дети. Тест покажет, насколько ты владеешь «сотовым» этикетом.

Ты отвечаешь на телефонный звонок во время учебы?

  • да
  • нет

Звуковой сигнал на твоем аппарате выставлен на невысокую громкость?

  • да
  • нет

Ты считаешь неуместным и вредным разговаривать по телефону, делая покупки?

  • да
  • нет

У тебя есть наушники к мобильному телефону?

  • да
  • нет

Можно ли разговаривать с незнакомыми людьми?

  • да
  • нет

Говоришь ли ты звонящему, где находишься?

  • да
  • нет

В ожидании важного звонка ты заранее направляешься в место, спокойное для тебя?

  • да
  • нет

Ты считаешь неправильным «не слышать» предупреждения о необходимости отключить телефон в кинотеатре, самолете и т. д.?

  • да
  • нет

Когда ты разговариваешь по телефону, смотришь ли не только на ноги, но и по сторонам?

  • да
  • нет

Ты принципиально не начинаешь разговор, пока не покинешь лифт, тамбур электрички?

- да

  • нет
  • когда как

Ты считаешь, что на свидании мобильный телефон — совершенно лишняя вещь?

  • да
  • нет
  • не знаю

Если ты не одна и рядом близко находятся незнакомые люди, ты извиняешься и выходишь в другую комнату для продолжения разговора или просишь звонящего перезвонить попозже?

  • да
  • нет
  • когда как

Мобильный телефон для тебя: украшение, предмет бижутерии и элемент стиля одежды?

  • да
  • нет

После того как ты сказала, что не можешь сейчас говорить, ты обязательно выключаешь телефон?

  • да
  • нет
  • когда как

Если твой мобильный собеседник не выключил аппарат, но услышав твой голос, прервал разговор, ты не будешь ему немедленно перезванивать?

  • не буду
  • буду

Диагностика нравственной воспитанности в конце 4 класса

Методика № 1.

Диагностика нравственной самооценки

Инструкция.

Педагог обращается к воспитанникам со следующими словами: «Сейчас я прочитаю вам 10 высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ним согласны (насколько оно про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ответ в 4 балла; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3 балла; если вы немножко согласны - оцените ответ в 2 балла; если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1 балл. Напротив номера вопроса поставьте тот балл, на который вы оценили прочитанное мной высказывание».

Вопросы:

1

Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми

4

3

2

2

Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду

4

3

2

3

Я считаю, что можно быть несдержанным с некоторыми

4

3

2

взрослыми

4

Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить

4

3

2

неприятному мне человеку

5

Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя

4

3

2

чувствовать среди людей

6

Я думаю,  что можно  выругаться  на несправедливое

4

3

2

замечание в мой адрес

7

Если кого – то в классе дразнят, то я его тоже дразню

4

3

2

8

Мне приятно доставлять людям радость

4

3

2

9

Мне  кажется,  что  нужно  уметь  прощать людям  их

4

3

2

отрицательные поступки

10

Я думаю, что важно понимать других людей, даже если

4

3

2

они не правы

Обработка результатов:

Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:

Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица, в 3 балла - 2 единицы, в 2 балла - 3 единицы, в 1 балл - 4 единицы.

В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например, 4 балла - это 4 единицы, 3 балла - 3 единицы и т. д.

Интерпретация результатов:

От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки. От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.

От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего.

От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.

Методика № 2.

Диагностика этики поведения

Инструкция. Педагог объявляет детям: «Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо».

Тексты:

  1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я ...
  2. Если кто-то надо мной смеется, то я ...
  3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я ...
  4. Когда меня постоянно перебивают, то я ...
  5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я ...

Интерпретация:

Первый вопрос. Отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.

Второй вопрос. Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.

Третий вопрос. Отрицательный результат: давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.

Четвертый вопрос. Отрицательный результат: отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.

Пятый вопрос. Отрицательный результат: грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.

Методика № 3.

Диагностика отношения к жизненным ценностям

Инструкция. Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10 желаний, выбрать из которых можно только 5. Список педагог заранее выписывает на доске.

Список желаний

п/п

ответов

1.

Быть человеком, которого любят.

2.

Иметь много денег.

3.

Иметь самый современный компьютер.

4.

Иметь верного друга.

5.

Мне важно здоровье родителей.

6.

Иметь возможность многими командовать.

7.

Иметь много слуг и ими распоряжаться.

8.

Иметь доброе сердце.

9.

Уметь сочувствовать и помогать другим людям.

10.

Иметь то, чего у других никогда не будет.

Интерпретация:

Номера отрицательных ответов: 2, 3, 6, 7, 10. Пять положительных ответов – высокий уровень. 4, 3 – средний уровень.

2 – ниже среднего уровня. 1, 0 – низкий уровень.

Методика № 4.

Диагностика нравственной мотивации

Инструкция. Я прочитаю вам 4-е вопроса. Вам нужно выбрать из данных на них ответов один.

Вопросы:

1. Если кто-то плачет, то я:

а) пытаюсь ему помочь;

б) думаю о том, что могло произойти;

в) не обращаю внимания.

2. Я  с  другом  играю в  бадминтон,  к  нам  подходит  мальчик лет 6 - 7, и говорит, что у него нет такой игры:

а) я скажу ему, чтобы он не приставал;

б) отвечу, что не могу ему помочь;

в) скажу, чтобы он попросил родителей  купить ему такую игру;

г) пообещаю, что он может прийти с другом и поиграть.

3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру:

а)я не обращу внимания;

 б) скажу, что он размазня;

в) объясню, что нет ничего страшного;

г) скажу, что надо лучше научиться этой игре.

4. Ваш одноклассник на вас обиделся, вы:

а) подумаете о его чувствах и о том, что можете сделать в этой ситуации;

б) обидитесь в ответ;

в) докажете ему, что он не прав.

Обработка результатов:

Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.

Далее педагог подсчитывает сумму положительных ответов, данных воспитанником.

4 балла –высокий уровень,

2, 3 балла - средний уровень;

0, 1 балл - низкий уровень.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Доброе слово". Духовно-нравственное направление 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Доброе слово"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки нравственности" (духовно-нравственное направление)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки нравственности" (духовно-нравственное  направление)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я - гражданин» духовно-нравственная направленность 3 класс

Направленность программыРабочая программа внеурочной деятельности “Я – гражданин!” составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ ...

Занятие по внеурочной деятельности «Уроки доброты» духовно-нравственной направленности по теме урока:" Откуда берутся бездомные животные?"

Занятие разработано по внеурочной деятельности "Уроки доброты" по направлению  - "духовно-нравственное воспитание". Занятие построено в форме дискуссии о том, почему мы видим ...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука нравственности» (духовно-нравственное направление) 1 – 4 классы

Рабочая программа  внеурочной деятельности«Азбука нравственности»(духовно-нравственное направление)1 – 4 классы...

Рабочая программа внеурочной деятельности Уроки нравственности 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности Уроки нравственности 1 класс...