Проект Детская организация "Родничок" Творческий коллектив МБОУ "Старорузская СОШ с УИОП" занял первое место в областном конкурсе за разработку данного проекта
методическая разработка по теме

Тимина Ирина Валерьевна

Мы считаем, что важно начинать работу по социальной адаптации детей и подростков с раннего возраста. Поэтому главную роль отводим детской организации «Родничок», которая объединяет детей с семилетнего возраста время становления личности ребенка.

ПРОЕКТ  Детская организация "Родничок"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Старорузская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»

Областной конкурс социально-педагогических проектов образовательных учреждений Московской области, направленных на профилактику асоциальных явлений среди несовершеннолетних

Проект

Детская организация «Родничок»

 

Авторы:

 

                     Тимина И.В. руководитель ДО «Родничок»

           Кириенко И.В. социальный педагог

    Догадаева Л.И. заместитель директора по УВР

2008г

Актуальность  программы.

           Актуальность данной темы обусловлена тем, что экономическая нестабильность, социальная дезориентированность неселения, озабоченность большинства семей проблемами материального, а порой и физического выживания негативно сказывается на воспитании детей. Наша школа является сельской, в ней обучаются дети из 10-ти населенных пунктов. Взрослое население, которое зачастую злоупотребляет спиртными напитками,  является негативным примером для детей и подростков.

           Также у нас обучаются дети, прибывшие к нам из других городов России и ближнего зарубежья (Молдавии), некоторые из этих семей находятся в социально-опасном положении, которые не имеют своего собственного жилья или проживают на территории дачных массивов, не соответствующих санитарно-гигиеническим нормам. Семьи эти, как правило, малообеспеченные, так как родители не имеют возможности получить постоянную хорошо оплачиваемую работу. На территории нашего микрорайона существует нехватка культурных и досуговых центров. Наша школа является основным социально культурным  центром села, поэтому одной из основных наших задач является вовлечение детей «группы риска» и детей из асоциальных семей в общественно-полезную деятельность и создание благоприятных условий для развития их  личности. Для повышения эффективности воспитательного процесса в школе созданы и активно функционируют три детские организации, охватывающая школьников разного возраста:

- начальная школа – детская организация «Родничок»;

- средняя школа – «Новая цивилизация;

- старшая школа – юношеское объединение «Кадеты».

           Мы считаем, что важно начинать работу по социальной адаптации детей и подростков с раннего возраста. Поэтому главную роль отводим детской организации «Родничок», которая объединяет детей с семилетнего возраста время становления личности ребенка.

           Детская организация «Родничок» существует в нашей школе с 2002 года. Проблемы, решаемые детской организацией «Родничок» актуальны и исходят из потребности социума. Большое внимание сейчас уделяется работе с трудными детьми из неблагополучных семей, а их в нашей школе около 4%, которые вовлекаются в деятельность ДО «Родничок» через поисковую работу, используемую для повышения интереса и привлечения их к активной общественно-полезной деятельности. Адаптация этих детей в социальной среде, привлечение к интересному делу, стремление раскрыть в них потенциальные творческие возможности – всему этому способствует  деятельность организации «Родничок». Дети приобретают навыки общения и коммуникативную культуру.

           Получаемые в «Родничке» навыки ответственности, за порученное дело, соблюдение принципа коллективизма, расширение кругозора учащихся, повышение их интеллектуального и образовательного уровня делают детей более успешными, уверенными в будущем.

Цели и задачи программы.

Цель:

           Создание  условий для социализации и социальной адаптации детей через гражданско-патриотическое воспитание.

     

Задачи:

  1. Развитие индивидуальных качеств ребенка через различные формы внеклассной и внеурочной деятельности;
  2. Развитие инициативы и творчества в процессе коллективных дел;
  3. Вовлечение трудных детей и детей из неблагополучных семей в общественно-полезную деятельность и создание благоприятных условий для развития их личности.
  4. Вовлечение родителей в школьную жизнь детей;
  5. Формирование навыков социального взаимодействия и культуры общения;
  6. Формирование гармоничных межличностных отношений;
  7. Формирование культуры здорового образа жизни.

Содержание программы.

Программа состоит из семи проектов:

- Проект «Отечество»;

- Проект «Хочу все знать»

- Проект «Я – человек»;

- Проект «Я и моя семья»;

- Проект «Спорт нам поможет силы множить»;

- Проект «Зеленый мир»;

- Проект «Шире круг».

Каждый из проектов предполагает деятельность по следующим основным направлениям:

  1. Здоровье и безопасность
  2. Учеба
  3. Патриотизм
  4. Экология
  5. Культура и нравственность
  6. Труд
  7. Досуг
  8. Семья

           Работа по основным направлениям программы строится с учетом интересов детей в работу в зависимости от возрастных особенностей членов организации  и вовлечения трудных детей в общественно-полезную деятельность. Первая ступень соответствует возрасту учащихся 1-2х классов, вторая – возрасту 3-4х классов.

Проект «Отечество».

Цель:  Воспитание у подрастающего поколения чувства патриотизма, бережного отношения к народной памяти, уважение к историческому прошлому страны. Приобщение учащихся к истокам русской народной культуры и к общественно значимой деятельности на благо России.

Содержание работы:

I ступень:

  1. Классный час - «Родина моя Подмосковье».
  2. Встречи «Дружбы».
  3. Сбор отряда «Учись ходить в разведку».
  4. Сбор отряда «Род, родные, Родина».
  5. Сбор отряда «Первая высота взята!».
  6. Сбор дружины «Наша школа носит имя героя».

II ступень:

  1. Уроки Спецспасса (обмен опытом  детских организаций «Родничок» и «Новая цивилизация»
  2. Вахты Памяти.
  3. Сбор отряда «Испытание делом».
  4. Классный час «Как я справляюсь со своим поручениям».
  5. Работа в школьных музеях «Боевой Славы» и «Русский быт».
  6. Поисковая работа «История детского движения» (пополнение экспонатами школьных музеев).

Проект «Хочу всё знать».

Цель: создание максимума условий для интеллектуального развития детей, повышение интереса к учебной деятельности, развитие индивидуальных способностей учащихся.

Содержание работы:

I ступень:

  1. Праздник «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики».
  2. Праздник «Прощание с Азбукой».
  3. Серия конкурсов «Эрудит».
  4. Занятие в кружках.
  5. Участие в олимпиадах.

II ступень:

  1. Конкурс «Ученик года».
  2. Викторины «Чудеса и тайны».
  3. Участие в предметных кружках.
  4. Обучение работе с интерактивной доской.
  5. Праздник «Школе мы не говорим прощай, мы говорим ей до свидания».

Проект «Я – человек».

Цель: формирование активной гражданской позиции  учащихся, воспитание высоких моральных и нравственных качеств у каждого ребенка. Развитие индивидуальных, творческих способностей, привитие эстетического вкуса.

Содержание работы:

I ступень:

  1. Классный час «Что такое хорошо?»
  2. Классный час «Культура и я».
  3. Утренник «Это мамочка моя!».
  4. Работа кружка ОПК («Основы православной культуры»).
  5. Фольклорный праздник.

II ступень:

  1. Классный час «О лени и лентяях».
  2. Классный час «Душевность и бездушность».
  3. Праздники и утренники.
  4. Рождественские и пасхальные чтения.
  5. Праздники «День инвалида», «День пожилого человека»

Проект «Я и моя семья».

Цель: создание условий для развития ребенка в семье, формирование родительской компетенции.

Содержание работы:

I ступень:

  1. Заполнение анкеты родителями «Моя семья».
  2. Классные часы и праздники, в проведении которых участвуют родители: «История нашей семьи»,  «Моя семья в фотографиях».
  3. Спортивные соревнования «Мама, папа и я – спортивная семья».
  4. Семейные праздники «День матери», «8-е марта», «День семьи».
  5. Родительские собрания и лектории.

II ступень:

  1. Походы выходного дня.
  2. Совместные чаепития «У самовара».
  3. Семейный конкурс «Кулинарный поединок»
  4. Конкурс рукоделия.
  5. Конкурс фоторабот «Моя семья»

Проект «Спорт нам поможет силы умножить».

Цель: развитие физических способностей учащихся через занятия физической культурой в учебной деятельности, внеклассной работе и системе дополнительного образования. Формирование потребностей детей в здоровом образе жизни.

Содержание работы:

I ступень:

  1. Беседы по пропаганде здорового образа жизни.
  2. Встречи с медработником и сотрудником ГИБДД.
  3. Конкурс рисунков по безопасности жизнедеятельности.
  4. Участие в спортивных секциях и кружках.
  5. Спортивные соревнования
  6. Утренник «Я здоровье берегу, сам себе я помогу».

II ступень:

  1. Беседы по пропаганде здорового образа жизни.
  2. Встречи с медработником и сотрудником ГИБДД и школьным инспектором ОДН.
  3. День здоровья.
  4. Утренник «Чистота - залог здоровья».
  5. Акции против курения, алкоголизма.

Проект «Зеленый мир».

Цель: популяризация экологических знаний, участие детей в решении экологических проблем.

Содержание работы:

I ступень:

  1. Выставки «Дары осени».
  2. Конкурсы стенгазет по временам года.
  3. Экологические викторины.
  4. Праздник «Осени».
  5. Цикл экскурсий «Времена года».

II ступень:

  1. День Птиц.
  2. Трудовая операция по охране природы «Кормушка».
  3. Игры «У природы нет плохой погоды» (по народным приметам).
  4. Конкурсы знатоков «Всё о животных».
  5. Олимпиады по экологии.
  6. Конкурсы поделок из вторсырья.

Проект «Шире круг».

Цель: Организация досуга школьников, через систему дополнительного образования и внеклассную деятельность.

Содержание работы:

I ступень:

  1. Классный час «Мир моих интересов»
  2. «Веселые переменки».
  3. Тематические праздники.
  4. Концертные программы.
  5. Организация и работы секций и кружков.

II ступень:

  1. Классный час «Расскажи мне о себе».
  2. КВНы
  3. Конкурс «Юные таланты Московии».
  4. Участие в школьных и районных фестивалях.
  5. Посещение музеев, выставок, театров.

План реализации программы.

Первая четверть

сентябрь

октябрь

Первая ступень

1. Классный час «Родина моя – Подмосковье.

2. Анкетирование родителей «Моя семья».

3. Встреча с медработником.

4. Выставка «Дары осени».

5. Классный час «Мир моих интересов».

1. Встречи дружбы между отрядами.

2. Праздник «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики».

3. Классный час «Что такое хорошо?».

4. Конкурс стенгазет «Золотая осень».

5. Праздник «Осени».

Вторая ступень

1.Встреча с сотрудником ГИБДД и школьным инспектором ОДН.

2.Утренник «Чистота – залог здоровья».

3.Акция «Вредным привычкам – нет!»

1.Сбор отряда «Испытание делом».

2.Обучение работе с интерактивной доской.

3.Праздник Осени.

Вторая четверть.

ноябрь

декабрь

Первая ступень

1.Сбор отряда «Учись ходить в разведку».

2.Классный час «Культура и я».

3.День Матери.

4.Торжественный сбор Дружины «Посвящение в «Родничок»

1.Праздник «Прощание с «Азбукой».

2.Классный час «История нашей семьи»

3.Новогодний праздник

Вторая ступень

1.Торжественный сбор «Посвящение в «Родничок».

2.Конкурс рисунков по безопасности жизнедеятельности

3.Предметные викторины

1. Классный час «Душевность и бездушность».

2. Трудовая операция по охране природы «Кормушка».

3. Новогодний праздник.

Третья четверть

январь

февраль

март

Первая ступень

1.Рождественские чтения

2.Классный час «История моей семьи в фотогра-фиях».

3.Экскурсия «В гости к зиме».

4.Утренник «Я здо-ровье берегу – сам себе я помогу».

1.«А  ну-ка, маль-чики!».

2.Лыжные соревно-вания.

3.Встреча с сотруд-ником ГИБДД.

4.Классный час «Мир моих интересов».

1. Утренник «Это мамочка моя»

2. Игра «У природы нет плохой погоды» (По народным приметам).

3. Экскурсия «В гости к весне»

Вторая ступень

1.Сбор отряда «Как я справляюсь со своим поручением».

2.Встреча со школь-ным сотрудником ОДН.

3.Рождественские чтения.

1.Конкурс знатоков «Все о животных».

2.Праздник «Посвя-щение в рыцари».

3.Классный час «Наша школа носит имя героя».

1.Утренник «Вот какие бабушки у нас».

2.Конкурс поделок из вторсырья.

3.Конкурс «Юные таланты Московии».

4.Праздник «Масле-ница»

Четвертая четверть

апрель

май

Первая

ступень

1.Сбор отряда «Первая высота взята».

2.Фольклорный праздник.

3.Спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья»

1.Итоговый сбор Дружины.

2. Сбор отряда «Род, родные, Родина».

3. Участие в митинге, посвященном Дню Победы»

4. Встреча с сотрудником ГИБДД.

5. Экскурсия в школьный музей Боевой Славы.

Вторая

ступень

1.Обзорная экскурсия в курорт «Дорохово».

2.День птиц.

3.Пасхальные чтения.

4.Семейный конкурс «Кулинарный поединок»

5.Конкурс фоторабот «Моя семья».

1.Вахта памяти.

2.Проведение митинга у памятника Ныркову («Санато-рий Дорохово»)

3.Походы выходного дня.

4.Праздник, посвященный Дню семьи.

5.Итоговый сбор Дружины.

6.Праздник «Школе мы не говорим прощай, мы говорим ей - до свидания»

Механизм реализации программы.

           Программа осуществляется через учебную, внеклассную и  внеурочную деятельность:

- заседания штаба Дружины;

- сборы барабанщиков;

- сборы дружины;

- тематические сборы отрядов;

     -  заседания советов отрядов;

     - утренники и устные журналы;

     - встречи дружбы;

     - встречи со школьным инспектором ОДН, инспектором ГИБДД (беседы, анкетирование, индивидуальная работа, праздники);

      - работа с родителями через родительские собрания, лектории, совместные праздничные мероприятия, походы, экскурсии, посещение на дому;

Кадровое обеспечение проекта.

           В разработке программы приняли участие:

1. Заместитель директора по воспитательной работе Догадаева Лидия Игоревна

2. Социальный педагог школы Кириенко Ирина Владимировна.

3. Руководитель детской организации «Родничок» Тимина Ирина Валерьевна.

           В реализации проекта непосредственно участвуют:

1. Заместитель директора по воспитательной работе Догадаева Лидия Игоревна

2. Руководитель детской организации «Родничок» Тимина Ирина Валерьевна.

3. Инспектор ОДН Рамазанова Римма Ахметовна

4. Социальный педагог Кириенко Ирина Владимировна.

5. Классные руководители начальной школы:

    Белоусова Любовь Николаевна

    Баркова Раиса Григорьевна

    Савина Галина Владимировна

    Тетеревлева Светлана Викторовна

6. Родительские активы классов.

7. Учащиеся начальной школы.

Схема управления, порядок осуществления контроля за ее управлением.

           Эффективность проекта обеспечивается взаимодействием опытных квалифицированных педагогов и детским самоуправлением.

           

           

Ожидаемый результат.

           1. Изменение отношения родителей к проблемам воспитания и обучения детей в современных социально-экономических условиях.

           2. Формирование модели социально-адаптированного выпускника  начальной школы.

           3. Снижение количества учащихся «группы риска» посредством вовлечения их в общественно-полезную деятельность через гражданско-патриотическое воспитание.

           

Прогноз дальнейшего развития программы, долгосрочный эффект.

           Программа имеет дальнейшее развитие через детскую организацию «Новая цивилизация» основной школы и юношеского объединения «Кадеты» старшей школы, где основным направлением работы является гражданско-патриотическое воспитание. Цели и задачи этих организация взаимосвязаны и направлены на создание условий для социализации и социальной адаптации детей.

Экономическая эффективность.

           Данный проект экономически эффективен, так как не требует больших финансовых затрат.

Заместитель директора по воспитательной работе,

и социальный педагог

Руководитель Детской организации «Родничок»

Штаб Дружины:

барабанщики, знаменосец, командиры отрядов

Советы отрядов

Отряд

«Дружные ребята»

Отряд «Орлята»

Отряд «Дружный»

Отряд «Капельки»

Отряд «Улыбка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка исследовательского проекта с использованием регистратора данных «Лабдиск» в начальной школе. Ориентирование на местности с определением географических координат.

Теоретические основы описываемого эксперимента.   Географические координаты. Параллель и меридиан можно провести через любую точку земного шара. Вместе с тем, через каждую точку можно провес...

Авторская разработка занятия внеурочной деятельности. Областной конкурс методических разработок по развитию шахматного образования

«Шахматы – превосходная школа последовательного, логического мышления».В.А.Сухомлинский Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению русского яз...

Приказ "Об итогах районного этапа областного конкурса детско-юношеского творчества по пожарной безопасности «Неопалимая Купина»"

Итоги районного этапа областного конкурса детско-юношеского творчества по пожарной безопасности «Неопалимая Купина»Номинация «Декоративно-прикладное творчество» Возра...

"Экскурсия по школе"Грамота за 2 место в областном конкурсе

Презентация "Путешествие в зелёный мир нашего класса" завоевала 2 место в областном конкурсе. Конкурс проводился Проект-студией  "Наш город" Смоленск. о результатам конку...

Методическая разработка материала на Муниципальный этап областного конкурса "Сердце отдаю детям"

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа  социально – педагогической направленности « Истоки»(срок реализации 4 года, для детей с 6,7 лет).Разработчик:...

Методическая разработка материала на Областной конкурс "Формула здоровья" Тема работы: "Болезни недостаточного питания"

Автор: Слободина Татьяна Леонидовна, учитель начальных классов первой квалификационной категории...