Методическая разработка - победитель в областном конкурсе "Лучший урок с использованием электронных продуктов фирмы "1.С", урок окружающего мира во 2 классе по системе Занкова по ФГОС с применением ЭОР -2015.
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) на тему

Методическая разработка урока окружающего мира включает конспект урока по теме "Мировой океан. Материки и океаны".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка  и  применение

электронных  ресурсов  в  образовательном  процессе  «Школа  будущего»

Использование программных продуктов «1С»

в образовательном процессе и внешкольной работе

Автор  работы:

Шаповалова Алла Николаевна

учитель  МБОУ ОСОШ №2

Ростовская область

Орловский район

2016 г.

УЧЕБНЫЙ  ПРЕДМЕТ:  окружающий  мир (система  Л.В.Занкова).

УЧАСТНИКИ:  учащиеся 2»А» класса  МБОУ ОСОШ №2                                                                

ТЕМА УРОКА:  «Материки. Мировой океан», ФГОС.

Цели и задачи урока:

I. Образовательные:

- Помочь детям усвоить новые понятия «материк» и «океан».

- Научить узнавать и показывать на карте все материки и океаны.

- Повышать компьютерную грамотность учащихся через  работу с электронными продуктами «1С». Школа»

II. Развивающие:

- Развивать пространственное воображение, познавательный интерес, мышление, память, речь, развивать умение работать с картой, учебным текстом, развивать способности обобщать и систематизировать полученные знания;

III.Воспитательные:

-Содействовать формированию личности ученика, поддерживать потребности и мотивы узнавать «новое»; способствовать развитию коммуникативных способностей (слушать и слышать одноклассников, вступать в дискуссию, диалог, выражать и отстаивать свое мнение), воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые  результаты:

Создание  условий  для  формирования      универсальных  учебных  действий:

Личностные - формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве, формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Регулятивные - определение цели учебной деятельности, выбор темы, сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности, понимать причину своего неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

Познавательные - выполнять универсальные логические действия (анализ, синтез). Устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные - оформление своих мыслей в устной речи, учиться подтверждать аргументы фактами, слушать других, организация учебного взаимодействия в парах и группах

Место и роль урока: 6 урок  по программе;  в изучаемой главе  2 урок по теме «Материки. Мировой океан».

Приём создания проблемной ситуации: вопрос, на который ученики должны дать ответ после приобретения информации.

Минимум: учащиеся  должны перечислять  материки и океаны и показывать их на карте, на интерактивной доске.

Понятия:  материк, океан.

Использование современных технологий: - оздоровительная технология  доктора В.Ф.Базарного;

                                                           - интерактивные  компьютерные  технологии – программные  продукты   фирмы «1С»;

                                                           - личностно-ориентированная и дифференцированная  технологии.

Методы, используемые  учителем на уроке:    

                  1) по характеру познавательной деятельности уч-ся:

                          - репродуктивный;

                         - частично-поисковый;

                         - исследовательский;

                        - личностно-ориентированный;

                       2) по степени активности учащихся:

                       - конструктивные;

                       - творческие;

                       3) по источнику знаний:

                      - словесные;

                      - практические;

                      - наглядные;

                       4) стимулирования и мотивации:

                      - познавательные;

                      - социальные;

                      - эмоциональные;

                      5) мыслительной деятельности:

                      - аналитические;

                      - сравнения;

                      -классификации материала;

                      6) контроля и самоконтроля:

                      - устный;

                      - письменный контроль;

                     7) по организации деятельности -  активные методы обучения (АМО  - авторские, имеются сертификаты на использование от интернет-сайта «Мой университет):

                      - индивидуальные – « Я -  сам!»;

                      - групповые – «Один в поле – не воин!»;

                      - парная работа - «Одна голова – хорошо, а две – лучше!»;

                      - дифференцированные (самостоятельный выбор задания по уровням).

Оборудование: Учебник для 2-го класса «Окружающий мир»,  ч.1. Авторы Н.Я.Дмитриева,  А.Н.Казаков. (УМК Л.В.Занкова); рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», авторы Н.Я.Дмитриева,  А.Н.Казаков; мультимедийный проектор; карта полушарий; программный  продукт – «1с. Окружающий мир, 1 – 4 классы, тесты», карточки.

Кабинет оборудован по оздоровительной технологии доктора В.Ф.Базарного: сенсорные кресты со словами, написанными разным шрифтом и цветом (вода, суша, Индийский, Атлантический, Северный Ледовитый, Тихий, Южный, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Евразия,  Антарктида,  Африка),

потолочный офтальмотренажёр для зарядки для глаз, парты с конторками, коврики с пуговицами для ног.

                                                                                                         Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Эмоциональный настрой. Организационный момент.

- В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет.

Так пусть же каждый его лучик

заглянет к нам в класс

и не только обогреет нас,

но придаст сил, настроения и

уверенности в знаниях.

- Вот с таким солнечным настроением мы и начнем наш урок окружающего мира.

Дети подходят к окнам, «здороваются» с солнышком.

(Презентация – слайд №8)

II. Мотивация.

Определение темы и постановка целей урока.

- Закройте глазки, опустите головки и вслушайтесь в слова:

«Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар.

Это наша Земля. И началась на ней жизнь…  

Работа со словами на сенсорных крестах:

( вода, суша, Индийский, Атлантический, Северный Ледовитый, Тихий, Южный, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Евразия,  Антарктида,  Африка)

- А что мы можем увидеть на Земле, мы узнаем, прочитав слова на этих крестах. Назовите общими словами то, что вы прочитали.

-Определим тему урока -  «Материки и океаны».

-Определяем цели урока вместе с детьми

Узнаем, что такое материки

Узнаем, что такое океаны

Научимся сравнивать их между собой

Будем работать с картой

Будем искать информацию в учебнике

Ученики закрывают глаза.

(Презентация – слайд №9)

Дети формулируют тему урока из прочитанных слов на сенсорных крестах и цели урока в соответствии с темой.

III. Возникновение проблемного вопроса. Самоопределение к деятельности.

Разговор мальчика Миши  и  девочки Маши - героев учебника окружающего мира (такие имена ученики дали детям с рисунка обложки учебника)

-Миша: - Я читал, что мы живём в Европе, а материков всего 6.

-Маша: -  Я знаю, что мы живём в Евразии, а океанов всего 5.

-Кто из героев прав?

-Какие возникают вопросы?

-Что такое материки? И сколько их?

-Что такое океаны? Сколько их?

-Чем они отличаются?

-Какие материки и океаны есть на Земле?

Дети предполагают, кто из героев прав, и на основе их утверждений формируют проблемные вопросы.

(Презентация – слайд №10)

IV.Поиск решения проблемы. Открытие новых знаний.

  Работа с картой  полушарий – на доске, учебником «Окружающий мир 2 класс» - первый форзац)

- На какие две группы  можно разделить объекты,  которые вы видите на карте и форзаце? Почему?

Суша: Северная Америка, Южная Америка, Евразия, Австралия, Африка, Антарктида

-Опишите увиденные вами участки суши. Что у них общего?

- Это большие участки суши, окружённые со всех сторон водой (определение в учебнике – с. 14)

- Какое общее название они имеют?

Если дети не знают, ищут в учебнике понятие материки

Задание:  Найти на карте 6 участков суши. Установить самый маленький и самый большой.

Вода: Атлантический океан, Тихий океан, Индийский океан, Северно-Ледовитый океан, Южный океан.

- Опишите увиденные вами участки воды. Что общего в них?

 -Это огромные водные просторы, простирающиеся от одного участка суши до другого (определение – с. 18 в учебнике)

- Какое общее название они имеют?

Они называются океанами.

Задание:  Найти на карте и форзаце 5 океанов. Установить самый большой и самый маленький.

(Презентация – слайд №9)

Высказывания:

- Огромные водные пространства между материками  это - океаны Земли.  И огромные участки суши, которые окружены водными пространствами это – материки (континенты)

Рассматривают карту и по ней отвечают на вопросы

Анализируют, обобщают, перечисляют. Ищут информацию в учебнике. Формулируют новое знание.

(Презентация – слайд №11)

Работают с картой и форзацем учебника.

V. Физминутка 1.

- Перед дальнейшей работой мы с вами немножко отдохнем.

Путешествуя по странам

Утомились мы в пути

Предлагаю вам, ребята

Всем из парт сойти.

Посмотреть направо,

Посмотреть налево,

Потянуться к солнцу,

Удивиться «Где мы?»

Через ручьи и кочки

Перепрыгнем ловко,

Для первооткрывателей

Всегда нужна сноровка.

Вдыхаем свежий воздух,

Как бабочки кружимся.

И на цветок чудесный

Спокойно мы садимся.

Дети отдыхают, выполняют упражнения по физминутке.

(Презентация – слайд №12)

VI. Первичное восприятие и усвоение новых знаний.

Работа по карте полушарий, с  учебником, воздушными шариками:

- Давайте сначала рассмотрим самый большой материк на карте и прочитайте его название.

- Найдите у себя на шарике этот материк и подпишите фломастером его название.

(Евразия )

Именно в Евразии находится наша Родина - Россия, Ростовская  область, посёлок Орловский. Евразия соединяет две части света – Европу и Азию. Граница между этими частями условно проходит по хребту Уральских гор. На этом материке есть все виды природных богатств, которые существуют на Земле.

- Почему для записи слова Евразия на сенсорном кресте взят крупный шрифт? Что он может  обозначать?

(самый большой  материк)

- Почему буквы разноцветные?

(поверхность  суши – разная)

- А теперь мы с вами рассмотрим самый жаркий материк. Как вы думаете, каким цветом написано его название на сенсорном кресте?

-Жёлтым.

- Прочитайте его название - Африка.  Найдите этот материк на карте, затем подпишите на шарике.

(Африка)

Африка – второй по величине материк. Это самый жаркий континент. Здесь не бывает зим. Поверхность нагревается до +70 градусов. Африку называют «черным континентом», из-за того, что там живут чернокожие жители.

- Скажите мне, ребята, какой материк мы рассматривали?

 ( Африка)

- А теперь рассмотрим материк, названный двумя словами. (Северная Америка и Южная Америка).

- На каком из них, судя по названию – холоднее?

(Северная Америка)

- Найдите Северную Америку на карте и обозначьте на шарике.

Северная Америка – материк, омываемый тремя океанами. Здесь располагается самый мощный и знаменитый Ниагарский водопад.

- Скажите мне, ребята, какой материк мы рассматривали?

 ( Северная Америка)

- Следующий материк, который мы рассмотрим, это

-  сестра Северной Америки - Южная Америка. Найдите у себя на карте этот материк, а также на шаре.

Южная Америка - это самый влажный материк. Здесь находятся  самые длинные горы Анды и самая полноводная река мира Амазонка. Часть света Америка – это два материка Северная и Южная Америка, которые соединены очень узким Панамским перешейком.

- Скажите мне, ребята, какой материк мы рассматривали?

 ( Южная Америка)

- А теперь  найдите самый маленький материк на планете Земля.

- Найти Австралию на карте и на шаре.

Австралия – самый маленький и сухой материк. Здесь обитают самые необычные животные, которых больше нигде нет на земном шаре.  С латыни название материка означает «Южный».

- Скажите мне, ребята, какой материк мы рассматривали?

 ( Австралия)

- Подошла очередь к самому холодному материку. Каким цветом написано его название на сенсорном кресте? Почему? Антарктида – синим цветом.

Закончите работу на шаре.

Антарктида - самый холодный материк. Толщина льда здесь несколько километров. Единственный, где запрещены военные действия. На карте она изображена и на западном полушарии, и на восточном.

Находят материки на  карте, форзаце учебника  и шариках по аналогии с рассказом учителя.

Закрепляют понятие «материк».

Перерабатывают полученную информацию.

(Презентация – слайд №13)

VII. Физминутка 2 с потолочным офтальмотренажёром.

- На материках мы с вами побывали, а теперь отправляемся в плавание. На каком виде транспорта вам хочется  отправиться   в плаванье? (Дети перечисляют)

-Чтобы управлять водным транспортом, необходимо отличное зрение. Для этого сделаем физминутку для глаз на потолочном тренажёре ( под чтение стихотворения подготовленным учеником. 2 строчки стиха поочерёдно – на левый и правый глаза)

Спят четыре океана,

Синеглазых  великана.

Солона у них водица,

Не удастся ей напиться.

Тихий океан к Востоку,

Самый сильный и большой.

Атлантический  на Запад

С голубой бежит волной.

Океан Индийский к Югу

 Занимает синий угол.

А для Северных сторон

Ледовитый шлёт поклон.

Дети отдыхают, выполняют упражнения для глаз по физминутке.

(Презентация – слайд №14)

Закрепляют понятие «океан».

VIII. Закрепление новых знаний и умений.

– Какие названия океанов вы запомнили из физминутки? Покажите их на карте.

- О каком океане не было иформации в физминутке, но он есть на карте? (Южный океан).

- И это не случайно, так как учёные мира сравнительно недавно стали считать его океаном, поэтому не во всех стихах и даже картах есть его обозначение.

- Для чего надо знать карту, материки и океаны?

Вывод: это позволяет путешествовать по карте и миру, легко находить места  интересующие тебя.

                Задания по группам (по 5-6 человек):

Задание 1- «Учителя» - программный продукт «1с. Окружающий мир, 1-4 классы, тесты: Практические работы - №1, №3, №4, №8»: - Найди и исправь ошибки в обозначениях материков и океанов.

Задание 2 – «Учёные-1»- карточка: - В списке названий подчеркнуть  только названия материков и дописать недостающий ( Европа, Северная Америка, море, Южная Америка, Индийский, Австралия, Евразия, Африка, Россия,)

Задание 3 – «Учёные-2»- карточка: - В списке названий подчеркнуть  только названия океанов и дописать недостающий ( Европа, Северная Америка, море, Южная Америка, Индийский, Австралия, Евразия, Африка, Россия, Антарктида)

Задание 4 –« Картографы-1»- работа с контурной картой полушарий (Рабочая тетрадь с. 46, 47): - подписать названия материков на контурной карте.

Задание 5 –« Картографы-2»- работа с контурной картой полушарий (Рабочая тетрадь с. 46, 47): - подписать названия океанов на контурной карте.

Проверка  всех  заданий.

Выводят вывод: зачем и где могут пригодиться новые знания.

(Презентация – слайды №15,  №16,  №17)

Определяют ошибки в обозначениях материков и океанов.

Выбирают названия материков (океанов) из списка слов.

(Презентация – слайд №18)

Работают с контурной картой.

(Презентация – слайд №19)

Все группы демонстрируют выполненную работу. Оценивание.

IX. Рефлексия.

- Кто из героев учебника в начале урока был прав? Докажите.

- Насколько успешно ты работал на уроке? Оцени себя.

- Какой смайлик тебе подходит?

Ребята оценивают себя и свою работу на уроке. Доволен ли я собой, какие затруднения были, достиг ли цели учения.

(Презентация – слайд №20)

X. Выбор домашнего задания.

- Учебник, с.  14- 18 - читать, работать с картой.

На  выбор:

-Учебник, с.15.  Проверь себя – загадки.

- Рабочая тетрадь, с.  46 - 47 – раскрасить материки.

- Творческое задание: - составить  рассказ «Материк моей мечты»

Ученики выбирают домашнее задание по своим силам, записывают  в дневник.

(Презентация – слайд №21)

XI. Подведение итогов.

- Что нового узнали на уроке?

- Как узнали, что помогло? Что  помешало?

 - Где пригодятся знания сегодняшнего урока?

 Спасибо  за  работу.

Подводят итоги, определяют степень успешности  по достижению поставленной цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира 3 класс по системе Занкова Л.В.

разработка урока по окружающему миру для 3 класса по системе Занкова Л.В. (учебник Дмитриевой Н.Я.,Казакова А.Н.)...

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...

урок окружающего мира 1 класс по системе Занкова Л.В. "Хищные и травоядные животные"

Путем исследования  и игры учащиеся учатся различать хищных и травоядных животных по строению зубов и способу питания...

Разработка урока окружающего мира 3 класс по системе Л.В.Занкова «Природное сообщество - озеро»

Этот урок формирует представления учащихся об озере как о природном сообществе. Знакомит с разнообразием живых организмов озера....

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс. Развивающая система Занкова ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана на основе Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния, Концепции духовно-нравственного раз­...

Урок окружающего мира в 1 классе система Занкова по теме "Тепловые пояса Земли".

Разработка урока для 1 класса по теме "Тепловые пояса Земли" может быть применена не только в данном классе, а вообще в начальной школе....

конспект урока по окружающему миру 1 класс по системе Занкова

Урок содержит материал для работы по теме "профессии". Материал расчитан для учащихся 1 класса обучающихся по системе Занкова. Урок дает возможность показать организацию групповой работы в у...