РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по профилактике правонарушений, вредных привычек среди несовершеннолетних и формирование здорового образа жизни
рабочая программа на тему

Кремнева Юлия Николаевна

  

Пояснительная записка

 

     Современная школа оказывает систематизированное и последовательное влияние на формирование личности человека. В процессе воспитания происходит передача культурных и нравственных ценностей, накопленных человечеством за многотысячную историю, а также закладываются основы мировоззрения растущего человека, происходит его социализация. Решая, как воспитывать подрастающее поколение, общество одновременно решает, каким оно будет завтра. Это возлагает на педагогических работников большую ответственность. Особенно мы осознаём такую ответственность, когда говорим о воспитании у подрастающего поколения потребности вести здоровый образ жизни, получать достаточный  уровень образования и искать своё место в будущем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_profil_vredn_privych_.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VII ВИДА

СТ. КАЗАНСКОЙ ВЕРХНЕДОНСКОГО РАЙОНА

 (ГКОУ РО КАЗАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VII ВИДА)

____________________________________________________________________________________________________________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРОФИЛАКТИКЕ  ПРАВОНАРУШЕНИЙ,

ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

И ФОРМИРОВАНИЕ  ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

                                                                                                                                     Составитель:

                                                                                                                                    ст. вожатая

 Ю.Н. Кремнева

2011-2012 учебный год

Пояснительная записка

     Современная школа оказывает систематизированное и последовательное влияние на формирование личности человека. В процессе воспитания происходит передача культурных и нравственных ценностей, накопленных человечеством за многотысячную историю, а также закладываются основы мировоззрения растущего человека, происходит его социализация. Решая, как воспитывать подрастающее поколение, общество одновременно решает, каким оно будет завтра. Это возлагает на педагогических работников большую ответственность. Особенно мы осознаём такую ответственность, когда говорим о воспитании у подрастающего поколения потребности вести здоровый образ жизни, получать достаточный  уровень образования и искать своё место в будущем.

Ежегодный мониторинг и анализ социального состава семей учащихся нашей школы позволяет утверждать, что образовательный уровень родителей низкий. Контингент воспитанников из многодетных, малообеспеченных,  неблагополучных, неполных семей. Учитывая это, можно предположить, что дома детей не достаточно настраивают на получение качественного образования для достижения достойного материального и духовного уровня жизни в будущем.  Низкое благосостояние, социальное неблагополучие многих семей не позволяет уделять больше времени и сил воспитанию детей. Принимая выше перечисленные факты во внимание, школа-интернат старается максимально привлечь родителей к реализации данной профилактической программы, как заинтересованных лиц  в получении положительных результатов воспитания.

Несмотря на намеченные положительные тенденции в развитии общества, мы понимаем, что живем в сложный переходный период нашего государства, и именно молодое поколение находится в очень трудной социально-психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодые люди утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определённых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый эффективный жизненный стиль. Особенно дети и подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от возможных негативных последствий. Это способствует поиску средств, помогающих уходить от тягостных переживаний. В данной ситуации на первое место вышла наркотизация подростков, позволяющая спрятаться от действительности, различные виды злоупотреблений психоактивных  веществ и алкоголя, повышение количества правонарушений, вследствие безнадзорности детей. В реализации данной программы воспитанник является не только объектом педагогического и профилактического воздействия, но и ее активным участником.

Приоритет в области профилактики безнадзорности, преступности и употреблении ПАВ принадлежит семье и образовательным учреждениям разного уровня, что подтверждено законом РФ «Об образовании», постановлениями  и программами правительства РФ, Семейным кодексом РФ.

Перед образовательным учреждением  стоит множество целей и задач, связанных с организацией и совершенствованием воспитательного процесса. Основными направлениями, требующими  повышенного внимания со стороны воспитательной системы является: формирование социально-активной личности, культуры здорового образа жизни, активное вовлечение семьи в процесс воспитания, обеспечение деятельности детских объединений и кружков по интересам, формирование толерантности, сопротивление вредным, асоциальным привычкам.

Принимая во внимание выше изложенное и то, что ребенок, в виду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и защите, разработанная профилактическая программа преследует следующие цели:

  1. сохранение и укрепление здоровья обучающихся, повышение качества их жизни;
  2. формирование потребности вести здоровый образ жизни;
  3. воспитание нравственных качеств личности, влияющих на формирование активной гражданской позиции;
  4. выявление особенностей личности учащихся для дальнейшего развития  и поиска своего места в жизни;
  5. ознакомление учащихся с основами правовой системы РФ по мере их взросления, защита прав и свобод несовершеннолетних граждан в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, Семейным кодексом РФ и другими законами и постановлениями Российской Федерации.

Задачи, решаемые данной программой:

1. Осуществлять мероприятия по профилактике правонарушений, безнадзорности, формированию здорового образа жизни, воспитанию толерантности и уважению к правам человека.

2. Развивать физические качества и обеспечивать основной уровень физической подготовки детей в образовательном учреждении.

3. Формировать у учащихся устойчивого отрицательного отношения к «первой пробе» ПАВ.

4. Разрабатывать эффективные механизмы совместной деятельности участников воспитательной системы школы: родителей, ученического самоуправления и педагогического коллектива.

5. Формировать морально-волевые качества школьников.

6. Создавать благоприятный психо-эмоциональный климат в школьном сообществе для творческого эффективного взаимодействия коллективов, составляющих потенциал школы.

7. Создавать условия для доверительного общения, восприятия информации о негативном влиянии ПАВ на жизнь человека.

8. Учить учащихся делать осознанный выбор в любой жизненной ситуации и решать возникшие проблемы самостоятельно.

9. Оказывать родителям помощь в приобретении специальных знаний и навыков, а также предоставлять семьям социальную и психологическую поддержку.

10. Обучать детей эффективным методам поведения в нестандартной ситуации, формировать стрессоустойчивую личность, способную строить свою жизнь в соответствии с нравственными принципами общества.

11. Способствовать раскрытию потенциала личности ребёнка через научно-методическую, воспитательную, профориентационную работу школы.

12. Обеспечивать законные интересы и защиту прав несовершеннолетних.

Методы обучения-источники информации:

  1. Вербальные (рассказ, промежуточное объяснение, групповая дискуссия);
  2. Наглядные (иллюстрирование плакатов, рисунков, демонстрация картинок);
  3. Средства обучения (учебно-наглядные (плакаты, рисунки);
  4. Форма организация – групповая, парная, коллективная.

Взаимосвязь с внешними внешкольными учреждениями

       В целях повышения эффективности профилактической работы школа – интернат тесно сотрудничает с сотрудниками ПДН, комиссиями по делам несовершеннолетних, ЦРБ и др.

      Взаимодействие с внешними для школы структурами происходит по плану, а также по мере возможности. Профилактическую работу в школе курируют зам. директора по УВР.

Основные направления сотрудничества

1. ПДН:

Выступления перед учащимися:

  1. Административно- правовое регулирование общественных отношений;
  2. Административный проступок и административная ответственность несовершеннолетних;
  3. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних;
  4. Профилактика наркомании и токсикомании. Недопущение правонарушений;
  5. Профилактика правонарушений. Уголовная и административная ответственность.
  6. Профилактика правонарушений. Неформальные объединения. Терроризм;
  7. Как защититься от преступных посягательств.

2. Комиссии по делам несовершеннолетних:

  1. Рассмотрение материалов на учащихся, совершивших правонарушения;
  1. Семинар тренинг «Профилактическая работа с детьми, направленная на формирование здорового жизненного стиля и профилактику злоупотребления психоактивных веществ».

3. ЦРБ и медицинская сестра:

  1. Посещение больницы, беседы с врачами;
  2. Лекции нарколога «Причины и профилактика инфекционных заболеваний». «Как уберечь себя от опасности – что должен знать каждый ребенок»

Предположительным результатом работы по профилактике вредных привычек среди    учащихся школы-интерната можно будет считать:

- Снижение количества «трудных детей», состоящих на внутришкольном учете;

- Высокая активность и мотивация учащихся при подготовке общешкольных профилактических мероприятий.

Сроки реализации программы: 2011-2012 учебный год

ПЛАН  МЕРОПРИЯТИЙ

ПО  ПРОФИЛАКТИКЕ   ПРАВОНАРУШЕНИЙ,

ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК  СРЕДИ  НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

И  ФОРМИРОВАНИЕ  ЗДОРОВОГО  ОБРАЗА  ЖИЗНИ

в 2011-2012 учебном году

Мероприятия

Форма проведения

Участники

Сроки

Ответственные

1

Работа с учащимися:

Административный проступок и административная ответственность несовершеннолетних;

Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.

беседа

1-4 классы,

воспитатели,

кл. рук.

Сентябрь

ст. вожатая

Ю.Н. Кремнева, Инспектор по ПДН

2

«Мы за здоровый образ жизни»

Конкурс рисунков

1-4 классы

2 неделя ноября

1 неделя апреля

Воспитатели,

Кремнева Ю.Н.

3

«Здоровье в порядке – спасибо зарядке!».

 

 «Злой волшебник табак»

Внеклассное мероприятие

Акция против курения. Беседа

ноябрь

ноябрь

Кремнева Ю.Н.

Кремнева Ю.Н.

Воспитатели

4

5

6

 «Береги здоровье смолоду»

«Здоровье – это здорово»

 «Будем Здоровы»

Круглый стол

Внеклассное мероприятие

Беседа

1-2 классы

1-4

3-4

апрель

апрель

апрель

Кремнева Ю.Н.

Кремнева Ю.Н.

Кремнева Ю.Н.

5

Работа с родителями:

Знаю ли я своего ребенка

«Что могут сделать родители для безопасности ребенка» (Анализ анкет)

Приемы и методы антинаркотического и антиалкогольного воспитания в семье

 УК РФ «Об ответственности несовершеннолетних»

Анкетирование родителей

Родительское собрание

Круглый стол

Юридический практикум

Сентябрь

Декабрь

Март

Май

Кремнева Ю.Н.

Классные руководители

Нарколог,

медсестра

Приглашение специалистов

Материально-техническое обеспечение

Компьютер, принтер, мультимедийный проектор, фотоаппарат,  DVD -видеокамера,  магнитофон,  СД-диски  с записью музыки, музыкальный центр,  интерактивная доска, костюмы для выступления, наглядный материал для оформления праздников, воздушные шары, фильмы по данной тематике.

Используемая литература и интернет ресурсы

  1. В.Н. Щербакова, М.А. Александрова. Калейдоскоп школьных дел: Методические разработки. – Вып.4., М.: ТЦ Сфера, 2004. – с. 160;
  2. Л.И. Гайдина, А.В. Кочергина. Группа продленного дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 3-4 классы. М.:ВАКО, 2008. – с. 368 – (Мастерская учителя);
  3. Яровая Л.Н., Жиренко О.Е. Внеклассные мероприятия. 4-й класс. – 2-е изд., М.: ВАКО, 2005. – с.192  – (Мозаика детского отдыха.);
  4. Мальцев А.И. Сценарии спортивных праздников в школе. Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – с. 219 – (Здравствуй, школа!);
  5. http://bankportfolio.ru - Звёздный час «БЫТЬ ЗДОРОВЫМ – ЭТО ЗДОРОВО!», 3-4 класс;
  6. http://www.it-n.ru – сеть творческих учителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа Тема: «Формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, алкоголизма и табакокурения в подростковой среде»

Трудно   себе   представить    то    благотворное изменение, которое произошло  бы  во  всей  жизни людской, если бы люди...

Формирование здорового образа жизни. Профилактика злоупотребления ПАВ детьми и подростками в образовательной среде.

Формирование здорового образа жизни. Профилактиказлоупотребления ПАВ детьми и подростками в образовательной среде....

Профилактика наркомании и формирование здорового образа жизни среди детей и подростков

Районный конкурс авторских методических разработок по профилактике наркомании и ЗОЖ среди детей  Авторская методическая разработкаПрофилактика наркомании и формирование здорового образа жизн...

Программа по формированию здорового образы жизни "Мой выбор - здоровый образ жизни"

Программа помогает формирования у подрастающего поколения установок на ЗОЖ, на возрождение духовных традиций русского человека, на воссоздание авторитета семьи. Она направлена на решение задачи не тол...

Программа "Наше здоровье - в наших руках" по формированию здорового образа жизни несовершеннолетних в рамках летнего лагеря с дневным пребыванием с использованием здоровьесберегающих технологий

Проблема сохранения здоровья, формирования здоровьесберегающей культуры, воспитания навыков здорового образа жизни у детей школьного возраста является самой актуальной на сегодняшний день. Как говорил...

«Формирование здорового образа жизни и профилактика вредных привычек в условиях реализации ФГОС»

Проблема сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальна в современном мире. Здоровый образ жизни по сути своей должен быть первейшей потребностью человека, но у...

Эффективные практики работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних и пропаганде здорового образа жизни

Пропаганда здорового образа жизни среди детей и родителей – стратегическое направление гигиенического обучения и воспитания в современной школе...