Концепция воспитательной работы.
материал на тему

О будущем,которое начинается сегодня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon koncepciya_vospitaniya_madina.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

Концепция воспитательной работы

« Будущее начинается сегодня»

Свою концепцию воспитания я хочу начать со слов В.Т.Белинского

 «Воспитание – великое дело:

им решается участь человека»

Ведь любой человек подвергается процессу воспитания с самого дня рождения и до самой смерти. Вначале, процесс воспитания, осуществляется родителями ребенка, чуть позже коллективом, в который он попадает. Ребенок взрослеет, он учится жить в обществе. Общество со своей стороны оказывает достаточно сильное влияние на формирование личности ребенка.

У современных школьников значительно расширен кругозор, им доступна любая информация, в том числе и та, которая нарушает покой и психическое равновесие. Как сохранить детство здоровым, полноценным, радостным? Как направить их познавательную активность в нужное русло?

Школа несет сегодня колоссальную нагрузку и ответственность перед обществом и будущим за то новое поколение, которому завтра предстоит воплощать в жизнь нелегкие задачи, стоящие перед обществом. И я согласна с мнением выдающихся педагогов, ученых, философов: «Начать нужно с «возвышения» нравственного и духовного здоровья ребенка, семьи».

       Приоритетным в сфере образования является воспитание поистине нового Человека, способного жить и трудиться в условиях открытости общества, демократии и свободы.

Воспитать такого человека не легко. Н.И. Лобачевский говорил: « Чему должны мы учиться, чтобы достигнуть своего назначения? Главное мы должны научиться - ничего не уничтожать и все совершенствовать».

В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, определена приоритетность воспитания:

«Формирование у школьников гражданской ответственности и правого самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе…»

Ключевой идеей региональной концепции воспитания является

воспитание гражданина и патриота России, чей патриотизм основан на глубинных корнях любви к своей малой родине.

Значение и важность воспитания подрастающего поколения отражены в нормативно правовых документах, которые определяют государственную политику в области образования, и на которые я опираюсь в воспитательной работе.

Что же такое воспитание?

Понятие воспитание имеет много разных определений. Но для меня ближе, то которое определяет становление личности человека. Учитель- это тот человек, который должен воспитывать. Воспитывать- это значит заботиться о вещественных и нравственных потребностях этой растущей личности.

«Воспитание образования — это первый этап общего образования у детей.  

Именно начальное образование формирует те общеучебные навыки и умения, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

Являясь учителем начальных классов, работая в непосредственном контакте с современными школьниками и их родителями, я сознаю важность воспитания на начальной ступени образования. Поэтому изучив нормативные документы, социокультурную среду, воспитательные концепции Ленинградской области, нашего города, а так же школы, проанализировав классный коллектив  создала воспитательную концепцию,  которая рассчитана на 4 года обучения в начальной школе.

Решая задачи, которые ставит перед нами современное общество, социальный заказ, а так же учитывая потенциал воспитанников моего класса,  были определены цель :

Всесторонне развитый, целеустремлённый, воспитанный ученик, подготовленный к дальнейшему обучению и развитию и задачи,  которые помогают достичь поставленную цель.

Решая задачи воспитания, выделяю следующие фундаментальные ценности , которые выступают важными в воспитании.

 

В соответствии с целями и задачами концепции целесообразно выделить  основные принципы воспитания.

Согласно воспитательной концепции Ленинградской области,  воспитание должно быть направлено на создание условий формирования и развития чувства хозяина своей Родины, а социокультурная образовательная среда является важным ресурсом воспитания.

Таким ресурсом в нашей образовательной среде является Комплексный музей Краеведения, который открыт на базе нашей школы. В школе разработана программа «Музей», также  программа воспитания школьников «Я гражданин России», которая предполагает системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его воспитания и самовоспитания.

Годы  обучения  в  начальных  классах  - это  огромный период  развития, которое будет реальным делом  лишь в  том случае, когда ребенок живет богатой жизнью  сегодня, а не только готовится к овладению знаниями  завтра. Поэтому важным становится включенность воспитанников в разные виды деятельности.

     Для определения эффективности процесса воспитания необходимо сопоставить достигнутые результаты с поставленной целью.

Так как  целевым ориентиром  является ученик, всесторонне развитый, то и все критерии направлены на оценку его уровня развития.

         Вся работа класса строится на базе воспитательной системы школы. Система реализации концепции, направлена на  включение ребенка в различную деятельность по направлениям:

I.        Направление «Моя Родина»,формирует и развивает личность, способную занимать активную жизненную гражданскую позицию.

Для реализации этого направления использую следующие формы и методы:

1. Тематические классные часы.

2. Экскурсии, знакомство с историческими и памятными местами города и области.

3. Конкурсы, викторины по патриотической и гражданской тематике.

4. Работа со школьным музеем краеведения.

5. Участие в акции « Ангел мира», организуемой школьным музеем.

6. Уроки памяти.

II.         Направление «За здоровый образ жизни» нацелено на формирование здорового образа жизни, на понимание важности здоровья для будущего самоутверждения.

Чтобы реализовать это направление в классе проводятся:

1.Встречи с медработниками школы и города.

          2.Спортивные конкурсы,  викторины внутри класса и между классами школы, между школами.

          3.Походы выходного дня, дни здоровья.

4.Беседы .

5. Встречи со старшеклассниками, активно занимающимися спортом, победителями спортивных соревнований, спортсменами.

6. Подбор информации по проблемам экологии, здорового питания. 

III.  Направление  «Нравственность» содействует воспитанию нравственно развитой и духовно богатой личности

По этому направлению в классе проводятся :

           1.Тематические классные часы.

2.Организую цикл нравственных бесед.

 3. Встречи с представителями орган правопорядка.

 4. Библиотичные встречи за круглым столом.

Посещение музеи города и области, а также на базе класса работает театральная студия, кружок творческого развития детей. Постоянно посещаем спектакли, участвуем в культурно массовых мероприятиях.

Одним из направлений считаю важным развитие самоуправления. Для этого с первого класса применяю методику чередование творческих поручений для выявления особенностей каждого ребёнка. Выбраны творческие группы детей, которые учатся организовывать деятельность классного коллектива. В итоге в 4 классе возрос уровень активности, умение организовать жизнь класса, проявление самостоятельности, стало чаще проявляться инициативность воспитанников к самостоятельным решениям вопросов. Поэтому система самоуправления позволяет создать воспитательную среду в классе,  организовать их деятельность, создать территорию для межвозростного общения и для успешной социальной адаптации.

        Работая много лет в школе с детьми поняла, что эффективность воспитательной работы во многом зависит от умения работать классного руководителя в тесном контакте с родителями. Поэтому создан сплочённый родительский комитет, есть инициативные творческие группы. Я горжусь тем, что все 4 года обучения родительский комитет возглавляет папа Шлыков Дмитрий Евгеньевич. Вместе с родителями мы организуем поездки, культпоходы, походы по родному краю. Систематическое анкетирование родителей позволило мне сделать работу более успешной. Одним из главных показателей сплочённости родителей и детей является наше постоянное активное участие  в работе школьного семейного клуба «Субботея», который помогает распространять семейный опыт и традиции, развивает интерес к  своей семье и своей родословной, уважение к родителям.

Очень важной составляющей для достижения поставленных задач является не только включенность учащегося в жизнь школы, но и осуществление взаимодействия с организациями и учреждениями города Сосновый Бор

         Подводя итоги 4-летней реализации концепции я вижу, что поставленная цель достигнута, мои воспитанники готовы к дальнейшему обучению в средней звене.

.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция воспитательной работы "Город РАДОСТИ".

Данная концепция была представлена на городском конкурсе классных руководителей г.Кирова в 2007 году. Победитель конкурса "Самая классная классная"“Воспитывает все: люди, вещи, явления, но преждевсего...

Концепция воспитательной работы моего класса

Воспитательная система моего класса. Победитель конкурса "Классный самый классный"...

Концепция воспитательной работы

Концепция воспитательлной  работы. Цели и задачи воспитания. Идеи воспитательной системы....

статью "Концепция воспитательной работы".

Статья по воспитательной работе....

Концепция воспитательной работы учителя начальных классов

В данном материале рассказывается о построении воспитательной системы класса через работу с семьей и школой....

концепция воспитательной работы

концепция воспитательной работы...