"Воспитание патриотических чувств - основа формирования личности"
статья по теме

Шматкова Татьяна Яковлевна

В данном материале рассказывается опыт работы в отдельном классе по патриотическому воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_alekseevskie_chteniya.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  образовательное бюджетное учреждение
средняя образовательная школа № 31 г. Якутск

Республики Саха/Якутия

«Воспитание патриотических чувств –

основа  формирования личности

  младших школьников»

Шматкова Татьяна  Яковлевна

 учитель начальных классов  

МОБУ СОШ № 31 г. Якутска

Республики Саха/Якутия

В последнее время в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма.

Любая страна нуждается в наличии действительной, эффективной системы патриотического воспитания граждан по содержанию и методам, сложившейся в обществе политической и социально-экономической ситуации. При этом методы и формы патриотического воспитания видоизменяются и обновляются по мере перемен в   политической, экономической и социальной  жизни  в стране и мире.

Актуальность 

         Проблема патриотического воспитания актуальна в современной России, потому что:

•  условия, в которых сегодня находится российское общество, в целом пока неблагоприятны для формирования у подрастающего поколения патриотического самосознания;

•  в настоящий момент Россия переживает духовный кризис – упадок общественной морали и, как следствие, отсутствие объединяющих общество ценностных ориентиров;

•  наблюдается рост асоциальных молодёжных объединений;

•  дезинтеграция социальной среды уменьшает значимость коллективной общероссийской идентичности и взаимности её формирования;

Цель работы: представить опыт работы по патриотическому воспитанию с младшими школьниками.

Задачи:

Охарактеризовать сущность работы по  патриотическому  воспитанию младших школьников;

Выявить и проверить педагогические условия, обеспечивающие эффективность патриотического воспитания младших школьников;

Для решения  цели и задачи  использовались следующие методы исследования:

Теоретический анализ литературы по изучаемой проблеме;

Изучение программ и опыта работы школ по патриотическому воспитанию младших школьников;

Диагностические методы: анкетирование, индивидуальные беседы, коллективный опрос, анализ результатов деятельности.

Необходимость активизировать процесс воспитания патриотизма у младших школьников нашла отражение  в содержании «Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России», « В послании президента РФ Федеральному собранию РФ Медведева Д.А.» и  «Федеральном государственном образовательном стандарте».

Сегодня патриотическое воспитание – это систематическая деятельность  педагогов  по формированию у юных граждан патриотического сознания, ценностей, чувства верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, а его основная цель – формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим  родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов.

Младший школьный возраст наиболее восприимчивый период для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма. Для формирования чувства патриотизма в системе воспитательной работы в школе необходимо знать не только его сущность и содержание, но и те внутренние психолого – педагогические компоненты. Такими компонентами, по определению И.Ф. Харламова, являются потребностно – мотивационный, когнитивно – интеллектуальный, эмоционально – чувственный, поведенческий и волевой.

Основным средством для воспитания настоящего патриота является включение учащихся в разнообразные виды практической деятельности и формирование у них навыков и привычек, опыта патриотического поведения.

Патриотическое воспитание основывается на такие направления работы:

Моя семья

Моя школа

Мой край

Мое Отечество

 Осуществляются эти направления в следующих структурах:

учебная деятельность

внеурочная деятельность

ДОО «Бригантина»

Только  совместные усилия семьи, школы, общественных организаций, органов самоуправления обеспечит достижение цели работы по патриотическому воспитанию.

     «Моя семья». На данном  направлении  решаются следующие задачи: 

Воспитывать в школьниках чувство самоуважения через его добрые поступки, чувство уважения к старшим, любви к своей семье и друзьям.

Воспитывать любовь к малой родине через развитие интереса к истории семьи и ее традициям.

Формировать представление о природном и социальном окружении человека, умение вести себя в ней в соответствии с общепринятыми нормами.

       Знакомство с семьей начинается  с истории создания семьи, где каждая семья составляет  буклеты о своей семье.  Дети  с родителями создают   герб и флаг своей семьи для воспитания чувства  гордости и любви за семью. Эта работа продолжается на уроках окружающего мира, где  дети   познакомятся  с родословной своей семьи, семейными традициями, на уроках литературного чтения составляют  рассказы о профессиях родителей. В классе  проводятся  семейные праздники день бабушек, день отцов, день мам, спортивные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья», выходы на природу с родителями.

Особое место занимает  работа  по воспитанию уважения и любви старшему поколению. Это великий  праздник День Победы. В течение нескольких месяцев  мы ведем подготовительную работу  ко Дню Победы. Работа начинается  с посещения музея Боевой и Трудовой Славы.  Ведем поисковую и исследовательскую работу с родителями о родственниках -  участниках войны. В итоге пишем сочинения, используя исторические и военные фотографии из семейного архива. Лучшие сочинения  печатаются  в газете «Эхо столицы», а также  организовывается выставка семейных реликвий с помощью родителей,  где показаны  старинные семейные книги для чтения, медали, ордена прадедушек и бабушек, документы из семейного архива. Наша работа воплощается  в выставку, где выставляются  все творческие работы, рисунки, исследовательская работа  учеников. Наша выставка получает  высокую оценку за богатую и интересную, творческую работу. Одна из форм  работы патриотического воспитания является шефская работа над ветераном войны и труда Романовой Матреной Петровной. Посещаем с ребятами ее по праздникам, готовим праздничные открытки и подарки.

       «Моя школа».  В этом направлении решаем следующие задачи: 

Повышать авторитет школы на основе знакомства с историей школы, с ее интересными и знаменитыми выпускниками;

Формировать качества личности, способствующие успешному обучению школьников;

Усвоить учащимися этических норм и правил поведения в соответствии со статусом учащегося школы.

Любовь к своей школе начинается с  урока – знакомства, дети узнают о школе и осознают, что они стали учениками. Проводимые классные часы об истории школы  и его выпускниках развивает чувство гордости за школу. Наш класс  каждый год участвует на спортивных соревнованиях «Эрэл»  и занимает призовые места. В течение нескольких лет класс  является участником   окружного  смотра песни и строя, где занимали призовые места и  награждены почетными  грамотами. Во главе  этой многогранной деятельности патриотического воспитания  стоит ДОО «Бригантина». Одна из форм работы ДОО «Бригантина» - акции «Письмо солдату», «Тепло наших сердец, посвящено ветерану», конкурс патриотической песни, игры, спортивные соревнования  и др.

«Мой край» и «Мое Отечество».  В этом направлении ставятся  следующие задачи: 

Воспитать любовь к республике и уважение к ее прошлому, настоящему, а также воспитать чувство ответственности за ее будущее;

Развивать стремление к творческим делам и мероприятиям.

Вырабатывать умение вести себя в соответствии с общепринятыми нормами.

Уделить несколько минут патриотическому воспитанию можно и нужно на каждом уроке. Через совместную работу мы помогаем гордиться своими родными, своим городом, своей Родиной. Знакомятся с историческими   памятниками, совершая экскурсии по городу, в музеи, слушая воспоминания своих родственников о недавнем прошлом. Проводимые классные часы знакомят с символикой страны, с традициями народов. Привлекаются  учащиеся в проведении классных часов, этому  позволяют информационные технологии, использование мультимедийных учебников, дисков, создание презентаций.  Традиционные выходы на природу  воспитывают у детей любовь к родному краю и людям, получают представления об образе жизни народов РС/Я, знакомятся  с растительным и животным миром,  с историей и современностью  своего родного края.

Для проверки  работы,  способствующий формированию патриотических чувств младших школьников было проведено ряд анкетирования и индивидуальных бесед, коллективного опроса.

Для достижения поставленной цели было необходимо решить ряд задач:

выявить сформированность интересов детей к историческому прошлому страны, города, семьи, традициям национальной культуры;

определить уровень осознания понятия «патриотизм» младшими школьниками;

выяснить представления детей о качествах человека - патриота.

Методы и методики:

1 Анкетирование

2 Сочинение «Патриотизм и как я его понимаю» (Фридман Л.М.)

Практическая часть работы была проведена в 3 Г  классе МОБУ СОШ  №31 г. Якутска. Возраст детей 9-10 лет. Количество детей, принявших участие - 22 человека.

С целью выявления сформированности интересов детей к историческому прошлому страны, города, семьи, традициям национальной культуры было проведено анкетирование учащихся.

С целью выяснения знаний ребенка об историческом прошлом своей семьи был задан вопрос: «Рассказывается ли вам о членах семьи, воевавших в годы Великой Отечественной войны или трудившихся в тылу?».

Анализ результатов исследования знаний детей об историческом прошлом своей семьи показал, что 50% учащихся (11 человек) ответили утвердительно; 27% учащихся (6 человек) ответили отрицательно; 23% учащихся (5 человек) от общего количества опрошенных, затруднились ответить на поставленный вопрос.

С целью выяснить изучение исторической литературы был задан вопрос: «Читаете ли вы книги о историческом прошлом  народа?».

Анализ результатов исследования изучения исторической литературы показал, что 27% учащихся (6 человек), ответили утвердительно; 68% учащихся (15 человек). от общего количества опрошенных, ответили отрицательно;.5% учащихся (1 человек), затруднился ответить на поставленный вопрос.

С целью определения уровня осознания понятия «патриотизм» учащимся было предложено написать сочинение на тему «Патриотизм и как я его понимаю».

Анализ результатов исследования уровня осознания детьми понятия «патриотизм» показал, что у 59% учащихся (13 человек) низкий уровень понимания учеником существенно важнейших сторон патриотизма или отрицательное отношение к тем обязанностям, которые из них вытекает таких как любовь к Родине, чувство национальной гордости.

У 32% учащихся (7 человек) - средний уровень, т. е. неглубокое частичное понимание сущности соответствующих признаков неустойчивости иногда положительных, а в некоторых случаях, пассивное отношение к тем обязанностям, которые из них вытекают.

У 9%  учащихся (2 человека) – высокий уровень, т.е. понимание учеником  сущности ведущих признаков тех или иных сторон патриотизма положительное личное отношение к тем обязанностям, которые из них вытекает умение и привычка действовать в реальной жизни в соответствие с усвоенными требованиями.

         В результате продельной работы можно сделать следующие выводы. Что большое внимание в младшем школьном возрасте должно уделяться развитию и обогащению чувств детей, формированию способности управлять ими. Общеизвестно, что в этом возрасте воспитываются нравственные чувства, определяющие отношение детей к окружающим людям, к труду, к природе, к важным общественным событиям. Значимую роль в этом процессе играют развивающиеся моральные чувства, которые становятся более богатыми по содержанию. Вместе с тем умение сознательно управлять своими чувствами представляет для младших школьников достаточную трудность, поэтому поведение школьников требует постоянного внимания учителя.

 Анализ накопленных  материалов, позволяет  нам обосновать  эффективность патриотического воспитания младших школьников:

 а) постоянная целенаправленная работа  по организации и сплочению детского коллектива;

б) систематическое воздействие на сознание младших школьников с использованием различных средств  воспитания - с  целью формирования патриотических чувств;

в) вовлечение младших школьников в разнообразную практическую патриотическую деятельность;

г) совместная деятельность учителя  и семьи по патриотическому воспитанию младших школьников;

д) осуществление индивидуального подхода к младшим школьникам в процессе патриотического воспитания.

        Опыт работы по патриотическому воспитанию младших школьников показывает успешность выбранной стратегии и тактики воспитательной работы.

Список использованной литературы:

Агапова И.А., Давыдова М.А. Патриотическое воспитание в школе. – М., 2002.

Андреев В.И. Педагогика: учебный курс творческого саморазвития. – Казань, 2000.

Аронов А.А. Воспитывать патриотов: Книга для учителя. М., 1989.

Беспятова Н.К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков. –М.,2006.

Божович Л.И. Личность и ее формировании е в детском возрасте. – М.,1968.

Валеева Г.Х. Патриотическое  воспитание младших школьников в образовательном процессе средствами этнопедагогики: Дис.канд.пед.наук: 13.00.01. Челябинск, 2006.

Военно – патриотическое воспитание в школе.  Сост. М.В. Видякин. – Волгоград, «Учитель». 2006.

Воронова Е.Н. Воспитать патриота: программы, мероприятия игры. – М., 2008.

Вяземский Е.Е. Гражданское образование в основной школе. // 2001. - № 9

Волина В.В. Учимся играя. – М.: АстПресс. 1996 г.

Дополнительное образование и воспитание. – 2006 № 11.

Данилов Д.Д. , Белицкая Г.Э. Человек и человечество. Вводный курс истории и обществознания. Учебник для 4 класса.- М.: Баласс, 2003.

Данилов Д.Д., Гребенюк Л.И. Учебник «Мое отечество» (3 класс) – новый подход к преподаванию истории и обществознания в начальной школе. Начальная школа: плюс – минус. -1999.- №1

Калаев А.В. Новые технологии воспитания: Курс лекций по теории и методике воспитания. Казань, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование народного фольклора в воспитание патриотических чувств и любви к родному краю у детей младшего школьного возраста»

Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата трад...

СЕМЬЯ, КАК СПЕЦИФИЧЕСКАЯ СРЕДА ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ

Практика показывает, что дети, внуки, правнуки, если с ними ведётся в семье целенаправленная работа, наследуют боевую и трудовую славу своих отцов, дедов, прадедов, славу советского народа-патриота. Д...

Воспитание патриотических чувств младших школьников средствами детской литературы

В сегодняшнем мире постепенно снижается воспитательное воздействие на человека российской культуры, искусства и образования. В общественном сознании наблюдается утрата российского патриотического созн...

Духовно-нравственное воспитание учащихся как основа формирования личности.

Огромную роль в воспитании личности играют средства массовой информации....

Воспитание патриотических чувств младших школьников на основе отечественных традиций

Выступление воспитателя ГПД ГБОУ СОШ №493 Ксенофонтовой Татьяны Николаевны на секции Рождественских образовательных чтений в Кировском районе Санкт-Петербурга «Нравственные ценности и будущее че...