Концепция воспитательной работы
рабочая программа на тему

Концепция воспитательлной  работы. Цели и задачи воспитания. Идеи воспитательной системы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon koncepciya.doc118 КБ

Предварительный просмотр:

Концепция воспитательной работы

1.Преамбула.

Теоретико-методические основы воспитательной работы  в классе

Воспитание – обращение к человеку в его целостности, как космо – био – социокультурному, исторически конкретному, духовно активному существу, через духовно – практическую деятельность учителя.

Воспитанник – личность одновременно являющаяся объектом и субъектом воспитательного процесса, находящаяся во взаимодействии с определёнными лицами (учитель, родитель) и социальным окружением (семья, коллектив).

Воспитательный процесс – цель развивающихся воспитательных ситуаций (дел), строящихся с учётом опыта результатов предыдущей, единицей, которой является развивающая воспитательная ситуация.

2. Исходное состояние воспитательной системы класса.

  1. Гуманистические цели и задачи, а также средства их достижения, где ребёнок, его самочувствие являются основной ценностью;
  2. Поощряется творчество, инициатива, культурное развитие;
  3. Активное участие в работе кружков, клубов, секций различной направленности;
  4. Традиционные различные экскурсионные поездки и туристические походы;
  5. Активно функционирующие органы самоуправления;
  6. Тёплые, дружеские отношения между детьми и взрослыми;
  7. В полной мере выполняются защитные функции по отношению к ребёнку;
  8. Существуют свои традиции, творческие и классные дела, традиционные праздники

Цели и задачи воспитания:

Цель:

 Исходя из потенциала гимназии и представлений о её роли в формировании личности воспитанника, воспитательный коллектив видит свою цель в создании условий для формирования зрелой личности, способной самостоятельно жить и развиваться в изменяющемся мире, учитывая все условия для развития самоопределяющейся, самореализующейся, самопознающей личности.

     Задачи воспитания:

  1. Формирование толерантной личности – человека, способного самостоятельно определять свою позицию, заинтересованно и терпимо относиться к позициям и интересам других людей. Создание толерантного отношения в детском коллективе

(здоровый микроклимат, положительные межличностные отношения, их регулирование и коррекция).

  1. Воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к правам и свободам человека. Воспитание любви к родному краю, родному дому (дом как семья, школа, природа, Родина).
  2. Охрана здоровья учащихся с учётом отклонений от норм здоровья каждого ученика, укрепление здоровья на основе вовлечения учащихся в физкультурно-оздоровительную деятельность.
  3. Формирование активной жизненной позиции, умение анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий.
  4. Вовлечение в созидательную деятельность, воспитание в потребностей в бескорыстных и милосердных поступках.

 

      Идеи воспитательной системы:

  1. Учитывать потребность человека в самореализации.
  2. Развивать индивидуальность в каждом.
  3. Оказывать каждому учащемуся педагогическую поддержку.
  4. Доверять и верить ребёнку.
  5. Добиваться равенства участников педагогического процесса.

  Принципы построения воспитательной системы:

  1. Свободы – предоставление учащимся возможности самостоятельного выбора форм и видов деятельности, формирование чувства ответственности за её результаты.
  2. Внешней и внутренней дифференциации – способствует выявлению и развитию у учеников склонностей и способностей к работе в различных направлениях творческой деятельности.
  3. Единства – способствует целостному восприятию единства обучения, воспитания, развития.
  4. Гуманизации - предоставляет ученикам образцы подлинной нравственности, духовности, гражданственности, гуманизма.
  5. Личностной ориентации – гарантирует отношения педагога к воспитаннику как к личности, самостоятельному ответственному субъекту воспитательного процесса.
  6. Социальной активности – развитие у ребёнка способностей к социальному действию, социальному поступку. (1 уровень – социальной установки – оценочное отношение; 2 уровень – убеждения – самоопределение в социальном мире; 3 уровень – социально значимый поступок).
  7. Единства воспитательных воздействий – координация усилий школы, семьи и общественности на пути воспитания личности. Основное условие – согласованные требования, дополнения, усиливающие педагогическое воздействие.
  8. Развивающего воспитания – предполагает опережающее участие воспитанника в деятельности коллектива (сегодня – выскажет мнение, примет решение, совершит социально значимое действие при помощи, совете, поддержке; завтра – сможет сформулировать мнение самостоятельно, ответственно совершить поступок).

           Виды деятельности:

  1. Познавательная деятельность.
  2. Коллективная деятельность.
  3. Групповая деятельность.
  4. Индивидуальная деятельность.
  5. Творческая деятельность
  6. Игровая деятельность.
  7. Трудовая деятельность.
  8. Занятия по интересам.

        Формы воспитательной деятельности:

        Классные часы, вечера.

        Экскурсии, туристические походы.

        Интеллектуальные игры: Брей – ринги, КВН, марафоны, викторины,  международные игры – конкурсы по предметам («Русский медвежонок», «Кенгурёнок», «Золотое руно»).

        Изучение литературы, конкурсы художественного чтения, поэтические конкурсы.

        Посещение музеев, памятных мест.

        Посещение театров, кинотеатров (просмотр спектаклей, фильмов).

        Репетиции спектаклей, постановок с творческим зачётом.

        Подготовка иллюстрированных экспозиций.

        Клубы по интересам: « Почемучка».

        Творческая трудовая деятельность, самообслуживание.

        Тематические беседы, лекции.

        Самоуправление.

Использование системы дополнительного образования в воспитательной деятельности.

  1. Студия искусств.
  2. Студия спортивного танца.
  3. Спортивные объединения, секции, школы.
  4. Вокальные и хоровые студии.
  5. Хореографическая студия.
  6. Спортивные объединения, секции, школы.
  7. Вокальные и хоровые студии.
  8. Хореографическая студия.
  9. Психологические тренинги и консультации, занимательные уроки психологии.
  10. Спортивная кружковая работа (кружки спортивных игр по интересам).

         

Использование новейших педагогических технологий

в воспитательном процессе.

               Педагогические технологии на основе Гуманизации и демократизации педагогических отношений:

  1. педагогика сотрудничества;
  2. гуманно – личностная (Ш.А. Амонашвили).

         Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:

  1. игровые технологии;
  2. коммуникативное обучение Е.И. Панова.

         Педагогические технологии на основе усиления социально – воспитательных функций:

  1. технология адаптивной школы;
  2. здоровьесберегающие технологии.

          Педагогические технологии на основе современных информационно – телекоммуникационных средств.

              Технологии развивающего образования:

  1. « Школа самоопределения» А.Н. Тубельского.
  2. « Развивающего обучения» Д.Б. Эльконина, Л.В. Зайкова.
  3. «Саморазвития» М. Монтессори.

               Технологии физического воспитания, сбережения и укрепления здоровья:

  1. Б.П. и Л.А. Никитиных « Раннее начало физического развития и закаливания».
  2. В.Ф. Базарного « Сенсорная свобода и психомоторное раскрепощение».
  3. Методика фонопедического развития под ред. Емельянова.

Системообразующие сферы деятельности и направления работы воспитательной системы класса:

 Интеллектуальная – формирование объёма, глубины, действенности знаний о нравственных ценностях: моральные идеалы, принципы, нормы поведения (гуманность, любовь, доброта, представление о долге, самокритичности, ответственности за себя).

    Мотивационная – главная сфера, движущая сила формирования и развития личности.      Формирование объективного отношения к моральным нормам: бережного отношения к человеку, сочетания личностных и общественных интересов, нравственные установки, цель жизни и т.д.

     Волевая – формирование нравственно – волевых устремлений в реализации нравственных поступков : мужество, смелость.

    Саморегуляция – формирование нравственной правомерности выбора : СОВЕСТЛИВОСТЬ, САМООЦЕНКА, САМОКРИТИЧНОСТЬ, РЕФЛЕКСИЯ. 

    Предметно – практическая – развитие способности совершать нравственные поступки.

    Экзистенциональная – формирование сознательного отношения к своим действиям, стремления к нравственному совершенствованию, любви к себе и другим, заботы о красоте тела, понимание морали.

   Связующими звеньями выстроенной системы являются :

  1. познавательная деятельность детей, направленная на освоение культурного наследия, пробуждение к знанию, как самостоятельной ценности.
  2. Игра, как способ приобщения к культуре.

  В концепции воспитания класса воспитание личности строится через обретение культуры – культуры прошлого, культурных традиций, культуры общения, культуры достоинства, т.к. только культура способна вывести ребёнка к добру. И если наука – это путь к Истине, то искусство, литература, как основа духовной культуры, - это путь к постижению того смысла бытия и осмысления себя в нём, без которого  личность состояться  не сможет.

4. Проектируемая модель учащегося и выпускника начальной школы

  1. Познавательное направление:  выпускник должен быть - инициативным в познавательной деятельности, функционально грамотным, наблюдательным, склонным искать причины увиденного, склонным к размышлению, аргументации своего мнения.
  2. Социально – личностное направление: выпускник должен быть – искренним ( отсутствие боязни обнаружить свою индивидуальность, любознательным, умеющим вовлекать окружающих в собственную интеллектуальную жизнь, заинтересованным в общем успехе, умеющим осознавать и оценивать свой индивидуальный опыт.

Ученику класса должны быть присущи такие качества личности, как:

        Гуманистическое отношение к окружающему миру.

        Нравственность, высокий культурный уровень.

        Гражданственность, патриотизм.

        Образованность: знание основ наук, владение навыками самообразования, саморазвития, самореализации.

        Толерантность.

  1. Физическое здоровье.

Одним словом, выпускник начальной школы  должен быть самостоятельным, ответственным, инициативным.

Программа воспитательной работы

Программа разработана  в соответствии со следующими документами:

  1. концепцией воспитательной работы и Уставом гимназии «Интеллект»;
  2. Законом РФ и СК « Об образовании»;
  3. Конвенцией о правах ребёнка;
  4. Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года;
  5. «Положением об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодёжи» - постановление Правительства РФ от 29.12.2001 г.;
  6. междисциплинарной программой «Здоровье» для средних общеобразовательных учреждений.

Срок реализации программы:  4 года.

Цель программы:

        создание психолого-педагогических условий для оптимального развития умений и способностей младших школьников в условиях личностно – ориентированного подхода, как в обучении, так и в воспитании.

     Задачи программы:

 создание толерантного отношения в детском коллективе

     (здоровый микроклимат, положительные межличностные  отношения, их регулирование и коррекция).

  1. воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к

         правам и свободам человека. Воспитание любви к родному

         краю, родному дому (дом как семья, школа, природа, Родина).

 охрана здоровья учащихся с учётом отклонений от норм здоровья каждого ученика, укрепление здоровья на основе вовлечения учащихся в физкультурно-оздоровительную деятельность.

  формирование активной жизненной позиции, умение

         анализировать свои поступки и черты характера,

         прогнозировать последствия своих действий.

  вовлечение в созидательную деятельность, воспитание в

         потребностей в бескорыстных и милосердных поступках.

    Приоритетные направления программы:

        Патриотическое воспитание и гражданское становление личности – помощь в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру, поиск ответа на вопрос  « как нам строить свою жизнь»№ в отношениях « человек – человек», « человек – общество».

        Интеллектуальное развитие личности – создание условий для развития интеллекта учащихся, расширение их кругозора, формирование пытливости ума, исследовательских умений;

        Организация взаимодействий и взаимоотношений в коллективе -  нравственное просвещение учащихся с целью выработки собственных взглядов, суждений, оценок; развитие умения критически анализировать собственные поступки и поступки своих товарищей, друзей, одноклассников;

        Физическое воспитание – обеспечение учащимся возможности сохранения здоровья за период обучения посредством  различных приёмов здоровьесберегающих образовательных технологий;

        Работа с семьёй – изучение семьи, просвещение родителей, организация совместной деятельности.

   Основные пути реализации программы:

        изучение и воспитание личности;

        организация учебной деятельности классного коллектива на уроках;

        организация жизни классного коллектива во внеурочное время;

        организация работы с родителями;

        внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе.

 

         Участники реализации программы:

        классный руководитель - Цацура Оксана Николаевна;

        куратор – Бузыцкая Ольга Сергеевна;

        коллектив учащихся;

        родительская общественность;

        учителя – предметники и педагоги дополнительного образования;

        медицинский персонал гимназии.

          Условия реализации:

  1. Взаимодействие всех участников педагогического процесса: педагогического коллектива – коллектива учеников – коллектива родителей.
  2. Общешкольная деятельность.
  3. Работа классных руководителей с детским коллективом.
  4. Индивидуальная работа с детьми и их родителями.
  5. Кружковая работа.

Результативность программы определяется путём проведения различных форм диагностики на протяжении всего обозначенного срока и по его окончанию

        Мониторинги уровня воспитанности учащихся, их активности в делах класса и гимназии.

        Социологические опросы учащихся, педагогов, родителей.

        Анкетирование различной тематической направленности.

    Проектируемая модель учащегося.

Нравственный потенциал

        Созидательная направленность личности.

        Умение видеть практическую необходимость полезной деятельности и владеть различными способами выполнения её с учётом требования « Не навреди!».

        Умение планировать свою деятельность и выбирать актуальные приёмы выполнения плана.

Творческий потенциал

  1. Умение поставить творческую цель, организовать свою деятельность для её достижения.
  2. Умения выбирать средства и реализовывать свой замысел.

 Высокий уровень работоспособности.

     Владение методами решения проблем ( «мозговой штурм»,    

        метод системного анализа процессов и событий).

  1.   Умение осознавать и оценивать свой индивидуальный творческий опыт.

                              Коммуникативный потенциал

     Культура общения.

     Умение регулировать конфликты.

     Понимание различий людей, уважение к представителям

    других культур, языков, религий.

Познавательный потенциал

    Потребность постигать знания постоянно и непрерывно.

    Желание открывать новые горизонты познания мира и себя.

Физический потенциал

    Стремление к физическому совершенству.

  1. Двигательная активность.
  2. Максимальная адаптация к различным факторам

внешней среды.

Направления и формы работы

Направления воспитательной работы

Форма работы

Патриотическое воспитание и гражданское становление личности

Акции добрых дел, милосердия

Тематические классные часы

Экскурсии

Тематические и календарные праздники

Тематические конкурсные программы

Интеллектуальное развитие

Интеллектуальные марафоны, викторины, Брейн – ринги, конкурсы

Интеллектуальные игры « Пять минут для ума»

КВН по предметам

Заседания клуба « Почемучки»

Путешествия по школьным наукам

Тематические вечера

Организация взаимоотношений и взаимодействий в классе

Дни добрых волшебников

Дни именинников

Тематические и календарные праздники

Акции добрых дел, милосердия

Творческие мастерские

Анкетирования, мониторинги

Физическое воспитание, охрана жизни и здоровья детей

День здоровья

КТД « Я выбираю здоровье!»

Спортивные игры и соревнования

Весёлые старты

Тестирования « Уровень физической подготовки»

Чемпионаты по спортивным играм

Работа с семьёй

Акции добрых дел, милосердия

Родительские собрания

Тематические консультации

 Индивидуальные консультации по успехам и проблемам уч-ся

Тематические и календарные праздники

   

МОУ гимназия «Интеллект»

Концепция воспитательной работы

в начальной школе

Классный руководитель: Цацура О.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция воспитательной работы "Город РАДОСТИ".

Данная концепция была представлена на городском конкурсе классных руководителей г.Кирова в 2007 году. Победитель конкурса "Самая классная классная"“Воспитывает все: люди, вещи, явления, но преждевсего...

Концепция воспитательной работы моего класса

Воспитательная система моего класса. Победитель конкурса "Классный самый классный"...

статью "Концепция воспитательной работы".

Статья по воспитательной работе....

Концепция воспитательной работы.

О будущем,которое начинается сегодня....

Концепция воспитательной работы учителя начальных классов

В данном материале рассказывается о построении воспитательной системы класса через работу с семьей и школой....

концепция воспитательной работы

концепция воспитательной работы...