Программа внеурочной деятельности для 1 класса
календарно-тематическое планирование (1 класс) на тему

Шумейко Надежда Александровна

Программа внеурочной деятельности в 1 классе: пояснительная записка + тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochka.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельность

1 «Б» класс Надежда Александровна Шумейко

«Основы православной культуры»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Огромный интерес педагогов, ученых и руководителей-организаторов учебного процесса к религиозно-познавательному содержанию обусловлен целым рядом причин, связанных с коренными изменениями в жизни россиян и реформами в области образования.

К таким причинам следует отнести необходимость оказания подрастающему поколению помощи в социальной и психологической адаптации в условиях глубокого социокультурного кризиса, пропаганды насилия и распространения информации, оказывающей негативное воздействие на психику, провоцирующей социальные, семейные, межнациональные конфликты.

Другой важной причиной является разрушение лучших отечественных культурных и образовательных традиций, русского языка как основного инструмента образования и передачи социально-культурного опыта. Восприятие школьниками, например, поэтического языка все более осложняется из-за незнания происхождения части лексики, особенно духовной, религиозно-философской, и непонимания значения её, а также смысла символических образов. Историко-культурологическое образование в области религиозной культуры, как доказала практика, позволяет решать эти проблемы.

С двумя первыми причинами тесно связана и в значительной степени ими вызвана третья причина – снижение качества школьного базового образования. Эта проблема требует обновления содержания образования путём включения и систематизации знаний об истоках и религиозно-эстетических традициях отечественной и мировой культуры.

Следующая причина вызвана потребностью в организации повышенного уровня гуманитарного образования, что невозможно выполнить без углубления и расширения знаний в области культуры, истории, словесности, искусства. Религиозная культура представляет собой важную часть жизни и культуры любого современного народа, в историческом прошлом же религия являлась определяющим факторам формирования культуры, развития государственности, взаимоотношений друг с другом разных стран и народов.

Одной из причин становится рост самосознания и интерес к национальной истории, наблюдающиеся на фоне политических споров о путях дальнейшего развития России. В центре внимания наших соотечественников, в том числе и молодёжи, оказываются вопросы глобализации, традиции и ошибки прошлого. Россияне требуют от государства обеспечения их права на свою национальную культуру, полноценных знаний о ней, а также хотят познакомиться с условиями формирования культурных и религиозных традиций других народов.

Особое значение история культуры приобретает сегодня для творчески одарённых школьников, а также верующих.

Выполнение авторской программы  А.В.Бородиной позволило нам убедиться в особой востребованности разделов программы «История религиозной культуры», посвящённых основам православной культуры.

И, конечно же, нельзя недооценивать причин общекультурного и коммуникативного характера, обусловленных расширением связей с другими народами, приобщением к их традициям и культурам. В особой помощи нуждаются мигранты, нашедшие в России новую родину и желающие для своих детей полноценного образования и надеющиеся на успешную социализацию их в российской культуре.

Курс «Основы православной культуры» духовно-нравственного направления  построен с учетом обозначенных выше проблем современной российской действительности и призван способствовать их решению, используя возможности государственных (светских) школ обычного типа. Предлагаемый курс предназначен для преподавания в государственных и муниципальных школах.

Курс  рассчитан на обучение по 1 часу в неделю, всего 33 часа в 1 классе.

Цель курса:

– расширение историко-культурологического образования и духовно-нравственное воспитание средствами религиозно-познавательного содержания;

- знакомство учащихся со Священной историей сотворения мира и существования на Земле;

- знакомство с «золотым правилом жизни»;

- на примере жизни святых показать суть жизни, её ценности, моральные и духовные;

-учить быть добрыми, терпеливыми, выносливыми, мужественными;

-развивать мышление, речь, память;

-развивать у учащихся интерес к истории;

-развивать  эстетический вкус учащихся;

-воспитывать положительные качества личности;

-воспитывать патриотические чувства, чувство товарищества;

-воспитывать трудолюбие, терпение.

Образовательные и психолого-адаптационные задачи курса:

—        изучение православной религиозной традиции;

        изучение истории христианства;

—        изучение содержания Евангелия и ознакомление с основными сюжетами Ветхого Завета;

—        изучение православной этики;

—        ознакомление с особенностями церковного искусства;

—        изучение устроения православного храма;

—        ознакомление с основными видами православного богослужения;

—        формирование целостного восприятия мира;

—        воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека;

—        формирование культуры общения;

—        воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств;

—        выработка этических принципов на основе традиций отечественной культуры;

—        предупреждение религиозной эксплуатации и конфликтов на национальной и религиозной почве;

        -воспитание патриотизма;

        -формирование представление о культурном и историческом единстве России и российского народа и важности сохранения культурно-национального единства;

        -духовно-нравственное воспитание через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры;

        -приобщение к художественно-эстетическим отечественным традициям;

        -расширение и активизация словаря школьников путём дополнения его лексикой духовного и историко-культурологического значения;

        -возрождение православных основ семьи;

        -пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению отечественной культуры и истории;

        -творческое развитие ребёнка на основе знаний об отечественной культуре и истории;

        -воспитывать потребность школьника в творческом участии в жизни России, в сохранении природы и созидании культуры Отечества.

Краткая характеристика структуры программы

Программа построена с учетом возрастных особенностей учащихся по принципу постепенного усложнения учебного материала.

Условия реализации программы и основные методические рекомендации

Успешное обучение по данной программе возможно при выполнении следующих условий:

—        педагог должен любить детей, уважать их внутренний мир, знать возрастные особенности воспитанников, основные закономерности развития школьников;

—        педагог должен опираться не на собственные умозаключения, а устоявшиеся традиции духовной отечественной культуры, исторические факты, Священное Писание и Священное Предание, опыт отцов Церкви, научные данные, факты и явления современной общественной жизни, которые могут быть полезны в целях воспитания подрастающего поколения;

—        необходимо широкое использование иллюстративного материала (изобразительного, литературного, музыкального);

—        необходимо привлечение учащихся к самостоятельной и коллективной исследовательской и творческой деятельности;

—        учитель организует уроки по традиционным моделям при соответствии типа урока его целям и задачам;

—        используются разнообразные методы и приёмы обучения, традиционно применяемые в школьном образовании;

—        основное усвоение учебного материала достигается на уроке под контролем учителя;

—        теоретические занятия следует дополнять посещением храмов, музеев.

При обучении детей по программе «История православной культуры» обязательно соблюдение следующих психолого-педагогических принципов:

•        приоритета духовных ценностей и уважения к внутреннему миру каждого школьника;

•        единства образовательного и воспитательного процессов;

•        рефлексивного обучения;

•        принципа равной ответственности педагога и ученика за неуспех освоения материала.

Предпочтительные методы обучения: 1) небольшой иллюстрированный рассказ с обсуждением наиболее сложных вопросов темы, предусмотренных учителем или предложенных учениками, на следующем этапе этого же урока;  2) беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством учителя; 3) короткая иллюстрированная лекция с заданиями на закрепление материала; 4) чтение фрагментов из Библии с последующим обсуждением (на этом же уроке) и творческим заданием;  5) анализ поэтического текста с раскрытием сюжетов и образов религиозного содержания; 7) работа с текстами.

Знания, умения и навыки,

которыми должен овладеть школьник по окончании курса

По окончании изучения курса «История православной культуры» предполагается получение школьниками знаний о православных видах богослужения, православной этике, устройстве и назначении храма, овладение богословской терминологией, знакомство с иконописью, фреской, агиографией.

Учащиеся должны знать некоторые сюжеты Ветхого Завета, значение и традиции православных праздников. Кроме приобретения перечисленных знаний ,учащиеся в результате освоения курса должны уметь обосновывать свою точку зрения, опираясь на рекомендованную литературу.

Оценка результатов изучения курса

Уровень и степень освоения знаний контролируются, прежде всего, в ходе урока путем устного опроса, обсуждения темы. Предполагается также  контролировать ведение тетради, выполнение творческих работ.

В начальной школе необходимы словесные поощрения и положительные отметки (неудовлетворительные отметки не ставятся).

                         

Тематическое планирование

№п/п

Тема занятия

1.

Мир – наш дом. Мир рукотворный и нерукотворный.

2.

Изменение внешнего мира и его познание. Творец. Творение. Необходимость проявления заботы человека о природном мире.

3.

Внутренний мир человека. Человек – существо разумное. Человек – созидатель культуры.

4.

Музеи как хранилища предметов культуры. Знакомство с сокровищами Оружейной палаты. Евангелие.

5.

Образы Родины в произведениях отечественного изобразительного искусства.

6.

Государственный Русский музей. Эрмитаж.

7.

Библиотеки – хранилища культуры. Российская государственная библиотека. Возникновение библиотек при храмах и монастырях. Русские цари – основатели крупнейших библиотек России. 

8.

Человек – хранитель культуры. Зависимости культуры России от образования и личного участия каждого человека в сохранении общенародного достояния.

9.

Евангелие. Представление о Евангелии как главной и древнейшей духовной книге в России, о роли Евангелия в отечественной культуре. Напрестольное Евангелие.

10.

Иконы. Назначение иконы. Представление о ценности иконы для православных верующих как святыни. Историческая и художественно-эстетическая ценность иконы для отечественной и мировой культуры. Святая Троица. Икона Божией Матери. Святитель Николай Чудотворец. Андрей Рублёв. 

11.

Храмы. Общее представление о православном храме. Понятие «храм – дом Божий». Ценность храма как святыни для православных людей. Представление о художественной и культурно-исторической ценности православных храмов для культуры России и мировой культуры.

12.

Особенности внешнего устроения храма. Крест. Главка, купол, барабан, держава, апсида. 

13.

Внутреннее  устроение храма. Поведение в храме. Общее представление о внутреннем устроении православного храма. Иконостас, алтарь, престол. Лампада, подсвечник. Крестное знамение. Распятие.        

14.

Представление о православном богослужении. Понятие о богослужении как соборном общении народа с Богом.

15.

Россия – наша Родина. Россия – общая Родина всех её россиян. Красота просторов России, её историческое и культурное единство.

16.

Города России. Древнейшие города России: Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов, Псков, Ярославль, Курск и др. Понятие о кремлях как древнейших оборонительных сооружениях русских городов, о православных храмах как главных, обязательных и красивейших строениях на территории русских кремлей.

17.

Москва – столица России. Понятие о столице как главном городе страны. Объединительная роль Москвы в духовной, политической и культурной жизни страны. Московский Кремль. Архангельский собор. Храм Василия Блаженного. Старое здание МГУ им. М. В. Ломоносова.

18.

Народ и культура. Культура как совместное творчество народа. Понятие о ценности народа как созидателя культуры и государства России. 

19.

Традиционное представление о служении Родине как священном долге православных граждан. Национальные герои России – Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя.

20.

Понятия «Отечество», «Отчизна», «Отечественная культура». Традиции как ценные явления культуры, передаваемые от поколения к поколению.

21.

Традиции – ценные явления жизни. Смысловой и исторической связи слов и понятий «Русь», «русы», «русские», «русская культура», «русский язык», «русский народ».

22.

Представление о взаимосвязи культуры и истории России, о духовном, историческом и культурном единстве России. Понятие о культуре как лучшем из всего, что делает человек.

23.

Влияние православной веры на культуру.

24.

Христос Спаситель.

25.

Богочеловек.  Рождество Христово.

26.

Иисус Христос как Спаситель мира.

27.

Понятие о вечной жизни.

28.

Семейные православные традиции в русской культуре.

29.

Семейные православные традиции в русской культуре.

30.

Отношение к иконе в православных семьях. 

31.

Знакомство с иконами Божией Матери.

32.

Обобщение знаний о Спасителе и православии.

33.

Внеклассное занятие. Посещение местного храма. Встреча со священником.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО 1 РАЗДЕЛУ КУРСА:

Бородина А. В. Основы православной культуры: Мы и наша культура. Методическое пособие для учителя. 1 класс. — М., Православная педагогика, 2005.

Основы православной культуры в 1 классе: Книга для учителя. /Сост. О.К.Харитонова под ред. Прот. В.Дорофеева. – М. : Издательский дом «Покров», 2002. – 192 с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная программа внеурочной деятельности 1 класса на 2011 - 2012 учебный год.

Комплексная программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО для 1 класса для учащихся малокомплектной школы. Программа реализует социальное, духовно-нравственное, с...

Рабочая программа внеурочная деятельность 2 класс русский язык

Рабочая программа внеурочной деятельности"Занимательный русский язык"2 класс...

Программа внеурочной деятельности 2 класс

Программа внеурочной деятельности, отвечающая требованиям ФГОС...

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс

Рабочие программы внеурочной деятельности для 1 класса ФГОС "Эрудит", "Школа развития речи"....

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Занимательная математика"

Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...

Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ

Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...

Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ

Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...