Экспериментальная программа. Развитие внимания и мышления учащихся.
методическая разработка по теме

Залевская Татьяна Ивановна

Экспериментальная програма направлена на развитие внимания и мышления учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

М Б О У   «  Б О Л Ь Ш Е К А Л М Ы К С К А Я    С О Ш  »

К И Р Е Е В С К О Г О   Р А Й О Н А   Т У Л Ь С К О Й   О Б Л А С Т И

Экспериментальная программа, направленная на развитие

внимания и мышления учащихся младших классов.

Автор: Залевская Татьяна Ивановна

      Целью реализации экспериментальной  программы являлось развитие мышления и внимания младших школьников сельских школ.

     Для достижения  поставленной цели решались следующие задачи.

1. Формирование произвольного внимания.

2. Формирование умения удерживать внимание на одном объекте или деятельности при отвлечении от всего остального, а также умение одновременно выполнять две или более различные деятельности.

3.  Формирование умения перемещать внимание с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи.

4. Развитие умения охватывать вниманием одновременно несколько объектов.

5.  Развитие логического мышления, повышение познавательного интереса.

6. Формирование умения мысленно расчленять предмет или явление на образующие его части и мысленно соединять отдельные элементы, части и признаки в единое целое.

7. Формирование умения мысленно выделять существенные свойства и признаки предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных признаков и свойств.

8. Формирование  умения мысленно объединять предметы и явления в группы по общим   существенным признакам и умению мысленно переходить от общего к единичному, которое соответствует этому общему.    

     Экспериментальная программа  рассчитана на 10 занятий. Средняя продолжительность каждого занятия 40 минут, с частотой проведения 2 раза в неделю.

   Структура занятия:

     1. Начало работы  (5 – 10 минут).

     - обозначить начало занятия;

     - обеспечить для каждого участника максимально комфортное вхождение в группу;

     - самоопределение участников, ритуализированная форма, которая каждый раз наполняется определённым содержанием.

     2. Разминка (5 – 10 минут).

     Развитие межличностных связей  включение в совместную деятельность.

     3. Работа по теме занятия.

     4. Разминка.

     5. Завершение занятия (10 минут).

     Возможность снять накопившееся напряжение.

     Обозначить конец занятия – определённый ритуал эмоциональной поддержки (табл. 12).

Таблица 1

Тематический план реализации программы, направленной на развитие внимания и мышления учащихся младших классов.

 №

Содержание занятия

№ занятия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.

Произвольное внимание.

+

+

+

+

+

+

2.

Переключение внимания.

+

+

+

+

3.

Концентрация внимания.

+

+

+

+

4.

Распределение внимания.

+

+

+

+

5.

Устойчивость внимания.

+

+

+

6.

Сравнение, обобщение.

+

+

+

+

+

+

7.

Конкретизация.

+

+

+

+

+

8.

Анализ, синтез.

+

+

+

+

+

9.

Абстракция.

+

+

10.

Логическое мышление

+

+

+

+

+

+

Темы занятий:

1. Знакомство.

2. Отправление в путешествие.

3. Мы в городе.

Наш любимый зоопарк.

Весёлый цирк.

Путешествие по профессиям от «А» до «Я».

Мы гуляем в парке.

Что интересного в кукольном театре.

Возвращаемся домой.

 Прощание.

Занятие 1. Знакомство

Цель: знакомство участников друг с другом.

Задачи: 1) раскрепощение участников;

2) объединение участников в группу.

Структура занятия.

1. Начало работы

Ритуал – приветствие. Знакомство с куклой-драматизации. Участники с помощью куклы рассказывают о себе.

2. Разминка

Игра «Паровозик», направленная на знакомство участников и объединение их в группу.

3. Работа по теме занятия

Игра  «Съедобное – несъедобное»,  направленная на объединение участников в группу, развитие быстроты реакции.

Игра «Рисуем имя», направленная на объединение участников, гармонизацию осознания имени.

4. Разминка

Игра «Дождь в лесу», направленная на снятие эмоционального напряжения.

5. Завершение занятия.

Ритуал – прощание.

Занятие 2. Отправляемся в путешествие

Цель: формирование произвольного внимания.

Задачи: 1) создать представление о том, что такое внимание и о свойствах внимания;

2) формировать умение воспринимать одновременно с достаточной ясностью определённое количество предметов;

3)  формирование умения распределить внимание.

Структура занятия.

1. Начало работы

Ритуал – приветствие.

2. Разминка

Игра «Ручеёк», направленная на создание весёлого и жизнерадостного настроения.

3. Работа по теме занятия.

Игра «Город»,  направленная на развитие коммуникативных способностей, воображения. Беседа «Внимание – что это такое?», направленная на создание представления о внимании и его свойствах.

Игра «По новым местам», направленная на развитие скорости движений.

4. Разминка.

Упражнение «Гусли – самогуды», направленная на  снятие эмоционального напряжения.

5. Завершение занятия.

Ритуал – прощание.

Занятие 3. Мы в городе

Цель: Развитие произвольного внимания

Задачи: 1) создать представление о нарушениях внимания;

2) развитие речевых навыков;

3) формирование умения переключать, распределять внимание.

Структура занятия.

1. Начало работы.

Ритуал – приветствие.

2. Разминка.

Игра «В магазине зеркал», направленная на развитие внимания, создание положительного эмоционального фона.

3. Работа по теме занятия.

Игра «Найди два одинаковых предмета», направленная на формирование объёма внимания, формирование умения сравнивать, анализировать.

Беседа «Человек – рассеянный», направленная на формирование представления о нарушениях   внимания.

Игра «Найди отличия», направленная на развитие произвольного внимания, формирование умения переключать и распределять внимание.

4. Разминка.

Упражнение «Подснежник», направленное на снятие эмоционального напряжения.

Завершение занятия.

Ритуал – прощание

Занятие 4. Наш любимый зоопарк

Цель: Развитие произвольного внимания

Задачи: 1) формирование коммуникативных навыков;

2) формирование устойчивости внимания;

3) совершенствование умения длительное время удерживать внимание на определённом предмете или явлении;

4) совершенствование умения одновременно выполнять действия с двумя и более объектами.

Структура занятия.

1. Начало работы.

Ритуал – приветствие.

2. Разминка.

Игра «Ручеёк», направленная на создание весёлого и жизнерадостного настроения.

3. Работа по теме занятия.

Игра «Лото», направленная на формирование произвольного внимания.

Игра «Найди отличия», направленная на  формирование произвольного внимания, совершенствование переключения и распределения внимания.

Игра «строители», направленная на  развитие наблюдательности, формирование концентрации и распределения внимания.

Игра «Найди двух одинаковых животных», направленная на совершенствование произвольного внимания.

4. Разминка.

Игра «Внутренний слух», направленная на снятие эмоционального напряжения.

5. Завершение занятия.

Ритуал – прощание.

Занятие 5. Весёлый цирк

Цель: Развитие произвольного внимания,  свойств внимания

Задачи: 1) формирование коммуникативных способностей;

2) совершенствование способности удерживать в центре внимания определённое число объектов одновременно;

3) совершенствование умения переключать внимание  с одного объекта на другой и удерживать внимание на каком-либо одном объекте, при отвлечении от всего остального.

Структура занятия.

1. Начало работы.

Ритуал – приветствие.

2. Разминка.

Игра «Смотри на руки», направленная на создание весёлого и жизнерадостного настроения.

3. Работа по теме занятия.

Игра «Найди отличия», направленная на совершенствование произвольного внимания, умение переключать и распределять внимание.

Игра «Найди цирковых артистов», направленная на развитие наблюдательности, совершенствование умения распределять и переключать внимание.

Игра «Слушай и исполняй», направленная на формирование произвольного внимания.

Игра «Лабиринт», направленная на совершенствование умения концентрировать внимание.

4. Разминка.

Игра  «Музыка земли», направлена на  снятие эмоционального напряжения.

5. Завершение занятия.

Ритуал – прощание.

Занятие 6. Путешествие по профессиям от «А» до «Я»

Цель: Развитие  логического мышления, операций  мышления

Задачи: 1) формирование  умения синтезировать предметы и явления окружающей действительности;

2) создать у учащихся представление о мышлении, как познавательном процессе;

3) формирование умения сравнивать, анализировать предметы и явления окружающей действительности;

4) формирование умения обобщать и конкретизировать.

Структура занятия.

1. Начало работы.

 Ритуал – приветствие.

2. Разминка.

Игра «В магазине зеркал», направленная на создание положительного эмоционального фона.

3. Работа по теме занятия.

Игра «Чей это дом?», направленная на развитие наблюдательности, формирование логического мышления.

Беседа «Что такое мышление?», направленная на создание представления о мышлении.

Игра «Картинки-загадки», направленная на формирование умения анализировать, синтезировать, обобщать, развитие речи и выразительности движений.

4. Разминка.

Упражнение «Гусли – самогуды», направленное на снятие эмоционального напряжения.

5. Завершение занятия.

Ритуал – прощание.

Занятие 7. Мы гуляем в парке

Цель: Формирование логического мышления, операций мышления.

Задачи: 1) создать у учащихся представление об операциях мышления;

2) формирование умения выделять существенные свойства предметов при отвлечении от несущественных свойств;

3) формирование умения анализировать и синтезировать получаемую информацию;

4) развитие речевых навыков.

Структура занятия.

1. Начало работы.

Ритуал – приветствие.

2. Разминка.

Игра «Смотри на руки»,  направленная на создание весёлого и  жизнерадостного настроения.

3. Работа по теме занятия.

Игра  «Сочини предложение (историю)», направленная на формирование умения анализировать и синтезировать, развитие фантазии, навыков чтения.

Беседа «Думу думают друзья», направленная на создание представления об операциях мышления.

Решение логических задач.

Игра «Кто летает?», направленная на формирование умения выделять главные, существенные признаки предметов.

4. Разминка.

Упражнение «Дождь в лесу», направленное на снятие эмоционального напряжения.

5. Завершение занятия.

Ритуал – прощание.

        Занятие 8. Что интересного в кукольном театре

Цель: Развитие логического мышления, операций мышления.

Задачи: 1) развитие умения анализировать и синтезировать получаемую информацию;

2) развитие способности выявлять логические связи и отношения между понятиями;

3) формирование коммуникативных навыков;

4) формирование умения обобщать и конкретизировать.

Структура занятия.

1. Начало работы.

Ритуал – приветствие.

2. Разминка.

Игра «Кто летает?», направленная на  создание весёлого и жизнерадостного настроения.

3. Работа по теме занятия.

Игра «Разрезные картинки», направленная на формирование умения обобщать и конкретизировать.

Игра «Карта», направленная на формирование коммуникативных способностей.

Решение логических задач, направленных на формирование логического мышления.

4. Разминка.

Игра «Музыка земли», направленная на снятие эмоционального напряжения.

5. Завершение занятия.

Ритуал – прощание.

Занятие 9. Возвращаемся домой

Цель: Развитие логического мышления, операций мышления.

Задачи: 1) совершенствование умения анализировать и синтезировать получаемую информацию;

2) развитие умения обобщать и конкретизировать;

3) развитие умения сопоставлять предметы и явления с целью найти сходство и различие между ними.

Структура  занятия.

1. Начало работы.

Ритуал – приветствие.

2. Разминка.

Игра «В магазине зеркал», направленная на создание весёлого и жизнерадостного настроения.

3. Работа по теме занятия.

Игра «Назови предмет», направленная на формирование умения обобщать и конкретизировать.

Игра «Рассказы по картинкам», направленная на формирование понятийного мышления.

Игра «Разрезные картинки», направленная на формирование логического мышления.

Игра «Загадки», направленная на формирование логического мышления, развитие речи, воображения.

4. Разминка.

Игра «Внутренний слух», направленная на снятие эмоционального напряжения.

5. Завершение занятия.

Ритуал - прощание.

Занятие 10. Прощание

Цель: Совершенствование умения мыслить, произвольного внимания.

Задачи: 1) формирование коммуникативных способностей;

2) совершенствование способности выявлять логические связи и отношения между понятиями;

3) совершенствование умения сравнивать, обобщать и конкретизировать;

4) совершенствование умения переключать, распределять, концентрировать внимание.

Структура занятия.

1. Начало работы.

Ритуал – приветствие.

2. Разминка.

Игра «Ручеёк», направленная на создание весёлого и жизнерадостного настроения.

3. Работа по теме занятия.

Игра «Художники», направленная на совершенствование коммуникативных способностей, умение распределять, концентрировать, переключать внимание.

Игра «Где мы побывали, что мы повидали?», направленная на совершенствование  умения сравнивать, обобщать, конкретизировать; формирование коммуникативных способностей.

Игра « Четыре стихии», направленная на совершенствование произвольного внимания, логического мышления.

4. Разминка.

Игра «Подснежник», направленная на  снятие  эмоционального напряжения.

5. Завершение занятия.

Ритуал – прощание.

Предполагаемый результат работы: развитие внимания и мышления младших школьников сельских школ.

Результативность опыта.

          После реализации на практике разработанной    экспериментальной программы , был проведен контрольный срез, целью которого была проверка уровня развития свойств внимания и операций мышления. Результаты можно представить в следующих таблицах:

 Таблица 2

Особенности свойств внимания учащихся  до и после применения экспериментальной программы (стандартизированные баллы)

Свойства внимания

До  эксперимента

X ± δ


t


p

После эксперимента

X ± δ


t


p

Распределение

Э

3,3 ± 1,68

0,97

>0,05

5,4 ± 2,2

1,67

>0,05

К

3,9 ± 0,92

4,4 ± 1,04

Устойчивость

Э

3,6 ± 1,41

0,33

>0,05

5,6 ± 1,04

1,60

>0,05

К

3,8 ± 1,28

4 ± 0,94

Переключение

Э

3,5 ± 1,7

0,22

>0,05

6,1 ± 3,1

2,40

<0,05

К

3,7 ± 1,26

3,6 ± 1,1

Концентрация

Э

3,9 ± 1,28

0,45

>0,05

5,8 ± 1,8

1,59

>0,05

К

3,8 ± 1,06

4,8 ± 0,92

  Таблица 3

Особенности операций мышления учащихся  до  и после применения экспериментальной программы (стандартизированные баллы)

Операции мышления

До  эксперимента

X ± δ


t


p

После эксперимента

X ± δ


t


p

Сравнение, обобщение

Э

3,9 ± 2,7

0,55

>0,05

8,2 ± 2,09

2,10

<0,05

К

3,3 ± 2,2

5,9 ± 2,8

Конкретизация

Э

3,8 ± 1,07

2,70

<0,02

5,4 ± 1,2

3,40

<0,001

К

2,8 ± 0,5

3,8 ± 0,9

Анализ, абстракция

Э

1,8 ± 0,89

2,55

<0,02

3,6 ± 1,4

0,31

>0,05

К

3 ± 1,2

3,4 ± 1,5

Примечание: Э – экспериментальная группа; К- контрольная группа.

     Результаты исследования показывают, что уровень развития мыслительных операций сравнения и обобщения повысился на 1,3 стандартизированных балла в диапазоне  высокой степени выраженности экспериментальной группы    

    Разработанная экспериментальная программа, направленная на развитие внимания и мышления учащихся младших классов сельской школы показала свою эффективность. Произошли благоприятные изменения в уровне развития свойств внимания: распределения, устойчивости, переключения  и переключения внимания, а также произвольного внимания.

    Уровень развития мыслительных операций: сравнения, обобщения и конкретизации, а также логического мышления повысился. В уровне развития мыслительных операций анализа и абстракции не произошло существенных изменений.

          В классе, где используется опыт, нет второгодников. Учащиеся достигают своего индивидуального уровня обучения и имеют только специфическое отставание по отдельным предметам.

          Из таблицы 4 видно, что уровень успеваемости учащихся по сравнению с прошлым учебным годом претерпел  изменения в лучшую сторону.

                                                                                                                    Таблица 4

         

Чтение

Русский язык

Математика

2009-2010 у. г.

Успевает: 13чел.,100%          На «4» и «5»:     11 чел., 85%          

Успевает:

12 чел.,92%

На «4» и «5»:

10 чел.,77%                    

Успевает:

12 чел.,92%

На «4» и «5»:

11 чел.,85%                    

2010-2011 у. г.   (1 полугодие)

Успевает:           13 чел.,100%

На «4» и «5»:    

11 чел., 85%                

Успевает:

13 чел.,100%

На «4» и «5»:

11 чел.,85%                    

Успевает:  

13 чел.,100%

На «4» и «5»:

12 чел.,92%                  

   

          Предлагаемый для заучивания материал усваивается быстрее и долго и

долго сохраняется в памяти. Происходит гармонизация личности и самосознания учащихся. У них развивается чувство собственного достоинства и уважения к личности одноклассников. Дети не боятся давать оценку друг другу. В классе присутствует атмосфера доброжелательности и взаимопомощи.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие на развитие внимания, памяти, мышления

В презентации предлагаются задания для первоклассников на развитие психических процессов. Можно использовать на этапе подготовки к школе...

Обобщение опыта. Развитие внимания и мышления учащихся младших классов

Развитие произвольного внимания и логического мышления способствует положительной тенденции изменения познавательных процессов, как одного из факторов, способствующих повышению эффективности учебной д...

Коррекционная программа для учащихся с ОВЗ (развитие внимания, памяти, мышления и др.)

Данная программа – это курс индивидуальных и групповых занятий, направленных на развитие и коррекцию психических процессов и моторной деятельности учащихся. Программа   коррекционных занятий...

дидактический материал на развитие внимания, памяти, мышления

материалы можно использовать во внеурочной деятельности...

Игры на развитие внимания, памяти, мышления

Игры на развитие внимания, памяти, мышления...

Занятие на развитие внимания, памяти, мышления

Занятие на развитие внимания, памяти, мышления...