Воспитание доброты
статья по теме

Ланкович Нина Викторовна

Из опыта работы над нравственностью обучающихся начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_dobroty.odt25.34 КБ

Предварительный просмотр:

«Воспитание доброты»

(Из опыта работы)

        Самой трудной и самой значимой деятельностью учителя считаю воспитательную работу. Сейчас дети быстрее развиваются и физически и умственно, что позволяет им успешно справляться с учебной нагрузкой. В тоже время все чаще в поведении детей появляется агрессивность, грубость. Уровень нравственных норм и правил не соответствуют  уровню нравственного поведения , то есть теоретически дети знают как надо поступать, но поступают не всегда правильно.

        Начиная работу в 1 классе, я в течение месяца внимательно знакомлюсь с детьми, присматриваюсь к ним.  Одновременно для себя определяю те основные направления, по которым буду развивать души   в последующие четыре года. Анализируя современное состояние общественной жизни, посчитала самым важным в своей работе — воспитание доброты у детей. Уметь радоваться успехам своих товарищей, достойно переживать свои неудачи и быть рядом, когда неудача у другого — вот те маяки, на которые мы будем равняться с детьми в течение четырех лет.

        Воспитать в ребенке чувства доброты, отзывчивости, сострадания невозможно  без комплексного подхода к личности. Поэтому я составила ориентировочные направления своей работы, которые акцентируют внимание на «Я» каждого ребенка.

        Например, одно из направлений: «Я, моя семья, мои друзья». Цель этого направления: воспитывать в детях чувство самоуважения, уважения к членам своей семьи, своим друзьям. Вот некоторые мероприятия проводимые в этом направлении:

* «Мамин портрет»

* «Мамины руки не знают скуки»

* « Что означает моя фамилия»

* «Работа и мои родители»

* «Как росли мои бабушка и дедушка»

* «Бабушкины секреты»

* «Мои ручки — не белоручки»

* «Учимся вырабатывать характер»

        Темы других направлений: «Я, мы и природа», целью которого, показать неразрывную связь человека и природы, развивать чувство прекрасного, воспитывать бережное отношение к природе;  «Мой родной край» - расширить представления о малой Родине, крае, городе. «В здоровом теле — здоровый дух» - воспитывать в детях потребность в здоровом образе жизни.

        Но вернемся к организации работы. Весь класс разбиваю на команды (экипажи), ребята придумывают название своей команде («Искорки», «Лучики»,                   «Светлячки»). В ходе совместных дел ребята сами вырабатывают правила поведения в коллективе. Например:

* Мы будем внимательны друг к другу.

* Мы будем помогать нашим товарищам, если они окажутся в беде.

* Мы будем доставлять радость друг другу и своим родителям.

* Мы не будем никого обижать.

* Мы не будем пускать в ход кулаки, чтобы выйти из трудной ситуации.

* Мы не будем говорить друг другу обидные слова.

        Эти правила ребята оформляют в своеобразный свиток, под которыми каждый ставит свою подпись, в знак обещания соблюдать эти правила.        Каждый день в 1 классе, а во 2,3,4 классах раз в неделю подводим итоги совместной жизни класса. Каждая команда пополняет «копилку» добрых дел.  Это отражается на стенде в виде соревнования между командами («Построим дом Дружбы», «Украсим  новогоднюю елку», « Соберем букет для мамы»).

        Чтобы класс был красивым и уютным предлагаю ребятам выбрать  волшебников чистоты, фей цветов. Волшебниками их зовут потому, что они творят добрые дела. Волшебники книг следят за состоянием учебников, другие следят за заполнением дневников, за своевременную сдачу тетрадей на проверку, за организацией игр на перемене. Каждый из волшебников ведет тетрадь, в которой отмечает выполнение своего поручения, затем докладывает командиру  команды, а тот в свою очередь  - учителю.

        Распределение поручений сначала происходит по принципу «кто  что лучше умеет делать». Затем дети меняются поручениями. При этом руководствуюсь тем, что каждый ребенок должен попробовать себя в роли руководителя, но в тоже время умел подчиняться другим. Поэтому каждый испытывает радость от результатов совместного труда и общения друг с другом.          

        В третьем, четвертом классе все ориентировочные мероприятия  исходят из детских желаний, предложений, советов. В сентябре ребята высказывают пожелания, чтобы они хотели увидеть в этом году, куда сходить, какие праздники провести. Предложения о мероприятиях также поступают и от родителей. Суммируя все пожелания, я корректирую их и придаю им форму реального дела.

        Неоценимую помощь в воспитании доброты оказывают уроки духовности,  которые помогают детям формировать привычку моральной оценки поступков с позиции доброжелательности и уважения друг у другу, накапливать опыт нравственного решения конфликтов, формировать задатки самоконтроля в поведении, а также цикл библиотечных уроков объединенных темой: «Доброта начинается с детства».

        Одним из условий  успешной работы является активное участие родителей в жизни класса.  С ними поддерживается индивидуальная повседневная связь. Родители с большим интересом и уважением относятся к школьным делам. Все праздники тщательно продумываются, составляется сценарий. Родители помогают в изготовлении костюмов, декораций, нередко сами выступают в качестве актеров. На праздники приходят целыми семьями. Родителям приятно наблюдать как застенчивый ребенок, преодолев смущение, выступает на сцене, а сойдя с «подмостков», счастливо улыбается, так как для него это источник радости и удовлетворения.

        Таким образом, каждое звено системы нравственного воспитания, имея самостоятельную нагрузку, взаимосвязано с другими и образует единое обоснованное и методически продуманное воспитательное действие. В результате школьники убеждаются, что принятые в обществе формы контакта и взаимодействия с людьми, основаны на принципах, гуманизма, справедливости, здравого смысла и стремления к красоте. Нравственно воспитанный человек не сделает ничего такого, что могло бы обидеть, задеть, унизить другого человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Воспитание доброты у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью на уроках чтения"

Статья посвящена проблемам духовно-нравственного воспитания младших школьников с интеллектуальной недостаточностю на уроках чтения...

Родительское собрание «Воспитание доброты, чуткости, отзывчивости»

Цели и задачи:- помочь родителям осознать  как важно  и необходимо для формирования личности ребенка воспитание доброты, чуткости, отзывчивости,- построить тесное взаимодействие и взаимопони...

Памятка для родителей о воспитании доброты

О чем нужно помнить родителям,чтобы вырастить доброго и отзывчивого ребенка?...

Воспитание доброты

Памятка для родителей о том, что дети учатся доброте у нас....

Воспитание доброты

Памятка для родителей. Из выступления на родительском собрании....

"Воспитание доброты и милосердия через сказку"

Выступление на методическом объединение....

«Воспитание доброты». Консультация для родителей

Давайте примем все усилия к тому, чтобы наши дети во всех жизненных ситуациях были добрыми, чуткими, отзывчивыми, доброжелательными людьми. Ведь именно в них мы видим свое будущее, которое будет согре...


 

Комментарии

Ланкович Нина Викторовна

Статья написана для педагогов и родителей.