"Развитие интеллектуальных способностей во внеурочное время"
план-конспект урока по теме

Кожанова Жанна Евгеньевна

"Развитие интеллектуальных способностей во внеурочное время". Мастер-класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

                               МАСТЕР – КЛАСС

Тема: «Развитие интеллектуальных способностей во внеурочное время»

ГОУ ЦО № 1989

учитель начальных классов

Кожанова Жанна Евгеньевна

Мастер-класс

Тема: «Развитие интеллектуальных способностей во внеурочное время»

I. Организационный момент.

– Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада видеть вас на моём мастер-классе. Надеюсь наше общение будет интересным и приятным.

А теперь давайте знакомиться. Пожалуйста, напишите своё имя и №  учреждения, где вы работаете на флажке.

(Беру свой флажок, представляюсь участникам. Вставляю флажок в подставку. Затем предлагаю каждому участнику проделать то же самое).

– Замечательно! Надеюсь, что в таком же тесном сотрудничестве пройдёт и наш мастер- класс.

II. – Предлагаю вам самим определить тему мастер-класса. Для этого попрошу вас выполнить несколько заданий.

1. – Давайте поработаем в парах. Поработаем с деформированным предложением, составим определение понятия «способности».

(Способности - индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.)

– Очень хорошо. А сейчас второе задание. Прошу вас разгадать данный ребус.

– Способности, интеллект. Давайте попробуем сформулировать тему мастер-класса, используя ключевые слова.

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

   Организация интеллектуально-познавательной деятельности учащихся, формирование положительного отношения к учебе, знаниям, науке через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, выбор индивидуальной траектории в образовательной среде школы – одно из направлений воспитательной работы.

   Проблема интеллектуального развития учащихся в условиях современной школы приобретает доминирующее значение. Внимание к этой проблеме диктуется условиями современной жизни.

   Для того, чтобы удовлетворить свои потребности в общении, учёбе, труде человек должен воспринимать мир, обращать внимание на различные компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать. Поэтому интеллектуальные особенности человека развиваются в деятельности и сами представляют собой особые виды деятельности. Какие?

–Что мы понимаем под интеллектуальными способностями?

 

– Приглашаю вас к сотрудничеству. Давайте вместе построим дом с крышей «интеллектуальные способности». Я с удовольствием поработаю с вами. Возьму первый «кирпич» и напишу «воображение».

III.

– Развивая интеллектуальные способности, мы можем дать ребёнку мощный толчок для познания окружающего мира. Личность с развитым интеллектом гораздо активнее использует полученную сумму знаний не только на уроке, но и за его пределами. Такие дети легче адаптируются к внешним воздействиям, менее подвержены стрессам, устойчивы к психофизическим нагрузкам, обладают навыками саморазвития и логического мышления.

Развитием интеллектуальных способностей необходимо заниматься и во внеурочное время. Ученики проводят в учебном заведении большую часть школьной жизни. Насыщенная учебная программа, дополнительные занятия по учебным предметам, участия в олимпиадах и т.д. – все эти усилия требуют внеурочной разрядки. Служить этому может интересная увлекательная внеклассная работа, которая будет способствовать всестороннему личностному развитию. Несомненно, внеклассная работа должна строиться на определённых принципах. Давайте вспомним, на каких именно.

– Возьмите, пожалуйста, круги-сигналы. Прочитав текст на экране  (признаки того или иного принципа внеклассной деятельности), вы должны с помощью цвета указать название соответствующего принципа.

Учащиеся планируют жизнь в классе совместно с классным руководителем, вносят коррективы в предложения взрослого с учетом своих интересов, потребностей и желаний. Если классный руководитель хочет включить в план, какие - то мероприятия, в которых ребята не хотели бы участвовать, он должен быть убедителен и использовать в своем арсенале аргументы убеждения, соответствующие принципу привлекательности.

Классный руководитель может убедить и заинтересовать учащихся, показав им привлекательность выполняемого дела, которое у них получится в конечном результате. Ребятам в любом возрасте не интересны абстрактные и расплывчатые цели. Их увлекает конкретный результат выполняемого дела.

 Иногда можно слышать от классного руководителя таки слона: «Дети ничего не хотят делать, им все неинтересно». Однако с этими доводами соглашаться трудно. Ребятам нужна активная, полезная и значимая внеклассная деятельность. Внеклассную деятельность необходимо строить, используя знания, умения и навыки учебной деятельности. Словом, все, что изучено на уроке можно практически «потрогать» вне его. Этому могут служить предметные вечера, фестивали, парады учебных планет, конкурсы «почемучек», интеллектринги - живая и конкретная деятельность.

Предлагая ребятам участие во внеклассном мероприятии, необходимо предоставить возможность выбора задания или дела с учетом возможностей ученика, его интересов, личных качеств. Мели классный руководитель использует этот принцип в своей деятельности, то желание участвовать в том или ином мероприятии у учащихся не пропадает, а наоборот - растет.

Большое значение в работе классного руководителя имеет принцип обратной связи. Проведя любое внеклассное мероприятие - классный час, праздник или экскурсию - классный руководитель обязан побеседовать с учащимися и изучить их мнение, их настроение, степень их участия в проведенном мероприятии. Если ребята видят, что классный руководитель не воспринимает результат формально и безразлично, то у них тоже формируется неформальное отношение к порученному делу.

В этом принципе соединяется два слова: сотрудничество и творчество. Сотрудничество - в подготовке внеклассного мероприятия - это право выбора учащимися себе партнеров по выполняемому делу. Иногда можно наблюдать ситуацию, когда классный руководитель навязывает и даже заставляет ребят сотрудничать друг с другом, однако, результат — нулевой. Зачастую получается так, что один и тот же ученик выполняет работу, а в подведении итогов звучит несколько фамилий. Гораздо эффективнее, если ребята сами имеют возможность определить себе партнеров для участия во внеклассном мероприятии. Стимулом творчества учащихся может служить возможность внесения корректив в сценарий внеклассного мероприятия самими учащимися, проявления самостоятельности и инициативы в порученном деле

И взрослому, и ребенку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество. Классный руководитель должен видеть участие каждого ученика класса во внеклассной работе, в жизни школы. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет участвовать еще активнее и с удовольствием. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово классного руководителя, его интонация, жесты, мимика. Очень важно, если классный руководитель будет оценивать и успешность развития и совершенствования каждой личности по мере развития классного коллектива.

IV.  Виды и формы внеклассной работы, развивающие интеллектуальные способности учащихся многообразны. Какие вы можете предложить?

   Применить эти разнообразные формы и виды работы можно и во время проведения предметных недель.  Предметные недели – традиционная часть внеучебной деятельности, которая остаётся  мощным оружием в формировании нового познания. Немаловажная роль здесь отводится дидактическим играм  – современному и признанному методу обучения и воспитания.

   Игры – это наилучшее средство сделать процесс воспитания ребенка приятным и полезным для него самого и для окружающих его взрослых. Играя, ребенок познает мир вокруг себя, изучает те явления, с которыми ему приходится сталкиваться, взрослеет и учится общаться с людьми.

   Игровая среда создаёт обстановку, когда дети хотят и могут проявлять свою самостоятельность. Игровые действия ребёнка, сопровождающиеся высоким эмоциональным подъёмом, устойчивым познавательным интересом, являются наиболее мощным стимулом его активности в познании.

   Во внеклассной работе необходимо использовать и метод проектов, который помогает активизировать учащихся, формировать умения, непосредственно сопряжённые с опытом их применения в практической деятельности.

Проектная деятельность наиболее полно отвечает групповой или индивидуальной творческой работе, результатом которой является то, что можно использовать в школьной жизни или в учебной деятельности.

   Наиболее эффективно в рамках проектной деятельности можно применить мультимедиа презентацию в начальной школе. Для проведения выступления с использованием мультимедиа презентации компьютер выступает в роли наглядного пособия. Презентация демонстрируется на большом экране в сопровождении автора.

СЛАЙДЫ с фотографиями

V.  1.Предлагаю вам следующее задание. Возьмите индивидуальные доски. Придумайте и запишите одну из рубрик стенгазеты, посвящённой недели математики.

– Замечательно.

 2. Давайте разобьёмся на 2 команды.

– Придумайте название команды.

 – Расшифруйте запись, прочитайте девиз команды.

1. «БУДЕМСМАТЕМАТИКОЙДРУЖИТЬИНТЕРЕСНЕЙБУДЕТЖИТЬ»

2. «МАТЕМАТИКАДАЁТДЛЯПОБЕДЫТРУДНОСТЕЙЗАКАЛКУУЧИМСЯСТОБОЮРАЗВИВАТЬВОЛЮИСМЕКАЛКУ»

–  Спасибо за сотрудничество. Мне было очень приятно с вами работать. В конце встречи мне хочется подарить вам вот эти буклеты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей во внеурочное время

Выявление наиболее продуктивных способов решения проблемы развитие творческих способностей на примере личного опыта организации внеурочной деятельности. ...

Развитие интеллектуальных способностей во внеурочной деятельности

Данный материал поможет проверить знания учащихся по окружающему миру....

Развитие творческой способности во внеурочное время через метод проектов

Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс  таких приемов и методов, которые помогут подросткам не только овладеть определенными знаниями, умениями и навык...

Из опыта работы по теме:"Развитие интеллектуальных способностей младших школьников на занятиях внеурочной деятельности ФГОС "

Возрастает потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, ...

Доклад «Развитие интеллектуальных способностей младших школьников на занятиях внеурочной деятельности.»

Интеллектуальное  развитие  выступает как важнейший  компонент любой деятельности человека. Для того, чтобы удовлетворить свои потребности в общении, учебе, труде человек должен восприн...

Развитие познавательных интеллектуальных способностей учащихся во время внеурочной деятельности через осуществления работы по курсу «Умники и умницы»

Ориентация современной школы на гумманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребёнка предполагает, в частности, необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельн...