"С чего начинается Родина"
материал на тему

Макарова Любовь Борисовна

Внеклассное мероприятие к 9 мая для учащихся 1-5 классов

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

С чего начинается Родина.

Цель: познакомить учащихся с историей  ВОВ, показать подвиг  народа  в борьбе   с   фашизмом,   воспитывать   чувство   патриотизма.

Звучит музыка «То берёза, то рябина»

1.Начало войны.

Вед.: Мы приглашаем вас  в героическое прошлое нашей страны.

Звучит  песня «С чего начинается Родина».

(Звуки песни усиливаются по окончании стихотворения, затем, когда выступает чтец, они снова затихают)

    Слайд

  1. Мне о России надо говорить,

Да так чтоб, вслух стихи произносили,

Да  так, чтоб захотелось повторить

Сильнее всех имён сказать «Россия»!

                                                                         Слайд

  1. С чего начинается Родина?

С картинки в  твоём букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе                                

  1. Есть слово, его как зеницу  храним,

Под стягом России сроднились мы с ним.

Когда мой дед шагал по дорогам войны,

О ней тосковал он под небом чужим.

                                                                           Слайды  

Вед.:  22 июня 1941год. 4 часа утра, воскресенье.

            Такою всё дышало тишиной,

            Что вся земля ещё спала, казалось.

            Кто знал, что между  миром и войной

            Всего каких – то 5 минут осталось!

                                                                                 Слайд

Учитель 1:     22 июня 1941 года  на рассвете фашистская Германия , так Германию называли потому, что  к власти пришли фашисты во главе с Гитлером, стремившимся покорить весь мир. Гитлеровцы за 2 года завоевали почти всю Европу, разгромили войска самых сильных государств. Немецкая армия считалась  непобедимой.

                                                                                 Слайд

Учитель 2:  Совершили нападение на Советский Союз. Тысячи немецких орудий открыли огонь   по нашим пограничным заставам, железным дорогам, городам, по  расположениям частей Красной Армии.  

                                                                                       Слайд

 Стремительно пересекли границу сотни самолётов с фашистской свастикой – знаком в виде креста с загнутыми концами.

                                                                              Слайд

Учитель 1:  Началась  Великая Отечественная война против фашистских захватчиков. Она  продолжалась очень долго – 1418 дней и ночей, до 9 мая 1945 года.    

Учитель 2: Враги  рассчитывали  расправиться  с нашей страной  быстро, стремительным  ударом.    Но они просчитались. Трудными,  бесконечно трудными для нашей страны, армии и народа  были лето и осень 1941 года.

Учитель 1:   Первыми удар приняли пограничники, стоявшие насмерть. Только пограничная застава Брестская крепость, окружённая врагами держалась больше месяца.                                                              

                                                                                  Слайд

  1. Мы запомним суровую осень,

Скрежет танков и отблеск штыков.

И в сердцах будут жить 28

Самых  смелых твоих сынов

             /М. Лисянский/

                                                                                       Слайд

Учитель 2:  Несмотря на героическое сопротивление, немцы неудержимо двигались вперёд. После упорных боёв были  сданы города Минск,  Киев, Смоленск. Враг приближался к Москве.

  1. Битва за Москву.                                    Слайд

Звучит  куплет песни «С чего начинается Родина»

5.       С чего начинается Родина?

С заветной скамьи у ворот.

С той самой берёзки, что во поле,

Под  ветром склоняясь растёт                                                                                        

                                                                                                              Слайд

6.     Я помню, ранило берёзу

       Осколком бомбы  на заре.

        Студёный сок бежал, как слёзы,

        По изувеченной коре.

7.    За лесом пушки грохотали,

       Клубился дым пороховой.

       Но мы столиц отстояли,

       Спасли берёзу под Москвой.

8.    И рано – раненько весною

        Берёза белая опять

        Оделась новою листвою

        И стала землю  украшать.

                                                                                               Слайд

9.   И с той поры  на все угрозы

      Мы неизменно говорим:

      «Родную русскую берёзку

       В обиду больше не дадим!»

                                                                                 Слайд

Учитель 1:  Гитлеровцы собирались    стереть нашу столицу с лица земли. Они хотели затопить город.

                                                                                          Слайд

Учитель 2:  Во главе Западного фронта,  оборонявшего Москву, был поставлен талантливый полководец  Георгий Константинович Жуков.  Ему и другим командирам пришлось принимать самые срочные меры по обороне Москвы.

                                                                                            Слайд

 Вокруг столицы срочно рыли окопы, возводили проволочные заграждения, устанавливали «ежи» - противотанковые сооружения в виде  скрещенных железных  брусьев. На подступах к Москве были  взорваны мосты, установлены мины.

                                                                                                  Слайды

Учитель 1:   Чтобы обмануть  немецких лётчиков, бомбивших Москву, на Кремлёвской стене нарисовали дома и деревья. Появились дома из фанеры  и полотна с нарисованными  окнами и дверьми на Красной площади. Не блестели золотом золотые купола Кремля, их покрыли зелёной краской, а стены замазали чёрными и зелёными полосами.  

                                                                                                Слайды          

        В ночное время низко спускаться к земле и прицельно метать бомбы мешали аэростаты – огромные шары, наполненные  воздухом (газом), из прочного материала.   

                                                                                                Слайд

Москву отстояли!                                                Слайд

  1. Блокада Ленинграда.

                                                                                                Слайд

Учитель 2:    В августе 1941 года город Ленинград оказался в блокаде, т. е. в кольце фашистских  полчищ.  Связь города со страной  по суше прервалась.

Учитель 1 :     На жителей города обрушился голод. Единственным продуктом питания  был хлеб, но и того не хватало. Суточная норма  в декабре 1941 года рабочим составляла 250 г, всем остальным – 125 г.

                                                                                          Слайд  

        Люди умирали, но не сдавались. Они гибли от бомбёжек и  артобстрелов, от холода и голода.

                                                                                              Слайд

10.  Скрипят, скрипят по Невскому полозья.

       На детских санках, узеньких, смешных,

       В кастрюльках воду голубую возят,

     Дрова, тела умерших и больных.

                                       /О. Бергольц/

ВЕД.:  Вот странички из дневника , который вела  школьница Таня Савичева:

                                                                                                   Слайд

«Женя умерла 28 декабря  в 12. 30 утра 1941 года

(Женя – это сестра Тани)

«Бабушка умерла 25 января  в 3 часа 1942 года»

«Лёка умер 17 марта  в 5 часов утра 1942 года»

(Лёка – это брат Тани)

«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года»

«Дядя Лёша, 10 мая  в 4 часа  дня 1942 года»

«Мама 13 января в 7.30 утра 1942 года. «Умерли все. Осталась одна Таня».

Учитель 2:    После смерти родных Тани попала в детский дом, откуда её вывезли на Большую землю. За  жизнь Тани боролись 2 года, но спасти её  так и не смогли.

Учитель 1:   Немцы постоянно обрушивали на город смертоносный огонь с суши, с моря, с воздуха. Сотни тысяч ленинградцев  погибли в дни блокады.

Учитель 2:   В осаждённом городе часто повседневные дела становились подвигом.  

11.   Работал в одном постовом отделении старичок, Иваном Васильевичем звали. Сыновей проводил в армию, сам рвался на фронт, да  по возрасту не приняли.

 12.  Однажды поступил на почту толстый конверт. Долго видно, шёл – пообтрепался  весь и рваться уже начал. Кто – то  взял конверт в руки, а  из него  вдруг выпала шоколадка. В то голодное время, когда даже хлеба не было, шоколад был дороже золота.

13. Совсем плох был Иван Васильевич, еле  ноги  от истощения передвигал, но сам пошёл  отнести конверт по адресу. Долго ждали его возвращения на почте, не  дождались.

14. Прошло много лет. Закончилась давно война. Однажды в почтовое отделение пришла молодая женщина. В руках у неё была  синяя обёртка от шоколадки, той самой, что Иван Васильевич когда – то понёс детям.

15. «Пришла поклониться памяти вашего почтальона» - объяснила женщина. «Он нам с братом жизнь спас». И вот что рассказала:

-«Сидим  мы с братом дома, одни остались: мама умерла. Сидим и спорим, кому  в булочную идти. Не было у нас сил даже шаг из дома сделать, а тем более  в очереди стоять на морозе.   И всё же брат собрался, но  только он  за дверь вышел, у самого порога  на мёртвого человека наткнулся . В одной руке у него была  крепко сжата плитка шоколада, а в другой – письмо от отца – лётчика.

        Похоронили  старого почтальона на Пискарёвском кладбище, а обёртку от шоколадки сохранили.

Учитель 1:     Лишь одна дорога  связывала блокадный Ленинград с Большой землёй. Шла она по воде, а с наступлением холодов – по тонкому неокрепшему льду Ладожского озера. Эта дорога  сохраняла людям жизнь, поэтому назвали её Дорогой жизни.  По ней же вывозили из осаждённого  города  слабых, обессилевших людей. Правда, не всех из них удавалось спасти.

                                                                                 Слайд

Вед.: 900 дней и ночей  был оторван город  на Неве от Большой земли. Легче его жителям стало после  наступления Советских войск в январе 1943 года, когда  в фашистской обороне был пробит коридор шириной 8 – 11 км. По нему пошли поезда, машины с продуктами.

                                                                                      Слайд

Учитель 1 :     Всем стало ясно: Ленинград выстоит и победит. Вражеский замысел задушить  защитников города голодом не удался.

        Полностью от блокады Ленинград  был освобождён от блокады только в январе 1944 года.

                                                                        Слайд

  1. Дети войны.

Вед:  Наряду со взрослыми,  дети несли  все тяготы  войны.

                                                                        Слайд

16.         Подростки работали на заводах и фабриках, встав за станки  вместо взрослых, ушедших на фронт. Были случаи, когда из-за маленького роста дети не доставали до станка и им ставили под ноги  скамеечки. Они знали, что своей работой помогают отцам и братьям  на фронте.

                                                                          Слайд

17.         Дети клеили аэростаты воздушного заграждения, делали  взрыватели к минам. Там, где прежде изготавливали оловянных солдатиков и игрушечные пистолеты,

 Теперь  мастерили запалы к ручным гранатам, цветные сигнальные ракеты, дымовые шашки.

18.         На заводе фруктовых напитков ребята  подносили бутылки, чтобы наполнить их горючей  смесью.   Надо лишь разбить такую бутылку, и жидкость воспламеняется.

        Когда бутылок  не было, школьники младших классов собирали их. Так учащиеся одной из школ, весь 1-й этаж заставили бутылками. Они  лежали в ящиках, в корзинах, корытах. Их было так много, что с трудом погрузили  в грузовик. Вскоре, эти бутылки с горючей смесью попали  на фронт, где в них так нуждались бойцы.

  1. Дети хотели  чем-то помочь бойцам. Школьники вязали тёплые носки и варежки, шили и вышивали  кисеты – красивые мешочки, в которых солдаты  хранили  табак для  курева.

                                                                                     Слайд

  1. Приходили они в госпитали, где лежали раненые солдаты, ухаживали за ними, писали  письма их родным, устраивали концерты.

  1. Помогали школьники  страны и почтальонам. В почтовых отделениях накопилось  много  не разобранных писем, в том числе и  от фронтовиков. Как их ждали матери, сёстры, жёны и дети бойцов!

  1. Женщины, старики и дети заменили мужчин в деревне. Ребята наравне со взрослыми работали в поле, в ремонтных мастерских, ухаживали за животными. Они возили  сено, воду, дрова, помогали убирать  урожай. Часто работали  ночью: брали фонари и шли  впереди  трактора, освещая поле  пшеницы. После уборки тщательно подбирали  оставшиеся колоски и  сдавали до последнего  в  колхоз, хотя сами  часто недоедали.

  1. Но труднее и опаснее всего было  детям, попавшим на  фронт.

                                                                              Слайд

                       Как-то за солдатами  увязался голодный, босой паренёк. Пожалели его бойцы, накормили, обогрели. Кто-то спросил:

- Звать- то тебя как?

- Ваня.

- А родители где?

Насупился Ванюша и говорит:

- Наше село Синьково немцы захватили, родных всех поубивали. Возьмите меня с собой!

Хоть нельзя брать детей в армию, да  сжалился командир, взяли Ванюшку с собой.

24.   Так стал мальчик сыном полка.  В разгар боя прекратилась телефонная  связь

С пунктом наблюдения за противником, видно провод перебило снарядом. Посылали  налаживать связь одного телефониста, другого, но оба погибли.

Бьют наши пушки, а всё мимо, не получает командир наводки, куда стрелять. А враг всё ближе и ближе.

Тут бойцы увидели, как с телефонной катушкой на плечах бежит Ваня.  Он ловко, словно мышонок переползал вперёд. Наконец, он увидел предательский обрыв провода. Мальчик ловко соединил провода. Так Ванюшка помог отбить  атаку немцев.

Учитель: За свой героический подвиг юный воин был награждён боевым орденом.

- А вот ещё одна типичная для войны история. Попробуйте её рассказать сами.

                                                                       По слайдам

  1. Памятник Советскому солдату.

Учитель: Долго шла война. Остановила Советская армия полчища фашистов и погнала их прочь с нашей земли. Ударили наши войска по Берлину – главному немецкому городу. Стали  брать улицу за улицей, дом за домом.

        Как-то раз во время боя за Берлин, увидел один  наш солдат маленькую немецкую девочку. Осталась, бедняга, одна посреди улицы. А деваться ей некуда – кругом идёт бой. Изо всех окон огонь  полыхает, рвутся  бомбы, пули свистят.

                                                                              Слайд

        Видит наш солдат – пропадает девчонка. Бросился солдат через улицу под самые пули, подхватил на руки немецкую девочку, прикрыл своим плечом от огня и вынес из боя.

                                                                         Слайд

        Скоро окончилась война. Сдались  фашисты.  Мы  победили. Начался мир.

        И построили в Берлине огромный памятник солдату Советской армии. В одной руке у него  тяжёлый меч, а в другой – маленькая девочка.

                                                                  Слайды

  1. Победа – 9 мая 1945 г.                            Слайд

Звучит песня «День Победы».

Учитель: Этого праздника  люди ждали 1418 дней. Столько дней продолжалась война с фашистами.

                                                             Слайд  

Дети:

За праздник Победы мы  благодарим

- солдат,

- матросов,

-сержантов,

- лейтенантов,

- капитанов, майоров,

 - полковников, генералов,

 -адмиралов, маршалов.

Они сражались за Родину храбро и уничтожили врага.

25.Солнце в трубу золотую трубит – «Слава герою – бойцу!»

     Враг побеждён, уничтожен, разбит, - «Слава герою – бойцу!»

                                                                              Слайд

26. «С врагами я бьюсь – сказал боец-

        На это и жизни не жаль,

        Но штык для меня ковал кузнец,

       Крепка закалённая сталь».

27. «Я  выковал штык – кузнец говорит,-

      Как жар он на солнце горит,

      Но звонкую сталь -  драгоценный дар –

      Выплавил брат сталевар».

28. «Конечно, - сказал сталевар, -  

      Металл я сам из руды достал,

      Но в  тёмные недра  Уральских гор

     Спускался не я, а шахтёр».

29. «Да, это правда,- шахтёр сказал,-

       Забой у меня каменист.

       Руду я достал, но к вам на вокзал

       Её привозил машинист»

30. «Ну да, - сказал машинист, - по  стране

       Я езжу во все  концы,

       Но хлеб добывают и вам и мне

       Родные наши жнецы»

31. «Что ж, это правда, я всех кормлю,-

      Сказал машинисту жнец.-

     Но землю, которую я люблю,

      Сберёг для меня Боец».

- В Москве на Красной площади проходил парад Победы.

                                                                       Слайд

- Москва салютовала.

                                                                      Слайд

Звучит песня «День Победы».

(до слов: « …этот день мы приближали, как могли»)

Учитель: Огромной ценой тягот, лишений, жертв Советский народ заплатил за   Победу.

Звучит  печальная музыка: «Журавли», на фоне музыки  ученик читает

32. Куда б ни шёл, ни ехал ты, но здесь остановись,

      Могиле этой дорогой всем сердцем поклонись.

33. Кто б ни был ты – рыбак, шахтёр, учёный иль пастух

     Навек запомни, здесь лежит твой самый верный друг.

34. И для тебя и для меня он сделал всё, что мог:

     Себя в бою не пожалел, а Родину сберёг.

                                    / М. Исаковский/

Минута молчания.                                                                  Слайд                                    

Звучит песня «С чего начинается Родина»                              Слайд

Куплет:

С чего начинается Родина?

 С окошек, горящих вдали,

 Со старой отцовской будёновки,

Что где-то в шкафу мы нашли                 Слайд

Дети:   - Родина! Что это значит?

             - Это цветы, что растут в нашем крае.

             - Это река, что  мирно течёт.

             - Это заря, что горит не сгорая…

             - Родина – это глаза моей мамы, полные слёз или в искорках смеха.

             - Родина – это закат над полями, звонкое эхо наших лесов.

             - Родина – слова не знаю чудесней, в нём наши сказки и славные были,   дедов   далёкие   грустные песни, те, что  мы до сих пор сохранили.

             -Родина – это земля у порога, где ты впервые узнал своё имя.

              - Родина – это большая дорога, по  которой пойдёшь ты с другими.

             

Вед.:   О, русский мой народ!

            Поток спокойной силы.

            Трудом добытый хлеб

            И… братские могилы.

           Веселье от души и общие печали…

           Народ – кА  первый гром, что  сотрясает дали.

Итог:

Учитель:  - С чего начинается Родина?

Дети:   - Что любится, чем дышится

             - Чем наше сердце полнится, то в голосе услышится, то в песенке  

припомнится.

            - А мы  поём о Родине, с  которой столько связано

             С которой столько пройдено, хорошего и разного.

Тяжёлое – забудется, Хорошее – останется.

 Что с Родиною сбудется, то и с народом станется!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок "С чего начинается Родина!. 1 класс

Патриотическое воспитание должно начинаться с осознания окружающего мира того места, где проходит жизнь маленького человека в данный момент. Надо впитать гордость за значимость человека в этом мире. М...

Письменный мини-опрос № 2 Окружающий мир 3 класс, часть II "Моё Отечество" Система "Школа 2100" Тема: "С чего начинается Родина?"

Мини-опрос по теме: "С чего начинается Родина?". Окружающий мир, учебник, частьII "Моё Отечество" Система "Школа 2100" 3 класс  Вопросы сформулированы так, чтобы дети могли быстро, с минимальной ...

Вводная презентация "С чего начинается Родина..."

Данная презентация знакомит учащихся с проектом "С чего начинается Родина" и помогает выявить уровень знаний учащихся по теме проекта....

С чего начинается Родина?

Внеклассное мероприятие "Вечер поэзии"...

С чего начинается Родина?

Рабочая программа по направлению социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста...

Урок изобразительного искусства на тему: "С чего начинается Родина?"

Урок ИЗО для учащихся 2 класса на тему "С чего начинается Родина".  Данный урок может использоваться учителями, работающими по разным программам. На уроке осуществляется контроль степени усв...

" С чего начинается Родина..."

Занятие по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для первых классов, работающих по развивающей системе Л.В.Занкова....