Внеклассное мероприятие 1 класс "Про тетрадь и карту, карандаш и парту"
книга (1 класс) по теме

Лунина Светлана Юрьевна

Учащиеся узнают об истории возникновения школьных принадлежностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pro_tetrad_i_kartu_karandash_i_partu.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

«Про тетрадь и карту, карандаш и парту».

Цели:          1.Познакомить учащихся с первыми печатными книгами.                                

                      Рассказать об истории возникновения школьных принадлеж-                    

                      ностей.

                       2.Развивать познавательные способности,интерес к школьным

                       предметам.

Буратино :  Здравствуйте, ребята! Папа Карло купил мне новую курточку, краси-

        вую Азбуку с картинками и велел отправляться в школу, учиться уму

        разуму. Но я не знаю, что такое школа. Зачем мне туда идти и что де-

        лать?

Ведущий 1: Буратино, мы постараемся тебе помочь, расскажем о школе, погово-

        рим о добрых помощниках, которые тебе очень пригодятся: об азбу-

        ке, тетради, карандаше, ручке, линейке и прочих школьных вещах.

        Все вместе узнаем сколько лет от рождения ластику, чем люди поль-

        зовались, когда не было промокашки, что означает слово «пенал»,

        почему «каникулы» называются «каникулами».

Буратино :  Тогда скажите мне, пожалуйста, что же такое школа?

Ведущий 2 : (Слайды) В нашей стране сейчас много различных учебных заведе –

         ний для детей: школы, гимназии, лицеи. Первый лицей (тогда гово -

        рили «ликей») появился в Афинах более 2000 лет назад. Основал его

        философ Аристотель неподалёку от храма Апполона Ликейского.

        Отсюда и название «ликей». Обучение было устным. В лицее учи -

        лись прогуливаясь и беседуя.

Ведущий 1: А слово «школа» произошло от древнегреческого «ехоле» - друг, от-

        дых. Считали, что человек отдыхает, когда обогащает свой ум, т.е.

        учится.

Буратино :  Вот бы нам побывать в древней школе, посмотреть, как учились рань

        ше.

Ведущий 2 : (Слайды) Ну что ж, давайте перенесёмся на 250 лет назад и узнаем,

         какой была школа раньше. В русских школах могли получать знания

        поначалу только юноши. Разных классов, как теперь, не было. Все -

        и большие, и маленькие – сидели на уроках в одной просторной избе.

        В семь часов утра школьный колокол возвещал о начале занятий.

        Ученики были одеты в длинные рубахи. Первый урок – азбука. «Аз,

        буки, веди…» - тянули на распев ученики. Так назывались первые

        буквы А, Б, В. После азбуки все принимались читать книгу молитв

        «Часослов». После полудня был перерыв на 2 часа. Затем снова заня-

        тия: арифметика и письмо. Для письма использовали гусиные перья,

        которые обмакивали в чернила. Но за ученье надо было платить, а

        деньги были не у всех.

Буратино :  Это что же получается – древние предки учились почти целыми дня-

        ми? Нет такая школа мне не подходит. Совсем не останется времени

        попрыгать, побегать.

Ведущий 1: Знаешь, Буратино, порядки в школах тогда были очень строгие. В од-

        ной из тогдашних книг ребятам давался такой наказ: (слайд) «Пхание

                       друг друга и битиё и резвого бегания да не водворится у вас…»

        И ещё: «Не шуметь, не глумиться, не дразнить товарищей, шапку и

        одежду снимать.». Но правила правилами, а всё же детские шалости

        порой случались. И тогда в ход шла розга.

Буратино :  Да, строгие были порядки. А вы не знаете, для чего Папа Карло дал

        мне Азбуку?

Ведущий 2 : По этой книге ребята учатся грамоте. А в древние времена азбук ещё

        не было, но люди всё-таки умели передавать друг другу сообщения с

        помощью рисунков. Древние Египтяне составили из рисунков что-то

        вроде азбуки, в которой каждое изображение обозначало какое-ни -

        будь слово. Но один и тот же рисунок, например «нога», мог озна -

        чать «иду», «пришёл», «поскорей уходи или приходи».

Ведущий 1: Первую в нашей стране «Азбуку» 400 лет назад напечатал для детей

        Иван Фёдоров. Он был и первым в нашей стране, кто стал печатать

        книги. В его «Азбуке» было много картинок, и детям стало легче

        учиться письму и чтению.

1-й ученик:  Ты в азбуку впервые вник,

        Читая по слогам,

        Потом прочтёшь ты сотни книг

        К сознательным годам.

        И ты поймёшь: без азбуки

        Вся жизнь прошла бы зря.

Ведущий 2 : Совсем недавно наши ребята уже попрощались с Азбукой. Она на -

        учила их хорошо читать, дружить с книгой. Правда…бывает и такое.

                              (Сценка )

Ведущий 2 : Однажды встретились две книжки,

        Разговорились меж собой:

Новая:  Ну как твои делишки?

Ведущий 2 : Одна спросила у другой.

Старая:  Ох милая, мне стыдно перед классом.

        Хозяин мой обложку вырвал с мясом.

        Да что обложка, оборвал листы,

        Из них он делает кораблики, плоты,

        И голубей (плачет).

        Боюсь листы мои пойдут на змей,

        Тогда лететь мне в облака!

        А у тебя целы бока?

Новая:  Твои мне не знакомы муки,

        Не помню я такого дня

        Чтобы , не вымыв чисто руки,

        Сел ученик читать меня!

        А посмотри-ка на мои листочки.

        На них ты не увидишь точки.

        Про кляксы я молчу – о них

        И говорить-то не прилично…

        Зато и я его учу не как-нибудь,

        А на отлично!

Старая:  Ну, мой на тройках едет еле-еле,

        И даже двойку получил на той неделе.

Ведущий 2 : В басне нет загадки

        Расскажут напрямик

        И книжки, и тетрадки

        Какой ты ученик.

                      Чтобы среди вас не было таких нерадивых учеников, мы дарим вам

        памятки общения с книгой. И тебе, Буратино, тоже.

Буратино :  А бывает ли у школьников отдых, или они учатся постоянно?

Ведущий 1: Конечно, бывают каникулы, и все ребята ждут не дождутся их наступ

        ления.

Буратино :  Что ещё за каникулы?

Ведущий 1: Все ребята знакомы со словом каникулы. Оно означает желанный от-

        дых, заслуженный отпуск после многих месяцев учёбы. Но не вся -

        кий  знает, что это простое, такое привычное для каждого слово про-

        изошло от названия звезды. Каникулой называли когда-то самую яр-

        кую звезду в созвездии Большого Пса – Сириус. И появлялась она в

        один и тот же день – 26 июня, в самое жаркое время, когда школьни-

        кам из-за жары давали передышку. И в честь звезды Каникулы эти

        дни прозвали каникулярными, т.е. каникулами. Сейчас каникулы у

        школьников бывают не только летом, и тут уж звезда Каникула вов-

        се не при чём.

2-й ученик:  В пункте А и пункте Б

        Встали поезда.

        В  два бассейна по трубе

        Не течёт вода.

        Пешеходы не идут

        В город Б из А.

        В двух мешках подсчёта ждут

        Груши и айва.

        Не известно, сколько плыть

        В пункты Б и А.

        Лишь одно известно нам,

        В школу не бежать.

        Мы подольше по утрам

        Можем полежать.

        Погоняться за котом

        Куклам платье сшить.

        А задачи и потом

        Можно дорешить.

Ведущий 2 : А теперь, Буратино, отгадай загадку.

3-й ученик: Я жёлтый, чёрный, красный, синий,

        С начинкой твёрдой в середине.

        Я с острым ножиком дружу,

        И что хочу изображу.

Буратино :  Знаю, знаю, это тоже деревянный человечек с длинным носом, толь-

        ко в разноцветной курточке, правильно?

Ведущий 2 : Нет, неправильно. Ребята, а вы знаете ответ?

4-й ученик: Я, друзья, приятель ваш,

        Простой проворный карандаш.

        В тетрадях палочек ряды -

        Мои упорные труды.

        Чем вы со мной дружнее,

        Тем палочки ровнее.

Ведущий 2 : А знаете. Карандашей раньше не было, и люди писали свинцовыми

        палочками, которые оставляли на бумаге слабый след, сильно пачка-

        ли руки. Потом люди открыли графит и придумали карандаш. Каран

        даш переводится с тюрского языка как «чёрный камень».

        А теперь, Буратино, отгадай ещё одну загадку.

5-й ученик:  По тетради я пошла,

        Все ошибки подмела.

Буратино :  Знаю, знаю! Это веник! Папа Карло всегда им подметает.

Ведущий 1: А вот и неверно! Что это, ребята? (ластик)

        А знаете сколько лет ластику? Уже почти 300 лет. У ластика два име

        ни! Первое – ластик, второе – резинка. Ластики изготавливают из ис-

        кусственного каучука, который в свою очередь получают из опилок

        или нефти. Стирать ластиком, значит сдирать верхний слой бумаги.

        Поэтому стирать резинкой нужно осторожно, иначе получится дыр-

        ка.

Ведущий 2 : Вообще-то, Буратино, в школе тебе понадобится много разных ве-

        щей. Ни один школьник не обойдётся без линейки.

        (Выходят ребята)

6-й ученик:  Я – линейка,

        Прямота – главная моя черта.

Ведущий 2 :  Без неё не отмерить линию, не подчеркнуть карандашом. Линейки

        бывают разные: треугольные, прямые, чертёжные. А ещё, Буратино,

        тебе ну никак не обойтись без ручки.

7-й ученик:   Я школьная ручка

        Знакомьтесь со мной.

        Писать умею на бегу

        Но жить без вас я не могу.

        Кто дружить со мной готов

        Тот не пожалеет -

        Сколько он хороших слов

        Написать сумеет.

Ведущий 1: Чем только не пишут современные школьники. Ручки шариковые, ка-

        пиллярные, гелевые, фломастеры.А ведь совсем недавно писали

        стальным пером: его вставляли в специальную ручку, макали в чер-

        нила  и писали. А ещё раньше писали гусиными перьями. Писать

        ими было не просто6 часто получались кляксы. А сейчас мы пишем

        шариковыми ручками.

8-й ученик:   На доске мы пишем мелом

        Ручкой пишем мы в тетради

        Несерьёзным занят делом

        Тот, кто пишет на ограде.

Буратино :  А я тоже знаю одну загадку. Можно я её загадаю ребятам?

        В этой узенькой коробке

        Ты найдёшь карандаши.

        Ручки, перья, скрепки, кнопки -

        Что угодно для души.         (пенал)

9-й ученик:   Расскажу я, чтоб ты знал

        Для чего тебе пенал.

        У тебя своя кроватка

        Где ты выспался в тиши,

        А в пенале дремлют сладко

        Ручки и карандаши.

        Наработаются слишком -

        Залезают спать под крышку.

        Карандаш в пенале мается,

        Но зато он не ломается.

        Ручка в темноте лежит,

        Но зато не «убежит».

Ведущий 2 :  А назвали пенал так в честь пёрышек, которые в него раньше прята-

        ли. По латыни  перо – «пена», т.е. пенал – перохранилище.

        Ну а теперь ещё одна загадка.

        Тоя в клетку, то в линейку,

        Написать во мне сумей-ка.

        Можешь и нарисовать.

        Что такое я?    (тетрадь)

Буратино :  Какие умненькие, благоразумненькие. И откуда они про всё знают?

Ведущий 1: Ведь ребята учатся в школе, а ещё читают книги. Вот пойдёшь в шко-

        лу, и тоже будешь умненьким-благоразумненьким. А сейчас послу -

        шай про историю тетрадки.

10-й ученик:  В далёкие времена ученики писали в «восковых» тетрадях. Это бы-

          ли деревянные дощечки, связанные шнурком в книжицу. Деревян-

          ный листок был залит сверху воском. Но воск, как известно, от жа-

          ры тает. Бедные школьники! Каково им было готовить уроки. При-

          дёшь в школу, а домашнее задание растаяло. Современные школьни

          ки пишут в удобных тетрадках. Из-за листов, сложенных вчетверо,

                       тетрадь и получила своё название: «тетрадье» - сложенный вчетверо.

11-й ученик: Сейчас мы сидим в школе за удобными партами. А было время, ког-

          да не было даже простых табуреток. До сих пор у индейцев племе -

          ни «чикосоу» в школах и домах кроме звериных шкур ничего нет.

          Индейцы считают, что мальчики от этого становятся сильными, как

          пантера, а девочки – грациозными, как лань.

Ведущий 2 :  Ну как, Буратино, теперь тебе понятно, для чего ходят в школу, для

          чего нужна азбука, и какие интересные вещи есть у каждого школь-

          ника?

Буратино :  Я теперь всё это знаю,

        Стать учеником мечтаю.

        Примите меня учиться?

        Обещаю не лениться.

12-й ученик:  Чтоб учиться в нашей школе,

           Нужно выполнить условие:

           Трудолюбивым быть, старательным,

           Аккуратным и внимательным.

Буратино :  Ох, как я хочу учиться!

        Обещаю не лениться.

        И всегда к семи часам

        Просыпаться буду сам.

Ведущий 1: Буратино, в честь нашей встречи, мы дарим тебе те предметы, кото-

        рые пригодятся в школе, помимо твоей «Азбуки». Вот возьми – тет-

        радки, ручки, карандаши, пенал, линейку. Но куда, ребята, Буратино

        сложит всё это?    (в портфель)

Ведущий 2 :  Да, слово портфель не случайно переводится с французского языка

          как «листонос».

13-й ученик: Портфель – помощник мой и друг.

          Я без портфеля, как без рук.

          Повсюду вместе видят нас.

          Портфель со мной приходит в класс.

          А то откуда ж буду брать

          Учебник, ручку и тетрадь?

Буратино :  Ой, спасибо вам , друзья,

        Постараюсь очень я

        Стать таким же умненьким

        И благоразумненьким.

        Ну, я побежал собираться в школу. До свидания!

Ведущий 1: Дорогие первоклассники! Заканчивается наше путешествие. Завтра

        мы снова встретимся с вами на уроках в нашем классе.

        Вот пришёл желанный час:

        Ты зачислен в первый класс.

        Ты, дружок, послушай нас,

        Мы даём тебе наказ.

Ведущий 2 :        Утром рано просыпайся,

                              Хорошенько умывайся,

        Чтобы в школе не зевать,

        Носом парту не клевать.

Ведущий 1:        Приучай себя к порядку, 

        Не играй с вещами в прятки,

        Каждой книжкой дорожи,

        В чистоте портфель держи.

Ведущий 2 :        Одевайся аккуратно,

        Чтоб смотреть было приятно.

        На уроках не хихикай,

        Стул туда-сюда не двигай.

Ведущий 1:        Не дразнись, не зазнавайся,

        В школе всем помочь старайся.

        Зря не хмурься, будь смелей,

        И найдёшь себе друзей.

Ведущий 2 :        Всем о школе расскажи,

        Честью школы дорожи,

        Учись писать, читать, считать,

        Чтоб получать отметку «пять».

Ведущий 1:        Вот и все наши советы.

        Их мудрей и проще нету.

        Ты, дружок, их не забудь,

        До свиданья! В добрый путь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Музыка в сказках, стихах, картинках и играх" 2 класс

Очень хороший материал для знакомства детей с нотной грамотой! Объяснение на занятии в игровой соревновательной форме, используя ИКТ и  ЭОР....

Технологическая карта внеклассного мероприятия"В гостях у Морского царя"

Внеклассное мероприятие "В гостях у Морского царя" проводится в предверии Нового года. Сценарий  для учащихся начальных классов. Данная разработка составлена в виде технологической карты....

Технологическая карта открытого внеклассного мероприятия «Безопасное колесо»

Цель урока: формировать умение прогнозировать поведение всех участников движения Задачи: Закрепление знаний правил дорожного движения...

Технологическая карта внеклассного мероприятия 3 класс «Что такое толерантность?»

Сюжетная игра (занятие строится в виде путешествия).Ожидаемые результаты:В ходе проведения классного часа дети должны получить первоначальное понятие, что такое толерантность, какими качествами характ...

Технологическая карта урока ОРКСЭ или внеклассного мероприятия по теме"Правда и ложь"

Познакомить учащихся с ценностью "правда" и понятием ложь. Ориентироваться в определении своего отношения к понятиям на основе общечеловеческих правил поведения, культурных традиций....

Технологическая карта открытого внеклассного мероприятия к 23 февраля для 2-4 классов «Вперед, мальчишки!» Сценарий внеклассного турнира - викторины к 23 февраля .

Данное мероприятие способствует воспитанию у учащихся любви к Родине, уважения к ее защитникам, стремления служить Отечеству; формирование позитивного нравственного климата в коллективе....