Средства и методы патриотического воспитания в начальной школе
статья на тему

К эффективным средствам исторического образования относятся разнообразные формы уроков героико-патриотической тематики: интегрированные, проблемные, дискуссии, театра­лизованные, групповые семинары, уроки-характеристики и др.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Средства и методы патриотического воспитания в начальной школе.

К эффективным средствам исторического образования относятся разнообразные формы уроков героико-патриотической тематики: интегрированные, проблемные, дискуссии, театрализованные, групповые семинары, уроки-характеристики и др. Ведущий принцип современного образования — принцип интеграции, предполагающий объединение нескольких предметов вокруг общих для них проблем. Например, тема «Человек в культуре Древней Руси» объединяет предметы: историю Отечества, русский язык, литературу, философию, основы православия, педагогику, рисование, музыку.

К эффективным средствам исторического образования мы относим также дидактические методы и приемы. Среди них интересны метод художественного исполнительства (изображение эпохи в виде эмблемы-символа), исследовательский метод (интервьюирование, социальные опросы и т. п.).

В методе художественного исполнительства для учителя на первый план выступает информация об уровне эмоционального отношения учащихся к историческому периоду или личности. Учащиеся изображают определенные детали, которые в их сознании ассоциируются с изучаемым периодом или конкретной личностью, используя подходящую цветовую гамму. Данный метод довольно сложный, требует от школьников не только художественных способностей, но и творческого осмысления материала в разных аспектах: историческом, психологическом, философском. При этом степень обобщения исторического знания доводится до уровня определенного зрительного образа.

Многочисленные эмблемы, выполненные учениками 8-го-11-го классов, можно разделить на две группы: одноэлементные, основанные на одном образе-символе и многоэлементные, соединяющие ряд образов-символов, передающие многомерность и сложность исторических событий

Работа над эмблемой-символом ведет учащихся к более глубокому осмыслению деяний исторических личностей и сути событий особой национальной и исторической значимости. Соединяя интеллектуальный и творческий труд школьников, эта работа развивает ассоциативное мышление, воображение, помогает зримо через образ-символ выразить не только суть явления, но и передать свое отношение к нему. При этом лучшие эмблемы воспринимаются как эстетически самоценные произведения.

В ряду эффективных средств исторического образования можно назвать исследовательский метод (социальные опросы, интервьюирование). Предмет и проблемы опроса могут быть связаны с прошлыми историческими эпохами и современностью.

Интервьюирование родственников и знакомых характеризуется следующим: во-первых, ученик получает возможность непосредственного общения с носителями исторического опыта (бабушки, дедушки, родители): во-вторых, интервью является средством получения данных о состоянии общественного мнения, уровне сознания и поведении людей; в-третьих, важное достоинство этого метода - широта охвата разнообразных сфер социальной практики.

Следует отметить, что перечисленные методы помогают формированию гражданских навыков: обогащения социального опыта учащихся путем активного включения в реальную жизнь, уважения мнения другого человека, открытости к диалогу. Благодаря им фактический материал усваивается на более высоком уровне в единстве знаний, чувств и практической деятельности.

Формами работы по патриотическому воспитанию являются:

Книга памяти.

История боевой славы Отечества

Работа с ветеранами Великой Отечественной Войны

Взаимодействие школы и семьи по формированию и развитию патриотизма.

Одной из форм работы по патриотическому воспитанию является создание Книги памяти. В своем составе книга имеет несколько разделов: «Равнение на героев», «Репортаж с места событий», «Наше счастливое детство».

Широкое распространение получили летописные журналы, описывающие боевой и трудовой подвиг народа. Такая работа имеет большое значение в патриотическом воспитании подрастающего поколения.

Летописная книга способствует развитию творческой самодеятельности и общественной активности школьников в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов.

Такая работа призвана способствовать расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей учащихся, овладению ими практическими навыками поисковой, исследовательской работы, служить целям совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Свою работу члены клуба осуществляют в тесной связи с решением воспитательных и образовательных задач, в органическом единстве со всей внеурочной воспитательной работой, проводимой в школе.

В ходе работы используются следующие виды деятельности:

-        организуются встречи с ветеранами, собирается материал о их жизни, оформляем в Книге памяти;

-        изучается собранный материал;

проводится сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников;

проводятся уроки Мужества для учащихся, их родителей, работников школы;

оказывается содействие учителям в использовании материала в учебном процессе.

Основная функция Книги памяти - образовательно-воспитательная. Создание Книги памяти - это многогранная деятельность, направленная на повышение уровня образования, нравственное воспитание и формирование исторического сознания, что может быть достигнуто с помощью различных форм деятельности.

Обогащение знаниями и формирование исторического сознания, подготовка школьников к жизни и трудовой деятельности - важные задачи. Успешное выполнение этих задач связано с принципами обучения и образования. В данном контексте имеется в виду следующее: научность организации материала и его изучение; достоверность излагаемых фактов; связь теоретических знаний с практическими навыками; систематичность и непрерывность воспитательной работы; доступность излагаемого материала; преемственность; прочность усвоения знаний.

История боевой славы Отечества. История не только просвещает, учит, но и воспитывает. Это коллективная память народа, обращенная как в прошлое, так и в будущее.

Организовывая воспитательную работу, руководитель учитывает, что наше прошлое включает огромный идейный, нравственный заряд, помогающий делать человеческую личность мудрой, гордой за нашу Родину, наших людей, которые в смертельных схватках с врагами отстояли свободу и независимость государства. Священна память о народных героях всех войн, о тех, кто отстоял нашу страну от иноземных захватчиков; бессмертен подвиг советского человека, солдата и труженика, в Великой Отечественной войне.

Именно поэтому в работе по патриотическому воспитанию важно показать самоотверженность и героизм русского и других народов нашей страны в борьбе за свободу и независимость, разъяснить всемирно-историческое значение победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. и других войнах, разоблачить фальсификаторов истории Второй мировой войны.

Важен выбор средств обучения и воспитания, приобщения школьников к миру духовных ценностей истории и культуры.

Изучение истории родной земли, истории нашего Отечества, боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлением в воспитании у молодежи патриотизма, чувства любви к нашей великой Отчизне, к малой и большой Родине. Особая роль в патриотическом воспитании должна принадлежать военной истории, соприкасаясь с которой, подрастающее поколение приобщается к трудовому и ратному подвигу народа, равняется на лучших его представителей, учится на героических примерах жизни и деятельности наших великих предков, дедов и отцов беззаветному служению Отчеству, готовности встать на его защиту. Историческая подготовка в определенной мере призвана решить задачи духовно-нравственного и идейного обеспечения процесса патриотического воспитания.

Историческая подготовка включает следующие разделы:

изучение истории малой Родины (родного края), микрорайона, улицы;

изучение ратной истории России и Советского Союза, истории их вооруженных сил, видов и родов войск, боевых традиций

армии и флота;

-        изучение государственной и военной символики;

-        изучение жизни и подвигов воинов, военачальников, полководцев, юных защитников Отечества, деятельности ученых и конструкторов, писателей и поэтов, композиторов и музыкантов, режиссеров и актеров, художников;

проведение дней воинской славы России;

увековечение памяти российских и советских воинов;

изучение военной формы и т. д.

Работа с ветеранами Великой Отечественной Войны. В патриотическом воспитании подрастающего поколения велика роль ветеранов Великой Отечественной войны и других войн, военнослужащих, работников правоохранительных органов. Их выступления на уроках мужества, их рассказы о сражениях с врагом, о подвигах боевых друзей часто служат толчком к началу или активизации поисковой работы. При их поддержке и помощи создается Стенд боевой славы и Книга памяти.

Организуя встречи с ветеранами, необходимо подготовить учащихся, сообщив некоторые сведения героической биографии приглашенных. При подготовке встречи можно заранее попросить ветерана, чтобы в своем выступлении он обратил внимание на те факты, которые наиболее актуальны в данный момент и в данной аудитории. Организаторам встречи необходимо помнить, что далеко не всегда человек, совершивший в свое время героический поступок, прошедший славный жизненный путь, способен убедительно, доходчиво рассказать об этом детям. В этом случае организаторы встречи сами рассказывают подробную информацию о герое, а он отвечает на вопросы.

Общаясь с ветеранами войны и труда, слушая их воспоминания, знакомясь с реликвиями народного подвига, подростки овладевают огромным  духовным богатством. Именно поэтому клуб ведет поисковую работу, члены клуба берут интервью у ветеранов, посещают семьи, где хранится память о ветеране, записывают рассказы членов семей, а также оказывают ветеранам посильную помощь, поздравляют с праздниками.

Школьники на основе найденного материала оформляют Книгу памяти, мультимедийную презентацию, буклет, web-страницу.

Взаимодействие школы и семьи по формированию и развитию патриотизма.  «Без семьи невозможно полноценно воспитать человека. Семья – это малый мир, малое общество.

Только в семье человек может быть по-настоящему счастлив, обрести мир души, равновесие, тишину сердца. Здесь кристаллизуются лучшие его качества, здесь созревает личность.

Однако многим из нас сегодня, увы, не ведомо, что такое истинная семья, простые семейные радости. Мы утратили семейную преемственность, отошли от традиций, разорили уклад. Нам почти нечего передать своим детям. Вот почему на помощь семье сегодня призвана прийти школа». («Воспитание школьника», № 3, 1998.)

«Как показывают многочисленные исследования, большинство россиян идентифицируют себя с семьей. И в этом есть определенная закономерность. Социальный миро, воспринимаемый как мир родины, отчего дома, родства, позитивно влияет на развертывание жизненных сил личности, снижает уровень напряженности и конфликтности.

В сегодняшней России традиционное общество ставится в соответствие с метафорой семьи, а современное - с метафорой рынка.

Несмотря на трансформационные изменения, Россия относится в большей степени к традиционному обществу. Для нее характерно ориентирование на национальные ценности, воплощаемые, прежде всего в человеческой духовности, всестороннее развитой личности, полноценной семье и здоровом образе жизни.

Родители, род, Родина, народ - не случайно однокоренные слова. Это своеобразная формула гражданского патриотизма, в основе которой лежат чувства Родины, родства, укорененности в ментальной культуре, сопричастности к иному, к миру других, ответственности и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Она обязательна: мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения. Родина наделяет человека родственниками, верой, любовью, надеждой, совестью и нравственностью.

У каждой состоявшейся личности, у каждого человека есть Родина. Как строятся отношения человека со своей малой и большой Родиной, Отечеством, так же должны строиться и отношения гражданина со своим государством. Интересы Родины, Отечества превыше всего. Для российского полиэтнического сознания унаследовать прошлое - значит не уходить от предшествующих поколений, а идти по их путям, дорогам: с преданиями, традициями, обычаями,

заветами предков.

Взаимоотношения малого отечества и большого, своей региональной, этнической родины и другой, огромной, называемой Россией, определяют во многом процесс патриотического воспитания. Этот процесс не должен замыкаться этническими, культурными, конфессиональными, хозяйственными, политическими рамками, а определяться их совокупностью, интеграцией. Каждая их этих позиций выступает в различные исторические периоды жизни личности, нации, народа, страны, государства основанием для самоидентификации, поиска собственного «я».

Гражданский патриотизм - взаимоотношения, которые возникают между гражданином и государством, человеком и Родиной.

В качестве ключевых ценностей социального мира выступают отношения взаимопонимания и поддержки. Отчий дом притягивает людей своей теплотой и открытостью, создавая возможности для самореализации и самовыражения.

«Мы живем в замечательном городе, городе российской славы. Нам есть чем гордиться. И прежде всего героями Сталинграда. История подтверждает, что в обществе не существует таких материальных ресурсов развития, которые могли бы быть равны силе духовной. Именно на этом может строиться стратегия формирования патриотизма.

В настоящее время мы - наследники славы Сталинграда. Поэтому должны продолжать традиции, заложенные защитниками Сталинграда: стойкость, мужество, героизм, боевой дух, необходимые для выхода из тяжелой ситуации. Сегодня России столь же тяжело, как и сражающемуся Сталинграду, хотя мы не имеем явных внешних врагов и состояния войны. Но упадок экономики, кризис социальных отношений, деформация культуры, отсутствие у многих граждан материального достатка - это и многое другое ставит страну на грань выживания. Опыт победы под Сталинградом свидетельствует: нам следует, прежде всего, опираться на себя, рассчитывать на свои собственные силы и внутренние духовно-нравственные ресурсы.

В начале  XXI в. такое движение обозначилось: это патриотизм, ориентация на возрождение значимости Державы, Отечества, государственности, социальной справедливости и свободы для широких масс населения, каждой личности. Это путь, завещанный героическими защитниками Сталинграда». («О реализации программы по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг.».)

Все начинается с дома, семьи. Государство начинается с семьи. Какова семья, такое и государство. Сегодня мы находимся в кризисной ситуации. И выйти из кризиса возможно лишь при возрождении духовности, а духовность присутствует лишь там, где есть вера и любовь. Вот два начала, на которых держалась во веки веков русская семья.

В этом мы убеждаемся при изучении литературных источников, где зафиксированы духовные традиции семьи. Источников таких великое множество. В систему включены наиболее известные и важные. Из века в век авторы «Слова о Законе и Благодати», «Поучения Владимира Мономаха», «Домостроя» прилежно констатируют духовные ценности, которые лежат в основе русской семьи.

При изучении памятников литературы - поучений, житий -учащиеся видят, что все положения, лежавшие в основе семьи тысячу, пятьсот, двести, сто лет назад, актуальны и по сегодняшний день, а качества, которые всегда ценились в детях, женах, отцах, являются ныне самыми ценными.

В работе по патриотическому воспитанию главным направлением является изучение духовных традиций русской семьи - истории духовного развития народа, истории борьбы добра и зла, истории развития конкретной семьи. Постепенно ребята знакомятся с категориями добродетелей и пороков. Изучают, как раньше строились взаимоотношения между детьми и родителями, детьми и школой. На уроках и во внеурочное время знакомятся с Библией.

Одним из основных направлений можно считать «Краеведение». Ребятам предлагается изучить историю своей семьи, своего района, города. Из истории семьи, отчего края учащиеся черпают немало полезного для души. История нашего края поистине велика и благодатна, и очень важно, чтобы школьники знакомились с историей Отечества через конкретных людей.

Живой интерес вызывают занятия, связанные с темой «Моя родословная». Ребята вместе с родителями составляют родовое древо своей семьи, собирают старые фотографии, изучают семейный архив.

Одним из любимых занятий у ребят является составление «Народного календаря». Это дает им представление о русском фольклоре, народных и православных праздниках, которые постепенно входят в дома наших учеников.

Таким образом, к эффективным методам патриотического воспитания в начальное школе относят книгу памяти, историю боевой славы Отечества, работу с ветеранами Великой Отечественной Войны, взаимодействие школы и семьи по формированию и развитию патриотизма, которые способствуют расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов, развитию творческих способностей, формированию исторического сознания. Изучение истории родной земли, истории Отечества, культурных традиций, духовных традиций считается важнейшим направлением в воспитании у детей патриотизма, чувства любви к Отчизне, к малой и большой Родине, к семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание в начальной школе

Статья отнесена к разделу "Внеклассная работа". Воспитание патриотизма - это важнейшая педагогическая задача нашего времени....

ПРОГРАММА нравственно-патриотического воспитания в начальной школе «РОДНИКИ ДОБРА» на 2012 – 2016 гг Учитель начальных классов Новакова Елена Юрьевна

ПРОГРАММАнравственно-патриотического воспитания в начальной школе  «РОДНИКИ ДОБРА» Автором предложены новые оригинальные формы работы, такие как:1.Акция «Твори добро»....

ПРОГРАММА нравственно-патриотического воспитания в начальной школе «РОДНИКИ ДОБРА» на 2012 – 2016 гг Учитель начальных классов Новакова Елена Юрьевна

ПРОГРАММАнравственно-патриотического воспитания в начальной школе  «РОДНИКИ ДОБРА» Автором предложены новые оригинальные формы работы, такие как:1.Акция «Твори добро»....

Гражданско-патриотическое воспитание в начальной школе, поиск и разработка инновационных методов и подходов.

В современных условиях идея патриотизма должна стать тем стержнем, вокруг которого сформируются значимые чувства, убеждения, устремления детей, ее готовность и способность к активным действиям для бла...

Методическая разработка по проведению занятий кукольного театра . Патриотическое воспитание учащихся начальной школы средствами народного творчества при организации школьного Кукольного театра.

Данные учебно-методические разработки  содержит систематизированные и обобщенные теоретические сведения по проведению занятий кукольного театра  в условиях реализации в начальной школе, техн...

Средства и методы патриотического воспитания школьников

В статье рассматриваются актуальные вопросы нравственного воспитания школьников, приводятся конкретные примеры возможных воспитательных методов. Статья будет полезна воспитателям групп продленного дня...

Воспитательная программа учителя начальных классов «Мы живём в России». гражданственно-патриотическое воспитание в начальной школе

   В программе воспитательной работы представлены все стороны человеческой жизнедеятельности и развития личности; программа ориентирована на воспитание личности образованной, творческ...