Формирование духовно - нравственных качеств младшего школьника
статья (1 класс) по теме

Елена Анатольевна Гиевская

В статье раскрываются цель и методы  формирования духовно - нравственных качеств младшего школьника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гиевская Е.А.  БОУ г. Омска «Лицей №25»

Формирование духовно-нравственных качеств младшего школьника.

Из опыта работы по программе «Добрята»

В новых образовательных стандартах большая и значимая роль отводится личностным результатам обучения. Личностные результаты основаны на системе ценностных отношений учащихся - к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. В концепции духовно-нравственного развития и воспитания школьников определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое.

Моральный облик ребенка формируется прежде всего в процессе разнообразной деятельности в учении, труде, игре, в общественно полезной работе и в процессе взаимоотношений с окружающими людьми. Вместе с тем большое значение имеет систематическое нравственное просвещение детей, вооружение их знанием моральных норм и правил. Нравственные знания являются важной предпосылкой совершения правильных действий, формирования у школьников высоких мотивов поведения. Они помогают ребенку преодолеть ограниченность личного опыта, дают возможность ориентироваться в тех случаях, с которыми ему еще не приходилось встречаться, осознанно подходить к своим и чужим поступкам, к оценке и самооценке поведения.

В ходе нравственного просвещения младший школьник овладевает в определенной системе нравственными знаниями. Усвоение нравственных норм и правил – одно из главных условий формирования нравственного сознания в целом.

Сообщение нравственных знаний происходит в процессе обучения, главным образом на уроках литературного чтения. Еще К. Д. Ушинский подчеркивал значение детского чтения для нравственного формирования ребенка. Он говорил, что каждое произведение может показать ребенку ту или другую сторону жизни. Художественная литература содержит богатейший материал, связанный с нравственными идеями. Читая ту или иную книгу, младшие школьники стремятся подражать нравственным поступкам ее героев.

Важным источником накопления знаний является знакомство детей с окружающей средой. Это экскурсии детей в природу, по городу, на производство. Во время этих экскурсий дети учатся наблюдениям за общественной жизнью людей, за их трудовой деятельностью, за нравственной стороной взаимоотношений.

Еще более важный источник накопления нравственных знаний – осмысливание детьми личного опыта. Усвоение нравственных норм происходит в живой практике общения людей, когда совершаются и переживаются положительные и отрицательные поступки. Но в то же время имеющиеся нравственные представления постоянно обогащаются, становятся более содержательными, благодаря накоплению собственного опыта, осознанию совершенных действий, поступков.

Знания детей о нравственных нормах, полученные на уроках, во время экскурсий, из собственных жизненных наблюдений, нередко бывают разрозненными и неполными. Поэтому требуется специальная работа, направленная на то, чтобы обобщить приобретенные из разных источников знания.

В моём классе обучались дети разных национальностей: узбеки 3 ребёнка, две сестры и брат азербайджанцы, одна девочка турчанка, один мальчик украинец и большинство русских ребят. Как привить культуру общения  детям  разных национальностей, с разными традициями, взглядами и характерами. Как не только научить   учиться, но и научиться слушать, слышать и понимать друг друга, не применяя насилия к однокласснику, быть терпимым по отношению друг к другу, доброжелательным. Система этических бесед, классных часов, экскурсии в музеи, театры, на производство, по городу; фольклорные и поэтические праздники, театрализованные представления, коллективные творческие дела - я использовала разнообразные формы, методы воспитательной работы.

Познакомившись с программой по духовно – нравственному воспитанию младших школьников  детского центра «Добрята» города Томска авторы: Т.В.Горчакова, Л.Н.Бударина, Т.В.К.оростелёва, Н.А.Панюкова, я  стала использовать в своей воспитательной работе. А позднее стала вести кружок «Добрята». Я считаю, что эта  программа  позволяет заложить   в сознание детей понятия Добра, Любви, Справедливости, Ответственности,  формированию личности. Программа «Добрята» по духовно-нравственному воспитанию обучающихся начальных классов составлена с учётом новых требований ФГОС НОО к структуре основной образовательной программы начального общего образования и позволяет выстроить систему работы каждого учителя в данном направлении.

Цель программы – воспитание высоконравственных граждан общества. 

Для реализации этой цели представляются актуальными задачи:

- формирование духовно-нравственной личности, способной отличать внешнюю красоту от внутренней, стремящуюся к гармонии;  

- развитие духовных задатков, реализация творческих интересов и склонностей;

 - выработка личных нравственных убеждений, жизненного оптимизма, способности к преодолению трудностей;

- формирование потребности совершать добрые дела и поступки;

- формирование культуры поведения и культуры общения;

- воспитание готовности следовать в жизни, общении и поведении нормам уважения к достоинству человека, старшему поколению;
- воспитание  почтения и любви к родителям, повышение значения семейных ценностей;

- воспитание любви к природе родного края и чувства сопричастности с ней;

- воспитание патриотизма, любви к Родине;

- воспитание уважительного отношения ко всем народам Российской Федерации, к их истории, традициям, языкам;

- воспитание положительного отношение к труду, как высшей ценности, развитие потребности в творческом труде, воспитание культуры труда, повышение качества труда;

- приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм;

- формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни и привитие навыков ответственного отношения к нему;
Данная Программа по духовно-нравственному воспитанию имеет следующие направления:
* «Нравственные качества»;

* «Взаимоотношения людей»;

* «Культурные традиции  и ценности»;

* «Патриотизм и гражданственность»;

*  «Человек и природа»;

* «Эстетическое развитие»;

* «Трудовое воспитание»;
* «Здоровый образ жизни».

Занятия по Программе способствуют становлению личности ребенка, его гражданской позиции, позволяют учащимся включиться в реальное социальное творчество, проявляя активность, инициативу, ответственность.

Постепенно, целенаправленно, в процессе длительной, кропотливой работы по развитию духовно-нравственных качеств личности, я вижу, как многие из детей становятся более терпимыми, учатся слушать друг друга, понимать, сопереживать, как у ребят меняются взаимоотношения, уходят оскорбления и конфликты, появляются более дружеские, тёплые отношения, в которых проявляется доброта и чувство отзывчивости, взаимопомощи.

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности.

Конечно, постижение духовно-нравственной культуры невозможно без светящейся души педагога, без его веры, без духовной атмосферы в классе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование духовно-нравственной культуры младшего школьника во внеурочной деятельности

В статье обобщается опыт работы по проблеме: "Духовно-нравственное воспитание школьников"...

«Формирование духовно – нравственной культуры младших школьников во внеурочной деятельности средствами курса М.Ю.Новицкой "Введение в народоведение"»

Культурное наследие, отражающее разные этапы в жизни народа и их своеобразие; способы осмысле­ния истории самим народом и собственно процесс становления национального характера.  Работа напра...

Троицкая Г.Ю. Роль сказкотерапии в формировании духовно-нравственных ценностей младших школьников

В статье рассмотрены возможности сказкотерапии в процессе формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников, подчеркнута целесообразность совместной работы психолога и учителя , даны реко...

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ.

Взаимодействие семьи и школы в формировании нравственных качеств младших школьников....

Развитие духовно-нравственных качеств младших школьников в учебно-воспитательном процессе

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопрос...

ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Cтатья по духовно-нравственному воспитанию младших школьников...

Формирование духовно – нравственных качеств младших школьников через занятия во внеурочной деятельности.

Во все века люди высоко ценили духовно – нравственную воспитанность. Глубокие социально – экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о буд...