Программа "Ступени здоровья"
рабочая программа по теме

Сафина Людмила Ивановна

Образовательная программа по валеологии «Ступени здоровья» предназначена для формирования у воспитанников школы-интерната для детей-сирот здорового образа жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_stupeni_zdorovya.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная программа по валеологии «Ступени здоровья» предназначена для формирования у воспитанников школы-интерната для детей-сирот здорового образа жизни. Она нацелена на решение следующих задач:

-помочь детям и подросткам познать свой организм и научиться поддерживать его в здоровом состоянии;

-научить воспитанников валеологически и экологически грамотно ориентироваться в окружающих природой среде и социальном пространстве; -привить учащимся стремление соблюдать правила личной и общественной гигиены;

-воспитывать у школьников сознательную потребность в здоровом образе жизни;

-пропагандировать физическую активность;

-сформировать мотивационные основы к дальнейшему сохранению собственного здоровья.

Программа состоит из трёх ступеней школьного образования: 1-4, 5-7 и 8-9 классы.

ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ: 1-4 классы Задачи курса:

1 .Формирование у детей мотивационных основ познания самого себя, своего

организма и окружающего пространства.

2.Привитие санитарно-гигиенических навыков.

3.Изучение основ безопасной жизнедеятельности.

4.0беспечение эффективного физического и психического развития.

5. Формирование основ нравственно-психологического компонента

здорового образа жизни.

6.Осуществление физического воспитания.

Особенности преподавания курса

Изучение программного материала начинается с 1 класса на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе творческой деятельности. Кроме того, каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности: -чтение стихов, сказок, рассказов; постановка драматических сценок, спектаклей; -прослушивание песен и стихов; разучивание и исполнение песен; -организация подвижных игр;

-выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения;

-осуществление точечного профилактического массажа.

В результате усвоения программы первой ступени учащиеся должны уметь:

-выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня.

Учащиеся должны знать:

-факторы, влияющие на здоровье человека;

-причины наиболее распространённых болезней;

-причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;

-виды закаливания (пребывания на свежем воздухе, обливание, обтирание,

солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на

физическое состояние и укрепление здоровья человека;

-о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;

-основные формы физических занятий и виды физических упражнений.

Программа «Ступени здоровья»

I ступень 1-4 класс


п/п

Раздел курса, темы

Кол-во часов

I

Самопознание: кто я есть?

  1. Что означают наши имена?
  2. Части тела, их функциональное предназначение
  3. Как стать геркулесом?
  4. Мой режим дня
  5. Чувства и мысли, их выражение

5 ч.

II

Гигиена тела, полости рта

  1. Кожа, функциональное предназначение
  2. Уход за кожей, волосами, ногтями
  3. Уход за зубами
  4. Как беречь свое здоровье?
  5. Гигиена органов зрения. Гимнастика для глаз.

5 ч.

III

Питание – основа жизни. Гигиена питания.

  1. Как происходит пищеварение?
  2. Режим питания
  3. Самые полезные продукты. Витамины.
  4. Правила поведения за столом
  5. Традиции приема пищи
  6. Злые продукты. Микробы и мое здоровье.

6 ч.

IV

Основы безопасности жизнедеятельности

  1. Игры и дорожная безопасность
  2. Скрытые «Ловушки», в которые попадают дети
  3. Электротравмы. Элементарные правила безопасности.
  4. Опасность при игре с острыми, колющими предметами
  5. Оказание первой помощи при простых травмах

5 ч.

V

Физическое развитие

  1. «Веселые старты»
  2. Зимние забавы: «Что я могу»
  3. В хоккей играют настоящие мужчины
  4. Что я знаю о спорте и спортсменах
  5. Спортивные эстафеты

5 ч.

ВТОРАЯ СТУПЕНЬ: 5-7 классы

Задачи курса:

  1. Обеспечение эффективного физического и психического развития.
  2. Формирование мотивации здорового образа жизни.

3.Воспитание в подростках сознательной потребности в здоровье и в здоровом образе жизни.

4.Обучение воспитанников методам самопознания, самоконтроля и

программирования собственной деятельности по укреплению здоровья.

5.Формирование индивидуального способа физического

самосовершенствования, психорегуляции и полового поведения.

б.Изучение особенностей безопасной жизнедеятельности.

7.Развитие нравственно-психологического компонента здорового образа

жизни.

8.Осуществление физического воспитания.

В результате усвоения программы второй ступени учащиеся должны уметь:

-осмыслить предлагаемый к изучению теоретический материал и выражать свои суждения по рассматриваемым проблемам;

-программировать собственную деятельность по укреплению здоровья;

-практически осуществлять здоровый образ жизни (утренняя гимнастика, участие в спортивных секциях, физические упражнения и т.д.)

Программа «Ступени здоровья»

II ступень 5-7 класс


п/п

Раздел курса, темы

Кол-во часов

I

Самопознание: кто я есть?

  1. Наука о здоровье. Что такое здоровье.
  2. Гомеостаз – условная норма состояния организма
  3. Телосложение. Ткани, органы, системы органов
  4. Толерантность
  5. Кризисы развития в период взросления
  6. Половые различия в поведении людей

6 ч.

II

Личная гигиена и предупреждение инфекционных заболеваний

  1. Правила личной гигиены
  2. Уход за кожей, волосами, ногтями
  3. Переутомление и его признаки
  4. Профилактика инфекционных заболеваний
  5. «Иммунитет», активные и пассивные способы его повышения

5 ч.

III

Самопознание «Я и другие»

  1. Положение личности в группе
  2. Конфликты с другими, сверстниками, одноклассниками, способы их разрешения
  3. Отношения между мальчиками и девочками. Дружба. Правила этикета.
  4. Критика: способы реагирования на критику
  5. Виды и формы общения: «вербальное» и «невербальное»
  6. Конфликты со взрослыми, учителями, способы их разрешения

6 ч.

IV

Основы личной безопасности и профилактика травматизма

  1. Безопасное поведение на улице
  2. Сигналы регулирования дорожного движения
  3. Оказание первой помощи при простых травмах
  4. Бытовой и уличный травматизм (ожоги, обморожение)
  5. Домашняя аптечка

5 ч.



V



Культура потребления медицинских услуг и предупреждение употребления психоактивных веществ

  1. Выбор медицинских услуг, куда и когда обращаться за медицинской помощью
  2. Врачи – специалисты. Типы учереждений и специалистов, оказывающих медицинскую помощь
  3. Болезни человека, связанные с употреблением наркотиков, табака, алкоголя
  4. Трудности и пути выздоравливания курильщика, наркомана, алкоголика
  5. Юридическая и личная ответственность за распространение и употребление психоактивных веществ
  6. Поведение в экстремальных ситуациях (пожар, ДТП, наводнение, землетрясение)



6 ч.

VI

Физическое развитие

  1. Сила моего тела. Воля и тренировки
  2. Шейпинг, аэробика – что это?
  3. Активный отдых – что это?
  4. Туризм и путешествие
  5. Весенняя спартакиада

5 ч.

ТРЕТЬЯ СТУПЕНЬ: 8-9 классы

Задачи курса:

1. Формирование у школьников валеологически обоснованного, здорового образа жизни.

2.Обучение юношей и девушек основным методам валеологических исследований.

3.Помощь в овладении необходимыми знаниями по предупреждению и способами лечения болезней, навыками доврачебной помощи.

4.Подготовка выпускников к семейной жизни и воспитанию детей.

5.Развитие нравственно- психологического компонента здорового образа жизни.

6.Осуществление физического воспитания и самосовершенствования.

В результате усвоения программы третьей ступени учащиеся должны уметь:

-проявлять интерес и осуществлять исследовательскую деятельность в области валеологии на доступном учащимися уровне; -соблюдать правила безопасности в процессе учебной, бытовой деятельности, а также при проведении физкультурно-оздоровительных занятий;

-сознательно осуществлять здоровый образ жизни, грамотно управлять им, при необходимости - корректировать;

-адаптироваться к негативным факторам в непривычных жизненных ситуациях;

-валеологически грамотно организовывать бытовую и семейную стороны жизни;

-самостоятельно планировать и заниматься социально и личностно

значимыми видами досуговой деятельности;

-регулировать своё поведение в области половых отношений.

Учащиеся должны знать:

-правила дыхания во время физкультурно-оздоровительных занятий;

-системы органов человека и их основные функции;

-основы функционирования нервной системы, причины нарушения

психологического равновесия и способы саморегуляции;

-питательные вещества, витамины и микроэлементы, необходимые для

осуществления жизнедеятельности;

-вредные для организма вещества.

Программа «Ступени здоровья»

III ступень 8-9 класс


п/п

Раздел курса, темы

Кол-во часов


1.

Я – концепция

Почему важно быть здоровым


1 ч.

2.

Рациональное питание- залог ЗОЖ

1 ч.

3.

Диеты: плюсы и минусы

1 ч.

4.

Я и окружающий мир

1 ч.

5.

Реклама – человек – здоровье

1 ч.

6.

Сок  как основа хорошего самочувствия

1 ч.

7.

Групповое давление

1 ч.

8.

Как принимать решение

1 ч.

9.

Отрицательные эмоции и настроение

1 ч.

10.

Суд над сигаретой

1 ч.

11.

Курящая кукла

1 ч.

12.

Алкоголь и закон. Алкогольные последствия

1 ч.

13.

Мифы об алкоголе

1 ч.

14.

Умение отвечать за свое здоровье

1 ч.

15.

Уверенное и неуверенное поведение

1 ч.

16.

Мифы о наркотиках

1 ч.

17.

Умение сказать нет

1 ч.

18.

Токсикомания и дети

1 ч.

19.

Девушка – будущая мать

1 ч.

20.

Особенности женского организма

1 ч.

21.

Кто такие ВИЧ инфицированные люди

1 ч.

22.

Водные процедуры: ванна, душ, баня, сауна

1 ч.

23.

Что такое активный отдых?

1 ч.

24.

Туризм – один из видов активного отдыха

1 ч.

25.

Соревнования по зимним видам спорта

1 ч.

26.

Кто такие моржи?

1 ч.

27.

Военноспортивная игра

1 ч.

28.

Весенняя спартакиада

1 ч.

Ожидаемый результат

  1. Выполнение правил личной гигиены и готовность самостоятельно использовать данные правила для укрепления поддержки своего здоровья
  2. сформированность представления о рациональной организации режима дня, учёбы

и отдыха, двигательной активности, умение ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня

□        сформированность представления о правильном (здоровом) питании, его режиме,

полезных и вредных продуктах, готовность контролировать и анализировать свой режим питания

□        иметь представление о существовании и причинах возникновения зависимостей

от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ

□        иметь представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в

том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх

□        способность использовать навыки позитивного общения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Здоровье-это здорово!"к окружной конференции "Мы за здоровый образ жизни".

Презентация-отчёт по профилактике здорового образа жизни на конференции....

Программа формирования здорового образа жизни «Здоровый Я – здоровая Россия!»

В начальной школе МОУ СОШ с.П-Березовка разработана система спортивного оздоровления учащихся. Она включает в себя программу «Здоровый Я – здоровая Россиия!», диагностику и мониторинг заболеваем...

Здоровые зубы – здоровый организм.Занятие по «Педагогике здоровья» во 2 классе.

Занятие по «Педагогике здоровья» во 2 классе. Здоровые зубы – здоровый организм....

Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности «Здоровые дети – здоровая Россия» (1 класс) Тема: «Кто такой здоровый человек?»

Цель: обобщить знания о здоровом образе жизниЗадачи:- повторить режим дня;-обобщить знания о правильном питании;- составить характеристику здорового человека...

День здоровья "Здоровье-это здорово!"

День здоровья "Здоровье-это здорово!"1 ведущий: Внимание! Внимание! Дорогие болельщики, спортсмены и судьи! Наши микрофоны установлены на школьной спортивной площадке.2 ведущий: Чтобы громче пел...